54911

РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: комбинированный Цели урока: Образовательные: определить цели задачи осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги; Воспитательные: указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка Павла I от родителей постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям неконтролируемая самостоятельность ожидание подходящего случая все изменить; вызвать сочувствие к судьбе простых людей крестьян и указать на то что облегчение жизни людей зачастую зависит от...

Русский

2014-03-20

109.5 KB

27 чел.

План конспект урока №  ___  

по теме: «РОССИЯ ПРИ ПАВЛЕ I».

Учебник:  А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока:  комбинированный

Цели урока:

Образовательные: 

  •  определить цели, задачи, осветить основные направления внутренней и внешней политики Павла I и подвести ее итоги;

Воспитательные: 

  •  указать на возможность негативных последствий изоляции ребенка (Павла I) от родителей (постепенно формирующаяся враждебность по отношению к родителям, неконтролируемая самостоятельность, ожидание подходящего случая все изменить);
  •  вызвать сочувствие к судьбе простых людей (крестьян) и указать на то, что облегчение жизни людей зачастую зависит от отношения и готовности правителя к постепенному разрешению данного вопроса (на примере попыток и указов Павла I облегчить жизнь крестьян);
  •  вызвать уважение к смелости и доблести русских воинов, преодолевавших неприступные преграды;
  •  указать на то, что неверные политические шаги и меры по отношению к поданным могут привести к ненависти, возникновению оппозиции и заговора;
  •  на примере убийства Павла I указать на отрицательное отношение к жестокости, насилия как способа решения проблем;
  •  формирование у учащихся интереса к истории и историческим личностям, активной жизненной позиции на примере личности и деятельности Павла I.

Развивающие: совершенствование умений познавать, рассуждать, анализировать, сравнивать, выделять главное, правильно делать выводы, высказывать свою точку зрения, систематизировать свои знания, в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы, участвовать в аналитической беседе или дискуссии, работать с документами учебника, составлять план, разбираться в  разных видах наглядности (выбрать).

Задачи:

  •  объяснение исторических терминов и понятий
  •  работа с историческими документами
  •  работа с исторической картой
  •  работа со сравнительной таблицей

Оборудование урока:

  •  компьютер и проектор

Вопросы учителя

Предположительные ответы учащихся

Проверка домашнего задания

  1.  Фронтальный опрос
  •  Назовите тему предыдущего урока?
  •  Что такое коалиция?
  •  Сколько русско-турецких войн произошло во время правления Екатерины II и когда?
  •  Кто был инициатором начала русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.?
  •  Кто был назначен главнокомандующим русской армией в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.?
  •  Что стало результатом издания в 1783 году Екатериной II манифеста о прекращении существования Крымского ханства?
  •  Назовите русских полководцев и флотоводцев, прославившихся в русско-турецкой войне 1787-1791 гг.
  •  Что такое буферное государство?

  •  Сколько было разделов Польши и когда?
  •  Какое сражение решило исход русско-шведской войны 1788-1790 гг.?
  •  Что такое нейтралитет?

  •  Внешняя политика Екатерины II
  •  Коалиция – это союз (военный, между государствами).
  •  В правление Екатерины II было две русско-турецких войны, проходивших 1768-1774 гг. и в 1787-1791 гг.
  •  Обе русско-турецких войны начала Турция.

  •  Главнокомандующим русской армией был назначен полководец П.А.Румянцев-Задунайский.
  •  В результате издания манифеста 1773 года весь Крым и часть Северного Кавказа вошли в состав России.
  •  Полководцы А.В.Суворов, Г.А.Потемкин, М.И.Кутузов, флотоводец Ф.Ф.Ушаков.
  •  Буферное государство это небольшое или независимое государство, расположенное между двумя или несколькими крупными странами и вынужденное маневрировать между ними.
  •  Разделов Польши было три: в 1772, 1793 и в 1795 годах.
  •  Исход русско-шведской войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 г.
  •  Нейтралитет – это отказ присоединиться к одной из сторон в войне, дипломатическом конфликте.
  1.  Работа по карточкам
  •  Назовите основные задачи (направления) внешней политики Екатерины II

  •  Перечислите территории, отошедшие к России по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?

  •  Какие условия должна была выполнить Турция по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г.?

  •  Какие события послужили поводом к началу русско-турецкой войны 1787-1791 гг.?

  •  Назовите условия Ясского мирного договора 1791 г. между Россией и Турцией.

  •  Перечислите важнейшие результаты внешней политики Екатерины Великой.

