5489

Основные этапы развития экономической мысли

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Основные этапы развития экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическая мысль нерегулируемых рыночных отношений. Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений. Экономическая мысль...

Русский

2012-12-12

76.5 KB

117 чел.

Основные этапы развития экономической мысли.

1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

2.Экономическая  мысль нерегулируемых рыночных отношений.

3.Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений.

4.Экономическая  мысль  в современных условиях.

1.В своем развитии экономическая наука прошла долгий путь. Остановимся на основных этапах ее формирования.

Появление первых экономических концепций связано с именами античных ученых Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата «Экономикос» и «Доходы», Платона (428 – 347 гг. до н.э.), написавшего «Государство» и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике». Именно трактат Ксенофонта «Экономикос» дал первое название экономической науке: по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон. Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим хозяйством, Платон уделил особое внимание проблемам налогообложения, Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал. Он обосновал классификацию всех видов экономической деятельности на естественные (экономика), направленные на удовлетворение насущных потребностей людей (земледелие, ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные (хрематистика), направленные на обогащение, получение прибыли за счет бесчестных крупных торговых, ростовщических и посреднических операций. Аристотель заявлял, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

В период раннего средневековья вся экономическая жизнь регулировалась нормами религиозно-этического свойства. Правила хозяйственной жизни, установление «справедливых цен», достижение эквивалентного обмена опирались на изложенные в Ветхом и Новом Заветах принципы. Основными представителями средневековой экономической мысли являются Августин Блаженный (353 – 430) и Фома Аквинский (1225 –1274). Накопление золота и серебра, торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как небогоугодные, т.е. грешные явления.

Подлинный расцвет экономической науки начался в Западной Европе в XV-XVII вв., в период первоначального накопления капитала.Четыре столетия назад в ряде стран Западной Европы сформировалась рыночная экономика как общенациональное хозяйство. Сугубо прагматическая задача управления национальными рыночными

экономиками потребовала  адекватных научно обоснованных ориентиров и инструментов, которые  должна была выработать возникшая в это время  наука о законах развития национального рыночного хозяйства и об управлении этим развитием. Хотя многие товарно-денежные формы, включая капитал, и государственное воздействие  на хозяйственные процессы сопровождают  человеческую цивилизацию  с древнейших времен, только в период позднего средневековья появилась объективная необходимость в государственном управлении национальным экономическим развитием, а, значит , - в научном познании его закономерных тенденций. Особое влияние на  экономическую мысль позднего средневековья оказали  изменения духовно-нравственных ориентиров развития общества, которые произошли  в результате  Реформации. Прежние духовные ценности, созданные средневековой церковью, в результате Реформации уступили место индивидуалистскому и рациональному видению мира в духе кальвинизма и пуританства. Протестантская этика не осуждала богатство, как прежняя церковь, а восхваляла его, если  оно было результатом личных усилий и бережливости. В этот период появилась первая экономическая школа – меркантилизм. Предметом изучения меркантилистов была сфера обращения. Они считали богатством золото, а источником богатства – торговлю, а самыми полезными для государства людьми – купцов. Меркантилисты выступали за увеличение вывоза товаров за границу и ограничение их ввоза в страну. Меркантилисты обосновали экономическую политику протекционизма. Наиболее известными меркантилистами были англичанин Томас Ман (1571 – 1641) и француз Жан Батист Кольбер (1619 – 1683).

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен (1576 –1621) вошел в историю как автор следующего названия экономической теории: «политическая экономия». Он впервые использовал это название в 1615 г. в «Трактате о политической экономии» с которым  обращался к королю Франции. «Те, кто призван в государственное правительство, - писал он в «Трактате  о политической экономии» должны привести к славе, увеличению и обогащению своей страны». Автор подчеркивает, что личная инициатива граждан и рыночная мотивация не срабатывают в позитивном плане  автоматически, без адекватных действий государства.

В России на позициях меркантилизма стоял ученый И.Т. Посошков (1652 – 1726), а государственную политику меркантилизма проводил Петр I.

