54759

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением. Развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания. Воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Русский

2014-03-18

46 KB

0 чел.

                 Открытый урок русского языка в 4 классе.

Тема :             Мягкий знак после шипящих на конце

                                             существительных женского рода.

Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения  и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением. Развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания. Воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Оборудование: Злюка-Зюзюка,  домики 1 скл., 2 скл., 3 скл., рисунки (дельфин, дерево, собака, груша, книга, мышь, дичь, рожь, облако), карточки со словами (дочь, молодежь, глушь, ночь, помощь, врач, мяч, душ, чиж, карандаш),таблицы с правилом, индивидуальные карточки у детей падежей и склонений имен существительных.

                                                            ХОД  УРОКА:

Оргмомент:                  А сейчас проверь дружок,

                                       Ты готов начать урок?

                                       Всё ль на месте,

                                       Всё ль в порядке?

                                       Ручка, книжки и тетрадка?

                                       Все ли правильно сидят,

                                       Все ль внимательно глядят?

                                       Каждый хочет получать

                                       Только лишь оценку … «5»!

Вступительная беседа и постановка целей урока: Ребята, вы все любите сказки? Любая сказка учит добру. А что в сказке самое главное? Правильно, чтобы добро победило зло.

Запомните это. Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в сказку. Слушайте внимательно.

          В одной стране под названием Имя существительное живут удивительные слова, их называют именами существительными. Жили они все дружно и помогали людям обозначать предметы, явления природы, чувства людей, названия рек, городов, животных, имена и другое. Каждый был занят своей работой, имел свои постоянные и непостоянные признаки. В общем жили счастливо.

          Но вот однажды в эту замечательную страну забрела злая волшебница

Злюка – Зюзюка (показываю картинку). Стала разгуливать по этой стране и выглядывать кого бы поссорить или какую-нибудь пакость сделать.

          Бродила, бродила она, наблюдала и ей очень не понравились имена существительные, которые оканчивались на шипящие звуки / ш /,/ ч /, / щ /,/ ж /и она их так между собой рассорила, что они до сих пор ссорятся и плачут.

          Я думаю, что нам необходимо отправиться в эту страну и помочь этим несчастным именам существительным, разобраться какое заклятие наложила на них Злюка-Зюзюка, расставить всё по своим местам, чтобы жили они снова мирно и счастливо.

Поможем им ребята?

           Всё бы хорошо, но Злюка-Зюзюка  как бы предугадала эту ситуацию и на нашей дороге расставила различные ловушки, преграды. А чтобы их преодолеть надо применить свои знания, внимание, старание, желание узнать что-то новое и, конечно, веру в успех. Не боитесь трудностей Злюки-Зюзюки? Тогда в путь

Оформление работы: Откройте тетради, отступите 2 линеечки от последней записи, красиво, аккуратно запишите  число (диктую дату, указывая ошибкоопасные места),                                                        классная работа.

Словарная работа: На нашем пути встретилась первая ловушка Злюки-Зюзюки.

      К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыбнулся р…бятам.

В данные словосочетания  нужно вставить пропущенные буквы и определить падеж имен существительных. Каждый выполняет работу самостоятельно, а у доски эту работу выполнит __________. Проверим правописание слов с безударными гласными. Кто не допустил ни одной ошибки, две? Исправьте свои ошибки, запомните как пишутся эти слова, выучите правописание этих слов.

             Проверим при помощи карточек, в каких падежах стоят имена существительные в данных словосочетаниях.

Повторение изученного:  Первую ловушку успешно преодолели, но Злюка-Зюзюка уже быстро нам подстроила другое испытание.

     

         На доске размещены карточки с рисунками : облако, дельфин, дерево, собака, груша, книга, мышь, дичь, рожь.

Нужно определить склонение данных имен существительных и поселить их в нужный домик:  

                                        1скл              2скл            3скл

        

Выполняем работу самостоятельно, проверим коллективно по карточкам. При ответе докажите, почему вы поставили именно это спряжение.

Физминутка:   Наш дальнейший путь преградили ёлочки и грибки.

                         Я думаю здесь без физминутки нам не пройти.

Встали все.       Сколько ёлочек зелёных, столько сделайте наклонов,

                          Сколько видите грибков, столько сделайте прыжков,

                          А теперь мы все присядем и за парты дружно сядем.

Актуализация новых знаний:     Вот мы с вами и подошли к тем жителям – именам существительным, которых заколдовала Злюка-Зюзюка. Давайте постараемся им помочь.

Дочь           карандаш           глушь                чиж                         врач

         Молодёжь        душ                  ночь                    помощь                 мяч

           

Посмотрите внимательно на эти слова. Эти ли слова в ссоре? Как вы определили? Да, действительно эти слова оканчиваются на шипящие звуки / ж /, / ч /, / ш /, / щ /.

