54799

Памятка по подготовке к пробным урокам русского языка и их проведению (материалы для студентов)

Другое

Педагогика и дидактика

Уточнить как учитель обычно выстраивает работу по развитию речи и мышления типы заданий упражнения; выяснить проводится ли в данном классе дифференцированная работа с учащимися; выяснить наличие наглядного дидактического материала по данной теме познакомиться с ним.

Русский

2014-03-18

79.5 KB

0 чел.

Памятка по подготовке к пробным урокам русского языка и их проведению (материалы для студентов)

Задача памятки заключается в том, чтобы на первых этапах практики помочь студентам  эффективно подготовиться к уроку и успешно его провести. Поэтому в памятке обращается внимание в основном на те моменты, которые нередко упускаются студентами из вида.

  1.  На первой консультации у учителя не забудьте:
  •  выяснить уровень ЗУН учащихся по данной теме;
  •  определить примерный объем работы, которую обычно выполняют учащиеся на уроке, а также типичную для данного учителя структуру урока (проводится ли чистописание и словарная работа и т.п.);
  •  уточнить, как учитель обычно выстраивает работу по  развитию речи и

     мышления (типы заданий, упражнения);

-    выяснить, проводится ли в данном классе дифференцированная работа

     с учащимися;

 -   выяснить наличие наглядного, дидактического материала по данной

     теме, познакомиться с ним.

Результаты беседы с учителем должны быть записаны.

  1.  На этапе осознания цели, задач урока не забудьте:
  •  обдумать сущность изучаемого лингвистического понятия, явления, его роль в языке, речи, его связь с другими понятиями, условия эффективного формирования понятия;
  •  определить, какие знания и умения Вы должны  отработать на данном уроке, на какие знания и умения, полученные учащимися ранее,  Вы будете опираться;
  •  обдумать, какие возможны трудности в изучении данной темы, какие ошибки могут быть допущены учащимися;
  •  определить дополнительную работу в изучении языка и развития речи учащихся, которую Вы будете проводить на данном уроке.

На этом этапе должны быть сформулированы следующие задачи урока: фонетико-грамматические,  пунктуационно-орфографические, развития речи учащихся.

Не забудьте о развивающем и воспитывающем характере обучения!

  1.  На этапе отбора дидактического материала, выбора методов, средств обучения не забудьте:
  •  продумать способы организации учебной работы, виды заданий, средств обучения, помогающих решить поставленные задачи;
  •  проанализировать содержание учебного материала в учебнике и логику его изложения;
  •  отобрать необходимый для урока наглядный, дидактический материал, способы работы, опираясь на учебник, методические пособия, статьи в методических журналах.

  1.  На этапе составления конспекта урока не забудьте:
  •  обдумать логику работы над  основным для данного урока понятием, явлением, последовательность заданий, дающую возможность решить поставленные задачи;
  •  определить способы постановки перед учащимися учебной задачи,  изучения нового материала, проверки его усвоения учащимися, способы организации деятельности учащихся;
  •  определить, как, на каких этапах урока целесообразно решать  задачи развития речи учащихся;
  •  определить, на каких этапах урока целесообразно решать дополнительные грамматические и орфографические задачи.

  1.  На этапе оценки чернового конспекта урока не забудьте поставить перед собой следующие вопросы:
  •  Удалось ли реализовать в конспекте решение основных задач урока?
  •  Использованы ли все возможности для формирования интереса к родному языку, языкового чутья?
  •  Не забыли ли Вы о формировании орфографической грамотности в процессе решения задач урока?
  •  Удалось ли обозначить в конспекте развивающий и воспитывающий характер обучения?  
  •  Удалось ли сделать урок интересным детям?

  1.  На второй консультации у учителя не забудьте:
  •  обговорить вопросы, по которым, по Вашему мнению, у вас с учителем могут быть разные точки зрения;
  •  выяснить характер оформления записей в ученических тетрадях (например: когда и как записывают число и «классная работа», озаглавливают ли словарную работу, как выделяют орфограммы и т.п.);
  •  выяснить фамилии наиболее успешно занимающихся и слабоуспевающих учащихся для успешной организации опроса.

7. Перед проведением урока не забудьте, что эффективность Вашей работы во многом зависит :

  •  от умения организовывать деятельность учащихся в процессе решения поставленных задач;
  •  от умения общаться с детьми;
  •  от умения творчески подходить к живому процессу обучения и  корректировать ход урока, отходя от конспекта по мере необходимости.  

Совет: Запись конспекта урока должна быть ясной, четкой, с графическим выделением важных частей урока, вопросов и т.д.  Можно сделать краткую запись основных этапов на отдельные карточки, которыми Вы будете пользоваться на уроке. Безусловным должно быть отличное знание своего конспекта!