2.Французские учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Учёные – физиократы вместе с представителями английской классической школы (18 век) относятся к классикам политической экономии. Основоположниками английской классической политической экономии являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического», главная цель которого – увеличение своего богатства, собственная выгода. Но в условиях рыночной экономики существует механизм, который побуждает производителя, стремящегося к собственной выгоде, одновременно приумножать богатство общества. Ведь для того, чтобы товаропроизводитель мог получить прибыль он должен произвести товар хорошего качества и доступный по цене, иначе покупатель приобретёт товар у конкурента. Таким образом, производитель должен производить нужные для общества товары, к этому его ведёт «невидимая рука», как назвал А. Смит механизм самонастройки рыночной экономики. Свои научные взгляды А. Смит изложил в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), который стал принципиально важной вехой в истории экономической науки . Исследование Адама Смита. «Богатство народов» состоит из пяти книг, причем одна из книг посвящена государству. «Политическая экономия рассматриваемая как отрасль знания,  необходимая государственному деятелю или законодателю, ставит себе две различные задачи: во-первых обеспечить народу обильный доход, или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать их себе, во-вторых, доставлять государству или обществу доход, достаточный для удовлетворения общественных потребностей. Она ставит себе целью обогащение как народа, так и государя». В настоящее время Смит обычно предстает в учебниках как первооткрыватель «невидимой руки», улаживающей в рыночной экономике все проблемы, и крайне редко упоминаются  его разработки, касающиеся производительного и непроизводительного труда, разделения труда и трудовой стоимости. В современной научной и учебной литературе  игнорируются важнейшие моменты смитианской   политэкономической системы, Смит , в частности, отмечает, что все могущество «невидимой руки » улетучивается, если свободно-конкурентные начала рыночной экономики не защищаются «правилами игры», применение которых  обязательно и опирается на возможности государства. Реальная история, включая современную,  свидетельствует: сильной «невидимой руки» при слабом государстве не бывает.

У. Петти, А. Смит и их последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости. Они считали, что богатство создается не только земледелием, но и трудом всех других классов. Классики впервые выдвинули принцип экономического либерализма, включающий полную экономическую свободу личности и свободную конкуренцию.

В середине XIX века в Германии возникло альтернативное классической политэкономии направление экономической мысли, получившее название «немецкая историческая школа» К числу ее представителей относятся К. Книс (1821 – 1898), Г. Шмоллер (1838 – 1917), В. Зомбарт (1863 – 1940), М. Вебер (1864 – 1920). Предметом исследования ученых этой школы было все многообразие социально-экономических факторов, определяющих хозяйственную жизнь общества и экономическое поведение отдельных индивидов. Они критиковали классиков за их абстракции, абсолютизацию принципов экономического либерализма, сделали попытку опровергнуть основные теоретико-методологические упущения классической политэкономии. В то время этого сделать не удалось, и в начале ХХ века эта школа перестала существовать. Но благодаря этой школе зародилось социально-историческое направление экономической мысли, которое впоследствии развилось в социально-ориентированные концепции.

В последней трети XIX века в Германии появилось еще одно направление экономической мысли - марксизм, которое в значительной степени определило ход мировой истории в ХХ веке и сыграло роковую роль в судьбе России. Его основоположником был великий немецкий ученый экономист К. Маркс (1818 -1883), На основе трудовой теории стоимости он создал учение об эксплуататорском характере рыночного хозяйства (капитализма), «краеугольным камнем» которого было открытие прибавочной стоимости. Согласно марксистской теории только труд наёмных рабочих создаёт богатство общества, а прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы развития капитализма ведут к созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для гибели капитализма и переходу к социализму. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития капитализма, а попытка реализовать  В.И. Лениным и его последователями идею Маркса о построении идеального (коммунистического) общества в России обернулась неисчислимыми бедствиями для нашей страны.

