54946

«Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Иван Иванович Шишкин Рожь. Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина которая называется Рожь. Рожь является блестящей попыткой решить эту задачу.

Русский

2014-03-20

40.5 KB

4 чел.

Работа Самойловой Ольги, гр. Хоб – 201,

Факультет ИЗО и ДПИ.

План-конспект урока «Музей одной картины». Иван Иванович Шишкин, «Рожь».

Предполагаемый возраст группы:  17-18 лет.

Структура беседы:

  •  Название
  •  Тема
  •  Цель:

1. Ознакомить с биографией художника.

2. Воспитывать чувство прекрасного у учащихся, любовь к природе, к родине.

3. Ознакомить с произведением, раскрыв его историческое значение.

4. Совершенствовать навыки трактовки произведения, на примере наглядного детального разбора картины.

  •  Задачи:

1. Научить обращать внимание на детали.

2. Рассказать о появлении картины.

  •  Оборудование:

1. Репродукция произведения.

  •  Ход занятия:

 Здравствуйте, начнем.

 Сегодня мы поговорим о картине Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь». (Показать репродукцию) Но сперва я расскажу о нем самом.

Иван Иванович Шишкин родился в Елабуге Вятской губернии в семье купца Ивана Васильевича Шишкина. Его отец на протяжении восьми лет был городским главой Елабуги, однако в купеческой среде ему было тесно, и он увлекался археологией, историей, естественными науками, механикой и не только. Именно он способствовал становлению юного Шишкина как художника. Перед этим, впрочем, он пытался приучить его к чему-то «более полезному», но Иван не пожелал «сделаться чиновником» и ушел из Первой мужской гимназии Казани, доучившись до пятого класса. Он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, и, окончив его курс, продолжил обучение в Петербуржской Академии Художеств, где за время обучения получал множество наград и в том числе - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.

Сегодня мы знаем его как одного из величайших пейзажистов в истории русской живописи.

 Какие картины Шишкина вы можете назвать? А еще? А вы знали, что после себя он оставил десятки тысяч рисунков? Шишкин рисовал с натуры, по памяти , по фотографии, пробуя себя в разных техниках, считая, что рисунок – главный источник познания натуры.

 Давайте рассмотрим картину. Этот шедевр экспонировался на 4й передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для произведения, как и для многих своих картин, Шишкин нашел на родине, во время поездки в Елабугу. На карандашном рисунке, выполненном на Лекаревском поле, он написал «Эта» - этот набросок и стал основой полотна. Его основная идея тоже раскрыта самим художником в краткой записи, сделанной на одном из эскизов:  «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство».  

 Не найти русского пейзажиста, который бы не писал проселочную дорогу, затерявшуюся в безбрежье русских полей. Дорога в данном случае выступает символом национальной жизни, обрастая массой подсмыслов. Конкретный же смысл всякий раз определяется в зависимости от декораций, в которые дорога помещена. Шишкин пишет ее в соответствии с идеолоией собственного творчества: предельно просто, в номинации «мудрая наивность».

 К концу 1870х годов наиболее дальновидные передвижники осознали, что на тотальной критике не построишь  здания новой общественности; в этой ситуации живопись затосковала по положительному идеалу, причем ближе всего к решению этой задачи окался именно пейзаж. «Рожь» является блестящей попыткой решить эту задачу. Дорога из символа скорби превращается в дорогу к счастью, при этом конкретику этого пути подтверждают и указывают характерные пейзажные детали. Давайте их рассмотрим.

 Могучее дерево.

Могучая сосна – символ всего шишкинского творчества. Бесконечно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно – с клонящимися от тяжести вниз ветвями, причудливо искривленным стволом, с гордо вознесенной в самую высь верхушкой.  

Предгрозье.

Смотрите, громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем – очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, - тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Дорога.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в светлую даль.

Ржаной простор.

Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор,

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Музыка поля.

Ласточки летают прямо над самой землей, - столь стремительно, что, кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» - звучащая картина; ее автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Засохшая сосна.

Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, - погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления ее реалистического звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

У меня к вам вопрос: у кого еще в картинах мы встречаем мотив дороги?

(Куинджи «Радуга», Левитан «Владимирка», в которой он отрабатывает социальную тематику, заключенную в колорите и композиционных деталях, так называемая «дорога скорби» - эти полотна являются одними из самых пронзительных образов русской земли.)

 Домашнее задание:

Познакомьтесь с картинами «Полдень. В окресностях Москвы» и «Дубки». К любому из этих произведений напишите сочинение, которое будет отражать их содержание. Учитывайте анализ композиционных деталей.

 Итак, сегодня мы познакомились с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Рожь», узнали историю ее создания и разобрались в ее композиционных деталях, дав им трактовку, дополняющую смысл картины.

На этом урок окончен, можете быть свободны.