54736

Музыкальность стихов А. Блока

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.

Русский

2014-03-18

109 KB

7 чел.

Открытый урок по Литературе (11кл.)

Тема: «Музыкальность стихов А.Блока»

(интегрированный урок литературы и музыки)

Цели:

  1.  Показать своеобразие  лирики Блока и особенности поэтики.
  2.  Развивать навыки выразительного чтения.
  3.  Создать условия для глубокого восприятия музыкальных произведений, для проживания, переживания, утончения чувств учащихся.

Задачи:

  1.  Помочь учащимся обобщить свои представления о характерных чертах лирической музыки через жанр романса, песни и т.д.
  2.  Способствовать развитию музыкального мышления

Методы:

  1.  Словесный
  2.  Исследовательский
  3.  Использование современных мультимедийных технологий
  4.  Использование навыков учителя и учащегося (игры на фортепиано и т.д.)

Оборудование:

  1.  Портрет А.А.Блока
  2.  Прослушивание романсов, песен композиторов советской эпохи на стихи А.Блока: «Елена Фролова - Воскресенье Вербное, Дмитрий Хворостовский - Голос из хора (музыка - Г. Свиридов, слова - А. Блок), Д. Хворостовкий - Хожу, брожу понурый (А. Блок - Г. Свиридов), Надежда Казанцева - Ночью в саду у меня (С.Рахманинов - А.Блок), А.Бернар (ф - но), "На железной дороге" - ("Под насыпью во рву некошенном...") (В.Лисина - А.Блок) В.Пономарева».
  3.  Игра на фортепиано
  4.  Домашнее задание: «Творческая работа ученика

Ход урока.

  1.  Чтение творческой работы ученика (дом. задание).
  2.  Поэтическая пятиминутка. Ученик читает стихотворения А.Блока «Незнакомка».

Учитель: Александр Блок – явление в русской поэзии выдающееся. Его образы – символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определенной читательской культуры. Александр Блок – ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Для символистов первым из искусств выражающим подлинные чувства человека – была музыка. Стихи А. Блока удивительно музыкальны. Они не всегда понятны, но заставляют думать. Блок воспевает красоту, любовь, бичует пошлость. В стихах Блока есть таинственный смысл, как в музыке.

Чем достигается музыкальность Блоковской лирики? Для Блока приемом музыкальной организации стиха является «Ассонанс» и много других литературных приёмов.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков

  1.  Каждая гласная у Блока музыкальный инструмент ведущий свою партию.

С ним учащиеся встречались в 8-м и 9-м классах, когда изучали лирику Пушкина и Некрасова. Воскрешаем в их памяти знакомые строчки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных...

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию:

Ветер принес издалека Песни весенней намек —

здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок

звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны, Плакали зимни [и] бури...

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] —«ё» [о]:

Реяли звездные сны.

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознательно избегал:

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Огромное значение в стихах Блока приобретают основанные на ассонансах внутренние рифмы и полурифмы.

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений.

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

  1.  (дальше прослушиваются романсы и песни)

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”)

Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

(Чтение стихотворения под аккомпанемент фортепиано «О доблестях, о подвигах, о славе…»)

Итог урока

Слово учителя.

Слово ученика.

Задание на дом.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Рассуждение ученика о прочитанном произведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20985. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ С ПОМОЩЬЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОТОКОЛОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 74 KB
  dfm AnsiString NIK_server; TForm1 Form1; __fastcall TForm1::TForm1TComponent Owner : TFormOwner { ServerSocket1 Active=true; Memo1 Clear; Memo2 Clear; } void __fastcall TForm1::ServerSocket1ClientConnectTObject Sender TCustomWinSocket Socket { Memo1 Lines Add Клиент присоединился ; } ...
20986. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ С ПОМОЩЬЮ ПРОТОКОЛОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ И ПРОТОКОЛОВ ПРИКЛАДНОГО УРОВНЯ 353.5 KB
  None; } } ФУНКЦИИ ПРИЕМА ОТВЕТА ОТ СЕРВЕРА protected string Receive { string reply = ; byte[] buffer = new byte[1024]; int ret = socket.Receivebuffer; while ret 0 { reply = Encoding.GetStringbuffer 0 ret; if IsCompletereply break; ret = socket.Receivebuffer; } return reply; } protected bool IsCompletestring reply { string[] parts = reply.
20987. Знакомство с языком разметки html, серверным программированием на языке PHP, а также основой работы с СУБД 509.5 KB
  Основные задачи сайта: Популяризация сериала Звёздные врата́: Атланти́да в сети интернет. Решение задачи Для создания сайта распишем основные этапы: Этапы создания сайта: Построение будущей структуры сайта Заказ дизайна Вёрстка Интеграция с PHP Запуск сайта на сервере Реализация Построение будущей структуры сайта Регистрация и авторизация для использования функций сайта пользователь обязан зарегистрироваться используем базу данных Главная краткий экскурс в историю Актеры и герои список актеров используем базу данных...
20988. Взаимодействие прикладных программ с помощью транспортных протоколов сети Интернет 862.5 KB
  Необходимо создать приложение (клиент) , который мог бы отправлять сообщения серверу при помощи транспортных протоколов (TCP и UDP). Клиент должен содержать файлы настроек для возможности задания порта и IP адреса сервера.
20989. Разработка сайта 285.5 KB
  FTPHostHOST USER PASSWORD создается соединение с сервером file_dir file_name = os.splitFILE print 'try downlo ad s' FILE if host.isdirfile_dir and host.isfileFILE: проверяется существование файла print 'file is existing download to:' DEST_DIRfile_name host.
20990. Цифрові рекурсивні фільтри 81.21 KB
  КРЕМЕНЧУК 2011 Мета: одержання практичних навичок із синтезу рекурсивних фільтрів Завдання Визначити параметри рекурсивного фільтра відповідно до варіанту навести передавальну функцію фільтра комплексну та у zзображеннях рівняння сигналу на виході фільтра та побудувати частотні характеристики фільтра. Розрахунок РЦФ в пакеті Mathcad Вихідні дані Визначення нормованих цифрових частот: Визначення порядку фільтра Фільтр 21 порядку розрахувати важко тому візьмемо фільтр 4 порядку Визначення передавальної функції цифрового...
20991. Цифрові нерекурсивні фільтри 154.13 KB
  КРЕМЕНЧУК 2011 Мета: набуття практичних навичок із синтезу нерекурсивних фільтрів низької та високої частоти смугового та режекторного фільтрів. Порядок виконання роботи Реалізація фільтру низьких частот: Реалізація фільтру високих частот: Реалізація смугового фільтру: Реалізація режекторного фільтру: Висновок: На даній практичній роботі були здобуті практичні навички із синтезу нерекурсивних фільтрів низької та високої частоти смугового та режекторного фільтрів.
20992. Розробка цифрових нерекурсивних та рекурсивних фільтрів в LabVIEW 146.2 KB
  Розміщуємо на блокдіаграмі експрес ВП DFD. Classical Filter Design Functions → Addons → Digital Filter Design → Filter Design → DFD Classical Filter Design Функції → Додаткові → Проектування цифрових фільтрів → Проектування фільтрів → DFD Класична розробка фільтрів. Рисунок 1 Конфігурація FIR ФНЧ Розміщуємо на блокдіаграмі експрес ВП DFD Filter Analysis Аналіз фільтру Functions → Addons → Digital Filter Design → Filter Analysis → DFI Filter Analysis Функції → Додаткові → Проектування цифрових фільтрів → Аналіз фільтрів →...