54752

Кровь – это жизнь

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель: Как по другому мы называем постоянство внутренней среды Дети: Гомеостаз Учитель: Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете Дети: температура тела артериальное давление состав крови пульс и т. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам когда во все органы и ткани разносятся кислород вода белки и другие...

Русский

2014-03-18

276 KB

0 чел.

Открытый урок по биологии на тему "Кровь – это жизнь"

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Мы рады видеть вас, и надеемся, что наш урок  будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

Вы знаете, что жизнь на земле возникла в водной среде. Вначале появились одноклеточные организмы, а затем и многоклеточные. При этом многие клетки организма потеряли связь с внешней средой. И перед природой встала задача: как доставлять питательные вещества всем клеткам организма. В процессе эволюции была создана внутренняя среда организма. Внутренняя среда состоит из трех жидкостей.

Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Компоненты внутренней среды организма (слайд)

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?

Ученик

Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфатическим сосудам и лимфатическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфатические сосуды образуют 1 лимфатический проток ,через который лимфа попадает в кровь

Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик

Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..

Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети – ДА!!!)

Учитель:

Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

(Дети: Гомеостаз!!!)

Учитель:

Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?

(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)

Учитель: Молодцы!!!

Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

(Фильм) “КРОВЬ – что это?”

На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!

С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс – это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!

Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

(Далее следует краткое сообщение ученик.)

Ученик Мамонов Юрий:

Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:

Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную

Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная

1) Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая обеспечивают защитную (транспортную) функцию организма, перемещая кислород и углекислый газ к легким и тканям.

2) В крови идет образование веществ, необходимых для борьбы с микроорганизмами, при этом происходит регуляция температуры тела. То есть кровь выполняет терморегуляторную (защитную) функцию.

3) Кровь - бесперебойный кондиционер. Нагреваясь в органах, выделяющих тепло (печень, кишечник, мышцы), она в то же время охлаждает их, а тепло отдаёт там, где энергия расходуется (головной мозг, лёгкие). При этом выполняется гуморальная (терморегуляторная) функция крови.

4) Кровь - «хранитель устоев», то есть она отвечает за постоянство внутренней среды организма, через гормоны, выделяемые железами внутренней секреции, выполняеттранспортную (регуляторную) функцию.

5) Кровь является великим чистильщиком организма – выносит из клеток вредные вещества, перемещает продукты распада к почкам и выделительным органам, выполняя пищеварительную (выделительная) функцию.

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак наша лаборатория преступает к работе.

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4–6 л у взрослого человека и около 3–4 л у подростков.

(Можно показать банку с красной жидкостью.)

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

(Показать пробирку с отстоявшейся кровью.)

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (90% – вода и различные минеральные соли Количество минеральных солей также величина постоянная – 0,9%.) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада. Глюкозы в крови также должно быть определенное количество, она является источником энергии, иначе организм испытывает недостаток жизненной энергии, вплоть до смерти.

Несколько слов о постоянном количестве минеральных солей. Как вы думаете, почему человек не может пить морскую воду? Если мы едим много соленого, то количество соли в плазме увеличивается, становится больше 0,9%, то этот концентрированный раствор начнет тянуть воду из клеток крови. Клетки при этом сморщиваются и погибают. Поэтому необходимо пить больше жидкости после соленой пищи. Примочки от гнойных ран .В больницах иногда вместо крови вводят в организм физиологический раствор, концентрация которого тоже 0,9 %. А, если человеку влить в организм не физраствор, а воду, концентрация солей в которой будет меньше 0,9%. Что можно наблюдать? Более соленые клетки начнут тянуть воду из плазмы, разбухнут и тоже погибнут.

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован  форменными элементами – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.

Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .

СХЕМА “СОСТАВ КРОВИ”

Учитель:

Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.

Клетки крови и их функции.  

