54960

ВЫРЕЗАНИЕ ИЗ БУМАГИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Обучающая: Способствовать формированию представления о таком виде декоративно прикладного искусства как вырезание из бумаги. Слайды 18 Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока ответы детей Правильно вырезание из бумаги слайд 9 Но давайте нашему уроку придумаем красивое название...

Русский

2014-03-20

69 KB

33 чел.

ишератина Надежда Владимировна, г. Сыктывкар, МОУ СОШ № 4

План-конспект урока на тему: «ВЫРЕЗАНИЕ  ИЗ БУМАГИ» (урок творчества в 5 неделимом классе)

Раздел:  Работа с бумагой

Цели:

Обучающая:   

  •  Способствовать формированию представления о таком виде  декоративно- прикладного искусства – как вырезание из бумаги.
  •  Ознакомить учащихся с техникой вырезания.

Развивающая:

  •  Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
  •  Развивать интерес к предмету;
  •  Развивать у учащихся  навыки и умения  работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  •  Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

Воспитывающая: 

  •  Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение урока:

  •  Образцы объектов труда
  •  Инструкционные карты
  •  Оборудование и инструменты: белая бумага для вырезания силуэтов, черный фон для прикрепления вырезанных силуэтов.
  •  Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения:

  •  Рассказ
  •  Демонстрация готовых работ
  •  Беседа с объяснением нового материала
  •  Показ трудовых приемов
  •  Самостоятельная работа

Форма организации урока:

Работа в малых группах, защита и презентация своих работ.

Словарная работа: 

Аппликация, силуэт, вырезанка, вытынанка, выцинанка, выклеянка, цзяньчжи, выстрыганка

Тип урока: 

Изучение нового материала, урок - творчества.

Ход урока:

I.Организационная часть

  •  Приветствие
  •  Проверка явки учащихся
  •  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Вводная часть (актуализация): 

      - Я не буду вам сразу называть тему сегодняшнего урока, надеюсь, что вы сами сможете сформулировать ее через некоторое время.

        В 2010 году одному великому сказочнику исполнилось 205 лет. Кто может назвать его фамилию? Если дети не могут сразу назвать фамилию, то даются подсказки:

  •  Кто написал про маленькую девочку, размером с дюйм;
  •  принцесса, которая не выспалась;
  •   утенок, который превратился в лебедя и т.д.

Правильно, это ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН. О том, что Андерсен писал сказки, знают все, но о том, что он увлекался вырезанием силуэтов и его работы до сих пор хранятся в одном из музеев Дании, знают не все.

По воспоминаниям современников, Андерсен обладал необыкновенным талантом к вырезанию. С невероятной быстротой вырезал он самые причудливые фигурки . Рассказывая сказки детям, писатель часто оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов. (Слайды 1-8)

- Сейчас вы можете назвать мне тему нашего урока? –  (ответы детей)

- Правильно, «вырезание из бумаги» (слайд 9)

Но давайте нашему уроку придумаем красивое название! Я, например, дала другое название своему уроку, и назвала его «Бумажная сказка». Вы, работая в группе, тоже думаете, над красивым названием и когда будете представлять свою работу, скажете, как же можно назвать наш урок по-другому (слайд 10).

 

III. Изучение нового материала:

(Показ презентации с одновременным рассказом.)

Многие из вас на Новый год вырезали снежинки и украшали ими окна. Но не каждый из вас знает, что вырезание из бумаги является одним из видов ДПИ и имеет свои традиции и историю. Возникло оно много сотен лет назад, когда  в Китае была изобретена бумага. Вместе с секретами изготовления бумаги это искусство распространилось по всему миру.

Хорошо известны вырезки из бумаги народов Японии, Вьетнама, Мексики, Дании, Финляндии. Украины, Литвы и других стран. В каждой стране оно имеет свои художественные особенности.

