54960

ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...

Русский

2014-03-20

69 KB

35 чел.

ишератина Надежда Владимировна, г. Сыктывкар, МОУ СОШ № 4

План-конспект урока на тему: «ВЫРЕЗАНИЕ  ИЗ БУМАГИ» (урок творчества в 5 неделимом классе)

Раздел:  Работа с бумагой

Цели:

Обучающая:   

  •  Способствовать формированию представления о таком виде  декоративно- прикладного искусства – как вырезание из бумаги.
  •  Ознакомить учащихся с техникой вырезания.

Развивающая:

  •  Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
  •  Развивать интерес к предмету;
  •  Развивать у учащихся  навыки и умения  работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  •  Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

Воспитывающая: 

  •  Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

  •  Образцы объектов труда
  •  Инструкционные карты
  •  Оборудование и инструменты: белая бумага для вырезания силуэтов, черный фон для прикрепления вырезанных силуэтов.
  •  Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения:

  •  Рассказ
  •  Демонстрация готовых работ
  •  Беседа с объяснением нового материала
  •  Показ трудовых приемов
  •  Самостоятельная работа

Форма организации урока:

Работа в малых группах, защита и презентация своих работ.

Словарная работа: 

Аппликация, силуэт, вырезанка, вытынанка, выцинанка, выклеянка, цзяньчжи, выстрыганка

Тип урока: 

Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока:

I.Организационная часть

  •  Приветствие
  •  Проверка явки учащихся
  •  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Вводная часть (актуализация): 

      - Я не буду вам сразу называть тему сегодняшнего урока, надеюсь, что вы сами сможете сформулировать ее через некоторое время.

        В 2010 году одному великому сказочнику исполнилось 205 лет. Кто может назвать его фамилию? Если дети не могут сразу назвать фамилию, то даются подсказки:

  •  Кто написал про маленькую девочку, размером с дюйм;
  •  принцесса, которая не выспалась;
  •   утенок, который превратился в лебедя и т.д.

Правильно, это ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. О том, что Андерсен писал сказки, знают все, но о том, что он увлекался вырезанием силуэтов и его работы до сих пор хранятся в одном из музеев Дании, знают не все.

По воспоминаниям современников, Андерсен обладал необыкновенным талантом к вырезанию. С невероятной быстротой вырезал он самые причудливые фигурки . Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. (Слайды 1-8)

- Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока? –  (ответы детей)

- Правильно, «вырезание из бумаги» (слайд 9)

Но давайте нашему уроку придумаем красивое название! Я, например, дала другое название своему уроку, и назвала его «Бумажная сказка». Вы, работая в группе, тоже думаете, над красивым названием и когда будете представлять свою работу, скажете, как же можно назвать наш урок по-другому (слайд 10).

 

III. Изучение нового материала:

(Показ презентации с одновременным рассказом.)

Многие из вас на Новый год вырезали снежинки и украшали ими окна. Но не каждый из вас знает, что вырезание из бумаги является одним из видов ДПИ и имеет свои традиции и историю. Возникло оно много сотен лет назад, когда  в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретами изготовления бумаги это искусство распространилось по всему миру.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии. Украины, Литвы и других стран. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности.

В исторических китайских книгах средних веков говорится о том, что на улицах столицы - Пекина - сидели мастера, которые искусно и красиво вырезали «чуан-хуа» (оконные цветы). Цветы здесь очень почитаемы . Вырезание их связано непосредственно с праздником Нового года. Пионы означают пожелания счастливой жизни. Уличные мастера вырезали эпизоды любимой китайской борьбы у-шу, различных птиц, мифологические персонажи - фениксов, летающих фей, драконов. Дракон - это символ Китая, символ счастья и мира.

В канун Нового года китайцы друг другу посылали поздравления. Чаще всего это были вырезанные из бумаги рыбки - пожелание хорошей учебы, или пара уточек - пожелание молодоженам семейного счастья. Дети наклеивали на воздушных змеев, сделанных из тончайшего шелка невиданных «гадов», вырезанных из бумаги. Художники-текстильщики вырезали бумажный орнамент для набивки цветных тканей

В Белоруссии и Польше оригинальные узорные вырезки из белой или цветной бумаги называют выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок является выклеянки, декоративные композиции, наклеенные друг на друга. В Словакии – выстрыганка, карпиниай в Литве.

Поскольку бумага была дорогая, то  сначала бумажные узоры нашли распространение в быту знати. Но став с середины XIX века доступной и относительно дешевой, бумага вошла в народную среду и быт.

Традиция украшать избы выцинанкам сложилась давно. Крестьянки украшали избы не только перед Новым годом, но и перед другими праздниками. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Выцинанки были разных форм: круглые, квадратные, прямоугольные. Вырезали их большими пружинными ножницами, которыми стригут овец. Опытные мастера считали такие ножницы более удобными, чем маленькие. Для изготовления выцинанок лист складывали в 2, 4, 6, 8 раз и делали по сгибу разрезы по определенному рисунку. Искусство вырезания достаточно сложно и многообразно.

