54919

Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока Комбинированный игровой Цель урока Выполнить: иллюстрацию к Сказке о рыбаке и рыбке А. Задачи Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке передавать основные события произведения смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла правильно выбирать размер изображения в листе...

Русский

2014-03-20

61 KB

5 чел.

Выполнил Фролов Олег

Тема: Иллюстрирование сказок А.С.Пушкина.

Дидактические требования

Содержание дидактических требований

Примечание

Тема урока

иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина,»

Тип урока

Комбинированный, игровой

Цель урока

Выполнить : иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, Познакомить учащихся с выразительными возможностями цвета. Продолжить формирование умения выделять средства художественной выразительности иллюстраций. Воспитывать эстетический вкус и эмоциональное отношение к творчеству художников-иллюстраторов.

Задачи

Обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке; формировать умение располагать лист бумаги по вертикали или по горизонтали в зависимости от замысла, правильно выбирать размер изображения в листе, находить оптимальные (цветовое и композиционное) решения своей иллюстрации; совершенствовать навыки работы детей касками; развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги, творческое воображение и эмоциональность учащихся, главнейшая задача : постараться передать ребенку нравственные аспекты которым учит эта сказка.

Методы и методические приёмы

Объяснительно –демонстративный метод

Дидактические материалы и оборудование

Для учителя: иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, (для игры «Изобразительное лото»), цветные круги (12 цветов) и определите пары контрастных цветов , несколько иллюстраций В.Конашевича к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, передающие образ моря.

листы бумаги с линейным рисунком, карандаши, краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка, комплекты шаблонов (по 1 комплекту на парту).

Для ученика: рисовальный альбом А4,

карандаш,  стирательная резинка, гуашевые или акварельные краски, кисти (белка № 2,4,5). баночка для воды, палитра, тряпочка

Подготовка к уроку

                    

Ход урока

Примечание

Начало. Организационный момент, сообщение новой темы, цели

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока: -   Послушайте отрывок и скажите, из какого он произведения:

…Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня на уроке мы будем выполнять иллюстрацию к этой сказке.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Повторение пройденного

на предыдущем уроке

Вспомните как мы с вами рисовали иллюстрацию к произведению « Винни –Пух и все,все, все»

Объяснение новой темы

Объяснение новой темы

- «Сказка о рыбаке и рыбке» представляет собой весьма своеобразную переработку сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жизни».

- Гримовская Ильзебилль – типа рыбака так же корыстлива, как пушкинская старуха. Обе повышают свой, так сказать, социальный статус с помощью камбалы-рыбы (у Гриммов) или золотой рыбки (у Пушкина). Но сам характер волшебства в пушкинской сказке существенно отличается от того, что проявлен в сказке Гриммов. Ничего за свое спасение камбала-рыба рыбаку не обещала, она лишь откликается на просьбы, которые испытывают ее далеко не беспредельное терпение.

- А как действует золотая рыбка в пушкинской сказке? (по условию договора. При чем этим условием является свобода рыбки. Пожелав, чтобы рыбка была бы у ней на посылках, то есть покушалась на свободу рыбки, старуха преступила черту).

- Какие художники иллюстрировали «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (И.Билибин, В.Канашевич, Б.Дехтерев).

Игра «Изобразительное лото»: иллюстрации И.Билибина, В.Канашевича, Б.Дехтерева  к «Сказке о рыбаке и рыбке» прикрепляют на отдельные карточки одного размера. Их раскладывают на столе чистой стороной вверх. Ученик берет иллюстрацию, отгадывает имя художника и ставит ее на полку с соответствующей табличкой. Следующее задание: взять иллюстрации разных художников к одному эпизоду и сравнить их между собой.

- Что играет важную роль в передаче образа моря, то есть его состояния? (цвет).

-Сейчас вы будете выполнять свою иллюстрацию к данной сказке. Какие эпизоды вы хотите проиллюстрировать? (несколько учеников называют)

- Выберите формат рисунка в соответствии со своим замыслом, определите, где проходит линия горизонта, наметьте главных героев и их окружение. После этого приступите к прорисовке деталей. Не следует сильно нажимать на карандаш и стирать рисунок резинкой, так как это помешает работе красками.