  •  Выход России к Черному морю;
  •  Возвращение в состав России украинских и белорусских земель;
  •  Обеспечение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике
  •  По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. к России была присоединена территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе.
  •  По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. Турция была вынуждена признать независимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземном море.
  •  Переворот в Крыму в пользу открытого ставленника Турции;
  •  Манифест Екатерины II о прекращении существования Крымского ханства;
  •  Демонстративное путешествие Екатерины II в Крымские владения в сопровождении австрийского императора
  •  Отказ Екатерины II выполнить требования ультиматума султана о возвращении Крыма, восстановлении власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Дарданеллы.
  •  По условиям Ясского мирного договора 1791 г. границей между Россией и Турцией стала река Днестр. Турция признала все завоевания России и Северном Причерноморье.
  •  Рост территории России за счет присоединения завоеванных земель (Правобережная Украина, Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке);
  •  Увеличение населения Российской империи с 22 до 36 млн. чел.;
  •  Начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу;
  •  Выход России к Черному и Средиземному морям, к Тихому и Атлантическому океанам.
  1.   Индивидуальный опрос:
  •  Расскажите классу о личности А.В.Суворова и его роли в истории нашей страны.
  •  Расскажите ход русско-турецкой войны 1768-1774 гг., используя карту.
  •  Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

  •  Укажите на карте территории и крепости, отошедшие к Российской империи по Кючук-Кайнарджийскому договору.
  •  Расскажите ход русско-турецкой войны 1787-1791 гг., используя карту.
  •  Укажите на карте места и назовите годы важнейших сражений русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
  •  Используя карту, укажите территории, отошедшие к России по Ясскому мирному договору 1791 г

  •  Презентация о личности А.В.Суворова (1730-1800).

  •  Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам
  •  Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте

  •  Территория между Южным Бугом и Днепром с крепостями Кинбурн, Керчь, Еникале, Азов, Кабарда на Северном Кавказе
  •  

Указать границы государств к началу войны, описать действия турецкой и русской армии и флота по стрелкам

  •  Указать и назвать места и годы сражений, обозначенные на карте
  •  Северное Причерноморье, Крым, земли между Южным Бугом и Днестром, по которому устанавливалась граница
  1.  Беседа с учащимися по вопросам:
  •  Чем вы можете объяснить успешный для России ход русско-турецких войн?

  •  В чем вы видите главную причину победы русских войск на Кинбурнской косе? Для ответа используйте документ на стр. 204.

  •  Согласны ли вы с утверждением, что Екатерина II была вынуждена согласиться на раздел Речи Посполитой? Если да, то почему?
  •  Как вы считаете, почему Екатерина II отказала Англии в просьбе о помощи для борьбы с американскими повстанцами, а позднее и вовсе признала независимость США?
  •  Как вы понимаете высказывание А.В.Суворова «Легко в учении – тяжело в бою»?

  •  Успешный ход русско-турецких войн для России объясняется правильным назначением командного состава, умелым ведением военных операций и храбростью русских воинов.
  •  Главная причина победы русских войск на Кинбурнской косе заключалась в том, что к русским войскам вовремя подоспело подкрепление, а также в храбрости русских войск и умелом командовании ими А.В.Суворова.
  •  Да. Существовала угроза заключения союза Турции с Австрией против Речи Посполитой, поэтому Екатерина II согласилась на раздел, несмотря на то, что королем Польши был ее ставленник

России.

  •  Потому что поддержка колоний была выгодна России: интересы Англии были задеты, в то же время, между Россией и Америкой была заложена основа для развития отношений.
  •  Чем упорнее и прилежнее учишься, тем легче будет решать и выполнять поставленные перед тобой задачи.
  1.  Заполнение таблицы:
  •  Заполните таблицу разделов Речи Посполитой на доске.

Год/Страна

Россия

Пруссия

Австрия

1772 г.

1793 г.

1795 г.

Год/Страна

Россия

Пруссия

Австрия

1772 г.

Вост. Белоруссия, часть Ливонии

Поморье

Галиция

1793 г.

Белоруссия с Минском и Правобережная Украина

Балт. побережье Польши с Гданьском, Великая Польша с Познанью

-

1795 г.

Осн. часть Литвы, Зап. Белоруссия, Зап. Волынь, Курляндия.

Центр. Польша с Варшавой

Малая Польша с Люблином

Работа учителя

Деятельность учащихся

Тема: Россия при Павле I.

I. Внутренняя политика Павла I.

1. Изменение порядка престолонаследия. Слайд № 1. 

Таблица: прежний порядок престолонаследия, введенный Петром I  в 1722 г. → новый порядок по закону 1797 г.

  •  Выявить и разъяснить причины введения и правила нового порядка престолонаследия, используя документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212.

2. Крестьянский вопрос. Слайд № 2. Картинки «Русские крестьяне в 1810-е гг.» и «Барщина. Гравюра. 1798 г.».

