5478

Общая характеристика стратегического управления

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Общая характеристика стратегического управления Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития менеджмента. Содержание и характеристика стратегического менеджмента. Значение стратегического у...

Русский

2012-12-12

64 KB

17 чел.

Общая характеристика стратегического управления

  1.  Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития  менеджмента.
  2.  Содержание и характеристика стратегического менеджмента.
  3.  Значение стратегического управления в общем менеджменте. Основные этапы развития менеджмента.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что в начале 70-х гг. прошлого века был найден новый путь в управлении – этот путь связан именно со стратегическим менеджментом. Впервые новый тип управления – стратегический – был разработан крупнейшей американской консалтинговой фирмой «Мак Кинзи» и внедрен (начиная с 1972г.) в корпорациях «Дженерал Электрик», «Кока-Кола», «Армко», «ИБМ», и др. уже в начале 80-х гг. стратегическое управление использовали 45% из числа крупнейших американских корпораций. По словам президента корпорации «ИБМ», эта система (т.е. стратегическое управление) ориентирована на рынок завтрашнего дня.

В Америке 70-80-х гг. произошла так называемая «тихая управленческая революция». Корпорации к этому времени обнаружили неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями извне, особенно на фоне возрастающего вызова Японии в управлении фирмами. Выход стали искать не только в повышении квалификации управленческих кадров, но и в поиске новых управленческих идей, «управленческой парадигмы». Суть этой парадигмы состоит в том, что осуществляется отход от управленческого рационализма, традиционного подхода к пониманию управленческой деятельности. При рациональном подходе фирма понималась как закрытая система, ее цели и задачи считались заданными и достаточно стабильными в течение длительного периода времени. Согласно концепциям рационалистов (традиционалистов) основой стратегии предприятия должен быть непрерывный рост производства, углубление специализации. Организационную структуру фирмы следует строить по функциональному принципу, с четким разделением аппарата управления по службам производства, службам маркетинга, технические службы и т.п.

Новая парадигма, составляющая управленческую философию, основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Деловая организация рассматривается, прежде всего, как открытая система. Главные предпосылки успеха фирмы отыскиваются не внутри фирмы, а вовне ее, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается  к своему внешнему окружению:  экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.п. Сумеет  ли фирма вовремя распознать угрозы для ее существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в ее среде, сможет ли извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы управления. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, который  предполагает, что все внутрифирменное построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды.

Надо подчеркнуть, что в современных условиях в рамках новой парадигмы особенно важное значение придается факторам организационной культуры – установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействия и т.п.

Этапы стратегического управления

Следует рассмотреть, что предопределило возникновение стратегического менеджмента. Поскольку это тип управления связан с деятельность фирм, корпораций, то следует рассмотреть, как развивалось предпринимательство, какие этапы в его развитии можно выделить.

Основные этапы в развитии предпринимательства, в соответствии с которыми менялся и менеджмент. Можно рассмотреть на примере США.

Первый этап. История   современного предпринимательства берет свое начало с 20-х гг.19 века, и в течение 100 лет – до 20-30-х гг. 20 века предпринимательство основной своей целью имело наращивание объемом производства. Этот период – эпоха массового производства. В это период основные задачи предпринимательства состояли в разработке и усовершенствовании механизма массового производства для снижения издержек, а значит и получения большей прибыли. Проблем тогда было много, но стратегических сложностей в области долгосрочного развития не существовало. Отрасли были четко разграничены. и большей частью имели хорошие перспективы роста. Соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы. Большинство же удовлетворялись собственными перспективами роста. Было вполне очевидно, что металлургические компании относятся к металлургии, автомобильные – к автомобильной промышленности и т.д. В результате все внимание управляющего сосредотачивалось на эффективной работе производственного механизма. 

Второй этап. Уже начиная с 30-х гг. 20 века компании переключаю внимание с производства на рынок (сбыт) с этого периода начинается эпоха массового сбыта. Первой компанией, обратившей внимание на сбыт, была компания «Дженерал Электрик». Эта компания, в отличие от «Форда» имела семейство различных моделей автомобилей (Форд же пытался заменить одну стандартную модель «Т» на другую стандартную модель «А»).

Для менеджеров же компании «Дженерал Электрик» главные задачи сместились в сторону продвижения товаров на рынок, организации рекламы, других форм воздействия на выбор потребителей. Переход к рыночной ориентации потребовал иного отношения к задачам управления: их нужно было рассматривать не изнутри фирмы, а извне, в открытой перспективе. Также изменилось соотношение влияния различных групп управляющих, и внутрифирменная борьба за власть  стала достаточно частым явлением.

