54953

Становление парламентаризма в России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации Технические средства: мультимедиа-проектор. Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик...

Русский

2014-03-20

58.5 KB

2 чел.

Цели урока:

1. Образовательная

активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме “Становление парламентаризма в России»

закрепление умений и навыков индивидуальной работы учащихся;

получение стабильных знаний и навыков по работе с инновационными средствами обучения и образования;

2. Воспитательная

воспитание культуры поведения на уроке;

3. Развивающая

развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками и картами;

развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;

развитие монологической речи учащихся;

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации

Технические средства: мультимедиапроектор.

Основные термины:

Парламент - (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Закон нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения

гражданское самосознание, политическая культура, органы государственной власти, наказ избирателей, законотворчество, законодательные (представительные) органы власти, Законодательное Собрание, устав, фракция.

Депутат -  (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент

  1.  Вступительное слово учителя.  

  1.  Становление парламентаризма

  1.  Федеральное собрание в России

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

  1.  Заключение

  1.  Организационный момент

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества» (Ж.-Ж. Руссо)

«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф. Лассаль, немецкий политический деятель)

  1.  Вступительное слово учителя.  

            Добрый день! Сегодня мы  встретились с вами на Парламентском уроке. Наш урок начался с государственного гимна, подчеркнув значение данного урока во всей образовательной системе.

Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик – Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

Что означает понятие «республика»?

Какие три ветви власти существуют в России?

Как они представлены?

  1.  Становление парламентаризма

Парламент (от фр. рarler – говорить)– общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.  

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Россия – демократическое, правовое  государство.

Что означает, в вашем понятии, демократическое и правовое?

Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Часть 1.

В начале урока предлагаю выбрать президента. Нам нужны добровольцы, или кандидаты в президенты. (из числа учеников). Итак, согласно:

Статье 80-й.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <11>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По вопросу о применении части 3 статьи 81 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 82

  1.  Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Теперь предлагаю кандидатам в президенты подготовить программу действий.

А мы  пока рассмотрим как развивался парламентаризм у нас в России.

(Презентация)

Вспомните, все представительные органы государственной власти России.

  1.  Земский собор 1813 года
  2.  Сенат
  3.  Государственная дума

(ответы учащихся)

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

Итак, пришло время  выслушать наших кандидатов.

(Выступление кандидатов в президенты.)

Сейчас, нам избирателям придётся сделать нелёгкий выбор. Проголосовать за одного из кандидатов.

Согласно конституции правом голоса обладают все граждане РФ с 18 лет.

Итак, большинство голосов было отдано за кандидата.

Просим принести присягу нашему «Президенту» и ознакомиться с его обязанностями.

(звучит присяга)

  1.  Федеральное собрание в России

Но вернёмся к нашему парламенту. Мы теперь знаем его путь развития и становления.

Итак,

Основная задача Федерального Собрания – (это принятие законов)

Федеральные законы Российской Федерации – (это особые нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.)

Признаки законов:

(1) принимаются только палатами Федерального Собрания;

2) обязательны для исполнения всеми органами государства и гражданами;

3) ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) они обладают наиболее высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, т.е. они не должны ей противоречить.)

 

Предлагаю разделиться на 2 группы, соответственно - палаты парламента.

(Класс делится на 2 группы )

  1.  Государственная Дума – 11б класс
  2.   Совет Федерации – 11а класс

С полномочиями каждой из палат федеративного собрания вы можете ознакомиться, прочитав Конституцию РФ.

(учащиеся знакомятся со статьями Конституции РФ)

(Рассказ учащихся о полномочиях Федерального собрания.

Итак, ознакомившись с Конституцией, пожалуйста ответьте на вопросы:

  1.  Государственная  Дума – на какой срок избирается Государственная дума?

(5 лет)

  1.  СФ - По какому принципу формируется Совет Федерации?

( В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.)

Сколько субъектов федерации? – (83)

Тогда всего? – (126 человек)

  1.  Какой из палат принадлежат данные полномочия?

- отрешение Президента Российской Федерации от должности - СФ

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации – ГД

- назначение выборов Президента Российской Федерации – СФ

-  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации – СФ

- объявление амнистии – ГД

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности – ГД

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

У нас есть парламент -  Федеративное собрание, президент.

Давайте займёмся нашими прямыми обязанностями – принятие законов.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Один из инициаторов законопроекта присутствует – президент. Попросим нашего президента подготовить несколько пунктов законопроекта.

(подготовка закона)

О законотворческой деятельности нам расскажет Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан  – Насыбуллин Ш.Г.

Предлагаю зачитать законопроект перед Государственной думой.

(происходит процесс законотворческой деятельности, согласно Конституции РФ)

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.

5.Заключение.

С заключительным словом выступит президент РФ и подведет итоги нашего с вами урока.

(выступление учащегося)

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73494. Терминология сферы книжного бизнеса в лексической системе современного русского языка 186.5 KB
  Исследование различных терминосистем способствует совершенствованию русской терминологии в целом выявлению общих закономерностей развития терминологических единиц в системе современного русского языка. Объектом исследования стала терминология сферы книжного бизнеса в русском языке.
73495. Система технико-экономических и финансовых показателей инвестиционной деятельности промышленного предприятия 186 KB
  В связи с этим существенно возрастает приоритетность и роль анализа основным содержанием которого является комплексное системное изучение технико-экономических и финансовых показателей инвестиционной деятельности промышленного предприятия с целью оценки степени финансовых рисков...
73496. Педагогическое мышление инженера 183 KB
  В связи со сложившимися условиями возникает острая необходимость усилить деятельность по развитию профессионального мышления инженера-педагога так как только профессионально мыслящий инженер-педагог способен компетентно интегрировать психолого-педагогические...
73497. Организации производства, конспект лекций 311.5 KB
  Организация производства на предприятии осуществляется в системе менеджмента в рамках разработанной стратегии развития предприятия, системы долгосрочного планирования, в рамках закона РФ, организация осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, методиками, и т.д.
73498. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ 314 KB
  Международная экономическая интеграция МЭИ – процесс экономического взаимодействия стран приводящий к сближению взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти Региональное интеграционное соглашение РИС – международный...
73499. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 172.5 KB
  Принцип единой единицы учета единица учета должна быть стабильной чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях единица учета должна быть стабильной на протяжении нескольких учетных периодов для сравнения и анализа в динамике страна должна использовать расчетную единицу применяемую во внутренних расчетах и учете для пересчета в иностранную валюту используется курс фактически действовавший на рынке на дату составления ПБ Структура ПБ торговый баланс баланс услуг и некоммерческих операций...
73500. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК 251.5 KB
  Характерные черты НВС исторически возникла первой является относительно самостоятельной частью денежной системы страны выходит за национальные границы ее особенности определяются степенью развития спецификой экономики и внешнеэкономических связей страны ее элементы тесно взаимосвязаны Структура НВС национальная валютная единица валюта степень обратимости национальной валюты механизм установления и поддержания вал. характер ее функционирования и стабильность зависят от степени соответствия ее принципов структуре международной...
73501. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 255 KB
  Справедливое распределение доходов Инструменты макроэкономической политики в открытой экономике Регулирование спроса Денежная политика Бюджетная политика Внешнеэкономическая политика Операции на открытом рынке Ограничение расходов Валютный курс Операции схожие с операциями на открытом рынке Рост налогов доходов Тарифные ограничения на движение товаров Прямой контроль Расширение источников финансирования Нетарифные ограничения на движение товаров Регулирование внебюджетных фондов Ограничения на движение...
73502. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (МнЭ): СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 212 KB
  Мировая экономика – из экономической географии Мировое хозяйство – из экономической теории и политической экономии Мировая экономика = Мировое хозяйство Международная экономика – теория МЭ и МЭО Всемирное хозяйство система состоящая из трех самостоятельных подсистем с различным политическим строем и формами хозяйствования: развитых капиталистических стран – I мир социалистических стран IIмир развивающихся стран – III мир ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ МнЭ – это часть экономической теории изучающая закономерности...