54951

Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Безработица (U) представляет собой циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. Вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу

Русский

2014-04-02

21.91 KB

20 чел.

Безработица: сущность, виды, последствия. Естественный уровень безработицы.

Безработица (U) представляет собой циклическое явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. Вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает: разорение части предприятий; накопление капитала в условиях технического и научного прогресса; диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций; циклический характер производства; несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и прежде всего на рынке труда. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества. Таким образом, западные экономисты признают, что безработица – неотъемлемый атрибут рыночной системы хозяйства, она неизбежна, в своем «естественном» варианте даже полезна для обеспечения необходимой гибкости рынка труда.

Умеренная безработица:

  1. Образует резерв незанятой рабочей силы, который может быть использован при необходимости расширения производства;
  2. Усиливает стимулы к труду и предпринимательству;
  3. Является эффективным средством повышения производительности и дисциплины труда.

Существует два типа: добровольная и вынужденная.

К добровольной относятся:

  1. Фрикционная – временная, которая возникает при перемене рабочего места;
  2. Институциональная- может возникать как следствие существующих в стране положений о минимальной заработной плате, пособии по безработице.

К вынужденной относятся:

  1. Структурная – высвобождение рабочей силы под влиянием научно-технического прогресса, изменений в территориальных пропорциях, сокращающих спрос на рабочую силу;
  2. Циклическая – высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, проявляется в открытой и скрытой форме. Открытая – означает увольнение работника и потерю им дохода. Скрытая - проявляется в сокращении продолжительности рабочего дня, принудительных отпусках.
  3. Сезонная – возникает в связи с изменением спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

Естественная безработица:

  1. Представляет собой устойчивую на протяжении длительного периода времени долю безработных в рабочей силе;
  2. Позволяет осуществлять безинфляционное расширение производства;
  3. Характеризует состояние рынка труда, при котором имеется примерное равенство между числом свободных рабочих мест и числом работников, ищущих работу;
  4. Включает в себя постоянные фрикционную и структурную безработицу;

Для характеристики безработицы используют два показателя: длительность безработицы и уровень безработицы.

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:

  1. Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.
  2. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные социально-экономические последствия. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости). Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов предпринимателей. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто протекают для него болезненно. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше минимальной заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы. При этом уничтожается уверенность человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56549. Профессия. Работа 1.64 MB
  Цели: совершенствовать навыки употребления изученного лексико-грамматического материала, познакомить со строением официально-делового письма, развивать навыки устной и письменной речи, формировать представление об активном образе жизни, развивать навыки делового общения.
56550. Є цінності, які за все дорожчі… Урок розвитку зв’язного мовлення. Твір-роздум на морально-етичну тему 73.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння і навички, які б сприяли вільному використанню засобів мови в будь-яких життєвих ситуаціях під час сприймання, відтворення і створення власних висловлювань...
56552. Сценарій туристичного свята «Посвята в туристята» 235.5 KB
  Мета та завдання: сприяти залученню школярів до систематичних занять туризмом; згуртувати дітей в єдину команду, об’єднавши усіх її учасників єдиною творчою діяльністю; залучати учнів до творчої діяльності, впливати на особистість дитини; закріпити набуті туристичні знання, уміння і навички;
56553. Учнівський проект «Україна туристична» 45 KB
  Цілі проекту: навчальна: навчання учнів технологіям проектної діяльності; спонукаючи формуванню в учнів практичних знань і навиків; розвиваюча: розвивати вміння та навички самостійно відбирати систематизувати аналізувати інформацію...
56554. Інформаційна система 50.5 KB
  А поруч з капітаном в компютерному крузі Помічники чудові його надійні друзі Хоч інформатику вони не так довго вивчають Про файли та курсори все необхідне знають Команда друга теж до змагань готова Там хлопці працьовиті їм невідома втома...
56555. Ігровий турнір «Через гру до безпеки життя» 202 KB
  Та команда котра першою правильно виконає завдання отримує 3б. Що ускладнює виконання кладки взимку низька температура снігопади ожеледь використання додаткового обладнання та інструментів Гра Піраміда...
56556. Сценарій позакласного заходу «Лицарський турнір» 122.5 KB
  Король Хлодвіг А зараз ми проведемо спортивний конкурс аби ви хоч трішки розімялись та показали хто спритніший в гонці на конях. Конкурс Найкращий гонец Учасники загону повинні за командою Герольда по одному пробігти на конях дистанцію на швидкість.
56557. Турнір знавців Франції 31.5 KB
  Мета заходу: практична: навчити учнів використовувати знання, отримані при вивченні теми; розвивати мовлєневі навички; освітня: узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Франція»; розвивальна: розвивати пам’ять, логічне мислення, увагу...