  •  Разъяснить ученикам, что такое гравюра, как новое слово и новый вид иллюстрации. Записать слово на доске.

  •  Слайд №3. Определить основные меры, предпринятые Павлом I в отношении крестьян:

1) отмена правил, запрещавших крестьянам жаловаться на своих хозяев;

2) назначение «приемных дней» для крестьян;

3) установка возле дворца специального ящика для челобитных крестьян, который император открывал собственноручно;

4) запрет телесных наказаний лиц, достигших 70 лет;

5) выделение каждому государственному крестьянину надела размером в 15 десятин;

6) создание для государственных крестьян особого сословного управления;

7) замена обременительной для крестьян хлебной подати денежным сбором;

8) ограничение барщины тремя днями в неделю;

9) запрет привлекать крестьян к работам в выходные и праздничные дни;

10) запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.

  •  Ознакомить учеников с историческим документом «Из манифеста Павла I 1797 года» о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни на стр. 212 учебника.

  •  Слайд № 4. «Манифест о трехдневной барщине», Российская почтовая марка 2004 г. «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине» (к 250-летию со дня рождения императора).
  •  Слайд № 5. Фрагмент «Оды государю императору Павлу Петровичу» С.В.Руссова, написанной к первой годовщине царствования Павла I:

Крестьян на тяжку призрел долю,

На пот их с кровию воззрел,

Воззрел и дал им полну волю

Свободным в праздник быть от дел;

Рассек на части их недели,

Чтоб три дня барщину потели,

А три дня жали свой загон;

Детей и сирых бы кормили,

А в праздник слушать бы ходили

Святой божественный закон

3. Ограничение дворянских прав и привилегий. Слайд №6.

Объяснить причины, побудившие Павла I проводить «антидворянскую политику»:

1) явиться в полки всем записанным в них с детских лет дворянским детям;

2) запрет свободного перехода из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената;

3) обложение дворян налогами на содержание местной администрации;

4) ограничена «свобода дворянских собраний», ставших именоваться «дворянский набор»;

5) отмена права дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу (можно только после разрешения губернатора);

6) возобновилось наказание палками дворян – унтер-офицеров

  •  По просьбе учителя обращаются к своим знаниям о прежнем порядке престолонаследия, введенном Петром I в 1722 году, когда император сам назначал себе наследника;
  •  Записывают в тетрадь причины (любовь Павла I к законности, необходимость избавиться от неопределенности в преемстве престола) введения нового порядка престолонаследия;
  •  Читают за учителем документ «Из закона о порядке престолонаследия 5 апреля 1797 года» на стр. 212 учебника. Вместе с учителем делают вывод из прочитанного документа.
  •  Фиксируют со слайда №1 в тетрадь в виде таблицы правила прежнего и нового порядка престолонаследия (права на престол не по назначению, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии).
  •  Внимательно рассматривают и анализируют картинки, демонстрирующие быт русских крестьян конца XVIII-начала XIX вв. (слайд № 2) 
  •  По просьбе учителя называют уже знакомые им виды иллюстраций. Слушают разъяснение учителя о новом виде иллюстрации – гравюра и записывают новое слово в словарь:

Гравюра – (фр. gravure от нем. graben - копать или фр. graver - вырезать, создавать рельеф) – вид графического искусства, печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок.

  •  По слайду №3 определяют основные меры, предпринятые Павлом I по отношению к крестьянам.
  •  Записывают в тетрадь дату принятия Манифеста о трехдневной барщине – 5 апреля 1797 г.
  •  Фиксируют вывод, сформулированный учителем в тетрадь:
  •  Павел I – первый российский император, предпринявший реальную попытку ограничения крепостного права в России.

  •  Читают документ на стр. 212 учебника о запрещении привлекать крестьян к работам в воскресные дни. Вместе с учителем ищут в тексте документа объяснение появления данного закона и обсуждают правильность его принятия.
  •  Рассматривают картинки на слайде № 4  - «Манифест о трехдневной барщине» (оригинал), Российская почтовая марка «Павел I подписывает манифест о трехдневной барщине».

  •  Один из учеников (наиболее способный к чтению) выходит к проектору и зачитывает со слайда № 5 стихи, воспевающие  Манифест о трехдневной барщине, написанные одним из придворных поэтов.

  •  По просьбе учителя ученики вспоминают основные положения «Жалованной грамоты дворянства» Екатерины II.
  •  Слушают рассказ учителя о сущности «антидворянской политики» Павла I.
  •  Записывают в тетради определение понятия «антидворянская политика» - политика Павла I, направленная на ограничение привилегий дворянского сословия (слайд №6).

