54747

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корней однокоренных слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: формировать представление о подборе родственных слов; вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; закрепить знания учащихся об однокоренных словах о признаках однокоренных слов;коррекционные: развивать внимание...

Русский

2014-03-18

46 KB

7 чел.

Однокоренные слова. Корень слова.

Единообразное написание корней однокоренных слов.

Учитель начальных классов: Попова Елена Вячеславовна                                       Класс: 3 класс 
Предмет: русский язык
Тема урока  Корень слова.  Единообразное написание корней слов
Цели урока:
образовательные:
-   
формировать представление о подборе родственных слов;

- вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
коррекционные:

- развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;
-   вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;
воспитательные:
-  формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,

- повышать уверенность в себе

- развивать творческую активность;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность

- прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями.
3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 
4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

5. Ромашки для творческой работы (в центре – корень слова)

6. Фломастеры, маркеры.
7. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1).
Роли участников группы: 
-   руководитель - контролёр (лидер группы, который отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-   организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

                               Ход урока

І.Релаксация 

- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».

 ІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в лес. Какой лес бывает? (хвойный и лиственный) А мы отправимся в необычный – сказочный  Составсловный лес. Чтобы туда попасть  создадим группы-центры: центр чтения, центр русского языка, центр математики и центр творчества.

Учитель сообщает, что в настоящий момент ребята находятся в море Знаний. Прежде чем вы начнете работу в Центрах надо проверить домашнее задание.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

 1.Обозначь в словах окончание.

 вкусный торт, голодная собака, съедим яблоко

 2.Найди и подчеркни слова с нулевым окончанием.

конь, лошадь, рысь, сова, ослик, змея

 3. «Слово заблудилось». В группе однокоренных слов найди лишнее и подчеркни  его.

 гусь, гусыня, гусеница, гусята

Теперь мы смело отправляемся в путь. Ой! На нашем пути преграда и нам ее надо преодолеть. Вы знаете правила? Здесь для вас приготовлены следующие задания.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

 Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.)

Остальную часть слова именуем  мы как? (Основа.)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но, дорогу  в сказочный лес преградила туча. Пройти мы с вами сможем далее, лишь выполнив ее задание

ІV. Чистописание.

Б Б Б // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

- Найдите сходные по смыслу слова. Объясните их значение. Выделите в них общую часть.

V. Новый материал.

- Какие сходные по смыслу слова вы нашли в нашей скороговорке?

- Какая у них общая часть? Можем мы сказать, что эти слова – родственники? Кого мы называем родственниками?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Работа над правилом.

В нашем городе Корнеслове растут разные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)

Запись однокоренных слов под диктовку.

-  Почему эти слова  однокоренные?

- Каждая группа получает задание украсить дерево с корнями  –смех-(-смеш-), -мороз-, -лес-, -школ-

VI. Физкультминутка.

 Вот мы в лес пришли

Белый гриб нашли

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

VII. Работа в центрах.

Ура! Путь свободен. Мы допущены до работы в ценрах.

Центр чтения отправляется в город Окончаний.

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не приблизится к коту.

Крыса старая -  и та,

  видя грозного кота,

удерёт в нору под дом,

чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает о коте.

Задание: выразительно прочитайте стихотворение «Про кота».

Назовите  формы слова  и их окончания. К слову кот подберите однокоренные слова.

 Центр математики работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:

Голосит коза:

-Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

Другой – за стог,

А третий козлёнок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

 

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

 Задание: устно решите задачи. Подчеркните в тексте задач однокоренные слова, выделите в них корень.

 Центр русского языка отправляется  на реку Словарных Слов.

На карточке записаны  словарные слова .

 Задание: запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К  словам яг..да и р..бота подберите однокоренные, выделите в них корень.

 Центр творчества  остановится около города Корнеслова и будет собирать цветы.

На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова.  Соберите ромашки, раскрасьте лепестки,   подберите родственные слова.

Корни слов цвет, дым, снег. Однокоренные слова даны вперемешку: дымка, заснежило, цветник, цветение, задымление, снегирь, дымчатый, цветок, снежок, снежный, цветочный, цветной, дымно, дымить, снеговик,  снежинки.

 XІІІ. Отчёт центров о проведённой работе.

X. Домашнее задание. С.100, упр. 32.

 ІX. Итог. Конкурс «Верю - не верю»

1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?

2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?

4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

5. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?

6. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные?