Эритроциты (информация для учителя)- безъядерные, не содержащие большинства органелл, клетки, неспособные к делению. Количество эритроцитов в 1 л крови составляет у взрослых мужчин 3,9–5,5 . 1012, у женщин –

3,7–4,9 . 1012 клеток. Большинство эритроцитов имеет форму двояковогнутого диска, что обеспечивает наибольшую площадь контакта с плазмой. Общая площадь поверхности всех эритроцитов взрослого человека составляет 3000–3800 м2, что в 1500–1900 раз превышает площадь поверхности тела. Плазмалемма эритроцитов имеет толщину около 20 нм и обеспечивает активный перенос молекул О2, СО2, ионов натрия, калия и других веществ. Основная масса сухого вещества эритроцита (96%) приходится на долю гемоглобина. Гемоглобин обусловливает дыхательную функцию крови за счет переноса молекул кислорода от легких к тканям и углекислого газа от клеток к легким. По химической структуре гемоглобин является сложным белком, состоящим из белка глобина и четырех молекул небелковой группы – гема. Гем имеет в своем составе атом железа, способный присоединять или отдавать молекулу кислорода. В каждом эритроците содержится около 400 млн молекул гемоглобина, каждая из которых может связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую субъединицу.

У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина, у женщин – 120–140 г/л. Общее количество гемоглобина в 5 л крови у человека составляет 700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл кислорода. Разница в содержании эритроцитов и гемоглобина у мужчин и женщин объясняется стимулирующим действием на кроветворение мужских половых гормонов.

Содержание слайда 10 учащиеся записывают в тетрадь

Решение задач ТРИЗ( работа в группах, методика «мозгового штурма». (слайды ).

 

Задача 1. «Экспертиза».

Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

 

Задача 2 "По горам, по долам".

При переселении горцев на равнины и обратно количество эритроцитов в их крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае— как?

Возможный ответ. Число эритроцитов увеличивается при переходе на жительство из долин в горы; этим компенсируется разреженность горного воздуха по сравнению с воздухом долин.

 

Задача 3.

В пяти литрах крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде, его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

Вторым форменным элементом крови являются лейкоциты, или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных включений.

количество лейкоцитов в 1 мм3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражается повышением температуры тела больного.

Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амёбоидному движению. Обнаружив “ врага”, они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским ученым И.И.Мечниковым.(слайд16-18)

Тромбоциты. Мельчайшие плазматические комочки продолжительностью существования 8-11 дней. Основная функция – участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям организма. Механизм образования тромба при свертывании крови показан на рисунках 17 и 18. Если происходит травма, и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.(слайд 19)

  

Название клетки крови и форма

Кол-во в 1 мм3

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЭРИТРОЦИТЫ

С греческого

“Эритрос” – красный

“Цитос” – клетка

Красные кровяные клетки

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород.

Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

У муж. – 4,5–5 млн, у жен.4–4,5млн.

Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!!

Форм аэритроцита – Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге

От 30 до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь– темно-красная.

Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

Виды:

ГРАНУЛОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

От 5 до 10 тыс.

Обладают

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах

От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

В словарик:

ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются – ФАГОЦИТАМИ

Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия

Краткая историческая справка.

Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, отечественной микробиологии, создатель научной школы. С 1870-го по 1882 год является профессором Новороссийского университета в Одессе, где им и было открыто явление  - фагоцитоза. С 1888 г. Работал в Пастеровском институте в Париже. В  своем знаменитом труде «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитозную теорию иммунитета. И.И. Мечников известен также как создатель теории происхождения многоклеточных организмов, занимался он и проблемой старения («Этюды о природе человека», 1904). Совместно с  П.Эрлихом был удостоен в 1908 году Нобелевской премии.

АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения

АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150–400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг.

5–7 суток,

Места ранений, селезенка

Свертывание крови при ранении.

При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..”

Нажать фотопарат/иллюстрации

Нити фибрина и тромб//

В СЛОВАРИК:

ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ

Учитель:

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

Учитель:

Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.

Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

Подготовьте микроскоп к работе.

Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.

Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.

Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра

 ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА

человека Мелкие

Двояковогнутый диск нет

Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.

Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра

 ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки Крупные , овальной формы есть

Используя данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки

Учитель:

Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.

