54736

Музыкальность стихов А. Блока

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.

Русский

2014-03-18

109 KB

10 чел.

Открытый урок по Литературе (11кл.)

Тема: «Музыкальность стихов А.Блока»

(интегрированный урок литературы и музыки)

Цели:

  1.  Показать своеобразие  лирики Блока и особенности поэтики.
  2.  Развивать навыки выразительного чтения.
  3.  Создать условия для глубокого восприятия музыкальных произведений, для проживания, переживания, утончения чувств учащихся.

Задачи:

  1.  Помочь учащимся обобщить свои представления о характерных чертах лирической музыки через жанр романса, песни и т.д.
  2.  Способствовать развитию музыкального мышления

Методы:

  1.  Словесный
  2.  Исследовательский
  3.  Использование современных мультимедийных технологий
  4.  Использование навыков учителя и учащегося (игры на фортепиано и т.д.)

Оборудование:

  1.  Портрет А.А.Блока
  2.  Прослушивание романсов, песен композиторов советской эпохи на стихи А.Блока: «Елена Фролова - Воскресенье Вербное, Дмитрий Хворостовский - Голос из хора (музыка - Г. Свиридов, слова - А. Блок), Д. Хворостовкий - Хожу, брожу понурый (А. Блок - Г. Свиридов), Надежда Казанцева - Ночью в саду у меня (С.Рахманинов - А.Блок), А.Бернар (ф - но), "На железной дороге" - ("Под насыпью во рву некошенном...") (В.Лисина - А.Блок) В.Пономарева».
  3.  Игра на фортепиано
  4.  Домашнее задание: «Творческая работа ученика

Ход урока.

  1.  Чтение творческой работы ученика (дом. задание).
  2.  Поэтическая пятиминутка. Ученик читает стихотворения А.Блока «Незнакомка».

Учитель: Александр Блок – явление в русской поэзии выдающееся. Его образы – символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определенной читательской культуры. Александр Блок – ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Для символистов первым из искусств выражающим подлинные чувства человека – была музыка. Стихи А. Блока удивительно музыкальны. Они не всегда понятны, но заставляют думать. Блок воспевает красоту, любовь, бичует пошлость. В стихах Блока есть таинственный смысл, как в музыке.

Чем достигается музыкальность Блоковской лирики? Для Блока приемом музыкальной организации стиха является «Ассонанс» и много других литературных приёмов.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков

  1.  Каждая гласная у Блока музыкальный инструмент ведущий свою партию.

С ним учащиеся встречались в 8-м и 9-м классах, когда изучали лирику Пушкина и Некрасова. Воскрешаем в их памяти знакомые строчки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных...

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию:

Ветер принес издалека Песни весенней намек —

здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок

звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны, Плакали зимни [и] бури...

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] —«ё» [о]:

Реяли звездные сны.

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознательно избегал:

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Огромное значение в стихах Блока приобретают основанные на ассонансах внутренние рифмы и полурифмы.

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений.

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

  1.  (дальше прослушиваются романсы и песни)

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”)

Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

(Чтение стихотворения под аккомпанемент фортепиано «О доблестях, о подвигах, о славе…»)

Итог урока

Слово учителя.

Слово ученика.

Задание на дом.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Рассуждение ученика о прочитанном произведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20632. Биосфера и цивилизация 72.5 KB
  Живые организмы входящие в состав биоценоза неодинаковы с точки зрения специфики ассимиляции ими вещества и энергии из ОС. Совокупность множества параметров среды определяющих условия существования того или иного вида и его функциональных характеристик преобразование им вещества и энергии обмен информацией со средой и с себе подобными и др. Энергетика основа цивилизации и без производства достаточного количества энергии человечество не сможет существовать и развиваться. Сегодня главный производитель энергии теплоэлектростанции ТЭС...
20633. Основные концепции и перспективы биотехнологии 120.5 KB
  Расшифровка генома человека3. Пастер выяснивший роль микроорганизмов в брожении виноделие пивоварение и в возникновении болезней животных и человека. Исключительное значение для борьбы с заразными болезнями имел предложенный Пастером метод предохранительных прививок основанный на введении в организм животного или человека ослабленных культур болезнетворных микроорганизмов. Медицинская микробиология исследует микроорганизмы вызывающие заболевания человека и разрабатывает эффективные методы борьбы с ними.
20634. Принципы симметрии в научной картине мира 60.5 KB
  Принципы симметрии в научной картине мира 1. Понятие симметрии 2. Нарушение симметрии как источник самоорганизации Контрольные вопросыЛитература 1. Понятие симметрии Одним из важных открытий современного естествознания является тот факт что все многообразие окружающего нас физического мира связано с тем или иным нарушением определенных видов симметрий.
20635. Эволюционно-синергетическая парадигма. Открытость, нелинейность, диссипативность 64.5 KB
  4 Фазовое пространство и аттракторы системы Контрольные вопросыЛитература 1. В основе синергетики лежит среди прочих важное утверждение о том что материальные системы могут быть закрытыми и закрытыми равновесными и неравновесными устойчивыми и неустойчивыми линейными и нелинейными статическими и динамическими. Принципиальная же возможность процессов самоорганизации обусловлена тем что в целом все живые и неживые природные и общественные системы являются открытыми неравновесными нелинейными.Пригожин разрабатывая современную...
20636. Эволюционно-синергетическая парадигма 102 KB
  внутренняя структура или самоорганизация поддерживается за счет поглощения отрицательной энтропии или негэнтропии из окружающей среды. уводит ее от состояния равновесия максимума энтропии. В неравновесных системах помимо знания балансовых уравнений встает задача формализации и учета отношения порядка и беспорядка соответственно энтропии и негэнтропии. Рынок выступает здесь в качестве индикатора быстро обнаруживая неходовые товары производство которых нерентабельно и ведет к росту энтропии.
20637. Естествознание в мировой культуре 71 KB
  Проблема двух культурНаука и мистицизмВопрос о ценности науки 2. Люди наивные далекие от науки часто полагают что главное в учение Дарвина это происхождение человека от обезьяны. Таким образом вторжение естественной науки биологии в духовную жизнь общества заставило говорить о кризисе науки и ее разрушительном действии на человека. В итоге развитие естествознания привело к кризису науки этическое значение которой ранее усматривали в том что она постигает величественную гармонию Природы образец совершенства как цели человеческого...
20638. Концепции современного естествознания 63.5 KB
  языком науки все о природе стали называться Naturwissenchaft. Эта сеть связывает многочисленные ответвления физических химических и биологических наук включая науки синтетические возникшие на стыке основных направлений биохимия биофизика и др. Но она позволяет пояснить одну из проблем науки проблему редукционизма. Редукционизм в науке это стремление описать более сложные явления языком науки описывающей менее сложные явления или класс явлений например сведение биологии к механике и т.
20639. История развития естествознания 70.5 KB
  В естествознании это объекты или фрагменты материального мира которые человек исследует. определенного видения мира в соответствии с которым осуществляется научная деятельность. Среди естественнонаучных революций можно выделить следующие типы: 1 глобальные охватывающие все естествознание и вызывающие появление не только принципиально новых представлений о мире нового видения мира но и нового логического строя науки нового способа или стиля мышления; 2 локальные в отдельных фундаментальных науках т. Становление новой...
20640. Методология научных исследований 137 KB
  Методы эмпирического и теоретического познания3. Методы научного познания включают так называемые всеобщие методы т. общечеловеческие приемы мышления общенаучные методы и методы конкретных наук. Методы могут быть классифицированы и по соотношению эмпирического знания т.