54791

Особенности рынков ресурсов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Факторы производства — экономические ресурсы, участвую­щие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ре­сурсами понимают людские ресурсы (труд и предприниматель­ская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал)

Русский

2014-04-02

18.98 KB

7 чел.

Особенности рынков ресурсов.

Факторы производства — экономические ресурсы, участвую­щие в производстве товаров и услуг. Под экономическими ре­сурсами понимают людские ресурсы (труд и предприниматель­ская способность) и материальные ресурсы (земля и капитал). Рынок экономических ресурсов — рынок, на котором происходит купля-продажа факторов производства. Иными словами, рынок факторов производства — сфера товарного обращения рабочей силы, природных ресурсов и капитала. Потребителями ресурсов являются производящие разнообразные блага предприятия и ор­ганизации, которые приобретают их у собственников ресурсов. Собственниками экономических ресурсов, продавцами, в боль­шинстве случаев являются домохозяйства. Для каждого типа и качества производственных ресурсов формируются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресур­сов. На этих рынках в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены экономических ресурсов.

Необходимость изучения рынков экономических ресурсов обусловлена рядом причин.

  1.  Во-первых, именно на этих рынках формируется денежный доход домохозяйстве. Домохозяйства, являющиеся собственниками экономических ресурсов, выступают в качестве их продавцов на рынках факторов производства. Цены, складывающиеся на рынках факторов производства, оп­ределяют доход домохозяйств. От его величины зависит уровень жизни населения.
  2.  Во-вторых, цены ресурсов определяют распре­деление доходов в обществе. Необоснованно завышенные цены на одни ресурсы и заниженные на другие ресурсы способствуют усилению неравенства по доходам в обществе. Проблемы распределения доходов от факторов производства всегда находятся в центре внимания общественности.
  3.  В-третьих, цены, складывающиеся на рынках экономических ресурсов, определяют величину издержек производства фирмы. Если для домохозяйств цены факторов производства являются доходами, то для фирм — расходами, издержками. Фирма, максимизирующая свою прибыль, будет стремиться снизить издержки. Для производства продукции будет использовано наиболее эффективное сочетание наименее дорогостоящих ресурсов. От цен экономических ресурсов зависит, какие факторы производства и в каком количестве будут использованы в производственном процессе.
  4.  В-четвертых, механизм формирования цен на экономические ресурсы обуславливает рациональность их распределения по сферам деятельности. Цены на ресурсы способствуют эффективному их распределению среди различных отраслей и фирм. Ресурсы распределяются среди фирм и отраслей на основе способности последних платить. Готовность платить за экономические ресурсы определяется их прибыльностью (или убыточностью). Прибыльно работает только та фирма или отрасль, продукция которой пользуется спросом. Следовательно, экономические ресурсы распределяются эффективно, если они направлены на производство продукции, требующейся обществу сегодня.

На рынках факторов производства также действуют законы спроса и предложения. Однако специфика самих объектов купли-продажи обуславливает и некоторые особенности, как спроса и предложения экономических ресурсов, так и формирования их равновесной цены.

  1.  Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Иными словами, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно их приобретение как в полную собствен­ность, так и только услуг названных факторов.
  2.  Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т. е. определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помо­щью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска.
  3.  В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ.
  4.  В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе различные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурируют. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно сказать, сколько продукта было произведено каким-либо из производственных ресурсов отдельно от других.
  5.  В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Однако ресурсы редки, и степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов производства на рынке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56556. Сценарій позакласного заходу «Лицарський турнір» 122.5 KB
  Король Хлодвіг А зараз ми проведемо спортивний конкурс аби ви хоч трішки розім’ялись та показали хто спритніший в гонці на конях. Конкурс Найкращий гонец Учасники загону повинні за командою Герольда по одному пробігти на конях дистанцію на швидкість.
56557. Турнір знавців Франції 31.5 KB
  Мета заходу: практична: навчити учнів використовувати знання, отримані при вивченні теми; розвивати мовлєневі навички; освітня: узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Франція»; розвивальна: розвивати пам’ять, логічне мислення, увагу...
56558. Турнір допитливих та кмітливих 50 KB
  Мета: закріпити знання з вивчених предметів; розвивати у дітей мовлення, пам'ять, кмітливість і старанність, уміння розгадувати ребуси, загадки; виховувати почуття відповідальності за команду.
56559. Государственная служба какмеханизм государственного управления 131.5 KB
  Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему. Особое место в этой системе занимает государство
56560. Турнир знатоков информатики 120 KB
  Цели: Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности; Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме...
56561. Турнір «Лицарі ввічливості» 243.5 KB
  Привітання І команди: Посміхнися стане день ясніш І веселка тобі також посміхнеться А від цього буде веселіш Ще не раз до тебе посмішка вернеться. Привітання II команди: Як без сонця жодна не росте рослина Так без слова доброго не живе людина. Конкурс Розминка Запитання для І команди.
56562. Педагогічний турнір «Гра — господиня освітнього процесу» 102 KB
  Гра виконує в суспільстві певні функції: передачі накопиченого суспільно-історичного досвіду; відтворення суспільних відносин людей; здійснення всебічного гармонійного розвитку; відображення оточуючого світу; ріднить з мистецтвом; виявляє самодіяльність людей...
56564. Велика літера у кличках тварин. Складання опису тварин 40 KB
  Мета. Поглибити й розширити знання учнів про вживання великої літери на письмі; вчити писати клички тварин з великої літери; розрізняти назви тварин та їх клички; розвивати мовні вміння...