Учитель. Проблемный вопрос. А знаете ли вы, что по крови можно установить родство человека? Говоря о теме родства человека, следует сказать о группах крови.

Слайд 2.

l     Гру́ппа кро́ви — описание индивидуальных антигенных характеристик эритроцитов, определяемое с помощью методов идентификации специфических групп углеводов и белков, включённых в мембраны эритроцитов животных.

 

Слайд 3.

l      Агглютиногены (изоантигены)особые белковые вещества, содержащиеся в эриторицитах крови (А и В)

l     Агглютинины (групповые антитела) – особые белковые вещества, содержащиеся в плазме крови ( альфа и бета)

l     Агглютинины обладают способностью склеивать агглютиногены.

     (альфа склеивает только агглютиноген А, а агглютинин бетта – только агглютиноген В. )

Слайд 4.

Биохимические основы определения групп крови, является наличие  

агглютиногенов (изоантигенов)  в эриторицитах крови (А и В) и

агглютининов в плазме крови ( альфа и бета). Существует несколько классификаций групп крови.  В мембране эритроцитов человека содержится более 300 различных антигеннов  , молекулярное строение которых закодировано соответствующими генными аллелями хромосомных локусов. Количество таких аллелей и локусов в настоящее время точно не установлено.

Термин «группа крови» характеризует системы эритроцитарных антигенов, контролируемых определенными локусами, содержащими различное число аллельных генов, таких, например, как A, B и 0 в системе AB0.  

 Локус  гена контролируемого группу крови обозначают буквой I(от слова «изогемагглютиноген»), а три его аллеля буквами А, В и  О. Аллели А и Вдоминантны в одинаковой степени, а-аллель Орецессивен по отношению к ним обоим.

Приложение 1.

Группа                                 Генотип

I (0)                                         j0j0

II (A)                                 JAJA, JAJ0

 III (B)                                JBJB, JBJ0

IV(AB)                              JAJB.

 

 Слайд 5.

Две важнейшие классификации группы крови человека — это система AB0 и резус-система.

В плазме крови человека могут содержаться агглютинины α и β, в эритроцитах — агглютиногены A и B, причём из белков A и α содержится один и только один, то же самое — для белков B и β.

Таким образом, существует четыре допустимых комбинации; то, какая из них характерна для данного человека, определяет его группу крови:

α и β: первая (0)

A и β: вторая (A)

α и B: третья (B)

A и B: четвёртая (AB)

Соцопрос

Знают свою группу крови …

Не знают свою группу крови…     

Знают группу крови своих родителей…

 

Анализ соцопроса (подводится тут же, можно записать на доске)

3. Изучение материала

Рассказ учителя.

7) Значение знаний о группах крови (слайд № 10)

Итак, ребята, давайте ответим на вопрос: для чего надо знать свою группу крови?

Ответ учащихся: часто переливание крови является единственным способом спасти человеческие жизни. Знание групп крови необходимо для переливания крови.

Слово учителя: если бы ум человека не проник в генетическую тайну свойств крови и тканей, миллионы жизней погибали бы в больницах и на войне, от невозможности осуществления переливания крови.

Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:

а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах

б) определение отцовства.

Rh-значение при беременности (резус конфликт!)

Слайд 6.

 Слайд 9.

Определение группы крови по системе AB0

В клинической практике определяют группы крови с помощью готовых    антител. При этом эритроциты испытуемого смешивают на тарелке или белой пластинке с каплей стандартных   антител (  анти-А и   анти-B, а при нечеткой агглютинации и при AB(IV) группе исследуемой крови добавляют для контроля каплю изотонического раствора.   Результат реакции оценивают через три минуты.

На этих свойствах основаны и правила определения групп крови. Чаще всего используют стандартные сыворотки трех групп крови: 0 αβ (I), Аβ (II), Bα (III), в необходимых случаях и сыворотку AB(IV) группы крови. Всегда реакцию ставят с двумя сериями сывороток (для контроля), причем одинаковый результат должен быть получен с сыворотками той и другой серии. Количество стандартной сыворотки, которое берут для определения группы крови, должно приблизительно в 10 раз превышать количество исследуемой крови.

На сухую и обезжиренную тарелку, предварительно разделенную на 6 секторов с обозначениями первых трех групп крови, наносят по одной большой капле стандартной сыворотки каждой группы крови (той и другой серии), так что образуются два ряда капель сывороток в следующем порядке: 0αβ (I), Аβ (II), Bα (III). Исследуемую кровь, взятую из пальца или мочки уха, наносят рядом с каждой каплей сыворотки. Затем кровь и сыворотку каждой группы перемешивают чистой стеклянной палочкой, после чего тарелку слегка покачивают. Полученные результаты (наличие или отсутствие агглютинации) отмечают через 5 мин (но не позже 10й минуты).

Если агглютинация не наступила ни в одной из капель, это значит, что исследуемая кровь относится к 0(1) группе крови. Если агглютинация произошла в каплях с сыворотками 0αβ (I) и Bα (III) групп крови, то исследуемая кровь принадлежит к А (II) группе. Если агглютинация произошла в каплях с сыворотками 0αβ (I) и Аβ (II) групп крови, то исследуемая кровь относится к В(III) группе. Если агглютинация наступила во всех каплях, то это указывает на принадлежность крови к АВ (IV) группе. Но, учитывая возможность ложной агглютинации (псевдоагглютинации), в таких случаях необходимо дополнительно поставить реакцию с сывороткой AB(IV) группы крови. Отсутствие агглютинации подтвердит правильность определения группы крови.

Для исключения псевдоагглютинации к полученной после реакции смеси можно добавить 1–2 капли физиологического раствора. Ложная агглютинация быстро исчезнет, тогда как истинная не изменится.

Всегда при определении групп крови необходимо обращать внимание на срок годности используемых сывороток. Истечение срока годности может стать причиной ошибочных результатов.

Соблюдая все правила для внутривенных пункций, произвести забор крови из вены пациентки (не менее 5 мл).

Цоликлоны анти-А и анти-В наносят на планшет или пластинку по одной большой капле (0,1) под соответствующими надписями: анти-А и анти-В.

Рядом с каплями антител наносят исследуемую кровь по одной маленькой капле (0,01 мл).

После смешивания реагентов и крови разными стеклянными палочками для анти-А и анти-В в соотношении 1:10 за реакцией агглютинации наблюдают в течение 2,5 мин.

Чтение результатов через 5 минут при помешивании капель. (от 3-х до 5 минут)

Результат оценивается врачом. Оценка результатов реакции агглютинации с Цоликлонами анти-А и анти-В представлена в таблице, в которую также включены результаты определения агглютининов сыворотке (плазме) доноров с помощью стандартных эритроцитов.

Агглютинация- склеивание эритроцитов.  

Изотонические растворы- растворы с одинаковой концентрацией.                                                                               

если реакция агглютинации наступила только с анти-А  , то исследуемая кровь относится к группе А(II);

если реакция агглютинации наступила только с анти-B  , то исследуемая кровь относится к группе B(III);

если реакция агглютинации не наступила с анти-А и с анти-B  , то исследуемая кровь относится к группе 0(I);

если реакция агглютинации наступила и с анти-А и с анти-B  , и ее нет в контрольной капле с изотоническим раствором, то исследуемая кровь относится к группе AB(IV).

Rh – понятие о резус-факторе:

За последнее время открыто много других факторов крови, из которых наибольшее практическое значение имеет так называемый Rh (резус-фактор). Он впервые был обнаружен в крови обезьяны – макаки-резус. Примерно у 85% людей в эритроцитах содержат белок – резус-фактор, а 15% населения его не имеют. На качестве крови его отсутствие не отражается, но его надо учитывать при переливании крови и при беременности. Rh“-” – людям следует переливать только в RH“-” кровь, т.к. при попадании в кровь Rh“+” белка (антигена) на него начинают вырабатываться антитела. У новорожденных, если мать Rh“-”, а плод развивается Rh“+” – мать вырабатывает антитела и ребенок рождается с гемолитической болезнью (апельсиновый цвет кожи).

