54957

Гуситское движение в Чехии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.

Русский

2014-03-20

62.5 KB

47 чел.

Конспект урока на тему

«Гуситское движение в Чехии».

Класс: 6 «Б».

Цель урока:

  1.  Продолжить формирование умений и навыков таких как: участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, составлять сравнительные таблицы, конспектировать слова учителя.
  2.  Обеспечить усвоение учащимися причин, хода и значения Гуситский войн, а также основных дат по данной теме.

Основные понятия урока:  гуситские войны, гуситы, Ян Жижка, табориты, умеренные, вагенбург, сейм.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:  1) Организационный момент (1 мин.)

                                  2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

                                  3) подготовка к изучению нового материала (7 мин.)

                                  4) изучение нового материала (16 мин.)

                                  5) домашнее задание (1 мин.)

                                  6) закрепление изученного материала (3 мин.)

Оборудование:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, § 25
  2.  Презентация на компьютере (выведена на экран через проектор) на тему: «Чехия в XIV-XV веках».
  3.  Карта «Гуситские войны» // История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, С. 200

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: 1) Расскажите о деятельности Карла I и укрепление Чешского королевства.

2) Расскажите о хозяйственном подъеме Чехии в XIV веке.

3) Расскажите о деятельности католической церкви в Чехии в XIV веке.

4) Как жили крупные феодалы-паны в Чехии?

5) Какие повинности выполняли крестьяне?

6) Чем они были недовольны?

7) Кто осуществлял самоуправление в городах?

  1.  Подготовка к изучения нового материала

Вводная беседа:

1) Кто такой Ян Гус?

2) Какие основные требования он высказывал в своих проповедях?

3) Расскажите о Констанцском соборе. Что там произошло?

Учебное задание: Запишите  тему урока  в тетради: «Гуситкое движение в Чехии».

  1.  Изучение нового материала.

Методы: текстовый, словесный

Ведущие приемы: рассуждение, объяснение, конспективное изложение

План содержания:

1. Вооруженная борьба гуситов.

  1.  Течения в гуситском движении.
  2.  Крестовые походы против гуситов.
  3.  Вооружение и способы борьбы гуситов.
  4.  Итоги и значение гуситского движения.
  5.  Вооруженная борьба гуситов.

Учебное задание: по ходу изложения выписать определение «гуситы».

Конспективное изложение: Казнь Яна Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

2. Течения в гуситском движении.

Учебное задание: прочитайте третий пункт параграфа 25 и составьте самостоятельно сравнительную таблицу.

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Состав течения

 

 

Требования

 

 

За что боролись?

 

 

 

А также ответьте на вопрос: почему одно из течений гуситского восстания называлось «Табориты»?

3. Крестовые походы против гуситов.

Учебное задание: выписать дату сражения на Витковой горе.

Конспективное изложение: Папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил немецкий император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предпринял против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

4.Вооружение и способы борьбы гуситов.

Учебное задание: выписать определение – «вагенбург», выписать кем был Ян Жижка и в чем был секрет побед гуситов.

 Конспективное изложение: В чем же был секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основная часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» цепами.

С большим успехом табориты стали применять впервые в бою полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки воинской конницы, табориты вооружали вагенбург - укрепленный лагерь. Это было замкнутое ограждение из крестьянских возов, которые скреплялись цепями и досками. Внутри кольца помещали раненных, запасных лошадей, продукты.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За пьянство, ссоры и азартные игры воины наказывались, как за тяжелые преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войн был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка.  В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщеали ему о движении вражеских войск. Он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. После смерти Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превращалось в постоянное. Теперь воины – бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

5. Итоги и значение гуситского движения.

Учебное задание: Прочитайте пункты 6 и 7 из параграфа и расскажите:

  1.  Как закончились гуситские войны?
  2.  Какое значение имели Гуситские войны?
  3.  Что такое сейм?

После рассказа, все учащиеся записывают в тетради итоги и значение Гуситских войн и определение «сейм».

5. Домашнее задание: прочитать параграф 26, уметь рассказать по плану:

- Вооруженная борьба гуситов.

- Течения в гуситском движении.

- Крестовые походы против гуситов.

- Вооружение и способы борьбы гуситов.

- Итоги и значение гуситского движения.

Знать определения: вагенбург, сейм, гуситы.

6. Закрепление изученного материала.

  1.  Фронтальная беседа: Какой город был столицей Священной Римской империи в середине XIV века?

Как назывался орган самоуправления в Чехии?

В каком году Ян Гус был сожжен на костре?

Кто такие гуситы?

Задание на экране: Установите соответствия события и даты.

Битва при Липанах                      1415 г.

Церковный собор в Констанце   1420 г.

Битва на Витковой горе              1419 г.

Сожжение Яна Гуса                     1434 г.

Начало Гуситских войн               1414 г.

Литература, использованная при разработке конспекта:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981
  2.  Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968
  3.  Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV века, М., 1990

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7485. Древнегреческая мифология и религия 20.89 KB
  Древнегреческая мифология и религия - религия и мифология древних греков (эллинов).  По мнению авторитетного исследователя античной мифологии А.Ф. Лосева, сущность греческой мифологии определяется особенностями первобытнообщинного строя греков,...
7486. Христианская мифология 79.5 KB
  Христианская мифология, комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между христианской доктриной и...
7487. Психология. Понятие о психологии 235.5 KB
  Психология. Тема 1.1. Понятие о психологии. Научное определение психологии, и ее аспекты, этапы становления. Общая психология в современном представлении. Отрасли психологии. 1 Психология - это наука о психике человека и...
7488. Педагогическая психология. Предмет, задачи, методы педагогической психологии 60 KB
  Педагогическая психология. Тема 2.1. Предмет, задачи, методы педагогической психологии. Современная педагогическая психология и предмет ее изучения. Проблемы и задачи современной педагогической психологии. Методы педагогической пси...
7489. Педагогика. Предмет и основные категории педагогики 88.5 KB
  Педагогика. Тема 3.1. Предмет педагогики. Предмет и основные категории педагогики. История и классовый характер воспитания. Связь педагогики с другими науками. 1. Предмет и основные категории педагогики. К числу основных понятий пе...
7490. Приёмы игры на гитаре 26.44 KB
  План школьного открытого урока Приёмы игры на гитаре Добрый день, уважаемые преподаватели. Тема моего открытого урока: Приёмы игры на гитаре Сегодня открытый урок я проведу с учеником 4-го класса Иваном Мотузом...
7491. Возникновение и развитие философии марксизма 34 KB
  Возникновение и развитие философии марксизма Основателем этой философии были Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). К. Маркс учился на юридическом факультете, его выпускная диссертация была на тему Различия натуралистического...
7492. Древнейшие формы мировоззрения 49 KB
  Древнейшие формы мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрению предшествуют мироощущение,миропредставление, миропонимание. Мировоззрение определяет как человек понимает мир,как относится к нему...
7493. Немецкая классическая философия, взгляды философов классиков 54 KB
  Немецкая классическая философия Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге (Калининград) - центр Восточной Пруссии. В 1745 г. Кант закончил Университет. После...