Первыми из отраслей перешли к рыночной ориентации отрасли, выпускающие потребительские товары, а также отрасли со сложными технологиями, изготовляющие промышленные полуфабрикаты.нередко в их деятельности возникал перекос: маркетинг развивался в ущерб эффективности производства. Компенсацией этого перекоса стала комплексная концепция маркетинга, призванная уравновесить требования производства и сбыта.

В отраслях с менее сложными технологиями ориентация на рынок  выразилась в ежегодной смене ассортимента, усовершенствовании продукции, изменении внешнего вида (улучшении упаковки) и т. д. Таким образом, в этот период бизнес не безосновательно мог считать, что он держит свою судьбу в собственных руках.

Третий этап. Следующий этап– постиндустриальная эпоха. С  середины 50-х гг. 20 века началось ускоренное развитие событий в предпринимательстве. Перед фирмами все чаще вставали неожиданные задачи. Эти времена некоторые ученые определили как «эпоху без закономерностей». В 80-е гг. перемены еще продолжаются, причем такими высокими темпами, которые предполагают дальнейшее нарастание неустойчивости. Сейчас пока трудно сказать, что произойдет в следующее десятилетие 21 века.

Эпоха массового производства обеспечила удовлетворение потребностей населения в основных благах и услугах.

Эпоха массового сбыта дала надежду на то, что от комфорта недалеко до благосостояния.

Постиндустриальная эпоха – это эпоха благосостояния.

С ростом доходов, как известно, меняются потребности и потребительские предпочтения. Теперь уже те отрасли, которые удовлетворяли наиболее насущные потребности, снижают темпы роста (конечно, нельзя говорить об их исчезновении). Появляются новые отрасли, обслуживающие богатого потребителя: производство высококачественных товаров, услуги туризма, досуга, информационные услуги и т.п. так  и предложение Технический прогресс коренным образом меняет как  спрос, Наступившее благосостояние уже ставит по вопрос экономический рост как главный двигатель социального прогресса.

Все большее внимание общество уделяет вопросам загрязнения окружающей среды, инфляции, неустойчивости экономической конъюнктуры, монополизации производства, манипуляции поведением потребителей путем неполной информации, навязчивой и наглой рекламы, послепродажного обслуживания и т.п. Другими словами, это та цена, которую платит общество за свободу предпринимательства. Наряду с этими проблемами усугубились проблемы социальной справедливости, бедности, образования, общественного транспорта, жилищного хозяйства. При всем этом от предпринимательства, с одной стороны, требуется ограничения (напр-р, от загрязнения окружающей среды, монополизм), с другой,  ответственность за позитивные шаги.

Таким образом, социальные, политические и др. факторы в деятельности фирмы, которые не влияли на нее в индустриальный период, становятся жизненно важными в постиндустриальную эпоху. Фирмам требуется не только постоянный поиск новых видов коммерческой деятельности, но и постоянная реакция на те или иные сигналы об угрозах, опасных ограничениях для предпринимательства. Чисто предпринимательские заботы накладываются на заботы о конкуренции, отношения между фирмами и государством, изменения в структуре экономики, технологические изменения и т.д.

  2 Содержание и характеристика   стратегического менеджмента

 Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. 20 века  для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

В литературе существует немало определений стратегического управления. Например, Хиггес дает следующее определение: «Стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации и ее окружения».

Для того, чтобы дать развернутое определение СУ, надо сравнить это управление с оперативным (или обычным), которое долгое время использовалось в практике бизнеса. Сравнение проведем по основным (ключевым) характеристикам управления организацией. (Слайд 1)

На основе рассмотренной характеристики СУ можно дать следующее обобщенное определение: (Виханский О.С.)

«Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и производит своевременные изменения в организации, что позволяет ей добиваться конкурентных преимуществ и выживать в долгосрочной перспективе».

Понятие стратегического управления можно определить с помощью пяти основных компонентов (или пяти задач стратегического менеджмента) (миссия, цели; анализ среды; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль  выполнения стратегии ) (Слайд 2)

Приведенные пять компонентов дает также обобщенное понятие стратегического менеджмента. Необходимо более детально исследовать эту базовую модель.

