54794

Памяти павших…

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вот почему сегодня мы, выпускники 2001 года, стоящие на пороге новой жизни, хотим мысленно перенестись на 60 лет назад, в последние предвоенные дни и вместе с выпускниками 41 года пережить и полёт мечты, и жажду счастья, и крушение надежд, и горечь потерь...

Русский

2014-03-18

118 KB

0 чел.

«Памяти павших…»

Литературно-музыкальная

театрализованная постановка,

посвящённая Дню Победы

                               

Автор Бабашева Т.В.


I
. Тема несбывшихся надежд.

1. Звучит мелодия вальса (на её фоне происходят дальнейшие действия). Открывается занавес. На заднике авансцены плакат «Привет выпускникам 1941 года». На сцену выходят ведущие – выпускники нынешнего года.

1 ведущий.

Без памяти о прошлом не может быть будущего. Без знания священных страниц истории невозможно движение вперёд.

2 ведущий.

Вот почему сегодня мы, выпускники 2001 года, стоящие на пороге новой жизни, хотим мысленно перенестись на 60 лет назад, в последние предвоенные дни и вместе с выпускниками 41 года пережить и полёт мечты, и жажду счастья, и крушение надежд, и горечь потерь…

Звуки вальса становятся громче. На сцене танцуют пары. Одна подходит к микрофону.

Она:

- Вот мы и стали взрослыми. Позади – прекрасная пора детства, впереди – большая жизнь, сложная, интересная. Я хочу стать актрисой, играть в театре и своей игрой дарить людям радость.

Он:

- А я стану геологом, буду ходить в экспедиции в самые далёкие и неизведанные точки нашей страны, открывать новые месторождения.

Продолжают танцевать. К микрофону подходит другая пара.

Она:

- Жаль расставаться со школой, ведь именно она нас сдружила, здесь родилась наша любовь…

Он:

- Нас ничто не сможет разлучить. Мы теперь будем вместе, всегда!

Берутся за руки и отходят, глядя в глаза друг другу.

Третья пара.

Она:

- Помнишь, как ты любил дёргать меня за косички?

Он:

- А помнишь, как ты боялась идти домой одна после школьного вечера и я тебя провожал?..

- И поцеловал украдкой?..

- И получил пощёчину?..

- Да, воспоминаний нам теперь на всю жизнь хватит!

- На всю жизнь!

Берутся за руки, отходят, танцуют вместе с другими парами. Вдруг звуки вальса резко обрываются, пары застывают на месте. Звучат вступительные аккорды и первая строка песни «Священная война». После этого юноши медленно отходят от девушек, строятся друг за другом (девушки в это время поют 1 куплет песни «До свидания, мальчики!»), надевают пилотки, берут винтовки и строем уходят. Занавес закрывается.

Перед сценой выстраиваются «историки». Звучит историческая справка о начале войны.

2. Занавес открывается. На сцене хореографическая композиция «Трубач», изображающая борьбу чёрных сил – сил зла – и красных – сил правды. Занавес закрывается.

II. Тема долга и любви к Родине.

1. Перед сценой ведущий и «историк».

Ведущий:

А было под Волховом синим

В крови поднимался рассвет.

Завязшие танки в трясине

И черные ленты ракет.

Болота, болота, болота,

За каждую точку бои,

И молча в отчаянных ротах

Друзья умирают мои,

Ползут по кровавому следу,

По черному снегу полки,

Лишь веруя сердцем в победу,

Рассудку уже вопреки.

Историк:                 (О подпольном движении в Донбассе)

2. Открывается занавес. На сцене – стол, вокруг него – пятеро молодогвардейцев, звучит клятва из романа «Молодая гвардия».

(Стихи, историческая справка и инсценировка звучат под мелодии песен военных лет).

- Я, Олег Кошевой, вступая в ряды членов «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь мстить беспощадно за сожжённые, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть героев-шахтёров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!

- Я, Ульяна Громова, вступая в ряды членов молодой гвардии, перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

- Я, Иван Туркенич, вступая в ряды членов «Молодой гвардии»,  перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь…

- Я, Иван Земнухов, торжественно клянусь…

- Я, Сергей Тюленин, торжественно клянусь…

- Я, Любовь Шевцова, торжественно клянусь…

(Занавес закрывается.)

III. Тема цены победы.

1. Перед сценой ведущий и «историк».

