54759

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением. Развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания. Воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Русский

2014-03-18

46 KB

0 чел.

                 Открытый урок русского языка в 4 классе.

Тема :             Мягкий знак после шипящих на конце

                                             существительных женского рода.

Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения  и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением. Развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания. Воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Оборудование: Злюка-Зюзюка,  домики 1 скл., 2 скл., 3 скл., рисунки (дельфин, дерево, собака, груша, книга, мышь, дичь, рожь, облако), карточки со словами (дочь, молодежь, глушь, ночь, помощь, врач, мяч, душ, чиж, карандаш),таблицы с правилом, индивидуальные карточки у детей падежей и склонений имен существительных.

                                                            ХОД  УРОКА:

Оргмомент:                  А сейчас проверь дружок,

                                       Ты готов начать урок?

                                       Всё ль на месте,

                                       Всё ль в порядке?

                                       Ручка, книжки и тетрадка?

                                       Все ли правильно сидят,

                                       Все ль внимательно глядят?

                                       Каждый хочет получать

                                       Только лишь оценку … «5»!

Вступительная беседа и постановка целей урока: Ребята, вы все любите сказки? Любая сказка учит добру. А что в сказке самое главное? Правильно, чтобы добро победило зло.

Запомните это. Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в сказку. Слушайте внимательно.

          В одной стране под названием Имя существительное живут удивительные слова, их называют именами существительными. Жили они все дружно и помогали людям обозначать предметы, явления природы, чувства людей, названия рек, городов, животных, имена и другое. Каждый был занят своей работой, имел свои постоянные и непостоянные признаки. В общем жили счастливо.

          Но вот однажды в эту замечательную страну забрела злая волшебница

Злюка – Зюзюка (показываю картинку). Стала разгуливать по этой стране и выглядывать кого бы поссорить или какую-нибудь пакость сделать.

          Бродила, бродила она, наблюдала и ей очень не понравились имена существительные, которые оканчивались на шипящие звуки / ш /,/ ч /, / щ /,/ ж /и она их так между собой рассорила, что они до сих пор ссорятся и плачут.

          Я думаю, что нам необходимо отправиться в эту страну и помочь этим несчастным именам существительным, разобраться какое заклятие наложила на них Злюка-Зюзюка, расставить всё по своим местам, чтобы жили они снова мирно и счастливо.

Поможем им ребята?

           Всё бы хорошо, но Злюка-Зюзюка  как бы предугадала эту ситуацию и на нашей дороге расставила различные ловушки, преграды. А чтобы их преодолеть надо применить свои знания, внимание, старание, желание узнать что-то новое и, конечно, веру в успех. Не боитесь трудностей Злюки-Зюзюки? Тогда в путь

Оформление работы: Откройте тетради, отступите 2 линеечки от последней записи, красиво, аккуратно запишите  число (диктую дату, указывая ошибкоопасные места),                                                        классная работа.

Словарная работа: На нашем пути встретилась первая ловушка Злюки-Зюзюки.

      К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыбнулся р…бятам.

В данные словосочетания  нужно вставить пропущенные буквы и определить падеж имен существительных. Каждый выполняет работу самостоятельно, а у доски эту работу выполнит __________. Проверим правописание слов с безударными гласными. Кто не допустил ни одной ошибки, две? Исправьте свои ошибки, запомните как пишутся эти слова, выучите правописание этих слов.

             Проверим при помощи карточек, в каких падежах стоят имена существительные в данных словосочетаниях.

Повторение изученного:  Первую ловушку успешно преодолели, но Злюка-Зюзюка уже быстро нам подстроила другое испытание.

     

         На доске размещены карточки с рисунками : облако, дельфин, дерево, собака, груша, книга, мышь, дичь, рожь.

Нужно определить склонение данных имен существительных и поселить их в нужный домик:  

                                        1скл              2скл            3скл

        

Выполняем работу самостоятельно, проверим коллективно по карточкам. При ответе докажите, почему вы поставили именно это спряжение.

Физминутка:   Наш дальнейший путь преградили ёлочки и грибки.

                         Я думаю здесь без физминутки нам не пройти.