1 Основной вопрос, который задает руководитель компании, топ-менеджер такой примерно: «Как мы видим свою компанию, или где мы находимся сейчас? Что мы собираемся делать? Чего мы хотим достичь в будущем?» Для ответа на эти вопросы менеджер должен ясно представлять деятельность своей фирмы сегодня и в будущем, а также продумать возможные потребности компании через 5-10 лет. То, что компания собирается делать в будущем и чем она хочет стать  в общем является предназначением или миссией формы. Итак, первая характеристика СУ – это миссия

2 Далее – цели организации. Определение конкретных целей организации позволяет перейти от общей формулировки миссии к отдельным планам работы, с помощью которых можно достичь успеха. Цель служит для выработки  направлений деятельности и прогресса компании. Заданная цель заключает в себе ряд желаемых результатов, для чего фирме надо быть более изобретательной, улучшить свои финансовые показатели и деловую репутацию. По словам Митчелла Лейбовица (директора крупной американской фирмы Pep Boys Manny, Moe and Jak) «… если вы хотите добиться хороших результатов, поставьте хорошие цели»

Что касается целей, то они могут быть кратко и долгосрочными и, как правило, если предстоит выбор,  то преимущество должны иметь долгосрочные цели.

Существуют два типа целей: финансовые и стратегические. Финансовые цели – обязательны, т.к. при нехватке средств компании могут остаться без ресурсов, необходимых для роста и процветания. Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке. Финансовые цели предполагают следующее: объем прибыли (ее увеличение), отдача от инвестиций, приток наличности,  размеры займов и дивидендов и пр. Стратегические цели направлены на: конкурентоспособность фирмы, а именно, увеличение доли рынка, улучшение качества продукции, обеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли, улучшение репутации фирмы и т.п. Проникновение на зарубежные рынки, использование передовых технологий и развитие различных возможностей роста -  это также стратегические цели.

3 Следующий компонент СУ – создание стратегии (выбор стратегии). Если цели фирмы – это результаты, то Стратегия – это  достижение результатов. Стратегия фирмы состоит из действий и подходов управленческого персонала к достижению заданных показателей деятельности. Чтобы определить стратегию, надо изучить внутреннее  состояние фирмы и внешние факторы.  Менеджер может определить стратегию своей фирмы, только  четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая особенности рынка.  

Стратегия компании, как правило, состоит из: 1) продуманных целенаправленных действий; и 2) реакции на непредвиденное развитие событий и на усилившуюся конкурентную борьбу. (Слайд 3 стр.20 Томпсон).

Как показано на слайде 3, менеджер компании не может все  предусмотреть, заранее спаланировать все действия.  Обстановка всегда меняется и остается определенная степень неуверенности в будущем. Невозможно заранее предусмотреть все стратегические действия, не внося изменений. Поэтому стратегии компании состоит из запланированных действий (намеченная стратегия) и необходимых поправок в случае непредвиденных обстоятельств (незапланированные стратегические решения). Таким образом, стратегию лучше всего рассматривать как комбинацию из запланированных действий и быстрых решений, и новых действий в конкурентной борьбе.

Для разработки стратегии необходимо иметь талант предпринимателя и стратегический тип мышления. Создание стратегии – это в первую очередь предпринимательская деятельность,  которой присущи риск и азарт. Хороший разработчик стратегии больше ориентирован на изменения внешней среды, чем на изучение внутренних проблем фирмы. Если менеджеры компании не наделены указанными способностями, то фирма может столкнуться с двумя проблемами:

Первая – это устаревшая стратегия; т.е. стратегии, которые все дальше уводят от рыночных реалий, приведут компанию к краху.

Вторая – образ мышления, направленный внутрь компании (мышление улитки). Менеджеры, не обладающие предпринимательскими навыками. Не любят рисковать, колеблются, переходя на новый стратегический курс. Они, как правило, удовлетворены текущей стратегией, не желают что-либо менять. Соответственно стратегические действия менеджеров ориентированы на внутренние проблемы, носят характер отчетов, сроков, кадровых изменений и т.п.

Барометром предпринимательских навыков менеджера является его реакция на то, как он воспринимает инновации других компаний, насколько его действия направлены на улучшение деятельности компании. Менеджеры, наделенные талантом предпринимательства, являются первопроходцами, быстро воспринимают все новшества. При разработке стратегии всем менеджерам, а не только высшего звена, необходимо вносить элемент предпринимательства при разработке стратегии.

