54921

Развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет

Дипломная

Физкультура и спорт

В связи с исследованием нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет, который позволит повысить результативность за менее короткий период обучения.

Русский

2014-09-21

376 KB

81 чел.

PAGE  2

ФГБОУ ВПО «ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«Вятский государственный гуманитарный университет»


Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения

Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа)

по специальности 050720.65 Физическая культура

На тему: «Развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет»



выполнил: студент

факультета физической культуры

Макаров Антон Юрьевич

__________________ (подпись)

Научный руководитель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Анфилатова Ольга Викторовна

__________________ (подпись)



Допущена к защите в ГАК                 

Зав. кафедрой __________________             Вавилов А. Л.

                                (подпись)                                                                                                                «______»_______________________

Декан факультета __________________             Капустин А. Г.

                                    (подпись)                                                                                                            «______»_______________________

Киров
2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава Ι.  Теоретико-методологические особенности физической подготовки и развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет……………....……….6

1.1. Характеристика силовых способностей волейболистов 11-12 лет на основе анализа психолого-педагогической литературы………………...………………...6

1.2. Возрастные особенности волейболистов 11-12 лет.………………...…...…...9

1.3. Средства и методы развития силовых способностей волейболистов 11-12 лет………...………………………………………………………………………….14

1.4. Постановка проблемы……..…………………………………………………..20

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования……………………21

2.1. Цель и задачи исследования..............................................................................21

2.2. Методы исследования........................................................................................21

2.2.1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме  исследования..............................................................................................................21

2.2.2. Контрольные испытания (тесты)...................................................................22

2.2.3.  Педагогический эксперимент………………………………………………23

2.2.4. Метод математической статистики………………………………………...23

2.3. Организация исследования……………………………………………………24

Глава III. Педагогический эксперимент…………………………………………..26

3.1 Комплекс упражнений для развития силовых способностей……..................26

3.2. Результаты исследования и их обсуждения………………………………….27

Выводы…………………………………………………………………………...…35

Практические рекомендации………………………………………………………37

Список литературы….…………………………………………………………...…38

Приложения………….…………………………………………………………...…40

Введение

Актуальность исследования: современный волейбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и защите. Умение быстро реагировать на постоянно меняющуюся игровую ситуацию, правильно и качественно обрабатывать летящий с высокой скоростью мяч, быстро, точно, а главное сильно выполнить нападающий удар, переходить от одних действий к другим, имеет большое значение в волейболе и значительной степени влияет на конечный результат игры [7].

В современном мире нагрузки на организм человека очень велики, даже в повседневной жизни. Поэтому необходимо развивать различные группы мышц и тренировать их силу. Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий [10].

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины развитие и воспитание. Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [10, 11].

В современной литературе используют термины "физические качества" и "физические (двигательные) способности". Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [23].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей [15].

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям спортивной деятельности [11].

Противоречие: вопросы по развитию силовых способностей у детей среднего школьного возраста рассмотрены разными авторами, но недостаточно материала по совершенствованию силовых способностей волейболистов 11-12 лет.

Объект исследования: процесс развития силовых способностей волейболистов 11-12 лет.

Предмет исследования: развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет комплексом упражнений.

Гипотеза: предполагается, что применение предложенного комплекса упражнений во время тренировочного процесса волейболистов 11-12 лет окажет положительный эффект на развитие силовых способностей.

Научная новизна: в связи с исследованием нами был разработан комплекс упражнений,  направленный на развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет, который позволит повысить результативность за менее короткий период обучения.

Теоретическая значимость: заключается в создании эффективной методики с помощью предложенного комплекса упражнений в тренировочном процессе волейболистов 11-12 лет.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть применены в тренировочном процессе волейболистов 11-12 лет.       

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплекс упражнений, направленный на развитие силовых способностей у волейболистов 11-12 лет.

2. Результаты, полученные в ходе эксперимента.

Глава Ι. Теоретико-методологические особенности физической подготовки и развитие силовых способностей волейболистов 11-12 лет

1.1. Характеристика силовых способностей волейболистов 11-12 лет на основе анализа психолого-педагогической литературы

Под физическим качеством силы понимается - совокупность психофизиологических, нейрогуморальных процессов организма человека, позволяю­щих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам. Если это достигается человеком посредством мышечных напряжений, то можно говорить что это мышечная сила. Качество силы характеризуется силой действия, которая является результатом взаимодействия сил тяги мышц, образующихся вследствие функциональной активности мышечных структур [11].

Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режимах работы.

Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удержание какого-либо груза обозначается как статическая работа (статическое усилие). Внешняя работа при этом отсутствует, так как в механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей в изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю. Но при статической работе мышца расходует энергию, которая тратится на поддержание напряжения мышцы.

Для большинства видов мышечной деятельности характерен динамический (ауксотонический) режим работы, в котором сочетаются и сокращение и напряжение. В данном виде работы мышечная сила приводит в движение части человеческого тела [17].

Динамический режим работы, характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям. Статический режим постоянством длины мышц при напряжении и является главной для силовых способностей.

В зависимости от содержания двигательного действия активность мышц проявляется в режимах:

1. Преодолевающий - при уменьшении своей длины (миометрический или изокинетический).

2. Уступающий - при удлинении мышц (плиометрический).

3. Удерживающий - без изменения длины (изометрический).

4. Смешанный - изменение длины и напряжения (ауксотонический).

Первые два режима характерны для динамической работы, третий - для статической работы, четвертый - для статодинамической работы мышц.

В любом режиме работы мышц, сила может быть проявлена, как медленно, так и быстро [3,17].

Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима и медленных движений, например, при удержании предельных отяго­щений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы.

Для оценки степени развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу действия человека [12].

Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила - отно­шением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела.

