54953

Становление парламентаризма в России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование: Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации Технические средства: мультимедиа-проектор. Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик...

Русский

2014-03-20

58.5 KB

2 чел.

Цели урока:

1. Образовательная

активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме “Становление парламентаризма в России»

закрепление умений и навыков индивидуальной работы учащихся;

получение стабильных знаний и навыков по работе с инновационными средствами обучения и образования;

2. Воспитательная

воспитание культуры поведения на уроке;

3. Развивающая

развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками и картами;

развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;

развитие монологической речи учащихся;

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

Оформление помещения для проведения Парламентского урока государственными символами Российской Федерации

Технические средства: мультимедиапроектор.

Основные термины:

Парламент - (от французского parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Закон нормативный правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления населения

гражданское самосознание, политическая культура, органы государственной власти, наказ избирателей, законотворчество, законодательные (представительные) органы власти, Законодательное Собрание, устав, фракция.

Депутат -  (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент

  1.  Вступительное слово учителя.  

  1.  Становление парламентаризма

  1.  Федеральное собрание в России

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

  1.  Заключение

  1.  Организационный момент

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для общества» (Ж.-Ж. Руссо)

«Единственный источник права – общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф. Лассаль, немецкий политический деятель)

  1.  Вступительное слово учителя.  

            Добрый день! Сегодня мы  встретились с вами на Парламентском уроке. Наш урок начался с государственного гимна, подчеркнув значение данного урока во всей образовательной системе.

Мы живём с вами в одной из прекраснейших республик – Российской Федерации.

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления.

Что означает понятие «республика»?

Какие три ветви власти существуют в России?

Как они представлены?

  1.  Становление парламентаризма

Парламент (от фр. рarler – говорить)– общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и  осуществляющее законодательные функции.  

    А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где четко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом. 

Россия – демократическое, правовое  государство.

Что означает, в вашем понятии, демократическое и правовое?

Конституция РФ устанавливает, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Часть 1.

В начале урока предлагаю выбрать президента. Нам нужны добровольцы, или кандидаты в президенты. (из числа учеников). Итак, согласно:

Статье 80-й.

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <11>.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По вопросу о применении части 3 статьи 81 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Статья 82

  1.  Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Теперь предлагаю кандидатам в президенты подготовить программу действий.

А мы  пока рассмотрим как развивался парламентаризм у нас в России.

(Презентация)

Вспомните, все представительные органы государственной власти России.

  1.  Земский собор 1813 года
  2.  Сенат
  3.  Государственная дума

(ответы учащихся)

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

Итак, пришло время  выслушать наших кандидатов.

(Выступление кандидатов в президенты.)

Сейчас, нам избирателям придётся сделать нелёгкий выбор. Проголосовать за одного из кандидатов.

Согласно конституции правом голоса обладают все граждане РФ с 18 лет.

Итак, большинство голосов было отдано за кандидата.

Просим принести присягу нашему «Президенту» и ознакомиться с его обязанностями.

(звучит присяга)

  1.  Федеральное собрание в России

Но вернёмся к нашему парламенту. Мы теперь знаем его путь развития и становления.

Итак,

Основная задача Федерального Собрания – (это принятие законов)

Федеральные законы Российской Федерации – (это особые нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения.)

Признаки законов:

(1) принимаются только палатами Федерального Собрания;

2) обязательны для исполнения всеми органами государства и гражданами;

3) ему должны соответствовать акты всех других государственных органов;

4) они обладают наиболее высшей юридической силой по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, т.е. они не должны ей противоречить.)

 

Предлагаю разделиться на 2 группы, соответственно - палаты парламента.

(Класс делится на 2 группы )

  1.  Государственная Дума – 11б класс
  2.   Совет Федерации – 11а класс

С полномочиями каждой из палат федеративного собрания вы можете ознакомиться, прочитав Конституцию РФ.

(учащиеся знакомятся со статьями Конституции РФ)

(Рассказ учащихся о полномочиях Федерального собрания.

Итак, ознакомившись с Конституцией, пожалуйста ответьте на вопросы:

  1.  Государственная  Дума – на какой срок избирается Государственная дума?

(5 лет)

  1.  СФ - По какому принципу формируется Совет Федерации?

( В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.)

Сколько субъектов федерации? – (83)

Тогда всего? – (126 человек)

  1.  Какой из палат принадлежат данные полномочия?

- отрешение Президента Российской Федерации от должности - СФ

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации – ГД

- назначение выборов Президента Российской Федерации – СФ

-  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации – СФ

- объявление амнистии – ГД

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности – ГД

  1.  Закон. Законотворческая деятельность

У нас есть парламент -  Федеративное собрание, президент.