Можно привести пример предпринимательского таланта менеджера. Например. Для того, чтобы сократить время на ответы по телефону на 25%, менеджер вкладывает 15000 долл. С целью обеспечить все грузовики компании по оказанию услуг мобильными телефонами. Еще пример: менеджер по продажам использует стратегическое предпринимательство, когда снижает цену товара на 5%, осуществляя специальную сбытовую политику, направленную на устранение конкурентов. Наконец, предпринимательский талант проявляется тогда, когда менеджер по низкой цене покупает часть оборудования в Южной Корее, вместо того, чтоб с большими издержками производить его в своей стране.

Стратегия компании динамична и обновляется по мере развития компании. Объекты изменений всегда появляются тогда. Когда менеджер видит пути улучшения стратегии или необходимость привести в соответствие существующую стратегию  новым рыночным условиям.

Необходимо рассмотреть, из чего состоит стратегия компании. В общем виде она состоит из множества ответов на вопросы «как?» Как развито дело? Как удовлетворить своих клиентов? Как достичь стратегических целей? и т.п. Вопрос «как?» в стратегии важен и специфичен для различных компаний. В мире бизнеса у компаний имеется свобода в выборе стратегии. Некоторые компании выбирают стратегию лидерства по издержкам, другие – ориентация на определенного клиента, третьи -  на обслуживание своего сегмента рынка.

На слайде 4 показаны действия и подходы, отражающие общую стратегию компании (Слайд 4)стр. 29

Так как многие  действия видны со стороны, большая часть стратегии компании может быть определена на основе определенных действий. Но часть стратегии скрыта – и это те шаги. Которые менеджеры только рассматривают. Они часто не оглашают определенные элементы своей стратегии до нужного момента.

4  Следующий компонент стратегии реализация стратегии.  Задача реализации стратегии состоит в понимании того, что надо сделать, чтобы стратегия работала и соблюдались сроки ее исполнения. Работа по реализации  стратегии относится к сфере административных задач. Осуществление стратегии – это комплекс  действий, способствующих повышению деловой активности в организационной, финансовой сферах, в области разработки политики фирмы, создании корпоративной культуры, мотивации персонала и пр.  В зависимости от объема внутренних изменений, для полного выполнения стратегии необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет.

5  Оценка деятельности и контроль за выполнением стратегии. Все четыре предыдущие задачи пересматриваются  не один раз. Постоянное возникновение новых обстоятельств вынуждает вносить коррективы. Предназначение фирмы (миссия), цели, стратегия или подход к осуществлению не должны быть окончательными. Оценка работы, анализ изменений, корректировка стратегии – естественные и необходимые составляющие процесса стратегического управления.

Таким образом, процесс стратегического управления включает решение  следующих задач: определение миссии организации; определение целей; определение (выбор) стратегии; реализацию стратегии; анализ результатов и контроль выполнения стратегии.

Обобщенно структуру стратегического управления как совокупность взаимосвязанных процессов можно представить на слайде 5  (Вих-й, с.39)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70299. Введение в экономическую теорию. Функции и методы экономической теории 1.11 MB
  Альфред маршал ввел понятие спрос и предложение исследовал факторы воздействующие на них разработал концепцию эластичности спроса и предложения. Сформулировал законы спроса и предложения доказал что рыночная цена есть результат взаимодействия спроса и предложения.
70300. Операции с символами, строками, фрагментами 33.5 KB
  Клавиша Пробел вставляет символ «пробел» между другими символами, на место пробела можно затем вписать другой символ, т.е. эта клавиша как бы производит раздвижку символов. В случае если в слове пропущена буква, ее можно вставить вместо пробела после «раздвижки».
70301. Расчет разноплечной траверсы, искусственное освещение, требования к устройству складов для длительного хранения сосудов со сжиженными газами. Разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности при строительстве и эксплуатации производственного объек 199.5 KB
  Выбор площадки для строительства складов следует производить с учетом соблюдения противопожарных и санитарных разрывов до окружающих склад зданий и сооружений а также оценки экологических и социальных последствий осуществления проекта.
70302. Краса врятує світ…? 33 KB
  У наше століття люди не звертають увагу на природню красу вони забули що таке життя радість дощу або першому снігу. В світі високих технологій люди замоталися закрутилися забули що таке жити. Люди більше не мислять тому що часу для цього немає: їм важливі картинки зубна паста...
70303. Количественная фотометрия неоднородных биологических объектов 2.28 MB
  В сравнении с объектами хромофорные соединения в которых распределены равномерно неоднородные объекты поглощают свет слабее а спектры их поглощения сглажены. Замечания о коэффициенте и спектре поглощения нерассеивающих неоднородных сред.