54770

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задача устно В куске белого пшеничного хлеба 08 мг железа. Тема урока: Железо его свойства нахождение в природе Цели урока: Знать положение железа в периодической системе Д. Менделеева нахождение железа в природе свойства железа. Уметь объяснять суть химических реакций с точки зрения окислительно восстановительной теории обосновывать необходимость получения железа из руд.

Русский

2014-04-02

186 KB

1 чел.

Цель: систематизация знаний учащихся на межпредметной основе.

Задачи:

Образовательные:

обобщение знаний о химических свойствах веществ;

рассмотреть применение знаний по химии на практике;

закрепление навыков экспериментирования.

Воспитательные:

доказать учащимся ведущую роль теории в познании практики;

показать учащимся взаимосвязь противоположных процессов.

Развивающие:

развитие логического мышления путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации;

развитие познавательной активности и творческой деятельности.

Тип урока: семинар по проверке, оценки, коррекции знаний.

Девиз урока: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты

Д.Хевеши

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока

Учитель: Организм человека – это уникальный “химический комбинат”, в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Согласно закону сохранения энергии человеку необходимо поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры. В результате пищеварения эти вещества превращаются в более простые и разносятся кровью во все клетки организма, где окисляются кислородом, доставляемым кровью из легких.

Итак, тема семинара “ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ”.

Цель занятия: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТАХ ПИЩИ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ (ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ)

Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. (Рост клеток человеческого организма происходит в результате протекающих в нем химических реакций). В то же время молекулы пищи “сгорают” внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.

Энергию дает практически любая пища, но углеводы (сахар и крахмал) содержат ее больше других продуктов. Чтобы успешно строить клетки нашего организма, нужны более специфичные вещества. Основной строительный материал в этом случае – белки и жиры. Также абсолютно необходимы витамины и минеральные соли, хотя и в очень небольших количествах.

Каждый, кто следит за своим весом, должен считать калории. Калория – это единица измерения количества энергии, в том числе и в продуктах питания. Например, порция жареной в масле картошки содержит 220 килокалорий. Откуда берется эта энергия? Ответ прост. Вся энергия пищи – это сохраненная энергия солнечного света.

При фотосинтезе растения поглощают солнечную энергию и синтезируют из простых молекул большие, богатые энергией молекулы. Энергия солнца переходит в химическую энергию молекул. При попадании в организм они окисляются с выделением энергии. Так, в конечном итоге мы используем энергию Солнца.

6СО2 + 6Н2О + 686 ккал = С6Н12О6 + 6О2

II. Проверка знаний учащимися фактического материала, основных понятий, законов, теорий, умений объяснять их сущность

Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основной структурный компонент живых тканей. Посмотрите на своего соседа. Все, что вы видите: кожа, волосы, глаза, ногти, – это белки. Костные ткани, кровь, мозг – все содержит белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме, представляют собой белки.

Белки – это полимеры, построенные из небольших молекул, называемых аминокислотами. Каждая аминокислота содержит углерод, азот, водород, в некоторых имеется также сера. Как и сахара, белки – это строительные блоки для построения более сложных углеводов. 20 природных аминокислот образуют все белки. Они имеют общие структурные характеристики; все они содержат амино- и карбоксильную группы.

Демонстрационный эксперимент “Состав молока”.

Цель работы: доказать наличие белка в молоке.

Оборудование:

стаканчик с молоком,

стеклянная палочка,

уксусная кислота,

марля,

чистый стаканчик,

чашка Петри.

Порядок работы.

Для отделения белка добавьте в стаканчик с молоком несколько капель уксусной кислоты. Перемешайте стеклянной палочкой. При этом казеин сворачивается и образуется творожистый осадок (творог).

Натяните на стакан марлю, сложенную в четыре слоя, и отфильтруйте через нее казеин. Собранный в марле казеин немного отожмите над стаканом.

В отличие от слов “белки” или “углеводы” слово “жиры” часто используется в обиходе, и ему иногда придается неприятный смысловой оттенок. О человека с избыточным весом можно услышать, что он слишком “жирный”. Жиры – один из основных видов биомолекул, имеющих свои специфические свойства и функции так же, как и углеводы.

Жиры составляют существенную часть пищи человека. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне.

Молекулы жиров состоят из углерода, водорода и кислорода, как и молекулы углеводов. Содержание кислорода, однако, в них меньше, чем у углеводов, в этом смысле они ближе к углеводородам. Вообще и по растворимости, и по содержанию энергии жиры больше напоминают углеводороды, чем углеводы. Если поступление энергии в организм превышает его расход, то “лишнее” ее количество превращается в жир и откладывается в тканях организма. Если энергии поступает меньше, чем нужно, то этот жир расходуется.

Жиры входят в состав класса биомолекул, называемых липидами. Некоторые из липидов участвуют в построении клеточных мембран и тем самым образуют “каркас” клеток. Другие относятся к гормонам – химическим веществам, регулирующим различные процессы жизнедеятельности организма.