У людей, имеющих примерно одинаковый уровень тренированности, повышение массы тела ведет к увеличению абсолютной силы, но при этом ве­личина относительной силы снижается. Выделение абсолютной и относительной силы действия имеет большое практическое значение. Так, достижения спортсменов самых тяжелых весовых категорий в тяжелой атлетике, спортивных единоборствах, а также при метаниях спортивных снарядов определяются, прежде всего, уровнем развития абсолютной силы. В видах деятельности с большим количеством перемещений тела в пространстве (например, в гимнастике) или имеющих ограничения массы тела (например, весовые категории в борьбе) успешность во многом будет зависеть от развития относительной силы [17].

Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (трени­ровка, регулярные занятия и др.), В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа [6,10].

Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем выше внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента.

Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является - взрывная сила. Взрывная сила - это проявление значительной величины силы в максимально короткое время. Основная особенность быстрота развития больших величин силы практически от нуля (например, при старте в сприн­терском беге, в прыжках, метаниях и т.д.) [19].

Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно- силового индекса, который вычисляется по формуле:

J = F max /t max

J - скоростно-силовой индекс;

F max - максимальное значение силы, показанной в данном движении;

t max - время достижения максимальной силы.

В физическом смысле сила и скорость, связаны как причина и следствие. Механически скорость перемещаемого тела зависит только от полного им­пульса силы. Мышцы, тренируемые к проявлению быстрой силы - дадут низкий эффект там, где требуются значительные, но медленные силовые проявления или выносливость и наоборот [12].

Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в действиях, требующих продолжительного по времени и относительно высокого по уровню, мышечного напряжения. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости, статическая - связана с удержанием рабочего напряжения в определенной позе, а динамическая - характерна для циклической и ациклической деятельности. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй - многочисленные отжимания в упоре лежа или приседания со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей занимающегося и др.

Силовая ловкость - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешан­ных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей) [22].

1.2. Возрастные особенности волейболистов 11-12 лет

В обязанности учителя (тренера) входит очень сложная задача - управление организмом человека. Здесь учителю нужно знать строение тела и функции системы организма человека. Недостаточный учет функциональных возможностей организма при больших физических и эмоциональных нагрузках может привести не только к снижению спортивных результатов занимающихся, но и необратимо нарушить их здоровье. Особенного внимания в этом также требует работа с детьми и подростками [17].

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10см, массы тела до 4,5-9кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца. Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков - брюшной, у девочек – грудной [17, 21].

Нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. Широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Двигательная деятельность учащихся на уроках должны оказывать формирующее, стимулирующее воздействие на организм, содействовать его росту и развитию. Однако не должно быть чрезмерных нагрузок, потому что энергетические ресурсы в возрасте 10-13 лет в значительной мере расходуются на пластические процессы, а интенсивные и продолжительная работа, требует также напряженного внимания, тормозят рост и развитие ребёнка[ 21].

Физические упражнения, применяемые на уроках, должны оказывать разностороннее влияние на организм детей, содействовать развитию опорно-двигательного аппарата, формированию хорошей осанки, повышать дееспособность кардеоресперативной системы, стимулировать обмен веществ в соответствии с потребностями растущего организма, укреплять нервную систему.

При выборе упражнений, которые наиболее благоприятно влияют на развитее детей, следует учитывать особенности их возраста.

До 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков рост тела в длину происходит интенсивнее, чем прибавка в весе, а затем начинает преобладать увеличение веса. В 11-13 лет у девочек и 12-14 лет у мальчиков прирост окружности грудной клетки также начинает преобладать над приростом в весе. В связи с этим до 11-12 лет дети более способны к бегу и прыжкам, чем к силовым упражнениям. Прирост окружности грудной клетки способствует применению значительного объёма упражнений в беге, плавании, передвижении на лыжах. Эти упражнения помогают увеличивать жизненную емкость легких и силу дыхательной мускулатуры, одновременно разносторонне влияют на все другие функции организма. С 11-12 лет рекомендуется постепенно увеличивать на уроках удельный вес силовых упражнений [21].

При выборе упражнений и дозировании физических нагрузок нужно учитывать половые особенности детей. До 11-12 лет больших различий в физическом развитии мальчиков и девочек нет, но затем у девочек начинается интенсивный рост тела в длину, главным образом за счёт удлинения ног. В период 11-13 лет девочки опережают мальчиков по росту, весу и окружности грудной клетки. Однако сердце девочек меньше по весу и объёму, грудная клетка менее развитая, жизненная емкость легких составляет 65-70% по сравнению с мальчиками, дыхание более частое, сила дыхательных мышц меньше, сила мышц кисти в 11-12 лет меньше на десять килограмм.

Нагрузки и в упражнениях на выносливость и в упражнениях на силу для девочек должны быть несколько меньшими, чем для мальчиков.

Вместе с тем время двигательной реакции у девочек до 12 лет лучше, чем у мальчиков, они более коорденированые, поэтому в упражнениях на быстроту, в выполнении одиночных движений и в упражнениях на ловкость они имеют некоторые преимущества перед мальчиками.

В каждой возростно-половой группе нагрузки устанавливаются дифференцировано с учетом уровня физической подготовленности учащихся (состояния здоровья, развития двигательных навыков и качеств) [17].

Способность мозга к обучению также различна. Если выполненное действие не соответствует заданному результату (например, передача мяча сверху не достигает цели), то на основе зрительной и другой информации в программу вносятся поправки. С их помощью при повторных попытка совершенствуется техника выполнения движений.

Произвольные движения человека управляют различные отделы спинного и головного мозга, однако ведущую роль играет кора больших полушарий головного мозга. Все эти отделы созревают по мере роста человека не одновременно. Раньше всего созревают те зоны коры больших полушарий, которые непосредственно принимают информацию от различных участков тела (зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные и др.) ими передают управляющие команды (моторные области), несколько позже окружающие их участки коры, в которых происходит узнавание и осмысление этой информации. Самыми последними в ходе индивидуального развития созревают высшие отделы коры (их называют ассоциативными), от которых зависят сознательная деятельность человека, сложные процессы мышления и речь. Эти особенности роста мозга и определяют постепенное становление движений.

