54773

ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.

Русский

2014-03-18

178 KB

1 чел.

УРОК ПО ТЕМЕ:

ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

(7 класс, учебник «География материков и океанов» В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев)

Цели и задачи урока: 1. Продолжить формирование представлений

и знаний о Мировом океане.

  1.  Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане, с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением.
  2.  Сформировать у учащихся представление о биологических богатствах Мирового океана.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, книги, видеофильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.

Ход урока.

« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»

Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.

« Картина видимой природы определяется водой».

В. И. Вернадский

1. Проверка домашнего задания:

Какова причина возникновения океанических течений?

Какому общему правилу подчинено движение основных течений?

Перечислить и показать основные океанические течения?

Какое влияние оказывают течения на перераспределение тепла в океане и на климат суши?

2. Изучение нового материала:

«Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному... Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий... - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны!»

Ж.Верн

Итак, отправиться в путешествие в морские глубины вас приглашает Ж.Верн и герои его романа «20 000 лье под водой». Вооружившись знаниями по географии, зоологии, физике и даже литературе узнаем много нового и интересного. Но в начале давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофиольма.

* Показ фрагмента видеофильма*

Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.

*Учащиеся рассказывают об исследователях морских глубин*

При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс.м, и даже там, где образуется новая земная кора.

Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

*-Как вы думаете какое самое важное условие существования организмов в океане?*

Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.

* Учащиеся записывают в тетрадях:

Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:

1. свет

(далее записи идут по мере объяснения учителя)*

Однако и в толще воды организмы распространены неравномерно. Ближе к берегу их больше, чем в открытом океане. На дне океана также больше организмов обитает на малых прибрежных глубинах.

*-Как вы думаете, почему?

2. наличие питательных веществ

- Какие еще условия влияют на распределение живых организмов в океане?

3. температура воды

   4. соленость и плотность воды

   5. количество растворенного кислорода, давление

   6.течения*

Все эти условия по-разному сочетаются на огромных пространствах океана. Например, в районах подъема глубинных вод поверхностный слой удобряется питательными веществами, что создает благоприятные условия для жизни. Подъему и перемешиванию вод способствуют штормовые ветры, течения.

*- Мы с вами определили условия необходимые живым организмам для существования в океане, а теперь давайте совершим подводное путешествие и выясним какие области жизни можно выделить в океане в зависимости от этих условий и какие группы морских организмов там представлены?

Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:

Области жизни в океане

Группы морских организмов

Представители лсивотного и растительного мира

1. поверхность воды

1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные

1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.

2. вся водная толща

2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы

2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи

3. дно океана

3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне

3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей

А помогут нам совершить это погружение герои романа Ж. Верна «20000 лье под водой»*

В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни. К первой относят поверхность воды, а группу организмов ее населяющих называют планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.

*-Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?

Ученик зачитывает отрывок романа: «В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»

-Давайте с вами вспомним и запишем, какие же представители растительного и животного мира обитают на поверхности океана?*

Вторая область жизни в океане - это толща воды, группа организмов ее населяющая называется - нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).

*Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.

Ученик зачитывает отрывок романа: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»

-Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу. *

К третьей области жизни относят дно океана, а организмы ее населяющие называют - бентос (с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.

*- Давайте послушаем записи из судового журнала капитана Немо. Учащийся зачитывает отрывок из романа: «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».

- Почему они такие? На какие особенности внешнего вида ты обратил внимание? Какие еще организмы живут на дне? Учащиеся записывают ответы в таблицу*

3. Закрепление и итог урока.

Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. А теперь, чтобы закрепить полученные сегодня знания, выполним следующее задание. Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли новых представителей морской фауны. Тебе предстоит определить, какой образ жизни они ведут, чем питаются, какие условия необходимы им для жизни, в какой области океана они обитают и к какой группе морских организмов относятся. (Учитель показывает рисунки с изображением не очень известных животных, а учащиеся характеризуют их.)

4. Домашнее задание.  Параграф 11, составить кроссворд «Обитатели океана»

А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.

*Показ отрывка фидеофильма



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77541. Представление знаний о внешнем мире в интеллектуальных системах 146.5 KB
  Определение того что представлять и как представлять знания. Для функционирования ИС требуются следующие знания: знания о процессе решения задачи; знания о языке общения и способах организации диалога используемые лингвинистическим процессором; знания о способах представления модификации знаний используемые компонентом приобретения знаний; поддерживающие структурные и управляющие знания используемые объяснительным компонентом; знания о методах взаимодействия с внешним окружением; знания о модели внешнего мира. Знания....
77542. Продукционные модели знаний 87.5 KB
  Продукционные модели знаний занимают особое положение, т. к. они являются наиболее декларативным способом представления знаний. Продукционная модель представления знаний – это набор правил вила
77543. Семантические сети и их особенности 108.5 KB
  В бытовом понимании семантика означает смысл слова, действия, художественного произведения и т.п. Семантическая сеть – это граф, вершинам которого сопоставляются понятия (объекты, процессы, явления), дуги графа – это отношения между вершинами.
77544. Крепостное право и кодификация законов 213 KB
  Понять, как положение крепостных отражено в праве. Проанализировать, как сочетаются крепостное право и абсолютизм. Разобраться в том, какие права были у помещиков, а какие у крепостных. Найти ответ на вопрос, что представляло собой крепостное право в эпоху оформления законов и сохранения крепостничества.
77545. Проект технологического процесса изготовления детали «Шестерня» в условиях серийного производства 185.98 KB
  В данной курсовой работе представлена разработка технологического процесса изготовления детали шестерня. Представлены рабочий чертёж детали эскизы операций чертежи специального формообразующего и мерительного инструмента.
77546. Долгосрочный прогноз развития внешней торговли Забайкальского края до 2020 года 2.38 MB
  Рассмотрение научно-теоретических основ прогнозирования; изучение Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года, а также региональных федерально-целевых программ развития территорий; проведение анализа внешней торговли Забайкальского края (Читинской области) с 1996-2007 гг.; составление прогноза внешней торговли Забайкальского края до 2020 года.
77548. Автоматизована система керування лінією виготовлення кексів на приватному підприємстві «Вікторія» 4.61 MB
  Ефектами від впровадження автоматизації являються: зниження трудомісткості виробництва та трудовитрат збільшення змінності виробництва стабільна швидкість роботи покращення якості виконуваних контрольних та управлінських операцій вирішення задачі автоматизації...
77549. Проектирование микропроцессорной системы устройства управления выводом текстовой информации на жидкокристаллический дисплей на базе микроконтроллера ADuC842BS 1.07 MB
  Выполнить проектирование микропроцессорной системы с разработкой аппаратной части, согласно своему варианту. Разработать программный модуль для реализации заданных согласно варианту функций аппаратной части спроектированной микропроцессорной системы.