54946

«Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Иван Иванович Шишкин Рожь. Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина которая называется Рожь. Рожь является блестящей попыткой решить эту задачу.

Русский

2014-03-20

40.5 KB

4 чел.

Работа Самойловой Ольги, гр. Хоб – 201,

Факультет ИЗО и ДПИ.

План-конспект урока «Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь».

Предполагаемый возраст группы:  17-18 лет.

Структура беседы:

  •  Название
  •  Тема
  •  Цель:

1. Ознакомить с биографией художника.

2. Воспитывать чувство прекрасного у учащихся, любовь к природе, к родине.

3. Ознакомить с произведением, раскрыв его историческое значение.

4. Совершенствовать навыки трактовки произведения, на примере наглядного детального разбора картины.

  •  Задачи:

1. Научить обращать внимание на детали.

2. Рассказать о появлении картины.

  •  Оборудование:

1. Репродукция произведения.

  •  Ход занятия:

 Здравствуйте, начнем.

 Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь». (Показать репродукцию) Но сперва я расскажу о нем самом.

Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. Его отец на протяжении восьми лет был городским главой Елабуги, однако в купеческой среде ему было тесно, и он увлекался археологией, историей, естественными науками, механикой и не только. Именно он способствовал становлению юного Шишкина как художника. Перед этим, впрочем, он пытался приучить его к чему-то «более полезному», но Иван не пожелал «сделаться чиновником» и ушел из Первой мужской гимназии Казани, доучившись до пятого класса. Он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, и, окончив его курс, продолжил обучение в Петербуржской Академии Художеств, где за время обучения получал множество наград и в том числе - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Сегодня мы знаем его как одного из величайших пейзажистов в истории русской живописи.

 Какие картины Шишкина вы можете назвать? А еще? А вы знали, что после себя он оставил десятки тысяч рисунков? Шишкин рисовал с натуры, по памяти , по фотографии, пробуя себя в разных техниках, считая, что рисунок – главный источник познания натуры.

 Давайте рассмотрим картину. Этот шедевр экспонировался на 4й передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для произведения, как и для многих своих картин, Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу. На карандашном рисунке, выполненном на Лекаревском поле, он написал «Эта» - этот набросок и стал основой полотна. Его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов:  «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».  

 Не найти русского пейзажиста, который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье русских полей. Дорога в данном случае выступает символом национальной жизни, обрастая массой подсмыслов. Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от декораций, в которые дорога помещена. Шишкин пишет ее в соответствии с идеолоией собственного творчества: предельно просто, в номинации «мудрая наивность».

 К концу 1870х годов наиболее дальновидные передвижники осознали, что на тотальной критике не построишь  здания новой общественности; в этой ситуации живопись затосковала по положительному идеалу, причем ближе всего к решению этой задачи окался именно пейзаж. «Рожь» является блестящей попыткой решить эту задачу. Дорога из символа скорби превращается в дорогу к счастью, при этом конкретику этого пути подтверждают и указывают характерные пейзажные детали. Давайте их рассмотрим.

 Могучее дерево.

Могучая сосна – символ всего шишкинского творчества. Бесконечно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно – с клонящимися от тяжести вниз ветвями, причудливо искривленным стволом, с гордо вознесенной в самую высь верхушкой.  

Предгрозье.

Смотрите, громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем – очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Дорога.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в светлую даль.

Ржаной простор.

Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор,

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Музыка поля.

Ласточки летают прямо над самой землей, - столь стремительно, что, кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; ее автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Засохшая сосна.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления ее реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

У меня к вам вопрос: у кого еще в картинах мы встречаем мотив дороги?

(Куинджи «Радуга», Левитан «Владимирка», в которой он отрабатывает социальную тематику, заключенную в колорите и композиционных деталях, так называемая «дорога скорби» - эти полотна являются одними из самых пронзительных образов русской земли.)

 Домашнее задание:

Познакомьтесь с картинами «Полдень. В окресностях Москвы» и «Дубки». К любому из этих произведений напишите сочинение, которое будет отражать их содержание. Учитывайте анализ композиционных деталей.

 Итак, сегодня мы познакомились с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», узнали историю ее создания и разобрались в ее композиционных деталях, дав им трактовку, дополняющую смысл картины.

На этом урок окончен, можете быть свободны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78755. ВОНИ ПЕРШИМИ РИНУЛИСЬ В БІЙ... 85 KB
  Мета: навчальна – закріпити знання студентів про чорнобильську трагедію, ознайомити з біографіями пожежників, ліквідаторів наслідків аварії на ЧАЕС, впроваджувати елементи екологічного виховання...
78756. Сражаюсь, верую, люблю! 100 KB
  На сцене в противоположних углах стоят стулья с участниками со стороны Э. Асадова и Б. Окуджавы, а так же два юноши и две девушки в стилизованых костюмах. На экране появляються первые слайды презентации Под музику «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» выходят ведущие вечера.
78757. Я люблю Україну 144 KB
  Мета: навчальна – поглибити знання учнів про Україну, її символи, традиції, впроваджувати елементи естетичного виховання культури спілкування; розвивальна – розвивати українське мовлення учнів, культуру поведінки; уміння приймати рішення в нестандартних ситуаціях, колективну творчість...
78758. Сценарий выступления 11 класса на выпускном вечере 70.5 KB
  Есть за домами за лесами Маленькая страна. Маленькая страна Маленькая страна Каждый расскажет и покажет Вот она вот она На сцену поднимается ещё одна выпускница девочки берутся за руки и вместе поют вторую часть припева.
78759. ИЗ СВЕТЛЯНДИИ ПРИВЕТ – ЭТО СКАЗКА ПРО БЮДЖЕТ 38 KB
  Голос ребёнка: За горами, за лесами есть чудесная страна! И Светляндским королевством называется она. И живут в том королевстве человечки – светлячки: Дети, тётеньки и дяди, бабушки и старички! Во главе же государства стоит дяденька король. И зовут его Светлун, а фамилия Второй!
78760. Книга та комп’ютер – наші друзі 112 KB
  Адже це дійсно так. Особливо ці слова, сказані англійським прем’єр міністром у минулому столітті, є актуальними сьогодні. У наш час стрімкого розвитку інноваційних технологій дуже важливо володіти своєчасною та актуальною інформацією. З кожним роком обсяг інформації зростає, також скорочується час для пошуку інформації.
78761. Хай сонцю і квітам всміхаються діти 717.5 KB
  Організаційна робота. Прийом дітей в пришкільний табір. Знайомство з вожатими та дітьми Знайомство з вожатими. Хто запам’ятав, як звуть вожатих? Знайомство-жарт з дітьми. З нами ви вже познайомились. А тепер ми хочемо познайомитись з вами. Я рахую до трьох, на рахунок «три» кожний викрикує своє ім’я.
78762. У Марійки Підгірянки, мов із золота співанки 80 KB
  Однак незважаючи на її велике бажання вчитися батько - незаможний лісник не міг дати освіту всім дітям тому в сімейному колі вирішили що вчитися буде син а дівчатка займатимуться хатньою роботою. Допомагав дочці батько котрий досконало володів німецькою мовою добре знав математику біологію.
78763. ЛІТЕРАТУРНИЙ ВЕЧІР ЗА ТВОРАМИ ГРИЦЬКА БОЙКА 73 KB
  Добрий день, дорогі гості. Ми дуже раді, що ви прийшли на наше свято. Ми зможемо сьогодні розвеселити вас і зробити вам приємне, значит наша праця не буде марною. Як відомо, кожна людина ставить перед собою завдання і намагається його виконати.