54946

«Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Иван Иванович Шишкин Рожь. Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина которая называется Рожь. Рожь является блестящей попыткой решить эту задачу.

Русский

2014-03-20

40.5 KB

4 чел.

Работа Самойловой Ольги, гр. Хоб – 201,

Факультет ИЗО и ДПИ.

План-конспект урока «Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь».

Предполагаемый возраст группы:  17-18 лет.

Структура беседы:

  •  Название
  •  Тема
  •  Цель:

1. Ознакомить с биографией художника.

2. Воспитывать чувство прекрасного у учащихся, любовь к природе, к родине.

3. Ознакомить с произведением, раскрыв его историческое значение.

4. Совершенствовать навыки трактовки произведения, на примере наглядного детального разбора картины.

  •  Задачи:

1. Научить обращать внимание на детали.

2. Рассказать о появлении картины.

  •  Оборудование:

1. Репродукция произведения.

  •  Ход занятия:

 Здравствуйте, начнем.

 Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь». (Показать репродукцию) Но сперва я расскажу о нем самом.

Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. Его отец на протяжении восьми лет был городским главой Елабуги, однако в купеческой среде ему было тесно, и он увлекался археологией, историей, естественными науками, механикой и не только. Именно он способствовал становлению юного Шишкина как художника. Перед этим, впрочем, он пытался приучить его к чему-то «более полезному», но Иван не пожелал «сделаться чиновником» и ушел из Первой мужской гимназии Казани, доучившись до пятого класса. Он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, и, окончив его курс, продолжил обучение в Петербуржской Академии Художеств, где за время обучения получал множество наград и в том числе - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Сегодня мы знаем его как одного из величайших пейзажистов в истории русской живописи.

 Какие картины Шишкина вы можете назвать? А еще? А вы знали, что после себя он оставил десятки тысяч рисунков? Шишкин рисовал с натуры, по памяти , по фотографии, пробуя себя в разных техниках, считая, что рисунок – главный источник познания натуры.

 Давайте рассмотрим картину. Этот шедевр экспонировался на 4й передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для произведения, как и для многих своих картин, Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу. На карандашном рисунке, выполненном на Лекаревском поле, он написал «Эта» - этот набросок и стал основой полотна. Его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов:  «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».  

 Не найти русского пейзажиста, который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье русских полей. Дорога в данном случае выступает символом национальной жизни, обрастая массой подсмыслов. Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от декораций, в которые дорога помещена. Шишкин пишет ее в соответствии с идеолоией собственного творчества: предельно просто, в номинации «мудрая наивность».

 К концу 1870х годов наиболее дальновидные передвижники осознали, что на тотальной критике не построишь  здания новой общественности; в этой ситуации живопись затосковала по положительному идеалу, причем ближе всего к решению этой задачи окался именно пейзаж. «Рожь» является блестящей попыткой решить эту задачу. Дорога из символа скорби превращается в дорогу к счастью, при этом конкретику этого пути подтверждают и указывают характерные пейзажные детали. Давайте их рассмотрим.

 Могучее дерево.

Могучая сосна – символ всего шишкинского творчества. Бесконечно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно – с клонящимися от тяжести вниз ветвями, причудливо искривленным стволом, с гордо вознесенной в самую высь верхушкой.  

Предгрозье.

Смотрите, громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем – очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Дорога.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в светлую даль.

Ржаной простор.

Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор,

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Музыка поля.

Ласточки летают прямо над самой землей, - столь стремительно, что, кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; ее автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Засохшая сосна.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления ее реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

У меня к вам вопрос: у кого еще в картинах мы встречаем мотив дороги?

(Куинджи «Радуга», Левитан «Владимирка», в которой он отрабатывает социальную тематику, заключенную в колорите и композиционных деталях, так называемая «дорога скорби» - эти полотна являются одними из самых пронзительных образов русской земли.)

 Домашнее задание:

Познакомьтесь с картинами «Полдень. В окресностях Москвы» и «Дубки». К любому из этих произведений напишите сочинение, которое будет отражать их содержание. Учитывайте анализ композиционных деталей.

 Итак, сегодня мы познакомились с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», узнали историю ее создания и разобрались в ее композиционных деталях, дав им трактовку, дополняющую смысл картины.

На этом урок окончен, можете быть свободны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24868. Расследование и учет несчастных случав на производстве 166 KB
  Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Основные положения Закона Украины Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекшие утрату трудоспособности. Основные требования Порядка расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, на производстве.
24869. Сущность и назначение РДС 27.5 KB
  Рыночная добавленная стоимость МVA рассчитывается как превышение рыночной стоимости предприятия над величиной инвестированного капитала. Суть МVA заключается в том что если рыночная стоимость предприятия превышает сумму инвестированного капитала то предприятие создает добавленную стоимость для акционеров. Показатель МVA может рассчитываться как текущая стоимость будущих показателей EVA предприятия. Рыночную стоимость предприятия можно рассчитывать с помощью показателя EVA в рамках доходного подхода.
24870. Сущность и назначение Экономически добавленная стоимость 33.5 KB
  EVA = NOPAT – WACC IC NOPAT – чистая прибыль после уплаты налогов и до уплаты процентов за кредит. NOPAT=EBIT1T EBITоперац прибыль до выплаты и налогов IC=TANP TАактивы NP безпроцентные тек обязва WACC=KsWsKdWd1T WACC ICсколько должны заплатить за капитал Сущность концепции EVA заключается в том что ставка доходности на вложенный капитал должна покрывать все риски акционеров прдприятия связанные с инвестированием в эту компанию. Предприятие создает добавленную стоимость только в том случае если EVA принимает...
24871. Сущность понятий «цена капитала» и «отдача на капитал» 28.5 KB
  Факторы влияющие на цену капитала: 1 Общее состояние финансовой среды в том числе финансовых рынков. Общая стоимость капитала предприятия складывается из стоимостей его отдельных компонент. На практике основная сложность заключается в определении стоимости отдельных компонент капитала полученных из соответствующих источников.
24872. Теоретические и практические подходы к формированию дивидендной политики 31.5 KB
  Сигнальная теория;6.1 Теория нерелевантности дивидендов. 2 Теория предпочтения дивидендов. 3 Теория налоговых асимметрий.
24873. Целевая структура капитала 32.5 KB
  Под целевой структурой капитала понимается такое соотношение собственного и заемного капитала которое фиксирует менеджер при принятии инвестиционных и финансовых решений. Собственный капитал состоит из уставного добавочного и резервного капитала нераспределенной прибыли и целевых специальных фондов. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала погашение балансового убытка за отчетный год а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели.
24874. Цели и задачи управления капиталом 28 KB
  Практически каждый человек обладающий тем или иным капиталом стремится к тому чтобы его какимлибо образом сохранить и приумножить. В этом собственно и заключается основная задача управления капиталом. Первоначальная задача управления капиталом сводится к наиболее точному определению его размера и возможностей.
24875. ЭФР и особенности его использования 27 KB
  ставку налога на П ЭR – СРСП – дифференциал финанс рычага СРСП – средн. рычага чем больше проценты и чем меньше прибыль тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск. Если заемные средства не привлекаются то сила воздействияфинансового рычага равна единице.
24876. Анализ структуры капитала компании 24.5 KB
  Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал и нераспределенная прибыль. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы. Под величинами собственного и заемного капитала чаще всего понимают значения сальдо соответствующих счетов правой части баланса.