54764

Энергетические установки подвижного состава

Конспект урока

Производство и промышленные технологии

Насос работает следующим образом. Масло поступает в подводящий канал А в корпусе насоса и заполняет впадины между зубьями шестерён. При вращении валика ведущая шестерня вращает ведомую.

Русский

2014-04-02

16.46 MB

41 чел.

Открытый урок по дисциплине «Энергетические установки подвижного состава»

Тема: Система смазки двигателей внутреннего сгорания

1 Приветствие - 1 мин.

2 Перекличка -2 мин.

3 Представление присутствующих - идет неделя ЦК ………- 2мин.

4 Цель занятия: Закрепление пройденного - Топливная система дизелей.    Новая тема - Система смазки дизелей.- 2мин. (7 мин)

5 Закрепление пройденного:

5.1 Разгадка кроссворда №1 или №2- он на экране – опрос- 10 мин.

5.2 Сборка форсунки из деталей с их названием - на столе детали форсунок – 5 мин. (Два студента: жен. и муж. пола по желанию работают).

5.3 Показ топливоподкачивающего насоса с «Компасом» и пояснения про систему «Компас» – на экране. – 5 мин. (27 мин)

6 Новая тема - Система смазки дизелей. (29 мин)= (56 мин)

6.1 Назначение и виды систем смазки дизелей – под запись -10 мин.

6.2 Устройство (состав) системы смазки дизелей – на экране  система смазки двигателя К-661 и анимация ее работы – 5 мин.

6.3 -  1-я подгруппа идет смотреть системы смазки дизелей в лаб. № 008 –

        7 мин.

      2-я подгруппа выписывает из учебника стр.153 состав и назначение элементов комбинированной системы смазки.- 7 мин

6.4 Подгруппы меняются местами.

7 Масляные насосы.(9 мин) = (65 мин)

7.1 Тип насосов. (2 мин)

7.2 Состав шестеренчатого масляного насоса – на экране: его устройство, работа: конструкция, анимация – 2 шт. - 7 мин.

8 Опрос по новой теме - 5-7 мин.= (70-72 мин)

   - Назначение систем смазки дизелей?

  - Виды систем смазки?

  - Что входит в  комбинированную систему смазки дизелей?

  -  Где храниться масло в двигателе?

  - Назначение масляных насосов?

  - Указать на фото двигателя К-661 элементы системы смазки:

- Поддон

- Масляный насос

- Масляный фильтр грубой очистки (ФГО)

- Масляный фильтр тонкой  очистки (ФТО)

 - Главная масляная магистраль

9 Задание на дом – 3 мин

10 Подведение итогов (5 мин) = (82 мин)

11 Самостоятельная работа студентов для улучшения материально-технической базы лаборатории №008 Энергетические установки подвижного состава (ПРИ НАЛИЧИ ВРЕМЕНИ)- показ работ студентов!!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Кроссворд №1 по теме «Топливная система дизелей»- узел форсунки (10мин.)

1 - Прибор для распыливания топлива

2 – Узел секции ТНВД

3 – Место нахождения грузов регулятора

4 – В какую часть форсунки подается топливо?

5 – Тип форсунок

6 – Деталь плунжерной пары ТНВД

7 – Чувствительный элемент регулятора числа оборотов двигателя К-661

8 – Деталь форсунки

9 – Тип камер сгорания

10 – Материал плунжера ТНВД

11 – Прибор для задержания механических частиц в топливе

А

Название детали форсунки

Свободные клетки (места)

А

 Правильные ответы на кроссворд №1

«Топливная система дизелей» - узел форсунки

1

Ф

О

Р

С

У

Н

К

А

2

Т

О

Л

К

А

Т

Е

Л

Ь

3

К

Р

Е

С

Т

О

В

И

Н

А

4

К

О

Р

П

У

С

5

З

А

К

Р

Ы

Т

Ы

Е

6

В

Т

У

Л

К

А

7

П

Р

У

Ж

И

Н

А

8

Ш

Т

А

Н

Г

А

9

Р

А

З

Д

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

10

С

Т

А

Л

Ь

11

Ф

И

Л

Ь

Т

Р

Кроссворд №2 по теме «Топливная система дизелей»- Узел ТНВД (10 мин.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

т

1 Фильтры грубой очистки бывают?

