54736

Музыкальность стихов А. Блока

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.

Русский

2014-03-18

109 KB

6 чел.

Открытый урок по Литературе (11кл.)

Тема: «Музыкальность стихов А.Блока»

(интегрированный урок литературы и музыки)

Цели:

  1.  Показать своеобразие  лирики Блока и особенности поэтики.
  2.  Развивать навыки выразительного чтения.
  3.  Создать условия для глубокого восприятия музыкальных произведений, для проживания, переживания, утончения чувств учащихся.

Задачи:

  1.  Помочь учащимся обобщить свои представления о характерных чертах лирической музыки через жанр романса, песни и т.д.
  2.  Способствовать развитию музыкального мышления

Методы:

  1.  Словесный
  2.  Исследовательский
  3.  Использование современных мультимедийных технологий
  4.  Использование навыков учителя и учащегося (игры на фортепиано и т.д.)

Оборудование:

  1.  Портрет А.А.Блока
  2.  Прослушивание романсов, песен композиторов советской эпохи на стихи А.Блока: «Елена Фролова - Воскресенье Вербное, Дмитрий Хворостовский - Голос из хора (музыка - Г. Свиридов, слова - А. Блок), Д. Хворостовкий - Хожу, брожу понурый (А. Блок - Г. Свиридов), Надежда Казанцева - Ночью в саду у меня (С.Рахманинов - А.Блок), А.Бернар (ф - но), "На железной дороге" - ("Под насыпью во рву некошенном...") (В.Лисина - А.Блок) В.Пономарева».
  3.  Игра на фортепиано
  4.  Домашнее задание: «Творческая работа ученика

Ход урока.

  1.  Чтение творческой работы ученика (дом. задание).
  2.  Поэтическая пятиминутка. Ученик читает стихотворения А.Блока «Незнакомка».

Учитель: Александр Блок – явление в русской поэзии выдающееся. Его образы – символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определенной читательской культуры. Александр Блок – ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Для символистов первым из искусств выражающим подлинные чувства человека – была музыка. Стихи А. Блока удивительно музыкальны. Они не всегда понятны, но заставляют думать. Блок воспевает красоту, любовь, бичует пошлость. В стихах Блока есть таинственный смысл, как в музыке.

Чем достигается музыкальность Блоковской лирики? Для Блока приемом музыкальной организации стиха является «Ассонанс» и много других литературных приёмов.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков

  1.  Каждая гласная у Блока музыкальный инструмент ведущий свою партию.

С ним учащиеся встречались в 8-м и 9-м классах, когда изучали лирику Пушкина и Некрасова. Воскрешаем в их памяти знакомые строчки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных...

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию:

Ветер принес издалека Песни весенней намек —

здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок

звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны, Плакали зимни [и] бури...

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] —«ё» [о]:

Реяли звездные сны.

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознательно избегал:

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Огромное значение в стихах Блока приобретают основанные на ассонансах внутренние рифмы и полурифмы.

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений.

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

  1.  (дальше прослушиваются романсы и песни)

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”)

Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

(Чтение стихотворения под аккомпанемент фортепиано «О доблестях, о подвигах, о славе…»)

Итог урока

Слово учителя.

Слово ученика.

Задание на дом.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Рассуждение ученика о прочитанном произведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47166. Региональный уровень организации управления 72 KB
  Многозначность понятия региона отражена в нормативных актах Российской Федерации например в утвержденных 3 июня 1996 года Основных положениях региональной политики в РФ. В данном документе регион трактуется как часть территории Российской Федерации обладающая общностью природных социальноэкономических национальнокультурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Регионы как субъекты федерации в федеративном государстве...
47168. Предложение, его закон, факторы и эластичность 73.5 KB
  Предприятие представляет собой первичное звено народного хозяйства в системе общественного разделения труда. разделения труда. Общее разделение труда. Частное разделение труда.
47169. Понятие труда. Трудовой процесс и его элементы 72.5 KB
  Понятие труда. Труд: Рассмотрение труда как экономической категории труд как экономический ресурс впервые это затронул Маршалл. Характерные черты труда: Целесообразная деятельность Осознанная деятельность Общественнозначимая деятельность; удовлетворение личных и общественных потребностей Трудовой процесс совокупность действий исполнителей по преобразованию предмета труда в продукт труда выполняемых на рабочем месте. Основные составляющие: Предмет труда Орудие труда Средства труда Работник.
47170. Сестринское дело в педиатрии 72.5 KB
  Заполнение палат новорожденных происходит 1 хаотично 2 по половому признаку 3 циклично 2.При лечение рахита применяют лечебные ванны 1 крахмальные 2 ванны с чередой 3 соленые хвойные 4 ванны с корой дуба 15. Симптомами бронхоспазма при бронхиальной астме являются 1 затрудненный вдох 2 затрудненный выдох 3 урежение дыхания 4 дыхание Куссмауля...
47172. Ремонт поверхностей деталей. Способ дополнительных ремонтных деталей, способ замены части детали. Ремонт корпусных деталей 73.28 KB
  Способ дополнительных ремонтных деталей способ замены части детали. Ремонт корпусных деталей. В ремонтной практике применяют несколько способов восстановления деталей.
47173. Возникновение Австро-Венгрии 73.5 KB
  Административнотерриториальное деление Цислейтания земли австрийской короны королевства: Богемия Далмация Галиция и Лодомерия; эрцгерцогства: Нижняя Австрия Верхняя Австрия; герцоргства: Буковина Каринтия Крайна Зальцбург Штирия Верхняя и Нижняя Силезия; маркграфства Моравия Истрия; княжеские округа: Тироль Горица и Градишка; земля Форарльберг; Австрийское Приморье; город Триест Транслейтания земли венгерской короны королевства: Венгрия Хорватия и Славония; город Фиуме Босния и Герцеговина с 1908 года ...
47174. Информационное обеспечение менеджмента 73.5 KB
  Инвестиции: определение виды Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. По объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции. Реальные инвестиции авансирование денег в материальные и нематериальные активы. Финансовые инвестиции вложения средств в ценные бумаги: долевые акции и долговые облигации.