54776

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Физкультурные минуты во время уроков; физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.; группы общей физической подготовки; б общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия...

Русский

2014-03-18

126 KB

8 чел.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Под организацией физического воспитания в общеобразовательной школе понимается совокупность способов и приемов целесообразного использования средств физической культуры в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию не только для повышения уровня физической подготовленности учащихся, оптимизации физического развития, укрепления здоровья, но и для формирования у них теоретических знаний, методических умений и навыков организации собственной физкультурно-спортивной деятельности.

Типовые учебные планы являются основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями.

^ Физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы включают:

– уроки физической культуры и здоровья;

- гимнастику до учебных занятий;

- физкультурные минуты во время уроков;

- физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах;

- ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.

Факультативное обучение включает:

а) спортивную тренировку:

 кружки физической культуры;

спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол,

футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и

др.); группы общей физической подготовки;

б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:

 ежемесячные «дни здоровья и спорта»;

внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты

(старты надежд», «олимпийские старты», многоборье, кросс и др.);

в) лечебно-оздоровительные занятия:

специальные медицинские группы;

группы ЛФК во врачебно-физкультурных диспансерах;

индивидуальные занятия ЛФК во врачебно-физкультурных

диспансерах и поликлиниках;

гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика; физкультурные упражнения на переменах.

Самостоятельное обучение включает:  подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии походы с родителями; абонементные группы плавания; закаливание;занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др.;

самостоятельную тренировку по индивидуальному плану.

Физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня

Уроки физической культуры и здоровья, а также занятия ритмикой обеспечивают педагогический и гигиенический минимум разносторонних образовательно-воспитательных воздействий и двигательной активности, необходимых для решения образовательных и воспитательных задач, формирования потребности в систематическом использовании движений для сохранения здоровья учащихся.

^ Гимнастика до учебных занятий способствует повышению функционального уровня организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем), обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, облегчает удержание правильной позы за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

^ Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем отрезке урока.

Они проводятся в середине каждого урока (кроме уроков физкультуры и здоровья, танцев, музыки), комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения. С целью профилактики утомления органа зрения следует проводить комплексы упражнений для глаз (или офтальмототренажи) по методикам.

^ Физические упражнения и час здоровья, подвижные перемены, ежедневный двигательный отдых на удлиненных переменах и в группах продленного дня обеспечивают детям проявление необходимой для правильного развития растущего организма двигательной деятельности, позволяют активно отдохнуть после умственного труда в вынужденной позы на уроке, обеспечивает сохранение работоспособности на последующих уроках и при приготовлении домашних заданий.

^ Факультативное обучение.

Внеклассные формы физического воспитания: а) спортивная трени-ровка, кружки физической культуры, спортивные секции, группы общей физической подготовки и др. способствуют привлечению школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом их интересов и желаний, повышению двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся, содействуют совершенствованию приобретенных на уроках умений и навыков.

б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные меропри-ятия – дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристские походы, физкультурные праздники стимулируют интерес к физической культуре и спорту, приобщают школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, являются активным отдыхом, воспитывают морально-волевые качества учащихся.

^ Дни (недели, месячники) здоровья должны являться итогом учебно-воспитательной работы за учебную четверть, полугодие, год. Их содержание отражается в сценариях, определяющих оформление места проведения праздника, подготовку костюмов и спортинвентаря.

^ Урок физической культуры и здоровья (2 раза в неделю) является основой формирования физической культуры учащихся. Он оказывает всестороннее образовательное, воспитательное и оздоровительное воздействие.

В структуре урока должны быть выделены три части: подготовительная (5-10 мин), основная (25-30 мин), заключительная (3-5 мин). Содержание урока определяется действующей учебной программой и темой урока.

В первой, подготовительной части, урока (5-10 мин.), решаются задачи организации и подготовки (психологической, функциональной) учащихся к предстоящей основной деятельности: общеразвивающие гимнастические и легкоатлетические упражнения, упражнения для основных групп мышц, обеспечивающие конкретную работу в основной части урока. Например, для предстоящих упражнений с мячом важно подготовить мышцы, связки, сухожилия кисти и запястья, а для выполнения прыжков – голеностопные суставы, мышцы бедер. Чем меньше возраст учащихся, тем продолжительнее подготовительная часть урока.

Во второй, основной части (25-30 мин.), реализуются основные задачи урока – ознакомление и разучивание нового материала, закрепление пройденного в соответствии с учебной программой по физической культуре.

Обучение основными двигательными навыками и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышц групп и совершенствование физиологических функций организма, воспитание нравственных качеств, расширение функциональных возможностей организма.

В третьей, заключительной части (3-5 мин), требуется обеспечить снижение уровня физиологических функций, постепенный переход от повышенной деятельности к умеренной. Обязательными элементами является ходьба с выполнением физических упражнений.

Урок может быть построен и по типу круговой тренировки: учащихся разбивают на 6-8 групп и соответствующее количество «станций», на каждой из которых выполняются специальные упражнения. Начинают их одновременно, а затем по команде учителя переходят от одной «станции» к другой и выполняют все 6-8 заданий. Такое построение урока обеспечивает высокую моторную плотность. Аналогично выполняют работу на тренажерах.