2 Топливоподкачивающие насосы бывают?

3 Камеры сгорания бывают?

3 Разделенные камеры бывают?

4 Камеры сгорания бывают?

5 Тип вала ТНВД?

6 Какой узел в ТНВД может изменять начало подачи топлива?

7 Какая деталь в топливоподкачивающем насосе двигателя К- 661 является главной?

8 Способ смесеобразования?

9 Что является итогом изучения устройства топливной системы?

Название узла ТНВД

Свободные клетки (места)

Правильные ответы на кроссворд №2

«Топливная система дизелей» -

Узел секции ТНВД

1

с

е

т

ч

а

т

ы

е

2

к

о

л

о

в

р

а

т

н

ы

е

3

р

а

з

д

е

л

е

н

н

ы

е

4

в

и

х

р

е

к

а

м

е

р

н

ы

е

5

к

у

л

а

ч

к

о

в

ы

й

6

т

о

л

к

а

т

е

л

ь

7

п

о

р

ш

е

н

ь

8

п

л

е

н

о

ч

н

о

е

9

р

е

з

у

л

ь

т

а

т

Фото форсунок для сборкие(5 мин.)

Топливоподкачивающий насос (5 мин.)= 27 мин.

Мы с Вами изучили назначение и работу топливоподкачивающего насоса, но не смогли заглянуть во внутрь  его. В настоящее время существуют такие компьютерные программы, которые позволяют заглянуть во внутрь узла с разных сторон, представить его работу. В нашем техникуме освоена такая топливоподкачивающего насоса Студент гр. ВХ-83 Фишер            , Сушко                      ,                                         Изучили эту программу и смогли заглянуть в некоторые узлы двигателей К-661 и         А-01М, позволяющие нам наиболее наглядно представить устройство и работу узлов этих двигателей. Давайте посмотрим эти возможности на примере топливоподкачивающего насоса –

показ программы «Компас» топливоподкачивающего насоса

Думаю изучение программы «Компас» этими студентами, ее возможности позволят им не только расширить свой кругозор, но и даст толчок к развитию их интеллектуальным способностям, которые поставят их на передовые позиции в борьбе за лучшие места в жизни.

  1.  СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЕЙ

4.3.1. Виды смазочных систем двигателей

(п.6.1- 10 мин.)

Смазочная система двигателя служит для непрерывной подачи моторного масла ко всем трущимся поверхностям сопряжённых пар деталей двигателя с целью уменьшения трения, повышения износостойкости деталей и их охлаждения.

Дать КОП Система смазки

По способу подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя смазочные системы разделяют на принудительные, с разбрызгиванием и смешанные (комбинированные).

В принудительных смазочных системах трущиеся детали двигателя смазываются под давлением, создаваемым насосом. Масляный насос заставляет масло беспрерывно циркулировать в системе. В большинстве современных двигателей смазка производится принудительно по циркуляционной системе. К принудительной системе относят также смазку с дозированной подачей масла смазочными насосами высокого давления.

Смазочная система разбрызгиванием самая простая. Масло из картера разбрызгивается специальными черпачками, имеющимися на нижних головках шатунов. При этом образуются мельчайшие капельки масла, которые оседают на всех деталях двигателя, расположенных в полости картера, и смазывают их. Масло, стекающее с деталей, скапливается в нижней части картера и опять разбрызгивается черпачком. Смазочная система, при которой все детали двигателя смазывались бы только разбрызгиванием, в настоящее время не применяется.

Смешанная смазочная система  (циркуляционная под давлением и разбрызгиванием) чаще всего используется в современных двигателях. При этой системе принудительно, как правило, смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, приводы вспомогательных агрегатов и иногда поршневая головка шатуна. Разбрызгиванием, т.е. маслом, вытекающим из коренных и шатунных подшипников, смазываются гильза цилиндра, поршень, поршневые кольца и другие детали.

(6.2) Устройство (состав) системы смазки дизелей – на экране  система смазки двигателя К-661 и анимация ее работы – 5 мин.

Дать схему смазки           

Дать работающую схему смазки           

(6.3) -  1-я подгруппа идет смотреть системы смазки дизелей в лаб. № 008 –

        7 мин., затем обмен со второй подгруппой !!!!

     

2-я подгруппа: Самостоятельная работа с учебником выписывает из учебника стр.153 состав и назначение элементов комбинированной системы смазки.- 7 мин, затем обмен  с первой подгруппой !!!!

В смешанную смазочную систему входят следующие элементы:

  1.  Насос, подающий масло для смазки основных трущихся деталей;

2  Фильтры грубой очистки, в которых масло, поступающее на смазку деталей двигателя, очищается от грубых примесей;

  1.  Фильтры тонкой очистки, в которых часть масла, подаваемого насосом, очищается от мельчайших абразивных частиц и продуктов окисления масла;
  2.  масляные холодильники или радиаторы, служащие для охлаждения масла,
  3.  редукционные устройства, обеспечивающие регулирование давление масла в системе,
  4.  маслопроводы и масляные каналы внутри двигателя, служащие для подвода масла к основным элементам смазочной системы и смазываемым деталям двигателя;
  5.  контрольные приборы для измерения давления масла (манометры) и температуры (термометры);

7 Масляные насосы.(9 мин) = (65 мин)

На большинстве современных двигателей устанавливают шестеренчатые смазочные насосы, получившие широкое распространение благодаря их простоте, надёжности в работе, равномерности подачи, дешевизне и способности создавать большие давления масла. Двигатели с мокрым картером снабжаются обычно односекционным шестеренчатым насосом.

На рисунке 4.3.12 (дать рисунок) показан смазочный насос двигателя

К – 661 шестеренчатого типа, односекционный, с парой шестерен, изготовленных из стали.

В корпусе 8 насоса, отлитом из алюминиевого сплава, расположены две сцепленные между собой стальные шестерни 6 и 9. Торец корпуса закрыт фланцем 12. Ведомая шестерня 6 вращается свободно на оси 7, ведущая шестерня 9 сидит на валике 11 на шпонке. На торце валика имеются два кулачка, которые входят в пазы приводного механизма. Валик опирается на два скользящих подшипника, один из которых расположен в корпусе насоса, а другой – во фланце.

Насос работает следующим образом. Масло поступает в подводящий канал А в корпусе насоса и заполняет впадины между зубьями шестерён. При вращении валика ведущая шестерня вращает ведомую. Масло, находящееся между зубьями шестерён, перемещается из подводящего канала в отводящий канал В. Перед каналом В зубья одной шестерни входят во впадины другой и вытесняют заключенное во впадины масло. При выдавливании масла из впадин создается высокое давление и масло по каналу В нагнетается в масляную магистраль.

Дать анимацию работы насоса – 3 шт.

Дать шестеренчатый насос

При пуске двигателя, когда холодное масло имеет высокую вязкость и поэтому затруднен проход его через фильтры и зазоры в подшипниках, давление масла может вызвать поломку насоса, маслопроводов, манометров и других частей масляной системы. Для устранения чрезмерного давления масла в насосе имеется редукционный клапан, установленный на ответвлении отводящего канала.

В корпусе 4 редукционного клапана помещён клапан 1, который удерживается в закрытом положении пружиной 2, затянутой регулировочным винтом 3. Редукционный клапан закрыт колпачковой гайкой 5. Клапан отрегулирован на определённое давление и запломбирован. При чрезмерном повышении давления он открывается, соединяя нагнетательную полость со всасывающей.

8 Опрос по новой теме - 5-7 мин.= (70-72 мин)

   - Назначение систем смазки дизелей?

  - Виды систем смазки?

  - Что входит в  комбинированную систему смазки дизелей?

  -  Где храниться масло в двигателе?

  - Назначение масляных насосов?