  1.  На этапе анализа урока не забудьте обсудить самые важные вопросы:
  •  насколько успешно решены поставленные задачи;
  •  что было наиболее удачным в решении той или иной задачи, организации деятельности учащихся на уроке (не забудьте о таких вопросах, как оформление доски, характер и использование наглядности);
  •  что было неудачным в решении поставленных задач, организации деятельности детей на уроке;
  •  насколько успешно Вы общались с детьми (в первую очередь - речь, манера поведения);
  •  сумели ли Вы оценить работу учащихся, подвести итоги и закончить урок до звонка; не переутомились ли дети на уроке, была ли в нужный момент введена в урок физминутка, обращалось ли внимание на правильную посадку детей при письме.

Предлагаем в качестве примера конспект урока, подготовленного студенткой 3 курса на пробной практике. Обращаем внимание на матереиалы, которыми пользовалась студентка.

Конспект урока русского языка в 3 классе (1-3).

Тема: Части речи.

Цель: Обобщить знания учащихся о частях речи .

Задачи:

  1.  Грамматические:
  •  повторить и обобщить знания о частях речи (им.существительном, им. прилагательном, глаголе), их существенных признаках –грамматических, морфологических, синтаксических;
  •  совершенствовать умение разбирать предложение по членам,  слова - по составу.
  1.  Пунктуационно-орфографические:
  •  формировать навык правописания слов с безударными гласными, с непроизносимыми согласными, разделительными Ь и Ъ.
  1.  Речевые:
  •  формировать умение оформлять свою мысль в правильно построенных предложениях ;
  •  расширять и уточнять словарный запас учащихся (работа с переносным значением слов, с однокоренными словами);
  •  формировать умение точно выбирать слова в речи.

Оборудование: учебная картина «Зимний лес», плакат со схемой, раздаточный материал.  

Использованный материал: приложение «Начальная школа» к газете «Певрое сентября» – «Я иду на урок в начальную школу на русский язык».

Этапы

I. Орг.

Момент

П. Чистопи-сание

Ш. Повторе-ние изученного о частях речи. Постановка задачи урока (беседа).

Р/р

1У. Обобще-ние изученного о частях речи.

Р/р

Физминутка (Ветер веет…)

Самосто-ятельная работа

Повторе-ние местоиме-ния

Повторе-ние предлога

Занима-тельные упражне-ния на различе-ние частей речи.

У. Подведе-ние итогов.

Деятельность учителя и учащихся

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня … .

- Прежде чем приступить к работе, сделаем небольшой массаж рук –приготовим их к письму.

    Теперь приготовьте тетради, сядьте правильно. Запишите число и заголовок – «Классная работа».

-Начнем с чистописания: запишем два слогами– «зи» и «им». Обратите внимание на соединение в 1-ом слоге – какое оно? Во 2-ом? Красиво напишите каждый слог 3 раза, следите за размерами букв и расстоянием между слогами.

-Кто написал, подумает, какое слово можно образовать из букв этих слогов, добавив гласную «а» («зима»).  

Запишите два слова – «зима» и «зимний». Посмотрите на доску, обратите внимание на соединение «им».

-Чем сходны эти слова? Как вы думаете, какое из этих слов образовано от другого? Выделите корень.

-Скажите, чем отличаются эти однокоренные слова? (Значением, являются разными частями речи.) Какой частью речи является слово «зима»? «Зимний»? Докажите правильность своего ответа. Как можно доказать, по каким признакам?  

-Как вы думаете, от слова «зима» можно образовать

такое родственное слово, которое является еще одной частью речи, не существительным и не прилагательным? (Зимовать.) Докажите, что это глагол.

Кто пояснит значение этого глагола? Запишите его в тетрадь, выделите корень. …, продиктуй слово по слогам.

Итак, мы записали три слова – имя существительное, глагол, имя прилагательное. Кто догадался, какая сегодня тема урока? Да, части речи.

-Сегодня мы обобщим все, что знаем о частях речи. Кто скажет, что такое части речи? (Подсказываю: группы слов, у которых есть общие признаки.) Назовите все известные вам части речи.

Как вы думаете, для чего языку нужны различные части речи? Например, для чего нужны имена существительные? Имена прилагательные? Глаголы?

(Разные части речи помогают назвать все в окружающем нас мире – предметы, их признаки, действия предметов.) Посмотрите на картинку на доске. О чем она, какое название можно ей дать? (Зимой в лесу. Зимний лес. Зима в лесу.)

