54913

Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Актуализация ЗУН учащихся Задание. слайд 1 Вопросы классу: С чем ассоциируется связана в вашем сознании война Ответы учащихся Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: Как отразилась русско –японская война в сознании российского народа слайд 2 На него вы попытаетесь ответить в конце урока. Слайды 34 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное работа учащихся в тетрадях Задание: прочитайте материал учебника стр. Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной...

Русский

2014-04-02

35 KB

47 чел.

План – конспект урока истории

Тема урока: «Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв.
Русско-японская война 1904 – 1905 гг.»

Цель урока: Сформировать представления об основных внешнеполитических приоритетах России в начале 20 века: экспансионистские устремления на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе, раскрыть причины и ход русско – японской войны, выяснить причины поражения России в войне с Японией.

Задачи:

- продолжить формирование умений и навыков учащихся извлекать из различных источников информацию по данной теме, находить на карте историко-географические объекты;

- продолжить формирование у учащихся умений проблемного исторического мышления

- продолжить формирование у учащихся чувства патриотизма и гуманизма на примерах событий отечественной истории.

Оборудование урока:
учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 20 - начало 21 вв.,
карта «Русско – японская война 1904 – 1905 гг., рабочие листы,  мультимедиапроектор, компьютер, методические пособия – презентация, видеоролик, аудиофайлы «Варяг», «На сопках Маньчжурии».

ХОД УРОКА

  1.  Вводное слово учителя

Уважаемые девятиклассники! Вы приступили к изучению истории нашей страны – России – в 20 столетии.

На сегодняшнем уроке мы перевернем очередную страницу нашей истории.

Актуализация ЗУН учащихся

Задание.

После просмотра видеоролика, содержащего аудио -  и фоторяды, ответьте на вопрос: О каком явлении общественной жизни пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Какое историческое событие мы будем изучать?)

- Просмотр видеоролика. Ответы учащихся. –

Скажите, к какому направлению политики государства относится война?

Таким образом, тема сегодняшнего урока - «Внешняя политика России в конце 19 – начале 20 вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.» (слайд 1)

Вопросы классу: С чем ассоциируется (связана) в вашем сознании война?

-Ответы учащихся-

Слово учителя: Перед нами – проблемное задание: «Как отразилась русско – японская война в сознании российского народа?» (слайд 2)  На него вы попытаетесь ответить в конце урока.

Слайды 3-4 Основные направления внешней политики России – европейское и дальневосточное (работа учащихся в тетрадях)

Задание: прочитайте материал учебника (стр. 24 или стр. 27) от слов «Международная конференция в Гааге».

Охарактеризуйте условия Гаагской конференции.

Вспомните события первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Были ли выполнены договоренности? В чем вы видите значение конференции?

Слайды 5-6 Дальневосточная политика России

Слово учителя:

Миротворческие усилия Николая 2 в Европе были не столь уж бескорыстны. Мир и спокойствие в Европе  были нужны России для усиления своего влияние на Дальнем Востоке и Восточной Азии.

Пользуясь ослаблением Китая как государства, Россия заключает с ним соглашения о постройке КВЖД, аренде Ляодунского п-ва с военно-морской базой Порт – Артур.

В это время на Дальнем Востоке активно усиливает свои позиции Япония.

Задание: Почему Япония стремиться к расширению своего влияния в Восточной Азии?

Слайд 7 Точки зрения в российском правительстве на политику России на Дальнем Востоке.

Задание: Сравните точки зрения Витте и Плеве. В чем вы видите различия между ними?

Слайд 8 Задание: Как вы считаете, какое решение принял российский император Николай 2? В чем вы видите причины войны России и Японии?

-Ответы учащихся-

Таким образом, главная причина войны – это столкновение интересов России и Японии на Дальнем Востоке.

Слайд 9 Начало русско – японской войны

Рассказ учителя о внезапном нападении Японии.

Задание: Какое государство в 40-е гг. 20 века также внезапно напала на нашу страну?

Вывод: Япония – государство-агрессор.

Слайд 10 Подвиг крейсера «Варяг»

Рассказ учителя о героическом поступке русских матросов.

Прослушивание песни «Варяг».

Задание: В чем смысл слов и музыки этой песни? Что она отражает?

Работа над проблемным заданием.

Слайд 11 Гибель адмирала С.О. Макарова.

Задание: Вспомните, кто был назначен главнокомандующим русской армией в трагические дни августа 1812 г?

В феврале 1904 года командующими Тихоокеанским флотом был назначен С.О. Макаров. Но – трагическая гибель адмирала 31 марта 1904 года крайне негативно отразилась на ходе боевых действий.

Слайды 12-13 Работа с текстом раздаточных материалов (материалы хрестоматии).

