54914

Гражданское общество и государство

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи Образовательная: сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества; Развивающая: развивать умения учащихся анализировать тексты документов делать выводы составлять схемы; Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания...

Русский

2014-03-20

36 KB

58 чел.

План конспект урока обществознания

Урок №4. 9класс.

Тема: Гражданское общество и государство.

 Цель: познакомить учащихся с понятиями гражданское общество и местное самоуправление.

Задачи

Образовательная:

  •  сформировать представление учащихся о структуре и признаках гражданского общества;

Развивающая:

  •  развивать умения учащихся анализировать тексты документов, делать выводы, составлять схемы;

Воспитательная:

  •  Способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в парах.

 Оборудование: Конституция Российской Федерации (необходимый комплект), учебник «Обществознание 8-9 кл.» под редакцией Л.Н.Боголюбова, доска, мел.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

1.Устный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства.

-Какое государство называют правовым?

-Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали мыслителей прошлого?

-В чем различие формулировок «закон» и «правовой закон»?

-Назовите важнейшие признаки правового государства.

-Сформировано ли в России правовое государство? Свой ответ аргументируйте.

III.Изучение нового материала.

1.Понятие «гражданское общество». Структура и признаки гражданского общества. ( прием «составление кластера»)

Учитель предлагает учащимся выписать ключевое понятие «гражданское общество» и написать слова, с которыми они это понятие связывают. Затем происходит обмен мнениями, систематизация знаний учащихся и предлагается задание выявить причины его возникновения

( с.200-203 учебника)

Гражданское общество – это совокупность негосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

Причины возникновения гражданского общества

  •  развитие многообразных форм частной собственности;
  •  свободная рыночная экономика;
  •  утверждение демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина;
  •  признание ценности свободной и ответственной личности

Учитель. Теперь обратим внимание на структуру гражданского общества:

  •  общественные объединения и организации;
  •  политические партии и движения;
  •  совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;
  •  система негосударственных средств массовой информации;
  •  семья
  •  церковь
  •  сфера воспитания и негосударственного образования

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура гражданского общества включает в себя хозяйственные, экономические, семейно-родственные, религиозные, правовые отношения, мораль, не опосредованные государством политические отношения между индивидами, партиями, группами интересов, движениями гражданских инициатив.

Признаками гражданского общества являются:

  •  самоуправляемость;
  •  конкуренция;
  •  свободно формирующееся мнение и плюрализм;
  •  полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  •  гласность и высокая информированность граждан;
  •  многоукладность экономики;
  •  легитимность власти;
  •  сильная социальная политика государства;
  •  правовое государство


 2.Местное самоуправление.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в парах, изучая главу «Местное самоуправление» Конституции РФ

Задание: прочитайте главу «Местное самоуправление» Конституции РФ, определите, в чем различие между государственным управлением и местным самоуправлением? Какие вопросы решает местное самоуправление? Составьте схемы «Формы местного самоуправления», «Предметы ведения местного самоуправления».

После завершения работы учащиеся делятся ее результатами, учитель при необходимости вносит корректировку в ответы учащихся.

 IV.Закрепление:

1.В чем состоит различие понятий «общество» и «гражданское общество»?

2.Назовите причины возникновения гражданского общества.

3.Перечислите признаки гражданского общества.

4.Какую роль выполняет гражданское общество в отношениях личности и государства?

5.Какова взаимосвязь гражданского общества и правового государства?

6.В чем различие государственного и местного управления?

V. Подведение итогов. Выставление оценок

VI. Домашнее задание:

  •  § 32, вопросы и задания к нему.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26138. Элиминирование как элемент методики анализа 17.39 KB
  Для осущия этой задачи используется прием элиминирования кот. Элиминирование представляет собой логический прием при помощи кот. Цепные подстановки При нем опряется дополнительная условная величина кот. При нем наименование показателей по кот.