54747

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корней однокоренных слов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: образовательные: формировать представление о подборе родственных слов; вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; закрепить знания учащихся об однокоренных словах о признаках однокоренных слов;коррекционные: развивать внимание...

Русский

2014-03-18

46 KB

7 чел.

Однокоренные слова. Корень слова.

Единообразное написание корней однокоренных слов.

Учитель начальных классов: Попова Елена Вячеславовна                                       Класс: 3 класс 
Предмет: русский язык
Тема урока  Корень слова.  Единообразное написание корней слов
Цели урока:
образовательные:
-   
формировать представление о подборе родственных слов;

- вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;

- закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;
коррекционные:

- развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;
-   вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;
воспитательные:
-  формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,

- повышать уверенность в себе

- развивать творческую активность;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность

- прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями.
3. На доску прикрепить части дерева: корень, ствол, ветви. 
4. Кленовые листья из цветной бумаги (по количеству учащихся класса).

5. Ромашки для творческой работы (в центре – корень слова)

6. Фломастеры, маркеры.
7. Учебники по русскому языку для 3 класса (часть 1).
Роли участников группы: 
-   руководитель - контролёр (лидер группы, который отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
-   редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
-   оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
-   организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);

                               Ход урока

І.Релаксация 

- Давайте настроимся на работу. Сядьте все поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе».

 ІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в лес. Какой лес бывает? (хвойный и лиственный) А мы отправимся в необычный – сказочный  Составсловный лес. Чтобы туда попасть  создадим группы-центры: центр чтения, центр русского языка, центр математики и центр творчества.

Учитель сообщает, что в настоящий момент ребята находятся в море Знаний. Прежде чем вы начнете работу в Центрах надо проверить домашнее задание.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

 1.Обозначь в словах окончание.

 вкусный торт, голодная собака, съедим яблоко

 2.Найди и подчеркни слова с нулевым окончанием.

конь, лошадь, рысь, сова, ослик, змея

 3. «Слово заблудилось». В группе однокоренных слов найди лишнее и подчеркни  его.

 гусь, гусыня, гусеница, гусята

Теперь мы смело отправляемся в путь. Ой! На нашем пути преграда и нам ее надо преодолеть. Вы знаете правила? Здесь для вас приготовлены следующие задания.

- Друзья, моя задача такова:

Открыть вам, как построены слова.

Какие их морфемы составляют?

 Та часть слова, которая изменяется, как называется? (Окончание.)

Остальную часть слова именуем  мы как? (Основа.)

- Итак, наше путешествие продолжается. Но, дорогу  в сказочный лес преградила туча. Пройти мы с вами сможем далее, лишь выполнив ее задание

ІV. Чистописание.

Б Б Б // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

- Найдите сходные по смыслу слова. Объясните их значение. Выделите в них общую часть.

V. Новый материал.

- Какие сходные по смыслу слова вы нашли в нашей скороговорке?

- Какая у них общая часть? Можем мы сказать, что эти слова – родственники? Кого мы называем родственниками?

- Как называется общая часть родственных слов?

- Работа над правилом.

В нашем городе Корнеслове растут разные деревья. Называются они словесными. Одно такое дерево выросло и у нас.

Основное значение слова заключено в корне. Корень слова – как корень растения: нет его – нет и слова. Все однокоренные слова связаны друг с другом. Смотрите, под нашим деревом вырос гриб. А рядом – что? (Грибок.) Кто придёт собирать грибы? (Грибник.) Он сварит из них какой суп? (Грибной.)

Запись однокоренных слов под диктовку.

-  Почему эти слова  однокоренные?

- Каждая группа получает задание украсить дерево с корнями  –смех-(-смеш-), -мороз-, -лес-, -школ-

VI. Физкультминутка.

 Вот мы в лес пришли

Белый гриб нашли

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

VII. Работа в центрах.

Ура! Путь свободен. Мы допущены до работы в ценрах.

Центр чтения отправляется в город Окончаний.

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

вырываясь от кота.

А теперь и за версту

не приблизится к коту.

Крыса старая -  и та,

  видя грозного кота,

удерёт в нору под дом,

чтоб не встретится с котом.

Там дрожит и в темноте

вспоминает о коте.

Задание: выразительно прочитайте стихотворение «Про кота».

Назовите  формы слова  и их окончания. К слову кот подберите однокоренные слова.

 Центр математики работает в городе Корнеслове. На отдельном листе записаны задачи:

Голосит коза:

-Ой, беда, беда, беда!

Разбежались кто куда

Семеро козлят!

Один – в лесок,

Другой – за стог,

А третий козлёнок

Спрятался в бочонок!

А сколько козлят

В избушке сидят?

 

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

 Задание: устно решите задачи. Подчеркните в тексте задач однокоренные слова, выделите в них корень.

 Центр русского языка отправляется  на реку Словарных Слов.

На карточке записаны  словарные слова .

 Задание: запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

К  словам яг..да и р..бота подберите однокоренные, выделите в них корень.

 Центр творчества  остановится около города Корнеслова и будет собирать цветы.

На поле ветер оборвал со всех ромашек лепестки. Осталась только серединка – корень слова.  Соберите ромашки, раскрасьте лепестки,   подберите родственные слова.

Корни слов цвет, дым, снег. Однокоренные слова даны вперемешку: дымка, заснежило, цветник, цветение, задымление, снегирь, дымчатый, цветок, снежок, снежный, цветочный, цветной, дымно, дымить, снеговик,  снежинки.

 XІІІ. Отчёт центров о проведённой работе.

X. Домашнее задание. С.100, упр. 32.

 ІX. Итог. Конкурс «Верю - не верю»

1. Верите ли вы , что слова шиповник и шип однокоренные?

2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?

3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?

4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

5. Верите ли вы, что слова страна и страница однокоренные?

6. Верите ли вы, что слова купаться и покупатель однокоренные?

7. Верите ли вы, что  у слова скворец нулевое окончание?

8. Верите ли вы, что слова книга и книгой – это формы одного и того же слова?

9. Верите ли вы, что у слова книга нулевое окончание?

 ХРефлексия. Пополним наш лес осенней листвой. Вы неслучайно принесли сегодня листья.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой листик на деревья, а те, кто в этом не уверен, остаются на заборе Правил.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24487. Чувствительность и её изучение. Психофизические законы 46.5 KB
  Абсолютная чувствительность определяется абсолютным порогом ощущений. Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина действия раздражителя на органы чувств в результате которого возникает ощущение. Верхним абсолютным порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.
24488. Понятие ощущений и их классификация 48.5 KB
  Ощущения объективны так как в них всегда отражен внешний раздражитель а с другой стороны субъективны поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомофизиологический аппарат специализированный для приема воздействии определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные зрительные слуховые и контактные осязательные вкусовые. Обонятельные ощущения занимают...