II. Внешняя политика Павла I.

  •  Рассказать о внешнеполитическом положении России в начале правления Павла I и его воззрениях на ведение внешней политики.
  •  Слайд № 7. Итальянский и Швейцарский походы русской армии во главе с А.В.Суворовым

  •  Слушают рассказ учителя о внешнеполитическом положении России к началу правления Павла I, о воззрениях Павла I на внешнюю политику.
  •  Следят по исторической карте на слайде № 7 за действиями армии под командованием А.В.Суворова, осуществлявшей Итальянский и Швейцарский походы и фиксируют в тетрадях места важнейших сражений.

III. Заговор 11 марта 1801 г.

  •  Выявить причины недовольства Павлом I среди господствующих слоев России

  •  Описать ход событий в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. (отказ императора Павла I отречься от престола, убийство Павла I, версии причины смерти императора), используя слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге».

  •  Вместе с учителем выявляют причины недовольства политикой Павла I среди господствующих слоев:

1) непредсказуемость императора;

2) отстранение от власти «екатерининских стариков»;

3) ограничение прав помещиков над крестьянами;

4) ограничение дворянских прав и привилегий;

5) увеличение числа наказаний, их жестокость и расширение категории лиц, могущих быть подвергнутыми наказаниям;

6) объявление о прекращении в марте 1801 г. всяческой торговли с Англией.

  •  Слушают рассказ учителя о ходе событий заговора в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., рассматривая слайд № 8 «Михайловский замок в Петербурге – место убийства Павла I».
  •  Записывают в тетрадь дату последнего дворцового переворота.

IV. Итоги внутренней и внешней политики Павла I.

  •  Слайд №9. Подвести итоги правления Павла I.

  •  Совместно с учителем класс подводит итоги правления императора Павла I, используя документ на стр. 213 «Современный историк Р.Мак-Грю о Павле I».
  •  Отмечают в тетради основные итоги внутренней и внешней политики Павла I (слайд №9):

1) урегулирование проблемы престолонаследия;

2) создание строго централизованной системы управления, сфокусированной на царе;

3) положено начало замены коллегиальной системы управления министерской;

4) предприняты меры, облегчавшие жизнь народа (снижение цен на продовольствие, регулирование крестьянского вопроса);

5) ведение непоследовательной дипломатической, но в целом успешной внешней политики в Италии и Швейцарии.

V.Домашнее задание:

§29. Россия при Павле I (стр. 205-214):

  •  Выучить понятия, термины по теме.
  •  Подготовить презентацию о личности императора Павла I.
  •  Подготовить доклад о переходе русской армии через Альпы.
  •  Ответить на вопросы и задания в конце параграфа на стр. 211.
  •  Прочитать документы на стр. 212-214.
  •  Подумать над ответами к вопросам по документам (стр. 214).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69930. Теоретико-методологические проблемы истории социальной работы в России 69 KB
  Социальная работа это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения. Спектр оказания помощи: человек человеку; община человеку; взрослый ребенку сироте; здоровый больному; служба социальной помощи безработному пенсионеру многодетной семье и т.
69933. Предмет и методы науки истории 41.5 KB
  Предмет и методы науки истории. Методы истории. Важнейшая задача истории обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Ключевский писал: Без знания истории мы должны признать себя случайностями не знающими как и зачем мы пришли в мир как и для чего в нем живем как и к чему...
69934. Предмет и задачи психофизиологии. Принципы психофизиологического исследования 41.5 KB
  Принципы психофизиологического исследования В связи с успехами изучения активности отдельных нейронов мозга животных и в условиях клинического обследования у человека психофизиология стала наукой не только о физиологических но и о нейронных механизмах психических процессов состояний и поведения.
69935. Содержание предпринимательской деятельности в жизни современного общества 233 KB
  Изучить сущность предпринимательской деятельности и ее роль в развитии общества и бизнеса цели предпринимательства условия предпринимательской деятельности. История возникновения и сущность предпринимательства. Виды и формы предпринимательства.
69936. Предмет, система курса «Основы права» 92.5 KB
  Цель лекции: ознакомить студентов с основными юридическими понятиями, основными законами которые были приняты за годы суверенитета. Рассмотреть основные этапы становления науки о правовых отношений.
69937. Введение в теорию менеджмента 141 KB
  Менеджмент сложный непрерывный динамичный и целенаправленный процесс воздействия управляющей системы субъект управления на управляемый объект при помощи различных методов и средств для достижения поставленных целей. Объект управления социально-экономическая система воспринимающая...
69938. Предмет гидроэкологии 70 KB
  Гидробиология гидроэкология наука изучающая биологические процессы происходящие в водных экосистемах взаимодействие гидробионтов со средой их роль в функционировании водных экосистем естественного и искусственного происхождения в процессах трансформации вещества и энергии...