После 9 лет взаимосвязи между нервными клетками человека резко возрастает и к 10-12 годам приобретают черты, характерные для взрослых людей. Достаточное развитие ассоциативных зон и его речевых центров у детей в возрасте 10-12 лет позволяет учителю на занятиях чаще использовать метод рассказа и переходить к обучению ребят сложным спортивным движениям [21].

Вместе с тем у детей среднего школьного возраста (особенно у подростков 11-13 лет) в период полового созревания повышается возбудимость и нестабильность в работе мозга. В этот период ухудшается формирование двигательных навыков. Резко замедляется рост мышечной силы.

Всесторонняя физическая и функциональная подготовка на этапе начальной спортивной специализации помогает юным спортсменам успешно преодолеть переходный период [11].

Двигательные навыки. Основы движений закладываются у детей в раннем возрасте до 3-4 лет. На этой базе формируются специализированные моторные акты. К 12 годам дети уже осваивают основной объем приобретаемых двигательных навыков и умению программировать основные движения. Однако программирование предстоящих движений должно отличатся у юных волейболистов большой точностью, несмотря на недостаток времени. Многие движения в волейболе очень кратковременные. В такие промежутки времени невозможно вносить поправки при выполнении движения. Все движение от начала до конца должно быть заранее запрограммировано, что требует специальной отработки моторных программ. В процессе тренировки для этого изменяют условия выполнения отдельных приемов (положение тела игрока, расстояние до сетки...). До 12 лет у девочек силовые способности увеличиваются преимущественно за счет совершенствования мышечной координации и приобретения двигательного опыта, а после 12 лет - за счет естественного прироста мышечной массы. Наиболее высокие темпы прироста мышечной массы у девочек наблюдаются спустя 0,5-1 год после ростового скачка и до первой менструации, что соответствует возрасту 13,5-14 лет. Оптимальная стратегии многолетней подготовки девочек-пловчих требует резкого, скачкообразного увеличения объема я интенсивности силовой подготовки уже в 12-13 лет с упором на развитие силовой выносливости и скоростно-силовых способностей, а с 14 до 16 лет - с упором на развитие максимальной силы. В этом возрасте объем силовой тренировки девочек-пловчих может быть доведен до 50-60 % от общего объема тренировки в часах. После окончания полового созревания девочек основным механизмом адаптации к силовой тренировке является регуляторный механизм - совершенствование мышечной координации. Тем не менее, сохранение больших объемов силовой работы на уровне 25-30 % от общего объема тренировочного времени у девушек после 15-16 лет будет способствовать повышению силовой выносливости, специальной силы и удержанию относительной жировой массы на постоянном уровне [11, 17, 21].

1.3. Средства и методы развития силовых способностей волейболистов 11-12 лет

При развитии силовых способностей используются упражнения с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от при­роды сопротивления они подразделяются на 3 группы:

1. Упражнения с внешним сопротивлением.

2. Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3. Изометрические упражнения.

К упражнениям с внешним сопротивлением относятся: - упражнения с тяжестями (штангой, гантелями, гирями), в том числе и на тренажерах; уп­ражнения с сопротивлением других предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, блочных устройств и др.); упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (бег по песку, снегу, против ветра и т.п.) [5].

Упражнения с преодолением веса собственного тела: - применяются при занятиях людей различного возраста, пола, подготовленности во всех формах занятий. Выделяют следующие их разновидности:

гимнастические силовые упражнения (сгибание и разгибание рук в упорах, лазание по канату, поднимание ног к перекладине);

легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на одной или двух ногах);

упражнения в преодолении препятствий.

Изометрические упражнения: способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц и подразделяются на упражнения:

удержание в пассивном напряжении мышц (удержание груза на предплечьях рук, плечах, спине и т.п.);

упражнения с активным напряжением мышц в течение определенного времени в определенной позе (выпрямление полусогнутых ног, попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и т.п.) [7].

Данные виды упражнений, выполняются обычно при задержке дыхания, тем самым приучают организм к работе в очень трудных условиях (кислородное голодание). Характерной особенностью занятий с использованием изометрических упражнений их простота, требуют мало времени, не сложное оборудование и с помощью данных упражнений можно воздействовать на любые мышечные группы [7,11,20].

Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная задача в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений. В методическом плане существуют различные способы создания максимальных напряжений:

поднимание предельного веса небольшое количество раз;

поднимание непредельного веса максимальное число раз;

поднимание непредельного отягощения с максимальной скоростью;

преодоление внешних сопротивлений при постоянной длине мышц;

изменение ее тонуса при постоянной скорости движения;

стимулирование сокращения мышц в суставе за счет энергии падающего груза или веса собственного тела и др. [11].

В соответствии с указанными способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы развития силовых способностей

- Максимальных усилий.

- Повторных непредельных усилий.

- Изометрических усилий.

- Изокинетических усилий.

- Динамических усилий.

- Ударный метод.

- Круговой тренировки.

- Игровой.

Метод максимальных усилий.

Данный метод основан на использовании упражнений с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями. Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений упражнений в одном подходе при преодолении предельных и сверхпредельных сопротивлений (когда вес отягощения равен 100% и более) может составлять 1 -2, максимум 3 раза. Число подходов 2-3, паузы отдыха между повторениями в подходе 3-4 сек., а между подходами от 2 до 5 минут.

При выполнении упражнений с околопредельными отягощениями (вес отягощения 90-95% от максимального) число возможных повторений движений в одном подходе 5-6, количество подходов 2-5, интервалы отдыха между повторениями упражнений в каждом подходе - 4-6 сек. и подходами 2-5 мин. Темп движений - произвольный, скорость - от малой до максимальной.

В практике встречаются различные варианты этого метода, в основе которых лежат разные способы повышения отягощения в подходах [20].

Данный метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы. Рост силы при его ис­пользовании происходит за счет совершенствования внутри и межмышечной

координации и повышения мощности креатинфосфатного и гликолитического механизмов ресинтеза АТФ.