III. Проверка глубины осмысления знаний, степени обобщения

(Вопросы заранее даны учащимся для подготовки к семинару.)

Почему при заквашивании капусты с большим количеством соли она значительно хуже сохраняется, чем при добавлении очень малых количеств соли – ведь соль является консервантом?

Молочнокислые бактерии, вызывающие молочнокислое брожение, могут, как и все живые организмы, развиваться только в определенных условиях: при рН 3,5. Соль губительно действует на многие микроорганизмы, в том числе и на молочнокислые бактерии. Поэтому при избытке соли процесс молочнокислого брожения подавляется, и в капусте не образуется достаточного количества – молочной кислоты.

Почему жиры широко используют для приготовления пищи?

Жиры и масла можно нагревать до более высокой температуры, чем воду. Они начинают пригорать лишь при 200—З00 С, а вода при 100 °С уже кипит. Когда какой-нибудь продукт жарят на масле, его поверхность от высокой температуры спекается и все соки остаются внутри. Кроме того, жир придает пище своеобразный вкус и обогащает ее калориями.

Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жаренье и пассеровании, жиры придают блюдам золотистый цвет, особый аромат и нежную структуру, что улучшает органолептические свойства и повышает питательную ценность пищи.

Почему при длительной варке мясной бульон становится мутным и салистым?

При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые и придают бульону мутность, салистый вкус, неприятный запах.

Почему жиры портятся при хранении?

Если жир слишком долго хранить, особенно в теплом месте, то он прогоркает, это происходит по двум причинам.

Во-первых, из-за того, что жир подвергается гидролизу, при котором образуются жирные кислоты. Жирные кислоты с короткими углеродными цепями (меньше десяти атомов) даже в ничтожных количествах придают жиру неприятный запах и делают его несъедобным. Высокомолекулярные кислоты (а именно они содержатся в большинстве масел и жиров) вкуса и запаха не имеют, и повышение их содержания не приводит к изменению вкуса масел.

Во-вторых, причиной прогоркания жиров или масел может быть реакция присоединения кислорода по двойным связям. Это свойственно жирам и маслам, содержащим остатки ненасыщенных кислот: линолевой, линоленовой, олеиновой. К каждой двойной связи присоединяется по два атома кислорода, и образуются так называемые перекиси, которые в результате дальнейших превращений образуют спирты, альдегиды и кетоны, кислоты с углеродной цепочкой меньшей длины, чем в исходном жире.

Именно вторичные продукты окисления вызывают появление неприятного привкуса (прогоркания), а входящие в их состав летучие соединения обуславливают и ухудшение запаха. Образующиеся продукты могут менять физические свойства жира, приводить к вспениванию фритюрных масел, способствовать распаду витаминов, оказывать токсическое воздействие на организм человека и вызывать нежелательные процессы в пищеварительном тракте. Установлено, что чем выше непредельность остатков жирных кислот, входящих в состав жира, тем больше скорость его окисления.

Почему прогоркание не грозит маргарину?

В современном производстве маргарина используют растительные жиры, которые в основном содержат непредельные жирные кислоты (главным образом олеиновую). Жидкие растительные жиры превращают в твердые гидрированием. Так получают основу маргарина, в которую вводят эмульгаторы, а для придания более приятного вкуса — сливочное масло, молоко, ароматические вещества. Сорта маргарина (“Сливочный”, “Домашний” и др.) различаются лишь характером этих добавок. Так как жиры, входящие в маргарин, не содержат двойных связей, то не происходит и прогоркание.

Почему в хлебе много дырочек?

“Дырочки” придают хлебу пышность, а появляются они в результате спиртового брожения. Глюкоза под действием фермента превращается в этиловый спирт, и образуется углекислый газ. Самый древний способ сбраживания теста – добавление небольшого количества дрожжей. Когда тесто попадает в печь, под действием тепла углекислый газ расширяется в объеме, а этиловый спирт испаряется и его пары тоже расширяются. В результате хлеб становится пышным и пористым.

Почему полезны кисломолочные продукты?

Ценность кисломолочных продуктов заключается в том, что они содержат в своем составе микроорганизмы (молочнокислые бактерии) и продукты их жизнедеятельности, которые угнетают гнилостные бактерии в желудочно-кишечном тракте человека. Молочная кислота получается в процессе молочнокислого брожения и, снижая рН среды, препятствует деятельности гнилостных микроорганизмов. Усвоение кисломолочных продуктов происходит примерно в три раза быстрее, чем молока. Поэтому их широко используют в лечебном питании для улучшения желудочной секреции и нормализации перистальтики кишечника при лечении колитов и гастритов.

Почему при варке крупы, макаронных изделий, соусов, киселей происходит увеличение массы продукции?

Все эти продукты содержат крахмал. Крахмальные зерна при обычной температуре не растворяются в воде, при повышении температуры они набухают, образуя вязкий коллоидный раствор — крахмальный клейстер. При клейстеризации крахмал способен поглощать 200—400 % воды, что приводит к привару. Под действием ферментов или кислот при нагревании крахмал присоединяет воду и гидролизуется.

Этот процесс происходит при получении многих пищевых продуктов — патоки, глюкозы, хлебобулочных изделий — и при жарке картофеля.

Как отличить котлетный фарш от бифштексного химическим путем?

Котлетный фарш содержит крахмал, поэтому под действием йода его проба должна окраситься в синий цвет.

Какой крахмал предпочтительнее для фруктового и молочного киселей?

Для молочного киселя применяют кукурузный крахмал, а картофельный придает ему синий оттенок, но кукурузный крахмал нельзя применять для приготовления фруктово-ягодных киселей, так как появляются беловатый оттенок и неприятный привкус зерна.

Почему при долгом пережевывании черного хлеба появляется сладковатый вкус?

В слюне человека содержится фермент амилаза (птиалин), вызывающий гидролиз крахмала и образование глюкозы. Обычно человек не чувствует этого сладкого привкуса, поскольку в ротовой полости пища находится 15—18 с.

Для чего нашему организму нужна целлюлоза (клетчатка)?

Организм человека не приспособлен для переваривания целлюлозы, так как он не продуцирует ферменты, необходимые для ее расщепления. Частичное расщепление клетчатки происходит под действием ферментов, которые выделяют имеющиеся в кишечнике микроорганизмы. Но все же целлюлозу относят к группе балластных веществ. Они влияют на перистальтику кишечника, создавая необходимые условия для продвижения пищи по желудочно-кишечному тракта способствуют выведению из организма холестерина, препятствуют всасыванию ядовитых веществ. Недостаток балластных веществ в организме способствует ожирению, развитию желчнокаменной болезни, сердечно-сосудистых заболеваний, с этой же причиной связывают рост числа заболеваний раком толстой кишки. Следует отметить, что балластные вещества создают чувство насыщенности, снижают аппетит. Много клетчатки в хлебе грубого помола, картофеле, капусте, моркови.

Почему при тепловой обработке мяса и рыбы происходит уменьшение массы готового продукта?

Под действием температуры происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структуры белковой молекулы (денатурация). Первичная структура, а следовательно, и химический состав белка не меняются. При денатурации белки теряют влагу (разрушаются водородные связи), что приводит к уменьшению массы готового продукта.

В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных и рыбных изделий?

Это объясняется свертыванием растворимых в воде белков (альбумин, глобулин).

Зачем маринуют мясо для шашлыка?

Под воздействием уксусной или лимонной кислоты происходит частичный гидролиз белков. Белки распадаются на поли- и дипептиды. В желудке под влиянием ферментов этот процесс продолжается и в итоге приводит к образованию аминокислот. Таким образом, маринование облегчает переваривание белка.

Специалисты в области питания советуют потреблять овощи и фрукты свежими, без длительной тепловой обработки. О сохранении витамина какой группы при этом заботятся прежде всего? Почему к этому совету стоит прислушаться?

О сохранении витамина С.

IV. Применение знаний учащихся в стандартных условиях

Белки, жиры, углеводы – основные компоненты пищи и источники энергии для всего живого. Другие вещества – витамины и минеральные соли – не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах. Эти небольшие, но необходимые количества поступают в организм вместе с пищей. Почему же эти вещества столь незаменимы?

Давайте рассмотрим сначала витамины.

Витамины выполняют в организме крайне специфические задачи. Например, витамин D дает возможность ионам кальция проникать в кровь из продуктов через стенки кишечника. Без этого витамина большая часть ионов кальция была бы потеряна для организма.

По определению витамины – это биомолекулы, которые нужны в небольших количествах для роста, воспроизводства, здоровья и жизни. Несмотря на всю их важность, общее количество всех витаминов, необходимых организму, составляет 0,2 г в день.

Хотя термин “витамины” появился в начале ХХ века, задолго до этого уже были свидетельства, что организму требуются кроме жиров, белков и углеводов еще и какие-то другие вещества. Например, среди моряков часто встречалась болезнь, называемая цингой, которая проявлялась в кровотечении десен и легкой ранимости кожных покровов. В XIV веке люди поняли, что цинга связана с плохим питанием. После 1753 года путешественники научились бороться с этой болезнью, употребляя в пищу цитрусовые. Теперь мы знаем, что цинга вызвана недостатком в пище витамина С, которого много в цитрусовых. Многие другие осложнения со здоровьем также вызываются недостатком витаминов. К настоящему времени известно больше десятка витаминов, существование которых доказано химическим синтезом с последующим испытанием на животных.

Лабораторный эксперимент: Определение наличия витамина С в апельсиновом соке.

Аптечную настойку йода разбавить водой в 40 раз. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчета 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к смеси растворов приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет.

V. Проверка умений решать расчетные задачи

Задача

Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5 %, суточная потребность взрослого человека в витамине С 100 мг. (Ответ. 1/5 лимона).

