54963

Национальный и религиозный состав населения России

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России. Задачи: образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми; развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал работать с дополнительными источниками; воспитательные: воспитывать гражданственность...

Русский

2014-03-20

60.1 KB

5 чел.

                       План-конспект урока по географии в 9 классе.

                                                                           

                                                                           

                                                            Лионова Т.В., учитель географии МБОУ «СОШ №6».

         Тема: «Национальный и религиозный состав населения России».

Цели: познакомить обучающихся с особенностями национального и религиозного состава населения России.

Задачи:

- образовательные: изучить особенности национального и религиозного состава населения страны, языковые семьи и группы; познакомить с национальным составом населения Республики Коми;

- развивающие: продолжить работу над развитием умения анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками;

- воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и малой родины, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование: карты: политико-административная, народы России; учебник В.П.Дронова и В.Я.Рома «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: Дрофа, 2009; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Этапы урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Актуализация знаний.
  4.  Изучение новой темы.
  5.  Обобщение и закрепление знаний.
  6.  Домашнее задание.
  7.  Итог урока.

 Ход урока.

  1.  Организационный момент.

(  приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, наличие необходимого для работы оборудования).

Учитель: У вас на столах лежат карточки ( смайлики), отражающие эмоциональное состояние человека. Поднимите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению на начало урока. С хорошим настроением начнем нашу работу.

   Мы продолжаем изучение  раздела «Население России».

    2. Проверка домашнего задания.

Учитель: на предыдущем уроке мы  изучили численный состав населения России, его изменения и демографическую ситуацию в стране. Вам необходимо выполнить письменную работу по домашнему заданию.

   Географический диктант по теме « Численность населения России».

  1.  Численность населения России составляет _______ млн.человек (142,9)
  2.  В каком году прошла последняя перепись населения? (2010г.)
  3.  Численность населения страны зависит от ___________________________ и_________________________________ ( естественного и механического движения)
  4.  Естественный прирост – это ________________________________________________

( разница между рождаемостью и смертностью).

  1.  Отрицательный естественный прирост является признаком ________________ населения ( убыли).
  2.  Естественная убыль населения  называется _____________________ ( депопуляцией)
  3.  Переход от одного типа воспроизводства к другому называется _______________________________________ ( демографической революцией).
  4.  Причины демографических кризисов – это ______________________, ________________________, ______________________. ( революции и войны, эпидемии, голод).
  5.  Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдаются при _________________________ типе воспроизводства ( традиционном).
  6.  Высокий естественный прирост характерен для региона России ____________________

(Северный Кавказ).

          ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой).

        Учитель: Прочтите, пожалуйста, слова и объясните их значение.( слайд №1). Написаны слова: национальность, национализм, толерантность, этнос).( обучающиеся объясняют значение слов, если возникают затруднения, то можно воспользоваться словарем).

        Как вы думаете, почему я попросила дать толкование этих слов? О чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? ( ответы обучающихся, подводящие к теме урока).

       Тема урока- « Национальный  и религиозный состав населения России» ( слайд №2 с темой урока). ( обучающиеся записывают тему урока в тетрадь).

3.Актуализация знаний.

      Учитель: Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе географии                      (  варианты ответов  обучающихся и вывод – знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. При затруднении  вывод делает учитель).

      Сегодня мы работаем по следующему плану: (слайд №3)

  1.  Россия – многонациональная страна.
  2.  Национальный и религиозный состав населения России. Языковые семьи и группы. Религии.
  3.  Особенности национального и религиозного состава населения Республики Коми.
  4.  Закрепление.

  1.  Изучение новой темы.

1 вопрос. Учитель: Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обычаев.

    Россия расположена на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада (обучающиеся называют страны) Литва, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства        ( слайд №4 картинки христианских традиций). На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав, сильно влияние ислама. Какие обычаи или традиции вам известны? ( ответы обучающихся) ( слайд №5- традиции и  обычаи  населения Северного Кавказа).

   Северный Кавказ – это сложный регион с преобладанием мусульман ( ислам), а христианами являются лишь осетины, армяне и грузины ( обучающиеся записывают в тетради).

    С каким государством граничит Россия на юге? ( ответ обучающихся). Этнический и культурный мир Казахстана также довольно разнообразен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков и других народов.

    Взгляните на карту народов России ( атлас, страница    ). