54919

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...

Русский

2014-03-20

61 KB

5 чел.

Выполнил Фролов Олег

Тема: Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.

Дидактические требования

Содержание дидактических требований

Примечание

Тема урока

иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина,»

Тип урока

Комбинированный, игровой

Цель урока

Выполнить : иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, Познакомить учащихся с выразительными возможностями цвета. Продолжить формирование умения выделять средства художественной выразительности иллюстраций. Воспитывать эстетический вкус и эмоциональное отношение к творчеству художников-иллюстраторов.

Задачи

Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе, находить оптимальные (цветовое и композиционное) решения своей иллюстрации; совершенствовать навыки работы детей касками; развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги, творческое воображение и эмоциональность учащихся, главнейшая задача : постараться передать ребенку нравственные аспекты которым учит эта сказка.

Методы и методические приёмы

Объяснительно –демонстративный метод

Дидактические материалы и оборудование

Для учителя: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, (для игры «Изобразительное лото»), цветные круги (12 цветов) и определите пары контрастных цветов , несколько иллюстраций В.Конашевича к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, передающие образ моря.

листы бумаги с линейным рисунком, карандаши, краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, комплекты шаблонов (по 1 комплекту на парту).

Для ученика: рисовальный альбом А4,

карандаш,  стирательная резинка, гуашевые или акварельные краски, кисти (белка № 2,4,5). баночка для воды, палитра, тряпочка

Подготовка к уроку

                    

Ход урока

Примечание

Начало. Организационный момент, сообщение новой темы, цели

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока: -   Послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения:

…Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня на уроке мы будем выполнять иллюстрацию к этой сказке.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Повторение пройденного

на предыдущем уроке

Вспомните как мы с вами рисовали иллюстрацию к произведению « Винни –Пух и все,все, все»

Объяснение новой темы

Объяснение новой темы

- «Сказка о рыбаке и рыбке» представляет собой весьма своеобразную переработку сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жизни».

- Гримовская Ильзебилль – типа рыбака так же корыстлива, как пушкинская старуха. Обе повышают свой, так сказать, социальный статус с помощью камбалы-рыбы (у Гриммов) или золотой рыбки (у Пушкина). Но сам характер волшебства в пушкинской сказке существенно отличается от того, что проявлен в сказке Гриммов. Ничего за свое спасение камбала-рыба рыбаку не обещала, она лишь откликается на просьбы, которые испытывают ее далеко не беспредельное терпение.

- А как действует золотая рыбка в пушкинской сказке? (по условию договора. При чем этим условием является свобода рыбки. Пожелав, чтобы рыбка была бы у ней на посылках, то есть покушалась на свободу рыбки, старуха преступила черту).

- Какие художники иллюстрировали «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (И.Билибин, В.Канашевич, Б.Дехтерев).

Игра «Изобразительное лото»: иллюстрации И.Билибина, В.Канашевича, Б.Дехтерева  к «Сказке о рыбаке и рыбке» прикрепляют на отдельные карточки одного размера. Их раскладывают на столе чистой стороной вверх. Ученик берет иллюстрацию, отгадывает имя художника и ставит ее на полку с соответствующей табличкой. Следующее задание: взять иллюстрации разных художников к одному эпизоду и сравнить их между собой.

- Что играет важную роль в передаче образа моря, то есть его состояния? (цвет).

-Сейчас вы будете выполнять свою иллюстрацию к данной сказке. Какие эпизоды вы хотите проиллюстрировать? (несколько учеников называют)

- Выберите формат рисунка в соответствии со своим замыслом, определите, где проходит линия горизонта, наметьте главных героев и их окружение. После этого приступите к прорисовке деталей. Не следует сильно нажимать на карандаш и стирать рисунок резинкой, так как это помешает работе красками.

- Работать в цвете можно по-разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант – начинать работу с окружения, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. А главных персонажей раскрасить после того, как краска вокруг подсохнет. Если будете работать акварельными красками, не забывайте о таких приемах как «по сырому», растяжение цвета

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Объяснение задания (инструктаж)

- Какая из данных иллюстраций вам нравится больше и почему?

- Сейчас вы тоже будете выполнять иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Перед вами лежат листы бумаги с намеченной композицией. Ваша задача – расположить героев, подумайте, как сделать это лучше, обвести их по шаблону, дорисовать части тела, можно дополнить иллюстрацию деревьями, цветами, облаками, бабочками и т.д., соблюдая при этом плановость композиции. Что это значит? (то, что изображено на переднем плане, выглядит более крупно, а чем предмет дальше, тем он меньше).

После того, как закончите карандашный рисунок, приступите к цветовому решению, определите, чем будете работать: акварельными красками, гуашью, цветными карандашами или др.

- Какого цвета небо? (голубое). А облака? (белые).

- Например, на третьей иллюстрации красная рубашка старика хорошо выделяется на фоне зеленоватого моря, а чтобы выделить золотую (желтую) рыбку, художник рисует ее на фоне синего пятна. Какие цвета всегда ярко, контрастно, красиво сочетаются между собой? (красный и желтый, желтый и синий, синий и красный, а также их оттенки).

В иллюстрациях такие цветовые сочетания будут выглядеть особенно ярко, выразительно и красиво

-Как получить более светлый цвет? (взять больше воды и больше краски). Приступайте к работе.

