54950

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Знакомство с психологией как средством познания других людей; знакомство с познавательными процессами с целью анализа и развития себя как субъекта познавательной деятельности; знакомство с эмоциональными волевыми явлениями и индивидуальными свойствами личности человека с целью понимания других людей самопознание и...

Русский

2014-03-20

46.5 KB

4 чел.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Особенности изучения психологии

в начальной школе

Анализируя работы психологов [Карандашов, Лядиус, Махмутов и др.], можно отметить, что основные целые изучения психологии младшими школьниками и учениками основной школы состоят в следующем:

  1.  первое знакомство с миром психических явлений и формированием мировоззрения учеников;
  2.  знакомство с психологией как средством познания других людей;
  3.  знакомство с познавательными процессами с целью анализа и развития себя как субъекта познавательной деятельности;
  4.  знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными свойствами личности человека, с целью понимания других людей, самопознание и саморазвития;
  5.  знакомство с психологией общения, методами мыслительного и несловесного  общения;
  6.  проведение профессиональной профориентации.

Исходя из этих целей, В.М. Карандашов считает, что для младших школьников наиболее актуальным есть изучения познавательных процессов ( у них конкретных формах) и эмоциональных явлений. Считаем, что кроме этого, младших школьников надо знакомить, со взглядом психологии, понимание основ отличия одного человека от другой. Это может проявляться в поведении человека, в ее общении, в проявлениях эмоциональности человека и другому.

Поскольку не существует единой общепринятой программы преподавания психологии в начальных классах, предлагается разработать ее таким образом, чтобы она отвечала основным принципам преподавания психологии. Программа строилась с учетом вековых особенностей, а также основных разделов психологии и основных понятий в психологии, которые ребенок должен усвоить.

Рассматривая некоторые принципы преподавания психологии, определенные авторы, (Карандашов и Никольская) предлагают следующие принципы:

  •  научности;
  •  системности;
  •  единства рационального и эмоционального;
  •  единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения в психологии;
  •  теоретического и эмпирического знания;
  •  доступности;
  •  активности в обучении;
  •  связи изучения психологии с жизнью и практикой.

В педагогике в частности рассматривается и предлагается общие принципы преподавания разных предметов в школе. Методика преподавания является определенной дидактикой, которая рассматривает принципы преподавания конкретного учебного предмета.

Обучение психологии должно иметь развивальный характер. Исходя из определения последних принципов, мы также анализировали основные принципы преподавания в школе, определенные еще П.Ф. Каптеревым , а именно:

- целесообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки;

- целесообразность содержания и метода преподавания со свойствами детской натуры;

- целесообразность содержания и метода изложенного из учета личности учителя.

Надо отметить, что такие авторы, как Никольская И.М., 1996; Бардиер Г.Л. выдвигают такие основные принципы преподавания психологии в начальных классах :

- учет вековой мотивационной непоследовательности ребенка;

- учет неадекватного влияния школьных оценок;

- учет нестабильности и непрогнозируемости поведения ребенка.

А также выделяют дополнительные принципы:

- откровенность группы;

- кумулятивная посещаемость уроков;

- работа по “ живым” содержанием;

- раскованность;

- конфиденциальность;

В отличие от предыдущих, другие авторы, например, И.В. Дубровина с соавторами, предлагают такие принципы, как:

- научности;

- внутреннепредметных связей;

- межпредметной координации;

- связи теории с практикой;

- самостоятельности и активности;

- доступности;

- активной субъект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого человека;

- побуждение к возникновению заинтересованности;

- толерантности;

- безусловной веры в способность ребенка понимать и усваивать знание из психологии;

- соответствие учителей за знания и интеллектуальное развитие учеников;

- обеспечение прав учеников на невмешательство в их внутренний мир;

- четкое размежевание учебного предмета психологии от других предметов развивальной, тренинговой работы и других типов деятельности практического школьного психолога.

Обобщая изложенные подходы к определению принципов обучения психологии в начальных классах, можно утверждать, что основными из них есть такие:

- принцип научности;

- принцип доступности;

- связь теории с практикой;

- принцип толерантности;

- активной субъект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого человека;

- принцип активизации процессов воображения ребенка;

- учет вековой мотивационной непоследовательности ребенка;

- введение ребенка в деятельность.

Относительно начала изучения психологии в школе, то и на этот вопрос существуют разные взгляды. Так, Никольска И.М., Бардиер Г.Л., считают, что изучение психологии необходимо из первых классов. И.В.Дубровина же предлагает начинать изучение психологии позднее, с 9-10 лет.

Личный опыт показывает, что изучение психологии возможное из первого класса, но надо сосредоточить внимание на использовании таких форм и методов, при которых (игры, рисование, преподавание сказочного материала и другого ) при обучении учитывались определенные отличия между учениками 1-го и, например, 3-го класса.

Исходя из этих положений, мы построили учебное пособие из психологии для учеников начальных классов.

2. Требования к составлению рабочих программ

из курса "Уроки психологии в начальных классах"

Наиболее целесообразным, по нашему мнению, есть такая частота проведения уроков психологии как один час на неделю. Это связано с психогигиєничными требованиями относительно недельного нагрузки младших школьников. Это время может быть выделено за счет выборочной части учебного плана.

