54945

Морфология и физиология вирусов. Классификация вирусов, формы и размеры вирусов, архитектура вириона, вирусные включения, культивирование вирусов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Содержание: Изучение морфологии и физиологии вирусов. Классификация вирусов формы и размеры вирусов архитектура вириона вирусные включения культивирование вирусов.

Русский

2014-03-20

31.48 KB

17 чел.

Тема:  Морфология и физиология вирусов. Классификация вирусов, формы и размеры вирусов, архитектура вириона, вирусные включения, культивирование вирусов.

Содержание: Изучение морфологии и физиологии вирусов. Классификация вирусов, формы и размеры вирусов, архитектура вириона, вирусные включения, культивирование вирусов. Техника получения культуры ткани. Техника заражения куриных эмбрионов  и клеточных культур. Методы обнаружения вирусов. Вирусы бактерий. Морфология. Получение фагов и определение его активности. Демонстрация препаратов фагов, используемых на практике. Практическое использование фагов.

Студенты должны знать:

  1. Что изучает вирусология
  2. Структура вирусов, их  строение, размеры, методы изучения, формы вирионов, тип симметрии
  3. Просто и сложно устроенные вирусы
  4. Типы взаимодействия вируса с клеткой: продуктивный, абортивный, интегративный
  5. Классификация вирусов
  6. Механизм репродукции вирусов
  7. Методы культивирования и индикации вирусов
  8. Бактериофаги, морфология, физиология , бактериофаги  вирулентные, умеренные.
  9. Применение фагов

План

1.Опрос и разъяснение преподавателя по теме, демонстрация наглядных материалов

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает вирусология
  2. Структура вирусов, их  строение, размеры , методы изучения, формы вирионов, тип симметрии
  3. Просто и сложно устроенные вирусы
  4. Типы взаимодействия вируса с клеткой: продуктивный, абортивный, интегративный
  5. Классификация вирусов
  6. Механизм репродукции вирусов
  7. Методы культивирования и индикации вирусов
  8. Техника получения культуры ткани.
  9. Бактериофаги, морфология, физиология , бактериофаги  вирулентные, умеренные.
  10. Применение фагов

2.  Демонстрация:

Фотографии электронной микроскопии вирусов, культура клеток,  питательные среды для культивирования вирусов, посуда  -флаконы, пробирки,  реакция гемагглютинации в планшете, препараты бактериофагов, опыт действия фага на плотной и жидкой питательной среде, опыт титрования фага по Грациа, опыт фаготипирования стафилококка

3.  Практическая работа

       1. Просмотреть под микроскопом культуру клеток, зарисовать

       2. Учесть РГА, определить ее титр, зарисовать

       3. Учесть результат индикации вируса в культуре клеток по цветной пробе

       4. Ознакомиться с препаратами бактерифагов

       5. Учесть опыт действия фага на плотной и жидкой питательной среде, зарисовать

       6. Определить фаговары культур стафилококоов, записать

       7. Учесть опыт титрования фага по Грациа

4.   Подведение итогов: оценка теоретической и практической работы студентов, задание на дом

Занятие №4

Тема: Экология микроорганизмов. Распространение микробов в природе, влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция, асептика, антисептика, методы, используемая аппаратура.

Содержание: Экология микроорганизмов. Распространение микробов в природе, влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы. Микрофлора почвы, воды воздуха.  Стерилизация,  дезинфекция,  асептика, антисептика, методы, используемая аппаратура.