Урок любого типа, кроме физических нагрузок, должен содержать теоретический материал. Школьникам нужно объяснить, как действует то или иное движение на организм, какие двигательные качества требуются для его правильного выполнения, когда и где в жизни необходим тот или иной двигательный навык, какие ошибки могут свести на нет положительное влияние упражнений и даже нанести вред здоровью и т.д. Составной частью урока являются: статические упражнения, формирование гигиенических навыков, контроль за выполнением домашних заданий по физкультуре с учетом индивидуального развития учащихся, формирование двигательного режима.

Двигательный режим учащихся должен обеспечиваться системой взаимосвязанных, направленных на удовлетворение биологической потребности в движениях, организационных форм физической воспитания.

Особенностью двигательного режима сельских детей является необходимость ежедневных (в среднем около 3-4 км в оба конца) пеших переходов в школу. Если ходьба в пределах 1-1,5 км оказывает стимулирующее воздействие на детский организм, играя роль своеобразной гимнастики, то при большей продолжительности ходьбы (свыше 2,5 км) у школьников возникают признаки утомления, отмечается снижение результатов выполнения контрольных физических упражнений, общей работоспособности.

В сельских школах нельзя проводить уроки физической культуры первыми и последними уроками.

Гигиеническая оценка организации физического воспитания в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками, специалистами органов и учреждений госсаннадзора.

Медицинский работник общеобразовательного учреждения совместно с руководителем или его заместителем систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического обучения и воспитания учащихся.

^ Медицинский контроль за физическим воспитанием

в общеобразовательном учреждении

Должностные обязанности медицинских работников общеобразовательных учреждений предусматривают контроль за физическим воспитанием и включают:

1) медицинское освидетельствование детей и подростков с целью определения групп здоровья и физических нагрузок и группы (основной, подготовительной, специальной, ЛФК) занятий физкультурой;

2) оформление медицинской документации (запись в медицинскую карту учащегося, назначение физкультрецептов, заполнение листка здоровья класса;

3) врачебно-педагогические наблюдения за всеми формами физического воспитания (гимнастика до занятий, уроки физкультуры, динамические перемены, физкультминутки на общеобразовательных уроках, работа спортивных кружков и секций и т.д.);

4) профилактику травматизма;

 врачебно-консультативную работу;

санитарно-просветительную работу, пропаганду оздоровительного влияния физической культуры, одного из важнейших компонентов здорового образа жизни.

1. Медицинское освидетельствование состояния здоровья осуществляется при углубленных осмотрах детей, подростков в декретивные сроки. Обследование выполняет не только педиатр, но и бригада врачей из поликлиники – невропатолог, отоларинголог, окулист, хирург-ортопед, стоматолог, логопед, по показаниям – психиатр и другие специалисты. Кроме того, ежегодно врачом педиатром проводится комплексная оценка здоровья с применением функциональных проб, что позволяет выявить реакцию сердечно-сосудистой системы и дыхательной систем на физическую нагрузку.

В заключение по итогам обследования каждому учащемуся должны быть определены: группа здоровья; группа для занятий физической культуры; рекомендации педагогу по двигательному режиму (физкультрецепт), противопоказания и назначения обследуемому.

С учетом комплексной оценки здоровья (проводимой до 15 сентября) ежегодно (учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр к занятиям физической культуры, не допускаются) дети и подростки распределяются на группы для занятий физкультурой: 1) основную (ОГ); II) подготовительную (ПГ); III) специальную медицинскую (СМГ); IV) лечебной физкультуры (ЛФК) (Пр.4).

^ Основная группа включает детей I и частично II группы здоровья – с небольшими функциональными отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы при общем хорошем самочувствии. Им разрешены все виды физического воспитания, предусмотренные учебно-воспитательной программой, как в режиме дня, так и в режиме недели. Школьники основной группы могут заниматься в спортивных секциях (Приложение 5).

^ В подготовительную группу входят дети II группы здоровья – с задержкой физического развития и небольшими функциональными нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, перенесшие острые инфекционные болезни (грипп). Временно пополняют эту группу дети, перенесшие простудные заболевания и др.

Физическое воспитание детей основной и подготовительной групп проходит вместе, но для последней нагрузку ограничивают за счет сокращения кратности повторений, замены трудных движений более легкими, облегчения исходного положения (например, наклоны с широко расставленными ногами вместо наклонов из исходного положения ноги вместе).

Учащиеся как основной, так и подготовительной групп сдают установленные контрольные нормативы, при этом школьники, относящиеся к подготовительной группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и в более постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований.

Для учащихся подготовительной группы с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы рекомендуется использовать физические нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости. Основными средствами являются ходьба, дозированный бег умеренной интенсивности, плавание, упражнения на тренажерах, подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам), упражнения на развитие равновесия, дыхательные упражнения, средства закаливания, самомассаж, водные процедуры.

^ Не рекомендуется выполнять прыжки в длину с места и поднимать туловище (для девочек) из положения лежа, упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, статическим напряжением.

Учащимся подготовительной группы с нарушением функции органов брюшной полости, малого таза, можно выполнять упражнения для улучшения осанки, укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна, дыхательные упражнения. Им необходимы массаж, самомассаж, водные процедуры.

^ Не следует делать наклоны туловища из положения сидя, подтягиваться на перекладине (для мальчиков), поднимать туловище из положения лежа (для девочек), прыгать в длину с места, снижается нагрузка на мышцы брюшного пресса.

^ Учащимся с анатомическими дефектами опорно-двигательного аппарата, отстающим в физическом развитии (при массе и росте в пределах минус σ по сравнению с возрастными стандартами), нарушениями осанки, плоскостопием, остаточными явлениями и последствиями закрытых травм черепа (не ранее чем через год после занятий в специальной группе) физические нагрузки подбирают строго индивидуально!

Болезни органов зрения – исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.

^ Специальную медицинскую группу составляют дети с хроническими заболеваниями (III группа здоровья), частыми обострениями. Это дети, нуждающиеся в специальных занятиях. Для них уроки (занятия) физкультурой необходимы больше, чем для здоровых детей. Физической культурой с ними занимаются специально подготовленные преподаватели. Уроки (занятия) физкультурой ведутся в рамках учебного расписания параллельно с уроками физкультуры для здоровых детей. Кроме того, дети СМГ должны выполнять специальные домашние задания по физкультуре, тщательно соблюдать специфический двигательный режим, предложенный врачом, преподавателем физкультуры.

Специальная медицинская группа оформляется приказом директора школы. Комплектование СМГ проводится медицинским работником школы весной (в конце учебного года), так как в задачу медицинского осмотра входят рекомендации по выравниванию отклонений здоровья в летний период. В начале учебного года списки СМГ уточняются.

^ Группа лечебной физкультуры включает детей с заболеваниями сердца, хроническими пневмониями III степени, с частыми приступами бронхиальной астмы, хроническими гастритами, энтеритами, колитами, нефритами, эндокринными заболеваниями (гипертиреоз, диабет, ожирение и др.), сколиозами II и III степени. С этими детьми занимаются в специально оборудованных залах поликлиники и общеобразовательных учреждениях в специально отведенное время (2-4 раза в неделю). Кроме того, дети и подростки должны выполнять примерный объем ежедневной и недельной двигательной активности, конкретные рекомендации с перечнем упражнений и кратностью их выполнения – физкультрецепт, который дает детям врач во время осмотров. Медицинские работники обязаны следить за выполнением физкультурных назначений.

2. Оформление медицинской документации является основой для контроля выполнения назначений врача воспитателями, учителями, родителями. Запись в медицинской карте (карте развития ребенка) должна отражать все параметры здоровья, иметь четкие заключения (указывается группа здоровья и группа по физкультуре) и назначения. В последних перечисляют все целесообразные для данного ребенка формы физического воспитания и необходимые физкультрецепты. Кроме того, в листке здоровья, который оформляется в каждом классе школы заполняют графы: отклонения в здоровье (диагноз), отставание в развитии, группа здоровья, группа по физкультуре и назначения. К сожалению, последнюю графу часто заполняют формально (например, консультация ортопеда, соблюдение режима и т.д.)

3. Врачебно-педагогические наблюдения за физическим воспитанием детей осуществляются при посещении урока, динамической перемены, занятий спортивных секций, прогулок и т.д. К выполнению контроля целесообразно привлечь учителя, завуча школы, отвечающих за педагогический аспект физического воспитания. Совместное посещение, например урока физкультуры, позволит выявить достоинства и недостатки и сразу же устранить последние либо наметить совместные мероприятия для дальнейшей оптимизации физического воспитания.

^ Оценка любой формы физического воспитания и прежде всего занятия и урока физической культуры и здоровья выполняется по следующей схеме:

- соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, уровню физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

-методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей урока, обеспечением оптимальной общей и моторной плотности, физиологической нагрузки;

- выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки;

-место урока физкультуры в расписании учебного дня и недели;

-проведение урока в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованных площадках пришкольных участков, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;

- выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви, при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Уроки по физической культуре в школе должны проводиться не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

Для определения общей плотности урока учитывают полезно затраченное время урока, т.е. время, затраченное на выполнение движений, объяснение и показ упражнений, страховку, оценку и т.д. Общую плотность урока определяют отношением полезно затраченное времени к общей продолжительности урока и выражают в процентах. На правильно организованном уроке общая плотность должна приближаться к 100%.

^ Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах.

Величина моторной плотности зависит от типа урока, а также от многих других факторов – от возраста учащихся, количества учащихся в классе, числа мальчиков и девочек, уровня физической подготовленности и т.д.

^ Примерные величины моторной плотности уроков физической культуры

Тип урока Моторная плотность

-Вводный урок 10%- 40%

-Урок ознакомления с новым материалом 20% - 40%

-Урок разучивания нового материала 30% - 50%

-Урок закрепления и совершенствования нового материала 50% - 80%

-Контрольный урок 40% - 50%

-Комбинированный урок 40% - 60%

-Сюжетные уроки (сказка, путешествие и др.),

-урок-соревнование 30% - 60%

-Урок – круговая тренировка 50% - 80%.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По динамике ее изменения на протяжении урока физкультуры и в восстановительном периоде оценивают правильность построения урока, соответствие нагрузки функциональным возможностям организма школьника. Частоту пульса определяют за 10-секундные отрезки времени – до урока, после подготовительной части, на высоте основной, после основной, после заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. Полученные данные используют для построения кривой физиологической нагрузки.

Нормальная физиологическая кривая представляет собой восходящую линию, которая может подниматься в основной части урока на 80-100% (основная медицинская группа) по отношению к исходному уровню, с несколькими зубцами, соответствующими выполнению наиболее интенсивных упражнений. В заключительной части урока должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению кривой. Разница исходных и конечных показателей не должна превышать 20%. Незначительный подъем кривой свидетельствует о малой нагрузке на уроке, не обеспечивающей тренирующего эффекта.

При правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса у детей после подготовительной части должна увеличиться на 50-60% от исходного, в основной части – на 70-90%, после заключительной части – на 10-15% и восстанавливаться через 3-5 минут после окончания урока.

Правильное чередование различных по трудности и интенсивности упражнений способствует значительным колебаниям пульса и оказывает посильный тренирующий эффект, который выявляется по среднему за урок пульсу (сумма частоты пульса за урок, деленная на количество измерений). Средний пульс учащихся 7-14 лет равен 140-160 ударов в минуту.

^ Врачебно-педагогический контроль урока физкультуры включает оценку реализации учителем здравоведческих разделов учебных программ. Последние содержат ряд базовых тем знаний и умений, которые осваиваются в предмете «Физическая культура» с 1-го по 11-й класс.

Каждая из тем преподается с учетом особенностей и уровня подготовленности в предыдущем классе. Например, тема «Значение физкультуры для здоровья и жизни человека». К окончанию 1-го класса ученик должен знать, как сделать сильными мышцы, как научиться правильно дышать, уметь напрягать и расслаблять мышцы, задерживать дыхание не менее 20 с.

К окончанию 2-го класса – знать пользу утренней гимнастики и подвижных игр, уметь правильно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, физкультминутки в школе и дома.

В 3-м классе – знать, почему работа мышц улучшает здоровье, как физкультурные навыки могут спасти жизнь, уметь выполнять точные и быстрые упражнения, плавать.

К окончанию 4-го класса – знать, почему физические упражнения доставляют радость (удовольствие) человеку, уметь использовать двигательный отдых в школе и дома.

Кроме того, в каждом разделе учебной программы по физкультуре дается специфика сохранения здоровья, например, специфика одежды, ухода за кожей при занятиях плаванием, лыжной подготовкой, легкой атлетикой.

Изучение здравоведческих вопросов на уроках физкультуры интегрируется с их преподаванием в других учебных предметах (человек и мир, география, биология, физика, химика и др.). Важно не копировать, а совершенствовать знания и умения учащихся с позиций разных учебных предметов.

Для подведения итогов усвоения здравоведческих разделов используются экспресс-тесты в ходе уроков и в конце каждой учебной четверти.

По такому же типу проводится обучение и осуществляется медико-педагогический контроль в средних и старших классах.

Результаты медико-педагогического контроля записывают по следующей схеме.

Форма физического воспитания (урок, физкультурное занятие, динамическая перемена и т.д.), школа, класс. Число детей по списку, из них присутствуют; место физического воспитания в режиме дня (например, второй урок (9.00-9.45); фактическая длительность; хронометраж с последующим расчетом общей и моторной плотности; оценка физиологических сдвигов на примере двух учащихся; индивидуализация нагрузок (указать, в чем она состояла); гигиенический материал, предусмотренный учебной программой (перечислить); домашнее задание (указать его содержание).

Оценка условий занятия: площадь зала; температура до и после занятия, вентиляция (ее исправность); освещение (световой коэффициент, удельная мощность); оборудование и его санитарное состояние, место хранения; оборудование и чистота раздевалок; режим уборки помещений, его выполнение; спортивная форма и личная гигиена детей; наличие правил внутреннего распорядка и их выполнение.

 Анализ материалов по пунктам 1 и 2.

Предложения по материалам контроля: учителю, администрации. Обобщенные материалы обсуждаются на педсоветах.

4. Профилактика травматизма – еще один аспект работы врача по контролю за физическим воспитанием детей. Из-за упрощенного представления о причинах травм этот контроль часто выполняется не полностью, ограничивается контролем за страховкой и ее правильностью. Вместе с тем 75-90% травм являются следствием неудовлетворительной подготовки мест занятий (неправильное размещение и использование спортивного оборудования, его неисправность), нарушения методических правил ведения урока, его подготовительной части, обучения детей технике приземления, падения (например, при передвижении на лыжах), допуска к занятиям детей, перенесших острые заболевания, без текущего медицинского освидетельствования, а также следствием нарушения правил гигиены (выполнение упражнений натощак, после недосыпания, несоответствие гигиеническим требованиям одежды и обуви).

Комплекс мероприятий по профилактике травматизма выполняется при контроле за любой формой физического воспитания (урок физкультуры и здоровья, динамическая перемена, спортивные соревнования и т.д.). Каждая травма (ушиб, ссадина, растяжение, перелом, сотрясение мозга и т.д.) должна регистрироваться преподавателем (тренером) с дальнейшим разбором ее причин.

5. Врачебно-консультативная работа - это прежде всего определение функциональной готовности детей к сдаче нормативных тестов, участию в соревнованиях, туристских походах.

При решении вопросов о допуске ребенка к занятиям в спортивных кружках, секциях, а также о допуске школьников к сдаче нормативных тестов оценивается функциональная готовность организма. Участие в соревнованиях, в сдаче нормативных требований функционально не готовых детей наносит вред здоровью: вызывает перенапряжение, травмы, болезни и даже детальные исходы. Неудачи надолго отталкивают детей от дальнейших занятий физкультурой.

При определении функциональной готовности организма необходимо учитывать следующие показатели:

1) реакцию сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку субмаксимальной мощности.

2) уровень физического развития и полового созревания. При задержке физического развития, его дисгармоничности, а также задержке полового развития, как правило, отмечают низкую реактивность и низкие показатели ЧСС и АД при функциональной пробе с замедленным восстановителем. Таких детей следует считать функционально не готовыми. Повышенная реактивность сердечно-сосудистой системы при функциональной пробе с большими величинами пульса и артериального давления, наличием бесконечного тона при определении минимального давления часто встречается у рослых школьников, опережающих своих сверстников по уровню физического развития и полового созревания. Такие школьники должны заниматься физкультурой в подготовительной группе без допуска к соревнованиям.