Ведущий:

Всё дальше и дальше уходят от нас грозные военные годы. И чем тише отзвуки былой войны, тем меньше задумывается новое поколение о той страшной цене, которую пришлось заплатить когда-то за светлый День Победы.

Историк:                  (О цене победы)

Звучит песня «На безымянной высоте». После 1 куплета её звуки становятся тише. На сцену выходят два чтеца.

Чтец 1:

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопкам пристреляться.

Он может умереть на высоте,

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была в тот день взята,

И знаю уцелевшие солдаты –

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

  •  А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.

Чтец 2:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

2. Инсценировка фрагментов повести Б.Алексеева «А зори здесь тихие…»

Открывается занавес. Звучит тихая лирическая музыка. На сцене – деревья, кусты, мемориальная плита. Выходит старшина Васков:

- Тишина в этих краях – могильная, до звона в ушах. А зори здесь – тихие. И чистые-чистые, как слёзы… Сердце моё болит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил. А за что? За десяток фрицев? Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль уберечь не смогли? Что ж это вы со смертью их оженили?.. Не забыть мне вас, девчонки. (На сцену выходит девушка в военной форме) Соня Гурвич!

Соня:

- В школе я была отличницей, стихи читала, бегала в театр. Маленькой донашивала платья старших сестёр, а когда выросла – надела форму и сапоги, на два номера больше.

Васков:

- А потом недалеко от западной границы прозвучал её последний вскрик, как вздох, от удара немецким ножом. Главное, ребятишек могла нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки – маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом. (Соня отходит в сторону.) Галя Четвертак!

Галя:

- Я выросла в детском доме. Любила сочинять сказки о привидениях, наводя ужас на малышей, придумывала факты к собственной биографии, рассказывала вымышленные истории о своих несуществующих родителях. Жизнь в выдуманном мире прервала война. Реальный мир оказался суровым и жестоким.

Васков:

- Она погибла, как только впервые увидела смерть – смерть Сони. Была убита, не дойдя до немцев, ни разу не выстрелив по врагу. Остальное решил случай. (Галя становится рядом с Соней.) Лиза Бричкина!

Лиза:

- Помню мои первые затаённые девичьи мечты. Как хотелось, чтобы в полную мощь забилось сердце, чтобы пообещалось что-то туманное, жаркое, чтобы говорили ласковые слова, гладили по голове, утешали и, может быть, даже поцеловали…

Васков:

- Спеша по болотной траве за подмогой, Лиза оступилась и медленно уходила в трясину, задыхаясь в болотном месиве. Она долго видела это синее прекрасное небо, тянулась к нему и верила… И даже в последний раз увидев свет заходящего солнца, как обещание завтрашнего дня, верила, что это завтра наступит и для неё. (Лиза отходит.) Рита Осянина!

Рита:

- Я первой из класса вышла замуж! И не за кого-нибудь, а за красного командира, да ещё пограничника! И более счастливой девушки на свете просто не могло быть! Но старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Начальство уважило мою просьбу и направило на тот же участок, где стояла застава мужа.

Васков:

- Рита знала, что рана её смертельна и умирать она будет долго и трудно. Но она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что всё время думала о трёхлетнем сынишке, который оставался сиротой на руках у её больной матери. И Рита гадала сейчас, как переживёт он войну и как потом сложится его жизнь. (Рита отходит.) Женя Комелькова!

Женя:

- Я никогда ничего не боялась! Скакала на лошадях, стреляла в тире, охотилась с отцом на диких кабанов, ездила по военному городку на его мотоцикле. А ещё танцевала на вечерах цыганочку, пела под гитару и крутила романы с затянутыми в рюмочку лейтенантами.

Васков:

- Она верила в себя. И потом, уводя немцев от раненой Осяниной, ни на мгновенье не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в 19 лет. Немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо. (Женя отходит.Небольшая пауза: Васков стоит, обхватив голову руками.)

- Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего! Всего пятеро! А не прошли вы! Никуда не прошли! (Пауза. Звучит музыка. Васков становится на одно колено и кладёт цветы к мемориальной плите.) Вот почему здесь снова тишина – могильная, до звона в ушах. И зори – тихие и чистые-чистые, как слёзы… (Занавес закрывается.)

2. Видеозапись. Звучит «Песня десятого десантного» из к-ф «Белорусский вокзал». На экране – видеоролик с документальной военной хроникой.

3. Рассказ о «Книге скорби».

