54774

Безработица

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные понятия: безработица рабочая сила рынок труда естественная безработица фрикционная институциональная добровольная вынужденная структурная региональная циклическая скрытая частичная уровень безработицы полная занятость.

Русский

2014-03-18

52 KB

1 чел.

Тема: Безработица.

Цели занятия:

1. Дидактические:

  1.  Ознакомить учащихся с рынком труда и его ролью в экономике;
  2.  Сформировать понятия о безработице, рассмотреть причины ее появления;
  3.  Изучить виды, измерения и последствия безработицы;
  4.  Рассмотреть меры государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

2. Развивающие:

  1.  Формировать общеучебные умения выяснять главное, научить анализировать, делать логические выводы, систематизировать информацию, конспектировать материал;
  2.   Показать значимость полученных знаний, побудить к активной мыслительной деятельности.

3. Воспитательная:

  1.  Формирование культуры устного ответа;
  2.  Подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения занятие: занятие в форме лекции с обратной связью и самостоятельной работой учащихся.

Учебно-методические средства обучения и оборудование учебного занятия:

  1.  Мультимедийный проектор;
  2.  Презентации по теме;
  3.  Учебник по экономической теории.

Основные понятия: безработица, рабочая сила, рынок труда, естественная безработица (фрикционная, институциональная, добровольная), вынужденная (структурная, региональная, циклическая, скрытая, частичная), уровень безработицы, полная занятость.

План хода урока.

1. Организационный момент (Подготовка учащихся к работе на уроке) – проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания (Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранение обнаруженных  пробелов; дальнейшее усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся).

Повторение изученного материала в форме устного фронтального опроса.

  1.  Цикличность развития рыночной экономики, понятие экономического цикла;
  2.  Причины цикличности экономики;
  3.  Фазы цикла и виды циклов.

3. Формирование новых понятий и способов действий:

План изложения нового материала.

1.Характеристика рынка труда.

2.Безработица и её сущность.

3.Виды безработицы, их характеристика.

4.Измерения и последствия безработицы. (Самостоятельно прочитать в учебнике и составить к тексту вопросы).

4. Применение знаний. Закрепление в виде теста.

5. Обобщение и выводы по занятию. Оценки за урок.

6. Домашнее задание: стр. 222-225, составить конспект по теме на 1 лист.

Тема: Безработица

   Меньшинство, не работая, определяет,     сколько платить большинству, которое работает за всех. Потому что богачи объединились, организовали, так сказать профессиональный союз, чтобы принудить своих меньших братьев получать столько они сочли нужными дать.

                                                                                                   Марк Твен.

Студент должен иметь представления:

- о мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

Знать:

-понятие безработицы и её сущность;

-виды безработицы;

- измерение и последствия безработицы.

План

1.Характеристика рынка труда.

2.Безработица и её сущность.

3.Виды безработицы, их характеристика.

4.Измерения и последствия безработицы.

1. Характеристика рынка труда.

Рабочая сила – это граждане страны, которые хотят и могут работать.

Рынок труда – это сфера согласия спроса и предложения рабочей силы, когда спрос на рабочую силу осуществляет работодатель, а предложение – собственник рабочей силы, потенциальный работник.

Цена, которая при определенных условиях устраивает работодателя и собственника рабочей силы, принимает форму заработной платы.

Цена рабочей силы зависит:

- от спроса и предложения на рынке рабочей силы вообще и данной специальности в частности;

- от уровня квалификации, образования наличие определенных навыков и умения.

Рынок труда подразделяется на:

- первичный

- вторичный

Первичный рынок труда отличается достаточно высокими гарантиями занятости и высокой заработной платой, так как на этом рынке представлена высококвалифицированная рабочая сила и специалисты разного уровня.

Вторичный рынок труда  заполнен специалистами низкой квалификации чья работа не требует сложной подготовки и соответственно больших затрат на обучение и подготовку (рабочая низких квалификационных разрядов, подсобные рабочие, обслуживающий персонал). На такую рабочую силу спрос значительно ниже, чем на первичном рынке, соответственно ниже заработная плата и большей трудностей в поисках рабочего места.

Традиционный подход рассматривает появление безработных через взаимосвязь цены труда и спроса на труд.

ГРАФИК

Кривая Д показывает, что снижение зарплаты вызывает спрос на труд, однако повышение зарплаты вызывает увеличения предложения труда, но сокращает спрос на труд.

2. Безработица и её сущность.

Одним из признаков макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, т.е. такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы.

Безработица – это социально – экономическое явление при котором часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу.

3.  Виды безработицы, их характеристика.

                                 Безработица

Естественная                                          Вынужденная

- фрикционная;                                      - структурная;

- институциональная;                           - региональная;

- добровольная;                                     - циклическая;

           - скрытая;

               - частичная.

Естественная безработица определяется конструкцией современного рынка рабочей силы и регулируется его механизмами.

- Фрикционная – это перемещение людей с одной работы на другую, из одного региона в другой, то есть охватывает тех, кто оказывается в положении «между работами» этот тип безработицы существует постоянно.

- Институциональная – спровоцирована действиями самого государства, когда работать становится невыгодно. Например, большие выплаты пособия по безработице, при низкой заработной плате и т.д.

- Добровольная – само название говорит за себя. Среди трудоспособного населения всегда найдутся  люди, который по определенным причинам не хотят работать.

Более сложной бывает вынужденная безработица, которая, как правило, превышает естественную форму и связана с событиями, не зависящими от воли наёмных работников.

-Структурная безработица – связана с изменениями в структуре народного хозяйства: с отмиранием некоторых профессий, с изменением технологий и т.д.

- Региональная безработица формируется под воздействием комбинации исторических, демографических и других факторов, когда в регионе преимущественно развивается одна отрасль промышленности, в случае остановки которой появляется большое количество безработных. Разрешение этого вопроса осуществляется на основе общегосударственных целевых программ.

- Циклическая безработица – включает людей, которые формально вроде бы и работают, но фактически занимают лишние рабочие места.

- Частичная безработица – охватывает работников, вынужденного занятых неполное рабочее время.

4.  Измерение и последствия безработицы.

Для характеристики положения с безработицей чаще всего оперируют тремя взаимосвязанными показателями:

1.Уровень безработицы – это процент безработных в общей численности трудоспособного населения. Например (цифры условия), если в стране Х из 96 млн. трудоспособных 9,6 млн. не имеющих и ищущих работу, то уровень безработицы в ней достигает 10%. (9,6:96) *100.

2. Естественный уровень безработицы - это «нормальный» минимальный возможный в стране уровень безработицы, при котором существуют лишь два неизбежных типа безработицы – фрикционная и структурная.

Е уб =         Фрикционная + Структурная          * 100%

           Кол-во трудоспособного населения      

3. Полная занятость – это крайне редкое явление, возникающее в экономике в период подъема производства, когда циклическая безработица отсутствует, и рынок труда находится в равновесии; безработица не превышает своего естественного уровня.     

 Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия:

- главным последствием является недовыпуск продукции, потеря части ВНП;

- снижение жизненного уровня у тех, кто лишился рабочего места;

- потеря или квалификация и самоуважения, моральный упадок;

- рост налогов в обществе (для покрытия растущих выплат пособий по безработицы);

- сокращение совокупного спроса;

- рост социальной и политической напряженности в обществе и т.д.  

- рост преступности среди безработных.

В России политика регулирования занятости населения закреплена в системе законодательных и нормативных актов.

Основным документом является Закон РФ «О занятости населения РФ» от 20 апреля 1996 года. Создана Федеральная служба занятости населения РФ. Ежегодно правительство принимает Федеральные программы содействия занятости населения. В данном документе даны понятия «занятие» и «безработица» с расшифровкой, кто относится к данной группе.

Занятыми гражданами являются:

- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском и т. д.;

- самостоятельно обеспечивающие себе работой, в том числе и предприниматели;

- проходящие службу в Вооруженных силах, органах внутренних дел;

- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, в высших, средних специальных и других учебных заведениях.

К безработным относится взрослое трудоспособное население, которое хочет работать, но не может по ряду причин найти для себя рабочее место.

 По Российским законам безработными признаются граждане, которые не утратили трудоспособности, но на сегодня:

-  не имеют работы и заработка;

- зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

- готовы приступить к работе.

В состав трудоспособного или экономически активного населения не попадают дети в возрасте от 16 лет и лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах и находящиеся на излечении в психиатрических больницах.

                

  

ТЕСТ

1. Безработным считается любой человек:

а) не имеющий работу;

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;

в) неработающий, не получающий пособие по безработице;

г) утративший способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

а) фрикционная безработица;

б) добровольная безработица;

в) институциональная безработица;

г) все перечисленное верно;

д) все перечисленное неверно.

3. Формой проявления вынужденной безработицы является:

а) структурная безработица;

б) региональная безработица;

в) циклическая безработица;

г) все перечисленное.

4. На рынке рабочей силы покупают и продают:

а) все товары;

б) труд;

в) товар – рабочая сила;

г) незанятое  население.

5. Какая форма безработицы преобладает в условиях развития НТР:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) сезонная безработица;

г) не имеет значения.

КЛЮЧ

  1.  – б;
  2.  – г;
  3.  – г;
  4.  – в;
  5.  – г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70879. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИДКОСТИ И ГАЗЕ. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПАРАМЕТРІ ЖИДКОСТИ И ГАЗА 1.24 MB
  В теории аэродинамики различают 3 основных принципа полета ЛА: аэростатический принцип который основывается на законе Архимеда: на тело погруженное в жидкость газ действует выталкивающая сила направленная вверх и равная весу вытесненного им объема жидкости газа рис.
70881. Регулирование профессиональной деятельности архитектора в России 39 KB
  В соответствии с Федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» под архитектурной деятельностью понимается профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного проекта и включающая в себя...
70883. Анализ финансовой отчетности 705.5 KB
  Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
70884. Психологические проблемы взаимодействия преподавателя и студента в классе; демократия и дисциплина 114.5 KB
  Студенты будут изучать то что они хотят знать и будут иметь трудности в усвоении материала который им не интересен. Студенты учатся все время то они изучает шаг степа в новом танце то иерархию в вузе то стратегию футбола и другие более или менее сложные вещи.
70885. Нетрадиционные методы преподавания общественных дисциплин 105.5 KB
  Нетрадиционные методы преподавания общественных дисциплин Использование опросов общественного мнения для повышения интереса студентов к обучению Приглашение общественно-политических деятелей на занятия. Это предполагает элементарную подготовленность студентов в вопросах методики социологических опросов.
70886. Использование лекции в преподавании правоведческих дисциплин 124.5 KB
  Лекция была и остается важнейшей частью учебного процесса и формой изложения учебного материала во всем мире. Существуют разные точки зрения на определение сущности лекции. Так, Вернер и Дикинсон определяли лекцию «как обучающую технику, с помощью которой представлен устный дискурс какого-либо предмета»...
70887. Перспективы создания конкурентной среды в Республике Казахстан 474.5 KB
  1 Проблема развития конкуренции и антимонопольная политика в РК 59 3. Ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции competition . Благодаря экономической свободе сопутствующей ей конкуренции рыночная экономика превосходит командноадминистративную в которой конкуренции нет места. Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует...