загрузка...

5482

Анатомо-физиологические особенности и морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей

Реферат

Медицина и ветеринария

Анатомо-физиологические особенности и морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей План Закономерности роста и развития детей Анатомо-физиологические особенности Внутриутробное развитие двигательной активности...

Русский

2012-12-12

102.5 KB

39 чел.

Анатомо-физиологические особенности и морфофункциональное обеспечение двигательной активности детей

План

  1.  Закономерности роста и развития детей
  2.  Анатомо-физиологические особенности
  3.  Внутриутробное развитие двигательной активности
  4.  Развития движений у ребенка в первый год жизни
  5.  Развитие моторики у детей 3—7 лет
  6.  Закономерности роста и развития детей

Организму детей и подростков свойственна одна характерная особенность — интенсивный процесс роста и развития.

Под ростом понимается увеличение массы тканей и органов, т.е. образование новых соединений из поступающих в организм веществ, а под развитием — процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование новых функций и видов деятельности организма. Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.

В основе роста и развития организма, так же как и в основе жизни вообще, лежит обмен веществ и энергии, включающий два противоположных процесса — усвоение (ассимиляцию) и распад (диссимиляцию). В организме детей преобладает процесс усвоения. Если принять интенсивность белкового обмена 20-летних людей за 100 %, то у 6-летних детей она будет составлять 230 %, у 3-летних — 250 %.

В организме взрослого человека интенсивность усвоения и распада уравновешены, а в пожилом возрасте преобладает распад.

Исходя из характера обмена веществ и энергии, рост и развитие организма можно условно разделить на три этапа: созревание, зрелость и старение. Переход от первого этапа ко второму приходится на 20—21 год, а от второго к третьему во многом индивидуален, но в основном происходит между 55 —65-ю годами.

Этап созревания организма приходится на детский и подростковый возраст. Он является важнейшим в процессе онтогенеза человека и характеризуется интенсивными обменными процессами и повышенной чувствительностью растущего организма к условиям окружающей среды.

На этапе созревания в основе процессов роста и развития лежит следующие объективные закономерности:

- неравномерность темпа роста и развития;

- неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем;

обусловленность роста и развития полом ребенка;

надежность функционирования систем организма;

обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами;

периодичность изменения процессов роста (акселерация, децелерация).

Рассмотрим эти закономерности подробнее.

Неравномерность темпа роста и развития детей. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный характер, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Они наиболее интенсивны в первые годы жизни. В период между 7 и 10 годами темп этих процессов замедляется, а к 12—14 годам вновь возрастает. Повторное увеличение темпа индивидуального развития организма называется пубертатным скачком. В дальнейшем процессы вновь замедляются.

Так, наибольший темп увеличения длины тела отмечается в раннем детстве (за один год увеличивается на 47 %). В возрасте 4— 7 лет ежегодное увеличение длины тела составляет 5 — 7%, а в 17—19 лет оно вообще прекращается.

Рост и развитие отдельных органов и систем также происходят неравномерно. Например, формирование опорно-двигательного аппарата продолжается на протяжении всего этапа созревания, но наиболее интенсивно в первые годы жизни.

Следовательно, процессы роста и развития детей имеют поступательный, но неравномерный характер.

Данная закономерность является основанием для правильного разделения детей на возрастные группы.

Неодновременность (гетерохронность) роста и развития отдельных органов и систем у детей. Хотя организм ребенка рассматривается как единое целое, его отдельные органы и системы растут и развиваются неодновременно.

Данную закономерность изучал известный отечественный физиолог П.К.Анохин. Он разработал теорию, согласно которой избирательное и ускоренное созревание на разных этапах развития определенных структурных образований и функций обеспечивает выживаемость организма.

Рассмотрим в качестве примера развитие отдельных органов во внутриутробном периоде. Мозг плода интенсивно развивается на 2— ой неделях беременности, сердце — на 3 —7-й неделях, пищеварительные органы — на 4— 12-й неделях. При отсутствии избирательности плод не станет жизнеспособным.

Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы головного мозга: у новорожденного масса мозга — 360 — 390 г, к концу первого года жизни она увеличивается в 2—2,5 раза, а к концу третьего года жизни — в 3 раза (составляет в среднем 1100 г). Мозг ребенка 7 лет весит 1250 г. В дальнейшем количественное нарастание его массы происходит очень медленно, достигая примерно 1400 г у взрослого.

