54907

План анализа стихотворения для урока литературы

Доклад

Педагогика и дидактика

Итак Восприятие: Какое впечатление произвело на вас стихотворение Чем привлекло среди других произведений поэта его современников авторов обращавшихся к этой теме Какие картины возникают в вашем воображении когда вы читаете стихотворение Как лучше его читать вслух или про себя Почему Каким настроением проникнуто произведение Меняется ли оно Почему Истолкование: Тема стихотворения ситуация воплощенная в произведении которая иногда может быть обозначена уже в названии: Весенняя гроза К морю Незнакомка ; иногда название...

Русский

2014-04-02

30 KB

0 чел.

План анализа стихотворения для урока литературы

Один из вариантов анализа стихотворного текста:

 Скажем сразу, что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…

 Восприятие:

 Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?

 Истолкование:

Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии:"Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.

 Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

 Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).

 Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

 Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения новое, не свойственное ему значение.

 Оценка:

 Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45250. Информационное, организационное и финансовое обеспечение ПР- акции 28 KB
  Информационное организационное и финансовое обеспечение ПР акции 1. Формы опосредованной маркетинговой коммуникации нередко играют важнейшую роль в обеспечении акции. 3 этап формирование плана в основе которого лежат конкретные ПР-акции которые должны быть спланированы по времени и иметь свое отражение в СМИ репортажи интервью аналитический обзор и т. Организационное обеспечение также предполагает написание сценарного плана акции который включаете: а открытие акции включая представления гостей б содержание и последовательность...
45251. Представительские акции в ПР-технологиях: функции, формы, этапы подготовки 22.5 KB
  Представительский обед 7-8 часов вечера прибытие по приглашению не более чем за 10 минут до начала не опаздывать; 1 банкетный стол или несколько; приглашение с указанием места; правила рассадки – дамы и кавалеры сидят последовательно; приветственные тосты и рассадка от самых серьезных по убыванию. Время проведения около часа с переменой блюд: горячий стол музыкальная пауза сладкий стол кофе уход. Фуршет перед началом возможны некоторые объявления пока не сели за стол.
45252. Презентация как форма PR-акции: функции, этапы разработки и реализации 33 KB
  Полная готовность к проведению презентации –11 часов на час раньше назначенного времени – остается время на устранение мелких неполадок и недочетов. Приглашенных встречает первое лицо и ведущий презентации. Модератор ведущий выступает с предварительной речью приветствие и обращение к аудитории оглашение тем презентации представление участников президиума оглашение регламента проведения презентации представительский блок. Примечание: Все участники президиума имеют на руках специально подготовленные папки с материалами презентации...
45253. Ярмарка как форма ПР акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 29.5 KB
  Ярмарки –- это регулярно организуемые оптово-розничные рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения где значительное количество экспонентов реализуют характерные услуги и товары одной или нескольких отраслей. Ярмарки имеют множество сходных признаков и характеристик деятельности с выставками однако на ярмарках производится не только демонстрация выставочных образцов но и прямая продажа продукции посетителям как оптом так и в розницу. Ярмарки зародились как мероприятие рыночного характера основной целью которого являлся сбыт....
45254. Выставка как форма ПР-акции: функции, классификация, этапы разработки и реализации 30.5 KB
  Выставки позволяют наглядно показать каких достижений добилась организация показать фирму с наиболее выгодной стороны и заинтересовать потенциальных потребителей. Функции: организация выставки вызывает у общественности мнение что фирма обладает положительными качествами: солидность успешность компетентность авторитетность. создание благоприятного общественного мнения о фирме в рамках выставки. Для чего проводятся мероприятия: освещение выставки в СМИ интервью доклады выступления с сообщением о деятельности фирмы качествах...
45255. Участие в выставке как В ПР акция: этапы организации, содержание информационной поддержки 31 KB
  Выбор конкретной выставки. стадия работы выставки работа в ходе функционирования выставки 5. Завязывание контактов в деловом мире страны-организатора выставки. Предоставление необходимой информации о самой фирме и ее продуктах формирование у потребителей знаний о конкретном товаре или услуге; формирование положительного имиджа фирмы доброжелательного отношения к ней поддержание репутации строительной фирмы на определенном этапе; поиск новых партнеров или агентов; формирование потребностей и стимулирование сбыта продукта; позиционирование...
45256. Выставочный стенд как форма ПР-коммуникаций: маркетинговые задачи, предметный формат, содержательное оформление 26 KB
  Маркетинговые задачи: Стенд это образ фирмы-экспонента в миниатюре воплощающий его общую предпринимательскую культуру. Отразить лицо фирмы.Иметь свое лицо название фирмы эмблема графическое изображение цвета что помогает идентификации фирмы и создает предпосылки для ее узнавания в будущем. Структура стенда: руководитель стенда документальное обеспечение представительские контакты с выставочным комитетом представление фирмы перед СМИ несколько стендистов рядовая публика привлечение к стенду и менеджер по продажам работа с...
45257. Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации 28 KB
  Антикризисная стратегия фирмы: этапы формирования и реализации Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Реагирование на кризис: выявление сути проблемы идентификация источника выявление ключевых аудиторий расчет издержек информирование публичное заявление для СМИ...
45258. СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы 28 KB
  СМИ как ресурс реализации антикризисной программы фирмы. Кризис это событие по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий в том числе акционеров политиков профсоюзных организации движений в защиту окружающей среды которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Необходимо работать со СМИ они склонны искать и транслировать сенсации конфликты неоднозначные оценки слухи и т. Для СМИ важно кто первый обнародует сенсационный...