Следует иметь в виду, что «предельные» нагрузки затрудняют самоконтроль за техникой действий, увеличивают риск травматизма. Этот метод при­меняется 2-3 раза в неделю.

Метод повторных непредельных усилий.

Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или до «отказа». В каждом подхо­де упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений в упражнении. За одно занятие выполняется 2-6 серии. В серии 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями - 3-5 мин. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40-80 % от максимального веса отягощения. Скорость движений невысокая. Значительный объем мышечной работы с непредельными отягощениями, активизирует обменнотрофические процессы в системах организма, в том числе мышечной и других. Вызывая необходимую гипертрофию мышц с увеличением их физиологического поперечника, стимулируя тем самым развитие максимальной силы. Необходимо отметить тот факт, что сила сохраняется дольше, если одновременно с ее развитием увеличивается и мышечная масса [9].

Данный метод получил широкое распространение в практике, т.к. позволяет контролировать технику движений, избегать травм, уменьшать натуживание во время выполнения силовых упражнений, содействует гипертрофии мышц и является единственно возможным при подготовке начинающих.

Метод изометрических усилий.

Характеризуется выполнением кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность изометрического напряжения обычно 5-10 сек. Величина развиваемого усилия может быть 40-50% от максимума и статические силовые комплексы должны состоять из 5-10 упражнений, направленных на развитие силы различных мышечных групп. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз с интервалом отдыха 30-60 с. Изометрические упражнения целесообразно включать в занятия до 4 раз в неделю, отводя на них каждый раз по 10-15 мин. Комплекс упражнений применяется в неизменном виде примерно в течение 4-6 недель, затем он обновляется. Паузы отдыха заполняются выполнением упражнений на дыхание, расслабление и растяжение.

При выполнении изометрических упражнений, особое значение имеет выбор позы или величины суставных углов.

Так, например, изометрические напряжения при 90° оказывает большое влияние на прирост динамической силы, чем при углах 120° и 150°. Недоста­ток изометрических упражнений состоит в том, что сила проявляется в большей мере при тех суставных углах, при которых выполнялись упражнения, а уровень силы удерживается меньшее время, чем после динамических упражнений [7].

Метод изокинетических усилий.

Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании задается не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения. Это дает возможность работать мышцам с оптимальной нагрузкой на протяжении всего движения, чего нельзя добиться, применяя любые из общепринятых методов. Чаще всего упражнения выполняются на специальных тренажерах.

Этот метод используется для развития различных типов силовых способностей - «медленной», «быстрой», «взрывной» силы. Он обеспечивает зна­чительное увеличение силы за более короткий срок по сравнению с методами повторных и изометрических усилий.

Силовые занятия, основанные на выполнении упражнений изокинетического характера, исключают возможность получения мышечно-суставных травм.

Метод динамических усилий.

Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений от 9 до 30% от максимума и максимальной скоростью. Он применяется для развития скоростно-силовых способностей. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15-20 раз. Упражнения выполняются в 3-6 серий, с отдыхом между ними 5-8 минут. Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движений и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания [7].

Ударный метод.

Основан на ударном стимулировании мышечных групп, путем использования кинетической энергии падающего груза, или веса собственного тела (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, в том числе и с отягощениями). Поглощение тренирующими мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, быстрому развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный потенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстроту отталкивающего движения, и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей. Этот метод применяется для развития «амортизационной» и «взрывной» силы различных мышечных групп.

Метод круговой тренировки.

Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Число

упражнений, воздействующих на разные группы мышц, продолжительность их выполнения на станциях зависят от задач, решаемых в тренировочном процессе, возраста, пола и подготовленности занимающихся. Комплекс упражнений с использованием непредельных отягощений повторяют 1-3 раза по кругу. Отдых между каждым повторением комплекса должен составлять не менее 2-3 мин, во время которого выполняются упражнения на расслабление [7].

Игровой метод.

Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы на­пряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. К таким играм относятся игры, требующие удержания внешних объектов (например, партнера в игре «Всадники»), игры с преодолением внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры с чередованием режимов напряжения различных мышечных групп (например, различные эстафеты с переноской грузов различного веса).

1.4. Постановка проблемы

Проанализировав литературные источники, мы увидели, что в волейболе  силовые способности являются одним из главных качеств для достижения высоких результатов в младшем возрасте. Несмотря на достаточное количество специальной и методической литературы, освещающей различные аспекты развития основных двигательных качеств у детей среднего школьного возраста, данная проблема полностью не решена. Мы пришли к выводу, что при изучении современного состояния данной проблемы можно заметить следующее противоречие: вопросы по развитию силовых способностей у детей среднего школьного возраста рассмотрены разными авторами, но недостаточно материала по совершенствованию силовых способностей волейболистов 11-12 лет. Выявленное противоречие позволило сформировать проблему исследования: разработать и экспериментально  подтвердить эффективность комплекса физических упражнений, направленных на развитие силовых способностей  волейболистов 11-12 лет.

Преимущества предложенного комплекса заключаются в том, что он состоит из нескольких специально подобранных упражнений. Одновременно может заниматься многочисленная группа волейболистов. Это большой плюс при проведении тренировок в ДЮСШ. Тренер может сосредоточить свое внимание на том, как делают занимающиеся какое-либо одно – два  наиболее важных или сложных упражнения, тогда как все остальные упражнения волейболисты выполняют самостоятельно. Мы думаем, что исследования в этом направлении должны продолжаться, поэтому представляется целесообразным проведение исследования в результате которого будут внедрен и опробован комплекс упражнений на развитие силовых способностей.

Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1. Цель и задачи исследования

Цель работы – повышение уровня развития силовых способностей и повышение спортивного результата волейболистов 11-12 лет.

Задачи исследования:

  1.   Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2.   Составить экспериментальный комплекс упражнений по  развитию силовых способностей волейболистов 11-12 лет.
  3.   Экспериментально проверить эффективность данного комплекса.

