54773

ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.

Русский

2014-03-18

178 KB

1 чел.

УРОК ПО ТЕМЕ:

ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ

(7 класс, учебник «География материков и океанов» В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев)

Цели и задачи урока: 1. Продолжить формирование представлений

и знаний о Мировом океане.

  1.  Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане, с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением.
  2.  Сформировать у учащихся представление о биологических богатствах Мирового океана.

Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана, книги, видеофильм «Жизнь в Океане», таблицы, рисунки, доклады учащихся.

Ход урока.

« - Взгляни на океан, профессор, разве это не живое существо?..»

Из беседы капитана Немо и профессора Аронакса.

« Картина видимой природы определяется водой».

В. И. Вернадский

1. Проверка домашнего задания:

Какова причина возникновения океанических течений?

Какому общему правилу подчинено движение основных течений?

Перечислить и показать основные океанические течения?

Какое влияние оказывают течения на перераспределение тепла в океане и на климат суши?

2. Изучение нового материала:

«Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному... Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий... - и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны!»

Ж.Верн

Итак, отправиться в путешествие в морские глубины вас приглашает Ж.Верн и герои его романа «20 000 лье под водой». Вооружившись знаниями по географии, зоологии, физике и даже литературе узнаем много нового и интересного. Но в начале давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофиольма.

* Показ фрагмента видеофильма*

Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из них не раскрыты до сих пор. Большой вклад в изучение жизни в Мировом океане внесли Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.

*Учащиеся рассказывают об исследователях морских глубин*

При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающа. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс.м, и даже там, где образуется новая земная кора.

Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана?

*-Как вы думаете какое самое важное условие существования организмов в океане?*

Свет - первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. В воде света меньше, чем в воздухе, с глубиной освещенность уменьшается. Поэтому наиболее населена верхняя 50-метровая толща воды.

* Учащиеся записывают в тетрадях:

Распределение жизни в океане зависит от следующих условий:

1. свет

(далее записи идут по мере объяснения учителя)*

Однако и в толще воды организмы распространены неравномерно. Ближе к берегу их больше, чем в открытом океане. На дне океана также больше организмов обитает на малых прибрежных глубинах.

*-Как вы думаете, почему?

2. наличие питательных веществ

- Какие еще условия влияют на распределение живых организмов в океане?

3. температура воды

   4. соленость и плотность воды

   5. количество растворенного кислорода, давление

   6.течения*

Все эти условия по-разному сочетаются на огромных пространствах океана. Например, в районах подъема глубинных вод поверхностный слой удобряется питательными веществами, что создает благоприятные условия для жизни. Подъему и перемешиванию вод способствуют штормовые ветры, течения.

*- Мы с вами определили условия необходимые живым организмам для существования в океане, а теперь давайте совершим подводное путешествие и выясним какие области жизни можно выделить в океане в зависимости от этих условий и какие группы морских организмов там представлены?

Все последующие данные мы с вами будем заносить в таблицу:

Области жизни в океане

Группы морских организмов

Представители лсивотного и растительного мира

1. поверхность воды

1. планктон (греч. блуждающий) - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные

1. рачки, медузы, криль, диатомеи и планктонные водоросли.

2. вся водная толща

2. нектон (греч. плавающий) -активно передвигающиеся организмы

2. рыбы, китообразные, млекопитающие, моллюски -осьминоги, кальмары; черепахи

3. дно океана

3. бентос (греч. глубина) -организмы, живущие на дне

3. бурые и красные водоросли, ракообразные, морские звезды, моллюски, актинии придонные рыбы, морские елей

А помогут нам совершить это погружение герои романа Ж. Верна «20000 лье под водой»*

В океане выделяют три области жизни и три группы морских организмов по образу жизни. К первой относят поверхность воды, а группу организмов ее населяющих называют планктон - от греч. блуждающий - пассивно перемещающиеся (течениями) водоросли и животные (учащиеся заносят данные в таблицу). Большинство организмов, образующих планктон, очень малы, многие видны лишь под микроскопом. Планктон - основная пища большинства обитателей океана, в том числе таких, как усатые киты, не говоря уже о рыбах.