Давайте займёмся нашими прямыми обязанностями – принятие законов.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Феде­рации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

Один из инициаторов законопроекта присутствует – президент. Попросим нашего президента подготовить несколько пунктов законопроекта.

(подготовка закона)

О законотворческой деятельности нам расскажет Глава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан  – Насыбуллин Ш.Г.

Предлагаю зачитать законопроект перед Государственной думой.

(происходит процесс законотворческой деятельности, согласно Конституции РФ)

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективные законы – это законы, оптимально согласующие различные правовые интересы, дающие людям простые и понятные правила упорядочивания социальных конфликтов, утверждающие приоритет прав и свобод человека.

5.Заключение.

С заключительным словом выступит президент РФ и подведет итоги нашего с вами урока.

(выступление учащегося)

PAGE   \* MERGEFORMAT 5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41014. РАННЄ ХРИСТИЯНСТВО 43.5 KB
  Ісус Христос засновник християнства. Ісус Христос: свідоцтва про життя. Засновником нової релігії виступив Ісус Христос. Христос згадується у Таціта Светонія Плінія Молодшого а також у іудейського історика Иосифа Флавія.
41015. СЕМАНТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ 80 KB
  Пропозиция – это модель называемого предложением объективного содержания воплощение некоего положения дел в действительности в отвлечении от всех субъективных смыслов и от той проекции которую придаёт ему та или иная формальная организация. Пропозиция отражает структуру события ситуации. Таким образом каждая пропозиция являясь моделью ситуации имеет свою структуру вершиной которой выступает предикат. Пропозиция имеет в языке разные формы воплощения.
41016. Специфіка історичного розвитку української культури 34 KB
  Автохтонні джерела української культури 2. Самодостатні історичні типи української культури. Автохтонні джерела української культури Коріння української культури стародавнє але надзвичайно міцне.
41017. Аналіз фінансового стану підприємства 160.5 KB
  Значення завдання та джерела інформації для аналізу фінансового стану підприємства. Коефіцієнти фінансової стійкості підприємства їх економічний зміст методи розрахунку та аналізу. Значення завдання та джерела інформації для аналізу фінансового стану підприємства Фінансовий стан підприємства – це його здатність фінансувати свою діяльність.
41018. Витоки української культури 65.5 KB
  Антропологічні типи українців Структурні типи української нації.Які є атропологічні типи українців Які є соціопсихічні типи українців
41019. САМОВИХОВАННЯ, САМОПІЗНАННЯ І САМОДІАГНОСТИКА - ОСНОВА ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІОНАЛІЗМУ ВЧИТЕЛЯ 74 KB
  Він має постійно вчитися вдосконалюючи свої знання і вміння розвиваючи здібності формуючи позитивні людські якості. В процесі самодіагностики вивчаються : Виховна діяльність педагога; Індивідуальний стиль педагогічного спілкування і керівництва; Поведінка в складних або конфліктних ситуаціях; Культура розумової праці і самовдосконалення; Авторитет у колег учнів батьків; Рівень володіння педагогічними вміннями; Знання педагогічної техніки технології та методики індивідуальної педагогічної взаємодії; Характер і причини...
41020. ШЛЯХИ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІНАЛІЗМУ ВЧИТЕЛЯ (ЯК СТАТИ ВЧИТЕЛЕМ) 127 KB
  Прийоми запам’ятовування. Але менше часу витрачається на пусті спроби щось запам’ятати осмислити. Історія не знає людей які рівною мірою можуть запам’ятовувати абсолютно все. Хтось відзначається пам’яттю на обличчя але важко запам’ятовує хронологічні дати хтось краще запам’ятовує числа або слова.
41021. Основи нарисної геометрії 525.5 KB
  Лінії креслення. Товщини ліній на кресленні залежать від вибраної товщини s суцільної основної лінії. Накреслення лінії Наймену вання лінії Товщина лінії відносно товщини основної лінії Основне призначення Суцільна товста основна S Лінії видимого контуру; лінії переходу видні; лінії контуру перерізу винесеного та вхідного до складу перерізу Суцільна тонка Від S 3 до S 2 Лінії контуру накладеного перерізу; лінії розмірні та виносні; лінії штрихування; лініївиноски; полички лінійвиносок і підкреслювання написів; лінії для...
41022. Государственное управление (понятие, природа и сущность) 75.5 KB
  Понятие государственного управления Управление по общепризнанному вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы технических биологических экологических социальных обеспечивающей сохранение их структуры внутренней организации поддержание режима функционирования направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления. Объектами управления могут...