В исторических китайских книгах средних веков говорится о том, что на улицах столицы - Пекина - сидели мастера, которые искусно и красиво вырезали «чуан-хуа» (оконные цветы). Цветы здесь очень почитаемы . Вырезание их связано непосредственно с праздником Нового года. Пионы означают пожелания счастливой жизни. Уличные мастера вырезали эпизоды любимой китайской борьбы у-шу, различных птиц, мифологические персонажи - фениксов, летающих фей, драконов. Дракон - это символ Китая, символ счастья и мира.

В канун Нового года китайцы друг другу посылали поздравления. Чаще всего это были вырезанные из бумаги рыбки - пожелание хорошей учебы, или пара уточек - пожелание молодоженам семейного счастья. Дети наклеивали на воздушных змеев, сделанных из тончайшего шелка невиданных «гадов», вырезанных из бумаги. Художники-текстильщики вырезали бумажный орнамент для набивки цветных тканей

В Белоруссии и Польше оригинальные узорные вырезки из белой или цветной бумаги называют выцинанки. В Польше разновидностью выцинанок является выклеянки, декоративные композиции, наклеенные друг на друга. В Словакии – выстрыганка, карпиниай в Литве.

Поскольку бумага была дорогая, то  сначала бумажные узоры нашли распространение в быту знати. Но став с середины XIX века доступной и относительно дешевой, бумага вошла в народную среду и быт.

Традиция украшать избы выцинанкам сложилась давно. Крестьянки украшали избы не только перед Новым годом, но и перед другими праздниками. Старые выцинанки снимались и заменялись новыми. Выцинанки были разных форм: круглые, квадратные, прямоугольные. Вырезали их большими пружинными ножницами, которыми стригут овец. Опытные мастера считали такие ножницы более удобными, чем маленькие. Для изготовления выцинанок лист складывали в 2, 4, 6, 8 раз и делали по сгибу разрезы по определенному рисунку. Искусство вырезания достаточно сложно и многообразно.

Но к началу 20 века под влиянием городской моды выцинанка исчезла из быта, сохранилась только в некоторых районах.  В настоящее время искусство вырезания и наклеивания узоров из бумаги возродилось и стало очень популярным. Этому учат в художественных центрах и школах, устраивают выставки.

Вырезать ажурные узоры из бумаги специально никто не учился, делали это главным образом женщины. Однако вырезанием из бумаги охотно занимались и мужчины, и дети. Когда в деревне были посиделки, девушки наблюдали, как вырезают наиболее искусные мастерицы, старались им подражать, а затем и сами соревновались в мастерстве. Девушку, которая умела искусно вырезать из бумаги, ценили и уважали люди на меньше, чем кружевницу или вышивальщицу. Бумажный «скарб» тоже входил в приданое девушки-невесты

В Россию вырезание силуэтов пришло из Франции в 18 веке. Вырезанием занимались многие известные люди того времени. Любой увлекающийся мог  купить журнал с трафаретами вырезок в магазинах. Если не нежен был весь журнал, можно было купить отдельный оттиск.

Одним из видов аппликации является силуэтное вырезание. (слайды 11-22)

  1.  Практическая работа.
    •  Инструктаж по технике безопасности

Правила  работы с ножницами:

  1.  Храните ножницы в определённом месте.
    1.  Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
      1.  Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
    •  Самостоятельная работа учащихся

            Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

  •  Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы), индивидуальная работа с учащимися.

– проверка организации рабочих мест учащихся;

– проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении   задания;

– инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно – технологической картой;

 – оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

  1.  Уборка рабочих мест.
  2.  Подведение итогов урока.
  •  Выставка и представление работ учащихся 
  •  Заключительное слово учителя.

           Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

           Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

 Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

   Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или др. предметах, но и в жизни за пределами школы.

Вырезание из бумаги очень увлекательное занятие,  развивает мелкую моторику рук, которая напрямую связана с развитием памяти и интеллекта. Не повредит это занятие и взрослым, особенно тем, чья работа связана с нервными перегрузками.

