54736

Музыкальность стихов А. Блока

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Показать своеобразие лирики Блока и особенности поэтики. Блока удивительно музыкальны. В стихах Блока есть таинственный смысл как в музыке. Чем достигается музыкальность Блоковской лирики Для Блока приемом музыкальной организации стиха является Ассонанс и много других литературных приёмов.

Русский

2014-03-18

109 KB

7 чел.

Открытый урок по Литературе (11кл.)

Тема: «Музыкальность стихов А.Блока»

(интегрированный урок литературы и музыки)

Цели:

  1.  Показать своеобразие  лирики Блока и особенности поэтики.
  2.  Развивать навыки выразительного чтения.
  3.  Создать условия для глубокого восприятия музыкальных произведений, для проживания, переживания, утончения чувств учащихся.

Задачи:

  1.  Помочь учащимся обобщить свои представления о характерных чертах лирической музыки через жанр романса, песни и т.д.
  2.  Способствовать развитию музыкального мышления

Методы:

  1.  Словесный
  2.  Исследовательский
  3.  Использование современных мультимедийных технологий
  4.  Использование навыков учителя и учащегося (игры на фортепиано и т.д.)

Оборудование:

  1.  Портрет А.А.Блока
  2.  Прослушивание романсов, песен композиторов советской эпохи на стихи А.Блока: «Елена Фролова - Воскресенье Вербное, Дмитрий Хворостовский - Голос из хора (музыка - Г. Свиридов, слова - А. Блок), Д. Хворостовкий - Хожу, брожу понурый (А. Блок - Г. Свиридов), Надежда Казанцева - Ночью в саду у меня (С.Рахманинов - А.Блок), А.Бернар (ф - но), "На железной дороге" - ("Под насыпью во рву некошенном...") (В.Лисина - А.Блок) В.Пономарева».
  3.  Игра на фортепиано
  4.  Домашнее задание: «Творческая работа ученика

Ход урока.

  1.  Чтение творческой работы ученика (дом. задание).
  2.  Поэтическая пятиминутка. Ученик читает стихотворения А.Блока «Незнакомка».

Учитель: Александр Блок – явление в русской поэзии выдающееся. Его образы – символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определенной читательской культуры. Александр Блок – ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Для символистов первым из искусств выражающим подлинные чувства человека – была музыка. Стихи А. Блока удивительно музыкальны. Они не всегда понятны, но заставляют думать. Блок воспевает красоту, любовь, бичует пошлость. В стихах Блока есть таинственный смысл, как в музыке.

Чем достигается музыкальность Блоковской лирики? Для Блока приемом музыкальной организации стиха является «Ассонанс» и много других литературных приёмов.

Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также повторение в стихе однородных гласных звуков

  1.  Каждая гласная у Блока музыкальный инструмент ведущий свою партию.

С ним учащиеся встречались в 8-м и 9-м классах, когда изучали лирику Пушкина и Некрасова. Воскрешаем в их памяти знакомые строчки:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных...

По сравнению с тончайшей музыкальной оркестровкой в произведениях Пушкина, у Блока этот прием выглядит более обнаженным. Гласные в стихах Блока — это целый оркестр, хорошо слышный, сильно действующий на читателя, даже если он и не понимает, в чем дело. Каждая гласная у Блока — музыкальный инструмент, ведущий свою партию:

Ветер принес издалека Песни весенней намек —

здесь и «е» [э], и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок

звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой. И вот уже зазвучали «у-а-и»— целый оркестр, а мелодию ведет «и», подобное зову свирели:

В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны, Плакали зимни [и] бури...

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] —«ё» [о]:

Реяли звездные сны.

Музыке блоковского ассонанса способствуют повторы слов и словосочетаний, чего Пушкин сознательно избегал:

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалека

Звучные песни твои.

Огромное значение в стихах Блока приобретают основанные на ассонансах внутренние рифмы и полурифмы.

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

 

Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений.

“Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой”, - утверждал В.Г. Белинский. Литературно – музыкальные сопоставления эстетически оправданы: музыка – душа поэзии, проясняет и открывает ее. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию. Дух музыки в эмоциональном аспекте – творческая воля, пробуждающая одаренных людей создавать состояние звучаний и оформлять их как свое мировоззрение. Это единство музыки – искусства и стихийно – природной “музыки” мы видим у А. Блока. У поэта огромную роль играло слуховое восприятие мира, его отражение в “звукообразах”.

