54957

Гуситское движение в Чехии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.

Русский

2014-03-20

62.5 KB

47 чел.

Конспект урока на тему

«Гуситское движение в Чехии».

Класс: 6 «Б».

Цель урока:

  1.  Продолжить формирование умений и навыков таких как: участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, составлять сравнительные таблицы, конспектировать слова учителя.
  2.  Обеспечить усвоение учащимися причин, хода и значения Гуситский войн, а также основных дат по данной теме.

Основные понятия урока:  гуситские войны, гуситы, Ян Жижка, табориты, умеренные, вагенбург, сейм.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:  1) Организационный момент (1 мин.)

                                  2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

                                  3) подготовка к изучению нового материала (7 мин.)

                                  4) изучение нового материала (16 мин.)

                                  5) домашнее задание (1 мин.)

                                  6) закрепление изученного материала (3 мин.)

Оборудование:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, § 25
  2.  Презентация на компьютере (выведена на экран через проектор) на тему: «Чехия в XIV-XV веках».
  3.  Карта «Гуситские войны» // История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, С. 200

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: 1) Расскажите о деятельности Карла I и укрепление Чешского королевства.

2) Расскажите о хозяйственном подъеме Чехии в XIV веке.

3) Расскажите о деятельности католической церкви в Чехии в XIV веке.

4) Как жили крупные феодалы-паны в Чехии?

5) Какие повинности выполняли крестьяне?

6) Чем они были недовольны?

7) Кто осуществлял самоуправление в городах?

  1.  Подготовка к изучения нового материала

Вводная беседа:

1) Кто такой Ян Гус?

2) Какие основные требования он высказывал в своих проповедях?

3) Расскажите о Констанцском соборе. Что там произошло?

Учебное задание: Запишите  тему урока  в тетради: «Гуситкое движение в Чехии».

  1.  Изучение нового материала.

Методы: текстовый, словесный

Ведущие приемы: рассуждение, объяснение, конспективное изложение

План содержания:

1. Вооруженная борьба гуситов.

  1.  Течения в гуситском движении.
  2.  Крестовые походы против гуситов.
  3.  Вооружение и способы борьбы гуситов.
  4.  Итоги и значение гуситского движения.
  5.  Вооруженная борьба гуситов.

Учебное задание: по ходу изложения выписать определение «гуситы».

Конспективное изложение: Казнь Яна Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

2. Течения в гуситском движении.

Учебное задание: прочитайте третий пункт параграфа 25 и составьте самостоятельно сравнительную таблицу.

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Состав течения

 

 

Требования

 

 

За что боролись?

 

 

 

А также ответьте на вопрос: почему одно из течений гуситского восстания называлось «Табориты»?

3. Крестовые походы против гуситов.

Учебное задание: выписать дату сражения на Витковой горе.

Конспективное изложение: Папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил немецкий император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предпринял против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

4.Вооружение и способы борьбы гуситов.

Учебное задание: выписать определение – «вагенбург», выписать кем был Ян Жижка и в чем был секрет побед гуситов.

 Конспективное изложение: В чем же был секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основная часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» цепами.

С большим успехом табориты стали применять впервые в бою полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки воинской конницы, табориты вооружали вагенбург - укрепленный лагерь. Это было замкнутое ограждение из крестьянских возов, которые скреплялись цепями и досками. Внутри кольца помещали раненных, запасных лошадей, продукты.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За пьянство, ссоры и азартные игры воины наказывались, как за тяжелые преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войн был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка.  В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщеали ему о движении вражеских войск. Он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. После смерти Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превращалось в постоянное. Теперь воины – бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

5. Итоги и значение гуситского движения.

Учебное задание: Прочитайте пункты 6 и 7 из параграфа и расскажите:

  1.  Как закончились гуситские войны?
  2.  Какое значение имели Гуситские войны?
  3.  Что такое сейм?

После рассказа, все учащиеся записывают в тетради итоги и значение Гуситских войн и определение «сейм».

5. Домашнее задание: прочитать параграф 26, уметь рассказать по плану:

- Вооруженная борьба гуситов.

- Течения в гуситском движении.

- Крестовые походы против гуситов.

- Вооружение и способы борьбы гуситов.

- Итоги и значение гуситского движения.

Знать определения: вагенбург, сейм, гуситы.

6. Закрепление изученного материала.

  1.  Фронтальная беседа: Какой город был столицей Священной Римской империи в середине XIV века?

Как назывался орган самоуправления в Чехии?

В каком году Ян Гус был сожжен на костре?

Кто такие гуситы?

Задание на экране: Установите соответствия события и даты.

Битва при Липанах                      1415 г.

Церковный собор в Констанце   1420 г.

Битва на Витковой горе              1419 г.

Сожжение Яна Гуса                     1434 г.

Начало Гуситских войн               1414 г.

Литература, использованная при разработке конспекта:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981
  2.  Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968
  3.  Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV века, М., 1990

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9720. Показатели хозяйственного риска 29.5 KB
  В соответствии с общепринятой классификацией показатели хозяйственного риска можно разделить на три группы: единичные, комплексные и обобщающие (интегральные). Первые характеризуют возможные проявления отдельных элементов рискованных ситуаций в отн...
9721. Природные риски 26.5 KB
  Рассмотрим теперь способы измерения риска для ситуации не стохастической и не поведенческой неопределенности. Методов здесь несколько. Наиболее распространенный - это так называемый метод рандомизации. Суть его в искусственном привнесении случайност...
9722. Рациональный риск в комплексе мер эффективного использования ресурсов и совокупного капитала 26 KB
  Ограниченность наличных ресурсов и неограниченность потребностей общественных отношений вынуждают хозяйствующих субъектов удерживать сегмент рынка или рыночную нишу зачастую при неопределенности как предпринимательской среды, так и возможности успеш...
9723. Статистический метод идентификации вероятностных рисков 48 KB
  Статистический метод идентификации вероятностных рисков: Рассмотрим теперь статистический подход. Его основу составляют принципы и конкретные методы определения вероятностных характеристик случайных явлений на основе информации, полученной из фактич...
9724. Статистический метод оценки риска 32 KB
  Поскольку на формирование ожидаемого результата (например величины прибыли) воздействует множество случайных факторов, то он, естественно, является случайной величиной. Одной из характеристик случайной величины X является закон распределения ее веро...
9725. Теоретический коэффициент риска 32.5 KB
  Пусть, например, исследуемой величиной является производительность труда, а отдачей - чистая прибыль. Одной и той же величине производительности труда могут соответствовать различные величины чистой прибыли. Предположим, что нам удалось установить...
9726. Технический анализ рынка ценных бумаг (фондового рынка) 26.5 KB
  Сначала отметим, что слово технический означает изучение самого фондового рынка, а не внешних по отношению к нему факторов. Взгляд технических аналитиков обращен в прошлое, и поэтому они редко задумываются над вопросами о величинах будущих доходов и...
9727. Технический анализ рынка ценных бумаг. 26.5 KB
  Несмотря на то, что технический анализ используют многие инвесторы, более распространенным является фундаментальный анализ. Фундаментальные аналитики исследуют закономерности, которые будут действовать в будущем. При этом они концентрируют свое вним...
9728. Шкалы риска и характеристика их градации 26.5 KB
  При выработке стратегии поведения и в процессе принятия конкретного решения предпринимателю целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь. Как и к большинству других вопросо...