54957

Гуситское движение в Чехии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.

Русский

2014-03-20

62.5 KB

47 чел.

Конспект урока на тему

«Гуситское движение в Чехии».

Класс: 6 «Б».

Цель урока:

  1.  Продолжить формирование умений и навыков таких как: участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, составлять сравнительные таблицы, конспектировать слова учителя.
  2.  Обеспечить усвоение учащимися причин, хода и значения Гуситский войн, а также основных дат по данной теме.

Основные понятия урока:  гуситские войны, гуситы, Ян Жижка, табориты, умеренные, вагенбург, сейм.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:  1) Организационный момент (1 мин.)

                                  2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

                                  3) подготовка к изучению нового материала (7 мин.)

                                  4) изучение нового материала (16 мин.)

                                  5) домашнее задание (1 мин.)

                                  6) закрепление изученного материала (3 мин.)

Оборудование:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, § 25
  2.  Презентация на компьютере (выведена на экран через проектор) на тему: «Чехия в XIV-XV веках».
  3.  Карта «Гуситские войны» // История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, С. 200

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: 1) Расскажите о деятельности Карла I и укрепление Чешского королевства.

2) Расскажите о хозяйственном подъеме Чехии в XIV веке.

3) Расскажите о деятельности католической церкви в Чехии в XIV веке.

4) Как жили крупные феодалы-паны в Чехии?

5) Какие повинности выполняли крестьяне?

6) Чем они были недовольны?

7) Кто осуществлял самоуправление в городах?

  1.  Подготовка к изучения нового материала

Вводная беседа:

1) Кто такой Ян Гус?

2) Какие основные требования он высказывал в своих проповедях?

3) Расскажите о Констанцском соборе. Что там произошло?

Учебное задание: Запишите  тему урока  в тетради: «Гуситкое движение в Чехии».

  1.  Изучение нового материала.

Методы: текстовый, словесный

Ведущие приемы: рассуждение, объяснение, конспективное изложение

План содержания:

1. Вооруженная борьба гуситов.

  1.  Течения в гуситском движении.
  2.  Крестовые походы против гуситов.
  3.  Вооружение и способы борьбы гуситов.
  4.  Итоги и значение гуситского движения.
  5.  Вооруженная борьба гуситов.

Учебное задание: по ходу изложения выписать определение «гуситы».

Конспективное изложение: Казнь Яна Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

2. Течения в гуситском движении.

Учебное задание: прочитайте третий пункт параграфа 25 и составьте самостоятельно сравнительную таблицу.

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Состав течения

 

 

Требования

 

 

За что боролись?

 

 

 

А также ответьте на вопрос: почему одно из течений гуситского восстания называлось «Табориты»?

3. Крестовые походы против гуситов.

Учебное задание: выписать дату сражения на Витковой горе.

Конспективное изложение: Папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил немецкий император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предпринял против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

4.Вооружение и способы борьбы гуситов.

Учебное задание: выписать определение – «вагенбург», выписать кем был Ян Жижка и в чем был секрет побед гуситов.

 Конспективное изложение: В чем же был секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основная часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» цепами.

С большим успехом табориты стали применять впервые в бою полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки воинской конницы, табориты вооружали вагенбург - укрепленный лагерь. Это было замкнутое ограждение из крестьянских возов, которые скреплялись цепями и досками. Внутри кольца помещали раненных, запасных лошадей, продукты.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За пьянство, ссоры и азартные игры воины наказывались, как за тяжелые преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войн был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка.  В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщеали ему о движении вражеских войск. Он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. После смерти Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превращалось в постоянное. Теперь воины – бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

5. Итоги и значение гуситского движения.

Учебное задание: Прочитайте пункты 6 и 7 из параграфа и расскажите:

  1.  Как закончились гуситские войны?
  2.  Какое значение имели Гуситские войны?
  3.  Что такое сейм?

После рассказа, все учащиеся записывают в тетради итоги и значение Гуситских войн и определение «сейм».

5. Домашнее задание: прочитать параграф 26, уметь рассказать по плану:

- Вооруженная борьба гуситов.

- Течения в гуситском движении.

- Крестовые походы против гуситов.

- Вооружение и способы борьбы гуситов.

- Итоги и значение гуситского движения.

Знать определения: вагенбург, сейм, гуситы.

6. Закрепление изученного материала.

  1.  Фронтальная беседа: Какой город был столицей Священной Римской империи в середине XIV века?

Как назывался орган самоуправления в Чехии?

В каком году Ян Гус был сожжен на костре?

Кто такие гуситы?

Задание на экране: Установите соответствия события и даты.

Битва при Липанах                      1415 г.

Церковный собор в Констанце   1420 г.

Битва на Витковой горе              1419 г.

Сожжение Яна Гуса                     1434 г.

Начало Гуситских войн               1414 г.

Литература, использованная при разработке конспекта:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981
  2.  Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968
  3.  Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV века, М., 1990

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75229. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в 20 веке 19.93 KB
  Родственными языками считаются языки восходящие к общему предку. Инновации то что различает языки новое что возникло. В пределах индоевропеистики разработана ностратическая гипотеза: вероятно родственными были две семьи: семитские языки и индоевропейские. Представители ареальной лингвистики описывали языки на территории Европы в первую очередь создавали атласы этих языков интересовались вопросами древнего состояния.
75230. Разделы языкознания 51.5 KB
  Языкознание языковедение лингвистика наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Психолингвистика наука изучающая процессы речеобразования а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Диалектология раздел языкознания изучающий местные территориальные разновидности языка диалекты. Подразделяется на описательную изучающую современные исследователю местные разновидности языка и историческую изучающую развитие диалектов в истории данного...
75231. Выделение языковых типов 44 KB
  Выделение языковых типов это область изучения языков с позиции общей типологии. В частных типологиях изучают языки с точки зрения фонологического звукового состава слогоделения тонового построения синтаксиса типы предложений все возможные свойства языков. Цель лингвистической типологии состоит в системном изучении межъязыкового варьирования. Вместе с тем варьирование предполагает сходство следовательно изучение индивидуальных черт языков языковых уникалий не может осуществляться без изучения языковых универсалий то есть...
75232. Морфологическая классификация языков 40 KB
  Они разделили языки на типы по их строению т. Языки отличаются т. В этом случае выделяют общий изоморфизм все языки мира обладают общими свойствами: звуки гласные согласные. blut чередование звуков В этом типе языков выделяется понятие подтипа языки синтетические и аналитические английский.
75234. Типологические исследования языков в XX веке 43 KB
  Речь идет о характерных сввах тех или иных языков и о фонетическом строе и о синтаксическом это определяется целями исследования. Отличается тем что это единственная лингвистика из области теоретического языкознания направленная на изучение иностранных языков. происходит сравнение языков по уровням фонетич. сопоставляются этапы развития ряда языков очень часто родственных языков.