5485

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли. Цели изучения темы: получить представление об экономической деятельности и экономических отношениях, о предмете и методе экономической науки, проследить основные этапы...

Русский

2012-12-12

41 KB

20 чел.

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли.

Цели изучения темы: получить представление об экономической деятельности и экономических отношениях, о предмете и методе экономической науки, проследить основные этапы развития экономической мысли, уяснить сущность основных экономических школ.

Основные термины и понятия: экономика, экономическая деятельность, предмет экономической науки, микроэкономика, макроэкономика, позитивная и нормативная экономика, метод логической (научной) абстракции, анализ, синтез, функциональный метод, метод индукции и дедукции, исторический и логический метод, метод аналогий, метод экономико-математического моделирования, экономический эксперимент, этапы экономического исследования, экономические категории, экономические законы, меркантилизм, английская классическая  политэкономия, марксизм, историческая школа, маржинализм, неоклассическая школа, институционализм, кейнсианство, монетаризм.

1. Понятие экономики, экономической деятельности, экономических отношений. Общественное воспроизводство.

2.Предмет экономической теории

3.Метод экономической теории.

Экономическая деятельность включает деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и нематериальных благ. Процесс воспроизводства продолжается непрерывно, так как непрерывно должны воспроизводиться экономические условия жизни людей: продовольствие, одежда, жилище и др.

Возникновение и развитие экономической науки связано с необходимостью постоянно решать проблему удовлетворения безграничных человеческих потребностей с помощью ограниченного количества ресурсов.

Экономическая теория – это наука о том, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения человеческих потребностей.

Экономическая теория включает два отдела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика исследует закономерности функционирования отдельных субъектов рыночной экономики: фирм, потребителей и т.п. Она решает вопросы о том, как наиболее рационально использовать ресурсы в пределах одной хозяйственной единицы.

Макроэкономика рассматривает национальную экономику в целом, изучает экономический рост, занятость, инфляцию, движение национального дохода и др. Ее задачей является изучение возможностей наиболее рационально использовать ресурсы в масштабах национальной экономики.

Различают позитивный и нормативный подходы к изучению экономической теории. Позитивный подход направлен на изучение объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, то есть имеет целью констатацию фактов. Он изучает связи между переменными, прогнозирует их изменения, но не дает никаких рекомендаций. Например, позитивный анализ позволяет установить зависимость между размером доходов, величиной налогов и расходами на потребление.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения должествования, выяснения того, благоприятно или нет это экономическое явление. Например, утверждение «люди, имеющие больший доход, должны платить больший подоходный налог, чем люди с низким доходом» яляется нормативным. Здесь выносятся оценки: плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, формулируются рекомендации правительству. Нормативная экономика особенно сильно затрагивает интересы людей, поэтому резко возрастает субъективизм оценок.

Процесс и методы экономического исследования

Целью экономических исследований является раскрытие экономических законов развития отдельных хозяйственных субъектов (фирм, предприятий) и экономики страны в целом. В сущность явлений ученые-экономисты проникают с помощью определенных методов познания (метод в переводе с греческого означает «путь» к чему-либо, или «способ достижения цели»). Эти методы разработаны философией и совершенствуются по мере развития экономической науки. Знание и использование раскрытых экономической наукой законов позволяет проводить эффективную внутрифирменную политику и эффективное государственное регулирование экономики.

Экономическое исследование включает несколько этапов. Прежде всего, ученые определяют проблему исследования и выдвигают гипотезу – научное предположение, которое они собираются доказать. На следующем этапе происходит сбор фактического материала, отражающего экономические явления или процессы. Например: сбор информации об уровне доходов населения, о ценах на товары, об уровне национального дохода. Очень важно, чтобы информация была достоверной и достаточной по объему. На этом этапе используются эмпирический и статистический методы. Следующий этап экономического исследования – обобщение фактов, выявление существенных характеристик исследуемых объектов. Главным методом в данном случае является метод научной абстракции. Метод научной абстракции заключается в мысленном отвлечении от второстепенных деталей и выделении наиболее важных, существенных характеристик явлений или процессов. Например, отвлекаясь от конкретных различий предлагаемых в магазине продуктов – хлеба, конфет, соков – исследователь выделяет то общее, что им всем присуще – они продаются, то есть являются товарами. С помощью метода абстракции формируются экономические категории – формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях науки, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов. Примерами экономических категорий могут быть товар, стоимость, деньги, капитал и др. Последним этапом экономического исследования является раскрытие экономических законов, отражающих наиболее устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между явлениями или процессами экономической жизни. Например, закон спроса отражает наличие постоянной, устойчивой, повторяющейся связи между ценой товара и спросом на него. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос.

Методы изучения хозяйственной жизни и экономических явлений очень многообразны. Помимо уже упоминавшихся эмпирического, экономико-статистического методов и метода абстракции они включают: причинно-следственный (каузальный) метод, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, функциональный метод, исторический и логический метод, метод аналогий, метод экономико-математического моделирования, экономический эксперимент.