Встали все.       Сколько ёлочек зелёных, столько сделайте наклонов,

                          Сколько видите грибков, столько сделайте прыжков,

                          А теперь мы все присядем и за парты дружно сядем.

Актуализация новых знаний:     Вот мы с вами и подошли к тем жителям – именам существительным, которых заколдовала Злюка-Зюзюка. Давайте постараемся им помочь.

Дочь           карандаш           глушь                чиж                         врач

         Молодёжь        душ                  ночь                    помощь                 мяч

           

Посмотрите внимательно на эти слова. Эти ли слова в ссоре? Как вы определили? Да, действительно эти слова оканчиваются на шипящие звуки / ж /, / ч /, / ш /, / щ /.

Давайте попробуем их сначала разделить чтобы они не ругались. На какие группы (по какому признаку) можно разделить эти слова. ( На существительные женского и мужского рода).Хорошо. Давайте запишем эти слова в 2 столбика по этому признаку.

                        

                              Ь                                           Ь

                            дочь                                                             врач

                            молодёжь                                                    мяч

                            глушь                                                          душ

                            ночь                                                            чиж

                            помощь                                                       карандаш

Открытие. Формирование новых знаний.

Наблюдение, формировка правила.                                                                                                                                                                                                   

А теперь внимательно посмотрите на имена существительные первого столбика с мягким знаком. Что объединяет все эти слова, что можно ещё выделить общего? (Все эти слова –имена сущ. женского рода)

Какой вывод из этого можно сделать?

 Существительные женского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся с мягким знаком. (Вывешиваю таблицу)

Посмотрите теперь внимательно на имена существительные второго столбика. Что объединяет все эти слова? (Они все мужского рода).

Какой вывод можно сделать?

Существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся без мягкого знака.

Кто теперь может сформулировать все правило?

Как вы будете рассуждать, чтобы правильно написать букву Ь на конце существительных после шипящих?

           Рассуждаем так:

1.Если слово Ж.Р.(она моя), то Ь пишется.

2.Если существительное М.Р.(он мой), то Ь не пишется.

Сверим наше полученное правило с правилом в учебнике на стр. 101.Читаем хором.

Формулировка темы урока: Так что же мы не должны были узнать по вине Злюки-Зюзюки? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

         Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Закрепление полученных знаний: Молодцы! Но чтобы окончательно развеять чары Злюки-Зюзюки мы должны ещё помирить имена существительные из упр.174. Запишите эти слова рассуждая в два столбика.( По цепочке выполняют упр. на доске).

Итог урока: Я думаю, что Злюка-Зюзюка больше не вернется, потому что вы разгадали все её коварные замыслы, узнали много нового,а значит в нашей сказке победило добро.

А  что вы нового узнали из нашего путешествия в сказку?

В каких сущ.после шипящих пишется Ь ?

В каких сущ.после шипящих не пишется Ь ?

Молодцы, все работали очень хорошо и помогли жителям страны Имя существительное.

