54955

Описание действий (развитие речи)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. Слов какой части речи больше в тексте описания действий глаголов. В каких случаях мы с вами чаще всего сталкиваемся с описанием действий рецепты инструкции по применению разных товаров.

Русский

2014-03-20

30.5 KB

5 чел.

Урок по русскому языку.

Описание действий

( развитие речи)

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания: подготовленный диктант.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, вы уже много раз писали сочинения и знаете, что они делятся на сочинения определенного типа речи, сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему. На уроках русского языка мы чаще всего обращаемся к написанию сочинения определенного типа речи. Давайте вспомним, какие три типа речи мы знаем?

4. Изучение нового материала.

-  Вы уже, наверно, писали сочинения-описания предмета, человека, животного, природы, картины. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом сочинения-описания действий. А конкретнее мы с вами будем говорить об описании трудовых процессов.

- Давайте прочитаем отрывок из повести Л.Кассиля «Ранний восход» и проследим по тексту, как готовится к работе токарь Евгений Стриганов.

- Слов какой части речи больше в тексте описания действий? (глаголов).

- Какое отношение к труду мы видим в данном отрывке? С помощью чего автор добивается нужного эффекта?

- Теперь откройте учебники на стр. 112. Посмотрите на упр.238.

(Что вам не нравится в тексте? Устраните ошибки).

- В каких случаях мы с вами чаще всего сталкиваемся с описанием действий?

( рецепты, инструкции по применению разных товаров).

Ребята, обратите внимание, что вам нужно будет написать сочинение, а не просто последовательность действий.

Давайте подумаем о возможных ошибках в сочинении описания действий и найдем решение, чтобы этих ошибок не допустить.

  1.  При описании действий одного человека нужно, указав его имя, например, в первом предложении, заменять его местоимением или использовать предложения без указания на лицо.
  2.  Описывая последовательность действий, нужно избегать повтора наречий, заменяя их синонимичными формами.
  3.  При описании действий желательно не использовать только глаголы. Можно «разбавлять» их деепричастиями, причастиями и отглагольными существительными.

- Давайте посмотрим ещё на один текст. Это текст об изготовлении дымковской игрушки.

5. Домашнее задание.

Подготовка к сочинению (упр.239, 240)

Материал к уроку:

1. «…И тут Женька заступил на смену. Сосредоточенный, немножко взволнованный, но полный непривычной для него солидности, встал рыжий Женька - нет, не Женька, токарь-скоростник Евгений Стриганов  - к своему станку. Застегнул, оправил спецовку, не спеша оглядел станок, одним коротким, хорошо намётанным движением вставил деталь, другой рукой повернул резец, включил мотор.

Взвывая всё выше и выше, загудел станок; слилась в сверкающий конус бешено вращающаяся деталь; брызнула, пузырясь, жемчужная эмульсия; топорщась, засверкала тонкая стружка».

(Л.Кассиль «Ранний восход»)

2. «Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Ловко слепила из глиняного текста колокол, обстукала его деревянной лопаточкой – готова пышная юбка. Взяла ещё кусочек мягкой глины, вылепила торс с головой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шляпу ей надеть. Остановилась на кокошнике. Потом расплющила глиняную колбаску, собрала её в сборку – и вот уже фартук готов…

…Но это рассказывается быстро, делается же хоть и сноровисто, да неспешно. И немало ещё времени пройдет, пока невзрачная глиняная кукла после обжига в пышущей жаром печи, да побелки, да раскраски предстанет во всём своём великолепии».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52356. Болота, їх типи, поширення 99.5 KB
  Обладнання: фізична карта України та фізична карта півкуль, комп’ютер, проектор, мультимедійна дошка, підручник, зразки торфу Тип уроку: вивчення нового матеріалу царство Гідросфера царівна Гідра Світовий океан Води суходолу океани річки моря...
52357. «Бонапартистський переворот» 1851 р. і встановлення Другої імперії 66.5 KB
  МЕТА: Визначити особливості розвитку Франції в період Другої імперії. атлас сигнальні картки картки для індивідуальної роботи схема Результати плебісциту у Франції в період Другої імперії картка з основними положеннями Конституції 1852 р. брошура Останній монарх Франції портрет Наполеона ІІІ. Охарактеризувати Червневе повстання у Франції 1848 р.
52358. Види вправ по відпрацюванню навичок способу читання, швидкості, правильності та виразності 619.5 KB
  Вправи на тренування чіткої вимови, розвиток уваги до слова та його частин сприяють поліпшенню правильності читання на розвиток. Завдання на розвиток периферичного зору, вдосконалення здатності передбачати наступні літери, слова формують вміння швидко читати тощо.
52359. This Magic World of Books 81.5 KB
  Цілі: практична: узагальнити та закріпити лексикограматичний матеріал Pssive Voice Present Perfect; тренувати учнів в аудіюванні та читанні; формувати навички діалогічного та монологічного мовлення у парній та груповій роботі; практикувати учнів в письмі; розвивальна: розвивати мовну здогадку та мовленнєву реакцію учнів вміння характеризувати літературних героїв; довготривалу та оперативну пам'ять; стимулювати логічне мислення уяву; розширювати загальний світогляд; виховна: виховувати...
52360. Книги в нашому житті 52 KB
  Today we are going to talk about the role of books in the people’s life, and about people who write books. We want to listen to your opinions about reading, about your favourite books, and their authors. I hope you will be energetic and active.
52361. Books in our life. Libraries in Ukraine 43 KB
  Objectives: to give some information about libraries in Ukraine; to develop communicative abilities of pupils; to practice pupils in speaking, reading, writing.
52362. Books in our life 771 KB
  Good afternoon, pupils and guests! Im glad to see you. Look at the screen and you can easily guess the topic of our lesson. “Reading makes a full man”, said Francis Bacon. Do you agree with him? Have you guessed the topic of the lesson? So, the topic is “Books in our life”.
52363. BOOKS ARE OUR FRIENDS. THE BIOGRAPHY OF M. TWAIN 42.5 KB
  You are right. They are books and the name of our lesson is “Books are our Friends”. The motto of the lesson is “The more we read, the more we know”. The main task of our lesson is to summarize the information you have learnt about books. Well practice the word that you have learnt in the previous lessons, listen to the text about Mark Twain and speak on it, enjoy the time of our communication and learning.)
52364. Продолжение Национально-освободительной борьбы в 1648-1649гг 83.5 KB
  Какая личная трагедия была у гетмана Хмельницкого Помог ли ему польский король Учитель. К войску Хмельницкого присоединились реестровые войска крестьяне ополяченные украинские шляхтичи – Иван Выговский Мрозовицкий Морозенко братья Нечай Иван Богун и другие. Когда поляки пришли к Пиляве то увидели лагерь Хмельницкого. Полякам не удалось хорошо разместиться и после одной и второй неудачных военных попыток против Хмельницкого потеряли смелость и военную удачу.