Наше тело состоит примерно на 60 % из воды и на 20 % из жира. Остальные 20 % приходятся главным образом на белки, углеводы и родственные им соединения, а также на костные ткани, состоящие в основном из солей кальция и фосфора.

Неорганические минеральные вещества – один из важнейших компонентов продуктов питания. Минеральные вещества входят в состав структурных элементов организма, помогают ферментам выполнять их функции, играют важную роль в поддержании работы сердца и других органов.

Задача (устно)

В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе. (Суточная потребность в железе 18 мг). (Ответ. 22,5 кусочка)

Задача (устно)

Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? (Суточная потребность 800 мг Са.)

(Ответ. Для удовлетворения суточной потребности в кальции взрослый мужчина должен выпивать в день 2,7 стакана молока: 800 мг Са*(1 стакан молока/ 288 Са) = 2,7 стакана молока).

Витамины и минеральные соли – это незаменимые вещества, присутствующие в продуктах питания в небольших количествах с самого начала. Некоторые пищевые продукты, особенно подвергнутые переработке, содержат небольшие количества пищевых добавок – веществ, добавляемых в продукты при переработке для повышения питательной ценности, способности к более длительном хранению, улучшению внешнего вида, упрощения способа приготовления и т.п.

VI. Итоги урока

Вывод по теме урока делают учащиеся:

Для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека: белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Домашнее задание: Составить однодневное меню для своего ровесника.

Надеюсь, что теперь вы понимаете, как тесно химия связана с жизнью человека, и сможете оценить эту науку по достоинству.

Химия – удивительная наука, она вводит человека в мир, в котором мы живем.

Учите химию, и вы добьетесь успеха в жизни.

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к химии. Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы. Поскольку урок – основная форма обучения, нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся [1]. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-конкурсы и т.д.). Игры-уроки направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. В игре ребенок раскрепощается, исчезают скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении определенного успеха появляется желание играть вновь и вновь[2]. Поэтому настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении химии. Основная задача игр состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски [3].

В данной статье представлен комплект игр, которые можно использовать при изучении различных тем органической химии. В зависимости от учебно-воспитательных задач игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель вправе внести в игру свои изменения, учитывающие конкретные условия и ситуацию.

Урок-игра “Брейн-ринг” (X класс)

Место урока в учебном плане. Эту игру можно провести на заключительном уроке по теме “Спирты” в X классе, когда учащимися усвоены основные понятия данной темы.

Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения темы; повысить интерес школьников к курсу химии.

Оборудование:

эмблемы команд и жюри;

набор вопросов;

плакаты с заданием;

секундомер;

карандаши;

бумага;

игрушки-пищалки;

гонг;

призы игрокам.

Подготовительный этап. Класс заранее делится на три группы; командам дается домашнее задание:

подготовить эмблему своей команды;

cделать заготовку итоговой таблицы.

ХОД ИГРЫ

Ведущий зачитывает вопросы игры, и, для того чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1 мин. Та команда, у которой готов ответ, подает сигнал, и с разрешения ведущего дает ответ. Если ответ, данный командой, неверен, а минута не закончилась, у остальных двух команд есть возможность продолжить обсуждение и попробовать ответить правильно. Если верный ответ так и не будет дан ни одной из команд, вопрос снимается. Каждый ответ приносит команде 1 балл.

Вопросы игры.

Карболовая кислота? (Фенол)

Трехатомный спирт? (Глицерин)

Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы? (Сорбит)

Чем обусловлена хорошая растворимость в воде первых членов гомологического ряда спиртов? (Образованием межмолекулярной водородной связи)

Сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот? (Жиры)

Спирт, который получается гидратацией пропилена? (Пропанол-2)

Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты щелочных металлов и других активных металлов? (Алкоголяты)

Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов при t >140? (Простые эфиры)

Этот спирт называют древесным спиртом? (Метанол)

Диол с двумя атомами углерода? (Этиленгликоль)

Вещества, которые образуются при окислении вторичных спиртов? (Кетоны)

Реакция образования сложных эфиров в результате взаимодействия спиртов с кислотами? (Этерификация)

Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из алкенов? (Правило Марковникова)

Общее название одноатомных спиртов? (Алкоголи, алканолы)

Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода функциональной группы -ОН и электроотрицательного атома в спиртах? (Водородная связь)

Сравнительная высокая температура кипения спиртов объясняется …? (Ассоциацией молекул)

Какое соединение получается при дегидратации бутанола-2? (Бутен-2)

Расположите спирты в ряд по увеличению их способности вступать в реакцию этерификации с уксусной кислотой:

этиловый, изопропиловый, 2-метилбутанол-2?

Расположите спирты в порядке уменьшения их кислотности: этанол, метанол, бутанол? (Метанол, этанол, бутанол)

Расположите спирты в порядке увеличения кислотности: метанол, глицерин, третичный бутиловый? (Третичный бутиловый, метанол, глицерин)

Подведение итогов.

Урок-викторина “Счастливый случай”

Место урока в учебном плане. Урок-викторину можно провести на заключительном уроке по разделу “Кислородсодержащие органические соединения” в Х классе.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний

Оборудование: лото с бочонками, плакат “Счастливый случай”

Подготовительный этап.

Класс делится на две команды (например, команда мальчиков и команда девочек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде – противника.

Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой.

Гейм 1. “Дальше, дальше…”.

В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.

Примеры вопросов гейма:

Простейший альдегид? (Муравьиный)

Трехатомный спирт? (Глицерин)

Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах? (sp2)

Спирты, которые образуются при восстановлении альдегидов? (Первичные)

Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей? (Реакция присоединения гидросульфита натрия)

Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный альдегид)

Сложные эфири глицерина и высших карбоновых кислот? (Жиры)

Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра? (Реакция “серебряного зеркала”)

Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида? (Масляная кислота)

Функциональная группа альдегидов? (Карбонильная группа)

Гейм 2. “Темная лошадка”.

“Темная лошадка” задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если “темная лошадка” считает ответ неверным, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды – отвечают зрители.

Гейм 3. “Домашнее лото”.

Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со “Счастливым случаем” – задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.

Примеры вопросов гейма:

“Счастливый случай”: постройте модель молекулы уксусного альдегида.

Вычислите молекулярную массу этилового спирта.

Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.

“Счастливый случай”: постройте модель молекулы метилового спирта.

Как называют соли уксусной кислоты?

Какие изомерные спирты состава СНО можно приготовить гидрированием альдегидов?

“Счастливый случай”: постройте модель молекулы этилового спирта.

Каких спиртов невозможно получить гидрированием альдегидов?

Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции серебряного зеркала?

“Счастливый случай”: постройте модель молекулы изопропилового спирта

Гейм 4. “Ты – мне, я – тебе”.

Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее)

Гейм 5. “Гонка за лидером”.

Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.

 

Вопросы для команды 1

1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный альдегид, 1 балл)

2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3, 3 балла)

4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2, 3, 6, 7-тетрабром-3, 7-диметилдиметилоктанола-1? (3, 7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)

 

Вопросы для команды 2

1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы? (Муравьиная кислота, 1 балл)

2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта? (Масляная кислота, 2 балла)

3. Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)

4. Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты – низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Подведение итогов

Урок-игра “Своя игра”

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в конце учебного года. В ней участвуют по три человека из каждой команды. Правила те же, что и в телевизионной игре. Заранее нужно изготовить два стенда (красный – для красного раунда и синий – для синего раунда) с названиями секторов и числами баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.

Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения предмета; повысить интерес школьников к курсу химии.

Красный раунд

Углеводороды

Спирты

Альдегиды

Карбоновые кислоты

Сектор “Углеводороды”

При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 30000С), поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения являются карбид кальция и метан? (Ацетилен, 1 балл)

Этот углеводород входит в состав феромона тревоги у муравьев-древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен? (Декан, 2 балла)

Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2? (Бутен-2, 3 балла)

Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и др.? (Этилен, 4 балла)

Сектор “Спирты”

Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислой среде при температуре 3000С и давлением 8 Мпа? (Этиловый спирт, 1 балл)

Это вещество используют пчелы рода Trigona для разметки территории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образуется гептанон-2? (Отв: гептанол-2 , 2 балла)

Его получают сухой перегонкой отходов древесины. Поэтому его иногда называют древесным спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает слепоту? (Метиловый спирт, 3 балла)

Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1? (3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1, 4 балла)

Сектор “Альдегиды и кетоны”

Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова? (Уксусный альдегид, 1 балл)

Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол 2? (Гептанон-2, 2 балла)

Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3? (4-метилгексанон-3, 3 балла)

Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-трибром-3, 7-диметилдиметилоктанола-1? (3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1, 4 балла)

Сектор “Карбоновые кислоты”

Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Муравьиная кислота, 1 балл)

Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта? (Масляная кислота, 2 балла)

Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха? (Уксусная кислота, 3 балла)

Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты – низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир? (Олеиновая кислота, 4 балла)

Синий раунд

Фенолы

Сложные эфиры

Моносахариды

Полисахариды

Сектор “Фенолы”

Карболовая кислота? (Фенол, 1 балл)

Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами? (Феноляты, 2 балла)

Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой? (Тринитрофенол, 3 балла)

Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии (Лизол – смесь о-, м-, п-крезолов (метилфенолов), 4 балла)

Сектор “Сложные эфиры”

Сложные эфиры глицерина и высших корбоновых кислот? (Жиры, 1 балл)

Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира? (Маргарин, 2 балла)

Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой? (Этиловый эфир масляной кислоты-этилбутират, 3 балла)

Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изаамиловый спирт? (Изоамилформиат, 4 балла)

Сектор “Моносахариды”

Какой из сахаров самый сладкий? (Фруктоза, 1 балл)

Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы? (Этиловый, 2 балла)

Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции серебряного зеркала? (Глюкозой, молекуле которой имеется альдегидная группа, 3 балла)

Какой спиррт образуется при восстановлении глюкозы? (Сорбит, 4 балла)

Сектор “Полисахариды”

Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С иодом он дает характерное синее окрашивание? (Крахмал, 1 балл)

Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95–98 %, в льне и конопле до 85 %, в хвойных деревьях до 60 % по массе? (Целлюлоза, 2 балла)

Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в вводно-аммиачном растворе гидроксида меди? (Целлюлоза, 3 балла)

Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка? (Целлюлоза, 4 балла)

Подведение итогов.

Литература

1. Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках –соревнованиях.//Химия в школе С.43.

2. Пичугина Г.А., Штремплер Г.И. Игры-минутки в обучении химии //Химия в школе С.57.

3. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр.// Химия в школе.//Химия в школе №6, 2002, С.50.

Проводится в форме научной конференции, проводимой с членами космической экспедиции, побывавшей на планете Железяка.

Тема урока: Железо, его свойства, нахождение в природе

Цели урока:

                    -  Знать положение железа в периодической системе Д.И.    Менделеева,     нахождение железа в природе, свойства железа.

                     - Уметь объяснять суть химических реакций с точки зрения окислительно-   восстановительной теории, обосновывать необходимость получения железа из руд.

                     - Доказывать необходимость этого металла в жизни человека и животных.

Оборудование: коллекции железных руд и сплавов, железо порошок, изделия из железа, магнит, раствор серной кислоты, концентрированная серная кислота, раствор НС1, раствор сульфата меди, концентрированной азотной кислоты, сера, плакаты со схемами.

Межпредметные связи: биология, материаловедение, география, история

Тип урока: урок изучения нового

Вид урока: деловая игра

План урока

I этап. Установочный

Слово учителя              1. Постановка задачи для обучающихся на уроке

                                      2. Т.Б. по работе с химическими препаратами

                                              

                                             II этап. Основная часть

Выступление               1. Положение железа в периодической системе Д.И.  обучающихся                  Менделеева

с опорой на таблицу   2. Нахождение железа в природе.

демонстрация              3. Почему железо называют "небесным камнем".

Географ. карты            4. Роль железа в организме человека и животных.

Демонстрация              5. Способы получения железа.

оытов, таблиц              6.  Физические свойства.

коллекция ж/р             7.  Химические свойства железа

                                     8.   Применение железа

                                     9.   В мире интересного

III этап. Заключительная часть (закрепление)

Решение задачи          

у доски                         1. Решение задачи

Слово учителя             2. Подведение итогов урока

                                         

                                          IV.Домашнее задание: конспект. Металлы Железо

Ход урока

Звучит музыка. Песня "Земля в иллюминаторе".

1 Ассистент:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины.

И мы плывем, пылающего бездной

Со всех сторон окружены.

2 Ассистент:

Сегодня мы присутствуем на заседании научного совета нашей планеты. Наша экспедиция вернулась с планеты Железяка. Мы жители планеты Химиос были на ней в течении долгих лет. Экспедиция была трудной и долгой. Знакомство с этой планетой приоткрыло новые тайны сложного устройства мира.

1 Ассистент: Демонстрация картинок с изображением изделий из железа

Мы назвали планету Железяка, потому что в коре планеты 5.1% железа, но это не самое главное. Жители планеты так привыкли к использованию железа, что если представит, что оно исчезло, то произошла бы катастрофа поистине космического масштаба. На улицах стоял бы ужас разрушений: ни рельсов, ни вагонов, ни тепловозов, ни автомобилей не оказалось бы, далее бы камни мостовых превратились в труху, а растения бы стали чахнуть и гибнуть без живительного материала. Разрушения бы ураганом прошли бы по всей планете, и гибель человечества сделалась бы неизбежной. Впрочем - человек не дожил бы до этого момента, ибо лишившись 3 граммов железа в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.

2 Ассистент:

Если верна гипотеза о существовании железного ядра у этой планеты Железяка, хотя местные обитатели называют ее почему-то Земля. Так что же это за таинственный химический элемент, который правит всей этой планетой. На эти вопросы постараются ответить вам астронавты исследователи, которые прибыли с нее.

Первый перед вами выступит астронавт исследователь, который расскажет о положении железа в таблице, которую создал один из великих ученых планеты Железяка Д.И. Менделеев.

Астронавт-исследователь:

Дает характеристику положения железа в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Учитель:

Есть ли вопросы?

Вопрос: Какую электронную формулу имеет атом железа?

Астроном-исследователь:

+26  1s22s22p63s23р63d64s2

Учитель: 

Как вы услышали и записали, что строение атомов различных элементов сходно во всей галактике, что говорит о родстве цивилизации.

1 Ассистент:

Астронавт исследователь – геолог расскажет о нахождении этого металла в природе планеты Железяка.

Астронавт-геолог: демонстрация географ.карты Полезные ископаемые

В природе планеты Железяка содержится 5.1% железа.

Основные минералы: магнетит (магнитный железняк) Fe3O4 (Fe2O3*FeO) содержит до 72% железа.

Гематит Fe2O3 (красный железняк) содержит до 65% железа. Пирит FeS2 содержит примерно 47% железа.

Основные месторождения: Южный Урал, Курская магнитная аномалия, Кр-Рожский бассейн, Крым. Так запасы Курской магнитной анамалии 40 млрд. тонн, его хватит на 100 лет.

2 Ассистент:

Кроме своих происхождении железо попадает на планету Железяка в виде метеоритов. Не зря на некоторых языках жители планеты именуют его “небесным камнем”.

С нами на планете был астронавт-астроном.

Астронавт-астроном:

Очень часто планету Железяка посещают “пришельцы”. Их называют метеориты. При их исследовании было обнаружено много железа. Самый крупный метеорит Тунгусский. Ежегодно на планету падает не менее 1000 метеоритов, найдено их около 1700. Многим метеоритам дают названия по имени того места, где он упал. Самый знаменитый старый метеорит, найденный назывался Палассовым Железом. В 1749 г. Яков Медведев перевез его в деревню Медведеве. Путешественник по Сибири академик П.С.Паллас заинтересовался диковинной глыбой железа и распорядился отправить его в Петербург. С древних времен лежит в Синцзяне (Китай) Серебряный Верблюд - огромный железный метеорит весом около 20 тонн, ставший объектом поклонения местных жителей. Итак, кроме железа находящегося в недрах планеты Железяки, железо попадает на нее в виде метеоритов.

1 Ассистент:

Железо на этой планете незаменимый элемент в жизни человека, растений и животных, хотя содержание в них очень мало. В нашу экспедицию входит астронавт-биолог.

Астронавт-биолог: демонстрация - строение эритроцитов, молекулы гемоглобина.

Большинство теплокровных животных содержат в своем составе такое вещество как гемоглобин. Красные кровяные клетки или эритроциты, - это безъядерные клетки двояковогнутые, диаметр составляет 7.5 мкм. В 1мм3 крови их насчитывается примерно 5 млн. Суммарная поверхность эритроцитов определяется содержащимися в них белком гемоглобином.

Снижение количества эритроцитов и понижение в них гемоглобина связана группа заболеваний на этой планете, называемых малокровием и белокровием. Тогда для лечения необходимо принимать препараты железа. Болезни эти опасны для человека. Железо также входит в состав растений. Особенно его много в яблоках, гранатах, пастушьей сумке и др.

Есть ли вопросы?

Вопрос: В какие продукты питания обитателей планеты входит железо?

Ответ: В состав яблок, гранатов, печени и др.

2 Ассистент:

Для использования человеку (как называют себя жители планеты Железяки) надо было научиться извлекать его из руд.

Распространенность и относительная простота извлечения из руд сделали железо доступным еще в древние времена этой планеты. Об этом, т.е. о способах получения расскажет специалист по технологии производства.

Астронавт исследователь: 

технолог химический производств. Демонстрация картинок. эскизов

Получать железо на планете стали еще во II веке нашей эры. В те времена и еще много веков спустя железо получали так называемым сыродутным методом. Сыродутные печи устраивали прямо в земле, обычно на склоне оврагов или канав. Они имели вид трубы. Эту трубу заполняли углем и железной рудой. Уголь зажигали и ветер, дувший в склон оврага, поддерживал горение угля. Железная руда восстанавливалась. Из него отливали различные орудия. Все это мы вычитали в старинных книгах. В ранее средневековье было знакомо и другое железо: булатные сабли, толедские клинки, миланские доспехи.

Дамасскую сталь делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV) век до на шей эры. Сейчас железо на планете Железяка получают разными способами.

1) Fе2O3 + 3Н2 –> 2Fе + 3Н2О (водородом)

2) 3Fе3O4 + 8А1 –> 4 Al2O3 + 9Fе (алюмотермия)

3) электролизом растворов солей железа (II)

FeCL2 –> Fе2+ + 2С1

К Fе2++2е –> Рео

А 2С1- - 2е –> С12

4) Fe2O3 + 3СО –> 2Fе + 3СО2

Вопрос: Какой из способов наиболее распространен на планете?

Ответ: Последний способ получения наиболее распространен так как на планете получают много чугуна, а из него стали (это сплавы железа).

1 Ассистент :

Итак жители научились получать железо из руд, а что дальше? А дальше, чтобы его использовать необходимо было изучить его физические свойства. Поэтому мы решили исследовать эти свойства и вот такие результаты получили. Об этом вам расскажет астронавт исследователь.

Астронавт исследователь физик: Демонстрация металла

Мы астронавты планеты Химиос тоже познакомились с физическими свойствами железа. Железо - серебристо-белый, блестящий металл, его плотность 7.87 г/см3, температура плавления 1539°С. обладает хорошей пластичностью. Легко намагничивается и размагничивается (опыт по магнитным свойствам: магнит, шурупы, гвозди, иголки.), существует в виде нескольких аллотропных видоизменений. Альфа-железо кристаллизуется в виде кубических объемно-центрированных кристаллов. Гамма-железо в виде кубических гранецентрированных кристаллов. Переход из альфа в гамму форму происходит при температуре 910°С. Интересно, что при нагревании до 720°С металл теряет свои магнитные свойства. Гамма-железо не магнитится.

2 Ассистент:

Самой сложной проблемой было изучить химические свойства,

так как очень сложно было получить его в чистом виде.

Астронавт исследователь химии:

Рассмотрим химические свойства железа. Демонстрация (взаимодействия железа с сульфатом меди (II), серной кислотой, серой, азотной кислоты, ржавление).

Запись в тетради.

1 Ассистент :

Жители планеты Железяка научились широко использовать железо, его сплавы. Применение основывается в основном на его физических свойствах. Об этом нам расскажет астронавт исследователь разрабатывающий проблемы применения.

Астронавт исследователь технолог. Демонстрация коллекции.

Учитель: 

Последний астронавт расскажет об удивительном из истории этого элемента.

Астронавт-всезнайка: интересные факты.

1) железная колонна;

2) булатная сталь.

Учитель:

Итак, уважаемые члены высшего совета планеты Химиос, а теперь обратимся к школьным учебникам, которые мы привезли оттуда. Используя этот учебник, наши доклады, вы должны рассказать о чудо-элементе другим жителям нашей планеты. В помощь при подготовке обратитесь к записям и учебникам.

А теперь подведем итоги нашего совета.

Учащиеся самостоятельно делают выводы, отвечают на вопросы, поставленные членами научного совета уже выступившими. В заключении они предлагают решить задачу.

Задача

Какую массу железа необходимо получить из 3000 кг гематита, в котором 20% примесей, восстановлением его водородом .

Дано:                                               Решение:

m(Fe2O3)= 3000 кг            Fe2O3  + 2H2  =  2Fe    + 3H2O

W(прим) = 20%                   2400                  x

                                              160                  112           x = 2400*112/ 160 =1680 кг

Найти mFe) -?

                                                             Ответ: масса железа = 1680 кг.

Звучит музыка “Земля в иллюминаторе”.

А я металл космического века.

Давно-давно на службе человека.

Хоть в технике я молодой металл?

Но славу я себе завоевал.

И я прочен и теплопроводен

И в атомных реакторах пригоден,

А в сплавах с углеродом и титаном

Я нужен для постройки стратопланов.

Я нужен для постройки ракет

По нужности меня важнее нет.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70654. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ООО «ВОСТОК СНАБ» 391.5 KB
  Целью дипломной работы является исследование финансово-экономической деятельности предприятия, его ликвидности и платежеспособности при помощи информации, отраженной в бухгалтерской отчетности.
70655. ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЕ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОТОКА ЖИДКОСТИ И ГАЗА 765.02 KB
  Используя основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов можно установить взаимосвязь между параметрами состояния идеального газа в любом термодинамическом состоянии. Изменение хотя бы одного из параметров приводит к изменению остальных пара-метров.
70656. ТЕХНОЛОГИЯ НАБОРА ПЕРСОНАЛА 652.55 KB
  Цель занятия сформировать у студентов понимание содержания технологии набора персонала и места данной технологии в процессе управления персоналом Задачи: определить сущность и цель процедуры набора как способа формирования работоспособного коллектива проанализировать ограничения...
70657. ПОНЯТИЕ О ПОТОКЕ ЖИДКОСТИ И ГАЗОВ, ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ И ЕГО СВОЙСТВА 1.44 MB
  Аэрогидрогазодинамика как наука изучает явления, которые связаны с движением жидкости и газа. Изучение законов движения жидкости и газа, и взаимодействие их с твердыми телами возможно на основе теоретических познаний.
70660. Аппендицит 118.5 KB
  Летальность при остром аппендиците на протяжении последних 20 лет практически не изменилась, оставаясь в пределах 0.05-0.1%. Диагностические ошибки при этом заболевании встречаются в 12-30% случаев.
70661. НАГНОИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ И ПЛЕВРЫ 279 KB
  Острые инфекционные деструкции лёгких: а острый гнойный абсцесс лёгкого; б острый гангренозный абсцесс лёгкого; в распространённая гангрена лёгкого; г хронический абсцесс лёгкого. абсцесс и гангрена лёгкого Абсцесс легкого гнойный очаг в паренхиме легкого имеющий полость стенки и содержимое.
70662. ГРЫЖИ ЖИВОТА 104.5 KB
  Наружные грыжи - выхождение брюшных органов, покрытых пристеночной брюшиной, через дефекты в брюшной стенке под кожу. Внутренние грыжи – выхождение брюшных внутренностей в различные карманы брюшины или брыжейки, или через отверстия диафрагмы – в грудную полость...