54832

Современные педагогические инновации и их реализация

Научная статья

Педагогика и дидактика

Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...

Русский

2014-03-19

117 KB

6 чел.

Амвросиевская общеобразовательная

школа I-III ступений №6

Амвросиевского районного совета

Донецкой области

Современные

педагогические

инновации и их

реализация

Материал подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Фролова Г.С.


Современный этап развития народного образования в Украине характеризуется поисками нового в теории и практике обучения. В педагогике возникло новое направление – педагогическая инноватика, которая характеризуется определенным содержанием, принципами, тенденциями и закономерностями развития.

Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека, которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками:

  1.  преобразованием явлений, вещей, процессов и др.;
  2.  новизною, оригинальностью продукта деятельности.

Педагогические инновации – это результат творческого поиска оригинальных нестандартных решений разнообразных педагогических проблем. Прямым продуктом творческого поиска могут быть новые учебные технологии, оригинальные воспитательные идеи. Побочным продуктом инноваций как процесса творческой деятельности является рост педагогического мастерства учителя, уровня его культуры, мышления, мировоззрения, т.е. творческий поиск педагогических инноваций, ведет к новообразованию в целостной системе личности. Кроме этого следует учитывать и физиологические механизмы творчества: активность дарит личности долголетие, здоровье, оптимизм, помогает успешно преодолевать стрессовые ситуации.

Содержание, уровень, сфера внедрения инноваций зависит от характера проблем, которые решаются.

Инновационные процессы обуславливаются рядом противоречий, которые различаются источником, предметным происхождением, сложностью. Основным противоречием в развитии системы образования на современном этапе является несоответствие старых методов обучения, воспитания и подготовки учащихся к новым условиям жизни. Развитие новых форм хозяйствования, социальные и экономические проблемы вызывают необходимость обновления содержания форм, методов и условий образования.

Стремительный рост объема информаций обуславливает необходимость ее анализа и оптимального отбора. Постоянная работа по отбору учебного материала и его обновления – один из важнейших источников инновационного процесса в педагогике.

Социальный заказ современного этапа развития страны – это личность, способная творчески усваивать знания. Это, в свою очередь, требует новых методов обучения, нестандартных форм обучения и воспитания, индивидуального подхода к личности, т.е. больших затрат времени сравнительно с традиционными.

Основной и единой целью для нашего педколлектива является поиск и внедрение новых форм и методов преподавания с целью усовершенствования урока, что способствует решению проблемы школы: «Усовершенствование урока, предмета по выбору как средство развития творческой личности учителя и ученика».

Что же должно способствовать совершенствованию учебного процесса и основной его единицы – урока?

  1.  Важно единство реализации всех функций обучения (образовательной, воспитывающей, развивающей), т.к. обучение не только способствует образования, но и формирует личность человека.
  2.  Эффективность обучения невозможна без стремления учителя обеспечить единство внешней и внутренней стороны учебного процесса (учитель учит, а ученик усваивает). Учителю надо предвидеть процессы, которые вызовет решение предложенной познавательной задачи. На что она опирается: на память, воображение, мысль? Становится ли ученик более активным, выполняя эту задачу? Важно, чтобы задумался сам ученик: можно ли решить эту задачу разными способами? Как найти общий принцип, свой путь решения? Учитель обязан ориентировать ученика на активное, самостоятельное, инициативное, творческое решение.
  3.  Фундаментальная деятельность в обучении – познавательная. Она включает систематическое познание учащимися опыта человечества. Специфика приемов и способов, различных видов деятельности способствует активизации учения школьников, их самовыражения.

Не отказываясь от педагогического наследия великих мастеров прошлого А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., учитель обязан обращаться к современным личностно-ориентировочным педагогическим технологиям.

Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:

- личность возникает в раннем детстве, а ребенок в школе – полноценная личность;

- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

- личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

- каждый ребенок талантлив;

- приоритетными качествами личности являются доброта, любовь, совесть, трудолюбие и др.

Личностно-ориентировочная технология предусматривает учение без принуждения, и пути его осуществления следующие:

- требовательность, основанная на доверии;

- учение с увлечением, рожденным интересным преподаванием;

- замена принуждения желанием, рождающимся от успеха;

- ставка на самостоятельность, самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Педагогика сотрудничества на уроках является одной из наиболее всеобъемлющих и богатейших педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные инновационные  процессы в образовании. Нужен решительный перелом в отношениях с учениками, в понимании той роли, которую могут и должны они выполнять во время занятий.

Современная школа предусматривает продуктивно-преобразующую деятельность педагогов на основе собственных, принципиально новых идей, подходов и технологий. Такую деятельность можно назвать педагогическим творчеством. Педагог-творец-эрудит, он видит не только сегодняшний день, но и завтрашний и действует соответственно. Творческий учитель способен увидеть ребенка не таким, какой он есть, а каким он может стать при наиболее благоприятных условиях; выявить самые актуальные проблемы там, где их не видят другие. Творческие педагоги первыми берутся за освоение тех проблем педагогики, которые еще никто не решал. Желание найти свой метод, который обеспечил бы самое оптимальное решение проблемы, обнаруживается с такой силою и настойчивостью, что они способны изменить весь стиль жизнедеятельности и нередко во вред своему спокойствию.