*-Что же увидели капитан Немо и его пассажиры?

Ученик зачитывает отрывок романа: «В первые минуты погружения, когда солнечные лучи золотили воду, за бортом бурлила жизнь. Мы могли наблюдать множество живых организмов: от мельчайших водорослей до гигантских медуз. Однако, проходя различные водные слои, нельзя не заметить, что населены они неравномерно. Наиболее заселена глубина до 50 метров.»

-Давайте с вами вспомним и запишем, какие же представители растительного и животного мира обитают на поверхности океана?*

Вторая область жизни в океане - это толща воды, группа организмов ее населяющая называется - нектон, что в переводе с греческого означает плавающий. Эти организмы активно передвигаются в океане и не зависят от морских течений и ветров. Эта группа организмов более разнообразна (учащиеся заполняют таблицу).

*Вот как описал свои впечатления профессор Аранакс, член экспедиции капитана Немо.

Ученик зачитывает отрывок романа: «Рыбы резвились, плескались, соперничая красотой расцветки, блеском чешуи и юркостью. Я заметил зеленого губана, барабульку, отмеченную двойной черной полосой, бычка белого, с фиолетовыми пятнами на спине и закругленным хвостом, японскую скумбрию, чудесную макрель с серебряной головой и голубым телом, блистательных лазуревиков, одно название которых заменяет все описания, спарид рубчатых, с разнообразными плавниками, голубым и желтым, спарид полосатых, с черной перевязью на хвосте, мурену, род змеевидного угря, с маленькими живыми глазками и широким ощеренным зубами ртом, всего не перечислишь...»

-Какие внешние признаки можно отметить у рыб - обитателей небольшой глубины? Каких еще, кроме рыб, обитателей толщи воды можно увидеть? Учащиеся называют представителей и записывают в таблицу. *

К третьей области жизни относят дно океана, а организмы ее населяющие называют - бентос (с греческого-глубина). Глубины океанов заселены мало, но не безжизненны, хотя на большой глубине нет даже водорослей. Практически в полной темноте, под большим давлением, в холодной воде плавают удивительные на вид рыбы. Питаются они остатками организмов, «падающих» из верхних слоев воды, или поедают друг друга.

*- Давайте послушаем записи из судового журнала капитана Немо. Учащийся зачитывает отрывок из романа: «Погружаясь, мы прошли отметку 200 метров, океанские глубины сменили свой цвет с бирюзового на темно-синий, солнечные лучи почти не проникают на такую глубину. Стали пропадать наши спутники - стайки морских рыб. Мы опускались все глубже и глубже. И вот, на глубине примерно 500 м, угас последний луч света. Наступила кромешная тьма... Капитан Немо приказал включить прожекторы, и мы с удивлением обнаружили, что и здесь есть жизнь. Внимательно приглядевшись, мы заметили некоторые особенности глубоководных существ: у рыб-хищников были огромные пасти, светящиеся изнутри, почти все существа лишены окраски, и у многих плохо развиты глаза».

- Почему они такие? На какие особенности внешнего вида ты обратил внимание? Какие еще организмы живут на дне? Учащиеся записывают ответы в таблицу*

3. Закрепление и итог урока.

Таким образом мы доказали, что жизнь в океане присутствует во всех его частях: от поверхности до больших глубин, от побережий до центральных частей. Определили условия, влияющие на распределение жизни в океане. А теперь, чтобы закрепить полученные сегодня знания, выполним следующее задание. Капитан Немо, проведя огромное количество времени под водой, собрал огромную коллекцию, состоящую из обитателей океана, и вот сейчас ему принесли новых представителей морской фауны. Тебе предстоит определить, какой образ жизни они ведут, чем питаются, какие условия необходимы им для жизни, в какой области океана они обитают и к какой группе морских организмов относятся. (Учитель показывает рисунки с изображением не очень известных животных, а учащиеся характеризуют их.)

4. Домашнее задание.  Параграф 11, составить кроссворд «Обитатели океана»

А теперь, в завершении урока, давайте посмотрим отрывок фильма о жизни в океане.

*Показ отрывка фидеофильма



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35760. Хрящи гортани, особенности их строения и развития у детей, изменения в период мутации 15.64 KB
  Наибольший из них — непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённых между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние).
35761. Ференц Ліст 315.5 KB
  Біографія Ференц Ліст народився в селі Доборьян австрійська назва Райдинг біля міста Шопрон Угорщина Батьки 1 Батьки Франца Ліста Адам Ліст 1776 1826 служив у князя Естергазі доглядачем поголів'я овець. Після закінчення католицької гімназії в Прессбурзі нині Братислава Адам Ліст став послушником в францисканському ордені але через два роки вирішив з нього піти. Він на все життя зберіг дружбу з одним із францисканців що як припускають деякі дослідники надихнуло його назвати сина Францем а сам Ліст також підтримуючи зв'язки...
35762. Вітраж «Вічність». Творчий проект 10.02 MB
  Історія вітража і вітражного мистецтва сягає своїм корінням у часи раннього середньовіччя. Спрощення стосується лише технології але не до художніх достоїнств вітража тут все залежить від здібностей і смаку. Розмір і форма вітража завжди залежать від того місця куди його встановлять. Слід зменшити краю шаблонів на товщину металу з якого виготовляють жилку що скріпляє окремі частини вітража.
35763. Виготовлення обладнання для бісеру 482.5 KB
  Ми не випадково для свого проекту обрали тему «Виготовлення обладнання для бісеру» , тому, що він є невідємною складовою для того, щоб зробити виріб з бісеру, а картини в усі вікі притягували до себе захоплені погляди. Картини , з бісеру, коритуютьсяч популярністю, бо є дуже оригінальними.
35764. ПРОЕКТ Тарелка. Техника «декупаж». (обслуживающий труд) 410.5 KB
  Техника декупаж. На уроках технологии я познакомилась с техникой декупаж. Декупаж – это аппликация но аппликация особенная – покрытая лаком она выглядит как роспись. В этом и вся прелесть декупажа полет фантазии не ограничен.
35765. Творческий проект. Последовательность выполнения проектов. 401 KB
  Проведение экологической экспертизы изделия или анализ экологических факторов влияющих на выбор решения проблемы исследования. Подсчет себестоимости изготовленного изделия предполагаемой прибыли и срока окупаемости или подробное рассмотрение экономических факторов влияющих на выбор решения проблемы. Разработка при необходимости бизнесплана рекламы товарного знака изделия или услуги. Проект может состоять из отдельных частей например эскизов рисунков чертежей на изготовление какоголибо изделия или разработки технологического...
35766. Вязание крючком. Творческий проект 1.16 MB
  Цель проекта: Связать крючком красивое аккуратное изделие которое обязательно должно понравиться бабушке. Задачи проекта: Провести исследование и анализ идей вариантов моего изделия Разработать эскиз моего проектного изделия Организовать рабочее место Подобрать инструменты и приспособления для различных операций Подобрать материал для изделия с правильным сочетанием цвета Контроль качества моей работы Оценка готового изделия Экологическое обоснование Вязание крючком. История и не только Вязание крючком – очень известное и...
35767. Зубочелюстная система животных и человека 56.5 KB
  В процессе эволюции идет усиленная редукция первичного жевательного аппарата и первичного сустава. Фактически на смену примитивного зубочелюстного аппарата развивается новый вторичный жевательный аппарат у млекопитающих. Этот жевательный аппарат приобретает новые признаки.
35768. Творчий проект «Кухонна дошка» 492 KB
  2 Визначення собівартості виробу Матеріал Ціна одиниці вимірювання грн Витрата матеріалів Вартість витрат грн. Вмат Брусок липовий 1000 грн м3 00063 м3 63 Усього 63 3. г при тарифі на електроенергію 025 вартість спожитої електроенергії складає Ве=025 035=009 грн Матеріальні витрати Мв=ВматВс = 665 грн 009 грн = 674 грн.= 3132 грн.