54953

Становление парламентаризма в России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации Технические средства: мультимедиа-проектор. Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик...

Русский

2014-03-20

58.5 KB

2 чел.

Цели урока:

1. Образовательная

активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме “Становление парламентаризма в России»

закрепление умений и навыков индивидуальной работы учащихся;

получение стабильных знаний и навыков по работе с инновационными средствами обучения и образования;

2. Воспитательная

воспитание культуры поведения на уроке;

3. Развивающая

развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками и картами;

развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;

развитие монологической речи учащихся;

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации

Технические средства: мультимедиапроектор.

Основные термины:

Парламент - (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Закон нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения

гражданское самосознание, политическая культура, органы государственной власти, наказ избирателей, законотворчество, законодательные (представительные) органы власти, Законодательное Собрание, устав, фракция.

Депутат -  (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент

  1.  Вступительное слово учителя.  

  1.  Становление парламентаризма

  1.  Федеральное собрание в России

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

  1.  Заключение

  1.  Организационный момент

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества» (Ж.-Ж. Руссо)

«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф. Лассаль, немецкий политический деятель)

  1.  Вступительное слово учителя.  

            Добрый день! Сегодня мы  встретились с вами на Парламентском уроке. Наш урок начался с государственного гимна, подчеркнув значение данного урока во всей образовательной системе.

Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик – Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

Что означает понятие «республика»?

Какие три ветви власти существуют в России?

Как они представлены?

  1.  Становление парламентаризма

Парламент (от фр. рarler – говорить)– общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.  

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Россия – демократическое, правовое  государство.

Что означает, в вашем понятии, демократическое и правовое?

Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Часть 1.

В начале урока предлагаю выбрать президента. Нам нужны добровольцы, или кандидаты в президенты. (из числа учеников). Итак, согласно:

Статье 80-й.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <11>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По вопросу о применении части 3 статьи 81 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 82

  1.  Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Теперь предлагаю кандидатам в президенты подготовить программу действий.

А мы  пока рассмотрим как развивался парламентаризм у нас в России.

(Презентация)

Вспомните, все представительные органы государственной власти России.

  1.  Земский собор 1813 года
  2.  Сенат
  3.  Государственная дума

(ответы учащихся)

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

Итак, пришло время  выслушать наших кандидатов.

(Выступление кандидатов в президенты.)

Сейчас, нам избирателям придётся сделать нелёгкий выбор. Проголосовать за одного из кандидатов.

Согласно конституции правом голоса обладают все граждане РФ с 18 лет.

Итак, большинство голосов было отдано за кандидата.

Просим принести присягу нашему «Президенту» и ознакомиться с его обязанностями.

(звучит присяга)

  1.  Федеральное собрание в России

Но вернёмся к нашему парламенту. Мы теперь знаем его путь развития и становления.

Итак,

Основная задача Федерального Собрания – (это принятие законов)

Федеральные законы Российской Федерации – (это особые нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.)

Признаки законов:

(1) принимаются только палатами Федерального Собрания;

2) обязательны для исполнения всеми органами государства и гражданами;

3) ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) они обладают наиболее высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, т.е. они не должны ей противоречить.)

 

Предлагаю разделиться на 2 группы, соответственно - палаты парламента.

(Класс делится на 2 группы )

  1.  Государственная Дума – 11б класс
  2.   Совет Федерации – 11а класс

С полномочиями каждой из палат федеративного собрания вы можете ознакомиться, прочитав Конституцию РФ.

(учащиеся знакомятся со статьями Конституции РФ)

(Рассказ учащихся о полномочиях Федерального собрания.

Итак, ознакомившись с Конституцией, пожалуйста ответьте на вопросы:

  1.  Государственная  Дума – на какой срок избирается Государственная дума?

(5 лет)

  1.  СФ - По какому принципу формируется Совет Федерации?

( В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.)

Сколько субъектов федерации? – (83)

Тогда всего? – (126 человек)

  1.  Какой из палат принадлежат данные полномочия?

- отрешение Президента Российской Федерации от должности - СФ

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации – ГД

- назначение выборов Президента Российской Федерации – СФ

-  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации – СФ

- объявление амнистии – ГД

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности – ГД

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

У нас есть парламент -  Федеративное собрание, президент.

Давайте займёмся нашими прямыми обязанностями – принятие законов.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Один из инициаторов законопроекта присутствует – президент. Попросим нашего президента подготовить несколько пунктов законопроекта.

(подготовка закона)

О законотворческой деятельности нам расскажет Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан  – Насыбуллин Ш.Г.

Предлагаю зачитать законопроект перед Государственной думой.

(происходит процесс законотворческой деятельности, согласно Конституции РФ)

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.

5.Заключение.

С заключительным словом выступит президент РФ и подведет итоги нашего с вами урока.

(выступление учащегося)

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61382. Страна аппликации 4.58 MB
  Оборудование учителя: пакет наглядного пособия магниты рисунки репродукции аппликации набор для трудов. Зрительный ряд: зашифрованная тема плакат по теме урока репродукции рисунки плакаты аппликации ребус. Правильно страна аппликации.
61383. Аппликация со сложенными и согнутым деталями. Жемчужина в ракушке 18.39 KB
  А сегодня мы узнаем новый вид – объемная аппликация. Как вы думаете что это за аппликация Объемная аппликация это аппликация имеющая выступающие над плоскостью детали.