В Х1Х столетии в  странах Европы был достигнут исторический максимум свободы предпринимательства, свобод граждан и свободы выбора вообще,  государство, общество и экономика занимали относительно четко очерченные собственные ниши. В таких условиях  началось формирование и развитие  неоклассического направления в экономике. Первые крупные произведения, заложившие основы неоклассической теории  принадлежали  англичанину Уильяму Джевонсу (1835 – 1882), австрийцам Карлу Менгеру (1840 – 1921), Фридриху фон Визеру (1851 – 1926) и Евгению фон Бем-Баверку (1851 – 1914) и французу Л. Вальрасу (1834 – 1910). Все они сохраняли в своих названиях словосочетание «политическая экономия» но по предмету, и методу , и по принятым предпосылкам анализа они во многом отличались от предшествующих политэкономических разработок. Применяемый ими метод исследования получил название субъективно-психологического, а школа получила название маржинализм. Маржиналисты изучили мотивы поведения потребителя, и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Разве можно, например, признать равными полезность одних единственных сапог, без которых нельзя выйти на улицу, с полезностью седьмой пары, если есть уже шесть. Очевидно, что полезность следующих – восьмой, десятой, сотой пары сапог будет оцениваться покупателем все ниже и ниже. На профессиональном языке эта закономерность получила название закона «убывающей предельной (маржинальной) полезности». Открытие этого закона изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям количество.

Следующее направление экономической теории получило название неоклассического. ». Между классикой и неоклассикой различий оказалось больше, чем общих черт, что потребовало  терминологической спецификации неоклассического направления; так появился термин «экономикс» Его основоположником был английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924). В 1890 г. вышел его учебник «Принципы экономики», в котором излагалось основное содержание неоклассической теории, четко прописывались признаки, отличающие  неоклассику от классической  политической экономии и вводилось новое (уже третье) название экономической науки «экономикс. В ХХ веке термин «экономикс» как название неоклассики получил повсеместное распространение  и в Европе, США.

Предметом анализа Маршалла является не  теория стоимости, как  у классиков, а теория цены,  механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. Маршаллу удалось «примирить» классическую политэкономию, которая считала, что стоимость определяется издержками производства товара и маржинализм, считающий, что стоимость определяется полезностью вещи. Маршалл показал, что на рынке встречаются две цены: цена предложения (определяемая издержками), которую предлагает производитель и цена спроса (определяемая полезностью вещи для покупателя), которую предлагает покупатель. В результате конкуренции происходит образование равновесной цены, которая устраивает как продавцов, так и покупателей.

3.Серьезной критике подвергли основные положения неоклассиков  институционалисты, школа которых возникла в конце XIX – начале XX века в США и развивается вплоть до настоящего времени. Институционализм называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и др.), а сложная, часто внеэкономическая природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются. Представителями институционального направления являются Торстейн Веблен (1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908). Институционалисты определяют объект экономического исследования как «институты» - структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Все институты своими корнями связаны с коллективной  психологией общества. Институционалисты рассматривают человека не изолированного, как в классической школе, а в зависимости от его среды поэтому «человека экономического» они заменили «человеком социологическим», находящимся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации». Эта ситуация, по мнению институционалистов, состоит из институтов в самом широком смысле этого слова, т.е. из совокупности писаных и неписаных законов, из совокупности учреждений, административных групп, которые содействуют её формированию. К числу институтов относятся такие явления, как государство, семья, профсоюзы, общественное мнение, мода, высшее образование и т.д. Институционалисты считают, что понять и правильно оценить тенденции развития общества можно лишь на путях междисциплинарного анализа, который, кроме экономики, должен включать социологию, политологию и др. гуманитарные услуги. Инстуционалисты выступают за необходимость ограничений стихийного развития рынка и государственное вмешательство. Разработанные институционалистами  инструмены государственого регулирования были использованы при выводе США из Великой депрессии.

Великая депрессия 1929-33 гг. показала неспособность рыночного механизма обеспечить нормальное функционирование экономики.

В этот период появляется новая экономическая теория, автором которой был англичанин Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). В 1936 г. он опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», где обосновал необходимость государственного регулирования экономики и предложил механизм этого регулирования. Эта теория получила название «кейнсианство», она была очень популярна вплоть до последней трети ХХ века. Но кейнсианство не сумело полностью вытеснить неоклассический подход. В 70-80 годы 20 века новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, теория общественного выбора) начинают теснить кейнсианство. Остановимся  на этих теориях более подробно.

Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то их критики акцентируют основное внимание на предложении товаров и услуг. В 70-е годы ХХ века сложилось особое направление  «экономика предложения», к числу представителей которого относятся такие ученые, как А.Лаффер, Дж.Гилдер, М.Эванс и др.Для оздоровления экономики, по их мнению, необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпорациям. Сокращение  дефицита государственного бюджета будет при этих условиях  способствовать оздоровлению экономики.

Сторонники  теории общественного выбора, сформировавшейся в 50- 60-е годы ХХ века (Дж. Бьюкенен и др.), критикуя кейнсианцев, поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Они сделали объектом своего анализа процесс принятия правительственных  решений. Это вторжение в новую для экономистов область исследования получило название «экономического империализма». Основная предпосылка   ученых этой школы состоит в том, что люди действуют в политической  сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет никакой непроходимой грани между бизнесом и политикой. Поэтому представители  теории общественного выбора  последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. «Рациональные политики», по их мнению, поддерживают  прежде всего те программы, которые способствуют росу их престижа и повышают шансы победы на предстоящих выборах. Таким образом, теория общественного выбора  попыталась более последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их не только на коммерческую деятельность, но и на государство.

На противоположных кейнсианству  подходах базируется неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации. Неолибералы исходят из двух основных положений: 1) Рынок является наиболее эффективной формой хозяйствования; 2) приоритетное  значение имеет  свобода субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия. К неолиберализму  обычно относят три школы: чикагскую (Милтон Фридмен); Фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард); Лондонскую(Фридрих фон Хайек). Чикагскую школу называют     «монетаризм», так как она отводит деньгам решающую роль в саморегулировании рыночной экономики, ставит деньги в центр макроэкономической политики. Главный теоретик монетаризма Милтон Фридмен (род. в 1912) формулирует основной принцип монетаризма таким образом: «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец». Задача государства в области управления экономической сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого банковского процента для борьбы с инфляцией.

Монетаристам противостоят неокейнсианцы и современные институционалисты, которые развивают теории своих основоположников.

В 1948 году вышел  в свет учебник американского профессора Пола Самуэльсона «Экономикс»,  за который  автор получил Нобелевскую премию.  Поль Самуэльсон сделал попытку объединить современные экономические школы – осуществил так называемый «великий неоклассический синтез». С тех пор экономикс расширил границы своего предмета. Он вышел  за границы обращения и стал рассматривать роль  государства  в обеспечении конкурентной среды, макроэкономической  среды ,а  также макродинамики (роста экономики как целого). Здесь уже налицо политэкономические подходы, пусть и корректируемые с предельностных (маржиналистских)  позиций. Причем, если микроуровневое,  собственно неоклассическое  ядро «экономикс» вполне сформировалось,то в отношении макроуровневой его составляющей споры различных школ продолжаются, ибо речь идет не о поведении индивида, а о действиях государства и выборе соответствующего вызовам времени вектора развития  экономики на рыночных началах.

4.

Постсоветская Россия сделала ставку на доминирующую на планете рыночную модель развития. Этот исторический поворот вновь вынес на повестку дня вопрос  об адекватной отечественным реальностям общей экономической теории. Российское общественное сознание оказалось «зацикленным» на «мэйнстримной » неоклассической парадигме; она стала и идейной основой государственной экономической политики, предопределив  главное содержательное наполнение вузовских учебных курсов. При этом были проигнорированы  реальности ведущих национальных экономик, являющихся экономиками смешанными, не говоря уже о приоритетных установках соответствующих правительств на защиту национальных интересов, которые можно защитить  средствами государственной экономической политики.

Рассмотрим пример Китая. Еще в 80-е годы  прошлого века, когда мало кто предвидел в обозримой перспективе распад СССР руководство КНР стало активно включать рыночные рычаги в механизм экономического развития, не отказываясь ни от целевых долгосрочных  макропрограмм, ни от политического системы, интегрируемой КПК. В результате в настоящее время сложилась смешанная экономика «с китайской спецификой» - с опорой на государственную собственность  и одновременным активным стимулированием частного предпринимательства (развитые же страны переходили к смешанной экономике на базе эволюции частной собственности, с помощью изменений «правил игры» в соответствии с требованиями времени).

