54919

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...

Русский

2014-03-20

61 KB

5 чел.

Выполнил Фролов Олег

Тема: Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.

Дидактические требования

Содержание дидактических требований

Примечание

Тема урока

иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина,»

Тип урока

Комбинированный, игровой

Цель урока

Выполнить : иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, Познакомить учащихся с выразительными возможностями цвета. Продолжить формирование умения выделять средства художественной выразительности иллюстраций. Воспитывать эстетический вкус и эмоциональное отношение к творчеству художников-иллюстраторов.

Задачи

Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе, находить оптимальные (цветовое и композиционное) решения своей иллюстрации; совершенствовать навыки работы детей касками; развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги, творческое воображение и эмоциональность учащихся, главнейшая задача : постараться передать ребенку нравственные аспекты которым учит эта сказка.

Методы и методические приёмы

Объяснительно –демонстративный метод

Дидактические материалы и оборудование

Для учителя: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, (для игры «Изобразительное лото»), цветные круги (12 цветов) и определите пары контрастных цветов , несколько иллюстраций В.Конашевича к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, передающие образ моря.

листы бумаги с линейным рисунком, карандаши, краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, комплекты шаблонов (по 1 комплекту на парту).

Для ученика: рисовальный альбом А4,

карандаш,  стирательная резинка, гуашевые или акварельные краски, кисти (белка № 2,4,5). баночка для воды, палитра, тряпочка

Подготовка к уроку

                    

Ход урока

Примечание

Начало. Организационный момент, сообщение новой темы, цели

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока: -   Послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения:

…Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня на уроке мы будем выполнять иллюстрацию к этой сказке.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Повторение пройденного

на предыдущем уроке

Вспомните как мы с вами рисовали иллюстрацию к произведению « Винни –Пух и все,все, все»

Объяснение новой темы

Объяснение новой темы

- «Сказка о рыбаке и рыбке» представляет собой весьма своеобразную переработку сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жизни».

- Гримовская Ильзебилль – типа рыбака так же корыстлива, как пушкинская старуха. Обе повышают свой, так сказать, социальный статус с помощью камбалы-рыбы (у Гриммов) или золотой рыбки (у Пушкина). Но сам характер волшебства в пушкинской сказке существенно отличается от того, что проявлен в сказке Гриммов. Ничего за свое спасение камбала-рыба рыбаку не обещала, она лишь откликается на просьбы, которые испытывают ее далеко не беспредельное терпение.

- А как действует золотая рыбка в пушкинской сказке? (по условию договора. При чем этим условием является свобода рыбки. Пожелав, чтобы рыбка была бы у ней на посылках, то есть покушалась на свободу рыбки, старуха преступила черту).

- Какие художники иллюстрировали «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (И.Билибин, В.Канашевич, Б.Дехтерев).

Игра «Изобразительное лото»: иллюстрации И.Билибина, В.Канашевича, Б.Дехтерева  к «Сказке о рыбаке и рыбке» прикрепляют на отдельные карточки одного размера. Их раскладывают на столе чистой стороной вверх. Ученик берет иллюстрацию, отгадывает имя художника и ставит ее на полку с соответствующей табличкой. Следующее задание: взять иллюстрации разных художников к одному эпизоду и сравнить их между собой.

- Что играет важную роль в передаче образа моря, то есть его состояния? (цвет).

-Сейчас вы будете выполнять свою иллюстрацию к данной сказке. Какие эпизоды вы хотите проиллюстрировать? (несколько учеников называют)

- Выберите формат рисунка в соответствии со своим замыслом, определите, где проходит линия горизонта, наметьте главных героев и их окружение. После этого приступите к прорисовке деталей. Не следует сильно нажимать на карандаш и стирать рисунок резинкой, так как это помешает работе красками.

- Работать в цвете можно по-разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант – начинать работу с окружения, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. А главных персонажей раскрасить после того, как краска вокруг подсохнет. Если будете работать акварельными красками, не забывайте о таких приемах как «по сырому», растяжение цвета

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Объяснение задания (инструктаж)

- Какая из данных иллюстраций вам нравится больше и почему?