Давайте попробуем их сначала разделить чтобы они не ругались. На какие группы (по какому признаку) можно разделить эти слова. ( На существительные женского и мужского рода).Хорошо. Давайте запишем эти слова в 2 столбика по этому признаку.

                        

                              Ь                                           Ь

                            дочь                                                             врач

                            молодёжь                                                    мяч

                            глушь                                                          душ

                            ночь                                                            чиж

                            помощь                                                       карандаш

Открытие. Формирование новых знаний.

Наблюдение, формировка правила.                                                                                                                                                                                                   

А теперь внимательно посмотрите на имена существительные первого столбика с мягким знаком. Что объединяет все эти слова, что можно ещё выделить общего? (Все эти слова –имена сущ. женского рода)

Какой вывод из этого можно сделать?

 Существительные женского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся с мягким знаком. (Вывешиваю таблицу)

Посмотрите теперь внимательно на имена существительные второго столбика. Что объединяет все эти слова? (Они все мужского рода).

Какой вывод можно сделать?

Существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся без мягкого знака.

Кто теперь может сформулировать все правило?

Как вы будете рассуждать, чтобы правильно написать букву Ь на конце существительных после шипящих?

           Рассуждаем так:

1.Если слово Ж.Р.(она моя), то Ь пишется.

2.Если существительное М.Р.(он мой), то Ь не пишется.

Сверим наше полученное правило с правилом в учебнике на стр. 101.Читаем хором.

Формулировка темы урока: Так что же мы не должны были узнать по вине Злюки-Зюзюки? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

         Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Закрепление полученных знаний: Молодцы! Но чтобы окончательно развеять чары Злюки-Зюзюки мы должны ещё помирить имена существительные из упр.174. Запишите эти слова рассуждая в два столбика.( По цепочке выполняют упр. на доске).

Итог урока: Я думаю, что Злюка-Зюзюка больше не вернется, потому что вы разгадали все её коварные замыслы, узнали много нового,а значит в нашей сказке победило добро.

А  что вы нового узнали из нашего путешествия в сказку?

В каких сущ.после шипящих пишется Ь ?

В каких сущ.после шипящих не пишется Ь ?

Молодцы, все работали очень хорошо и помогли жителям страны Имя существительное.

Домашнее задание: стр.101, выучить правило придумать и дописать в тетради по 3 слова в каждый столбик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11009. Истоки философии. Хронология и краткая характеристика основных этапов 46 KB
  Тема. Истоки философии Хронология и краткая характеристика основных этапов. Причины возникновения философии являются и причиной её развития. Данный вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой философии преимущественно связываются только с развит...
11010. Гносеология или теория познания 55 KB
  Гносеология. Гносеология или теория познания – это раздел философии в котором изучаются природа познания и его возможности отношение знания к реальности выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин Гносеология происходит от греческих слов g...
11011. Закономерности исторического развития техники 46 KB
  Закономерности исторического развития техники. Проблема периодизации. Предметная сторона Т. Техника и наука. Т как деятельность. ФТ выделяет общие закономерности и стадии исторической эволюции Т потом это будет конкретизировано в истории Т. В отличие...
11012. Социальная роль техники 47 KB
  Социальная роль техники. Техника как основа социального прогресса. Информационное общество. Понятие техногенной цивилизации. Антитехницизм и его основания. Рассмотрены различные периодизации истории техники. Каждая новая стадия в развитии техники в
11013. Техника и наука в контексте культуры 58 KB
  Техника и наука в контексте культуры Специфика техники как феномена культуры. Технические науки как тип наук. В имеющихся определениях техники обнаруживается существенно общий смысловой срез: по отношению к человеку техника является вопервых воплощ
11014. Философия техники как область исследований 63 KB
  Философия техники как область исследований. ФТ в структуре философского знания. Проблема определения Т. Ответить на вопрос что такое ФТ можно с двух сторон: показав как он выделяется из философии вообще и рассмотрев что такое Т как основной объект ее
11015. Этика науки и техники 51 KB
  Этика науки и техники. Этика науки и техники как этика ответственности. Внутренняя и внешняя этика науки и техники. Проблема этической размерности научной деятельности и технического творчества обозначилась в ХХ в.: достаточно долго этические проблемы на...
11016. Классификация сетей 31 KB
  Классификация сетей Любая сеть представляет собой сочетание узлов сети и линий связи. По назначению Телефонные не сотовые – сети передачи голоса. Единственное требование – разборчивость речи. Вещательные теле и радио. Данные передаются только в од
11017. Сеть Ethernet на основе витой пары (10|100|1000Base-TX) 213 KB
  Сеть Ethernet на основе витой пары 10|100|1000BaseTX Витая пара twisted pair 2 или 4 пары скрученных проводников. 4х проводная витая пара способна работать на скоростях до 100Мбит/с а кабель состоящий из 8 проводников на рисунке на скоростях до 1000Мбит/с Всё оборудование для в