Сложившаяся смешанная  экономика ориентирует китайских теоретиков и все звенья властной вертикали на поиск форм соединения марксистских и «экономиксовских» подходов. Соответственно, хотя  в вузах Китая главенствующей экономической дисциплиной остается марксистская политическая экономия, студенты не менее обстоятельно изучают микро- и макроанализ, экономическое моделирование и другие курсы, связанные с маржинализмом, сотни тысяч молодых китайских граждан получают образование в США и странах ЕС, в высшей школе которых сделан упор на «экономикс» .

Новейшая история КНР показывает, что реальный экономический процесс в конечном счете  предопределил сочетание  как в развиваемой экономической теории, так и в преподаваемой в высшей школе так теории трудовой стоимости, так и теории предельной полезности, как марксистской политэкономии, так и «экономикс». Китайская мудрость «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», воплотилась в отборе и использовании элементов разных составляющих всего мирового научно-экономического наследия, творческой адаптации к специфике страны и к главным  мирохозяйственным тенденциям.

Китайский опыт свидетельствует о несостоятельности контрастных, «черно-белых» подходов к оценке экономико-теоретических направлений и школ.

Современные  смешанные экономические системы становятся настолько сложными и многообразными, что без гибкого сочетания различных методолого-теоретических приемов трудно найти эффективные решения практических управленческих проблем.

Можно сказать, что реальная смешанная экономика становится основой

«смешанной теории». В китайском варианте основу последней составляет марксистская политэкономия, обеспечивающая  системно-пространственное и системно-временное видение экономики, тогда как другие экономико-теоретические направления служат решению локально-функциональных задач – задач оптимизации рыночного механизма и поведения «экономического человека».

Рубеж ХХ- ХХ1 столетий отмечен резким усилением политэкономических аспектов исследования проблем развития национальных хозяйств и мирового хозяйства.

Поиски российской модели развития рыночной экономики, гарантирующей конкурентоспособность отечественного производства и защиту интересов страны в условиях глобализации, продолжаются. Ученые, предприниматели и государственные деятели  спорят сегодня о национальных интересах России и методах их реализации.

Среди печальных результатов постсоветского реформирования выделяются деградация количественно-качественных параметров человеческого потенциала, дезинтеграция  единого экономического пространства страны и ущербность рыночной инфраструктуры национальной экономики. Ясно, что прогресс по всем трем направлениям невозможен без активного воздействия государства.

Российская (постсоветская) рыночная модель в отличие от современных западных моделей сформировалась под решающим влиянием неоклассического постулата «чем меньше государства, тем лучше», а также   противодействия  самой постановке вопроса о национальных интересах со стороны коррумпированных чиновников и крупного бизнеса .

Один из главных уроков всемирной истории экономического развития  состоит в том, что сами по себе рыночные принципы хозяйствования вовсе не гарантируют  хозяйственный прогресс и социальную стабильность. Хотя  подавляющее большинство из более чем 200 стран современного мира имеют рыночную экономику, лишь 30 из них, согласно классификации МВФ относятся к развитым.

Как ликвидировать нынешнее отставание от них России и обеспечить мирохозяйственную конкурентоспособность отечественных товаров и услуг? Политическим решением по этому поводу является перевод нашей экономики на инновационный путь развития. Соответствующую стратегию можно считать обоснованной политэкономически. Государство должно превратить инновационное поведение в выгодное и бизнесу, и обществу, и каждому его члену. В  этом смысле успешная реализация  инновационной стратегии социально-экономического развития  России означала бы реализацию её главного национального интереса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60878. Лексика. Росіянізм, калька, покруч 95.5 KB
  Русизми це окремі російські слова найчастіше з українізованою вимовою наприклад: тормозити замість гальмувати порівняйте рос. Затребуваний і кальковані від нього слова: запитаний запотребуваний затребований восребуваний витребуваний.
60880. Опера М.И.Глинки Иван Сусанин 25.58 KB
  Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства
60881. Общие методы решения уравнений 64.5 KB
  Цель урока: формировать способность к обобщению знаний учащихся о методах решения уравнений; способствовать дальнейшей отработке знаний и умений применять общие методы при решении уравнений.