- Работать в цвете можно по-разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант – начинать работу с окружения, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. А главных персонажей раскрасить после того, как краска вокруг подсохнет. Если будете работать акварельными красками, не забывайте о таких приемах как «по сырому», растяжение цвета

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Объяснение задания (инструктаж)

- Какая из данных иллюстраций вам нравится больше и почему?

- Сейчас вы тоже будете выполнять иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Перед вами лежат листы бумаги с намеченной композицией. Ваша задача – расположить героев, подумайте, как сделать это лучше, обвести их по шаблону, дорисовать части тела, можно дополнить иллюстрацию деревьями, цветами, облаками, бабочками и т.д., соблюдая при этом плановость композиции. Что это значит? (то, что изображено на переднем плане, выглядит более крупно, а чем предмет дальше, тем он меньше).

После того, как закончите карандашный рисунок, приступите к цветовому решению, определите, чем будете работать: акварельными красками, гуашью, цветными карандашами или др.

- Какого цвета небо? (голубое). А облака? (белые).

- Например, на третьей иллюстрации красная рубашка старика хорошо выделяется на фоне зеленоватого моря, а чтобы выделить золотую (желтую) рыбку, художник рисует ее на фоне синего пятна. Какие цвета всегда ярко, контрастно, красиво сочетаются между собой? (красный и желтый, желтый и синий, синий и красный, а также их оттенки).

В иллюстрациях такие цветовые сочетания будут выглядеть особенно ярко, выразительно и красиво

-Как получить более светлый цвет? (взять больше воды и больше краски). Приступайте к работе.

Задание:

1 . Линейный рисунок

2 . Работа с красками

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Самостоятельная работа учеников (рекомендации при типичных ошибках)

Рекомендации при выполнении задания:

Самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель следит за последовательностью выполнения рисунков. Проводит индивидуальную работу, предупреждает возможные или указывает на имеющиеся ошибки, проводит физ.минутку для снятия физического напряжения кистей рук, спины, глаз.

1) композиционное решение (выполнены ли смысловые связи между деталями (частями) рисунка);

2) изображение пространства (чем предмет расположен дальше, тем он выглядит меньше);

3) передача пропорций изображаемых предметов;

4) цветовое решение.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций

Организованное завершение урока

(домашнее задание)

Просмотр работ, рекомендации на будущее, выставление оценок.

Домашнее задание: «Создание книги». Ребенок, совместно с родителями, может придумать сказку или стихотворение, а затем создать макет своей книги: напечатать текст, выполнить иллюстрации. Конечно, при этом важная роль отводится взрослым. Данная работа очень интересна и увлекательна, приносит большие положительные эмоции ребенку и его родителям.

Просматривая работы учеников и подводя итог, не забывать о том , что не стоит делать резкого акцента на лучших и наименее удавшихся работах учеников ,тем самым выделять успевающих и отстающих.

Демонстрация наглядных пособий ,иллюстраций,

репродукций


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30261. Второй этап формирования литературоведческой науки: средневековье, схоластический 28 KB
  Для схоластики характерно использование философского мето да. Од нако такая общая оценка средневековой схоластики была бы оши бочной. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви которое среди прочего выражалось в реформе монашества движение Клюни а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием.
30262. Филология как наука. Вспомогательные литературоведческие дисциплины 25 KB
  Аристотель был первым кто попытался их систематизировать в своей книге первый дал теорию жанров и теорию родов литературы эпос драма лирика. Современное литературоведение состоит из: теории литературы истории литературы литературной критики. Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса литературу как форму общественного сознания литературные произведения как единое целое специфику взаимоотношений автора произведения и читателя. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами а...
30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка “одного из самых великих творений человечестваâ€. Лингвистический анализ художественного текста это фундамент его...
30265. Образный уровень текста. Поэтическая лексика, её художественные функции 23 KB
  Поэтическая лексика её художественные функции Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какогото эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы.
30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.