54914

Гражданское общество и государство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов делать выводы составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания...

Русский

2014-03-20

36 KB

53 чел.

План конспект урока обществознания

Урок №4. 9класс.

Тема: Гражданское общество и государство.

 Цель: познакомить учащихся с понятиями гражданское общество и местное самоуправление.

Задачи

Образовательная:

  •  сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества;

Развивающая:

  •  развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;

Воспитательная:

  •  Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в парах.

 Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), учебник «Обществознание 8-9 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, доска, мел.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

1.Устный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства.

-Какое государство называют правовым?

-Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого?

-В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»?

-Назовите важнейшие признаки правового государства.

-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.

III.Изучение нового материала.

1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. ( прием «составление кластера»)

Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его возникновения

( с.200-203 учебника)

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Причины возникновения гражданского общества

  •  развитие многообразных форм частной собственности;
  •  свободная рыночная экономика;
  •  утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина;
  •  признание ценности свободной и ответственной личности

Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества:

  •  общественные объединения и организации;
  •  политические партии и движения;
  •  совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
  •  система негосударственных средств массовой информации;
  •  семья
  •  церковь
  •  сфера воспитания и негосударственного образования

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив.

Признаками гражданского общества являются:

  •  самоуправляемость;
  •  конкуренция;
  •  свободно формирующееся мнение и плюрализм;
  •  полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  •  гласность и высокая информированность граждан;
  •  многоукладность экономики;
  •  легитимность власти;
  •  сильная социальная политика государства;
  •  правовое государство


 2.Местное самоуправление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное самоуправление» Конституции РФ

Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления».

После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости вносит корректировку в ответы учащихся.

 IV.Закрепление:

1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?

2.Назовите причины возникновения гражданского общества.

3.Перечислите признаки гражданского общества.

4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

6.В чем различие государственного и местного управления?

V. Подведение итогов. Выставление оценок

VI. Домашнее задание:

  •  § 32, вопросы и задания к нему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73409. Проблема времени и пространства в драме 36 KB
  Декорации воспроизводящие место действия появляются в реалистическом театре. В Восточном театре существовала пластическая декорация. В Восточном театре сцена была пустой но присутствовали словесные и пластические декорации изображалось то чего нет на сцене с помощью жестов походки...
73410. Особенности драматического сюжета 38 KB
  Экспозиция в повествовательном произведении - представление того что произошло до начала действия. Это происходит по ходу действия. Рассеянная экспозиция - это когда обстоятельства существующие для пониманию действия раскрываются в беседах мыслях персонажей может быть обрисована одним персонажем.
73411. Лирическое произведение. Особенности его структуры 30.5 KB
  Поэзия, которая пелась под лиру – лирика. Лирика как термин утверждается на рубеже 18-19 вв. Выделение лирики оформляли немецкие философы, прежде всего Гегель. Говорил о лирике и Аристотель, но термина этого не употреблял.
73412. Мир и события в лирике. «Лирический сюжет» 28 KB
  Хотя есть лирические стихотворения полностью лишенные внешних событий. Там описаны события внутреннего мира размышления; поэтому нет повода для внешних событий. Лирический сюжет Это не цепь жизненных событий это развитие мысли переживания которое дается в стихотворении.
73413. Лирический субъект 43.5 KB
  Начиная с эпохи романтизма когда лирика получила почетное место в системе родов сформировалась идея о том что лирический субъект если не равен автору то чрезвычайно к нему близок. Лирический субъект ≠ автору.
73414. Жанр и жанровые системы в литературе традиционного типа 38 KB
  Прозаические жанры находились на периферии человеческого сознания. Жанровые каноны Все жанры средневековой и древней литературы а также эпохи Возрождения образовывали жанровую систему которая членилась на подсистему: Самым главным признаком была иерархия жанров.
73415. Пространство и время в литературе 47 KB
  Пространство и время в литературе. Реальное время - это время за которое читается книга. Изображаемое время время в произведении. Были попытки сблизить время изображаемое и реальное.
73417. Повествование и его композиция (композиционно-речевые формы) 31 KB
  Организация повествования возникла давно на Западе. Она включает в себя: структуру повествовательного текста фигуру которая является источником повествования Повествование весь текст повествовательного произведения; весь текст за вычетом прямых речей.