И в будущем, став взрослыми, когда у вас будут свои дети, когда вы будете папами и мамами, нашими долгими зимними вечерами возможно  будете рассказывать своему ребенку сказки, оживлял их с помощью своих вырезок-силуэтов

Использованная литература:

  1.  Соколова-Кубай  Н. Н.  Узоры из бумаги. – М.: «Культура и традиция», 2006, - 79с.
  2.  Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. – С.-П.: «Паритет»,2007, - 128с.
  3.  http://www.nachalka.com/andersen_film_1
  4.  http://sahnoshka.narod.ru/vur.html
  5.  http://xage.ru/comments.php?id=11479
  6.  http://wayback.kb.dk:8080/wayback-1.4.2/wayback/20100107153228/http://www2.kb.dk/elib/mss/hcaklip//index-en.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59509. Сценарій: Екологічний “КВК” у дошкільному закладі 35.5 KB
  Хід заняття: Діти заходять в зал оформлений у вигляді лісу Вихователь: Доброго дня тобі Лісовичко а ми до тебе в гості прийшли. Лісовичок: В гості А хто вас кликав Я ще від минулих гостей не оговтався: насмітили все понищили звіряток моїх образили ні Закрита сюди дорога...
59510. Теренкур – ігрова програма 52.5 KB
  Карта маршрутів теренкуру вивішується на загальний огляд. Готуються до прийому дітей пункти теренкуру Кросвордист Астролябія Скаут Міфліказ Апачі Арічамі Посмішка Ноти Вигадувалки. Ведучий: Ласкаво просимо до нас на Теренкур...
59511. Виховний захід: Як Батьківщина й сонечко над нами, отак і мама на землі одна 68.5 KB
  Адже тільки мати була є і залишається для нас живим символом рідного дому рідної землі. Стоїть на землі мати вища й найсвятіша від усіх богинь. Стоїть мати і молиться за народ за своїх синів і дочок за нас з вами і перші слова її молитви...
59512. Шкідливі звички – шлях у безодню 66.5 KB
  Обладнання та оформлення: технічні засоби навчання учнівські реферати брошури книги плакати записи на дошці; Бережи одяг доки новий а здоровя доки молодий. Не піддавайся шкідливій звичці...
59513. Його величність хліб (сценарій позакласного заходу) 98.5 KB
  Його величність хліб. Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба.
59514. Люблю тебе, всім серцем і душею, моя ти рідна Україно 60 KB
  Повези мене батьку на Україну Хай весною почую спів солов’я Повези мене батьку за свою Батьківщину Де зелені Карпати домівка твоя. Повези повези де зелені Карати Домівка твоя. Повези мене батьку на Україну Щоби літом побачить пшеничні поля Повези мене батьку на свою батьківщину...
59515. Геній Івана Франка 70.5 KB
  Ведучий. Мабуть, твори Івана Франка народилися з пилинки вогню. Незбагненна клітинка божественного пломеню, «правдива іскра Прометея», залетіла з батьківського ковадла ще в дитяче серце поета, вибухнула вулканом любові до праці, до правди, до свободи...
59516. Як ми знаємо творчість Т.Г.Шевченка 70.5 KB
  Добрий день юні шанувальники творчості Кобзаря дорогі глядачі вболівальники судді Сьогодні ми присутні з вами на конкурсі знавців творчості Тараса Григоровича Шевченка. Кожна команда повинна за 10 хвилин розповісти про Тараса Шевченка...
59517. Свято Андрія 43 KB
  Добрий вечір хазяєчко А чи можна до вас на вечорниці Господиня: Заходьте заходьте дівчата. 2 Дівчина. Чули щось грюкнуло за дверима 3 Дівчина. Всі: Дівчаточка відпустіть мене Що хочете зроблю будьяке бажання виконаю 1 Дівчина: Відгадай загадку...