И всё же, как помочь ребенку освоить материал, как активизировать развитие его возможностей, как помочь ему самовыразиться на уроке?

Педагог помогает лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, задает мотивы, воодушевляет, проявляет любовь, уважение, поощряющую требовательность, способствует удовлетворению потребности взросления, свободного выбора, доставляет ученику радость общения, закрепляет его авторитет среди сверстников, близких людей.

В таких условиях, в такой атмосфере каждый ребенок становится способным и готовым преодолевать трудности более повышенного уровня, максимально проявлять и раскрывать свои задатки.

Итак, установление направленности и положительного характера организации учебного процесса могут привести к раскрытию всех задатков учащегося.

Урок литературы – это человекоформирующий процесс, урок-общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не только часы в расписании.

Урок литературы – это своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя:

- не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Как важно в наше нелегкое время, время разрушения всех идеалов и принципов, сотворить из наших воспитанников «человека». Каждый урок литературы должен быть уроком жизни. Работать над таким уроком, своеобразной педагогической поэмой, где не только воспитываются, но и перековываются характеры, - почти то же, что писать музыку, сочинять стихи, воздвигать памятники.

Воспитательная направленность уроков литературы теснейшим образом связана с воспитательными задачами на уроках языка.

В 9-Г классе был проведен урок развития речи, сочинение на морально-этическую тему в публицистическом стиле «Сотвори самого себя».

В начале урока учащимся (5-6 чел.) были розданы карточки с дифференцированными заданиями, тексты которых содержат различные высказывания известных людей на морально-этическую тему. В заданиях обязательно присутствует вопрос, требующий конкретного ответа самого ученика, отрицающий общее мнение и выражающий своё отношение к прочитанному вслух тексту.

Пока группа, получившая карточки, готовилась отвечать, остальным учащимся учитель предложил прослушать отрывки из писем В.А. Сухомлинского к сыну. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: «В воспитании самого себя главное – это воля самого человека, самоограничение. Надо тонко чувствовать три вещи: можно, нельзя и надо. Тот, кто чувствует эти вещи, обладает важнейшей особенностью гражданина – чувством долга».

«Развивай в себе человеческое… Следуй поучению Гёте: «Как познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

После прослушивания «Азбуки моральной культуры», составленной В.А. Сухомлинским, учитель предоставляет слово учащимся, работающим по карточкам. Дети читают текст вслух, затем отвечают на поставленные вопросы.

Класс притих, сосредоточился, сопереживает. В глазах интерес, оживление. Ведь свои собственные мысли, потаенные мечты о себе и о других высказывает их товарищ!

После этого ученикам предлагаются вопросы:

  1.  Что самое важное в самовоспитании? (познать самого себя).
  2.  При каких условиях это возможно? (вспоминают слова Гёте).

Ответы учащихся осмысленные, самостоятельные, вдумчивые, глубокие.

Затем учитель предлагает прослушать статью для пересказа, написанную в публицистическом стиле. Она так и называется: «Сотвори самого себя».

После пересказа статьи учащимся предлагается для прослушивания образец ученического сочинения по этой же теме. Выясняется, что общего в статье и сочинении и чем они отличаются. Учащиеся правильно отвечают, что общая тема статьи и сочинения, но сочинение более лирично, в нем просматривается позиция автора.

Учитель обращает внимание учащихся на афоризмы, записанные на доске, просит разъяснить, как они понимают значение отдельных крылатых выражений, мыслей знаменитых людей нашей планеты и рекомендует некоторые из них, наиболее соответствующих мыслям учащихся, использовать в своем сочинении.

Учащиеся самостоятельно составляют сложный план будущего сочинения, затем приступают к его написанию.

Воспитательная цель этого урока – вызвать у учащихся стремление работать над собой, заниматься самовоспитанием, – как показали ученические сочинения, – достигнута.  


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

(из трудов В.А. Сухомлинского)

  1.  Родина – это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком – ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, если ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой. Умей видеть самого себя с наивысшей вершины – с точки зрения высших интересов родного народа.

Задания:

  1.  Выразительно (вслух) прочитать текст.
  2.  Ответить на вопросы:
    1.  Почему важно воспитать себя настоящим человеком?
    2.  Что ты делаешь для своего самовоспитания?

  1.  Как воспитать в себе утонченность чувства? Прежде всего – никогда не забывай, что ты живешь среди людей. Никогда не забывай, что рядом с тобой трудится человек, у которого свои заботы, тревоги, мысли, переживания. Уметь уважать человеческое в каждом, кто живет, трудится рядом с тобой, – это, пожалуй, самое большое человеческое мастерство. Тонкость чувства воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя.

Задания:

  1.  Прочитай текст вслух.
  2.  Объясни с помощью текста, в чем заключается уважение к людям.
  3.  Как ты проявляешь внимание к людям, с которыми общаешься?

