5487

Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности

Реферат

Педагогика и дидактика

Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности. Понятие субъекта деятельности. Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности. Особенности освоения ребенком-дошкольником...

Русский

2012-12-12

52 KB

169 чел.

Развитие ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности.

  1.  Понятие субъекта деятельности. Показатели проявления субъектной позиции детьми дошкольного возраста в деятельности.
  2.  Особенности освоения ребенком-дошкольником субъектной позиции в разных видах деятельности.
  3.  Значение освоения субъектной позиции в деятельности для развития личности ребенка дошкольного возраста.

Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку (воспитывается ли тот в домашних условиях или в детском саду), осуществлять разные виды свободной деятельности – играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду.

Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное – развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, личностные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.  Т.Е как мы с вами говорили, ребенок -дошкольник наиболее полно развивается в собственно детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.  

Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека?

 В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом:

  •  ·эмоциональный компонент -выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
  •  · эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность
  •  деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Приведите примеры развития такой позиции человека (школьника подростка, студента, взрослого) на примере любого вида деятельности.

Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение), избирательная направленность (что это такое?); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Могут ли все эти качества проявляться уже в дошкольном возрасте? Докажите свою точку зрении, (приведите примеры).

И все же, как показывают исследования педагогов нашей кафедры Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.Н.Сомковой О.В.Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития,  включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем.

Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. ( как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными слонами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятелъностная. Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.   Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.

Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

·         интерес к деятельности;

·         избирательное отношение к разным видам деятельности;

·         инициативность и желание заниматься тем или иным видом    деятельности;

·         самостоятельности выбора и осуществления деятельности,

·         в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т.о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат..

С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л.С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения:

  •  в раннем возрасте – восприятие;
  •  в дошкольном возрасте – память;

- к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление

Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;  

3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

Рассмотрим их на примере игры. Игра наиболее привлекательный для детей вид деятельности. Это источник многообразных переживаний значимых для ребёнка, и, в то же время, средство развития других видов деятельности.

Специфика игры состоит в том, что действия осуществляемые ребенком в воображаемом плане неразрывно связаны с общением, направленном на их организацию и осуществление. Поэтому проявление ребенком позиции субъекта в игре заключается в самостоятельном выстраивании игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета, использовании коммуникативных умений в общении, направленных на согласование и реализацию замыслов, создание общего эмоционально-положительного фона игры. (Солнцева О.В.), 

 Давайте попробуем оценить насколько освоена субъектная позиция детьми ст.дошк. возраста на основе фрагмента сюжетно-ролевой игры. (монография «Маленькие граждане большого города» с114-115).

Свое своеобразие имеет элементарный труд детей, который, по мнению известного отеч. Психолога Б.Г.Ананьева является важным фактором развития личности не только взрослого, но и ребенка. Реальная жизнь малыша осуществляется в элементарных труд. действиях по самообслуживанию, где проявляется знаменитое «Я сам» как проявление самостоятельности и определенной автономности от взрослого. ( с.98-99 «Дошкольник и рукотворный мир).

Приведите примеры развития субъетных проявлений ребенка дошкольного возраста(возраст выберите самостоятельно) на основе игровой, элементарной трудовой или другой  деятельности.

В чем значение освоения дошкольником субъектной позиции в деятельности? Исследования последних лет убедительно показывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает ребенка уникальным, неповторимым, отличным от всех других.       Освоение личностью позиции субъекта деятельности обеспечивает удовлетворение базовых социальных потребностей - в активной деятельности и самовыражении, в общении и установлении отношений с другими людьми. Это позволяет утверждать, что освоение позиции субъекта деятельности - важнейший, в системе факторов эмоционального благополучия ребенка.

 Как показывают работы М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе именно освоение субъектной позиции обеспечивает успешность перехода ребенка к следующему возрастному этапу, обеспечивает целостность развития его личности. В свою очередь целостность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него деятельности. 

 Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий для развития ребенка как субъекту игровой, художественной, элементарной трудовой, культуры и деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.   Но всегда ли дошкольник может освоить ( и соответственно, занять) СП в деятельности? С чем это связано    

Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса. Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности».

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Т.О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10279. ГНОСЕОЛОГИЯ - критика и теория познания 39.57 KB
  ГНОСЕОЛОГИЯ философская дисциплина занимающаяся исследованиями критикой и теориями познания теория познания. В отличие от эпистемологии гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания исследователя к объекту познания
10280. Томас Гоббс - английский мыслитель 12.28 KB
  Томас Гоббс английский мыслитель последовательный материалист. Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых ...
10281. Движение - понятие, охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение 13.97 KB
  Движение понятие охватывающее в самом общем виде всякое изменение и превращение. Во-вторых движение в философии определяется как любое изменение. Движение в применении к материи – утверждал Ф. Энгельс это изменение вообще. В диалектическом материализме движение ...
10282. Диалектика ( искусство спорить, вести рассуждение) 38.94 KB
  Диалектика искусство спорить вести рассуждение один из основных методов философского познания мира базирующийся на столкновении тезиса и антитезиса. Цель диалектического метода попытаться разрешить этот конфликт путём рационального обсуждения. Предметом диа
10283. Демократическое общество 13.95 KB
  Демократическое общество это свободное общество ориентированное на конкретного человека создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам общегуманистическим идеалам обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности создающее воз
10284. Детерминизм (определять, ограничивать) 13.64 KB
  Детерминизм определять ограничивать философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Детерминизм учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов включая все пр...
10285. Материалистическая диалектика 10.77 KB
  Материалистическая диалектика термин марксистсколенинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма. В более специальном диалектика развернутая в рамках диалектического материализма как общая теория развития лог...
10286. Философия Индии 15.71 KB
  Под древневосточной философией понимают совокупность религиознофилософских систем существовавших в цивилизациях Китая и Индии. Сохранилось достаточное количество письменных источников дающих возможность составить представление о сущности и содержании древневос
10287. Философско-религиозные системы Древнего Китая 15.28 KB
  Культ умерших предков исходил из того, что человек наделён двумя душами: материальной и духовной . Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на Небо. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились таблички в честь умерших предков, проводились церемонии.