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

  1.  теоретический анализ литературных источников по проблеме  исследования;
  2.  метод педагогического тестирования;
  3.  педагогический эксперимент;
  4.  математико-статистический метод обработки результатов.

 Теоретический анализ литературных источников по проблеме  исследования.

Анализ научно-методической литературы по физиологии, теории и методики физического воспитания проводился нами с целью создания представления о силовых способностях, выяснения анатомо-физиологических особенностей младших школьников. После изучения научно – методической литературы был выделен ряд важных моментов, которые помогли при построении эксперимента. Библиографический список состоит из 23 источников.

Контрольные испытания (тесты)

В качестве оценки уровня силовых способностей вошли общепринятые тесты [В. И. Лях, 1998], такие как:

1) отжимания от пола:

упрощенный вариант отжиманий используется при тестировании учащихся с низким уровнем подготовки.

2) поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями:

испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении), принимает положение седа и возвращается в исходное положение.

3) прыжок в длину с места с двух ног:

тест проводится с помощью измерительной рулетки, даётся три попытки, засчитывается лучший результат.

4) метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя:

испытуемый стоит в 50 см от стены в исходном положении. По команде он стремится толкнуть мяч двумя руками от груди как можно дальше. Из трёх попыток учитывается лучший результат.

5) удар на дальность волейбольного мяча:

определяется расстояние от линии удара по мячу до точки, в которой мяч впервые касается пола.

В прыжке в длину с места результативность зависит исключительно от способности мышц ног к проявлению силы в кратчайшее время [14].

Педагогический эксперимент

Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент, с целью выявления эффективности экспериментального комплекса на развитие координационных способностей юных волейболистов. По классификации Б. А. Ашмарина эксперимент был естественным (по условиям проведения), в виде опытных тренировочных занятий (по способу комплектования учебных групп), закрытым (по осведомленности исследуемых), сравнительным (по направленности), и параллельным (по логической схеме доказательств).

Метод математической статистики

Обработка полученных в ходе исследования данных проводились с помощью математической статистики  при этом определялись следующие характеристики [9]:

  1.  Средняя арифметическая величина:

  1.  Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического
    значения
    (т) по формуле:

m= δ/√n-1

3. Стандартное отклонение:

        δ= +maxmin)/ К, где

хmax  –  наибольший показатель,

хmin  – наименьший показатель,

К – табличный коэффициент.

4. Коэффициент достоверности различий (Р) находился по таблице вероятности — критерия Стьюдента. Различия считались достоверными в случае, если Р меньше или равно 0,05 [9].

Формула для определения достоверности различий с использованием        t-критерия Стьюдента:

2.3. Организация исследования

Педагогический эксперимент проводился с детьми в ДЮСШ №2 г.Кирова в секции волейбола.

Исходя из цели и задач, исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (апрель – май 2013 года) – поисковый, анализ литературных источников в практике и теории физической культуры. В ходе его определялись объект, предмет, гипотеза исследования и условия ее реализации: разрабатывались цель, задачи, программа эксперимента, апробировались тексты.

Второй этап (сентябрь 2013 года – март 2014 года) – проведение педагогического эксперимента. В исследовании приняли участие 20 детей 11-12 лет, занимающихся волейболом, группа 2 года обучения.

Были составлены две группы:

№ 1 – контрольная;

№ 2 – экспериментальная.

Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ. Экспериментальная группа занималась по разработанному комплексу упражнений.

Группы были подобраны методом случайной выборки.

Занятия в контрольной группе проводились:

Понедельник:

Среда:                              с 9:00 до 11:00

Пятница:

Занятия в экспериментальной группе проводились:

Понедельник:

Среда:                           с 15:00 до 17:00

Пятница:

В каждой группе было проведено по 78 тренировочных занятий.   

В экспериментальной группе разработанный комплекс применялся по понедельникам и пятницам, всего занятий с комплексом – 52. 

Третий этап (апрель - май 2014 года) исследование завершилось статистической обработкой полученных данных и их интерпретацией, а также разработкой педагогических рекомендаций по применению комплекса упражнений, направленных на развитие силовых способностей волейболистов.

Глава III. Педагогический эксперимент

3.1 Комплекс упражнений для развития силовых способностей

На основании литературного обзора и практического опыта нами был внедрен и апробирован комплекс, направленный на развитие силовых способностей. Комплекс по развитию силовых способностей был включен в программу тренировок в течение 6 месяцев. Тренировки проводились 3 раз в неделю. В основной части тренировочных занятий использовались 3-5 упражнений из данного комплекса [2].

Для данного эксперимента, нами был подготовлен следующий комплекс упражнений для детей 11-12 лет.

Упражнения, способствующие развитию силовых способностей, применяемые в экспериментальной группе:

  1.  прыжок с двух ног, колени стараться доводить до груди. 3 x 10 раз (отдых между подходами 30 секунд).

    И.п. – стойка ноги вместе, руки прямые внизу.

     1. прыжок с двух ног, колени доводить до груди, руки согнуты в локтевом суставе ;

     2. исходное положение ;

     3-4. тоже самое.

  1.  подъем корпуса к ногам из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, 6 x 20 раз (отдых между подходами 20 секунд).

    И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленном суставе, руки за головой.

    1. подъем корпуса к коленям, руки за головой ;

    2. исходное положение ;

    3-4. тоже самое.

  1.  приседания  с отягощением 3 кг., 4 x 15 раз (отдых между подходами  1 минута).

И.п. – стойка ноги врозь, за головой в руках набивной мяч 3 кг.

1. присед с набивным мячом в руках за головой;

2. исходное положение;

3-4. тоже самое.

  1.  отжимания из упора лежа, на спине между лопатками груз 1 кг., 4 x 10 раз (отдых между подходами  90 секунд).

И.п. – упор лежа, между лопатками набивной мяч 1 кг.

1-4. отжимания с грузом на спине.

