54818

Разнообразие Паукообразных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Учитель объясняет ученикам что ее необходимо заполнить в ходе урока а именно после показа 1 слайда презентации и дополнительной информации о пауках подготовленной учениками дома из дополнительной литературы. Учитель стимулирует учеников к активности говоря о дополнительных баллах за правильно заполненную таблицу. Учитель: 1. Учитель: 1.

Русский

2014-03-19

641.5 KB

9 чел.

Тема:  Разнообразие Паукообразных

Цель урока:   1. Ознакомить учеников с разнообразием Класса   Паукообразные,

                             средой их существования;

                   2. Раскрыть их роль в природе и жизни человека;

                   3. Научить оказывать первую  медицинскую помощь при             

                   укусах представителями из Отряда  Паукообразные;

                   4. Прививать умение и навыки, работать над созданием  

                   презентаций по теме;

                   5. Развивать умение и навыки работать с текстом и рисунками

                   учебника, с дополнительной литературой;

                   6. Воспитывать интерес к живой природе.

Тип урока:    комбинированный.

Оборудование: таблица « Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.»      

                                   презентация, учебник, рисунки, компьютер с мультимедийным

                                   проектором.

Ход урока:

  1.     Актуализация  опорных знаний учеников.

  1.  Задание. Исправь ошибки, допущенные в тексте: «Утро паука».

«Как только солнечные лучи коснулись земли и трав, паук раскрыл семь пар своих простых глаз и сразу же отправился на поиски пищи. Перебирая пятью парами ходильных ног, быстро заметил добычу. Не теряя ни минуты, выпрыснул из двух пар паутинных бородавок, через ногощупальца, паутинные нити, тем самым приклеив хорошую добычу – муху! Ощупав свою жертву хелицерами, ввёл в неё пищеварительные соки и сел  на брюшко, подождав пока немного переварится её содержимое. Закончив свою трапезу, довольный, перекачиваясь из стороны в сторону, шел домой, вдыхая легкими чистый, насыщенный прохладный воздух.

Заметив удобное местечко, прилёг на ветке, начав мечтать о завтрашней добыче. Сердце его забилось сильнее, заставив гемолимфу  течь в полость тела все  быстрее и быстрее!»

Ученики,  нашедшие все 8 ошибок, ставят на полях +3 балла!

2.Задание. Восстанови  пропущенные слова по смыслу.

Мы все знаем без намека

О хозяевах этого урока!

  1.  Кто же по углам, вокруг?

Ну, конечно же (         ).

  1.  Ползет паучок беззвучно;

Ведь есть в теле головогрудь и (           ).

  1.  Есть органы выделения

(_____) сосуды – всем на удивление?

  1.  Органы чувств и обоняния

(_________) называются; еще

Очищают (________) после питания.

  1.  Не шумите для забавы,

Он лениться не привык

Как накинет (_______)

И забудете  про ( ________)                        

Кто ответил правильно на 6 закодированных слов, поставит себе +3 (балла).

3.  Задание. Дай устное определение   понятиям.

  1.  Головогрудь –
  2.  Брюшко –
  3.  Паутинные бородавки –
  4.  Легочные мешки –
  5.  Мальпигиевы  сосуды –

   Отметить   учеников, заработавших 6 баллов!

II. Мотивация учебной деятельности

«В книге древнегреческого писателя Овидия, приведен миф о девушке Арахне, научившейся искусству ткачества у богини Афины Паллады. Она достигла в этом таких успехов, что даже осмелилась вызвать на состязание саму богиню.  

Афина приняла вызов  Арахны и выткала чудесный ковер, на котором были изображены наказания, ожидающие людей за их грехи и неуважение к богам. Арахна же на своем ковре в ответ выткала оскорбительные картины из жизни богов. За это Афина превратила непокорную девушку в паука, вынужденного всю свою жизнь ткать воздушные ковры – паутину».

Кто же они пауки? Чем же они особенны? В чем их роль для человека и животных?

III. Сообщение темы и целей урока

IV .Изучение нового материала

У каждого ученика на парте лежит  таблица №1 . Учитель объясняет ученикам, что ее необходимо заполнить в ходе урока, а именно, после показа 1 слайда презентации и дополнительной информации о пауках, подготовленной  учениками дома из дополнительной литературы. По мере просмотра слайдов ученики  отвечают устно в ходе урока на вопросы в презентации и дополняют друг друга, заполняя при этом таблицу №1.

Учитель стимулирует учеников к активности, говоря о дополнительных баллах за правильно заполненную таблицу.

По ходу урока заполняется таблица №1.

              Таблица №1      Основные виды пауков

Название вида

Распространение

Среда обитания

Ядовит ли

1. Паук - серебрянка

2. Паук - крестовик

3. Каракурт (черная вдова)

4. Тарантул

Показ 1  слайда с изображением одного из представителей Отряда Пауков (паука-крестовика).

Учитель: 1. Почему назван так паук?

                   2. Где живет?

                   3. Почему он каждый день строит новую ловкую сеть?

                   4. Ядовит, полезен ли?

Показ 2 слайда с изображением одного из представителей Отряда (паука-серебрянки).

Учитель:  1. Что вы знаете о пауке – серебрянке?  С чем связано его название?

                   2.  Где обитает?

                   3.  Зачем ему складочки и волоски на брюшке?

                   4.  Как он строит жилье?

                   5.  Что такое индикатор чистоты водоемов?

Показ 3 слайда с изображением одного из представителей Отряда (каракурта).

Учитель: 1. С чем связано его название?

                   2.  Как избежать самцу поедания самкой?

                   3.  Где встречается (регион)?

                   4.  Опасен ли?

                   5.  Как оказать первую медицинскую помощь при укусе?

                   6.  Что изготовляют из яда пауков?

Показ 4 слайда с изображением одного из представителей (тарантула).

Учитель: 1. Чем тарантул отличается от каракурта?

                   2.  Что во внешнем строении отличает его?

                   3.  Где распространен?

                   4.  Опасен ли?

                   5.  Как избежать укуса паука?

Найдите в учебнике основные виды Отряда Паукообразные на  стр. 109 рис. 117. Сравните с рисунками на слайдах?  Схожи ли они?

Заслушав ответы, дополнения ученики оформили  таблицу №1.

После заполнения всеми  учениками класса таблицы, необходимо ее проверить.

На экране появляется уже заполненная таблица №1  и ученики проверяют правильность ее заполнения.

Ученики, правильно заполнившие таблицу, ставят на полях +1 балл.

Учитель: 1. Ребята, кому из Вас в жизни приходилось иметь дело с клещами?

                   2.  Чем опасны клещи?

                   3.  Кто такие кровососы?

Отряд Клещи насчитывает свыше 25 тыс. видов. В Украине – свыше 3 тыс.

В отличие то пауков головогрудь и брюшко срастается в туловище. В передней части: головка, образованная хелицерами и ногощупальцами.

Развитие: не прямое

Распространены повсеместно.

Работая с материалом параграфа учебника, по ходу урока,  каждый ученик заполняет таблицу по основным видам клещей. Незаполненная таблица  №2 лежит на парте у каждого ученика.

За правильно заполненную таблицу ученики получают 1 балл.

Таблица№2

Основные виды клещей

Название вида

Где обитают

Болезнь, которую вызывают

Паразиты растений

1. Амбарные

2. Галловые

3. Паутинные

Паразиты человека

1. Железница угревая

2. Чесоточный зудень

Паразиты животных

1.Иксодовые:собачий, таежный, бычий

Учитель: 1. Где живут?

                   2.  Зачем им хелицеры?

                   3.  Чем питаются?

Учитель: 1. Где паразитируют клещи?

                   2.  Почему возникает зуд?

                   3.  Как передаются клещи?

                   4.  Профилактика заражения клещами?

Учитель: 1. Какую роль играют клещи?

                   2.  Болезни, которые передают?

                   3.  Что необходимо помнить, пребывая в лесу, посадке?

Выписать памятку, обозначенную красным крестом на стр. 111 учебника

Учитель: Итак, необходимо проверить правильность заполненной таблицы на экране.  

 

Ученики, заполнившие правильно таблицу ставят в тетради +1 балл.

V. Первичные закрепление изученного материала.

Задание 1 .Проведи сравнение между пауками и клещами. 

На парте у каждого ученика таблица №3, которую необходимо заполнить с помощью полученной информации на уроке и  в учебнике.

Признаки

Пауки

Клещи

1. Отделы тела

Головогрудь и брюшко

Туловище

2. Среда обитания

Повсеместно

Повсеместно

3. Развитие

Прямое

Непрямое

4. Размножение

Раздельнополое

Раздельнополые

Правильность заполнения оценивается в 1 балл.

Задание 2. Тестовая проверка знаний.

                        (возможно наличие 1-2 ответов)

1. Гнездо под водой строит:

а) паук – крестовик;

б) тарантул;

в) серебрянка.

2. Узор белых пятен на брюшке у:

а) черной вдовы;

б) крестовика;

в) тарантула.

3. Питаются соком растений:

а) паутинные;

б) иксодовые;

в) амбарные.

4. Опухоли у растений вызывают клещи:

а) галловые;

б) амбарные;

в) паутинные.

5. Появление угрей, выпадение волос провоцирует:

а) чесоточный зудень;

б) железница угревая;

в) таежный клещ.

6. Клещевой энцефалит вызывает:

а) таежный клещ;  

б) собачий клещ;

в) железница угревая.

