54907

План анализа стихотворения для урока литературы

Доклад

Педагогика и дидактика

Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...

Русский

2014-04-02

30 KB

0 чел.

План анализа стихотворения для урока литературы

Один из вариантов анализа стихотворного текста:

 Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…

 Восприятие:

 Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?

 Истолкование:

Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии:"Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.

 Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

 Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).

 Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

 Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.

 Оценка:

 Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15917. Пределы субъективного вменения в уголовном праве 234 KB
  Якушин В.А. Габидуллин М.С. Пределы субъективного вменения в уголовном праве. Ульяновск 1997. От авторов Субъективная сторона преступления относится к числу сложных и важных проблем уголовного права. Некоторые аспекты ее на сегодняшний день исследованы лишь фрагме
15918. Субьективное вменение и его значение в уголовном праве 1.53 MB
  В. А. Якушин Субъективное вменение и его значение в уголовном праве Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти: ТолПИ 1998 стр 296. I8ВN5230164667 В монографии с учетом и на основе достижений в области философии и психологии теори...
15919. Обратная сила уголовного закона 1.08 MB
  АССОЦИАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Теория и практика уголовного права и уголовного процесса А. Е. Якубов ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СанктПетербург Юридический центр Пр...
15920. Совокупность преступлений по советскому уголовному праву 543.5 KB
  Яковлев А.М. Совокупность преступлений по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат. 1960. [1] ЕДИНОЕ ЕДИНИЧНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ [1.1] 1. Конкретизированность однородность и разнородность действий. Совместимость действий [1.2] 2. Конкрет
15921. Злочинність неповнолітніх причини наслідки шляхи запобігання 1.54 MB
  Даний навчальний посібник має за мету надати необхідну інформацію про причини та наслідки злочинності неповнолітніх, запропонувати нові підходи щодо її зниження на ґрунті використання методів мікрокримінологічного аналізу й проактивних методів управління ситуацією
15922. Оценка малозначительности деяния 155 KB
  Якименко Н.М. Оценка малозначительности деяния: Учеб.пособие . Волгоград 1987. 28 c. Согласно ч. 2 ст. 7 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик ч. 2 ст. 7 УК РСФСР не является преступлением действие или бездействие хотя формально и содержащее призна...
15923. Расследование организованной преступной деятельности 1.06 MB
  УДК 343.132 ББК 67.52 Я14 Моему ученику и коллеге по научным интересам В.И. Куликову безвременно ушедшему из жизни посвящаю эту книгу Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности М.: Юристъ 2002. 172 с. Библиотека следователя. 15ВЫ 5797504774 В книге раскр
15924. Практикум по криминалистике 4 MB
  Практикум по криминалистике Учебное пособие Под редакцией проф. Н. П. Яблокова Рекомендовано Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова Издательство БЕК Москва. 1995 ББК 67.99294 К 82 Коллектив авторов: В. Я. Колдин В.В. Крылов М....
15925. Криминалистика. Учебник 3.29 MB
  КРИМИНАЛИСТИКА Издание второе переработанное и дополненное Учебник отражает современное состояние криминалистики как науки учебной дисциплины криминалистической практики и последние достижения в этих областях. Его авторы в основном придерживаясь традиционно