54957

Гуситское движение в Чехии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.

Русский

2014-03-20

62.5 KB

47 чел.

Конспект урока на тему

«Гуситское движение в Чехии».

Класс: 6 «Б».

Цель урока:

  1.  Продолжить формирование умений и навыков таких как: участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, составлять сравнительные таблицы, конспектировать слова учителя.
  2.  Обеспечить усвоение учащимися причин, хода и значения Гуситский войн, а также основных дат по данной теме.

Основные понятия урока:  гуситские войны, гуситы, Ян Жижка, табориты, умеренные, вагенбург, сейм.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:  1) Организационный момент (1 мин.)

                                  2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

                                  3) подготовка к изучению нового материала (7 мин.)

                                  4) изучение нового материала (16 мин.)

                                  5) домашнее задание (1 мин.)

                                  6) закрепление изученного материала (3 мин.)

Оборудование:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, § 25
  2.  Презентация на компьютере (выведена на экран через проектор) на тему: «Чехия в XIV-XV веках».
  3.  Карта «Гуситские войны» // История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, С. 200

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: 1) Расскажите о деятельности Карла I и укрепление Чешского королевства.

2) Расскажите о хозяйственном подъеме Чехии в XIV веке.

3) Расскажите о деятельности католической церкви в Чехии в XIV веке.

4) Как жили крупные феодалы-паны в Чехии?

5) Какие повинности выполняли крестьяне?

6) Чем они были недовольны?

7) Кто осуществлял самоуправление в городах?

  1.  Подготовка к изучения нового материала

Вводная беседа:

1) Кто такой Ян Гус?

2) Какие основные требования он высказывал в своих проповедях?

3) Расскажите о Констанцском соборе. Что там произошло?

Учебное задание: Запишите  тему урока  в тетради: «Гуситкое движение в Чехии».

  1.  Изучение нового материала.

Методы: текстовый, словесный

Ведущие приемы: рассуждение, объяснение, конспективное изложение

План содержания:

1. Вооруженная борьба гуситов.

  1.  Течения в гуситском движении.
  2.  Крестовые походы против гуситов.
  3.  Вооружение и способы борьбы гуситов.
  4.  Итоги и значение гуситского движения.
  5.  Вооруженная борьба гуситов.

Учебное задание: по ходу изложения выписать определение «гуситы».

Конспективное изложение: Казнь Яна Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

2. Течения в гуситском движении.

Учебное задание: прочитайте третий пункт параграфа 25 и составьте самостоятельно сравнительную таблицу.

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Состав течения

 

 

Требования

 

 

За что боролись?

 

 

 

А также ответьте на вопрос: почему одно из течений гуситского восстания называлось «Табориты»?

3. Крестовые походы против гуситов.

Учебное задание: выписать дату сражения на Витковой горе.

Конспективное изложение: Папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил немецкий император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предпринял против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

4.Вооружение и способы борьбы гуситов.

Учебное задание: выписать определение – «вагенбург», выписать кем был Ян Жижка и в чем был секрет побед гуситов.

 Конспективное изложение: В чем же был секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основная часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» цепами.

С большим успехом табориты стали применять впервые в бою полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки воинской конницы, табориты вооружали вагенбург - укрепленный лагерь. Это было замкнутое ограждение из крестьянских возов, которые скреплялись цепями и досками. Внутри кольца помещали раненных, запасных лошадей, продукты.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За пьянство, ссоры и азартные игры воины наказывались, как за тяжелые преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войн был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка.  В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщеали ему о движении вражеских войск. Он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. После смерти Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превращалось в постоянное. Теперь воины – бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

5. Итоги и значение гуситского движения.

Учебное задание: Прочитайте пункты 6 и 7 из параграфа и расскажите:

  1.  Как закончились гуситские войны?
  2.  Какое значение имели Гуситские войны?
  3.  Что такое сейм?

После рассказа, все учащиеся записывают в тетради итоги и значение Гуситских войн и определение «сейм».

5. Домашнее задание: прочитать параграф 26, уметь рассказать по плану:

- Вооруженная борьба гуситов.

- Течения в гуситском движении.

- Крестовые походы против гуситов.

- Вооружение и способы борьбы гуситов.

- Итоги и значение гуситского движения.

Знать определения: вагенбург, сейм, гуситы.

6. Закрепление изученного материала.

  1.  Фронтальная беседа: Какой город был столицей Священной Римской империи в середине XIV века?

Как назывался орган самоуправления в Чехии?

В каком году Ян Гус был сожжен на костре?

Кто такие гуситы?

Задание на экране: Установите соответствия события и даты.

Битва при Липанах                      1415 г.

Церковный собор в Констанце   1420 г.

Битва на Витковой горе              1419 г.

Сожжение Яна Гуса                     1434 г.

Начало Гуситских войн               1414 г.

Литература, использованная при разработке конспекта:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981
  2.  Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968
  3.  Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV века, М., 1990

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67897. ПРАВО ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ОЦЕНКУ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 66 KB
  В Обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России министр внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник милиции Р. Однако зачастую милиция может проявить свою самостоятельность и автономию применяя право милиции на оценку собственных действий...
67898. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ И ПУТЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ 92.5 KB
  Особенности характерные для экономической преступности высокое общественное положение субъектов ее совершения изощренно интеллектуальные способы их действий огромный материальный физический и моральный ущерб ими причиняемый исключительная латентность экономических посягательств и снисходительное...
67899. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ 93 KB
  Исследование применения мер административного пресечения предполагает обращение к проблемам законности при осуществлении данного вида правоприменительной деятельности. К этому подвигает не только важность теоретического анализа механизма обеспечения законных прав и интересов при реализации...
67900. ПРИЧИНУ РОСТА ПРЕСТУПНОСТИ НАЗЫВАЕТ ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 130 KB
  Последние открытия генетиков и расшифровка генома человека позволили сделать вывод что почти все социальные проявления разумеется и преступное поведение человека запрограммированы. составила 296 против 345 в 1997 году безработных с другой а совсем в другом не во внешних обстоятельствах...
67901. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАТУСА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 81 KB
  В настоящее время административная карта Российской Федерации насчитывает 1863 района 650 городов республиканского областного краевого окружного подчинения 318 городских районов и округов более 400 городов районного подчинения около двух тысяч поселков городского типа и свыше 24 тысяч...
67902. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 260.5 KB
  О лицензировании отдельных видов деятельности который с одной стороны ограничил круг органов которые могут осуществлять лицензирование ст. Уменьшение числа лицензируемых видов деятельности следует связывать с появлением понимания ограничительной роли лицензионной системы и выявлением в ходе...
67903. СИСТЕМА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 104.5 KB
  Общая часть объединяет нормы лицензионного права определяющие критерии выделения объектов лицензирования правовой статус субъектов лицензионных правоотношений в том числе полномочия лицензионных органов принципы лицензионного права сферу действия лицензионного законодательства...
67904. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНИМЫЕ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 48 KB
  Данные меры иногда становятся единственно возможным средством предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны несовершеннолетних лиц. Состояние и динамика преступности и правонарушений несовершеннолетних вызывает тревогу. Например, в 2000 г. отмечен небывалый рост преступности несовершеннолетних.
67905. ПРАВОМЕРНОСТЬ И НЕПРАВОМЕРНОСТЬ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК 68.5 KB
  Шахматов писал что неверно относить к неправомерным действиям сделки совершенные под влиянием заблуждения. Одна из сторон заблуждается при определении предмета либо правовой природы сделки но это не является неправомерным. При совершении сделки лицом полностью или частично ограниченным...