  1.  Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное. Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь. Воспитывай в себе человеческую душу. Самое главное средство самовоспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми.ловека надо всю жизнь. аешься?дям.
    стоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя.я, использо

Задания:

  1.  Прочитать текст вслух. Определить основную мысль текста.
  2.  Ответить на вопросы:
    1.  В чем заключается духовная красота человека?
    2.  А как ты воспитываешь себя?

  1.  Настоящий человек рождается там, где трудно, где земля орошена потом, где пережито высокое чувство победы над трудностями, которые казались непреодолимыми. Это чувство является той нитью, которая связывает индивидуальный духовный мир человека – его интересы, стремления – с общественными интересами и потребностями…

      Радость, добытая, постигнутая нелегким трудом, – это

 могучий воспитатель совести.

Задания:

  1.  Выразительно прочитать текст вслух.
  2.  Ответить на вопросы:
    1.  При каких условиях воспитывается настоящий человек, закаляется характер?
    2.  Как ты воспитываешь в себе силу воли, работоспособность?

  1.  Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я бы поставил три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить невозможно. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа. Тот теряет лучшие духовные качества народные, становится отщепенцем, безликим существом, недостойным уважения. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом.

       Какой бы из этих трех могучих корней ни был поврежден у

  человека, он перестает быть настоящим человеком, у него

  появляется внутри гниль, червоточинка.

Задания:

  1.  Выразительно прочитай текст, озаглавь его.
  2.  Опираясь на текст, объясни, при каких условиях можно стать настоящим человеком.

  1.  Утверждать в себе призвание – это значит что-то делать, что-то создавать, а не заучивать готовые истины, не копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ на вопрос: нравится мне эта работа или не нравится?

       Нравится человеку то, во что он вложил частицу своей

 души – это самое главное.

       Еще раз советую тебе: никогда не пренебрегай самым

 простым, самым «черным», «грязным» трудом – с него

 начинается творчество.

Задания:

  1.  Выразительно прочитать текст.
  2.  Ответить на вопросы:
    1.  Как ты понимаешь труд по призванию?
    2.  Что, по мнению Сухомлинского, самое главное в труде человека?
    3.  С какого труда начинается творчество?

Предложенные рекомендации являются примерными.

Поэтому использовать настоящие рекомендации следует творчески, исходя из конкретных условий работы учителя.ловека надо всю жизнь. аешься?дям.
стоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя.я, использо

ловека надо всю жизнь. аешься?дям.
стоянному духовному общению с людьми, окружающими тебя.я, использо


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19693. Драматургия А. Н. Островского: поэтика, эволюция 28.5 KB
  Драматургия А. Н. Островского: поэтика эволюция. Островский 1823 1886 пришел в литературу как создатель национальносамобытного театрального стиля опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому что он начинал с изображения патриархальных...
19694. Творческий путь Салтыкова-Щедрина 27.5 KB
  Творческий путь СалтыковаЩедрина. СалтыковЩедрин 1826 1889 родился в семье богатых помещиков. С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. В 1841 г. опубликована первое стихо...
19695. Салтыков как сатирик 30 KB
  Салтыков как сатирик. Сказки написаны с 1869 по 1886 г. Выбрал жанр сказки не случайно. В качестве причин его интереса можно назвать: условия цензуры; воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции; появление нового читателя представляющего демо
19696. Историческая концепция в «Истории одного города» 39.5 KB
  Историческая концепция в Истории одного города Если историческая концепция и существует то это очень странная концепция. Одной фразой ее можно выразить так: история могла бы существовать но ее не возникло. То что происходило на протяжении огромного количества вре...
19697. Историческая концепция в «Истории одного города» вповести М.Е. Салтыкова-Щедрина 32 KB
  Историческая концепция в Истории одного города. Повесть М. Е. СалтыковаЩедрина История одного города представляет собой цикл рассказов не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями но объединенных в одно произведение ввиду общей цели сатиричес...
19698. Творческий путь Лескова 30 KB
  Творческий путь Лескова. Н. С. Лесков 18311895 известен прежде всего как прозаик автор множества романов повестей рассказов. Однако свой творческий путь он начал с публицистики. Будучи выходцем из семьи небогатого орловского чиновника Лесков рано поступил на службу в Ор...
19699. Своеобразие поэтики Лескова 43.5 KB
  Своеобразие поэтики Лескова Что касается собственного творчества писатель шел против течений. Он любит жанры новеллы и анекдота в основе которых новость неожиданность т.е. то что вступает в противоречие с привычным взглядом на вещи. Лесков стремился не
19700. Творческий путь Достоевского. Поэтика романов 33.5 KB
  Творческий путь Достоевского. Поэтика романов. Достоевский учился в Инженерном училище. Там Достоевский начал писать трагедии от которых сохранились только названия: Борис Годунов и Мария Стюарт. Настоящий дебют в литературе повесть в письмах иногда называет
19701. Преступление и наказание 35 KB
  Преступление и наказание Достоевский анализирует больную психику описывает людей в состоянии нравственной и умственной одержимости. Герои переживают внутреннюю катастрофу. Психологизм скрытый и явный: внутренний монолог перетекающий в своеобразный внутре