Задание:

1 . Линейный рисунок

2 . Работа с красками

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Самостоятельная работа учеников (рекомендации при типичных ошибках)

Рекомендации при выполнении задания:

Самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель следит за последовательностью выполнения рисунков. Проводит индивидуальную работу, предупреждает возможные или указывает на имеющиеся ошибки, проводит физ.минутку для снятия физического напряжения кистей рук, спины, глаз.

1) композиционное решение (выполнены ли смысловые связи между деталями (частями) рисунка);

2) изображение пространства (чем предмет расположен дальше, тем он выглядит меньше);

3) передача пропорций изображаемых предметов;

4) цветовое решение.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Организованное завершение урока

(домашнее задание)

Просмотр работ, рекомендации на будущее, выставление оценок.

Домашнее задание: «Создание книги». Ребенок, совместно с родителями, может придумать сказку или стихотворение, а затем создать макет своей книги: напечатать текст, выполнить иллюстрации. Конечно, при этом важная роль отводится взрослым. Данная работа очень интересна и увлекательна, приносит большие положительные эмоции ребенку и его родителям.

Просматривая работы учеников и подводя итог, не забывать о том , что не стоит делать резкого акцента на лучших и наименее удавшихся работах учеников ,тем самым выделять успевающих и отстающих.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41140. Турбомолекулярные насосы 332 KB
  Поэтому вал таких насосов должен вращаться со скоростью 10 00060 000 об мин в зависимости от диаметра насоса. По сравнению со многими другими сверхвысоковакуумными насосами турбомолекулярным насосам присущ ряд преимуществ: постоянная готовность к работе быстрый 1015 мин запуск нечувствительность к резкому повышению давления вплоть до атмосферного широкий диапазон рабочих давлений 107 101 Па примерно одинаковая быстрота действия по большинству газов чрезвычайно высокая степень сжатия 1015 для газов с большой молекулярной...
41141. Объекты логистического управления 85 KB
  Материальные потоки их характеристика и классификация. Финансовые информационные потоки и потоки услуг. Материальные потоки их характеристика и классификация. Материальные потоки образуются в результате транспортировки складирования и выполнения других материальных операций с сырьем полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
41142. Программные средства шифрования 298.5 KB
  Все звучит довольно красиво, и, как правило, оправдывается на деле при использовании шифрования. Шифрование, несомненно, является важнейшим средством обеспечения безопасности. Механизмы шифрования помогают защитить конфиденциальность и целостность информации. Механизмы шифрования помогают идентифицировать источник информации.
41143. Первый закон термодинамики 154.5 KB
  Первый закон термодинамики. До формулировки Первого начала термодинамики в 1840х годах учеными Джоулем 1840 Майером 1842 и Гельмгольцем 1847 в науке наряду с материалистическим пониманием закона сохранения и превращения энергии одной из форм которого и является Первое начало термодинамики существовала теория теплорода. Формулировка Первого начала термодинамики основана на экспериментальных исследованиях. Первый закон термодинамики вообще говоря является постулатом.
41144. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ 845.5 KB
  Неотъемлемой частью любой вакуумной системы является аппаратура для измерения давления разрежённого газа. Область давления используемая в современной вакуумной технике 105 1012 Па. В практике измерения давления разрежённых газов применяются различные типы преобразователей отличающиеся по принципу действия и классу точности. При малых давлениях непосредственное измерение силы давления невозможно из-за её малости.
41145. Пошук інформації в системі 103.5 KB
  Перегляд списку та маніполювання зі списками знайдених документів Ведуть записи 3 хв. Підведення підсумків уроку Що таке пошукові реквізити Які пошукові реквізити в системі Що називається динамічним навігатором Що таке перелік документів Які операції можна проводити з переліками Відповіді студентів 2 хв.Перегляд списку та маніпулювання зі списками знайдених документів 1. Перелік кнопок Додаткової Панелі Інструментів: Переводить Робочий Стіл системи в двовіконний режим роботи Задає слова для пошуку в назві Розташовує документи...
41146. Применение теории пленочной конденсации в инженерных расчетах 225 KB
  Он представляет собой отношение теплоты конденсации к теплоте переохлаждения конденсатной пленки в диапазоне изменения температур от температуры насыщения до температуры стенки. В этом случае возникает значительный конвективный перенос тепла вдоль пленки и к тому же необходимо учитывать силы инерции. Кроме того при достаточно большой протяженности поверхности конденсации на ней возникает режим течения пленки отличный от чисто ламинарного режима.е возникают так называемые волновые режимы течения пленки что приводит к существенному...
41147. ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ 107.5 KB
  С количественным ростом и разделением функций периодических изданий складывались национальные и межнациональные системы журналистики. Главным содержанием идейно-теоретических концепций журналистики была и остается свобода печати слова: степень контроля государства власти за содержанием и распространением массовой информации; степень ответственности журналистов писателей публицистов перед государством властью и обществом за распространяемую информацию. АРЕОПАГИТИКА ДЖОНА МИЛЬТОНА Первую...
41148. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка 142 KB
  Лексическое значение слова. Многозначные слова омонимы синонимы антонимы паронимы.Многозначные слова нужно отличать от омонимов. Если связь между значениями слов утрачена, значит это омонимы. Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по значению (жать руку- жать серпом)