54733

Лоскутный коллаж

Конспект урока

Педагогика и дидактика

1 слайд Я готова подарить вам мир модных и стильных вещей на основе лоскута. слайд 2 С чего же все началось слайд 2 Лоскутное шитье исходно возникло в среде бедняков как необходимость малыми средствами создать красивые вещи. слайд 3 В настоящее время лоскутное шитье сохраняет этот смысл однако современный его статус значительно выше. слайд 4 Лоскутная техника шитья популярна у многих народов.

Русский

2014-03-18

61.5 KB

6 чел.

Открытый урок на тему: «Лоскутный коллаж»

 Цели урока:

  •  дать представление о зарождение лоскутной техники и о приемах работы с лоскутками;
  •  открытие способностей для творческого самовыражения через конструирование замыслов создания проектов на основе лоскута.

Задачи:

  •  познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники и материалами для шитья;
  •  обобщить современный  опыт применения лоскутных композиций в модных и стильных изделиях;
  •  освоить упражнения на тренировку гибкости мышления создания композиций из геометрических фигур;
  •  закрепить навыки и умения инструментами, приспособлениями и шаблонами для выкраивания элементов геометрического орнамента;
  •  сохранить  развить интерес к личному участию в создание проектов на основе лоскута;
  •  повлиять на осознание глубины связей с другими людьми и свободы творческого самовыражения в построение отношений с ними.

Ход урока:

  1.  Организация начала урока.

Здравствуйте, девочки. Можете садиться. Подготовились к уроку.

  1.  Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.

Хорошая хозяйка – это экономная хозяйка. И сейчас со мной моя подружка детства – кукла Маша, для которой я сама шила одежду, составляя ее из маленьких различных кусочков ткани. Посмотрите, какое красивое на ней платье сейчас и оно выполнено из лоскутков ткани. Поэтому ее наряд можно отнести к лоскутному шитью, о котором мы с вами и поговорим.  

Кукла Маша будет сегодня моим помощником и вашим другом.

Тема урока сегодня «Лоскутный коллаж». (1 слайд)

Я готова подарить вам мир модных и стильных вещей на основе лоскута.

Мы вместе изучим историю зарождения лоскутного шитья и приемы работы с лоскутками.

Мы освоим упражнение, позволяющее нам создавать композиции из лоскута на основе геометрических фигур.

И я надеюсь, что мы получим большое удовольствие от совместного участия в проектах.

3. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания материала. Обобщение и систематизация знаний.

Вы сегодня пришли в свой привычный класс – но как же он изменился: вокруг столько новых приятных и интересных вещей. Скоро насупят моменты, в которые эти вещи начнут говорить.

Мир вещей, в котором мы живем, отражает особенности нашей личности, наше мироощущение. Среди них есть вещи, которые сделали для нас другие люди и обладание этими вещами связывает нас невидимыми нитями общения с этими людьми. Такое общение через предметы материальной культуры помогает нам духовно расти, наполнять красотой и гармонией пространство, в котором мы живем, сохранять и развивать интерес к жизни. Обратимся же к миру модных и стильных вещей на основе лоскута и обсудим современные тенденции в этом направление.  

(слайд 2) С чего же все началось?

(слайд 2) Лоскутное шитье исходно возникло в среде бедняков, как необходимость малыми средствами создать красивые вещи. Речевой оборот «голь на выдумку богата» подчеркивает практичность и сообразительность человека, умение создавать из нечего – многое.

(слайд 3) В настоящее время лоскутное шитье сохраняет этот смысл, однако современный его статус значительно выше. Художники – дизайнеры увидели в нем неисчерпаемый источник творчества и превратили в настоящее искусство создания стильных вещей. Кропотливая работа по состалению рисунка, его воплощению на ткани обязательно связано с отношением человека к жизни во всех ее проявлениях и соответствующими эмоциональными переживаниями. Современные возможности в выборе тканей по цвету, фактуре, рисунку, плотности и толщине столь широки, что их правильный подбор способен пробудить у любого человека гамму приятных ощущений и чувств. Поэтому восприятие вещей с применением лоскутного шитья непременно сопровождается пробуждением интереса, желанием потрогать, оживлением мира мыслей и чувств у любого человека.

(слайд 4) Лоскутная техника шитья популярна у многих народов.