Перед сценой – ведущие.

Ведущий 1:

- У меня в руках Книга скорби. На траурном чёрном переплёте золотыми буквами высечено это слово – скорбь. Я перелистываю страницы, вчитываюсь в скупые документальные факты, за которыми встают судьбы тех, кто был расстрелян, заживо сожжён, брошен в шурф шахты в нашем Донбассе. Краткие строки, но они потрясают своей трагичностью.

Ведущий 2:

- Проезжая в центр города по Мариупольской трассе, мы видим по правую сторону, возле ДК им. Ленина, высокий холм, а на нём три стелы, увенчанные лавровым венком, у подножия которых горит Вечный огонь. Это памятник «Жертвам фашизма», поставленный на месте братской могилы пленников концентрационного лагеря. Это память о человеческих страданиях, ужасах войны, которые невозможно забыть. Не забыть пережитого и увиденного очевидцам и участникам тех далёких событий. Сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны … Александр Михайлович Соловьёв, я предоставляю ему слово.

                                                (Ветеран произносит речь.)

Ведущий 1:

- Почтим память павших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

IV. Тема любви и верности.

Ведущий 2:

                Положи мне на плечи руки

                И в глаза прямее взгляни.

                Если б знала ты, сколько муки

                Сердце приняло в эти дни!

Инсценировка песни «В землянке». Хор под фортепиано поёт 1 куплет песни.

На сцене – землянка: радист сидит у радиопередатчика, один боец перебирает струны на гитаре, другой – греет руки у печки-буржуйки, медсестра перевязывает голову раненому. Входит почтальон, раздаёт письма, бойцы читают. Далее звучит мелодия песни без слов.

1 боец:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и масть

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

2 боец:

- Друзья, давайте споём!

Звучат аккорды песни «Тёмная ночь», бойцы начинают петь, зал подпевает. На последних аккордах занавес закрывается.

V. Тема памяти.

1. Звучит мелодия песни «Бери шинель».

Ведущий 1:

Еще штыками обернутся песни,

Еще придут и отшумят бои,

Придет домой седеющий ровесник,

Придут не все ровесники мои.

Оставшимся – счастливо оставаться.

Но с этим миром в утреннем дыму

Договорились мы не расставаться

И мы вернемся бронзою к нему.

Ведущий 2:

ХХІ век. Что он нам принесёт? Хочется верить, что мы сможем учиться и работать, что будут рождаться дети и радоваться каждому новому дню, что весной всё также будет расцветать черёмуха и пьянить своим ароматом. И чтобы мечты эти осуществились, мы должны помнить о той страшной войне, которая выпала веку ХХ.

Историк:   

                     (О памятниках нашего района, города.)

2. Инсценировка «Памятник».

Звучит мелодия песни «Алёша», открывается занавес. На сцене – памятник: боец со знаменем в руках; раненый, поддерживаемый медсестрой; матрос с гранатой в руке, занесённой над головой.

Ведущие становятся перед сценой.

Ведущий 1:

                      Давно смолкли залпы орудий…(8 строк)

Ведущий 2:                   (оставшиеся 8 строк)

На сцену выбегает девочка со скакалкой, начинает прыгать, за ней выбегает мальчик, дёргает её за косичку. Выходит женщина в чёрной одежде с цветами в руках, дети перестают играть, смотрят на женщину, застыв на месте. Затем медленно подходят к памятнику. Женщина вытирает платком глаза, наклоняется и кладёт цветы. Становятся по разные стороны памятника.