Задание: Определите на карте места основных сражений, соотнесите даты и названия сражений.

Слайды 14-15 Работа с текстом раздаточных материалов (мемуарная литература)

Задание:

Могли ли русские армии вновь перейти в наступление и одержать победу над японцами? Как вы понимаете выражение Деникина : «Петербург устал от войны больше…. чем армия»?

Слайд 16 Портсмутский мир

Задание Охарактеризуйте условия мирного договора. Определите их «тяжесть для России. Определите причины поражения России в войне с Японией

Слайд 17 Закрепление условий Портсмутского мирного договора

Задание Определите условия мира.

Слайд 18 Актуализация комплекса ЗУН учащихся Работа над проблемой урока.

Прослушивание музыкального фрагмента «На сопках Маньчжурии»

Задание: В чем смысл слов и музыки этого вальса? Как соотносятся м/у собой поражение армии и отражение событий войны в народной памяти?

Слайды 19-23 Закрепление материала

Задание Работа с тестами.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание параграф 4, вопросы, карта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76497. Меры государственной помощи семьям, имеющим детей 17.04 KB
  Основные виды государственных пособий гражданам имеющим детей в связи с их рождением и воспитанием перечислены в Федеральном законе от 19. При этом более подробные нормы об условиях назначения детских пособий и порядке их выплаты содержатся в Приказе Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. N 1012н Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющим детей. В указанных правовых актах перечислены следующие виды пособий: 1 пособие по беременности и родам; 2 единовременное пособие...
76498. Защита прав несовершеннолетних детей 19.12 KB
  56 Семейного Кодекса РФ говорит о том что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями а в случаях предусмотренных Семейным кодексом в частности когда органом опеки и попечительства установлено что между интересами родителей и детей имеются противоречия родители лишены родительских прав граждане чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем органом Опеки и попечительства прокурором судом. При...
76499. Лишение родительских прав: основания, порядок 16.41 KB
  Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии обучении подготовке к общественно полезному труду; – отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома отделения либо из иного лечебного учреждения воспитательного учреждения учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; – злоупотребляют своими родительскими правами т. использование этих прав в ущерб интересам детей например...
76500. Правовые последствия лишения родительских прав 16.64 KB
  71 СК следует что родители лишенные родительских прав утрачивают вопервых все права основанные на факте родства с ребенком в отношении которого они лишены родительских прав причем речь идет не только о тех правах которые они имели до достижения детьми совершеннолетия но и других вытекающих как из семейных так и иных правоотношений. Вовторых родители лишенные родительских прав утрачивают право на льготы и государственные пособия установленные для граждан имеющих детей. Так лишение родительских прав влечет утрату для...
76501. Восстановление в родительских правах 18.79 KB
  Что касается правовой стороны восстановления в родительских правах то оно допустимо лишь в отношении несовершеннолетних так как напрямую связано с воспитанием ребенка. 72 СК восстановление в родительских правах уже невозможно. Восстановление в родительских правах допускается если родители один из них изменили: свое поведение; образ жизни; отношение к воспитанию ребенка.
76502. Ограничение родительских прав 17.55 KB
  При лишении родительских прав родители ребёнка утрачивают право на личное воспитание в том числе на общение; на получение мер социальной поддержки: пособий компенсаций льгот. При ограничении родительских прав отец и мать утрачивают права на личное воспитание и получение льгот но сохраняют право на общение с ребенком если такое общение не оказывает на ребенка негативного вредного влияния. В каких случаях суд можно ограничить мать и отца в родительских правах Если ребенок находится в опасной обстановке которая возникла не по вине...
76503. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов 18.09 KB
  Супруги вправе заключить соглашение об уплате алиментов. проживающие как супруги без официальной регистрации брака в органах загса могут заключить соглашение о предоставлении содержания на которые нормы СК РФ регулирующие соглашения об уплате алиментов будут распространяться в порядке аналогии закона. В случае отказа от материальной поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга обладающего необходимыми для этого средствами имеют: а...
76504. Алиментные правоотношения родителей и детей 21.08 KB
  80 СК РФ Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.27 ГК РФ обязанность родителей содержать своих детей прекращается ст. Гражданский кодекс РФ наделяет детей достигших 14-летнего возраста заключать соглашение об уплате алиментов с согласия своего родителя или иного законного представителя ст.
76505. Алиментные правоотношения родителей и совершеннолетних детей 19.06 KB
  И здесь следует остановиться на соглашении об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов – способ добровольной уплаты алиментов. Родители вправе заключить соглашение о предоставлении алиментов своим совершеннолетним детям независимо от их нетрудоспособности и нуждаемости.