  Указать Элементы системы смазки двигателя К-661:

 

- Поддон

- Масляный насос

- Масляный фильтр грубой очистки (ФГО)

- Масляный фильтр тонкой  очистки (ФТО)

- Главная масляная магистраль

9 Задание на дом: Масляные фильтры: назначение, типы, работа. Пигарев В.Е. Энергетические установки подвижного состава. Стр. 157- 161 (3-4 мин)

10 Подведение итогов (5 мин) = (83 мин)

11 Самостоятельная работа студентов для улучшения материально-технической базы лаборатории №008 Энергетические установки подвижного состава:

Турбокомпрессор двигателя К-661 в разрезе

 

Фильтр тонкой очистки масла в разрезе

Пусковой двигатель ПД10У в разрезе

Головка цилиндров двигателя К-661 в разрезе

Головка цилиндров двигателя К-461 в разрезе

Водяной насос двигателя А-01М в разрезе


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67827. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТА ОХОРОНИ РОСЛИННОГО СВІТУ 117.5 KB
  Рослинний світ становить сукупність усіх видів рослин, а також грибів та утворених ними угруповань на певних території. Це правове визначення рослинного світу як об’єкта навколишнього природного середовища міститься в ст. З Закону України «Про рослинний світ».
67828. ЗАХОПЛЮЮЧІ ПРИСТРОЇ (ЗП) ПРОМИСЛОВИХ РОБОТІВ 1 MB
  Технологічне призначення: захопюючі і утримуючі ЗП призначені для зхахоплення і утримування об‘єктів за допомогою гачків петель вилок лопаток губок пальців голок кліщів еластичних камер струменів повітря магнімного поля вакууму електростатичного притягання адгезії липучих накладок та інших засобів...
67829. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТА ОХОРОНИ ЛІСІВ 101.5 KB
  Ліс є невід’ємною та незамінною частиною світової екосистеми. Значення лісів для навколишнього природного середовища проявляється в корисних властивостях лісів. Корисними властивостями лісів є їх здатність зменшувати вплив негативних природних явищ, захищати ґрунти від ерозії, регулювати стік води...
67830. СИСТЕМА ТРАНСПОРТНИХ І НАКОПИЧУВАЛЬНИХ ЗАСОБІВ РТС. НАВАНТАЖУВАЛЬНО-РОЗВАНТАЖУВАЛЬНІ ЗАСОБИ РТС 1.82 MB
  В загальному випадку транспортна система складається з складів 12 заготівок, оброблених деталей і зібраних виробів, складів 24 напівфабрикатів, інструментів і технологічного оснащення, а також транспортних засобів їхньої доставки і завантажувально-розвантажувальних пристроїв, що забезпечують...
67831. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ТВАРИННОГО СВІТУ 86.5 KB
  Відносини у галузі охорони, використання і відтворення тваринного світу, об’єкти якого перебувають у стані природної волі, у напіввільних умовах чи в неволі, на суші, у воді, ґрунті та повітрі, постійно чи тимчасово населяють територію України або належать до природних багатств її континентального...
67832. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ВИКОРИСТАННЯ ПРИРОДНИХ РЕСУРСІВ 125 KB
  Планета Земля, яка є нашим спільним домом, для сучасної людини перестала бути безмежною, в зв’язку з чим, всі природні та інші процеси, які відбуваються в сучасному світі, стали взаємозалежними та взаємопов’язаними. Так, наприклад, пестициди (ДДТ), що використовувалися...
67833. ТРАНСПОРТНІ ТА СКЛАДСЬКІ ЗАСОБИ РТС 418.5 KB
  Конвейєром називають машину для безперервного транспортування виробів. Відмітною особливістю багатьох конструкцій конвейєрів, разом з виконанням функцій по переміщенню заготівок, є можливість утворення невеликих міжопераційних заділів, що забезпечують незалежну роботу складних верстатів в складі РТС.
67834. ІНФОРМАЦІЙНО-ВИМІРЮВАЛЬНІ ПРИСТРОІ СИСТЕМ КЕРУВАННЯ РТС. СИЛОМОМЕНТНІ СИСТЕМИ НАДАННЯ ЧУТЛИВОСТІ РТС 208 KB
  Якщо при великосерійному виробництві з невеликими змінами продукції що випускається сумарні витрати на створення жорсткопрограмованого робототехнологічного комплексу складаються з трьох приблизно рівних частин одна з яких вартість сучасного високоточного промислового...
67835. ТАКТИЛЬНІ СИСТЕМИ НАДАННЯ ЧУТЛИВОСТІ РТС 172 KB
  Тактильними називають такі системи надання чутливості які дозволяють роботу зареєструвати факт дотику з об’єктом визначити положення точок дотику і виміряти контактні сили в кожній з них. Прообразом тактильних систем надання чутливості послужило відчуття дотику яким наділені багато живих істот.