7. Верите ли вы, что  у слова скворец нулевое окончание?

8. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

9. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

 ХРефлексия. Пополним наш лес осенней листвой. Вы неслучайно принесли сегодня листья.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой листик на деревья, а те, кто в этом не уверен, остаются на заборе Правил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29046. Договор хранения: понятие, элементы, права и обязанности сторон 87 KB
  Договор хранения: предмет договора виды форма договоров хранения. Права и обязанности сторон по договору хранения Договор хранения соглашение по которому хранитель должен хранить вещь переданную ему поклажедателем и возвратить ее в сохранности. Договоры хранения можно разделить на два вида: бытовые как правило безвозмездные и коммерческие.
29047. Договор займа: понятие, элементы, исполнение договора 46.5 KB
  По договору займа одна сторона займодавец передает в собственность другой стороне заемщику деньги или другие вещи определенные родовыми признаками а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег сумму займа или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Предметом займа обычно являются денежные средства однако заем может предоставляться и иными вещами определенными родовыми признаками например зерном топливом. Договор займа является реальным и односторонним договором и считается...
29048. а предусмотренных обстоятельств страхового случая произвести обусловленную страховую выплату другому лиц. 56 KB
  По договору страхования одно лицо страховщик обязано при наступлении в определенный срок или без указания срока предусмотренных обстоятельств страхового случая произвести обусловленную страховую выплату другому лицу страхователю или иному лицу выгодоприобретателю застрахованному лицу и вправе требовать оплаты страховых премий а страхователь обязан уплачивать страховые премии и вправе требовать предоставления соответствующих страховых выплат. Основная функция страхования распределение разложение имущественных потерь...
29049. Договоры поручения, комиссии, агентирования: сравнительная характеристика 90.5 KB
  Договор поручения Договор поручения это соглашение в силу которого одна сторона поверенный обязуется совершить от имени и за счет другой стороны доверителя определенные юридические действия. Договор поручения тесно связан с институтами представительства и доверенности. В то же время в отличие от представительства призванного в первую очередь определить полномочия представителя вовне перед третьими лицами договор поручения регулирует внутреннюю сторону отношений между представителем и представляемым.
29050. Договор банковского счета: понятие, элементы, права и обязанности сторон, ответственность 74 KB
  Договор банковского счета – соглашение в силу которого банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет открытый клиенту владельцу счета денежные средства выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету . Банк обязан незамедлительно открыть счет клиенту независимо от того поступили для или от клиента денежные средства или нет. Он также является как правило возмездным поскольку обычно клиент уплачивает банку комиссионные за проведение расчетных...
29051. Обязательства из причинения вреда: понятие, условия возникновения, объем возмещения 57 KB
  Обязательства возникающее вследствие причинения вреда это охранительное правоотношение в силу которого должник причинитель вреда обязан возместить в полном объеме вред причиненный личности или имуществу кредитора потерпевшего а кредитор вправе требовать возмещения понесенного им вреда. В связи с тем что возникновение обязательств из причинения вреда не основано на договоре соглашении его участников их наряду с обязательствами из неосновательного обогащения относят к категории внедоговорных обязательств. Исполнение этого...
29052. Авторское право: понятие, объекты, субъекты, права авторов произведений 105 KB
  Необходимо различать сами произведения имеющие нематериальную сущность и ту вещественную форму в которой они воплощены рукопись изображение. Авторское право распространяется на произведения науки литературы и искусства являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения а также способа его выражения. К таким произведениям относятся: литературные произведения включая программы для ЭВМ; драматические и музыкальнодраматические сценарные произведения; хореографические произведения и...
29053. Права, смежные с авторскими: понятие, объекты 83 KB
  Смежные права это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности исполнения на фонограммы на сообщение в эфир или по кабелю радио и телепередач вещание организаций эфирного и кабельного вещания на содержание баз данных а также на произведения науки литературы и искусства впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Cмежные права существуют только тогда когда есть произведение которое можно исполнить записать на фонограмму включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и...
29054. Патентное право: понятие, объекты патентного права и условия их патентоспособности 64.5 KB
  На результат интеллектуальной деятельности признанный патентоспособным выдается патент официальный документ удостоверяющий приоритет авторство на изобретение полезную модель или промышленный образец а также исключительное право его обладателя на изобретение полезную модель или промышленный образец. Полезная модель. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности если является новой и промышленно применимой. Полезная модель признается новой если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня...