54911

РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...

Русский

2014-03-20

109.5 KB

24 чел.

План конспект урока №  ___  

по теме: «РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I».

Учебник:  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

Образовательные: 

  •  определить цели, задачи, осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги;

Воспитательные: 

  •  указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка (Павла I) от родителей (постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям, неконтролируемая самостоятельность, ожидание подходящего случая все изменить);
  •  вызвать сочувствие к судьбе простых людей (крестьян) и указать на то, что облегчение жизни людей зачастую зависит от отношения и готовности правителя к постепенному разрешению данного вопроса (на примере попыток и указов Павла I облегчить жизнь крестьян);
  •  вызвать уважение к смелости и доблести русских воинов, преодолевавших неприступные преграды;
  •  указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным могут привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;
  •  на примере убийства Павла I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;
  •  формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Павла I.

Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в  разных видах наглядности (выбрать).

Задачи:

  •  объяснение исторических терминов и понятий
  •  работа с историческими документами
  •  работа с исторической картой
  •  работа со сравнительной таблицей

Оборудование урока:

  •  компьютер и проектор

Вопросы учителя

Предположительные ответы учащихся

Проверка домашнего задания

  1.  Фронтальный опрос
  •  Назовите тему предыдущего урока?
  •  Что такое коалиция?
  •  Сколько русско-турецких войн произошло во время правления Екатерины II и когда?
  •  Кто был инициатором начала русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.?
  •  Кто был назначен главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.?
  •  Что стало результатом издания в 1783 году Екатериной II манифеста о прекращении существования Крымского ханства?
  •  Назовите русских полководцев и флотоводцев, прославившихся в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
  •  Что такое буферное государство?

  •  Сколько было разделов Польши и когда?
  •  Какое сражение решило исход русско-шведской войны 1788-1790 гг.?
  •  Что такое нейтралитет?

  •  Внешняя политика Екатерины II
  •  Коалиция – это союз (военный, между государствами).
  •  В правление Екатерины II было две русско-турецких войны, проходивших 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг.
  •  Обе русско-турецких войны начала Турция.

  •  Главнокомандующим русской армией был назначен полководец П.А.Румянцев-Задунайский.
  •  В результате издания манифеста 1773 года весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.
  •  Полководцы А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, М.И.Кутузов, флотоводец Ф.Ф.Ушаков.
  •  Буферное государство это небольшое или независимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.
  •  Разделов Польши было три: в 1772, 1793 и в 1795 годах.
  •  Исход русско-шведской войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 г.
  •  Нейтралитет – это отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте.
  1.  Работа по карточкам
  •  Назовите основные задачи (направления) внешней политики Екатерины II

  •  Перечислите территории, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?

  •  Какие условия должна была выполнить Турция по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?

  •  Какие события послужили поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.?

  •  Назовите условия Ясского мирного договора 1791 г. между Россией и Турцией.

  •  Перечислите важнейшие результаты внешней политики Екатерины Великой.

  •  Выход России к Черному морю;
  •  Возвращение в состав России украинских и белорусских земель;
  •  Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике
  •  По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. к России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
  •  По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. Турция была вынуждена признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море.
  •  Переворот в Крыму в пользу открытого ставленника Турции;
  •  Манифест Екатерины II о прекращении существования Крымского ханства;
  •  Демонстративное путешествие Екатерины II в Крымские владения в сопровождении австрийского императора
  •  Отказ Екатерины II выполнить требования ультиматума султана о возвращении Крыма, восстановлении власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Дарданеллы.
  •  По условиям Ясского мирного договора 1791 г. границей между Россией и Турцией стала река Днестр. Турция признала все завоевания России и Северном Причерноморье.
  •  Рост территории России за счет присоединения завоеванных земель (Правобережная Украина, Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке);
  •  Увеличение населения Российской империи с 22 до 36 млн. чел.;
  •  Начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу;
  •  Выход России к Черному и Средиземному морям, к Тихому и Атлантическому океанам.
  1.   Индивидуальный опрос:
  •  Расскажите классу о личности А.В.Суворова и его роли в истории нашей страны.
  •  Расскажите ход русско-турецкой войны 1768-1774 гг., используя карту.
  •  Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

  •  Укажите на карте территории и крепости, отошедшие к Российской империи по Кючук-Кайнарджийскому договору.
  •  Расскажите ход русско-турецкой войны 1787-1791 гг., используя карту.
  •  Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
  •  Используя карту, укажите территории, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г

  •  Презентация о личности А.В.Суворова (1730-1800).

  •  Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
  •  Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте

  •  Территория между Южным Бугом и Днепром с крепостями Кинбурн, Керчь, Еникале, Азов, Кабарда на Северном Кавказе
  •  

Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам

  •  Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
  •  Северное Причерноморье, Крым, земли между Южным Бугом и Днестром, по которому устанавливалась граница
  1.  Беседа с учащимися по вопросам:
  •  Чем вы можете объяснить успешный для России ход русско-турецких войн?

  •  В чем вы видите главную причину победы русских войск на Кинбурнской косе? Для ответа используйте документ на стр. 204.

  •  Согласны ли вы с утверждением, что Екатерина II была вынуждена согласиться на раздел Речи Посполитой? Если да, то почему?
  •  Как вы считаете, почему Екатерина II отказала Англии в просьбе о помощи для борьбы с американскими повстанцами, а позднее и вовсе признала независимость США?
  •  Как вы понимаете высказывание А.В.Суворова «Легко в учении – тяжело в бою»?

  •  Успешный ход русско-турецких войн для России объясняется правильным назначением командного состава, умелым ведением военных операций и храбростью русских воинов.
  •  Главная причина победы русских войск на Кинбурнской косе заключалась в том, что к русским войскам вовремя подоспело подкрепление, а также в храбрости русских войск и умелом командовании ими А.В.Суворова.
  •  Да. Существовала угроза заключения союза Турции с Австрией против Речи Посполитой, поэтому Екатерина II согласилась на раздел, несмотря на то, что королем Польши был ее ставленник

России.

  •  Потому что поддержка колоний была выгодна России: интересы Англии были задеты, в то же время, между Россией и Америкой была заложена основа для развития отношений.
  •  Чем упорнее и прилежнее учишься, тем легче будет решать и выполнять поставленные перед тобой задачи.
  1.  Заполнение таблицы:
  •  Заполните таблицу разделов Речи Посполитой на доске.

Год/Страна

Россия

Пруссия

Австрия

1772 г.

1793 г.

1795 г.

Год/Страна

Россия

Пруссия

Австрия

1772 г.

Вост. Белоруссия, часть Ливонии

Поморье

Галиция

1793 г.

Белоруссия с Минском и Правобережная Украина

Балт. побережье Польши с Гданьском, Великая Польша с Познанью

-

1795 г.

Осн. часть Литвы, Зап. Белоруссия, Зап. Волынь, Курляндия.

Центр. Польша с Варшавой

Малая Польша с Люблином

Работа учителя

Деятельность учащихся

Тема: Россия при Павле I.

I. Внутренняя политика Павла I.

1. Изменение порядка престолонаследия. Слайд № 1. 

Таблица: прежний порядок престолонаследия, введенный Петром I  в 1722 г. → новый порядок по закону 1797 г.

  •  Выявить и разъяснить причины введения и правила нового порядка престолонаследия, используя документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212.

2. Крестьянский вопрос. Слайд № 2. Картинки «Русские крестьяне в 1810-е гг.» и «Барщина. Гравюра. 1798 г.».

  •  Разъяснить ученикам, что такое гравюра, как новое слово и новый вид иллюстрации. Записать слово на доске.

  •  Слайд №3. Определить основные меры, предпринятые Павлом I в отношении крестьян:

1) отмена правил, запрещавших крестьянам жаловаться на своих хозяев;

2) назначение «приемных дней» для крестьян;

3) установка возле дворца специального ящика для челобитных крестьян, который император открывал собственноручно;

4) запрет телесных наказаний лиц, достигших 70 лет;

5) выделение каждому государственному крестьянину надела размером в 15 десятин;

6) создание для государственных крестьян особого сословного управления;

7) замена обременительной для крестьян хлебной подати денежным сбором;

8) ограничение барщины тремя днями в неделю;

9) запрет привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни;

10) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.

  •  Ознакомить учеников с историческим документом «Из манифеста Павла I 1797 года» о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни на стр. 212 учебника.

  •  Слайд № 4. «Манифест о трехдневной барщине», Российская почтовая марка 2004 г. «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине» (к 250-летию со дня рождения императора).
  •  Слайд № 5. Фрагмент «Оды государю императору Павлу Петровичу» С.В.Руссова, написанной к первой годовщине царствования Павла I:

Крестьян на тяжку призрел долю,

На пот их с кровию воззрел,

Воззрел и дал им полну волю

Свободным в праздник быть от дел;

Рассек на части их недели,

Чтоб три дня барщину потели,

А три дня жали свой загон;

Детей и сирых бы кормили,

А в праздник слушать бы ходили

Святой божественный закон

3. Ограничение дворянских прав и привилегий. Слайд №6.

Объяснить причины, побудившие Павла I проводить «антидворянскую политику»:

1) явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям;

2) запрет свободного перехода из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената;

3) обложение дворян налогами на содержание местной администрации;

4) ограничена «свобода дворянских собраний», ставших именоваться «дворянский набор»;

5) отмена права дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу (можно только после разрешения губернатора);

6) возобновилось наказание палками дворян – унтер-офицеров

  •  По просьбе учителя обращаются к своим знаниям о прежнем порядке престолонаследия, введенном Петром I в 1722 году, когда император сам назначал себе наследника;
  •  Записывают в тетрадь причины (любовь Павла I к законности, необходимость избавиться от неопределенности в преемстве престола) введения нового порядка престолонаследия;
  •  Читают за учителем документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212 учебника. Вместе с учителем делают вывод из прочитанного документа.
  •  Фиксируют со слайда №1 в тетрадь в виде таблицы правила прежнего и нового порядка престолонаследия (права на престол не по назначению, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии).
  •  Внимательно рассматривают и анализируют картинки, демонстрирующие быт русских крестьян конца XVIII-начала XIX вв. (слайд № 2) 
  •  По просьбе учителя называют уже знакомые им виды иллюстраций. Слушают разъяснение учителя о новом виде иллюстрации – гравюра и записывают новое слово в словарь:

Гравюра – (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) – вид графического искусства, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

  •  По слайду №3 определяют основные меры, предпринятые Павлом I по отношению к крестьянам.
  •  Записывают в тетрадь дату принятия Манифеста о трехдневной барщине – 5 апреля 1797 г.
  •  Фиксируют вывод, сформулированный учителем в тетрадь:
  •  Павел I – первый российский император, предпринявший реальную попытку ограничения крепостного права в России.

  •  Читают документ на стр. 212 учебника о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни. Вместе с учителем ищут в тексте документа объяснение появления данного закона и обсуждают правильность его принятия.
  •  Рассматривают картинки на слайде № 4  - «Манифест о трехдневной барщине» (оригинал), Российская почтовая марка «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине».

  •  Один из учеников (наиболее способный к чтению) выходит к проектору и зачитывает со слайда № 5 стихи, воспевающие  Манифест о трехдневной барщине, написанные одним из придворных поэтов.

  •  По просьбе учителя ученики вспоминают основные положения «Жалованной грамоты дворянства» Екатерины II.
  •  Слушают рассказ учителя о сущности «антидворянской политики» Павла I.
  •  Записывают в тетради определение понятия «антидворянская политика» - политика Павла I, направленная на ограничение привилегий дворянского сословия (слайд №6).

II. Внешняя политика Павла I.

  •  Рассказать о внешнеполитическом положении России в начале правления Павла I и его воззрениях на ведение внешней политики.
  •  Слайд № 7. Итальянский и Швейцарский походы русской армии во главе с А.В.Суворовым

  •  Слушают рассказ учителя о внешнеполитическом положении России к началу правления Павла I, о воззрениях Павла I на внешнюю политику.
  •  Следят по исторической карте на слайде № 7 за действиями армии под командованием А.В.Суворова, осуществлявшей Итальянский и Швейцарский походы и фиксируют в тетрадях места важнейших сражений.

III. Заговор 11 марта 1801 г.

  •  Выявить причины недовольства Павлом I среди господствующих слоев России

  •  Описать ход событий в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. (отказ императора Павла I отречься от престола, убийство Павла I, версии причины смерти императора), используя слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге».

  •  Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Павла I среди господствующих слоев:

1) непредсказуемость императора;

2) отстранение от власти «екатерининских стариков»;

3) ограничение прав помещиков над крестьянами;

4) ограничение дворянских прав и привилегий;

5) увеличение числа наказаний, их жестокость и расширение категории лиц, могущих быть подвергнутыми наказаниям;

6) объявление о прекращении в марте 1801 г. всяческой торговли с Англией.

  •  Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., рассматривая слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге – место убийства Павла I».
  •  Записывают в тетрадь дату последнего дворцового переворота.

IV. Итоги внутренней и внешней политики Павла I.

  •  Слайд №9. Подвести итоги правления Павла I.

  •  Совместно с учителем класс подводит итоги правления императора Павла I, используя документ на стр. 213 «Современный историк Р.Мак-Грю о Павле I».
  •  Отмечают в тетради основные итоги внутренней и внешней политики Павла I (слайд №9):

1) урегулирование проблемы престолонаследия;

2) создание строго централизованной системы управления, сфокусированной на царе;

3) положено начало замены коллегиальной системы управления министерской;

4) предприняты меры, облегчавшие жизнь народа (снижение цен на продовольствие, регулирование крестьянского вопроса);

5) ведение непоследовательной дипломатической, но в целом успешной внешней политики в Италии и Швейцарии.