Назовите предметы, их признаки и действия, которые помогут описать эту картинку, рассказать о ней.  

Хорошо, вы назвали множество имен существительных, прилагательных и глаголов, которые помогут рассказать об этой картинке, получить представление о том, что на ней изображено.  Вот какая замечательная роль у этих частей речи: они помогают все, что увидели, назвать словом!

Но всегда ли вы умеете отличать части речи друг от друга? Давайте еще раз вернемся к тому, как можно  точно определить, какой частью речи является то или иное слово. (Общее значение, вопрос.)

Посмотрите, на доску: видите, как можно это  записать схематически.

                      Что обозначает?                      

                      На какой вопрос отвечает?

Часть речи     Как изменяется?

                       Каким членом предложения является?                       

Попробуйте теперь при помощи этой схемы охарактеризовать слова «белка» и «прыгать» как части речи. (Помогаю построить связное высказывание типа: «Слово «белка» обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?». Значит, это имя существительное.» Вариант: «Слово «белка» является именем существительным, так как  обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?».)

- После отдыха небольшая проверочная работа: я буду диктовать слова, а вы по признакам определяйте, какая это части речи, и  записывайте их в три столбика – существительные, прилагательные, глаголы. Приготовьтесь к письму. Выделяйте орфограммы в записанных словах.

«Лиса, местный, убегает (предупредить - «ет»), лесной, съел, поляна, следы, пушистый, накормил, болото, вьется, выглядывает («ывает»), красивый, дуб, легкий, охотится (ит), заяц,  выследить.»

Сначала проверим, все слова написаны правильно. Посмотрите на доску. Написание каких слов вызвало затруднение (проверка, правило).  Проверяем: что записали в первый столбик? Кто не согласен? Почему? Докажите, что слово «болото» является именем существительным.

Та же работа со вторым и третьим столбиком. Обратить внимание на правильную постановку вопроса к глаголам!

Кто правильно выписал все слова по столбикам? Кто правильно написал все слова? Кто верно сделал и то, и другое?

Какой частью речи можно заменить имена существительные в речи? (Местоимением.) Какими местоимениями можно заменить записанные вами существительные? Какова роль местоимений в нашей речи? По каким признакам можно узнать местоимение, как отличить его от существительного?  Замените существительными в столбиках  местоимениями и запишите их – без повторов.

Вы обратили внимание на то, что часть схемы закрыта? О чем это говорит? (О том, что часть признаков не названа.) Сейчас мы продолжим работу по выяснению признаков различных частей речи. Но для этого придумайте по картинке предложение.

Запишем предложение «На ветке сосны я увидел  рыженькую белку.»

Какие части речи участвовали в создании этого предложения? Какую роль в речи играет предлог? Можно ли охарактеризовать его по схеме? (Нет, это особая группа частей речи. Предлог выполняет служебную роль, помогает связать слова в предложении, для того чтобы точнее выразить мысль.)

Найдите в этом предложении имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Что произошло с этими существительными в  предложении? В каких еще формах может стоять существительное «сосна»? (Во всех падежных формах, в форме множественного числа.) Покажите все возможные формы.

Значит, как еще можно охарактеризовать имя существительное? … Конечно, части речи могут изменяться особым образом.

Как с этой точки зрения вы охарактеризуете имя прилагательное (как оно изменяется)? Глагол?

Теперь разберите предложения по членам. Что

вы можете сказать о роли разных частей речи в предложении?

-Мы повторили с вами признаки, которые характеризуют различные части речи. Сейчас предлагаю вам непростые упражнения, которые покажут, как вы усвоили эту тему.

1. Я называю слово одной части речи, а вы образуйте от него однокоренное слово другой части речи – по вашему выбору. Записывайте оба слова. Надпишите над ними, какие это части речи.  

Бежать, часы, вкусный, готовить, ружье, лед, машина, краска.

2.На доске записано слово, но открыто только окончание. Кто догадался, какая это часть речи? Каким образом? (По форме слова. Прилагательное изменяется по родам, перед нами – окончание прилагательного женского рода.)

Открываю все прилагательное. Составьте с ним возможные словосочетания и запишите их.  Попрошу подумать над переносным значением слова. (Ум может быть острым? А можно употребить это прилагательное для характеристики речи?)

3. На доске записано удивительное предложение, которое придумал один ученый для своих студентов, чтобы проверить их знание русского языка. Оно написано словами, которых нет ни в одном языке мира. Но, если вы хорошо знаете части речи, то  найдете в этом фантастическом предложении слова, похожие на  существительные, на глаголы, на прилагательные из русского языка.  

На доске: Глокая куздра будланула бокра и курдячит бокренка.