Суть причинно-следственного (каузального) метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Анализ представляет собой многоступенчатое, многоходовое мысленное расчленение изучаемых явлений на составные части для последующего отдельного исследования каждой из этих частей. В свою очередь синтез обеспечивает воссоздание целостной картины, соединяя отдельные части в целое. Анализ и синтез должны применяться экономической наукой в единстве. В экономической теории используются методы индукции (движение мысли от частного к общему) и дедукции (от общих положений к частным определениям).

В экономической теории очень важна роль функционального анализа, который рассматривает экономические категории не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. В экономической жизни общества многие явления взаимосвязаны: спрос зависит от цены, стоимость от затрат на производство и т.п. Если одна переменная величина зависит от другой переменной величины, говорят, что между ними существует функциональная зависимость. Можно сказать: спрос есть функция цены. Цена – это независимая переменная или аргумент, а спрос – зависимая переменная, или функция. В экономике чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, а при этом остальные факторы предполагаются неизменными

Суть метода аналогии состоит в том, что свойства известных явлений в различных сферах познания человека переносятся на неизвестные явления в сфере функционирования экономики. Например, из физики экономическая наука заимствовала такие понятия, как «теория», «эластичность», «равновесие». Немало в экономической теории аналогий из сферы медицины, с помощью которых стало традицией объяснять закономерности функционирования экономики на макроуровне, словно речь идет о функционировании человеческого организма.

В экономических исследованиях используется метод экономико-математического моделирования, который позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений и их последствия. Успех экономико-математических методов в решающей степени зависит от применения компьютеров и использования соответствующего целям анализа программного обеспечения. Однако возможности этого метода имеют свои границы, так как не все явления и процессы в экономике и обществе возможно формализовать и перевести на экономический язык.

Экономические эксперименты имеют ограниченное применение, так как проводить эксперименты на живых людях, на человеческом обществе очень опасно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39073. Использование компьютеров в науке и производстве 126 KB
  Системы автоматизированного проектирования САПР комплексные программнотехнические системы предназначенные для выполнения проектных работ с применением математических методов. Системы САПР широко используются в архитектуре электронике энергетике механике и др. Автоматизированные системы научных исследований АСНИ.
39074. MATLAB. Элементарные действия над матрицами 2.04 MB
  Исходные данные Две квадратные матрицы векторстолбец Задание: 1. Ввести две матрицы из текстовых файлов 2. Теоретическая справка: В MtLb можно использовать скаляры векторы и матрицы. Например Вводить небольшие по размеру матрицы удобно прямо из командной строки.
39075. MATLAB. Арифметические и логические операции. Графики функций 970.82 KB
  Задание: Выполнить арифметические и логические операции в том числе с комплексными числами. Комплексные числа. Числа можно считать константами. Числа используются в общепринятом представлении о них.
39076. MATLAB. Численное решение дифференциальных уравнений 315.39 KB
  Математический пакет MATLAB упростит решение дифференциальных уравнений. Для решения обыкновенных дифференциальных уравнений (ODE) могут быть применены численные методы, которые в MATLAB реализованы в специальных функциях-решателях...
39077. Структура электронной таблицы 45.5 KB
  Другие типы электронная таблица с результатом анализа график отчет. STимеет возможность работы с таблицами с процентными данными при анализе они заполняются выбранным пользователями столбцом.
39078. Дисперсионный анализ 434 KB
  m и одинаковыми дисперсиями Рассмотрим соотношения общая или полная сумма квадратов отклонений межгрупповая факторная сумма квадратов отклонений внутригрупповая остаточная сумма квадратов отклонений В дисперсионном анализе используются усредненные квадраты отклонений В терминах NOV: эффект ошибка MS эффект MS ошибка. Описание процедуры Fctoril NOV Для запуска программы в верхнем меню Sttistics надо выбрать команду NOV. Появиться два списка: Typeofnlysis вид анализа Onewy NOV однофакторный...
39079. Влияние производственно-технологических факторов на потребность в топливе для автотракторной техники при ремонте магистральных нефтепроводов 4.28 MB
  Анализ современного состояния нефтепроводного транспорта Западной Сибири особенностей организации ремонтовнефтепроводов позволил сформулировать цель исследования:установление закономерностей влияния производственнотехнологических факторов на процесс потребления топлива автотракторной техники задействованной при ремонте магистральных нефтепроводов и разработки на этой основе методик управления запасами топлива и определения рациональной структуры парка топливозаправщиков Объект исследований процесс формированияпотребности в топливе...
39080. Оболочка Moodle; история создания, спецификация. Процессы в Linux. Идентификаторы процессов 28.16 KB
  Демоны Возможности тестовой системы MOODLE. Среда дистанционного обучения СДО Moodle это среда дистанционного обучения предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. СДО Moodle постоянно развивающийся проект основанный на теории социального конструктивизма.
39081. Управление процессами. Команды nice, nohup, kill, killall. Оболочка Moodle; архитектура, возможности 28.47 KB
  По мнению большинства исследователей занимающихся проблемами дистанционного обучения под последним следует понимать новую форму обучения базирующуюся на применении широкого спектра традиционных и новых информационных технологий а также технических средств которые используются для доставки учебного материала его самостоятельного изучения диалогового обмена между обучающимися и преподавателями и которая в общем случае некритична к их расположению в пространстве и контакту во времени. Вместе с тем эта новая специфическая форма обучения...