Такое избирательное развитие необходимо именно в первые годы жизни, так как только при участии структур головного мозга происходит формирование условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде, что обеспечивает его выживание.

Научные исследования (Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что формирование двигательных навыков и развитие основных физических качеств (ловкости, быстроты, силы и выносливости) также происходит неодновременно. Вначале ребенок осваивает ходьбу и другие двигательные акты, а затем — бег и другие необходимые для дальнейшей жизни двигательные действия.

Педагог должен строить свою работу с учетом избирательности развития отдельных органов и систем. В период развития речедвигательной функции ребенку необходимо речевое общение, а в период развития моторики — двигательная активность.

Эта особенность роста и развития является естественно-научной основой правильной организации учебно-воспитательного процесса. Очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе должна учитываться при воспитании ребенка.

Последовательность основных видов деятельности, обеспечивающих нормальное развитие, следующая:

непосредственное эмоциональное общение с младенцем;

предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте;

ролевая игра дошкольника;

учебная деятельность;

общественно-полезная деятельность;

учебно-продуктивная деятельность.

Особенности роста и развития, связанные с половой принадлежностью детей. Мальчики и девочки развиваются по-разному. Увеличение длины тела и его массы у них происходит неодинаково. Мальчики при рождении имеют более высокие морфологические показатели. Такое положение сохраняется до начала периода полового созревания. В 12—14 лет ситуация меняется: девочки обгоняют своих сверстников в показателях роста, массы тела, окружности грудной клетки.

В 15 лет интенсивность роста у мальчиков увеличивается и они по своим морфологическим показателям вновь начинают опережать в физическом развитии девочек.

Развитие некоторых функциональных систем (мышечной силы, жизненной емкости легких) у мальчиков происходит более интенсивно.

Закономерности роста и развития детского организма в зависимости от пола позволили некоторым ученым сделать практические выводы о том, что воспитание мальчиков и девочек должно быть дифференцированным (подгруппами).

Обеспечение надежности биологических систем организма. Концепция надежности биологических систем была выдвинута профессором А. А. Маркосяном. Ее суть состоит в том, что в процессе роста и развития организма создается избыточность структур и большой запас резервных возможностей, происходит дублирование функций. Этим обеспечивается стабильная работа любой биологической системы. Так, стенка сонной артерии способна выдержать давление в 20 атм, что в 60—70 раз превышает возможные давления. В передаче зрительной информации принимают участие 1 млн нервных волокон, а в сетчатке глаза содержится около 100 млн воспринимающих клеток, т.е. в 100 раз больше.

Дублирование структур и функций характерно для многих внутренних органов: у человека два легких, две почки, два полушария головного мозга. Оно рассматривается как биологическая целесообразность, обеспечивающая надежность в работе систем. Таким образом, организм ребенка обладает огромными потенциальными возможностями.

Правильно организованное физическое воспитание и спортивные занятия обеспечивают высокий запас прочности организма ребенка.

Обусловленность роста и развития детей генетическими и средовыми факторами. Рост и развитие следует рассматривать как реализацию организмом генетической программы в условиях постоянного его взаимодействия с окружающей средой. По мнению ряда ученых, существующая генетическая программа предопределяет темп роста, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность.

Генетическая программа играет большую роль в формировании того или иного морфологического типа. Так, у высоких родителей обычно рослые дети и, наоборот, у невысоких — дети низкого роста.

По мнению академика Ю.Н.Лисицына, влияние наследственности на рост велико, но не фатально. При неблагоприятных условиях (недостаток некоторых микроэлементов, белка в питании и др.) наблюдается задержка роста, и генетическая программа реализуется не полностью. Известен факт, что в период мировых войн антропометрические показатели обычно хуже, чем в мирное время.

При особенно неблагоприятных, экстремальных условиях генетическая программа роста и развития может быть не реализована, так как воспитанию должна предшествовать определенная морфофункциональная зрелость организма. Если такой основы нет, педагогическое воздействие будет неэффективными.

В то же время воспитательный процесс стимулирует рост и развитие отдельных органов и систем. Генетически закодированная программа развития может не реализовываться при отсутствии определенного стимульного влияния среды.

Например, для развития речи или сложно-координированного движения ребенку необходимы общение и тренировки.

Таким образом, рост и развитие организма обусловлены генетическим и средовым факторами. Например, масса тела зависит от средового фактора, тип высшей нервной деятельности — от генетического фактора, развитие моторики (сила, быстрота и др.), вегетативные функции (частота пульса, жизненная емкость легких) — от среды. Воспитатель должен знать, в какие возрастные периоды дети наиболее зависимы от средового фактора.

Периодичность в изменении процессов роста (акселерация, децелерация) детей. Это еще одна закономерность, оказывающая значительное влияние на процессы роста и развития детей.

Акселерация — это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

В 1950— 1980-е гг. процесс биологического созревания детей и подростков наступал несколько раньше, чем в предыдущий период. Так, например, масса тела новорожденных в среднем увеличилась на 100—130 г, а длина тела на 12—15 см. В последнее время возросло число случаев преждевременных родов, при которых рождались вполне зрелые дети. У современных детей молочные зубы выпадают на год раньше, чем у детей, живших в начале XX в.

В 1950— 1980-е гг. акселерация наиболее ярко проявлялась в подростковом возрасте. В связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста тела у девочек завершалось к 16—17 годам, а у юношей — к 18—19 годам (раньше — к 21 —23 годам).

Однако в конце XX в. отечественные и зарубежные специалисты отметили снижение темпа акселерации. К концу 1990-х гг. появилась тенденция к децелерации, т.е. замедлению темпа роста и развития детей. По данным Р.Я.Ямпольской, уже в начале 1990-х гг. показатели физического развития детей стали уменьшиться, особенно масса тела. В 1991 г. — 9 %; в 1996 г. — 15 %, а в 1997 г. — 16,9% родителей отметили у своих детей отставание массы тела от нормативных данных. Среди школьников дефицит массы тела в 1991 г. наблюдался у 12,4 % мальчиков и 13,5 % девочек в возрасте 17 лет, а в 1997 г. — 18,8 % и 19,8 % соответственно. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых людей.

По мнению А.Л.Чижевского, на все процессы, протекающие и организме, в том числе и ростовые (акселерация и децелерации), оказывают влияние космические излучения. В результате некоторые из этих процессов могут стать более или менее интенсивными,

  1.  Анатомо-физиологические особенности детей

раннего и дошкольного возраста

Для эффективного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимы знания о возрастных особенностях физического развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные, условные рефлексы. Следует учитывать особенность центральной нервной системы ребенка — сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Именно в связи с этой особенностью дети могут быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы детей способствуют эффективному и более быстрому, по сравнению со взрослыми, освоению довольно сложных двигательных навыков: ходьбы на лыжах, фигурного катания, плавания. Необходимо сразу правильно формировать у дошкольников двигательные навыки, так как исправлять их очень трудно.

Развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата) у детей до 7 лет еще не окончено. По сравнению со взрослыми в костной системе дошкольников больше хрящевой ткани, органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов.

Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В это время почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника, тазовые кости), поэтому в целях предупреждения возникновения деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза и конечностей нужно следить за правильными осанкой детей, положением тела во время сна. Амортизащитные свойства позвоночника, стопы еще несовершенны, поэтому прыжки и спрыгивания на твердую поверхность недопустимы — возможны травмы. Окостенение опорных костей носовой перегородки не окончено и любые, даже самые легкие, ушибы могут привести к травме. Кости таза начинают срастаться только после 4 лет, поэтому физиологичным для ребенка является спрыгивание в мягкую или сыпучую среду. Слабость связочно-мышечного аппарата локтевого сустава обусловливает возникновение подвывихов — достаточно даже резкого рывка ребенка за руку.

Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения — бег, лазание, прыжки, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Формирование костного скелета продолжается до периода полового созревания.

Мышечная система у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у ребенка дошкольного возраста составляет 20 — 22 % по отношению к массе тела, т. е. в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы детей имеют волокнистую структуру. По мере роста наряду с удлинением происходит рост мышц, главным образом, в толщину.

Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс разлит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения: происходит расслабление волокон и могут образоваться грыжи (пупочные). У мальчиков 6 лет слабо развито паховое мышечное кольцо, поэтому недопустимы чрезмерные нагрузки (возможно образование паховых грыж).

Хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью дошкольников. Несмотря на то, что уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастает сила и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность е попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем деятельность, требующая статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость детей, следует избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

3. Внутриутробное развитие двигательной активности

Современные исследования показывают, что период внутриутробного развития имеет огромное значение для формирования двигательной активности детей. И.А.Аршавский, наблюдая за развитием плода, выделил три этапа, наиболее важных для развития двигательной сферы ребенка, и доказал, что именно двигательная активность обеспечивает процессы жизнедеятельности плода.

Формирование двигательной активности у детей в период

внутриутробного развития

Периоды внутриутробного развития ребенка (триместры)

Особенности развития плода

Факторы, способствующие нормальному физическому развитию ребенка

1. От 0 до3 месяцев

Формируются все основные органы и системы ребенка, в первую очередь центральная нервная система; развивается тонус мышц-сгибателей

Душевный и физический комфорт матери, соблюдение режима питания и отдыха, закаливание организма матери, пребывание на свежем воздухе (не менее 4 ч в сутки)

2. От 3 до 6 месяцев

Продолжается формирование основных органов и систем; показатель двигательной активности — шевеление плода. В процессе шевеления происходит тренировка мышечной системы и всего опорно-двигательного аппарата; развивается сократительная способность мышц-сгибателей, моторная деятельность плода

Соблюдение режима питания (чтобы получить большее количество питания, плоду приходится двигаться); пребывание будущей матери на свежем воздухе и ее двигательная активность

3. От 6 до 9 месяцев

Происходит функциональное развитие органов и систем, совершенствование двигательного аппарата, его подготовка к рождению, формирование безусловных двигательных рефлексов, способствующих благополучному течению родов. Физиологическая зрелость центральной нервной системы

Режим питания матери, ее закаливание и двигательная активность, психологическая подготовка к рождению ребенка

4. Развития движений у ребенка в первый год жизни

В раннем возрасте все движения формируются в определенной последовательности, которая определяется порядком созревания отделов коры головного мозга. Таким образом, движения тесным образом связаны с развитием центральной нервной системой. Не случайно, на первом году жизни именно по развитию движений судят о психофизическом развитии ребенка. Рост доношенного ребенка в среднем составляет 48-58 см, мальчики обычно бывают крупнее девочек. Вес доношенного ребенка 2,5 – 4,0 кг. Новорожденный малыш практически не умеет контролировать свои движения, его тельце, ручки и ножки двигаются непроизвольно, хаотично. Задача первых месяцев жизни – научиться коррдинировать движения и подчинять себе свое тело.

Особенности развития движений у ребенка в первый год жизни

Возрастные периоды

Особенности развития движений

1-2 месяца

В возрасте 2 — 3 недель ребенок начинает реагировать на свет, в 1 — 1,5 месяца — держать головку. Постепенно развивается координационное движение рук.

3- 4 месяца

Ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки, при поддержке за подмышки стоит на ногах. С 3 — 3,5 месяца совершенствуются координационные движения рук (малыш ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло, пеленку, действует с игрушками). Формируются целенаправленные движения рук.

4-5 месяцев

Развивается координация мышц спины, что вначале проявляется в переворачивании со спины на живот. В 5 месяцев ребенок протягивает ручки, хватает игрушки и предметы, сидит при поддержке за одну руку.

6-7 месяцев

В 6 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно, что свидетельствует о координации движений мышц ног, переворачивается с живота на спину; лежа на животе, может приподнимать туловище; переступает ногами при поддержке за подмышки. В 7 месяцев он стоит при поддержке за обе руки.

8 месяцев

Ребенок сидит без опоры, встает на колени, приподнимается на четвереньки, начинает ползать (с перекрестным движением рук и ног), переступает ногами при поддержке за обе руки.

8-9 месяцев

Ребенок садится из положения лежа и ложится из положения сидя, встает на ноги, стоит при поддержке за одну руку, переступает ногами, держась за одну руку, а также держась за неподвижную опору, влезает на четвереньках на лесенку.

10-11 месяцев

Ребенок стоит без опоры, ходит за движущимися предметами, ходит при поддержке за одну руку, иногда делает самостоятельные шаги, на четвереньках перелезает через бревно. С 10 месяца ребенок начинает говорить простые слова.

12 месяцев

Ребенок самостоятельно стоит без опоры, приседает и выпрямляется, влезает на стремянку (1 м), делает первые самостоятельные шаги.

Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т.д.) дети осваивают движения по-разному. Только три движения формируются у всех детей одновременно:

поднимание и удерживание головы в вертикальном положении (1 — 1,5 месяца);

поднимание головы из положения лежа на животе (4—5 месяцев);

поднимание туловища с опорой на предплечья (5 — 6 месяцев).

5. Развитие моторики у детей 3—7 лет

В дошкольном возрасте формируются базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте движения еще несовершенные, неточные, сознательное управление движениями ограниченно, изгибы позвоночника, сводов стоп маловыраженны, вестибулярный аппарат развит недостаточно, центр тяжести расположен высоко, мышцы ног слабые, поэтому часты падения. Двигательная реакция замедленна, мышцы-разгибатели развиты недостаточно. Малыши быстро утомляются. Кора головного мозга ребенка, несмотря на высокий темп развития, еще недостаточно сформирована, наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но отличаются непрочностью. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно.

На 3-м и 4-м году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка, развивается произвольность управления движениями. К 3 годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В 4-летнем возрасте малыши достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

В среднем дошкольном возрасте движения ребенка разнообразнее, так как расширяются возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобретает прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы позвоночника шейного и грудного отделов вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве, согласовывают свои движения с движениями товарищей. На 5-м году жизни в силу наступающей морфо-функциональной зрелости центров головного мозга, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, формируются способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит от совместных действий.

В старшем дошкольном возрасте позвоночник еще недостаточно сформирован, поэтому надо следить за осанкой детей. На 6-м и 7 м году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов. Ребята начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали, начинают изучать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Дети начинают чувствовать красоту, грациозность движений. Дошкольники почти не допускают ошибок, для освоения упражнения требуется меньше повторений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. У детей наблюдается устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно быть длительным, поэтому новые упражнения сочетают с ранее изученными, между упражнениями делают паузы для отдыха.

Литература:

  1.  Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.


Данной работой Вы можете всегда поделиться с другими людьми, они вам буду только благодарны!!!
Кнопки "поделиться работой":

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6227. Реализация компонента, осуществляющего перевод чисел в различные системы счисления 189.5 KB
  В курсовой работе разработан собственный компонент, осуществляющий перевод чисел в различные системы счисления. Реализация модулей, описанных при создании данного компонента, произведена в среде программирования Borland C++ Builder Содержание...
6228. Порівняння загальних характеристик роботи різних методів сортування 203 KB
  Вступ В даний час обчислювальна техніка проникла практично в усі сфери людської діяльності. За допомогою ЕОМ можна вирішувати найрізноманітніші завдання. Але для того, щоб вирішити поставлену задачу, необхідно вказати послідовність дій, виконання як...
6229. Теорія графів. Розвязок задачі на основі графів на мові C++ 583.5 KB
  Теорія графів - це галузь дискретної математики, особливістю якої є геометричний підхід до вивчення об'єктів. Вона перебуває зараз у самому розквіті. Розділ теорії графів Зв'язність графів, що розглядається у цій роботі, є дуже актуальною на сьогоднішній день. Наприклад її прямим застосуванням є теорія сітей – та її додаток - теорія електронних сітей...
6230. Антибиотики (Пенициллины, цефалоспорины, макролиды) 115.5 KB
  Антибиотики (Пенициллины, цефалоспорины, макролиды) Антибиотики (от греч. anti - против, bios - жизнь) - вещества микробного, животного или растительного происхождения, избирательно угнетающие жизнедеятельность микроорганизмов. В 1929...
6231. Теория потребительского поведения 116 KB
  Теория потребительского поведения Потребительское поведение - это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извле...
6232. Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм 102.5 KB
  Завершение эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм и агностицизм. Сенсуализм Д. Локка и субъективный идеализм Д. Беркли. Проблема гносеологии и базисное утверждение Джона Локка. Центральной проблемой в учениях английского философа Джон...
6233. Методические подходы к разработке организационной структуры предприятия 141 KB
  Анализ методов и подходов к совершенствованию организационных структур Разработка и реализация процесса совершенствования организационных структур - одна из самых сложных проблем теории систем и системного анализа. В настоящее время, ког...
6234. Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов 105.5 KB
  Фармакопейный анализ натрия тиосульфата, натрия нитрита, йода и его спиртовых растворов Описание. Растворимость. Бесцветные прозрачные кристаллы, без запаха, солоновато-горького вкуса. Препарат выветриваются в теплом сухом воздухе, а во влажном возд...