Кто догадался по форме слова, где здесь прилагательное? А существительные? Какое существительное может обозначать детеныша? А его родителя? Как вы догадались, что это слова родственные? Назовите глаголы.

4. Я задумала определенную часть речи. Я назову  некоторые ее признаки, а вы решайте, достаточно ли их для определения того, какая это часть речи: слова, принадлежащие  этой части речи, изменяются по числам и падежам.

 -Правы те, кто считает, что названных признаков недостаточно: и существительные, и прилагательные изменяются по числам и падежам.

Воспользуйтесь схемой и задайте вопросы, необходимые для ответа на вопрос.

- Отвечаю на вопрос: эти слова обозначают предмет  и отвечают на вопросы кто?  что? Теперь все определили часть речи? Какие еще признаки этой части речи вы можете назвать?

- Подведем итоги работы. Что же такое часть речи? Достаточно ли охарактеризовать часть речи по 1-2 признакам, чтобы получить о ней достаточное представление? Назовите признаки, по которым можно охарактеризовать основные части речи.

Примечания

Слоги написаны на доске.

Следить за посадкой.

Картинка на доске

Плакат на доске

Последние два признака закрыты.

На доске три графы: сущ., гл., прил.

Вызвать трех учеников

Работа со схемой.

Оценить придуман-ные предложения

по содержанию.

Комментиро-ванное письмо.

Открыть схему (3признак).

Открыть всю схему.

Слово на доске: (острый).  

Поставить оценки.

Приложение к конспекту: страница классной работы ученика на данном уроке.

Число

Классная работа

зи зи зи  им  им  им  зима зимний  зимовать

сущ.                               прил.                              гл.

лиса                               местный                       убегает

поляна                           лесной                          накормил

болото                           пушистый                    вьется

дуб                                 красивый                     выглядывает

заяц                                легкий                         охотится

Она, оно, он, они.

На ветке сосны я увидел рыженькую белку.

Бег, пробежка, бегун, часовой, часовщик, вкус, готовый, водить,  ледяной, заледенеть, машинист, красить.

Острый нож, острые зубы, острый ум, острое слово.

Краткий методический анализ конспекта.

1. Цель, задачи, оформление. В конспекте урока правильно поставлены задачи: четко выделены грамматические задачи, направленные на достижение основной цели урока, не забыты орфографические задачи, направленные на формирование орфографической грамотности учащихся на основе изученных орфограмм, а также речевые задачи, направленные на  обогащение словарного запаса и на развитие связной речи учащихся.

В работе указан использованный дополнительный материал. Конспект записан в удобной табличной форме, выделены этапы, важные смысловые части урока.

К сожалению, недостаточно точно указан источник использованных маиериалов.

2. Построение, логика развития урока, содержание. Видна четкая структура урока- от работы по чистописанию до подведения итогов, введена физминутка. На основе повторения изученного по теме ставится основная задача урока, показывающая учащимся новый поворот в изучаемой теме –обобщение знаний. Уровень обобщения  задается не только характером вопросов, но и схемой, которая играет важную роль в уроке в целом. Упражнения отобраны таким образом и выстроены в такой последовательности, чтобы  учащиеся не только  осознали общность признаков, присущих частям речи, но и научились характеризовать на основе схемы основные части речи. Хорошо, что внимание учащихся обращено не просто на обобщенное значение  частей речи, но на их функцию в самой речи. Видно оправданное логикой урока усложнение материала (например упражнение по характеристике слова на основе окончания). Упражнения разнообразны по содержанию, форме проведения. Органично в урок введны упражнения на развитие речи учащихся, поставлены задания, формирующие офрографическую грамотность учащихся.

Возможно, сложным для учащихся окажется упржнение по анализу предложения с «глокой куздрой» (это предположение не является основанием для исключеия этого задания из конспекта). На наш взгляд, уроку недостает упражнения, дающего в конце урока возможность учащимся связно, полно охарактеризовать изученные части с опорой на схему (в устной форме и кратко – в письменной).   

3. Организация работы учащихся. Урок построен так, что учащиеся, повторяя и обобщая изученные знания, выполняют не только упражнения репродуктивного характера, но постоянно включаются в активную поисковую деятельность, начиная с определения задачи урока и заканчивая самостоятельной работой по анализу достаточно сложного, необычного языкового материала, -работой, действительно показывающей уровень обобщенности знаний учащихся по теме. Заметим при этом, что даже  самые сложные задания учащимся вполне посильны, так как подготовлены предыдущей работой.

Продуманы опрос учащихся, организация обратной связи (например самостоятельная работа, подведение итогов).