Студенты должны знать:

  1. Что такое экология микроорганизмов?
  2. Микрофлора почвы
  3. МИКРОФЛОРА ВОДЫ
  4. Микрофлора воздуха
  5. Микрофлора продуктов питания
  6. Влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы: температура, ионизирующее и не ионизирующее излучение, действие химических веществ, действие биологических факторов, применение факторов окружающей среды для воздействия на микроорганизмы
  7. Отличие понятий контаминация и деконтаминация, дезинфекция, стерилизация, асертика, антисептика

8.  Уничтожение микроорганизмов  в окружающей среде:  

-  стерилизация (методы стерилизации: сухим жаром, паром под давлением, газовая стерилизация, лучевая стерилизация, фильтрование как метод стерилизации, тиндализация, аппаратура для стерилизации

  -   Дезинфекция, способы дезинфекции (кипячение, сжигание, сухой горячий воздух, водяной насыщенный пар, УФО, ионизирующее облучение, погружение, протирание, орошение, засыпание, классификация , требование и применение дезинфицирующих средств, способы контроля дезинфекции

-   асептика

-  антисептика

ПЛАН

1.Опрос и разъяснение преподавателя по теме, демонстрация наглядных материалов

Контрольные вопросы:

  1. Что такое экология микроорганизмов?
  2. Микрофлора почвы
  3. МИКРОФЛОРА ВОДЫ
  4. Микрофлора воздуха
  5. Микрофлора продуктов питания
  6. Асептика, антисептика
  7. Уничтожение микроорганизмов  в окружающей среде:
  8. С терилизация  (методы стерилизации: сухим жаром, паром под давлением, газовая стерилизация, лучевая стерилизация, фильтрование как метод стерилизации), тиндализация, режимы стерилизации паровым и суховоздушным методом, стерилизация питательных сред, способы контроля стерилизации
  9. Дезинфекция, способы дезинфекции (кипячение, сжигание, сухой горячий воздух, водяной насыщенный пар, УФО, ионизирующее облучение, погружение, протирание, орошение, засыпание, классификация , требование и применение дезинфицирующих средств, способы контроля дезинфекции
  10. Дезинфекция, предстерилизационная очистка и  стерилизация изделий медицинского назначения
  11. -  асептика, перечень кожных антисептиков
  12. -  антисептика

2.  Демонстрация:

1.  Демонстрация культур микроорганизмов:  бифидобактриии, стафилококки, кишечной палочки,  лактобактерии, клостридии

2.  Демонстрация мазков бифидобактриий, стафилококки, кишечной палочки,  лактобактерий, клостридий

3.  Демонстрация стерилизационной техники, индикаторов для контроля стерилизации

4.  Демонстрация упакованной посуды для стерилизации

5.  Демонстрация препаратов для дезинфекции

3.  Практическая работа

1.  Промикроскопировать мазки бифидобактриий, стафилококков, кишечных палочек,  лактобактерий, клостридий, зарисовать

2. Учесть результаты химических и бактестов по контролю стерилизации, сделать заключение

3. Знакомство с паспортами на дезинфицирующие средства, способами их разведения и применения

4. Знакомство со способами стерилизации простых и сложных питательных сред

4. Заполнение таблицы по способам стерилизации ( практикум табл. 1 стр 22)

4.   Подведение итогов: оценка теоретической и практической работы студентов, задание на дом

Занятие №5

Санитарная микробиология. Санитарно-показательные микроорганизмы. Коли-индекс и коли-титр. Микрофлора организма человека, методы ее изучения

Содержание: Методы выявления микроорганизмов на объектах окружающей среды. Санитарно-микробиологические исследования воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, исследование материала на стерильность, смывов с объектов окружающей среды по контролю качества дезинфекции. Санитарно-показательные микроорганизмы. ОМЧ, коли-индекс и коли-титр. Микрофлора организма человека, методы ее изучения. Понятие о дисбактериозе.

Студенты должны знать:

  1. Что изучает санитарная микробиология
  2. Санитарно-показательные микроорганизмы и их значение

Методы определения коли-индекса,  коли-титра, общего микробного числа воды

  1. Метод определения количества микроорганизмов  в  воздуеа
  2. Метод определения индекса БГКП, индекса энтерококков в почве
  3. Метод исследования на стерильность
  4. Метод  исследования смывов по контролю качества дезинфекции
  5. Микрофлора организма человека, облигатные и факультативные микроорганизмы, ее значение
  6. Микробиоценоз, биотоп, эубиоз, дисбиоз, дисбактериоз
  7. Микробиологическое исследование на дисбактериоз