Но к началу 20 века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из быта, сохранилась только в некоторых районах.  В настоящее время искусство вырезания и наклеивания узоров из бумаги возродилось и стало очень популярным. Этому учат в художественных центрах и школах, устраивают выставки.

Вырезать ажурные узоры из бумаги специально никто не учился, делали это главным образом женщины. Однако вырезанием из бумаги охотно занимались и мужчины, и дети. Когда в деревне были посиделки, девушки наблюдали, как вырезают наиболее искусные мастерицы, старались им подражать, а затем и сами соревновались в мастерстве. Девушку, которая умела искусно вырезать из бумаги, ценили и уважали люди на меньше, чем кружевницу или вышивальщицу. Бумажный «скарб» тоже входил в приданое девушки-невесты

В Россию вырезание силуэтов пришло из Франции в 18 веке. Вырезанием занимались многие известные люди того времени. Любой увлекающийся мог  купить журнал с трафаретами вырезок в магазинах. Если не нежен был весь журнал, можно было купить отдельный оттиск.

Одним из видов аппликации является силуэтное вырезание. (слайды 11-22)

  1.  Практическая работа.
    •  Инструктаж по технике безопасности

Правила  работы с ножницами:

  1.  Храните ножницы в определённом месте.
    1.  Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
      1.  Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
    •  Самостоятельная работа учащихся

            Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

  •  Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы), индивидуальная работа с учащимися.

– проверка организации рабочих мест учащихся;

– проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении   задания;

– инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно – технологической картой;

 – оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

  1.  Уборка рабочих мест.
  2.  Подведение итогов урока.
  •  Выставка и представление работ учащихся 
  •  Заключительное слово учителя.

           Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

           Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

 Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

   Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.

Вырезание из бумаги очень увлекательное занятие,  развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием памяти и интеллекта. Не повредит это занятие и взрослым, особенно тем, чья работа связана с нервными перегрузками.

И в будущем, став взрослыми, когда у вас будут свои дети, когда вы будете папами и мамами, нашими долгими зимними вечерами возможно  будете рассказывать своему ребенку сказки, оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов

Использованная литература:

  1.  Соколова-Кубай  Н. Н.  Узоры из бумаги. – М.: «Культура и традиция», 2006, - 79с.
  2.  Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. – С.-П.: «Паритет»,2007, - 128с.
  3.  http://www.nachalka.com/andersen_film_1
  4.  http://sahnoshka.narod.ru/vur.html
  5.  http://xage.ru/comments.php?id=11479
  6.  http://wayback.kb.dk:8080/wayback-1.4.2/wayback/20100107153228/http://www2.kb.dk/elib/mss/hcaklip//index-en.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5750. Физиологические особенности лошади 134.5 KB
  На протяжении тысячелетий лошадь остаётся верным спутником и помощником человека. Трудно назвать другое животное, чьё значение для нас было бы столь велико. Уже более четырех десятилетий общая численность лошадей в мире остаётся стабильной...
5751. История фирмы Сименс 81.5 KB
  Биография основателя компании Сименс. 13 декабря 1816 г. в городе Ленте близ Ганновера родился Вернер Сименс - будущий инженер, изобретатель, ученый, промышленник, общественный деятель. Окончив с отличием гимназию в Любеке, затем артиллерийское инже...
5752. Цинкодефициты и значение цинка в жизни человека 71.5 KB
  О цинкодефицитах и не только. Все больше людей сейчас приходят к осознанию что прежде чем требовать от своего организма стабильно - эффективных результатов работы - необходимо обеспечить ему для этого максимально благоприятные условий...
5753. Монолитное перекрытие выполняемое по балочной схеме 74 KB
  На сегодняшний день из существующих технологий возведения зданий и сооружений наиболее перспективным является монолитное строительство. Это - возведение конструктивных элементов из бетоносодержащей смеси с использованием специальных...
5754. Конвейер ленточный крутонаклонлонный (угол наклона 600) 5.64 MB
  Высокопроизводительная работа современного предприятия невозможна без правильно организованных и надежно работающих средств промышленного транспорта. Например, на машиностроительном заводе получают и распределяют по цехам сотни тонн металла...
5757. Построение осесимметричного меридиального потенциального потока 246 KB
  Исходные данные к курсовой работе Большой радиус канала R= 0,35 м Малый радиус канала r=0,045 м Высота канала на входе b0=0,3 м Угол наклона конической части за малым радиусом ...
5758. Глобальные проблемы мировой цивилизации 123.5 KB
  Введение Глобальные проблемы нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо ...