54957

Гуситское движение в Чехии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вооруженная борьба гуситов. Крестовые походы против гуситов. Вооружение и способы борьбы гуситов. Вооруженная борьба гуситов.

Русский

2014-03-20

62.5 KB

48 чел.

Конспект урока на тему

«Гуситское движение в Чехии».

Класс: 6 «Б».

Цель урока:

  1.  Продолжить формирование умений и навыков таких как: участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, составлять сравнительные таблицы, конспектировать слова учителя.
  2.  Обеспечить усвоение учащимися причин, хода и значения Гуситский войн, а также основных дат по данной теме.

Основные понятия урока:  гуситские войны, гуситы, Ян Жижка, табориты, умеренные, вагенбург, сейм.

Тип урока: комбинированный

Структура урока:  1) Организационный момент (1 мин.)

                                  2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

                                  3) подготовка к изучению нового материала (7 мин.)

                                  4) изучение нового материала (16 мин.)

                                  5) домашнее задание (1 мин.)

                                  6) закрепление изученного материала (3 мин.)

Оборудование:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, § 25
  2.  Презентация на компьютере (выведена на экран через проектор) на тему: «Чехия в XIV-XV веках».
  3.  Карта «Гуситские войны» // История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981, С. 200

Ход урока

  1.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: 1) Расскажите о деятельности Карла I и укрепление Чешского королевства.

2) Расскажите о хозяйственном подъеме Чехии в XIV веке.

3) Расскажите о деятельности католической церкви в Чехии в XIV веке.

4) Как жили крупные феодалы-паны в Чехии?

5) Какие повинности выполняли крестьяне?

6) Чем они были недовольны?

7) Кто осуществлял самоуправление в городах?

  1.  Подготовка к изучения нового материала

Вводная беседа:

1) Кто такой Ян Гус?

2) Какие основные требования он высказывал в своих проповедях?

3) Расскажите о Констанцском соборе. Что там произошло?

Учебное задание: Запишите  тему урока  в тетради: «Гуситкое движение в Чехии».

  1.  Изучение нового материала.

Методы: текстовый, словесный

Ведущие приемы: рассуждение, объяснение, конспективное изложение

План содержания:

1. Вооруженная борьба гуситов.

  1.  Течения в гуситском движении.
  2.  Крестовые походы против гуситов.
  3.  Вооружение и способы борьбы гуситов.
  4.  Итоги и значение гуситского движения.
  5.  Вооруженная борьба гуситов.

Учебное задание: по ходу изложения выписать определение «гуситы».

Конспективное изложение: Казнь Яна Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там сторонников Яна Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

2. Течения в гуситском движении.

Учебное задание: прочитайте третий пункт параграфа 25 и составьте самостоятельно сравнительную таблицу.

Что сравнивать

Табориты

Умеренные

Состав течения

 

 

Требования

 

 

За что боролись?

 

 

 

А также ответьте на вопрос: почему одно из течений гуситского восстания называлось «Табориты»?

3. Крестовые походы против гуситов.

Учебное задание: выписать дату сражения на Витковой горе.

Конспективное изложение: Папа объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоящее в основном из немецких феодалов, возглавил немецкий император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот – Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предпринял против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

4.Вооружение и способы борьбы гуситов.

Учебное задание: выписать определение – «вагенбург», выписать кем был Ян Жижка и в чем был секрет побед гуситов.

 Конспективное изложение: В чем же был секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основная часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» цепами.

С большим успехом табориты стали применять впервые в бою полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки воинской конницы, табориты вооружали вагенбург - укрепленный лагерь. Это было замкнутое ограждение из крестьянских возов, которые скреплялись цепями и досками. Внутри кольца помещали раненных, запасных лошадей, продукты.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За пьянство, ссоры и азартные игры воины наказывались, как за тяжелые преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войн был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка.  В одном из сражений он был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщеали ему о движении вражеских войск. Он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. После смерти Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превращалось в постоянное. Теперь воины – бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

5. Итоги и значение гуситского движения.

Учебное задание: Прочитайте пункты 6 и 7 из параграфа и расскажите:

  1.  Как закончились гуситские войны?
  2.  Какое значение имели Гуситские войны?
  3.  Что такое сейм?

После рассказа, все учащиеся записывают в тетради итоги и значение Гуситских войн и определение «сейм».

5. Домашнее задание: прочитать параграф 26, уметь рассказать по плану:

- Вооруженная борьба гуситов.

- Течения в гуситском движении.

- Крестовые походы против гуситов.

- Вооружение и способы борьбы гуситов.

- Итоги и значение гуситского движения.

Знать определения: вагенбург, сейм, гуситы.

6. Закрепление изученного материала.

  1.  Фронтальная беседа: Какой город был столицей Священной Римской империи в середине XIV века?

Как назывался орган самоуправления в Чехии?

В каком году Ян Гус был сожжен на костре?

Кто такие гуситы?

Задание на экране: Установите соответствия события и даты.

Битва при Липанах                      1415 г.

Церковный собор в Констанце   1420 г.

Битва на Витковой горе              1419 г.

Сожжение Яна Гуса                     1434 г.

Начало Гуситских войн               1414 г.

Литература, использованная при разработке конспекта:

  1.  История средних веков: учебник для 6 класса / Агибалова Е. В., Донской Г.М. М., 1981
  2.  Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века. М., 1968
  3.  Лаптева Л.П. Гуситское движение в Чехии ХV века, М., 1990

                                  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33224. Электромагнитные измерительные приборы 13.15 KB
  Магнитоэлектрический прибор измерительный прибор непосредственной оценки для измерения силы электрического тока напряжения или количества электричества в цепях постоянного тока Электри́ческая мо́щность физическая величина характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии. Ток изменяющийся во времени по значению и направлению называется переменным. В практике применяют периодически изменяющийся по синусоидальному закону переменный ток.
33225. Внешние магнитные поля 13.91 KB
  Изменение направления тока в обмотке прибора приводит к перемагничиванию сердечника или сердечников и сила взаимодействия не меняет своего направления. К недостаткам прибора нужно отнести малую точность неравномерность шкалы зависимость показаний прибора от внешних магнитных полей и от частоты.
33226. Химические источники э. д. с. (аккумуляторы, элементы) 13.53 KB
  Если внести проводник с током в магнитном поле то в результате сложения магнитных полей магнита и проводника произойдет усиление результирующего магнитного поля с одной стороны проводника на чертеже сверху и ослабление магнитного поля с другой стороны проводника Правило левой рукидля определения направления силы действующей на проводник с током в магнитном поле. поле проводник с током: если расположить левую ладонь так чтобы вытянутые пальцы совпадали с направлением тока а силовые линии магн. поля входили в ладонь то отставленный...
33227. Электродинамический прибор, измерительный прибор 12.88 KB
  Состоит из измерительного преобразователя преобразующего измеряемую величину в переменный или постоянный ток и измерительного механизма электродинамической системы Мощность в цепи трехфазного тока может быть измерена с помощью одного двух и трех ваттметров.
33228. Измерительный трансформатор 13.46 KB
  Трансформаторы тока служат для преобразования тока большой величины в ток малой величины. Простейшим аппаратом ручного управления в электрических сетях постоянного и переменного тока являются рубильники. Они применяются в сетях до 500 в для замыкания и размыкания цепей при токах от 100 до 5000 а.
33229. Измерительный трансформатор напряжения 13.31 KB
  ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ В сетях переменного тока для отделения измерительных приборов в целях безопасности от проводов высокого напряжения а также для расширения пределов измерения приборов применяются измерительные трансформаторы напряжения и тока. Измерительные трансформаторы напряжения по своему устройству принципиально не отличаются от устройства силовых трансформаторов служащих для питания ламп накаливания электродвигателей и т.