ПЛАН

1.Опрос и разъяснение преподавателя по теме, демонстрация наглядных материалов

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает санитарная микробиология
  2. Санитарно-показательные микроорганизмы и их значение, понятие ОМЧ, БГКП, коли-индекса, коли-титра, их определение
  3. Метод исследования на стерильность
  4. Метод  исследования смывов по контролю качества дезинфекции
  5. Микрофлора организма человека, облигатные и факультативные микроорганизмы, ее значение
  6. Микробиоценоз, биотоп, эубиоз, дисбиоз
  7. Микробиологическое исследование на дисбактериоз

2.  Демонстрация:

1. Метод определения ОМЧ воды, пищевых продуктов

2.  Метод определения микробного числа воздуха (метод седиментации, аспирации)

Рост микроорганизмов на чашке Петри, определение ОМЧ по чашке.

3.  Посуда для отбора воды, пищевых продуктов, смывов

4. ПрИБОР  для отбора проб воздуха, метод отбора воздуха

5.   Таблица нормальной микрофлоры кишечника

3.   Практическая работа

1. Приготовить мазки из зубного налета, промикроскопировать .

2.  Определить общее микробное число воды по чашке с МПА.

3.  По данным таблицы изучить качественный и количественный состав микрофлоры кишечника

4. Провести отбор методом смыва

5.

4.   Подведение итогов: оценка теоретической и практической работы студентов, задание на дом

Занятие №7

Тема: Понятие об инфекции. Особенности генетики микроорганизмов. Молекулярно-биологические методы исследования.

Содержание: Учение об инфекционном и эпидемическом процессе.  Биологический метод исследования. Методы оценки патогенности и вирулентности. Особенности генетики микроорганизмов. Молекулярно-биологические методы исследования.

Студенты должны знать:

  1. Понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционной болезни
  2. Условия возникновения инфекционного процесса: микроб, макроорганизм, факторы внешней среды
  3. Категории паразитов:  облигатные, факультативные, случайные
  4. Стадии инфекционного процесса
  5. Понятие о патогенности и вирулентности, летальная доза, инфицирующая доза
  6. Факторы патогенности (факторы инвазивности: гиалуронидаза, нейроминедаза, фибринолизин, коллагеназа, коагулаза, ДНКаза, протеаза
  7. Токсины (экзо и эндотоксины), анти, анатоксины
  8. Понятие о патогенных и условно-патогенных микроорганизмах, госпитальных штаммах
  9. Характерные особенности инфекционных болезней: специфичность, контагиозность, цыкличность)
  10. Периоды инфекционной болезни: инкубационный, продромальный, клинических проявлений, реконвалесценции
  11. Формы инфекционного процесса: экзо, эндогенная, очаговая, генерализованная, сепсис, септикопиемия, бактеремия, токсинемия, токсинемия
  12. Биологический метод исследования в микробиологии
  13. Эпидемический процесс, 3 звена: источник инфекции, пути и факторы передачи, восприимчивое население
  14. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия
  15. Строение и репликация генома бактерий, бактериальная хромосома, плазмиды бактерий
  16. Мутации у бактерий: спонтанные, индуцированные, модификации
  17. Рекомбинации бактерий: коньюгация, трансдукция, трансформация
  18. ПЦР

ПЛАН

  1.  Опрос и разъяснение преподавателя по теме, демонстрация наглядных материалов

Контрольные вопросы:

  1. Понятие об инфекции, инфекционном процессе, инфекционной болезни
  2. Условия возникновения инфекционного процесса: микроб, макрорганизм, факторы внешней среды
  3. Категории паразитов: облигатные, факультативные, случайные
  4. Стадии инфекционного процесса: адгезия , колонизация, диссеминация, мобилизация защитных сил организма, исход инфекционного процесса
  5. Понятие о патогенности и вирулентности, летальная доза, инфицирующая доза
  6. Факторы патогенности (факторы адгезии, колонизации,  инвазии, ) (гиалуронидаза, нейроминедаза, фибринолизин, коллагеназа, коагулаза, ДНКаза, протеаза)
  7. Токсины (экзо и эндотоксины), механизм их действия,  анти, анатоксины
  8. Понятие о патогенных и условно-патогенных микроорганизмах, госпитальных штаммах
  9. Характерные особенности инфекционных болезней:  специфичность, контагиозность, цикличность), типы инфекции по длительности пребывания микроба  в организме (острые и хронические инфекции, др)
  10. Периоды инфекционной болезни: инкубационный, продромальный, клинических проявлений, реконвалесценции
  11. Формы инфекционного процесса: экзо, эндогенная, очаговая, генерализованная, сепсис, септикопиемия, бактеремия, токсинемия, токсинемия
  12. Биологический метод исследования в микробиологии
  13. Эпидемический процесс, 3 звена: источник инфекции, пути и факторы передачи, восприимчивое население
  14. Спорадическая заболеваемость, эпидемия, пандемия
  15. Строение и репликация генома бактерий, бактериальная хромосома, плазмиды бактерий
  16. Подвижные генетические элементы:  IS – элементы, т ранспозоны
  17.  Мутации у бактерий: спонтанные, индуцированные, модификации
  18. Рекомбинации бактерий: коньюгация, трансдукция, трансформация
  19. ПЦР, рестрикционный анализ, метод молекулярной гибридизации

2.  Демонстрация:

1. Капсула патогенных бактерий, окраска по Бурри-Гинсу

2. Метод определения токсигенности дифтерийных микробов

3. Гемолиз, плазмокоагуляция, коллагеназа, лецитиназа

4. S и R формы колоний бактерий

4. Фотографии электрофореза  продуктов амплификации ПЦР, кривых иммунофлуоресцентного сигнала продуктов амплификации ПЦР в реальном времени

5. Демонстрация тест-систем для проведения ПЦР

3.  Практическая работа

1. Учесть результаты опытов по выявлению факторов патогенности: плазмокоагуляции, коллагеназы, лецитиназы, гемолизина

2. Зарисовать капсулу микроорганизма после просмотра препарата

3. Зарисовать чашку с определением токсигенности  микроорганизма

4. По электрофореграмме продуктов амплификации ПЦР определить наличие или отсутствие искомой ДНК микроорганизма.

4.   Подведение итогов: оценка теоретической и практической работы студентов, задание на дом

Алфавитный указатель

Тема:  Морфология и физиология вирусов. Классификация вирусов, формы и размеры вирусов, архитектура вириона, вирусные включения, культивирование вирусов.

  1.  Вирион- вирусная частица
  2.  Капсид- белковая оболочка
  3.  Нуклеиновая кислота –ДНК, РНК
  4.  Нуклеокапсид- ДНК, РНК, сверху капсид
  5.  Капсомеры- структурныке элементы капсида
  6.  Суперкапсид- нуклеопротеиновая оболочка
  7.  Дизъюнктивный способ размножения вирусов- в  разных частях клетки, разное время синтезируются белки и нуклеиновые кислоты
  8.  Индикация-обнаружение вируса
  9.  Идентификация-обнаружение вида, типа вируса
  10.  Культура клеток – клетки, помещенные в питательную среду, используются для размножения вирусов
  11.  Бактериофаги-вирусы бактерий
  12.  Умеренные фаги, профаги
  13.  Вирулентные
  14.  Царство VIRA- царство вирусов  
  15.  Гликопротеиновые шипы
  16.  Репродукция –размножение
  17.  Продуктивный тип размножения
  18.  Абортивный тип размножения
  19.  Интегративный тип размножения
  20.  Цитопатогенное действие –цито-клетка
  21.  Реакция гемагглютинации – склеивания эритроцитов
  22.  Реакция гемосорбции –осаждение эритроцитов на клетках, пораженных вирусами
  23.  Тельца Гварниери, Бабеша-Негри – внутриклеточные включения, состоящие из вирусов

Тема: Понятие об инфекции. Особенности генетики микроорганизмов. Молекулярно-биологические методы исследования.

