54953

Становление парламентаризма в России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации Технические средства: мультимедиа-проектор. Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик...

Русский

2014-03-20

58.5 KB

2 чел.

Цели урока:

1. Образовательная

активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме “Становление парламентаризма в России»

закрепление умений и навыков индивидуальной работы учащихся;

получение стабильных знаний и навыков по работе с инновационными средствами обучения и образования;

2. Воспитательная

воспитание культуры поведения на уроке;

3. Развивающая

развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками и картами;

развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;

развитие монологической речи учащихся;

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации

Технические средства: мультимедиапроектор.

Основные термины:

Парламент - (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Закон нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения

гражданское самосознание, политическая культура, органы государственной власти, наказ избирателей, законотворчество, законодательные (представительные) органы власти, Законодательное Собрание, устав, фракция.

Депутат -  (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент

  1.  Вступительное слово учителя.  

  1.  Становление парламентаризма

  1.  Федеральное собрание в России

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

  1.  Заключение

  1.  Организационный момент

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества» (Ж.-Ж. Руссо)

«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф. Лассаль, немецкий политический деятель)

  1.  Вступительное слово учителя.  

            Добрый день! Сегодня мы  встретились с вами на Парламентском уроке. Наш урок начался с государственного гимна, подчеркнув значение данного урока во всей образовательной системе.

Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик – Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

Что означает понятие «республика»?

Какие три ветви власти существуют в России?

Как они представлены?

  1.  Становление парламентаризма

Парламент (от фр. рarler – говорить)– общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.  

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Россия – демократическое, правовое  государство.

Что означает, в вашем понятии, демократическое и правовое?

Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Часть 1.

В начале урока предлагаю выбрать президента. Нам нужны добровольцы, или кандидаты в президенты. (из числа учеников). Итак, согласно:

Статье 80-й.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <11>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По вопросу о применении части 3 статьи 81 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 82

  1.  Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Теперь предлагаю кандидатам в президенты подготовить программу действий.

А мы  пока рассмотрим как развивался парламентаризм у нас в России.

(Презентация)

Вспомните, все представительные органы государственной власти России.

  1.  Земский собор 1813 года
  2.  Сенат
  3.  Государственная дума

(ответы учащихся)

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

Итак, пришло время  выслушать наших кандидатов.

(Выступление кандидатов в президенты.)

Сейчас, нам избирателям придётся сделать нелёгкий выбор. Проголосовать за одного из кандидатов.

Согласно конституции правом голоса обладают все граждане РФ с 18 лет.

Итак, большинство голосов было отдано за кандидата.

Просим принести присягу нашему «Президенту» и ознакомиться с его обязанностями.

(звучит присяга)

  1.  Федеральное собрание в России

Но вернёмся к нашему парламенту. Мы теперь знаем его путь развития и становления.

Итак,

Основная задача Федерального Собрания – (это принятие законов)

Федеральные законы Российской Федерации – (это особые нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.)

Признаки законов:

(1) принимаются только палатами Федерального Собрания;

2) обязательны для исполнения всеми органами государства и гражданами;

3) ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) они обладают наиболее высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, т.е. они не должны ей противоречить.)

 

Предлагаю разделиться на 2 группы, соответственно - палаты парламента.

(Класс делится на 2 группы )

  1.  Государственная Дума – 11б класс
  2.   Совет Федерации – 11а класс

С полномочиями каждой из палат федеративного собрания вы можете ознакомиться, прочитав Конституцию РФ.

(учащиеся знакомятся со статьями Конституции РФ)

(Рассказ учащихся о полномочиях Федерального собрания.

Итак, ознакомившись с Конституцией, пожалуйста ответьте на вопросы:

  1.  Государственная  Дума – на какой срок избирается Государственная дума?

(5 лет)

  1.  СФ - По какому принципу формируется Совет Федерации?

( В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.)

Сколько субъектов федерации? – (83)

Тогда всего? – (126 человек)

  1.  Какой из палат принадлежат данные полномочия?

- отрешение Президента Российской Федерации от должности - СФ

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации – ГД

- назначение выборов Президента Российской Федерации – СФ

-  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации – СФ

- объявление амнистии – ГД

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности – ГД

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

У нас есть парламент -  Федеративное собрание, президент.