Организация проведения уроков психологии должна предусматривать по расписанию 32 часа на год.

Задачами уроков психологии первых классов первого полугодия есть анализ материала, посвященного личностной сфере человека, а также рассмотрения психологии как науки о внутреннем миру человека. Во второму полугодии дети знакомятся с эмоционально-волевой сферой, потому что полагает что эта проблема есть очень актуальной для детей, с учетом вековых особенностей и психологических новообразований у первоклассников.

Во второму классе предлагается анализировать проблемы психологии общения, которые становятся очень важными для учеников этого векового периода и начинается знакомство с познавательными процессами.

В третьем классе углубляются знания детей из раздела личностной сферы с учетом познавательных процессов и из разделов межличностных отношений и эмоционально-волевой сферы.

На протяжении учебного 3-го года предусмотрено углубления знаний из личностной сферы человека, по проблеме общения (межличностные отношения), углубление знаний из основных познавательных процессов и мотивационно-волевой сферы.

Желательно, чтобы уроки психологии было включены к расписанию начальных классов.

Несмотря на то, что оценивание знаний в первом классе не предусмотрено, можно на уроках психологии использовать другие формы стимулирования учеников (эмоциональное поощрение, наклейки и прочее).

Учитывая возраст первоклассников и особенности процесса адаптации, на уроках психологии должны использоваться такие формы работы как сказки, игровые формы, элементы тренинга, викторины, мультфильмы , упражнения, импровизация и прочее.

Основным содержанием уроков психологии в первом классе выступает ознакомление с понятиями психологической науки, а именно: личность, характер, способности и т.п., но при условии, что все это есть доступным для этого векового периода.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19135. Устойчивость оболочек твэлов энергетических реакторов 177 KB
  ЛЕКЦИЯ 15 Устойчивость оболочек твэлов энергетических реакторов Проблема устойчивости оболочек твэлов актуальна для реакторов с повышенным давлением теплоносителя а именно для реакторов с водяным и газовым охлаждением. Потеря устойчивости возможна при наличие за...
19136. Глобальные проблемы человечества. Мировое потребление энергии. Источники энергии. Экологические проблемы 1.33 MB
  Лекция 1 Глобальные проблемы человечества. Мировое потребление энергии. Источники энергии. Экологические проблемы. Преимущества ядерного топлива. Текущее состояние и тенденции развития ядерной энергетики в мире. 1.1. Глобальные проблемы человечества Глобальными п...
19137. История развития ядерной отрасли в мире и России. Текущее состояние ядерной энергетики в России. Предприятия ядерного топливного цикла 725 KB
  Лекция 2 История развития ядерной отрасли в мире и России. Текущее состояние ядерной энергетики в России. Предприятия ядерного топливного цикла. Планы на развитие ядерной энергетики в России. Проблемы ядерной энергетики. 2.1. История развития ядерной отрасли в мире и ...
19138. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Энергия связи. Формула Вайцзекера. Радиоактивный распад. Типы распадов. Закон радиоактивного распада 221.5 KB
  Лекция 3. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Энергия связи. Формула Вайцзекера. Радиоактивный распад. Типы распадов. Закон радиоактивного распада. 3.1. Состав атомных ядер. В 1932 г. Иваненко высказал гипотезу что в состав ядра атома входят только два вида элементарны
19139. Определение ядерной реакции. Элементарные частицы. Особенности ядерных реакций с нейтронами. Классификация нейтронов по энергии 150 KB
  Лекция 4. Определение ядерной реакции. Элементарные частицы. Особенности ядерных реакций с нейтронами. Классификация нейтронов по энергии. Сечение ядерной реакции. Микроскопическое и макроскопическое нейтронные сечения. 4.1. Определение ядерной реакции. Ядерная ре
19140. История открытия реакции деления. Осколки деления. Выходы осколков деления. Мгновенные и запаздывающие нейтроны 292 KB
  Лекция 5. История открытия реакции деления. Осколки деления. Выходы осколков деления. Мгновенные и запаздывающие нейтроны. Распределение энергии между продуктами деления. Спонтанное деление. Особенности сечений деления основных делящихся изотопов. 5.1. История откры
19141. Цепная самоподдерживающаяся реакция деления. Коэффициент размножения. Способы достижения критичности 4.71 MB
  Лекция 6 Цепная самоподдерживающаяся реакция деления. Коэффициент размножения. Способы достижения критичности. Критические и подкритические эксперименты. Первый ядерный реактор. 6.1. Цепная самоподдерживающаяся реакция деления В результате реакции деления появ...
19142. Плотность потока нейтронов. Скорость ядерной реакции. Баланс нейтронов в ядерном реакторе. Коэффициент размножения в бесконечной среде 265 KB
  Лекция 7. Плотность потока нейтронов. Скорость ядерной реакции. Баланс нейтронов в ядерном реакторе. Коэффициент размножения в бесконечной среде. Групповой подход. Библиотеки групповых констант. 7.1. Плотность потока нейтронов. Совокупность переменных {Et} называют...
19143. Создание базы данных, состоящей из одной таблицы 190.41 KB
  Повторим аналогичную операцию еще раз, в результате чего закроем текущую базу данных, получив пустое окно для новой работы. В этом положении можно создать новую базу данных, а можно открыть существующую для продолжения работы.