Rh – резус-фактор, открытый тем же Карлом Ландштейнером совместно с исследователем Винером в 1937–1940 гг. За оба открытия Ландштейнеру дважды присуждалась нобелевская премия.

Система Rh (резус-система)

Резус-фактор — это антиген (белок), который находится на поверхности эритроцитов.   Он обнаружен в 1940 году Карлом Ландштейнером и Александром Винером у макаки-резус. Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными. Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, — резус-отрицательный. Известно, что резус-фактор — это сложная система, включающая более 40 антигенов, обозначаемых цифрами, буквами и символами. Чаще всего встречаются резус-антигены типа D (85 %), С (70 %), Е (30 %), е (80 %) — они же и обладают наиболее выраженной антигенностью. Система резус не имеет в норме одноименных агглютининов, но они могут появиться, если резус-отрицательному человеку перелить резус-положительную кровь.

Слайд 7.

Резус-фактор играет важную роль в формировании так называемой гемолитической желтухи новорожденных, вызываемой вследствие резус-конфликта иммунизованной матери и эритроцитов плода. Фрагменты эритроцитов плода могут проникать в кровеносную систему матери и вызывать у нее образование антител, которые могут разрушать эритроциты плода. В результате резус-конфликта может произойти отторжение плода.

Слайд 8.

Теория совместимости групп крови AB0 возникла на заре переливания крови, во время Второй Мировой войны, в условиях катастрофической нехватки донорской крови. Доноры и реципиенты крови должны иметь «совместимые» группы крови.  

В середине XX века предполагалось, что кровь группы 0(I)Rh− совместима с любыми другими группами. Люди с группой 0(I)Rh− считались «универсальными донорами», и их кровь могла быть перелита любому нуждающемуся. В настоящее время подобные гемотрансфузии считаются допустимыми в безвыходных ситуациях, но не более 500 мл.

Гороскоп по группе крови.

Если у нас и во многих других странах спрашивают: «Какой ваш знак Зодиака?», то в Японии: «Какая у вас группа крови?». По мнению японцев, группа крови определяет характер и индивидуальные особенности каждого человека.

Это подтверждают исследования японского учёного И. Номи, в которых принимали участие более 1 млн. японцев.

I группа

Вы стремитесь быть лидером, боретесь за выполнение поставленной цели, верите в свои силы, не лишены эмоциональности. Однако вы очень ревнивы и суетливы, а кроме того, болезненно амбициозны.

II группа

Вы любите гармонию, спокойствие, порядок. Хорошо работаете с другими людьми. Чувствительны, терпеливы, доброжелательны. Среди ваших слабостей -. упрямство и неспособность расслабляться.

III группа

Вы индивидуалист - неприкрытый, склонный поступать так, как нравится вам. Легко приспосабливаетесь ко всему, гибки, не страдаете отсутствием воображения.

IV группа

Вы спокойны и уравновешены, обычно люди вас любят и хорошо чувствуют себя с вами. Вы умеете развлекать их, тактичны, справедливы по отношению к окружающим. Но иногда очень резки, кроме того, долго колеблетесь и с трудом принимаете решения.

Учитель:

Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.

ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИИ  8 КЛАСС

Итак,

Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.

Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.

Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : “КРОВЬ – ЧТО ЭТО?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?

(Ученики: ДА!!!)

Так что же такое кровь? Лена!

(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!)

Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ

I. название синквейна

II. 2 прилагательных

III. 3 глагола

IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему

V. Строка – эмоция, выражающая личное отношение к теме.

(Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов.)

Учитель:

Ребята в каждой вашей красивой фразе есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:

КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах.

VIII. Рефлексия (слайд)

На столах у каждого лежит фраза для рефлексии:

я познакомился с ...

я добился ...

у меня получилось ...

мне запомнилось ...

я попробую ... 

Рефлексия.

Поднимите руки те,

– кому понравился сегодняшний урок.

– кто узнал что-то новое

– кто считает, что ему необходимо еще раз повторить материал.

Отметки.

Домашнее задание:

Все новые понятия в биологическом словарике выучить, параграф 17 , п.т. 62 – всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку “4” и “5”

Курочкиной Елене подготовить сообщении“Трансплантация органов и проблемы их совместимости”.

“Что такое иммунитет?”

 V.  Домашнее задание.                   

учебник стр.82-88, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 28 зад.

Биологическая задача:                           

В художественной литературе встречается словосочетание \"голубая кровь\", признанное характеризовать высокое происхождение человека, принадлежность его к аристократическому кругу. Как вы понимаете смысл этих слов? Могут ли быть люди с \"голубой кровью\"? Ответ поясните. В связи, с чем появилось выражение \"голубая кровь\"?

Ответ:  ( \"Голубой крови\" у людей не бывает. Это переносное название для обозначения людей, у которых вены хорошо просвечивают через тонкий кожный покров

Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.

Презентация.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12214. Измерение электропроводности электролитов различной концентрации и определение температурного коэффициента электропроводности 230.5 KB
  Измерение электропроводности электролитов различной концентрации и определение температурного коэффициента электропроводности Цель работы: установить зависимость удельной и эквивалентной электропроводности электролита от концентрации и температуры. Определить т
12215. Определение константы скорости инверсии тростникового сахара (сахарозы) 185.5 KB
  Лабораторная работа: Определение константы скорости инверсии тростникового сахара сахарозы Цель работы: Ознакомиться с оптическим методом изучения кинетики реакции; определить порядок реакции по сахару и катализатору; определить средние константы скор
12216. Йодирование ацетона в кислой среде 33.62 KB
  Лабораторная работа №4 Йодирование ацетона в кислой среде. Цель работы: исследование кинетики реакции йодирования ацетона в кислой среде – определение порядка реакции константы скорости реакции. Кинетические эксперименты позволя
12217. Определение чисел переноса в растворе серной кислоты 103 KB
  Определение чисел переноса в растворе серной кислоты. Какие процессы протекают на инертных электродах при электролизе раствора H2SO4 Что называют числом переноса и от каких факторов оно зависит Число переноса ионного компонента ti число граммэкв
12218. Определение электропроводности растворов различных концентраций и температурной зависимости константы диссоциации слабого электролита 35.5 KB
  Лабораторная работа Определение электропроводности растворов различных концентраций и температурной зависимости константы диссоциации слабого электролита. Цель: Определить Кд уксусной кислоты и изучить зависимость от температуры. Суть метода: Определение элект...
12219. Определение порядка реакции окисления йодид-ионов ионами трёхвалентного железа 92 KB
  Лабораторная работа №1 Определение порядка реакции окисления йодидионов ионами трёхвалентного железа. выполнил студент 3 курса 7 группы Криштафович А.В. Цель работы: определить частные порядки и общий кинетический порядок реакции 2Fe3 2I → 2Fe2 I2 в водном растворе...
12220. Кинетика каталитического разложения перекиси водорода 293 KB
  Лабораторная работа №2 Кинетика каталитического разложения перекиси водорода. выполнил студент 3 курса 7 группы Криштафович А.В. Цель работы: Определить порядок реакции константы скорости при двух температурах и вычислить энергию активации каталитического разл
12221. Оптический метод изучения кинетики реакции тростникового сахара (сахарозы) 95 KB
  В молекулах всех трёх сахаров содержатся ассиметрические атомы углерода, что делает эти вещества оптически активными. Водный раствор сахарозы вращает плоскость полимеризации проходящего света вправо, ратвор продуктов реакции влево
12222. Иодирование ацетона в кислой среде 164 KB
  Лабораторная работа №4 Иодирование ацетона в кислой среде. Цель работы: исследование кинетики реакции иодирования ацетона в кислой среде – определение порядка реакции константы скорости и энергии активации. Ход работы: Основная реакция: протекает в 2 с