54963

Национальный и религиозный состав населения России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России. Задачи: образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми; развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал работать с дополнительными источниками; воспитательные: воспитывать гражданственность...

Русский

2014-03-20

60.1 KB

5 чел.

                       План-конспект урока по географии в 9 классе.

                                                                           

                                                                           

                                                            Лионова Т.В., учитель географии МБОУ «СОШ №6».

         Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование: карты: политико-административная, народы России; учебник В.П.Дронова и В.Я.Рома «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: Дрофа, 2009; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Актуализация знаний.
  4.  Изучение новой темы.
  5.  Обобщение и закрепление знаний.
  6.  Домашнее задание.
  7.  Итог урока.

 Ход урока.

  1.  Организационный момент.

(  приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

   Мы продолжаем изучение  раздела «Население России».

    2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы  изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

   Географический диктант по теме « Численность населения России».

  1.  Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)
  2.  В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
  3.  Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)
  4.  Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

  1.  Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).
  2.  Естественная убыль населения  называется _____________________ ( депопуляцией)
  3.  Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).
  4.  Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).
  5.  Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).
  6.  Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

(Северный Кавказ).

          ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

        Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

        Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

       Тема урока- « Национальный  и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

3.Актуализация знаний.

      Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии                      (  варианты ответов  обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении  вывод делает учитель).

      Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

  1.  Россия – многонациональная страна.
  2.  Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.
  3.  Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.
  4.  Закрепление.

  1.  Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

    Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства        ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и  обычаи  населения Северного Кавказа).

   Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

    С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

    Взгляните на карту народов России ( атлас, страница    ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

     Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

    2 вопрос. Учитель:  каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи?       (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

- индоевропейская – 89% населения,

- алтайская  - 7%,

- уральская – 2%,

- кавказская – 2%.

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы -  на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)

- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

- Какие народы называют братьями-славянами и почему?

 И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ -  это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

     Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

     Многочисленные народы: русские – 80%

                                                  татары – 3.7%

                                                  украинцы – 3%

                                                  чуваши – 1.2%

                                                  чеченцы

                                                   армяне

    Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

    Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

    Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

    Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

    Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

   Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

   ( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

  1.  Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.
  2.  Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
  3.  Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?
  4.  Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

   Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

   Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

- историческое формирование и заселение территории страны;

- внешние миграции.

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

    Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

    Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

   В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

3 вопрос. Учитель:  мы проживаем на территории Республики Коми. Какой народ является титульным для этой республики? (ответы обучающихся – коми). К какой языковой семье и группе относятся коми?( обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленный вопрос). Доля населения коми в республике составляет около 25%                               ( обучающиеся записывают данные в тетради)  Какие народы еще проживают на территории республики? ( анализируют  статистический материал «Национальный состав населения Республики Коми, записывают данные в тетради) (слайд №9). Какие народы проживают на территории нашего города? На территории Интинского района проживает около 70-ти национальностей, в т.ч. русские -60%, украинцы- 13%, коми-9%.

    Посмотрите на таблицу  в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос).

    Какие же причины определили национальный состав населения республики?                                     (обучающиеся отвечают, учитель  обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)

- сталинские репрессии;

- освоение и добыча полезных ископаемых;

- внутренние миграции.

    Как вы думаете, почему у нас в республике, нашем городе не возникают сложные национальные конфликты? (ответы обучающихся).

   Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

  Содержание проверочной работы:

  1.  Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

  а) алтайской     б) индоевропейской    в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

   а) карелы    б) белорусы   в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

   а) украинцы    б) башкиры     в) татары

4. Народ европейской части России- это

  а) буряты     б) тувинцы     в) коми

5. К какой группе относятся коми?

   а) славянской   б) монгольской    в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

 Итог урока.

Учитель: сегодня мы  рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

- Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

   Учитель задает домашнее задание  -  параграф 6, внимательно прочитать, составить кроссворд  «Население России», не менее 15 слов с вопросами.  ( обучающиеся записывают домашнее  задание в дневник).

   ( учитель  выставляет    отметки  и комментарует)

   Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

    Спасибо за работу.