- Сейчас вы тоже будете выполнять иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Перед вами лежат листы бумаги с намеченной композицией. Ваша задача – расположить героев, подумайте, как сделать это лучше, обвести их по шаблону, дорисовать части тела, можно дополнить иллюстрацию деревьями, цветами, облаками, бабочками и т.д., соблюдая при этом плановость композиции. Что это значит? (то, что изображено на переднем плане, выглядит более крупно, а чем предмет дальше, тем он меньше).

После того, как закончите карандашный рисунок, приступите к цветовому решению, определите, чем будете работать: акварельными красками, гуашью, цветными карандашами или др.

- Какого цвета небо? (голубое). А облака? (белые).

- Например, на третьей иллюстрации красная рубашка старика хорошо выделяется на фоне зеленоватого моря, а чтобы выделить золотую (желтую) рыбку, художник рисует ее на фоне синего пятна. Какие цвета всегда ярко, контрастно, красиво сочетаются между собой? (красный и желтый, желтый и синий, синий и красный, а также их оттенки).

В иллюстрациях такие цветовые сочетания будут выглядеть особенно ярко, выразительно и красиво

-Как получить более светлый цвет? (взять больше воды и больше краски). Приступайте к работе.

Задание:

1 . Линейный рисунок

2 . Работа с красками

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Самостоятельная работа учеников (рекомендации при типичных ошибках)

Рекомендации при выполнении задания:

Самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель следит за последовательностью выполнения рисунков. Проводит индивидуальную работу, предупреждает возможные или указывает на имеющиеся ошибки, проводит физ.минутку для снятия физического напряжения кистей рук, спины, глаз.

1) композиционное решение (выполнены ли смысловые связи между деталями (частями) рисунка);

2) изображение пространства (чем предмет расположен дальше, тем он выглядит меньше);

3) передача пропорций изображаемых предметов;

4) цветовое решение.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Организованное завершение урока

(домашнее задание)

Просмотр работ, рекомендации на будущее, выставление оценок.

Домашнее задание: «Создание книги». Ребенок, совместно с родителями, может придумать сказку или стихотворение, а затем создать макет своей книги: напечатать текст, выполнить иллюстрации. Конечно, при этом важная роль отводится взрослым. Данная работа очень интересна и увлекательна, приносит большие положительные эмоции ребенку и его родителям.

Просматривая работы учеников и подводя итог, не забывать о том , что не стоит делать резкого акцента на лучших и наименее удавшихся работах учеников ,тем самым выделять успевающих и отстающих.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9686. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники 64.5 KB
  Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники. В истории развития цивилизации произошли несколько информационных революций, послуживших кардинальным изменениям в сфере обработки информации и информационных технологий...
9687. Информатизация. Правовая защита 84 KB
  Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования...
9688. Понятие информационного процесса 69.5 KB
  Понятие информационного процесса. Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Информационный процесс - это совокупность последовательных действий, производимых ...
9689. Понятие и виды информации 64.5 KB
  Понятие информации Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информация в курсе информатики является базовым (основным), его нел...
9690. Понятие управления. Кибернетика 46.5 KB
  Понятие управления. Кибернетика. Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связаны с процессами управления. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информаци...
9691. Основные понятия информатики. Информация и ее виды 38 KB
  Сообщение - это материальная форма информации. Сообщения могут передаваться между людьми с помощью самых разнообразных способов. Однако любое сообщение всегда материально, то есть, представлено некоторой материальной субстанцией...
9692. Правовая охрана программ и данных. Методы защиты информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы 43.5 KB
  Правовая охрана программ и данных. Методы защиты информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Все программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и своб...
9693. Понятие структуры. Индекс массива 149.5 KB
  Понятие структуры До сих пор мы работали с простыми типами данных - логический (boolean), целый (integer, word, byte, longint), вещественный (real), символьный (char). Для оптимизации обработки больших объемов информации требуются да...
9694. Формы и виды оптовой продажи 35 KB
  Формы и виды оптовой продажи Оптовый товарооборот является одним из основных показателей хозяйственной деятельности оптовых предприятий. Его объем и структура характеризуют степень развития производства и уровень народного потребления. В зависимости...