54760

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова Грачи прилетели и будем учиться писать сочинение по этой картине. Какие чувства вызывает у вас эта картина Выслушиваются ответы учащихся Почему картина называется Грачи прилетели История создания картины Первоначальные этюды к картине Грачи прилетели А.

Русский

2014-03-18

112.5 KB

33 чел.

Департамент образования г. Москвы

ГОУ Педагогический колледж № 15

Конспект

открытого урока по развитию речи

проведенного на преддипломной практике

в 4 «А» классе школы № 1356

студенткой IV курса группы Ш – 42

Блиновой Екатериной Игоревной.

Дата: 30. 04. 2010.

Оценка

Подпись учителя

Подпись методиста

Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:

Образовательные:

  •  познакомить учащихся с историей создания картины;
  •  формировать умение понимать авторский замысел картины ;
  •  формирование умения подбирать подходящие для описания картины слова, словосочетания;
  •  формировать умение иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы.

Развивающие:

  •  развитие устной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
  •   развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать,  развитие  творческого воображения;
  •  развивать умение воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст
  •  развивать чувство прекрасного

Воспитательные:

  •  воспитание любви к родной природе, к родному языку
  •  воспитывать аккуратность, внимательность, чувство взаимопомощи.

Оборудование:

- презентация «Жизнь и творчество А.К. Саврасова»

- репродукции картин И.И. Левитана, А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

- индивидуальные карточки для учеников

- листы помощники для орфографической и лексической работы

- памятки «Как писать сочинение по картине»

- аудиозаписи (П.И. Чайковский «Времена года»)

Оформление доски

Этапы

Содержание

Примечания

I. Орг. момент

- сообщение темы, постановка целей урока.

II. Вступительная беседа.

III. Подготовка к восприятию картины.

- физминутка

IV. Рассматривание репродукции картины.

V. Беседа по содержанию картины.

- физминутка

VI. Итог урока.

I.Орг. момент.

- постановка целей урока

II. Словарно – орфографическая и  стилистическая  работа.

III.Составление плана сочинения.

IV. Написание сочинения.

V. Проверка.

VI. Итог урока.

- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны?  (Выслушиваются ответы учащихся)

- Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои  произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через  два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.

    А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

          Из воспоминаний художника Константина Алексеевича Коровина, ученика Саврасова: "Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой - его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались... Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора - такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то - все как-то не про то - про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают..."

А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.

- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей. Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А.К. Саврасова и постараемся проникнуться настроением, с которым эти замечательные люди создавали свои шедевры.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Выслушиваются ответы учащихся)

- Почему картина называется «Грачи прилетели»?

История создания картины

- Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.

    Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.

   Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!

   Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Полотно, действительно,  никого не оставляет равнодушным. Прочитайте отрывок из рассказа Г.А. Скребицкого.

Чтение отрывка из рассказа Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели».

Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:

- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.

      - Как Вы думаете, почему автор  рассказа и его герой любят смотреть на картину? (Выслушиваются ответы учащихся)

     -  А вот как описывает это же событие А.Жемчужников.

Послушайте стихотворение.

                ГРАЧИ

Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил.

Но я пришел, и сонм грачей

Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на верхах дерев

В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки.

Иным грачей несносен крик;

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слушать приохотив.

Друзья родной земли моей,

Они, как я, здесь летом - дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и чернозема.

- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)

    - У вас на партах есть Листы-помощники, где вы можете записывать  понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в сочинении.  

    - Почему эту картину мы называем пейзажем? (На ней изображена природа)

    - Какие краски преобладают на картине? (голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)

   - Какое настроение вызывает у вас эта картина?

   - Перечислите всё, что вы увидели на картине? (грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

- Представьте, что вы очутились около этих березок (Если хотите, то можете закрыть глаза). Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

- Что в картине является главным? Что изображено на переднем  плане? (березы с грачиными гнездами)

- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.  Чем они  заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)

- Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.

-  Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и те веточки, которые находятся на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он  вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля)

- Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местами выделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

- Как художник изобразил  небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с  серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)

- Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух? Почему же, говоря о «Грачах»,  один из современником отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения  всех деталей картины)

- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

- Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении? (Выслушиваются ответы учащихся)

«Деревья, кусты, трава»

«Деревья» - поднимаемся на носочки, руки вытягиваем вверх и тянем к солнышку, как молодые веточки деревьев.

«Кусты» - опускаем руки вдоль туловища, встаем на полную ступню.

«Трава» - присаживаемся на корточки.

- Очень многие художники, композиторы, писатели и поэты в своём творчестве воспевали красоту русской природы. И даже если они, казалось бы,  изображали одни и те же предметы, явления, у каждого это получалось по-своему. Мне хочется познакомить вас ещё с одной картиной. (Слайд №7)

    - Автор её Игорь Эммануилович Грабарь. Посмотрите на его произведение. Что различает, а что объединяет две картины? (Выслушиваются ответы учащихся).