3) состояние предболезни – недомогание, а также неполное восстановление после перенесенных заболеваний. Окончательное решение о готовности (неготовности) школьника к сдаче нормативных тестов и участию в соревнованиях принимают при сопоставлении результатов функциональной пробы, физического развития, половой зрелости и заболеваемости. От сдачи нормативных требований полностью никто не освобождается. Все учащиеся могут и должны сдать теоретический курс: знать правила личной гигиены, влияние физических упражнений на развитие организма и предупреждение заболеваний; продемонстрировать навыки личной гигиены и комплекс утренней гигиенической гимнастики, элементы самоконтроля. Принимает зачеты медицинский работник школы и преподаватель физкультуры. При сниженной функциональной возможности сердечно-сосудистой системы учащиеся могут сдавать нормативы по метанию и прыжкам, так как их выполнение в основном связано с развитием силовых качеств и не требует длительного напряжения сердечно-сосудистой системы.

Недопустимо формальное разрешение или запрещение учащимся сдавать нормы и участвовать в соревнованиях, что является прямым невыполнением функциональных обязанностей медицинских работников.

Санитарный надзор за местом и условиями проведения соревнований (сдачи нормы) осуществляет медицинский работник совместно с местной санитарно-эпидемиологической службой с привлечением административно-хозяйственного персонала школы.

Медико-санитарное обеспечение физкультурных праздников, дней здоровья, внутри- и межшкольных соревнований включает проверку правильности допуска участников к соревнованиям (наличие медицинского заключения) и состояния специального оборудования, инвентаря, одежды и обуви участников (соответствие их гигиеническим требованиям и нормам безопасности), а также общих гигиенических условий и режима проведения соревнований (праздника, дня здоровья). Сценарий праздников, дней здоровья согласовывают с медицинскими работниками школ.

Медицинское обеспечение туристских походов, путешествий и экскурсий предполагает работу в различных направлениях. Участнику похода необходимо не только хорошая физическая подготовленность, но и определенный уровень закаленности, ибо точно предсказать погодные условия (температуру, влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно. Любой, даже однодневный туристский поход требует существенной и длительной подготовки. Важно учесть сложность похода и его длительность.

6. Санитарно-просветительная работа по физическому воспитанию- важная обязанность медицинских работников школы. Ее эффективность в конкретном общеобразовательном учреждении зависит от использования показателей здоровья детей, фактических гигиенических навыков.

Медицинский работник должен проводить воспитательную работу с детьми, воспитателями, учителями, родителями.

^ Работа с детьми осуществляется индивидуально при медицинском освидетельствовании, физкультурных назначениях, а также при подведении итогов знаний и умений детей на физкультурных праздниках, специальных занятиях, беседах. Медицинский работник использует наглядные пособия, приводит положительные примеры знаний и умений сверстников.

Гигиенические знания и умения могут быть получены детьми во время игр, праздников, дней здоровья. Они должны быть построены увлекательно и интересно (игры, стихи, песни, сюрпризы и т. д.). Тематические праздники могут идти под девизами: «Чистота – залог здоровья», «Красивым и стройным может стать каждый», «Физкультура и труд – здоровье дают», «Путешествие в страну Спортландию» и т.д. Обязательная часть праздника – викторины, конкурсы (например, «Викторина «Айболит»», «Конкурс чистюль»). Украсят праздники специальное оформление помещений, соответствующие атрибуты, выступления не только детей, но и взрослых. Медицинские работники принимают непосредственное участие в подготовке таких праздников (помогают в составлении сценариев, контролируют правильность их содержания). С более старшими детьми гигиеническое обучение лучше осуществлять индивидуально при их медицинском освидетельствовании.

^ Санитарно-просветительная работа врача с учителями сводится к оценке правильности и уровня доступности изложения гигиенического материала. Медицинский работник обязан пополнять методический кабинет школы соответствующей литературой и наглядными пособиями, проводить открытые занятия для учителей; оказывать методическую помощь при подготовке к занятиям, урокам на гигиенические темы; участвовать в составлении сценариев физкультурных праздников, дней здоровья.

^ Санитарно-просветительная работа врача с родителями преследует цель обеспечить преемственность физического воспитания в дошкольном учреждении, школе и дома. Активное участие родителей в «малых формах» физического воспитания детей (утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках, турпоходы в выходные дни и каникулярное время) не только поддерживает их интерес к физической культуре, но и сохраняет здоровье членов семьи. Полезны совместные посещения бассейнов, прогулки на лыжах, катание на коньках. Формируя у родителей интерес к физической культуре, медицинский работник консультирует их, как более эффективно (с большей пользой для здоровья) обеспечивать семейный двигательный отдых, какие ошибки при этом могут быть допущены. В работе с родителями следует уходить от устаревших форм, таких, как лекции на общую тему о пользе физкультуры. Нужна конкретная работа с группой родителей, отдельной семьей, Дети и родители очень любят участвовать в спортивных праздниках «папа, мама, я – спортивная семья», «Я и мои сестры» и т.п.

Об эффективности оздоровления детей и подростков средствами физической культуры следует судить по активности детей (участию в различных формах физического воспитания, выполнению двигательного режима), изменению уровня функционирования физиологических систем, сформированности потребности в ежедневной двигательной активности и ее реализации.

^ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ.

Занятия с ослабленными детьми следует проводить отдельно от здоровых школьников. Это позволяет избегать методических и педагогических ошибок, не травмировать психику ребенка, давать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке. Наполняемость специальной медицинской группы должна составлять 8-12 учащихся, независимо от возраста, пола, диагноза заболевания. Наиболее целесообразно комплектовать группы, объединяющие учащихся по классам, например, учащихся 3-5-х, 6-8-х, 9-11-х классов.

Школьникам специальной медицинской группы необходимо с учетом тяжести и характера их заболеваний подразделять на подгруппы «А» и «Б» с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

К подгруппе «А» относятся школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера. Они составляют 84-86% от общего числа учащихся СМГ. Для подгруппы «А» физические нагрузки должны постепенно возрастать по интенсивности и по объему соответственно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется проводить при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и довести интенсивность физических нагрузок до частоты пульса 140-150 ударов в минуту в основной части урока к концу четверти.

К подгруппе «Б» относятся школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения внутренних органов и систем организма, органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др. Таких учащихся – 14-16%.

^ Для подгруппы «Б» двигательные режимы проводятся при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года. По данным физиологов, двигательные режимы при данной частоте пульса способствуют адекватной работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем детского организма. Увеличивается минутный объем крови за счет систолического объема, улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах хорошо формируются жизненно необходимые навыки и умения без предъявления ослабленному организму повышенных требований.

Учебные занятия специальной медицинской группы следует планировать при составлении основного учебного расписания. Занятия необходимо начинать с первых дней учебного года и продолжать на всем его протяжении.

Оптимальным является проведение занятий специальной медицинской группы через день, например, в понедельник, среду и пятницу. Не рекомендуется объединять их и проводить в один день или два дня подряд. В течение учебной недели следует не менее одного урока проводить на открытом воздухе.

Посещение школьниками специальных медицинских групп учебных занятий является обязательным.

Учебный процесс в специальной медицинской группе в течение учебного года должен делиться на два периода: подготовительный и основной. В подготовительном периоде осуществляется постепенная подготовка сердечно-сосудистой, дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки, обучение элементарным навыкам самоконтроля, воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Нагрузка постепенно повышается (упражнения в ходьбе, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.). Рационально дозируя физические нагрузки, можно достигнуть хороших результатов в укреплении здоровья и физическом развитии детей и подростков. Начинать их следует с 15-20-секундных пробежек, чередуя бег с ходьбой и постепенно увеличивая время однократных пробежек до 30-60 секунд. Продолжительность бега не должна превышать одной минуты, темп бега – не выше среднего. Задачей основного периода является повышение тренированности организма детей и подростков, а также повышение показателей физической подготовленности. Продолжительность основного периода с октября до окончания учебного года. При определении длительности основного периода следует индивидуально учитывать адаптационные возможности организма учащихся и состояние здоровья.

Примерная структура урока физической культуры для школьников специальной медицинской группы:

вводная часть (1-2 мин.) включает подсчет пульса, дыхательные упражнения;

- подготовительная часть составляет 5-15 минут урока и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений, которые проводятся в медленном и среднем темпах, охватывая основные группы мышц. Физическая нагрузка повышается постепенно;

- основная часть урока составляет 25-35 минут урока с сокращенной продолжительностью для младшей возрастной группы и отводится для обучения одному из основных видов движений, желательно с включением игр средней интенсивности. Для средней и старшей возрастных групп наряду с подвижными играми могут быть включены также элементы различных спортивных игр по упрощенным правилам, распределение учебного материала основной части урока должно быть таким, чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма на физическую нагрузку имела несколько подъемов и спусков, необходимых для отдыха. На одном уроке проводится обучение только по одному виду движения;

- заключительная часть урока составляет до 5 минут урока и, как правило, включает медленную ходьбу, игры малой подвижности, дыхательные упражнения с целью постепенного снижения физической нагрузки и поддерживания эмоциональной насыщенности урока.

При выполнении физических упражнений не следует задерживать дыхание. Необходимо научить учащихся дышать через нос, глубоко поверхностно, сочетая вдох и выдох с движением, уделяя при этом особое внимание полному вдоху. Важно овладеть грудным, брюшным дыханием. Дыхание через нос способствует выработке правильной регуляции дыхания. Вдох и выдох необходимо совершать, как правило, через нос. Лишь при выполнении специальных дыхательных упражнений с произношением звуков или при плохой проходимости носовых ходов рекомендуется делать выдох через рот.

После относительно трудного физического упражнения обязательно делается пауза, во время которой рекомендуется медленно ходить, стараясь при этом дышать глубоко и ритмично.

Воспитание правильной осанки, как и воспитание рационального дыхания, является одной из основных задач физического воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Необходимо учить школьников самоконтролю по частоте сердечных сокращений. Такой контроль вполне посилен учащимся со 2-го класса и выполняется за 10 секунд по инструкции учителя не менее 2-4 раз на занятии (подсчет, умножение на 6, сообщение результатов учителю). Каждый ребенок специальной медицинской группы должен владеть методикой подсчета пульса и знать свой пульс в покое.

Все учащиеся, временно или постоянно освобожденные от физкультурных занятий, должны по индивидуальным заданиям учителя изучать теоретические вопросы физического воспитания, входящие в требования действующих учебных программ (правила народных и подвижных игр, личной и общественной гигиены, техники безопасности при занятиях в спортивных залах и на открытых площадках и т.д.).

Обязательно ведение учета занятий со школьниками, занимающимися в специальной медицинской группе. Учет ведется в классном журнале одного из классов на страницах, отведенных для стимулирующих занятий, факультативов или курсов по выбору. Записи выполняются в соответствии с правилами ведения классных журналов. Допускается наличие отдельного журнала для специальных медицинских групп.

Успеваемость учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, оценивается в форме «зачтено», если учащийся посещал занятия специальной медицинской группе вне школы, то «зачтено» выставляется после уточнения количества посещенных занятий. Оценка успеваемости определяется отношением учащихся к урокам физического воспитания, пониманием роли физических упражнений в поддержании и сохранении работоспособности, в формировании здоровья. Складывается она из оценки качества выполнения физических упражнений, умения сочетать движения с рациональным дыханием и освоением элементов программного материала, а также посещаемости.

^ Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы

При составлении отчета о состоянии здоровья детей медицинские работники обязаны использовать показатели эффективности (неэффективности) физкультурно-оздоровительной работы данного учреждения.

Оздоровительную эффективность физкультурно-оздоровительной работы медицинские работники учебных заведений должны оценивать по:

показателям заболеваемости (дням временной нетрудоспособности, числу заболеваний на 1 ребенка);

функциональным показателям: а) частота пульса в покое; б) время восстановления частоты сердечных сокращений после функциональной пробы; в) тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку; г) длительность задержки дыхания на вдохе;

самостоятельному использованию школьниками физических упражнений в режиме дня для укрепления здоровья (данный показатель определяется в ходе беседы с учащимися во время врачебного приема);

 перераспределению детей по группам здоровья, медицинским группам по физической культуре (производится при очередном медицинском обследовании). При этом обращается внимание на динамику показателей, которые послужили основанием для зачисления учащегося в подготовительную группу, специальную медицинскую группу, группу ЛФК.

критерии эффективности физкультурно-оздоровительной работы могут быть сведены в форму, заготовленную средним медицинским работником и вклеенную в медицинскую карту учащегося.

для каждого обследованного на основании анализа полученных данных делается запись, в которой характеризуются и оцениваются вышеперечисленные показатели. Если из 8 показателей более половины изменились положительно, делают заключение о наличии оздоровительного эффекта занятий физической культурой. Если положительная динамика выявилась в 3 и менее показателях, оздоровительный эффект недостаточный (требуется выяснение причин недостаточности). При 2-3 и более отрицательных показателях оздоровительного эффекта нет.

Медицинский работник учебного заведения вносит предложения по улучшению физкультурно-оздоровительной работы, которые доводятся до сведения администрации учреждения.

^ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

Дать гигиеническую оценку физкультурного занятия и условий его проведения в старшей группе (5-6 лет) дошкольного учреждения.

Занятие по счету первое. Место проведения – зал для гимнастических занятий. Температура воздуха +22оС, относительная влажность 75%, скорость движения воздуха 0,01 м/сек, световой коэффициент 1:5, освещенность люминесцентными лампами 175 лк. Влажная уборка и проветривание зала перед занятием не проводились. Форма одежды – хлопчатобумажные футболки, колготки, шорты, кроссовки.

Длительность вводной части занятия – 3 минуты, на общеразвивающие упражнения отведено 10 мин, на обучение основным движениям – 9 мин, подвижную игру – 7 мин, заключительная часть – 1 мин. Общая плотность занятия на основании хронометража мальчика составила 75%, моторная – 55%.

Частота пульса у ребенка А до занятия 90 уд/мин, после вводной части и общеразвивающих упражнений – 153 уд/мин, после обучения основному движению – 126 уд/мин, после подвижной игры – 144 уд/мин после занятия – 130 уд/мин. Время восстановления пульса 5 мин.

^ Решение ситуационной задачи.

При гигиенической оценке физкультурного занятий и условий его проведения в старшей группе дошкольного учреждения установлено:

 Нецелесообразно проводить занятие первым по счету, лучше – после занятий по обучению грамоте или счету.

Не соблюдаются санитарно-гигиенические условия проведения занятия: а) не проводилась влажная уборка и проветривание зала; б) температура воздуха повышена и составляет 22оС (19о), снижена скорость движения воздуха 0,01 м/сек (0,2 м/сек), повышена влажность воздуха 75% (60%) в) недостаточной является искусственная освещенность 175 лк (200 лк).

3. Форма одежды не соответствует гигиеническим требованиям – колготки не следует надевать под шорты.

4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности отдельных частей занятий: увеличена длительность общеразвивающих упражнений до 10 мин (6 мин) и подвижной игры до 7 мин (4 мин), занижена длительность обучения основным движениям – 9 мин ( 13 мин) и заключительной части – 1 мин (4 мин).

5. Физиологическая кривая по пульсу ребенка А не правильного типа, так как максимальный подъем пульса наблюдается после общеразвивающих упражнений – на 70% (15-20%), такой пульс должен быть после подвижной игры. После обучения основному движению – на 40% (50-60%), после подвижной игры – на 60%.

6. Снижена общая и моторная плотность занятий – 75% и 55% (80%, 60% соответственно).

Заключение.

Физкультурное занятие в старшей группе дошкольного учреждения не соответствует гигиеническим требованиям.

Предложения:

1. Проводить физкультурное занятие вторым или третьим по счету в режиме дня.

2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям для гимнастических занятий.

3. Соблюдать форму одежды для занятий физкультурой.

4. При организации занятия придерживаться гигиенических рекомендаций по продолжительности отдельных частей занятий.  При проведении занятия учитывать состояние здоровья и физическую подготовленность детей.

^ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2

Дать гигиеническую оценку урока физической культуры и здоровья и условий его проведения в 5-ом классе общеобразовательной школы.

Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два раза в неделю (вторник, среда) последними по счету. Место проведения – спортивный зал, расположенный в цокольном этаже школы. На момент обследования температура воздуха +22оС, относительная влажность – 70%, содержание СО2 - 0,3%. Освещенность зала – боковое левостороннее, КЕО – 1,2%, уровень искусственной освещенности на полу (лампы люминесцентные) – 150 лк.

Все учащиеся одеты в спортивную форму.

Длительность урока составила 40 мин. В структуре урока выделены три части: подготовительная (6 мин), основная (32 мин), заключительная (2 мин). Общая плотность урока на основании хронометража ученика А составляет – 75%, моторная плотность – 55%.

Частота пульса ученика А (отнесен к основной группе по состоянию здоровья) до урока составила 70 уд/мин, после подготовительной части - 90 уд/мин, в основной части – 110 уд/мин, после заключительной части – 80 уд/мин. Время восстановления пульса – 3 мин.

Средняя частота пульса 87 уд/мин.

^ Решение ситуационной задачи.

При гигиенической оценке урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы выявлены следующие недостатки:

1. Уроки физической культуры и здоровья в указанном классе проводятся два дня подряд последними по счету, в то время как рекомендуется проведение их 3 и 4 уроками по счету (не более одного раза в неделю первыми и последними уроками).

2. Не допустимо расположение основных помещений школы (спортивного зала) в цокольном этаже.

3. Нарушены санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока: температура воздуха 22оС и относительная влажность 70% в спортивном зале повышены (соответственно гигиенический норматив +15 - +18оС; 30-60%). Увеличено содержание СО2 до 0,3% (гигиенический норматив – 0,1%).

Значение параметров естественной и искусственной освещенности ниже гигиенических нормативов: КЕО – 1,2%, в то время как коэффициент естественной освещенности при боковом левостороннем освещении в наиболее удаленной от окон точке учебного помещения должен составлять не менее 1,5%; рекомендуемый уровень искусственной освещенности в спортивном зале при освещении люминесцентными лампами –200 лк.

4. Не соблюдаются гигиенические рекомендации по продолжительности урока и его структурных частей. Длительность урока физической культуры и здоровья составляет 40 мин (45 мин), увеличена длительность основной части – 32 мин (30 мин), снижена длительность заключительной части – 2 мин (3-5 мин).

5. Физиологическая кривая по пульсу ученика А (основная группа по состоянию здоровья) правильного типа: постепенное увеличение частоты пульса с максимальным подъемом в основной части и последующим снижением частоты сердечных сокращений в заключительной части урока). Однако, физическая нагрузка на уроке недостаточна, так как при правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса после подготовительной части должна увеличиваться на 50-60% от исходного (у ученика А частота пульса после подготовительной части увеличилась на 28%); в основной части урока частота пульса должна возрастать на 70-90% (у ученика А частота пульса в основной части увеличилась на 57%).

Таким образом незначительный подъем физиологической кривой и средняя частота пульса – 87 уд/мин (140-160 уд/мин) свидетельствуют о недостаточной нагрузке на уроке, не обеспечивающий тренирующего эффекта.

6. Низкие величины общей и моторной плотности – 75% и 55% соответственно (рекомендуемые их величины 80% и 60%) также подтверждают недостаточную физическую нагрузку на уроке.

Заключение. Условия проведения и организации урока физической культуры и здоровья в 5-ом классе общеобразовательной школы не соответствуют гигиеническим требованиям.

Рекомендации:

1. Проводить уроки физической культуры и здоровья 3-им или 4-ым по счету в режиме дня.

2. Соблюдать санитарно-гигиенические требования к условиям проведения урока.

3. Выполнять рекомендации, касающиеся длительности урока и его структурных частей.

4. Учитывая физическую подготовленность и состояние здоровья учащихся, увеличить физическую нагрузку на уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62928. Вторая мировая война: причины, итоги, уроки 97.49 KB
  Пора разобраться с этим вопросом и сказать союзникам простое человеческое спасибо ибо 9 Мая –день окончательной победы над фашизмом –день одинаково важный для фронтовиков –участников Второй мировой войны.
62929. Структура Уголовного кодекса; правила квалифицирования 8 MB
  Задачи: дать детям начальные знания о правовой системе РФ; объяснить актуальность изучения уголовного права; показать взаимосвязь поступков и характеров для развития в детях стремления к сознательному самовоспитанию; предупредить о последствиях противоправного поведения...
62930. Моделирование и стилизация национального костюма народов Поволжья (на примере костюма Казанских татар XIX-начала XX вв.) 15.65 KB
  Цель: изучение самобытных древних традиций становления национального костюма и использование в стилизации и моделировании костюма в создании образа авторской куклы. Развивать познавательное ориентированное отношение к стилистическим элементам национального костюма казанских татар...
62932. Як музика розповідає про зиму? 252.82 KB
  Давайте привітаємось Я до вас а ви до мене. Давайте проспіваємо поспівку Під березу їжачок. Співаю Давайте візьмемо нотку ля розспівуємося А зараз давайте всі разом заспіваємо: Під березу їжачок наносив сінця стіжок.