54747

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корней однокоренных слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: формировать представление о подборе родственных слов; вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; закрепить знания учащихся об однокоренных словах о признаках однокоренных слов;коррекционные: развивать внимание...

Русский

2014-03-18

46 KB

7 чел.

Однокоренные слова. Корень слова.

Единообразное написание корней однокоренных слов.

Учитель начальных классов: Попова Елена Вячеславовна                                       Класс: 3 класс 
Предмет: русский язык
Тема урока  Корень слова.  Единообразное написание корней слов
Цели урока:
образовательные:
-   
формировать представление о подборе родственных слов;

- вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
коррекционные:

- развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;
-   вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;
воспитательные:
-  формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,

- повышать уверенность в себе

- развивать творческую активность;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность

- прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями.
3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 
4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

5. Ромашки для творческой работы (в центре – корень слова)

6. Фломастеры, маркеры.
7. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1).
Роли участников группы: 
-   руководитель - контролёр (лидер группы, который отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-   организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

                               Ход урока

І.Релаксация 

- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».

 ІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в лес. Какой лес бывает? (хвойный и лиственный) А мы отправимся в необычный – сказочный  Составсловный лес. Чтобы туда попасть  создадим группы-центры: центр чтения, центр русского языка, центр математики и центр творчества.

Учитель сообщает, что в настоящий момент ребята находятся в море Знаний. Прежде чем вы начнете работу в Центрах надо проверить домашнее задание.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

 1.Обозначь в словах окончание.

 вкусный торт, голодная собака, съедим яблоко

 2.Найди и подчеркни слова с нулевым окончанием.

конь, лошадь, рысь, сова, ослик, змея

 3. «Слово заблудилось». В группе однокоренных слов найди лишнее и подчеркни  его.

 гусь, гусыня, гусеница, гусята

Теперь мы смело отправляемся в путь. Ой! На нашем пути преграда и нам ее надо преодолеть. Вы знаете правила? Здесь для вас приготовлены следующие задания.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

 Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.)

Остальную часть слова именуем  мы как? (Основа.)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но, дорогу  в сказочный лес преградила туча. Пройти мы с вами сможем далее, лишь выполнив ее задание

ІV. Чистописание.

Б Б Б // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

- Найдите сходные по смыслу слова. Объясните их значение. Выделите в них общую часть.

V. Новый материал.

- Какие сходные по смыслу слова вы нашли в нашей скороговорке?

- Какая у них общая часть? Можем мы сказать, что эти слова – родственники? Кого мы называем родственниками?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Работа над правилом.

В нашем городе Корнеслове растут разные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)

Запись однокоренных слов под диктовку.

-  Почему эти слова  однокоренные?

- Каждая группа получает задание украсить дерево с корнями  –смех-(-смеш-), -мороз-, -лес-, -школ-

VI. Физкультминутка.

 Вот мы в лес пришли

Белый гриб нашли

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

VII. Работа в центрах.

Ура! Путь свободен. Мы допущены до работы в ценрах.

Центр чтения отправляется в город Окончаний.

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не приблизится к коту.

Крыса старая -  и та,

  видя грозного кота,

удерёт в нору под дом,

чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает о коте.

Задание: выразительно прочитайте стихотворение «Про кота».

Назовите  формы слова  и их окончания. К слову кот подберите однокоренные слова.

 Центр математики работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:

Голосит коза:

-Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

Другой – за стог,

А третий козлёнок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

 

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

 Задание: устно решите задачи. Подчеркните в тексте задач однокоренные слова, выделите в них корень.

 Центр русского языка отправляется  на реку Словарных Слов.

На карточке записаны  словарные слова .

 Задание: запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К  словам яг..да и р..бота подберите однокоренные, выделите в них корень.

 Центр творчества  остановится около города Корнеслова и будет собирать цветы.

На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова.  Соберите ромашки, раскрасьте лепестки,   подберите родственные слова.

Корни слов цвет, дым, снег. Однокоренные слова даны вперемешку: дымка, заснежило, цветник, цветение, задымление, снегирь, дымчатый, цветок, снежок, снежный, цветочный, цветной, дымно, дымить, снеговик,  снежинки.

 XІІІ. Отчёт центров о проведённой работе.

X. Домашнее задание. С.100, упр. 32.

 ІX. Итог. Конкурс «Верю - не верю»

1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?

2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?

4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

5. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?

6. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные?

7. Верите ли вы, что  у слова скворец нулевое окончание?

8. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

9. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

 ХРефлексия. Пополним наш лес осенней листвой. Вы неслучайно принесли сегодня листья.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой листик на деревья, а те, кто в этом не уверен, остаются на заборе Правил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42897. Совершенствование учетной политики для целей налогообложения на примере ООО «Апекс» 144.45 KB
  Роль и значение налогового учета на предприятии 1.1 Понятие налогового учета цели задачи.2001 №110ФЗ 25 глава НК произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.
42898. The United States of America 52.88 KB
  The United States of America (also called the United States, the U.S., the USA, America, and the States) is a federal constitutional republic comprising fifty states and a federal district. The country is situated mostly in central North America, where its forty-eight contiguous states and Washington, D.C., the capital district, lie between the Pacific and Atlantic Oceans, bordered by Canada to the north and Mexico to the south. The state of Alaska is in the northwest of the continent, with Canada to the east and Russia to the west, across the Bering Strait.
42899. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 46.06 KB
  Курсовая работа является самостоятельной научной работой студента и должна отражать приобретенные им знания и результаты исследования по общим и специальным разделам управления персоналом в рамках выбранной темы. Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины «Управление персоналом».
42900. Графіки в економічному моделюванні 140.48 KB
  В умовах ринкової системи управління виробничою і збутовою діяльністю підприємств і фірм в основі прийняття господарських рішень лежить ринкова інформація, а обгрунтованість рішень перевіряється ринком у ході реалізації товарів і послуг. При такому підході початковим пунктом усього циклу підприємницької діяльності стає вивчення споживчого попиту. Розглянемо деякі питання моделювання попиту і споживання.
42901. Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в ООО «Золотой Флок» 12.09 MB
  Еще Ф. Аквинский, известный церковный деятель и философ XIII в. высказывался о проблемах установления и сбора налогов следующим образом: он определял налоги, как «дозволенную форму грабежа». Речь идет о том, что взимание налогов всегда ущемляет чьи-то интересы и в определенной степени отягощает социальное положение.
42902. Комплексный анализ проблем оплаты труда на предприятии питания и предложение направлений совершенствования оплаты труда на предприятии 67.08 KB
  Формы и системы оплаты труда. Фонд оплаты труда и его структура. Направления совершенствования системы оплаты труда на предприятии. Администрация предприятий питания самостоятельно выбирает и применяет различные системы оплаты труда работников.
42903. Розробка блоку зв’язку з електроавтоматикою верстата 16Б16. Пристрій управління шпінделем 875.86 KB
  Числове програмне керування (ЧПК) (англ. Computer numerical control) - комп'ютеризована система керування, яка зчитує командні інструкції спеціалізованої мови програмування (наприклад, G-код) і керує приводами метало-, дерево- чи пластмасообробних верстатів та верстатним оснащенням.
42904. Предпримемательство: эволюционный подход 33.65 MB
  Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку.
42905. Сестринский процесс при ожирении 186.5 KB
  Эта проблема касается всех слоев населения независимо от социальной и профессиональной принадлежности, возраста, места проживания и пола. Так, в странах Западной Европы избыточную массу тела имеет от 10 до 20% мужчин и от 20 до 25% женщин. В некоторых регионах Восточной Европы доля людей, страдающих ожирением, достигла 35%. В России в среднем 30% трудоспособного населения имеют ожирение и 25% - избыточную массу тела.