54736

Музыкальность стихов А. Блока

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.

Русский

2014-03-18

109 KB

6 чел.

Открытый урок по Литературе (11кл.)

Тема: «Музыкальность стихов А.Блока»

(интегрированный урок литературы и музыки)

Цели:

  1.  Показать своеобразие  лирики Блока и особенности поэтики.
  2.  Развивать навыки выразительного чтения.
  3.  Создать условия для глубокого восприятия музыкальных произведений, для проживания, переживания, утончения чувств учащихся.

Задачи:

  1.  Помочь учащимся обобщить свои представления о характерных чертах лирической музыки через жанр романса, песни и т.д.
  2.  Способствовать развитию музыкального мышления

Методы:

  1.  Словесный
  2.  Исследовательский
  3.  Использование современных мультимедийных технологий
  4.  Использование навыков учителя и учащегося (игры на фортепиано и т.д.)

Оборудование:

  1.  Портрет А.А.Блока
  2.  Прослушивание романсов, песен композиторов советской эпохи на стихи А.Блока: «Елена Фролова - Воскресенье Вербное, Дмитрий Хворостовский - Голос из хора (музыка - Г. Свиридов, слова - А. Блок), Д. Хворостовкий - Хожу, брожу понурый (А. Блок - Г. Свиридов), Надежда Казанцева - Ночью в саду у меня (С.Рахманинов - А.Блок), А.Бернар (ф - но), "На железной дороге" - ("Под насыпью во рву некошенном...") (В.Лисина - А.Блок) В.Пономарева».
  3.  Игра на фортепиано
  4.  Домашнее задание: «Творческая работа ученика

Ход урока.

  1.  Чтение творческой работы ученика (дом. задание).
  2.  Поэтическая пятиминутка. Ученик читает стихотворения А.Блока «Незнакомка».

Учитель: Александр Блок – явление в русской поэзии выдающееся. Его образы – символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определенной читательской культуры. Александр Блок – ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Для символистов первым из искусств выражающим подлинные чувства человека – была музыка. Стихи А. Блока удивительно музыкальны. Они не всегда понятны, но заставляют думать. Блок воспевает красоту, любовь, бичует пошлость. В стихах Блока есть таинственный смысл, как в музыке.

Чем достигается музыкальность Блоковской лирики? Для Блока приемом музыкальной организации стиха является «Ассонанс» и много других литературных приёмов.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков

  1.  Каждая гласная у Блока музыкальный инструмент ведущий свою партию.

С ним учащиеся встречались в 8-м и 9-м классах, когда изучали лирику Пушкина и Некрасова. Воскрешаем в их памяти знакомые строчки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных...

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию:

Ветер принес издалека Песни весенней намек —

здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок

звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны, Плакали зимни [и] бури...

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] —«ё» [о]:

Реяли звездные сны.

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознательно избегал:

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Огромное значение в стихах Блока приобретают основанные на ассонансах внутренние рифмы и полурифмы.

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений.

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

  1.  (дальше прослушиваются романсы и песни)

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”)

Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

(Чтение стихотворения под аккомпанемент фортепиано «О доблестях, о подвигах, о славе…»)

Итог урока

Слово учителя.

Слово ученика.

Задание на дом.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Рассуждение ученика о прочитанном произведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43786. Розробка обємно-планувальних рішень готелю на 90 місць категорії *** 386.97 KB
  Метою дипломної роботи є розробка обємнопланувальних рішень готелю на 90 місць категорії . Задачі роботи: Визначити земельну ділянку для будівництва готелю. Обґрунтувати розміщення готелю на земельній ділянці.
43787. ЕФЕКТИВНІСТЬ ВИКОРИСТАННЯ СПЕКТРУ СМУГ ЧАСТОТ 174 – 230 МГц, 470 – 862 МГц 2.45 MB
  МЕРЕЖІ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕБАЧЕННЯ 1. Найбільш важливими ресурсами мережі цифрового телебачення є частотний і територіальний ресурси. Портативний прийом може забезпечуватися методами організації одночастотної мережі з використанням заповнювачів. Найбільш важливими ресурсами мережі цифрового телебачення є частотний і територіальний ресурси.
43788. Оценка и анализ инвестиционных проектов на примере капиталообразующих вложений аэропорта «Внуково» 506.64 KB
  Инвестиции могут осуществляться в различных формах. В целях систематизации планирования и анализа они могут быть сгруппированы по ряду различных оснований или признаков классификации. Объект инвестирования выступает базисным типологическим признаком при классификации инвестиций.
43789. Державне регулювання попиту і пропозиції на регіональному ринку праці (на прикладі Житомирської області) 374.62 KB
  Здебільшого ринок праці визначається як інститут або механізм, у якому покупці та продавці здійснюють процеси купівлі-продажу товару «робоча сила», вступаючи у відносини товарного обміну. Очевидно, що при визначенні поняття «ринок праці» багато уваги приділяється обміну через те, що ця сфера відіграє значну роль у системі суспільного виробництва і саме в ній відбуваються процеси купівлі–продажу товару.
43790. Изучение элементов диодной оптопары: светодиода и фотодиода 462.73 KB
  Оптронами называют такие оптоэлектронные приборы в которых имеются источник и приемник излучения светоизлучатель и фотоприемник с тем или иным видом оптической и электрической связи между ними конструктивно связанные друг с другом. Яркость излучения L величина равная отношению силы света к площади светящейся поверхности. Максимальное спектральное распределение λmx длина волны излучения соответствующая максимуму спектральной характеристики излучения СИД. Характеристики светодиодов Цвет свечения характеризуется спектральными...
43791. Особенности изображения пространства и времени в поэзии XX века (на материале лирики А. Блока, В.Брюсова, О. Мандельштама) 126.25 KB
  Еще одним свойством литературных времени и пространства является их дискретность прерывность. Применительно ко времени это особенно важно поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени но выбирать из него наиболее существенные фрагменты обозначая пропуски пустоты с художественной точки зрения определенными формулами. Не имея возможности подробно останавливаться на моделях времени отметим лишь что от модели к модели время постепенно распрямляется и абстрагируется от событий его заполняющих. Эти...
43792. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров о восстановлении на работе 127.24 KB
  Дела о восстановлении на работе. Подсудность и подведомственность дел о восстановлении на работе Лица участвующие в деле о восстановлении на работе. Доказывание по делам о восстановлении на работе
43793. Вопросы налогообложения и бухгалтерского учета ОАО «Металлург» 150.67 KB
  Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса.
43794. Оценка конкурентоспособности ЗАО «Потенциал» 4.08 MB
  Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что это управление экономическими процессами и соответственно складывающимися при их осуществлении рыночными конкурентными экономическими отношениями.