   - Безусловно, картины эти различаются. По-другому и быть не может, но в тоже время у них есть много общего.  Кроме берез, грачиных гнезд, старых домов, картины объединяет безграничная любовь к родной земле, к её природе. И недаром на них изображены березки, издавна считавшиеся символом русской природы, России.

- Итак, что же хотел передать А.Саврасов  на своем полотне? Какие чувства передает нам художник?

- Что Вам больше всего понравилось  в картине?

 

Продолжение работы 2 урок

 Мы с вами собрали очень много материала. Теперь наша задача - обобщить собранные впечатления и написать сочинение. Но для этого нам нужно воспользоваться листами –помощниками.

(К этому моменту в листах –помощниках у ребят уже имеются записи опорных слов, целесообразно попросить учащихся прочитать то, что они уже записали)

Далее учитель работает у доски, ребята – в листах-помощниках

  - Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам:

          художник                     картина                   изобразил             известный

          мастер кисти              полотно                    нарисовал             знаменитый

          пейзажист                   репродукция              показал                 прославленный

          автор картины            шедевр                      создал

 - Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?

Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, шумливые, веселые, суетливые, трудолюбивые.

Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей.

Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое.

Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез.

Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.

Церквушка – старая, обветшалая.

Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.

   

-  Объясните правописание слов: г...ризонт, (в)дали, (в)близи, пр…зрачный, (светло)голубые, сер..ватые, (желтовато)коричневые, (в)верху, (с)прав.., (с)лев…, н..бесные, свеж..сть, рад…с…ные.

- У вас на партах есть Памятки, которые помогают нам писать сочинения по картинам. Сколько частей должен иметь текст? Давайте вспомним, с чего мы начинаем сочинение? О чем можно написать во вступлении?

- О чем мы будем писать в основной части?

-  Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое мнение? (Я думаю, что… или Я считаю, что… или Мне кажется, что…).

Примерный план сочинения.

1. История создания картины.

2. Пробуждение природы.

3.  Грачи – главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Мое отношение к картине.

Ученики самостоятельно пишут сочинение, учитель оказывает индивидуальную помощь.

Что мы делали на уроке? Чему научились? Что понравилось? Что нового узнали? Что было сложного?

Спасибо за урок! До свидания!

Презентация слайд 1

слайд 2

слайд 3

ТСО

П.И. Чайковский

«Времена года. Март».

Слайд 4

Слайд 5

Учитель читает стихотворение

слайд 6

у каждого ученика на парте карточка

Слайд 7

У каждого ученика на парте лист – помощник

У каждого ученика на парте памятка

Слайд 9

Слайд 10

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73405. Анализ и учет себестоимости продукции виноделия на примере АФКСП “Дружба народов” Красногвардейского района АР Крым 468.5 KB
  Закладка новых виноградных насаждений и увеличение валового сбора за счет этого а затем наращивание объёмов производства конечной продукции должны регламентироваться исключительно спросом на продукцию отрасли и систематически отслеживаться созданными на предприятии спецслужбами маркетинга.
73406. Понятие стиля 27 KB
  По названию они связываются с различными географическими областями греческого мира: Аттический стиль в этом стиле писали древние авторы; его основа –- это ясность и простота Азиатский основа стиля заключается в пышности неумеренности использования фигур...
73407. Категории литературного рода и жанра 74.5 KB
  Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Задачей становится соотнести жанры с родами литературы. Жанры – типы литературного произведения которые складываются исторически в разных литературных традициях. В западной литературе жанры чрезвычайно близки друг к другу.
73408. Драматическое произведение 28 KB
  Трагедия и комедия уходят в прошлое а остается просто драма которая не подчиняется строгим жанровым требованиям. Мы приходим к свободным родовым формам вместо системы жанров: эпос лирика и драма.
73409. Проблема времени и пространства в драме 36 KB
  Декорации воспроизводящие место действия появляются в реалистическом театре. В Восточном театре существовала пластическая декорация. В Восточном театре сцена была пустой но присутствовали словесные и пластические декорации изображалось то чего нет на сцене с помощью жестов походки...
73410. Особенности драматического сюжета 38 KB
  Экспозиция в повествовательном произведении –- представление того что произошло до начала действия. Это происходит по ходу действия. Рассеянная экспозиция -– это когда обстоятельства существующие для пониманию действия раскрываются в беседах мыслях персонажей может быть обрисована одним персонажем.
73411. Лирическое произведение. Особенности его структуры 30.5 KB
  Поэзия, которая пелась под лиру – лирика. Лирика как термин утверждается на рубеже 18-19 вв. Выделение лирики оформляли немецкие философы, прежде всего Гегель. Говорил о лирике и Аристотель, но термина этого не употреблял.
73412. Мир и события в лирике. «Лирический сюжет» 28 KB
  Хотя есть лирические стихотворения полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира размышления; поэтому нет повода для внешних событий. Лирический сюжет Это не цепь жизненных событий это развитие мысли переживания которое дается в стихотворении.
73413. Лирический субъект 43.5 KB
  Начиная с эпохи романтизма когда лирика получила почетное место в системе родов сформировалась идея о том что лирический субъект если не равен автору то чрезвычайно к нему близок. Лирический субъект ≠ автору.