Давайте займёмся нашими прямыми обязанностями – принятие законов.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Один из инициаторов законопроекта присутствует – президент. Попросим нашего президента подготовить несколько пунктов законопроекта.

(подготовка закона)

О законотворческой деятельности нам расскажет Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан  – Насыбуллин Ш.Г.

Предлагаю зачитать законопроект перед Государственной думой.

(происходит процесс законотворческой деятельности, согласно Конституции РФ)

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.

5.Заключение.

С заключительным словом выступит президент РФ и подведет итоги нашего с вами урока.

(выступление учащегося)

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31053. Революционное движение в России в 19в (причины, особенности, этапы, крупнейшие организации) 37.5 KB
  Революционное движение в России в 19впричины особенности этапы крупнейшие организации В первой четверти 19в зародилась в России революционная идеология носителями которой были декабристы. Познакомившееся с политич движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало что основой отсталости России является крепостное право. Реакционная политика в области просвещения и культуры создание Аракчеевым военных поселений участие России в подавлении революционных событий в Европе добавили уверенности в необходимости...
31054. Консервативные партии 53 KB
  Консервативные партии: Весна 1905г. Программа: основана на триаде Уварова Православие самодержавие народность Сохранение неограниченной власти царя и созыв Земского собора из излюбленных коренных русских людей Сохранение единой и неделимой Руси Неприкосновенность частной помещичьей собственности Сохранение господствующего положения русских Укрепление позиций РПЦ Действовали: боевые черносотенные дружины против революционеров Союз 17 октября Октябрь 1905 – начало организованного оформления партии Февраль 1906г – I...
31055. Эпоха Ивана Грозного. Внутренняя политика(реформы Избранной рады, опричнина, последние годы царствования). Историки о причинах и внутреннем смысле опричнины. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории 32.5 KB
  Эпоха Ивана Грозного. Оценка роли эпохи Ивана Грозного в отеч истории. В 1547 произошло венчание Ивана4 на царство. После пожара началось самостоятельное правление Ивана4.
31056. Внешняя политика в эпоху Ивана Грозного 29.5 KB
  Покорение Казани стало большим внешнеполитич успехом России. В 1556 была присоединена Астрахань у России оказались также земли Ногайской Орды. Для России Ливония была интересна прежде всего как выход в Балтику. Поводом к войне стала неуплата Ливонией России юрьевой дани в течение 50 лет.
31057. Россия в конце 16-нач18в. Смутное время: причины, содержание, этапы и итоги данной эпохи 40 KB
  Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия по убеждению многих зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова. В апреле 1605 после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Через два дня царем...
31058. Россия в 17в. – хоз-во, общество, политич строй и гос управление 31 KB
  Все население можно разделить на 2 группы: служилые слоинесли ту или иную форму гос службы и тяглое населениесодержали их платя налоги и исполняя повиности. Бояре занимали высшие гос должности обладали крупными вотчинами и поместьями. Существовало 2 периода в развитии русской госвенности 17в.
31059. Воспалительные поражения (сиалоадениты) слюнных желез 22.43 KB
  Сиалоаденит может быть самостоятельным первичным но чаще является осложнением или существенным проявлением какоголибо другого заболевания вторичный сиалоаденит. По течению выделяют острый и хронический сиалоаденит. По этиологии выделяют вирусный бактериальный грибковый сиалоаденит.
31060. Эпидемический паротит (свинка) 14.68 KB
  Входными воротами являются слизистые оболочки полости рта носа глотки с развитием последующей вирусемии и фиксацией вируса в слюнных и других железах. В слюнных железах вирус размножается и отсюда выделяется со слюной.
31061. Поздние осложнения диабета 17.57 KB
  Наличием диабета обусловлена высокая частота инфарктов миокарда инсультов и случаев гангрены пальцев ног или стопы. Установлено что рядом с геном кодирующим синтез инсулина расположен участок ДНК Uаллель постоянный генетический маркер предрасположенности к атеросклерозу не только у больных диабетом I и II типов но также и у лиц без диабета. Однако у больных диабетом наследственная предрасположенность к атеросклерозу реализуется чаще чем у лиц без диабета.