54747

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корней однокоренных слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: формировать представление о подборе родственных слов; вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; закрепить знания учащихся об однокоренных словах о признаках однокоренных слов;коррекционные: развивать внимание...

Русский

2014-03-18

46 KB

7 чел.

Однокоренные слова. Корень слова.

Единообразное написание корней однокоренных слов.

Учитель начальных классов: Попова Елена Вячеславовна                                       Класс: 3 класс 
Предмет: русский язык
Тема урока  Корень слова.  Единообразное написание корней слов
Цели урока:
образовательные:
-   
формировать представление о подборе родственных слов;

- вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
коррекционные:

- развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;
-   вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;
воспитательные:
-  формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,

- повышать уверенность в себе

- развивать творческую активность;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность

- прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями.
3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 
4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

5. Ромашки для творческой работы (в центре – корень слова)

6. Фломастеры, маркеры.
7. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1).
Роли участников группы: 
-   руководитель - контролёр (лидер группы, который отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-   организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

                               Ход урока

І.Релаксация 

- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».

 ІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в лес. Какой лес бывает? (хвойный и лиственный) А мы отправимся в необычный – сказочный  Составсловный лес. Чтобы туда попасть  создадим группы-центры: центр чтения, центр русского языка, центр математики и центр творчества.

Учитель сообщает, что в настоящий момент ребята находятся в море Знаний. Прежде чем вы начнете работу в Центрах надо проверить домашнее задание.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

 1.Обозначь в словах окончание.

 вкусный торт, голодная собака, съедим яблоко

 2.Найди и подчеркни слова с нулевым окончанием.

конь, лошадь, рысь, сова, ослик, змея

 3. «Слово заблудилось». В группе однокоренных слов найди лишнее и подчеркни  его.

 гусь, гусыня, гусеница, гусята

Теперь мы смело отправляемся в путь. Ой! На нашем пути преграда и нам ее надо преодолеть. Вы знаете правила? Здесь для вас приготовлены следующие задания.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

 Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.)

Остальную часть слова именуем  мы как? (Основа.)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но, дорогу  в сказочный лес преградила туча. Пройти мы с вами сможем далее, лишь выполнив ее задание

ІV. Чистописание.

Б Б Б // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

- Найдите сходные по смыслу слова. Объясните их значение. Выделите в них общую часть.

V. Новый материал.

- Какие сходные по смыслу слова вы нашли в нашей скороговорке?

- Какая у них общая часть? Можем мы сказать, что эти слова – родственники? Кого мы называем родственниками?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Работа над правилом.

В нашем городе Корнеслове растут разные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)

Запись однокоренных слов под диктовку.

-  Почему эти слова  однокоренные?

- Каждая группа получает задание украсить дерево с корнями  –смех-(-смеш-), -мороз-, -лес-, -школ-

VI. Физкультминутка.

 Вот мы в лес пришли

Белый гриб нашли

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

VII. Работа в центрах.

Ура! Путь свободен. Мы допущены до работы в ценрах.

Центр чтения отправляется в город Окончаний.

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не приблизится к коту.

Крыса старая -  и та,

  видя грозного кота,

удерёт в нору под дом,

чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает о коте.

Задание: выразительно прочитайте стихотворение «Про кота».

Назовите  формы слова  и их окончания. К слову кот подберите однокоренные слова.

 Центр математики работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:

Голосит коза:

-Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

Другой – за стог,

А третий козлёнок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

 

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

 Задание: устно решите задачи. Подчеркните в тексте задач однокоренные слова, выделите в них корень.

 Центр русского языка отправляется  на реку Словарных Слов.

На карточке записаны  словарные слова .

 Задание: запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К  словам яг..да и р..бота подберите однокоренные, выделите в них корень.

 Центр творчества  остановится около города Корнеслова и будет собирать цветы.

На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова.  Соберите ромашки, раскрасьте лепестки,   подберите родственные слова.

Корни слов цвет, дым, снег. Однокоренные слова даны вперемешку: дымка, заснежило, цветник, цветение, задымление, снегирь, дымчатый, цветок, снежок, снежный, цветочный, цветной, дымно, дымить, снеговик,  снежинки.

 XІІІ. Отчёт центров о проведённой работе.

X. Домашнее задание. С.100, упр. 32.

 ІX. Итог. Конкурс «Верю - не верю»

1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?

2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?

4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

5. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?

6. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные?

7. Верите ли вы, что  у слова скворец нулевое окончание?

8. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

9. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

 ХРефлексия. Пополним наш лес осенней листвой. Вы неслучайно принесли сегодня листья.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой листик на деревья, а те, кто в этом не уверен, остаются на заборе Правил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11172. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 77.5 KB
  Тема 10. Фінансові посередники в системі корпоративного управління 10.1. Суть фінансового посередництва i його функції Світова практика свідчить про надзвичайно велику роль фінансових посередників у системі корпоративного управління Значну роль у корпоративному сект...
11173. Форми і функції державного регулювання 52.5 KB
  Форми і функції державного регулювання Одним з найважливіших елементів сфери корпоративного управління є його нормативноправове забезпечення. Загалом державне регулювання як один з напрямків корпоративного управління виходить за рамки безпосереднього управління...
11174. Виконання та захист графічних робіт. Виконання ескізу деталі з натури 27 KB
  Тема 6: Виконання та захист графічних робіт. Виконання ескізу деталі з натури. Мета: Навчальна: сформувати знання вміння та навички поданій темі. Виховна: виховувати в учнів культуру праці та акуратність. Розвиваюча: розвивати у школярів спеціальні здібності і техн
11175. Будова та класифікація різців. Режими різання 80.5 KB
  Тема. Будова та класифікація різців. Режими різання. Мета: ознайомити учнів з видами різців для виконання токарних робіт по металу; навчити вибирати різці для певного виду робіт; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення
11176. Контрольно-вимірювальний інструмент 69.5 KB
  Тема 9: Контрольновимірювальний інструмент. Мета: виявити рівень теоретичних знань з розділу проектування виробів; ознайомити з контрольновимірювальними інструментами та навчити користуватися ними; первинний інструктаж з охорони праці під час виконання сл
11177. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Розробка ескізу та технологічної послідовності виготовлення виробу 30.38 KB
  Тема. Технологічний процес виготовлення проектованого виробу. Розробка ескізу та технологічної послідовності виготовлення виробу . Мета: згідно теми проекту вибрати аналогпрототип та вдосконалити його характеристики; виховувати бережливе ставлення до обладнання
11178. Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування, інкрустація та інтарсія 55.5 KB
  Тема: Опоряджувальні роботи. Правила техніки безпеки. Лакування та фарбування інкрустація та інтарсія. Мета. Ознайомити учнів з прийомами оздоблення деревяних виробів формувати в учнів поняття про техніку інтарсія та маркетрі; виховання позитивного ставлення до прац...
11179. Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування (метод фокальних об’єктів).Практична робота: Складання ескізу проектного виробу 41 KB
  Тема уроку: Пошук необхідної інформації для проекту. Методи проектування метод фокальних обєктів.Практична робота: Складання ескізу проектного виробу. Мета: згідно теми проекту вибрати аналогпрототип та вдосконалити його характеристики; виховувати бережливе ставл...
11180. Оздоблення виробів різьбленням 123.5 KB
  Тема. Оздоблення виробів різьбленням Мета: ознайомити учнів з тригранновиїмковим різьбленням навчити виконувати найпростіші елементи різьблення; виховувати бережливе ставлення до обладнання та інструментів; розвивати логічне мислення моторику рухів. Обладнання:...