Богатые традиции в этом виде рукоделия сложились и в нашей Владимирской области. Посмотрите вокруг – ваш привычный класс стал похож на удивительный музей. И сейчас вместе с нами здесь находятся все те мастера, которые создали их – ведь в каждом предмете творчества живет частичка души его создателя. Каждое изделие может восприниматься с дальнего и ближнего расстояния. Ваходя в класс, где висит покрывало, сшитое из лоскутков, мы воспринимаем его целиком, когда же мы подходим ближе, мы можем рассмотреть отдельные мотивы, интересные детали. И это делает впечатление более полным и конкретным.

А сейчас вы уидите презентацию и после ее просмотра я попрошу вас ответить на следующие вопросы:

  1.  Перечислите предметы в изготовление которых использовалось лоскутное шитье?
  2.  Какие виды лоскутной техники существуют?
  3.  Какие предметы вам особенно понравились?

(слайд 5) Применение лоскутной техники в изделиях!

(слайд 6) Техника лоскутного шитья встречается (слай 6) в одежде. Девочки, обратите внимание, на какой из представленных картинок изделие  выполнено в технике лоскутного шитья?

(слайд 7) Правильно, конечно, это курточка.

(слайд 8) Следующая категория применения – это (слайд 8) прихватки. Подумайте под каким номером прихватка, выполненная в лоскутной технике? (слайд 9)

(слайд 10) Также лоскутная техника применяется (слайд 10) в сумках. Девочки, какая же на этом слайде сумка выполнена в технике лоскутного шитья? (слайд 11)

(слайд 12) На данном слайде представлена категория (слайд 12) постельные принадлежности. Под каким номером верный вариант? (слайд 13)

(слайд 14) Здесь представлена категория под названием (слайд 14) настенное панно. Девочки, подумайте и скажите какой из представленных вариантов выполнен в лоскутной технике? (слайд 15)

(слайд 16) А сейчас мы рассмотрим виды лоскутной техники!

(слайд 17) Первой мы рассмотрим технику пэчворк. Обратите внимание какие красивые изделия представлены на этом слайде, как необычно оформлен альбом. (слайд 17) Пэчворк - это техника, при которой сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. Эта техника позволяет сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.

(слайд 18) Следующий прием работы с лоскутами – это квилт. (слайд 18) В переводе с англ. «квилт» – стёганное одеяло. Эта техника обязательно имеет три слоя: верхний слой, собранный из лоскутов, средний слой - прокладку и нижний слой - подкладку. Все три слоя обязательно простёганы. Родиной квилта считают США.

(слайд 19) Текстильный коллаж. Обратите внимание какие сложные по композиции рисунки можно создавать на основе данной техники. (слайд 19) В переводе с французского «текстильный коллаж»  – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

(слайд 20) Текстильная мозаика – это еще одна техника лоскутного шитья. (слайд 20) Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

(слайд 21) А теперь давайте вернемся к вопросам, которые я поставила перед просмотром презентации. В каких же изделиях используется лоскутное шитье?... Какие виды лоскутной техники мы с вами рассмотрели?... Девочки, а какие предметы вам особенно понравились?...

Как вы заметили на протяжение повторения перед вами была подсказка, это возможные варианты применения лоскутного шитья.

(слайд 22) Посмотрите на эту картинку. На ней представлена комната, в которой все выполнено в технике лоскутного шитья. А если приглядеться повнимательнее, то можно заметить, что все изделия выполнены на основе квадрата. Квадрат – это очень удобная форма для компоновки новых объектов. Сейчас я предложу вам упражнение на создание композиций из геометрических фигур на основе «удивительного квадрата». Взгляните – он на доске. Возьмите в руки его картонный вариант на ваших столах.

Удивительные свойства этого квадрата связаны с тем, как он разделен линиями на элементы, которые тоже являются геометрическими фигурами (раздвигает квадрат по линиям разреза). Из этих фрагментов квадрата можно составить очень много интересных фигур.

Сейчас вы будете работать с ножницами. Очень важно, чтобы они хорошо резали, тогда работа с тканью будет без напряжения, только в удовольствие. Давайте вспомним правила техники безопасности (дети отвечают – передавать друг другу можно только кольцами вперед; острие не направлять на другого человека; резать на столе, а не навесу).

Хорошо. Разрежьте свой квадрат на элементы по линиям раскроя и получите такие же части, как у меня на доске. Работайте аккуратно и точно, потому что, как вы знаете, от точности изготовления шаблонов зависит качество всей работы (наблюдает за работой детей, чтобы разрезали точно; когда работа детей подходит к завершению, подходит к доске; строит изображение кепки на доске).

Изображение какого предмета появилось на доске? (ответ детей).

Обратите внимание, как я получила это изображение (демонстрирует).

Построила сначала квадрат – основу в центре, а затем оформила боковые стороны. Повторите мои действия (дети строят изображение на своих местах).

А теперь построим свечу. Я покажу, как начать строить, а вы постараетесь достроить. Беру один из больших треугольников. Он будет у меня основанием подсвечника. Теперь начинаю строить стержень свечи. Я уже использовала 4 элемента. Вам осталось найти место еще трем элементам. (дети пробуют варианты сложения фигур и при успешном завершение кто-то выходит к доске и достраивает изображение на доске).

Ну что же, наступило время самостоятельных действий. Мы будем работать в технике текстильного коллажа. Вам предстоит создать любые композиции из этих элементов, а затем вырезать и сложить их из ткани.

Однако нам нужен какой-то замысел, чтобы наша работа стала настоящим проектом, способным быть полезным нам. Вы наверное заметили, что стекла позади вас оформлены несколько по особому. Какой один из самых любимых праздников мы уже сейчас с нетерпением ждем и готовимся к нему? (ответ детей – Новый год).

Поэтому свой проект мы назовем «Новогодний дизайн» и участие в нем позволит вам использовать новые идеи при подготовке к новогоднему празднику в этом году.

Кого называют зеленой красавицей, воспитанной в лесу с манерами хозяйки новогоднего праздника? (ответ детей – елочка) Попробуйте все построить елочку (дети строят).

У вас замечательно все получилось. А посмотрите какой вариант может быть еще (строит на доске елку с мешком подарков).

Прежде чем вы приступите к работе, чтобы помочь вашим мыслям находить новые образы, я покажу вам на экране некоторое количество фигур.  (слайд 23)

Пожалуйста приступаем к работе по созданию новых композиций. Как только найдете нужный образ, стройте его из лоскута и приклеивайте на стекло, стараясь создать красивое и гармоничное сочетание образов. Кто затрудняется в построение образа может воспользоваться картинками с экрана. (дети строят фигурки на столе, затем разрезают ткань по обозначенным линиям раскроя, выкладывают свою фигурку на тетради и идут к  стеклу, чтобы с помощью клеящегося карандаша прикрепить ее на стекле)   

После 10 минут работы учитель просит детей подойти вместе с ней к стеклу.

Всмотритесь в проделанную нами работу. Как называется наш проект? (ответ детей: «Новогодний дизайн»)

Почему мы выбрали именно этот проект? (ответ детей: скоро Новый год) Конечно, скоро Новый год, мы все с вами любим этот праздник. Очень важно к нему хорошо подготовиться. Праздник создаем мы сами, когда красиво украшаем свой дом и дарим друг другу подарки. Значит, работая над этим проектом, мы учились создавать праздник. Из обычных лоскутков ткани, которые есть в каждом доме, мы создавали на стекле образы предметов и животных, которые нам нравятся. Мы как-будто создавали героев для своей волшебной новогодней сказки. Верите ли вы, что каждому человеку природа подарила волшебный дар создавать вокруг себя мир таким, каким он его любит. Потому. Что по большому счету мир или основная его часть – это пустое пространство, которое необходимо чем-то заполнить.
Это приглашение быть самим собой в самом полном смысле слова. Однако, в конечном счете, смысл нашей жизни раскрывают все равно другие. И, если мы своим творчеством создаем то, что кому-то принесет радость, вызовет улыбку или отзовется в душе приятным чувством заботы и любви, мы чувствуем, что живем полно и насыщенно в каждое мгновение своей жизни.

Можно ли считать наш проект завершенным? (ответ детей: да)

А теперь займите, пожалуйста, свои места.

Мы создавали сегодня образы на основе геометрических фигур, получившихся при разрезание квадрата особым образом. Было интересно, не правда ли? Этот квадрат после урока останется у вас и вы сможете дома создать и другие образы из его элементов.  

 

Начиная урок, мы собирались попасть в мир модных и стильных вещей на основе лоскута. Сначала мы видели их в презентации, затем работали в их окружение и также приняли участие в их конструирование. Можно ли считать наше путешествие состоявшимся? (ответ детей: да)

Мы хотели освоить упражнения, позволяющие нам создавать композиции из лоскута на основе геометрических фигур. Наше знакомство с удивительным квадратом оказалось очень продуктивным. Он остается у вас как очень полезная вещь. Вспомним, что он состоит из семи частичек в виде геометрических фигур. Из этих частичек, как мы убедились можно составить очень много забавных фигурок. А еще этот квадрат может помочь нам увидеть в цветах наши отношения с другими людьми. Выберите, пожалуйста, лоскут ткани приятного вам цвета и фактуры. Разрежьте его по известным вам линиям. (дети выполняют привычную уже им работу по разрезанию квадрата по линиям раскроя)

Все готовы? А что произойдет. Если мы обменяемся лоскутками друг с другом, а потом снова сложим квадрат? (ответ: у нас получится разноцветный квадрат, в котором будут любимые цвета моих одноклассников)

Вы хотите осуществить и этот проект? (ответ: да)

Возьмите в руки один из больших треугольников и обменяйтесь им в парах. Хорошо. Теперь возьмите следующую фигуру и обменяйтесь с другим человеком из класса и так далее. (регламентирует начало каждого обмена, называет и показывает каждую фигуру, которой обмениваются)

Сложите свой квадрат. Какой он у вас получился? Вам он нравится?

А теперь попробуйте сложить Кролика (слайд 24), являющегося символом 2011 года. (дети выполняют задание)

Посмотрите на получившегося у вас Кролика. Из лоскута ткани одного цвета у вас получился веселый, разноцветный Кролик только потому, что каждый из нас невидимыми нитями общения связан с другими людьми. Мы ценим, любим и дорожим друг другом.

Я довольна работой каждой из вас, девочки, на уроке. В течение урока особенно активно отвечали, быстро работали с тканью и ножницами, творчески участвовали в проектах.

Наступило время прощаться и я хочу спросить вас. Участие в какой деятельности на уроке вам особенно понравилось?

Спасибо за работу на уроке. Я надеюсь, вы сможете создать волшебную страну радости в своем доме в наступающем новом году.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82104. СОБЫТИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 594 KB
  Важно также учитывать влияние глобальных процессов, таких как социальная мобильность, медиатизация и урбанизация, на преобразования, происходящие в регионах. Эти процессы интересны тем, что они приводят к интенсификации взаимосвязей между центральными и региональными системами.
82105. Электрогидравлический привод подачи фрезерного станка 1.61 MB
  Отсчет перемещения стола 10 относительно станины 9 осуществляется линейным индуктосином 11, который является индуктивным датчиком перемещения. Измерение осуществляется за счет сдвига вектора магнитной индукции при перемещении движка индуктосина относительно основной шкалы...
82106. Система автоматического регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя 858.5 KB
  Построение желаемой ЛАЧХ системы и оценка качества САР. Коррекция САР и расчет параметров корректирующего устройства Расчет переходной характеристики скорректированной САР Заключение. Для получения характеристического уравнения найдем главную передаточную функцию замкнутой САР.
82107. Электрогидравлический следящий привод с объемным регулированием 1.16 MB
  В систему также может подключаться с помощью выключателя 17 датчик угловой скорости 15 вала гидромотора. Сигнал от датчика обратной связи поступает на усилитель-сумматор, который определяет ошибку регулирования (где - управляющее напряжение) и усиливает сигнал ошибки.
82108. Электрогидравлический следящий привод с машинным управлением 923 KB
  В данной курсовой работе рассматривается электрогидравлический следящий привод с машинным управлением. Электрогидравлический следящий привод с машинным управлением (рисунок 1) имеет силовую часть, состоящую из регулируемого насоса 11 и гидродвигателя 12, и управляющую часть.
82111. Электрогидравлический следящий привод с дроссельным управлением 1.31 MB
  Датчик скорости: Постоянные времени и коэффициенты передач Функциональная схема электрогидравлического следящего привода с машинным управлением САР является регулированной системой по ошибке и многоконтурной по числу обратных связей. Данная схема САР состоит из: сравнительного элемента...
82112. Электрогидравлический следящий привод подачи фрезерного станка 1.99 MB
  В данной курсовой работе рассматривается электрогидравлический привод подачи фрезерного станка. Привод с гидромотором 8 подачи фрезерного станка с передачей «шариковый винт-гайка» применяется при больших длинах хода стола 10, когда изготовление длинной детали представляет значительные трудности.