Мелодия песни «Алёша» сменяется песней «День Победы». Под вступительные аккорды на сцену выходят участники литературно-музыкальной части композиции и становятся по обеим сторонам памятника, перед сценой, рядом с ведущими, выстраиваются участники исторической части. Все вместе поют песню. Зал поёт стоя. (Занавес закрывается.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20079. Выявление первичных погрешностей. Методика акад. Н.Г. Бруевича 101.5 KB
  Бруевича Под первичной погрешностью понимают любое отклонение параметров цепи от расчетных приводящих к искажению градуировочных характеристик. Первичная погрешность механизма это отклонение в расстоянии м у кинематическими отклонениями звена это отклонение размеров их формы и расположения. Все первичные погрешности разделяют на 2 категории: скалярные перв.
20080. Выявление первичных погрешностей. Методика проф. Н.А.Калашникова 44.5 KB
  Первичные погрешности делятся на : скалярные направление их действия заранее известно а значение их или модуль заранее предсказать нельзя но оно может быть принято в пределах поля допуска . значение их или модуль любое в пределах поля допуска и направление любое в пределах зоны действия. Они характеризуются неопределенным непредсказуемым направлением действия. Для нахождения значения и характера изменения действующей погрешности необходимо учитывать что воздействие между профилями поверхностей элементов кинематических пар происходит...
20081. Конструирование при циклическом нагружении. Факторы, повышающие и снижающие предел выносливости 101.5 KB
  Уменьшение концентрации напряжений. Если устранить концентраторы напряжений полностью невозможно то следует заменять сильные концентраторы умеренно действующими. Концентраторы следует удалять из наиболее напряженных участков детали и переносить если это допускает конструкция в зоны наименьших напряжений. С целью уменьшения номинальных напряжений целесообразно увеличивать сечения детали на участках расположения концентраторов.
20082. Условия обеспечения качественной и производительной сборки. Исключение неправильной сборки 92 KB
  Исключение неправильной сборки. Для обеспечение правильной и быстрой сборки и разборки конструкций при проектировании нужно учитывать следующие условия: использовать где это возможно взаимозаменяемые детали и узлы; исключать подгоночные работы и и работы по обеспечению взаимного расположения деталей непосредственно при сборке; предусматривать удобный подход инструмента и оснастки используемой при сборке; использовать в конструкциях агрегатный способ сборки т. Так же увеличивается скорость сборки так как сборку узлов и агрегатов можно...
20083. Осевая и радиальная сборка. Особенности, достоинства и недостатки этих схем 420.5 KB
  В конструкциях с продольными и поперечными осями симметрии часто применяют схемы с осевой и радиальной сборки. При осевой сборке все детали устанавливают в осевом направлении при радиальной – в радиальном поперечном. При осевой сборке конструкция корпуса как правило простая удобно производить механическую обработку не сложно уплотнять внутренние полости при герметизации. НЕДОСТАТКИ: конструкция корпуса сложная следовательно механическая обработка более сложная чем в осевой сборке.
20084. Компоновка приборов. Моноблочные и др. конструкции. Схемы компоновки 138 KB
  конструкции. Если в конструкции прибора применен подход на основе функционального разделения на части то в этом случае говорят о блочно модульных конструкциях. Моноблочные конструкции монтируются в едином корпусе и применяют в следих случаях: когда изделие выполняет мало частных функций и разбиение на узлы не целесообразно; для миниатюрных конструкций медицинские зонды; для приборов которые изготавливаются в малом количестве либо имеет небольшой срок службы шариковая ручка. Блочно модульные конструкции – это конструкции которые...
20085. Разработка компактных конструкций. «Разнесение» конструкции в радиальном направлении и др. приемы конструирования. Проблемы миниатюризации 125.5 KB
  Разнесение конструкции в радиальном направлении и др.существенное уменьшение осевых размеров конструкции м.достигнуто за счет разнесения конструкции в радиальном направлении Основная идея не встраивать все элементы последовательно друг за другом а встраивать один элемент в другой Конструкция дифференциального винтовой передачи 4. незначительно увеличиваем диаметр и уменьшаем длину 5уменьшение размеров может быть достигнуто за стчет пустот имеющихся в конструкции или создания канавки Н2Н1 Проблема миниатюризации.
20086. Рабочая конструкторская документация. Основные этапы работ на данной стадии 22.5 KB
  При разработке рабочей документации возможны два варианта: Рабочая документация разрабатывается на единичное изделие или небольшую партию. документация разрабатывается без присвоения литеры все недостатки и ошибки устраняют в процессе сборки в чертеже вносят изменения. Документация разрабатывается для серийного или массового производства: 2.
20087. КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ РАЗДЕЛЕНИЯ И СОВМЕЩЕНИЯ ФУНКЦИЙ; ОСОБЕННОСТИ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ 229 KB
  Если конструкция отдельного узла обеспечивает выполнение нескольких функций то в узле осуществлен принцип объединения. уменьшение объема сборочных и регулировочных работ опоры на центрах со смещенным центром – регулировка в двух направлениях Решение на основе совмещения функций имеет отрицательные качества:1 не удается обеспечить оптимальное выполнение отдельных фий особенно это важно в отношении точности и надежности 2.появляется опасность взаимного отрицательного влияния отдельных частных функций друг на друга.