В уроке удачно использованы наглядные пособия (схема, учебная картина).

На наш взгляд, урок бы выиграл в случае включения в него заданий дифференцированного характера.

Выводы: конспект показывает хороший уровень лингвистических знаний практиканта; в соответствии с темой точно обозначены основные задачи урока и отобрано содержание, конспект урока выстроен методически грамотно; формулировки вопросов, заданий  точны как с точки зрения логики, так и с точки зрения владения речью; оформление конспекта грамотное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20393. Правовые основы деятельности акционерных обществ 2.27 MB
  За изданием Кодекса последовало принятие ряда федеральных законов которые развивали и детализировали положения Кодекса применительно к конкретным разновидностям юридических лиц: Об акционерных обществах О некоммерческих организациях Об обществах с ограниченной ответственностью и др. Федеральный закон Об акционерных обществах в значительной мере способствовал упорядочению деятельности акционерных обществ однако отдельные пробелы а также отсутствие детальной проработки ряда вопросов в Законе требовали дальнейшего совершенствования...
20394. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности 2.91 MB
  2128 обществами Уст. Кашанина отмечала что если взять за основу характеристики форму имущественной обособленности организаций то оказывается что к числу корпораций относятся только те которые основаны на акционерном капитале и по своему правовому положению напоминают акционерные общества стран континентального права 30. Торговые корпорации Англии именуются компаниями company и подразделяются на публичные аналог открытого акционерного общества континентального права и частные аналог закрытого акционерного общества. Кашанина...
20395. Взрывчатка и наркотики: Особенности назначения экспертиз: Пособие для следователей и оперативных работников 370.5 KB
  В пособии изложены рекомендации по назначению экспертиз при расследовании фактов незаконного оборота наркотиков и взрывчатых веществ а также преступлений совершаемых путем взрыва. Наряду с этим дефицит знаний в этих областях ощущался и ощущается у работников правоохранительных органов столкнувшихся с тенденциями роста преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков и ВВ использованием взрыва в преступных целях. Научные работы экспертов этого института по методам экспертного исследования самодельных взрывных устройств СВУ...
20396. Меры пресечения в российском уголовном процессе 1.45 MB
  Меры пресечения в российском уголовном процессе. В издании рассматривaются цели виды основания и процессуальный порядок применения органами расследования прокурорами и судами мер пресечения. Особое внимание уделено наиболее строгой и ответственной мере пресечения заключению под стражу в том числе процессуальному механизму продления сроков содержания под стражей обжалованию и судебной проверке законности задержания ареста и продления сроков содержания под стражей Книга по курсу €œУголовный процесс€ адресована студентам аспирантам...
20397. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 370.5 KB
  ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 1. Понятие и сущность терроризма 2. Виды терроризма 3. Формы проявления терроризма 4.
20398. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей 4 MB
  Во многих странах такая защита обеспечивается отменой смертной казни и функционированием наряду с обычными судами конвейерами через которые проходит основной поток стандартных оформительских дел судов присяжных рассчитанных на рассмотрение наиболее сложных и общественно значимых уголовных дел и правильное и справедливое их разрешение в нестандартных ситуациях. Как будет показано ниже процессуальная форма суда присяжных обеспечивает по таким делам более надежную защиту права на жизнь и других прав и свобод человека и гражданина от...
20399. Искусство защиты в суде присяжных 2.34 MB
  Искусство защиты в суде присяжных: Учеб. заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; заслуженный юрист России доктор юридических наук Книга является своеобразной энциклопедией ведения искусной эффективной и надежной защиты в суде присяжных Рассматриваются социальная ценность духовный и правозащитный потенциал суда присяжных роль здравого смысла и совести как интеллектуальной и нравственной основы этой формы судопроизводства процессуальные тактические и психологические особенности...
20400. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты 626.5 KB
  Мешалкин Проблемы борьбы с преступлениямив сфере безопасности дорожного движения:уголовноправовые и криминологические аспекты Монография Домодедово 2003 ББК 67. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовноправовые и криминологические аспекты: Монография. В монографии освещаются уголовноправовые и криминологические проблемы борьбы с преступными нарушениями безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на основе комплексного анализа сравнительноправового метода исследования....
20401. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия 362.5 KB
  ПОПОВ Оперативнорозыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия Учебнопрактическое пособие ББК 67. В учебнопрактическом пособии рассматриваются оперативнорозыскные мероприятия способы отображения полученной оперативнорозыскной информации в соответствующих документах. Основное внимание уделено технологии превращения оперативнорозыскной информации в криминалистически значимую являющуюся одним из источников доказательств по делу доступную для использования в ходе предварительного или...