V.Домашнее задание:

§29. Россия при Павле I (стр. 205-214):

  •  Выучить понятия, термины по теме.
  •  Подготовить презентацию о личности императора Павла I.
  •  Подготовить доклад о переходе русской армии через Альпы.
  •  Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 211.
  •  Прочитать документы на стр. 212-214.
  •  Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 214).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33070. Філософія Нового часу 17.08 KB
  Як і більшість мислителів Нового часу він вважав що завдання філософії створити новий метод наукового пізнання переосмислити завдання науки. Він вказував що правильно знати це знати опосередковано причинами і закликав застосовувати такі нові методи пізнання як індукція дедукція експеримент. Такий метод на думку Бекона мало придатний до пізнання. Усяке пізнання і усякий винахід повинні спиратися на досвід тобто повинні рухатися від вивчення поодиноких фактів до загальних положень.
33071. Рене Декарт 13.65 KB
  У теорії пізнання він розвиває раціоналізм тобто вчення згідно з яким розум думка визнаються найвищою цінністю. Метод наукового пізнання який Декарт розглядає в своїх працях Міркування про метод Правила для керівництва розумом називається аналітичним. Цей метод вимагає ясності і чіткості пізнання розчленування об'єкту на складові частини і вивчення їх руху думки від простого до складного. У теорії пізнання Спіноза розвиває раціоналізм.
33072. Просвітництво 13.8 KB
  Класичним філософом французького Просвітництва був Вольтер 16941778 головні ідеї якого викладені у працях: Філософські листи 1734 Метафізичний трактат 1734 Роздуми про людину 1737 Філософський словник 1764 Філософія історії 1765 та ін. Головне завдання своєї філософії Вольтер вбачає в розвінчуванні релігійної догматики що заважає людям будувати щасливе життя культивуючи неуцтво неосвіченість фанатизм брехню. У філософії природи Вольтер послідовник Ньютона. У теорії пізнання Вольтер прагнув поєднати сенсуалістичний...
33073. Класична німецька філософія 14.81 KB
  Німецька класична філософія охоплює порівняно короткий період який обмежений 80ми роками XVIII століття з одного боку і 1831 роком роком смерті Гегеля з іншою або пізнішою антропологічною матеріалістичною філософією Фейєрбаха який проте увійшов до протиріччя з основним характером німецької філософії цього періоду її ідеалізмом. Основними представниками цієї філософії були основоположник її Иммануил Кант його послідовник Фихте Шеллинг супротивник кантіанської філософії Георг Вільгельм Фрідріх Гегель. Що стосується загальної...
33074. Родоначальником німецької класичної філософії є Іммануїл Кант 13.37 KB
  До Канта вважали що пізнання є результатом дій на людину зовнішніх чинників. Кант перевернув це співвідношення: він проголосив що пізнання і знання є результатом людської насамперед розумової активності. Аналогія з коперниканським переворотом тут цілком очевидна: Коперник зрушив Землю яку до того розглядали нерухомим центром Всесвіту а Кант зрушив людину поклавши край її пасивності.
33075. Система і метод філософії Гегеля 13.77 KB
  Вихідним пунктом філософської концепції Гегеля є тотожність буття та мислення. Мислення з точки зору Гегеля є не лише суб'єктною людською діяльністю а й незалежною від людини об'єктивною сутністю першоосновою всього сущого. Мислення стверджує Гегель відчужує своє буття у формі матерії природи яка є інобуттям цього об'єктивно існуючого мислення або абсолютної ідеї. При цьому Гегель розглядає мислення абсолютну ідею не як нерухому незмінну першосутність а як процес неперервного розвитку пізнання як процес сходження від нижчого до...
33076. Глибоким критиком ідеалістичної системи Гегеля став Л. Фейєрбах, його сучасник, учень, який, однак, не став послідовником свого вчителя 13.54 KB
  Великі зміни в історії суспільства вважав філософ пояснюються змінами форм релігії. Будучи глибоким критиком релігії що існувала на той час Фейєрбах намагався створити свою нову релігію в якій замість культу Бога буде панувати культ людини і любові. Фейєрбах запропонував відмінне від традиційного розуміння філософії її минулого та сучасності ролі в суспільстві і ставлення до релігії. Водночас і сама філософія повинна змінитися: вона не має стати простим чи негативним в гегелівському розумінні запереченням релігії.
33077. Загальна характеристика сучасної світової парадигми 14.29 KB
  Характерна ознака цієї філософії безмежна віра в розум. Особливістю класичної філософії також те що розглядаючи людину та історію вона сконцентрувала свою увагу навколо проблеми свободи та інших гуманістичних цінностей і стверджувала необхідність раціонального пізнання загальнолюдських моральних принципів та ідеалів. Для сучасної філософії характерні такі суттєві риси. цей стиль філософствування починає домінувати в західній філософії; філософію мислення замінює філософія життя .
33078. Прагматизм 12.09 KB
  Дьюі 18591952 вважають що філософія повинна займатись не проблемами філософів а “людськими проблемами†тобто цілями та засобами їх вирішення і таким чином повинна бути перетворена в інтересах того що є вигідним для життя людини. Людина повинна діяти у ірраціональному світі та спроби досягнути об’єктивної істини є безглуздими.