54960

ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...

Русский

2014-03-20

69 KB

44 чел.

ишератина Надежда Владимировна, г. Сыктывкар, МОУ СОШ № 4

План-конспект урока на тему: «ВЫРЕЗАНИЕ  ИЗ БУМАГИ» (урок творчества в 5 неделимом классе)

Раздел:  Работа с бумагой

Цели:

Обучающая:   

  •  Способствовать формированию представления о таком виде  декоративно- прикладного искусства – как вырезание из бумаги.
  •  Ознакомить учащихся с техникой вырезания.

Развивающая:

  •  Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
  •  Развивать интерес к предмету;
  •  Развивать у учащихся  навыки и умения  работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  •  Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

Воспитывающая: 

  •  Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

  •  Образцы объектов труда
  •  Инструкционные карты
  •  Оборудование и инструменты: белая бумага для вырезания силуэтов, черный фон для прикрепления вырезанных силуэтов.
  •  Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения:

  •  Рассказ
  •  Демонстрация готовых работ
  •  Беседа с объяснением нового материала
  •  Показ трудовых приемов
  •  Самостоятельная работа

Форма организации урока:

Работа в малых группах, защита и презентация своих работ.

Словарная работа: 

Аппликация, силуэт, вырезанка, вытынанка, выцинанка, выклеянка, цзяньчжи, выстрыганка

Тип урока: 

Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока:

I.Организационная часть

  •  Приветствие
  •  Проверка явки учащихся
  •  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Вводная часть (актуализация): 

      - Я не буду вам сразу называть тему сегодняшнего урока, надеюсь, что вы сами сможете сформулировать ее через некоторое время.

        В 2010 году одному великому сказочнику исполнилось 205 лет. Кто может назвать его фамилию? Если дети не могут сразу назвать фамилию, то даются подсказки:

  •  Кто написал про маленькую девочку, размером с дюйм;
  •  принцесса, которая не выспалась;
  •   утенок, который превратился в лебедя и т.д.

Правильно, это ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. О том, что Андерсен писал сказки, знают все, но о том, что он увлекался вырезанием силуэтов и его работы до сих пор хранятся в одном из музеев Дании, знают не все.

По воспоминаниям современников, Андерсен обладал необыкновенным талантом к вырезанию. С невероятной быстротой вырезал он самые причудливые фигурки . Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. (Слайды 1-8)

- Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока? –  (ответы детей)

- Правильно, «вырезание из бумаги» (слайд 9)

Но давайте нашему уроку придумаем красивое название! Я, например, дала другое название своему уроку, и назвала его «Бумажная сказка». Вы, работая в группе, тоже думаете, над красивым названием и когда будете представлять свою работу, скажете, как же можно назвать наш урок по-другому (слайд 10).

 

III. Изучение нового материала:

(Показ презентации с одновременным рассказом.)

Многие из вас на Новый год вырезали снежинки и украшали ими окна. Но не каждый из вас знает, что вырезание из бумаги является одним из видов ДПИ и имеет свои традиции и историю. Возникло оно много сотен лет назад, когда  в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретами изготовления бумаги это искусство распространилось по всему миру.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии. Украины, Литвы и других стран. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности.

В исторических китайских книгах средних веков говорится о том, что на улицах столицы - Пекина - сидели мастера, которые искусно и красиво вырезали «чуан-хуа» (оконные цветы). Цветы здесь очень почитаемы . Вырезание их связано непосредственно с праздником Нового года. Пионы означают пожелания счастливой жизни. Уличные мастера вырезали эпизоды любимой китайской борьбы у-шу, различных птиц, мифологические персонажи - фениксов, летающих фей, драконов. Дракон - это символ Китая, символ счастья и мира.

В канун Нового года китайцы друг другу посылали поздравления. Чаще всего это были вырезанные из бумаги рыбки - пожелание хорошей учебы, или пара уточек - пожелание молодоженам семейного счастья. Дети наклеивали на воздушных змеев, сделанных из тончайшего шелка невиданных «гадов», вырезанных из бумаги. Художники-текстильщики вырезали бумажный орнамент для набивки цветных тканей

В Белоруссии и Польше оригинальные узорные вырезки из белой или цветной бумаги называют выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок является выклеянки, декоративные композиции, наклеенные друг на друга. В Словакии – выстрыганка, карпиниай в Литве.

Поскольку бумага была дорогая, то  сначала бумажные узоры нашли распространение в быту знати. Но став с середины XIX века доступной и относительно дешевой, бумага вошла в народную среду и быт.

Традиция украшать избы выцинанкам сложилась давно. Крестьянки украшали избы не только перед Новым годом, но и перед другими праздниками. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Выцинанки были разных форм: круглые, квадратные, прямоугольные. Вырезали их большими пружинными ножницами, которыми стригут овец. Опытные мастера считали такие ножницы более удобными, чем маленькие. Для изготовления выцинанок лист складывали в 2, 4, 6, 8 раз и делали по сгибу разрезы по определенному рисунку. Искусство вырезания достаточно сложно и многообразно.

Но к началу 20 века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из быта, сохранилась только в некоторых районах.  В настоящее время искусство вырезания и наклеивания узоров из бумаги возродилось и стало очень популярным. Этому учат в художественных центрах и школах, устраивают выставки.