Домашнее задание: стр.101, выучить правило придумать и дописать в тетради по 3 слова в каждый столбик.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81509. Распад нуклеиновых кислот. Нуклеазы пищеварительного тракта и тканей. Распад пуриновых нуклеотидов 207.42 KB
  Распад пуриновых нуклеотидов. Далее полинуклеотидная часть этих молекул гидролизуется в кишечнике до мононуклеотидов. В расщеплении нуклеиновых кислот принимают участие ДНКазы и РНКазы панкреатического сока которые будучи эндонуклеазами гидролизуют макромолекулы до олигонуклеотидов. Последние под действием фосфодиэстераз панкреатической железы расщепляются до смеси 3\' и 5\'мононуклеотидов.
81510. Представление о биосинтезе пуриновых нуклеотидов; начальные стадии биосинтеза (от рибозо-5-фосфата до 5-фосфорибозиламина) 183.42 KB
  Сборка пуринового гетероцикла осуществляется на остатке рибозо5фосфата при участии различных доноров углерода и азота: Фосфорибозилдифосфат ФРДФ или фосфорибозилпирофосфат ФРПФ занимает центральное место в синтезе как пуриновых так и пиримидиновых нуклеотидов Он образуется за счёт переноса βγпирофосфатного остатка АТФ на рибозо5фосфат в реакции катализируемой ФРДФсинтетазой. Источниками рибозо5фосфата могут быть: пентозофосфатный путь превращения глюкозы или катаболизм нуклеозидов в ходе которого под действием...
81511. Инозиновая кислота как предшественник адениловой и гуаниловой кислот 253.09 KB
  Первая специфическая реакция образования пуриновых нуклеотидов - перенос амидной группы Глн на ФРДФ с образованием 5-фосфорибозил-1 -амина Эту реакцию катализирует фермент амидофосфорибозилтрансфераза. При этом формируется β-N-гликозидная связь. Затем к аминогруппе 5-фосфорибозил-1-амина присоединяются остаток глицина
81512. Представление о распаде и биосинтезе пиримидиновых нуклеотидов 190 KB
  Образование дигидрооротата. Карбамоилфосфат использующийся на образование пирймидиновых нуклеотидов является продуктом полифункционального фермента который наряду с активностью КФС II содержит каталитические центры аспартаттранскарбамоилазы и дигидрооротазы. Объединение первых трёх ферментов метаболического пути в единый полифункциональный комплекс позволяет использовать почти весь синтезированный в первой реакции карбамоилфосфат на взаимодействие с аспартатом и образование карбамоиласпартата от которого отщепляется вода и образуется...
81513. Нарушения обмена нуклеотидов. Подагра; применение аллопуринола для лечения подагры. Ксантинурия. Оротацидурия 120.73 KB
  Когда в плазме крови концентрация мочевой кислоты превышает норму то возникает гиперурикемия. Вследствие гиперурикемии может развиться подагра заболевание при котором кристаллы мочевой кислоты и уратов откладываются в суставных хрящах синовиальной оболочке подкожной клетчатке с образованием подагрических узлов или тофусов. Поскольку лейкоциты фагоцитируют кристаллы уратов то причиной воспаления является разрушение лизосомальных мембран лейкоцитов кристаллами мочевой кислоты. Это вызывает ингибирование запасных путей спасения усиление...
81514. Биосинтез дезоксирибонуклеотидов. Применение ингибиторов синтеза дезоксирибонуклеотидов для лечения злокачественных опухолей 178.43 KB
  Синтез дезоксирибонуклеотидов идёт с заметной скоростью только в тех клетках, которые вступают в S-фазу клеточного цикла и готовятся к синтезу ДНК и делению. В покоящихся клетках дезоксинуклеотиды практически отсутствуют. Все дезоксинуклеотиды, кроме тимидиловых, образуются из рибонуклеотидов путём прямого восстановления ОН-группы у второго углеродного атома рибозы в составе рибонуклеозиддифосфатов до дезоксирибозы
81515. Биосинтез ДНК, субстраты, источники энергии, матрица, ферменты. Понятие о репликативном комплексе. Этапы репликации 154.76 KB
  Этапы биосинтеза ДНК. Предложен ряд моделей механизма биосинтеза ДНК с участием указанных ранее ферментов и белковых факторов однако детали некоторых этапов этого синтеза еще не выяснены. Основываясь главным образом на данных полученных в опытах in vitro предполагают что условно механизм синтеза ДНК у Е.
81516. Синтез ДНК и фазы клеточного деления. Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу 163.63 KB
  Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу. Все фазы клеточного цикла G1 S G2 M могут различаться по длительности но в особенности это касается фазы G1 длительность которой может быть равна практически нулю или быть столь продолжительной что может казаться будто клетки вообще прекратили деление. В этом случае говорят что клетки находятся в состоянии покоя фаза G0. Клетки эпителия кишечника делятся на протяжении всей жизни человека но даже у этих быстропролиферирующих клеток подготовка к...
81517. Повреждение и репарация ДНК. Ферменты ДНК-репарирующего комплекса 137.99 KB
  Ферменты ДНКрепарирующего комплекса. Процесс позволяющий живым организмам восстанавливать повреждения возникающие в ДНК называют репарацией. Все репарационные механизмы основаны на том что ДНК двухцепочечная молекула т.