  1.  выбрасывание набивного мяча двумя руками от груди и прием набивного мяча от партнера, вес отягощения 1 кг. 4 х 16 раз (отдых между подходами 45 секунд), занимающиеся в парах стоят лицом друг к другу на расстоянии 5 метров.

И.п. – стойка волейболиста, в руках набивной мяч.

1-2. первые номера выбрасывание набивного мяча двумя руками от груди партнеру, вторые номера стараются принять мяч;

3-4. вторые номера выбрасывание набивного мяча двумя руками от груди партнеру, первые номера стараются принять мяч

  1.  выпрыгивание из приседа 3 x 20 раз (отдых между подходами 1 минута).

И.п. – присед, руки прямые едва касаются пола.

1. выпрыгивание из приседа;

2. исходное положение;

3-4. тоже самое.

3.2 Результаты исследования и их обсуждения.

Для объективности оценки степени надежности и достоверности полученных данных были использованы методы математической статистики.

Метод математической статистики, применяемый в нашей работе, позволил нам говорить о достоверности или недостоверности различий исследуемых признаков в обеих группах в начале и в конце исследования.

В начале исследования (таблица 1) различие средних значений результатов тестов в экспериментальной и контрольной группах были не достоверными (p>0,05). Следовательно, группы были однородными по исследуемым признакам. Это объясняется тем, что все испытуемые тренировались до эксперимента по одной и той же программе. Недостоверность различий по исследуемым признакам позволила нам продолжить проведение эксперимента.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ показателей силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей силовых способностей в контрольной и экспериментальной группах в начале эксперимента (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели.

М

δ

T

P

1. Отжимания от пола (кол-во раз).

Контрольная группа

11,9

1,19

0,36

P > 0,05

Экспериментальная группа

12,1

1,28

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз).

Контрольная группа

29,3

3,05

0,97

Р > 0,05

Экспериментальная группа

28,1

2,42

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

Контрольная группа

134,2

6,51

0,27

Р > 0,05

Экспериментальная группа

134,9

4,81

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Контрольная группа

364,9

4,74

0,23

Р > 0,05

Экспериментальная группа

365.4

4,76

5 Удар на дальность волейбольного мяча (м).

Контрольная группа

11,4

1,26

0,17

Р > 0,05

Экспериментальная группа

11,5

1,35

Как видно из таблицы 1, все показатели контрольной и экспериментальной групп на начало эксперимента не достоверны (p>0,05). Это говорит об однородности групп, значит, эксперимент проводить можно.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ показателей силовых способностей  контрольной группы за период исследования

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей силовых способностей контрольной группы за период исследования (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели.

М

δ

T

P

1. Отжимания от пола (кол-во раз).

До эксперимента

11,9

1,19

3,2

P < 0,05

После эксперимента

13,4

0,84

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз).

До эксперимента

29,3

3,05

0,19

Р > 0,05

После эксперимента

29,6

3,83

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

До эксперимента

134,2

6,51

0,31

Р > 0,05

После эксперимента

135,1

6,36

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

До эксперимента

364,9

4,74

1,95

Р > 0,05

После эксперимента

368,3

2,75

5 Удар на дальность волейбольного мяча (м).

До эксперимента

11,4

1,26

2,01

Р > 0,05

После эксперимента

12,5

1,17

Как видно из таблицы 2, результаты улучшились, тест отжимания от пола достоверен, результаты остальных четырёх тестов не достоверны (p > 0,05)

Это говорит о том, что развитие силовых способностей в обычных условиях менее эффективны.

В таблице 3 показан сравнительный анализ показателей силовых способностей экспериментальной группы за период исследования.

Таблица 3

Сравнительный анализ показателей экспериментальной группы за период исследования (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели.

М

δ

T

P

1. Отжимания от пола (кол-во раз).

До эксперимента

12,1

1,28

4,9

P < 0,05

После эксперимента

14,6

0,96

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз).

До эксперимента

28,1

2,42

2,72

Р < 0,05

После эксперимента

31,2

2,65

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

До эксперимента

134,9

4,81

2,74

Р < 0,05

После эксперимента

142,2

6,90

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

До эксперимента

365,4

4,76

6,46

Р < 0,05

После эксперимента

383,4

7,39

5 Удар на дальность волейбольного мяча (м).

До эксперимента

11,5

1,35

4,76

Р < 0,05

После эксперимента

15

1,88

         Из таблицы 3 видно, что изменения показателей силовых способностей существенны и достоверны (p<0,05). Результаты экспериментальной группы показали, что произошел достоверный прирост показателей силовых способностей: отжимания от пола – на 17,2%, поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями. – на 10%, метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя – на 5%, удар на дальность волейбольного мяча – 23,4%, прыжок в длину с места с двух ног -  5,2%,

        В таблице 4 представлен сравнительный анализ показателей силовых способностей контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

Таблица 4

Сравнительный анализ показателей силовых способностей контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента (n=10)

Тесты

Группа

Статистические показатели.

М

δ

T

P

1. Отжимания от пола (кол-во раз).

Контрольная группа

13,4

0,84

2,95

P < 0,05

Экспериментальная группа

14,6

0,96

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз).

Контрольная группа

29,6

3,83

1,08

Р > 0,05

Экспериментальная группа

31,2

2,65

3. Прыжок в длину с места с двух ног (см).

Контрольная группа

135,1

6,36

2,39

Р < 0,05

Экспериментальная группа

142,2

6,90

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Контрольная группа

368,3

2,75

6,05

Р < 0,05

Экспериментальная группа

383,4

7,39

5 Удар на дальность волейбольного мяча (м).

Контрольная группа

12,5

1,17

3,55

Р < 0,05

Экспериментальная группа

15

1,88

Как видно из таблицы 4, результаты четырёх тестов (отжимания от пола, метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя, прыжок в длину с места с двух ног, удар на дальность волейбольного мяча) контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (р< 0,05). По результатам одного теста (поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями) прирост не достоверен (p>0,05).

