54774

Безработица

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Основные понятия: безработица рабочая сила рынок труда естественная безработица фрикционная институциональная добровольная вынужденная структурная региональная циклическая скрытая частичная уровень безработицы полная занятость.

Русский

2014-03-18

52 KB

1 чел.

Тема: Безработица.

Цели занятия:

1. Дидактические:

  1.  Ознакомить учащихся с рынком труда и его ролью в экономике;
  2.  Сформировать понятия о безработице, рассмотреть причины ее появления;
  3.  Изучить виды, измерения и последствия безработицы;
  4.  Рассмотреть меры государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

2. Развивающие:

  1.  Формировать общеучебные умения выяснять главное, научить анализировать, делать логические выводы, систематизировать информацию, конспектировать материал;
  2.   Показать значимость полученных знаний, побудить к активной мыслительной деятельности.

3. Воспитательная:

  1.  Формирование культуры устного ответа;
  2.  Подготовка конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения занятие: занятие в форме лекции с обратной связью и самостоятельной работой учащихся.

Учебно-методические средства обучения и оборудование учебного занятия:

  1.  Мультимедийный проектор;
  2.  Презентации по теме;
  3.  Учебник по экономической теории.

Основные понятия: безработица, рабочая сила, рынок труда, естественная безработица (фрикционная, институциональная, добровольная), вынужденная (структурная, региональная, циклическая, скрытая, частичная), уровень безработицы, полная занятость.

План хода урока.

1. Организационный момент (Подготовка учащихся к работе на уроке) – проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания (Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранение обнаруженных  пробелов; дальнейшее усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся).

Повторение изученного материала в форме устного фронтального опроса.

  1.  Цикличность развития рыночной экономики, понятие экономического цикла;
  2.  Причины цикличности экономики;
  3.  Фазы цикла и виды циклов.

3. Формирование новых понятий и способов действий:

План изложения нового материала.

1.Характеристика рынка труда.

2.Безработица и её сущность.

3.Виды безработицы, их характеристика.

4.Измерения и последствия безработицы. (Самостоятельно прочитать в учебнике и составить к тексту вопросы).

4. Применение знаний. Закрепление в виде теста.

5. Обобщение и выводы по занятию. Оценки за урок.

6. Домашнее задание: стр. 222-225, составить конспект по теме на 1 лист.

Тема: Безработица

   Меньшинство, не работая, определяет,     сколько платить большинству, которое работает за всех. Потому что богачи объединились, организовали, так сказать профессиональный союз, чтобы принудить своих меньших братьев получать столько они сочли нужными дать.

                                                                                                   Марк Твен.

Студент должен иметь представления:

- о мерах государства по регулированию занятости и оказанию помощи безработным.

Знать:

-понятие безработицы и её сущность;

-виды безработицы;

- измерение и последствия безработицы.

План

1.Характеристика рынка труда.

2.Безработица и её сущность.

3.Виды безработицы, их характеристика.

4.Измерения и последствия безработицы.

1. Характеристика рынка труда.

Рабочая сила – это граждане страны, которые хотят и могут работать.

Рынок труда – это сфера согласия спроса и предложения рабочей силы, когда спрос на рабочую силу осуществляет работодатель, а предложение – собственник рабочей силы, потенциальный работник.

Цена, которая при определенных условиях устраивает работодателя и собственника рабочей силы, принимает форму заработной платы.

Цена рабочей силы зависит:

- от спроса и предложения на рынке рабочей силы вообще и данной специальности в частности;

- от уровня квалификации, образования наличие определенных навыков и умения.

Рынок труда подразделяется на:

- первичный

- вторичный

Первичный рынок труда отличается достаточно высокими гарантиями занятости и высокой заработной платой, так как на этом рынке представлена высококвалифицированная рабочая сила и специалисты разного уровня.

Вторичный рынок труда  заполнен специалистами низкой квалификации чья работа не требует сложной подготовки и соответственно больших затрат на обучение и подготовку (рабочая низких квалификационных разрядов, подсобные рабочие, обслуживающий персонал). На такую рабочую силу спрос значительно ниже, чем на первичном рынке, соответственно ниже заработная плата и большей трудностей в поисках рабочего места.

Традиционный подход рассматривает появление безработных через взаимосвязь цены труда и спроса на труд.

ГРАФИК

Кривая Д показывает, что снижение зарплаты вызывает спрос на труд, однако повышение зарплаты вызывает увеличения предложения труда, но сокращает спрос на труд.

2. Безработица и её сущность.

Одним из признаков макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, т.е. такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы.

Безработица – это социально – экономическое явление при котором часть экономически активного населения не может применять свою рабочую силу.

3.  Виды безработицы, их характеристика.

                                 Безработица

Естественная                                          Вынужденная

- фрикционная;                                      - структурная;

- институциональная;                           - региональная;

- добровольная;                                     - циклическая;

           - скрытая;

               - частичная.

Естественная безработица определяется конструкцией современного рынка рабочей силы и регулируется его механизмами.

- Фрикционная – это перемещение людей с одной работы на другую, из одного региона в другой, то есть охватывает тех, кто оказывается в положении «между работами» этот тип безработицы существует постоянно.

- Институциональная – спровоцирована действиями самого государства, когда работать становится невыгодно. Например, большие выплаты пособия по безработице, при низкой заработной плате и т.д.

- Добровольная – само название говорит за себя. Среди трудоспособного населения всегда найдутся  люди, который по определенным причинам не хотят работать.

Более сложной бывает вынужденная безработица, которая, как правило, превышает естественную форму и связана с событиями, не зависящими от воли наёмных работников.

-Структурная безработица – связана с изменениями в структуре народного хозяйства: с отмиранием некоторых профессий, с изменением технологий и т.д.

- Региональная безработица формируется под воздействием комбинации исторических, демографических и других факторов, когда в регионе преимущественно развивается одна отрасль промышленности, в случае остановки которой появляется большое количество безработных. Разрешение этого вопроса осуществляется на основе общегосударственных целевых программ.

- Циклическая безработица – включает людей, которые формально вроде бы и работают, но фактически занимают лишние рабочие места.

- Частичная безработица – охватывает работников, вынужденного занятых неполное рабочее время.

4.  Измерение и последствия безработицы.

Для характеристики положения с безработицей чаще всего оперируют тремя взаимосвязанными показателями:

1.Уровень безработицы – это процент безработных в общей численности трудоспособного населения. Например (цифры условия), если в стране Х из 96 млн. трудоспособных 9,6 млн. не имеющих и ищущих работу, то уровень безработицы в ней достигает 10%. (9,6:96) *100.

2. Естественный уровень безработицы - это «нормальный» минимальный возможный в стране уровень безработицы, при котором существуют лишь два неизбежных типа безработицы – фрикционная и структурная.

Е уб =         Фрикционная + Структурная          * 100%

           Кол-во трудоспособного населения      

3. Полная занятость – это крайне редкое явление, возникающее в экономике в период подъема производства, когда циклическая безработица отсутствует, и рынок труда находится в равновесии; безработица не превышает своего естественного уровня.     

 Безработица имеет тяжелые экономические и социальные последствия:

- главным последствием является недовыпуск продукции, потеря части ВНП;

- снижение жизненного уровня у тех, кто лишился рабочего места;

- потеря или квалификация и самоуважения, моральный упадок;

- рост налогов в обществе (для покрытия растущих выплат пособий по безработицы);

- сокращение совокупного спроса;

- рост социальной и политической напряженности в обществе и т.д.  

- рост преступности среди безработных.

В России политика регулирования занятости населения закреплена в системе законодательных и нормативных актов.

Основным документом является Закон РФ «О занятости населения РФ» от 20 апреля 1996 года. Создана Федеральная служба занятости населения РФ. Ежегодно правительство принимает Федеральные программы содействия занятости населения. В данном документе даны понятия «занятие» и «безработица» с расшифровкой, кто относится к данной группе.

Занятыми гражданами являются:

- работающие по найму на условиях полного или неполного рабочего времени;

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском и т. д.;

- самостоятельно обеспечивающие себе работой, в том числе и предприниматели;

- проходящие службу в Вооруженных силах, органах внутренних дел;

- обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально – технических училищах, в высших, средних специальных и других учебных заведениях.

К безработным относится взрослое трудоспособное население, которое хочет работать, но не может по ряду причин найти для себя рабочее место.

 По Российским законам безработными признаются граждане, которые не утратили трудоспособности, но на сегодня:

-  не имеют работы и заработка;

- зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

- готовы приступить к работе.

В состав трудоспособного или экономически активного населения не попадают дети в возрасте от 16 лет и лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах и находящиеся на излечении в психиатрических больницах.

                

  

ТЕСТ

1. Безработным считается любой человек:

а) не имеющий работу;

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;

в) неработающий, не получающий пособие по безработице;

г) утративший способность к труду.

2. Формой проявления естественной безработицы является:

а) фрикционная безработица;

б) добровольная безработица;

в) институциональная безработица;

г) все перечисленное верно;

д) все перечисленное неверно.

3. Формой проявления вынужденной безработицы является:

а) структурная безработица;

б) региональная безработица;

в) циклическая безработица;

г) все перечисленное.

4. На рынке рабочей силы покупают и продают:

а) все товары;

б) труд;

в) товар – рабочая сила;

г) незанятое  население.

5. Какая форма безработицы преобладает в условиях развития НТР:

а) фрикционная безработица;

б) структурная безработица;

в) сезонная безработица;

г) не имеет значения.

КЛЮЧ

  1.  – б;
  2.  – г;
  3.  – г;
  4.  – в;
  5.  – г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности неклассические и постнеклассические еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....
29667. Понятие методологии науки 71.5 KB
  Метод в широком смысле путь познания опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний принципов. Методология учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии развиваемых: 1 как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2 как учение о системе методов в узком смысле посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретикоэмпирического исследования проверяется правдоподобие или истинность...
29668. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 79 KB
  Важнейшие из них парадигмы т. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей область и предмет научных исследований. Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурноисторическая парадигмы.
29669. Психология как мультипарадигмальная наука. Психологические теории и реальность 95.5 KB
  Имеются в виду не любые теории только те из них которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами общие теории получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигма есть общая модель образец ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные частные научные теории. Но понятие кризиса продолжает использоваться поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. Если учитывать...
29670. Метафизические и эмпирические теории 51 KB
  Структура методологического знания уровни и подходы Если рассматривать структуру методологии науки по вертикали то можно выделить следующие ее уровни: 1 уровень философской методологии; 2 уровень конкретнонаучной методологии; 3 уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4 уровень методики и техники исследования. Философская методология имеет форму философского знания добываемого с помощью методов самой философии примененных к анализу процесса научного познания. Разработка этого уровня методологии осуществляется как...
29671. Априорное и эмпирическое знание 380 KB
  Эмпирические корни психологии восходят к Леонардо да Винчи 1452 1519 великому флорентийскому художнику ученому гуманисту и гению механики эпохи Возрождения. Эти идеи послужили краеугольными камнями в фундаменте будущей эмпирической психологии. В связи с этим некоторые философы рассматривают Беркли как отца философского феноменализма а философский феноменализм как одно из оснований качественных исследований в психологии. Отсюда происходит принцип скептицизма эмпирической психологии.
29672. Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности 47 KB
  Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений а также на раскрытие их специфических характеристик. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка на котором производится эмпирическое и феноменологическоеописание психических явлений. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. По мере своего развития научные представления о сущности психических...
29673. Тверожок 13.51 KB
  По жирности: жирный 18 полужирный 9 нежирный. ПРОИЗВОДСТВО 1 СП КислотноСычужный а Подготовка нормализация молока по жирности пастеризация б Внесение закваски мезофильного стрептококка. ХРАНЕНИЕ в виде брикетов пергамент целлофан картон с полимерным покрытием 01 с 10 ДНЕЙ НА СКЛАДАХ 8 С 36 ч в магазинах Органолептика: Зависит от жирности у нежирного консистенция рассыпчатая.