  1.  (дальше прослушиваются романсы и песни)

Метод Блока – это типично интонационный метод сочинения: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус. Не случайно, резюмируя свои слова, Блок замечал, что особенность его творческого процесса скорее присуща музыканту (“Я, видимо, неудавшийся музыкант”)

Песенное начало. Ведущую роль в музыкальном мире Блока играет песенное начало. “Поют персонажи Блока, поет природа, поет ветровые песни Россия, и сам поэт “создает зданье из песен”, его “дух, обнаженный для всех, поет”.

(Чтение стихотворения под аккомпанемент фортепиано «О доблестях, о подвигах, о славе…»)

Итог урока

Слово учителя.

Слово ученика.

Задание на дом.

Поэма А.Блока «Двенадцать». Рассуждение ученика о прочитанном произведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28639. Процедуры и функции в Турбо Паскале 90 KB
  Концепция подпрограммы в Турбо Паскале. Концепция подпрограммы в Турбо Паскале. Понятие подпрограммы одно из фундаментальных понятий в программировании возникшее фактически вместе с понятием программы. Одна подпрограмма может включать в себя другие подпрограммы и т.
28640. Модули и их использование 83.5 KB
  Рассмотренный ранее механизм подпрограмм (процедур и функций) действует только внутри одной программы. Поэтому такие процедуры и функции называются внутренними подпрограммами. Ограниченность применения внутренних подпрограмм очевидна
28641. Основные задачи обработки файлов 100 KB
  К числу таких задач мы отнесли:  создание файла т. ввод данных в новый или в существующий файл;  анализ файла т. просмотр чтение всего содержимого файла и вычисление некоторых интегральных характеристик или показателей этого содержимого;  сортировка файла предполагающая упорядочение записей файла по заданному логическому критерию зависящему от содержания записей;  коррекция файла т. изменение содержимого файла либо путем обновления записей либо коррекции по некоторым глобальным критериям например удаление лишних записей;  поиск...
28642. Использование указателей для представления динамически структур данных 59 KB
  Оригинальные функции для ASCIIZ-строк включают функции сравнения строк (с учётом или без учёта регистра символа), инициализации строки, стирания строки, определения вхождения символа в строку (первого или последнего вхождения), специальные функции копирования и некоторые другие. Работа с этими функциями требует некоторых знаний механизма указателей.
28643. Развитие феодальной раздробленности и ослабление Золотой Орды 13.79 KB
  Развитие феодальных отношений в Древнерусском госве укрепление вотчинной земельной собствти сосредоточение в руках верхушки феодалов все большего объема полит. к окончательному распаду раннефеодального Древнерусского госува на отдельные земли самостоятельные княжества. Постепенно из состава госва выделилось и образовалось 12 княжеств в дальнейшем дробление продолжалось к нач.часть – ПольскоЛитовскому госву вост.
28644. Развитие права и первый общерусский сборник 1497 г 13.52 KB
  Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497 г. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым одобрен царем и Боярской думой. В отличие от РП котя содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды Судебник уделяет основное внимание организации судебного процесса – суда. Судебник регулирует земельные отношения котые характся полным исчезновением самостоятой собствти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения.
28645. Причины усиления закрепощения в 15-16 вв. Введение Юрьева дня. Заповедные и урочные лета. Полное закрепощение холопов в 15-16 вв. 12.88 KB
  Период сословнопредставительской монархии который в свою очередь является периодом развитого феодализма характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере – полным закрепощением крестьян. Этому способствовало укрепление государственного аппарата создание специальных органов Разбойный приказ губные избы по борьбе с беглыми крестьянами лихими людьми. В Юрьев День крестьяне свободно могли оставить землю на которой они проживали ранее и перейти к другому землевладельцу уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование...
28646. Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Расширение его территории 14.21 KB
  Московское княжество – центр формирования великорусской народности. Центром объединения стало Моск. моск. В Моск.
28647. Предпосылки образования централизованного Российского государства 12.28 KB
  Предпосылки: 1экономические – к началу 14 в на Руси постепенно после татаромонг. 2 социальные к концу 14 в уже полностью стабилизировалась экая обстановка на Руси. задача Руси заключалась в необхти свергнуть татаромонг. Восстановление независимости Руси требовало всеобщего объединения против единого врага: монгол – с юга Литвы и Шведов – с запада.