7.  Чтобы перекрыть доступ  кислорода  клещу, необходимо  смазать кожу:

а) вазелином;

б) спиртом;

в) растительным маслом.

8. От больного человека к здоровому человеку клещи передаются:

а) общими вещами;

б) водой;

в) рукопожатием.

Наличие 8 правильных ответов добавляет к оценке 2 балла.  

Задание 3. Попробуй произнести 3 раза подряд без запинки 2 скороговорки.

1. Противокаракуртовая сыворотка от каракуртового укуса в Крыму.

2. Угревая Железница железы желает заразить!

Задание 4. Разгадай аннаграмы с названими паукообразных.

 

1. скретиков

2. диептец

3. щелк

4. дунезв

5. женытай щелк

Ученики, справившиеся с заданием №3, №4 получают 1 балл.

Учитель: Вывод урока.

 

1. Почему же мы должны изучать и знать разнообразие представителей Отряда Паукообразных?

2.  Какое практическое значение имеют полученные вами знания?

3. Что нового и полезного для себя Вы узнали?

4. Чем же Отряд Паукообразные уникальны?

Оценивание.

А теперь подсчитайте количество баллов на полях и поставьте оценку. Это результат вашего труда на уроке. Итак, сколько учеников заработало 10-12 баллов, 7-9, 4-6? Отметить учеников, имеющих высокий и средний результат.   

V. Домашнее  задание.

Параграф  23 учить .

Выписать виды скорпионов  в тетрадь на  стр. 112 учебника, отвечать на вопросы на стр. 113 - подумайте и творческое задание.  Найти загадки, скороговорки по теме; сочинить миниатюру «Судьба паука».

 

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60092. Урок – свято «Великодні дзвони» 48 KB
  Найбільшим святом весни є Великдень. Цього дня воскрес Ісус Христос. До цього свята готуються заздалегідь. Неділю перед Великоднем називають Вербною. Перші «котики» верби - символ пробудження природи.
60093. Загальношкільна лінійка «Збережи де живеш, де стоїш…» 53.5 KB
  Учень 1: Кожної весни земля цього благодатного краю вкривається барвистим килимом рослин дає притулок різним живим істотам. Учень 2: З давніх здавен як тільки виникли рослини на землі почали вони змагатися між собою за кращі умови освітленості вологи живлення.
60094. Запобігання торгівлі людьми 31 KB
  Мета: надати учням інформацію про явища торгівлі людьми (дітьми), зовнішні та внутрішні причини виникнення даної проблеми; про те, які права порушуються в ситуації торгівлі людьми.
60095. Внеклассное мероприятие по химии Что? Где? Когда? 53 KB
  Команды придумывают себе название делают эмблему выбирают капитана капитан координирует и направляет игру команды. Ход проведения мероприятия: Ведущий Приветствует команды зрителей представляет жюри. Приветствие команд представляют эмблему комментируют название команды приветствуют команду соперника Разминка Вопросы к...
60096. НА РУШНИКУ ХАЙ ДОЛЯ КВІТНЕ 51.5 KB
  Мета: розширити знання студентів про різновиди українського рушника та народні традиції пов’язані з ним; розвивати творчі здібності студентів; виховувати любов до традицій свого народу заохочувати студентів до вивчення української народної культури.
60097. Свято останнього дзвоника в школі 56 KB
  До присутніх звертаються учні 10 класу читають вірші. Ведуча: 10 клас Коли весна травневим ранком Бентежить в жилах юну кров На свято школи урочисте Усі збираємося знов. Ведучий: 10 клас Шкільне подвір’я забуяло цвітом.
60098. Усний журнал КИМ БУТИ? 58.5 KB
  Ким же я стану Сьогодні ми проведемо усний журнал ‘’КИМ БУТИ’’ Яку відповідь на це запитання знайшов наш гість ми зараз послухаємо на першій сторінці яка має назву І сторінка – ЦІКАВА ЗУСТРІЧ В гості до нас прийшов щоб розповісти про власний вибір професії Лауреат премії ім. Усі професії потрібні і важливі. Будівельник показую малюнок і слова МАЛЯР МУЛЯР...
60099. Я - українець! 74 KB
  Ведучий: Я українець Над Дніпром Стоїть в саду вишневім хата Криниця журавель з цебром І скибка місяця щербата. Ведуча: Я українка З юних літ Мене пісень навчила мати Які чарують цілий світ Де народився Заповіт...
60100. МАСЛЕНИЦА. СЦЕНАРИЙ 47.5 KB
  Ведущая: А еще для славян масленица долгое время была встречей нового года так как до 16 века он начинался с марта. Дети вместе: У нас горы снежные готовы и блины напечены просим жаловать Мальчик: Масленица объедуха...