1. Отжимания от пола – в экспериментальной группе выросло на 8,3% больше, чем в контрольной группе.

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями – в экспериментальной группе выросло на 5,2% больше, чем в контрольной группе.

3. Прыжок в длину с места с двух ног – в экспериментальной группе выросло на 5% больше, чем в контрольной группе.

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя – в экспериментальной группе выросло на 4% больше, чем в контрольной группе.

5. Удар на дальность волейбольного мяча – в экспериментальной группе выросло на 16,7% больше, чем в контрольной группе.

Из этого можно сделать вывод, что проводимые в условиях эксперимента, тренировочные занятия с волейболистами 11-12 лет   комплексом физических упражнений,  более эффективно развивают силовые способности.

Выводы

1. Изучив научно-методическую литературу, мы проанализировали развитие силовых способностей у волейболистов 11-12 лет, и пришли к выводу:

- хорошо развитые силовые способности являются необходимым качеством для успешной волейбольной тренировки

2. Мы подобрали экспериментальный комплекс упражнений для развития силовых  способностей волейболистов 11-12 лет. Этот комплекс предназначен для проведения на тренировочных занятиях. В него вошли общеразвивающие упражнения, упражнения с отягощением.

         3. Подобранный  нами комплекс упражнений показал эффективность в развитии силовых способностей волейболистов 11-12 лет в экспериментальной группе. Результативность разработанного комплекса подтверждается показателями, полученными в ходе эксперимента. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы в начале и конце эксперимента, предоставленных в таблице 3, показывает, что в тестах значения t-Стьюдента выше табличного значения (2,1) в упражнениях: отжимания от пола = 4,9. поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями = 2,72; прыжок в длину с места с двух ног – 2,39; метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя  = 6,46;  удар на дальность волейбольного мяча = 4,76 - результаты достоверны. Смотря на показатели таблицы 4, мы видим, что результаты четырёх тестов (отжимания от пола, метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя, прыжок в длину с места с двух ног, удар на дальность волейбольного мяча) контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента существенны и достоверны в экспериментальной группе, при (р< 0,05). По результатам одного теста (поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями) прирост не достоверен (p>0,05).

1. Отжимания от пола – в экспериментальной группе выросло на 8,3% больше, чем в контрольной группе.

2. Поднимания туловища из положения лежа с согнутыми коленями – в экспериментальной группе выросло на 5,2% больше, чем в контрольной группе.

3. Прыжок в длину с места с двух ног – в экспериментальной группе выросло на 5% больше, чем в контрольной группе.

4. Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя – в экспериментальной группе выросло на 4% больше, чем в контрольной группе.

5. Удар на дальность волейбольного мяча – в экспериментальной группе выросло на 16,7% больше, чем в контрольной группе.

Мы предполагаем, что это связано с тем, что комплекс упражнений, выполняемый на развитие показателей данных  тестов выполнялись волейболистами не совсем точно, или же времени, данного на развитие силовых способностей было недостаточно для того, чтобы результат оказался достоверными.


Практические рекомендации.

При выборе контрольных тестов необходимо руководствоваться следующими общими положениями:

  •  упражнения должны давать возможность проводить испытания в одинаковой для всех испытуемых обстановке;
  •  упражнения должны быть доступны для всех испытуемых, подобраны с учетом их физического развития;
  •  желательно, чтобы упражнения отличались простотой измерения и оценки.

Важно создание идентичных условий организации при повторном тестировании.

Результаты  тестирований определяются индивидуально для каждого занимающегося. Это даёт более объективную оценку его функционального состояния.

Необходимо проводить хорошую, качественную разминку, независимо от целей занятия. На занятиях необходимо периодически менять упражнения. Что бы на занятиях присутствовало разнообразие упражнений.

Чтобы повысить эффективность занятий необходимо изменять нагрузку соответственно степени утомление занимающихся. Во избежание переутомления на занятиях следует проводить визуальный контроль за учениками. При первых признаках переутомления (побледнение кожных покровов, нарушение координации, притупление внимания) прекратить занятие для ученика.

Следить за техникой выполняемых упражнений и своевременно исправлять ошибки для дальнейшей эффективной работы.

В результате проведенного исследования получены экспериментальные данные о возможности воздействия специальных физических упражнений на развитие силовых способностей.

Список литературы.

  1.  Ашмарин, Б. Г. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.Г. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 163 с.
  2.  Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст]  / А.В. Беляев, Л. В. Булыкина. – М.: ФиС, 2007. – 145 с.
  3.  Беляев, А. В. Контроль тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. [Текст] / А. В. Беляев. – М.: РИОРГАФК, 2000. – 105 с.
  4.  Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М., 2012. – 198 с.
  5.  Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей [Текст] / И. М. Бутин. М.: Владос-пресс, 2002. – 67 с.
  6.  Волков, В. Н. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям [Текст] / В. Н. Волков, В. И. Сивков. Теория и практика физической культуры, №3, 2001. – 136 с.
  7.  Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю. Д. Железняк. М.: ФиС, 1978. – 224 с.
  8.  Железняк, Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства [Текст] / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский. М.: Издательство // (ФЛИР - бресс), 2006. – 278 с.
  9.   Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в
    физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.
    М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с.
  10.   Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. – М.: ФиС, 2003. 239 с.
  11.   Запорожанов, В. А. Основы управления в спортивной тренировке [Текст] / В. А. Запорожанов. Современная система спортивной подготовки. М.: СААМ, 1995. – 168-170 с.

  1.   Клещев, Ю. Н. Волейбол, подготовка команды к соревнованиям [Текст] / Ю. Н. Клещев. – М.: Пр. 2002. 87 с.
  2.  Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры
    [Текст]: / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина.
    М: Советский спорт, 2007. 464 с.
  3.   Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: Пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ООО "Издательство АСТ", 2006. – 65-67 с.
  4.   Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1991. 543 с.
  5.   Минкевич, М. А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе [Текст] / М. А. Минкевич. - М.: Медгиз, 2001-  65 с.
  6.  Назаренко, Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта. Учебно-метод. Пособие [Текст] / Л. Д. Назаренко. - М.: Ульяновск, 2000. – 144 с.
  7.   Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение [Текст] / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
  8.   Рыцарев, В. В. Волейбол. Попытка причинного истолкования приемов в игре и процесса подготовки волейболистов [Текст] / В.В. Рыцарев. М.: 2005. 335 с.
  9.   Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. пособие / В. С. Рубин. М.: Физическая культура, 2006. 112 с
  10.   Солодков, А. С. Физиология спорта [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. М.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб. ,1999. – 364 с.
  11.   Ченегин, В. М. Физическое развитие и половое созревание юных     спортсменов [Текст] / В. М. Ченегин: Учебное пособие. – М.: Волгоград, 1988. 56с.
  12.  Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003.  67- 69 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Фамилия

Отжимания от пола (кол-во раз).

Поднимания туловища их положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз)

Прыжок в длину с места с двух ног (см)

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Удар на дальность волейбольного мяча (м).

1

А-ва

13

27

125

358

9

2

Б-ва

10

31

130

360

10

3

В-ва

12

29

132

372

12

4

К-ва

12

26

137

371

11

5

Н-ко

13

27

134

368

13

6

Н-ва

10

24

141

367

11

7

С-ва

14

30

138

362

13

8

Т-на

13

32

138

369

11

9

Г-ва

12

28

139

365

13

10

Б-ва

12

27

135

362

12

Показатель силовых способностей детей волейболистов 11-12 лет экспериментальной группы на начало эксперимента

Приложение 2

Показатель силовых способностей волейболистов 11-12 лет контрольной группы на начало эксперимента

Фамилия

Отжимания от пола (кол-во раз).

Поднимания туловища их положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз)

Прыжок в длину с места с двух ног (см)

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Удар на дальность волейбольного мяча (м).

1

А-ва

13

25

120

367

10

2

Б-ва

12

28

133

359

11

3

В-ва

11

26

141

361

9

4

Д-ва

10

30

127

366

12

5

К-ва

14

28

136

370

13

6

Н-ва

12

27

140

369

12

7

М-ва

11

32

137

357

11

8

П-ва

11

35

132

371

12

9

Л-ва

12

31

139

366

13

10

М-на

13

31

137

363

11

Приложение 3

Показатель силовых способностей волейболистов 11-12 лет экспериментальной группы в конце эксперимента

Фамилия

Отжимания от пола (кол-во раз).

Поднимания туловища их положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз)

Прыжок в длину с места с двух ног (см)

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Удар на дальность волейбольного мяча (м).

1

А-ва

15

31

133

374

11

2

Б-ва

13

35

133

371

14

3

В-ва

15

30

140

385

14

4

К-ва

15

28

136

386

15

5

Н-ко

15

31

139

393

16

6

Н-ва

13

27

152

389

15

7

С-ва

15

33

147

385

17

8

Т-на

16

35

148

387

14

9

Г-ва

15

32

149

375

17

10

Б-ва

14

30

145

389

17

Приложение 4

Показатель силовых способностей волейболистов 11-12 лет контрольной группы в конце эксперимента

Фамилия

Отжимания от пола (кол-во раз).

Поднимания туловища их положения лежа с согнутыми коленями (кол-во раз)

Прыжок в длину с места с двух ног (см)

Метание набивного мяча двумя руками от груди в положении стоя (см).

Удар на дальность волейбольного мяча (м).

1

А-ва

14

29

121

369

11

2

Б-ва

14

30

135

363

12

3

В-ва

12

27

141

368

10

4

Д-ва

14

21

128

370

13

5

К-ва

14

30

136

371

13

6

Н-ва

13

28

141

371

13

7

М-ва

13

32

138

364

13

8

П-ва

12

35

133

370

13

9

Л-ва

14

33

140

369

14

10

М-на

14

31

138

368

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60585. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАЛЫХ ГРУПП 55.5 KB
  Эквифинальные группы выполняют следующие роли: установки на род деятельности ставят цель перед соционом кольца ревизии осуществляют координационноуправляющее воздействие темпераментные группы реализуют цели на практике а квадры дают обратную связь корректируя стратегические цели. Маршал координирует действия Администратора и Мастера а Инспектор подводит итоги и корректирует стратегические цели всей управленческой группы. Маршал задает стратегию маневра Советчик доводит ее до повседневной практики Политик координирует их действия а...
60589. Диагностика зависания и неисправностей компьютера 2.75 MB
  Если контакты погнуты аккуратно разогните их; проверьте правильно ли установлена видеоплата и снова включите дисплей а затем ПК; если дисплей работает нормально в течение процедуры самотестирования POST а при загрузке операционной системы Windows...
60590. Дидактические игры и упражнения на уроке математике для обучающихся с нарушениями интеллекта 78.5 KB
  Включенные в урок дидактические игры удовлетворяют требованиям обучения и воспитания сближают новую познавательную деятельность обучающегося с уже привычной для него игровой облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
60591. ВИКОРИСТАННЯ СОЦІАЛЬНИХ МЕРЕЖ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ В ЗАГАЛЬНО-ОСВІТНІХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАЙЛАДАХ 1.68 MB
  Соціальні мережі дають можливість безпосередньо підводити вихованців до тих чи інших дій. Корисного аналізу того чи іншого питання у неформальні обстановці. Соціальні мережі в певній мірі дають можливість оцінити особисте життя вихованців. Часто розміщені фото, окремі альбоми дозволяють встановити напрямки розвитку уподобань і схильностей учнів.
60592. Особенности развития речи у детей раннего возраста 316 KB
  Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который осуществляет определенный анализ, отделяя высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий.
60593. Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории 1.8 MB
  О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Включаясь в процесс игры дети научаются жить в нашем символическом...