  1. Репликон- генетический элемент, способный к самостоятельной репликации
  2. Хромосома – 2-х цепочная молекула ДНК 10000000 пар нуклеотидов
  3. Плазмиды –дополнительные участки ДНК
  4. Ген-участок ДНК, кодирующий синтез 1 белка
  5. Плазмиды – дополнительные участки ДНК 1000 п.н., придают бактерии дополнительные свойства
  6. Репликация- воспроизведение
  7. Резистентность-устойчивость
  8.  IS-элементы, транспозоны - способны перемещаться из одного участка репликона в другой
  9. Мутации спонтанные, индуцированные
  10. Рекомбинация – взаимодействие между геномами бактерий
  11. Коньюгация – передача генетической информации между бактериями путем непосредственного контакта
  12. Трансформация- передача генетической информации между бактериями
  13. Трансдукция- передача генетической информации между бактериями при помощи фагов
  14. Модификации – изменение внешнего вида без участия генома
  15. ПЦР- полимеразно-цепная реакция
  16. Ампликон – участок ДНК с известными свойствами
  17. Электрофорез
  18. Инфекция
  19. Облигатный, факультативный, случайный паразит
  20. Колонизация – горизонтальное заселение микроорганизмов
  21. Диссеминация- распространение за пределы очага
  22. Патогенные  м/о  вызывающие заболевание
  23. Сапрофитные  м/о-  не вызывающие заболевание
  24. Вирулентность – мера патогенности
  25. бактериемия-  м/о в крови не размножается
  26. сепсис - м/о в крови размножается
  27. гемолиз – растворение эритроцитов
  28. плазмокоагулаза –фермент,  свертывающий плазму

 Тема: Экология микроорганизмов. Распространение микробов в природе, влияние факторов окружающей среды на микроорганизмы. Санитарно-показательные микроорганизмы. Коли-индекс и коли-титр. Микрофлора организма человека, методы ее изучения

  1. Облигатная микрофлора – постоянная
  2. Факультативная – не постоянная
  3. Эубиоз- равновесие нормальной микрофлоры человека и организма человека
  4.  Микробиоценоз, - сообщество м/о, обитающих на определенном участке среды
  5. Дисбактериоз- качественное и количественное изменение микрофлоры
  6. Стерилизация- полное уничтожение м/о на объекте
  7. Дезинфекция – удаление возбудителй заболеваний
  8. Асептика- предупреждение попадания инфекции в рану
  9. Антисептика- удаление инфекции из раны
  10. БГКП- бактерии группы кишечной палочки
  11. Коли-титр – титр бактерий кишечной палочки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66645. Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований 60 KB
  Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей...
66646. Бихевиоризм: истоки и развитие 70.5 KB
  По мнению Уотсона именно поведение легче всего поддается наблюдению и изучению в отличие от сознания и человеческих чувств. Любое поведение должно рассматриваться как реакция организма на стимулы среды. Поведение человека и животного изучается одинаково без учета влияния сознания.
66647. Культурно-историческая концепция происхождения высших психических функций 101.5 KB
  Главным отличием человека от животных является сознание и его составляющие. Каковы же главные качественные особенности психики человека отличающие его от животных Очевидно что эти особенности возникли и развились в результате антропогенеза.
66648. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм 118 KB
  Развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций через образование связей между условными и безусловными стимулами. Утвердившее в качестве предмета психологии поведение понятое как совокупность реакций организма обусловленная его общением со стимулами среды к которой он адаптируется.
66649. Проблема бессознательного в психологии 109 KB
  Высокоорганизованным существом человека сделает его разум. Разум и благо и проклятие человека одновременно; он принуждает его вечно решать задачу неразрешимой дихотомии. Но с другой стороны сознание как доминирующий элемент сложной человеческой системы явилось началом духовного возрождения человека.
66650. Учение Рене Декарта 142 KB
  Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения, начавшегося в Италии уже...
66652. Олигополия. Отличительные черты олигополии 129.5 KB
  Такой тип олигополии в условиях которой действуют фирмы производящие однородный продукт называется чистой олигополией. Олигополия в условиях которой фирмы выпускают дифференцированную продукцию называется дифференцированной олигополией.