5485

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли. Цели изучения темы: получить представление об экономической деятельности и экономических отношениях, о предмете и методе экономической науки, проследить основные этапы...

Русский

2012-12-12

41 KB

20 чел.

Предмет и метод экономической науки. Основные этапы развития экономической мысли.

Цели изучения темы: получить представление об экономической деятельности и экономических отношениях, о предмете и методе экономической науки, проследить основные этапы развития экономической мысли, уяснить сущность основных экономических школ.

Основные термины и понятия: экономика, экономическая деятельность, предмет экономической науки, микроэкономика, макроэкономика, позитивная и нормативная экономика, метод логической (научной) абстракции, анализ, синтез, функциональный метод, метод индукции и дедукции, исторический и логический метод, метод аналогий, метод экономико-математического моделирования, экономический эксперимент, этапы экономического исследования, экономические категории, экономические законы, меркантилизм, английская классическая  политэкономия, марксизм, историческая школа, маржинализм, неоклассическая школа, институционализм, кейнсианство, монетаризм.

1. Понятие экономики, экономической деятельности, экономических отношений. Общественное воспроизводство.

2.Предмет экономической теории

3.Метод экономической теории.

Экономическая деятельность включает деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и нематериальных благ. Процесс воспроизводства продолжается непрерывно, так как непрерывно должны воспроизводиться экономические условия жизни людей: продовольствие, одежда, жилище и др.

Возникновение и развитие экономической науки связано с необходимостью постоянно решать проблему удовлетворения безграничных человеческих потребностей с помощью ограниченного количества ресурсов.

Экономическая теория – это наука о том, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения человеческих потребностей.

Экономическая теория включает два отдела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика исследует закономерности функционирования отдельных субъектов рыночной экономики: фирм, потребителей и т.п. Она решает вопросы о том, как наиболее рационально использовать ресурсы в пределах одной хозяйственной единицы.

Макроэкономика рассматривает национальную экономику в целом, изучает экономический рост, занятость, инфляцию, движение национального дохода и др. Ее задачей является изучение возможностей наиболее рационально использовать ресурсы в масштабах национальной экономики.

Различают позитивный и нормативный подходы к изучению экономической теории. Позитивный подход направлен на изучение объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, то есть имеет целью констатацию фактов. Он изучает связи между переменными, прогнозирует их изменения, но не дает никаких рекомендаций. Например, позитивный анализ позволяет установить зависимость между размером доходов, величиной налогов и расходами на потребление.

Нормативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения должествования, выяснения того, благоприятно или нет это экономическое явление. Например, утверждение «люди, имеющие больший доход, должны платить больший подоходный налог, чем люди с низким доходом» яляется нормативным. Здесь выносятся оценки: плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, формулируются рекомендации правительству. Нормативная экономика особенно сильно затрагивает интересы людей, поэтому резко возрастает субъективизм оценок.

Процесс и методы экономического исследования

Целью экономических исследований является раскрытие экономических законов развития отдельных хозяйственных субъектов (фирм, предприятий) и экономики страны в целом. В сущность явлений ученые-экономисты проникают с помощью определенных методов познания (метод в переводе с греческого означает «путь» к чему-либо, или «способ достижения цели»). Эти методы разработаны философией и совершенствуются по мере развития экономической науки. Знание и использование раскрытых экономической наукой законов позволяет проводить эффективную внутрифирменную политику и эффективное государственное регулирование экономики.

Экономическое исследование включает несколько этапов. Прежде всего, ученые определяют проблему исследования и выдвигают гипотезу – научное предположение, которое они собираются доказать. На следующем этапе происходит сбор фактического материала, отражающего экономические явления или процессы. Например: сбор информации об уровне доходов населения, о ценах на товары, об уровне национального дохода. Очень важно, чтобы информация была достоверной и достаточной по объему. На этом этапе используются эмпирический и статистический методы. Следующий этап экономического исследования – обобщение фактов, выявление существенных характеристик исследуемых объектов. Главным методом в данном случае является метод научной абстракции. Метод научной абстракции заключается в мысленном отвлечении от второстепенных деталей и выделении наиболее важных, существенных характеристик явлений или процессов. Например, отвлекаясь от конкретных различий предлагаемых в магазине продуктов – хлеба, конфет, соков – исследователь выделяет то общее, что им всем присуще – они продаются, то есть являются товарами. С помощью метода абстракции формируются экономические категории – формы осознания экономических явлений, отраженные в понятиях науки, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов. Примерами экономических категорий могут быть товар, стоимость, деньги, капитал и др. Последним этапом экономического исследования является раскрытие экономических законов, отражающих наиболее устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между явлениями или процессами экономической жизни. Например, закон спроса отражает наличие постоянной, устойчивой, повторяющейся связи между ценой товара и спросом на него. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем ниже спрос.

Методы изучения хозяйственной жизни и экономических явлений очень многообразны. Помимо уже упоминавшихся эмпирического, экономико-статистического методов и метода абстракции они включают: причинно-следственный (каузальный) метод, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, функциональный метод, исторический и логический метод, метод аналогий, метод экономико-математического моделирования, экономический эксперимент.

Суть причинно-следственного (каузального) метода заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.

Анализ представляет собой многоступенчатое, многоходовое мысленное расчленение изучаемых явлений на составные части для последующего отдельного исследования каждой из этих частей. В свою очередь синтез обеспечивает воссоздание целостной картины, соединяя отдельные части в целое. Анализ и синтез должны применяться экономической наукой в единстве. В экономической теории используются методы индукции (движение мысли от частного к общему) и дедукции (от общих положений к частным определениям).

В экономической теории очень важна роль функционального анализа, который рассматривает экономические категории не в «вертикальной» причинно-следственной связи, как в каузальном методе, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. В экономической жизни общества многие явления взаимосвязаны: спрос зависит от цены, стоимость от затрат на производство и т.п. Если одна переменная величина зависит от другой переменной величины, говорят, что между ними существует функциональная зависимость. Можно сказать: спрос есть функция цены. Цена – это независимая переменная или аргумент, а спрос – зависимая переменная, или функция. В экономике чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя категориями, а при этом остальные факторы предполагаются неизменными

Суть метода аналогии состоит в том, что свойства известных явлений в различных сферах познания человека переносятся на неизвестные явления в сфере функционирования экономики. Например, из физики экономическая наука заимствовала такие понятия, как «теория», «эластичность», «равновесие». Немало в экономической теории аналогий из сферы медицины, с помощью которых стало традицией объяснять закономерности функционирования экономики на макроуровне, словно речь идет о функционировании человеческого организма.

В экономических исследованиях используется метод экономико-математического моделирования, который позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений и их последствия. Успех экономико-математических методов в решающей степени зависит от применения компьютеров и использования соответствующего целям анализа программного обеспечения. Однако возможности этого метода имеют свои границы, так как не все явления и процессы в экономике и обществе возможно формализовать и перевести на экономический язык.

Экономические эксперименты имеют ограниченное применение, так как проводить эксперименты на живых людях, на человеческом обществе очень опасно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52770. Дії з десятковими дробами 59.5 KB
  Мета: - Систематизувати, узагальнити знання за темою: «Дії з десятковими дробами»; - закріпити вміння та навички учнів під час розв’язання вправ і задач; - розвивати пам'ять, увагу, пізнавальні здібності учнів; - виховувати вміння уважно слухати думку інших; - поважно відноситись до відповідей однокласників.
52772. Додавання та віднімання десяткових дробів 48 KB
  Мета уроку: повторити основний теоретичний матеріал за даною темою продовжити формувати практичні навики по розвязуванню вправ за даною темою; з метою активізації пізнавальної діяльності організувати роботу учнів на уроці у формі змагання між двома командами одного класу. Сьогодні учні ми проведемо з вами урок подорож по математичному океану. При допомозі піктограм трьох видів учні демонструють свій настрій на початку уроку. Учні пробують при допомозі вчителя сформулювати завдання уроку виходячи з теми уроку.
52773. Мандрівка до країни Десяткових дробів 121 KB
  Виконуючи різні завдання ми з вами побуваємо в різних містах країни Десяткових дробів і успішно прийдемо в місто гарних оцінок. Щоб потрапити до міста Усної лічби треба відгадати загадку: На базарі їх не купити На дорозі не зайдеш Їх не зважиш на терезах І ціни не підбереш знання Подивіться які гарні квіти ростуть в цьому місті. Щоб потрапити до міста Кмітливих треба відновити запис: 35 5 04 0 4187...
52774. Десяткові дроби і дії над ними 2.75 MB
  Дробова частина містить стільки цифр скільки нулів в запису знаменника звичайного дробу. 02 = 020 = 0200 = 5400 = 54 125080 = 12508 00980 = 0098 З двох десяткових дробів більше та у якої більша ціла частина. 32 41 092 102 45 3947 Для порівняння двох дробів з однаковими цілими частинами необхідно за допомоги приписування нулів праворуч зрівняти кількість цифр в дробовій частині після чого порівняти отриманні дроби порозрядно. З двох десяткових дробів більше та у якої більша ціла частина 32 41 092 102...
52775. Подорож до країни дробів. Позакласний навчально-виховний захід 1.35 MB
  Мета: прищеплювати інтерес до математики; формувати навички роботи з додатковою літературою; поглиблювати знання про дроби та розвивати навички виконання дій зі звичайними дробами. Селище ІСТОРИЧНЕ Дроби в Древнем Египте Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Первые дроби с которыми нас знакомит история зто дроби вида ; ; так называемые единичные дроби. Эти дроби мы находим прежде всего в египетских папирусах около 2000 лет до н.
52776. МНОЖЕННЯ ДЕСЯТКОВИХ ДРОБІВ 380.5 KB
  А як це зробити Отже мета уроку навчитися виконувати множення десяткових дробів та застосовувати набуті знання на практиці. Пояснювати правила множення десяткових дробів краще на конкретних прикладах розглянувши різні випадки. Звертаю увагу учнів на той випадок коли в результаті множення вийшла відповідь яка закінчується нулем.
52777. Розв’язання вправ з теми: «Дроби і ділення. Мішані числа» 583.5 KB
  Завдання учням: стрілочками встановити відповідність між номером завдання і відповідями. Самоперевірка завдання за наданим зразком. А б в Учні самостійно виконують завдання в зошитах під час перевірки пояснюють виконання завдань 2 3 2.
52778. Звичайні дроби. Розв’язування вправ 330.5 KB
  Аукціон розпродажу перепусток Хто швидше порахує Кожне завдання оцінюється в 1 бал з врахуванням швидкості виконання; хто перший виконав завдання додатково до загальної суми балів додає 3 бали другий 2 бали третій 1 бал. Що означають чисельник і знаменник дробів 3 5 і 7 12 взаємоперевірка в парах оцінку виставляє опонент; кількість балів 2 2. Математика 5 клас розділ Дробові числа рубрика Хочеш знати ще більше хто перший згадаєкількість балів 3 Третя зупинка: Стародавній Рим. Підсумок уроку Підрахунок балів...