Вырезать ажурные узоры из бумаги специально никто не учился, делали это главным образом женщины. Однако вырезанием из бумаги охотно занимались и мужчины, и дети. Когда в деревне были посиделки, девушки наблюдали, как вырезают наиболее искусные мастерицы, старались им подражать, а затем и сами соревновались в мастерстве. Девушку, которая умела искусно вырезать из бумаги, ценили и уважали люди на меньше, чем кружевницу или вышивальщицу. Бумажный «скарб» тоже входил в приданое девушки-невесты

В Россию вырезание силуэтов пришло из Франции в 18 веке. Вырезанием занимались многие известные люди того времени. Любой увлекающийся мог  купить журнал с трафаретами вырезок в магазинах. Если не нежен был весь журнал, можно было купить отдельный оттиск.

Одним из видов аппликации является силуэтное вырезание. (слайды 11-22)

  1.  Практическая работа.
    •  Инструктаж по технике безопасности

Правила  работы с ножницами:

  1.  Храните ножницы в определённом месте.
    1.  Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
      1.  Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
    •  Самостоятельная работа учащихся

            Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

  •  Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы), индивидуальная работа с учащимися.

– проверка организации рабочих мест учащихся;

– проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении   задания;

– инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно – технологической картой;

 – оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

  1.  Уборка рабочих мест.
  2.  Подведение итогов урока.
  •  Выставка и представление работ учащихся 
  •  Заключительное слово учителя.

           Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

           Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

 Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

   Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.

Вырезание из бумаги очень увлекательное занятие,  развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием памяти и интеллекта. Не повредит это занятие и взрослым, особенно тем, чья работа связана с нервными перегрузками.

И в будущем, став взрослыми, когда у вас будут свои дети, когда вы будете папами и мамами, нашими долгими зимними вечерами возможно  будете рассказывать своему ребенку сказки, оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов

Использованная литература:

  1.  Соколова-Кубай  Н. Н.  Узоры из бумаги. – М.: «Культура и традиция», 2006, - 79с.
  2.  Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. – С.-П.: «Паритет»,2007, - 128с.
  3.  http://www.nachalka.com/andersen_film_1
  4.  http://sahnoshka.narod.ru/vur.html
  5.  http://xage.ru/comments.php?id=11479
  6.  http://wayback.kb.dk:8080/wayback-1.4.2/wayback/20100107153228/http://www2.kb.dk/elib/mss/hcaklip//index-en.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66311. «Опаленні долею» вечір-реквієм до річниці виводу військ із Афганістану 37 KB
  Добрый день уважаемые гости Ведущий 2: Здравствуйте все кто пришел на эту встречу Ведущий 1: Мы благодарны всем кто не забыл что в сегодняшний день в далеком 1989 году Ограниченный Контингент Советских войск был выведен из Республики Афганистан где долгие 9 лет шли боевые действия.
66312. Функционально-семантический анализ частицы «как бы» в поэзии Ф.И. Тютчева 475 KB
  Поиск употреблений «как бы» в поэзии Тютчева и составление контекстного тезауруса. Выявление семантических свойств «как бы» в отдельных тютчевских текстах. Обнаружение общих закономерностей (моделей) в функционировании «как бы». Сопоставление «как бы» с синонимичными единицами с целью установления общего и различного в их функционировании...
66313. Цікаве акушерство 95 KB
  Навіть банальна застуда з її можливими ускладненнями у дівчинки може призвести до виникнення проблем під час майбутньої вагітності. Виникає так звана прееклампсія що інколи призводить до переривання вагітності Як цього уникнути Дуже просто. Особливу увагу слід звернути на запобігання небажаній вагітності.
66314. Let’s become closely acquainted with Foggy Albion 74.5 KB
  Hello everybody! Glad to see you! Ladies and gentlemen! Welcome to Albion, where according to Bernard Shaw the mist is considered to be good weather, the rain is considered to be the fog, and the shower is said to be the rain. The Sun there looks like the Moon, and the Moon looks like cheese.
66315. Слова протилежні за значенням (антоніми) 1.25 MB
  Слова протилежні за значенням антоніми. Обладнання: картинки дня і ночі картки з тестами завдання для роботи в парах малюнок равлика та коня таблички зі словами девізу уроку. Багатозначними є слова: а сміливий золотий; б гребінець ключ лінійка; в шарф злий.
66316. Колективне виконання аплікації із тканини. Декоративна композиція із плодів та листя калини 41 KB
  Предмети декоративно ужиткового мистецтва; мультимедійна презентація Калина; калина на картинах художників; ілюстрації із зображенням калини; орнамент; тлумачний словник; алгоритм. Калина над плетеним тином Усе це моя Україна Повідомлення...
66317. ПРАЗДНИК УРОЖАЯ 123.5 KB
  О том что фрукты и в том числе яблоки полезны знает каждый. Ей не хотелось быть невежливой но яблоки были такие кислые Летели с юга осы попробовали яблочки разжужжались расплевались Яблонька горько заплакала. Очень ее яблоки кислые.
66318. Мій вибір – здорове життя 102 KB
  Проблема здоров’я людини – одна із найактуальніших проблем сьогодення. В Україні внаслідок несприятливих умов життя збільшується кількість захворювань серед підростаючого покоління, тому збереження здоров’я учнів виходить за межі медичної проблеми, стає соціальною.
66319. На балу у Осени 55 KB
  Ведущая Давайте ребята к нам на праздник приведем Осень Зима красавица суровая Ты подожди ты не спеши Деревья желтые багровые Так праздничны Так хороши И о тебе зиме сверкающей...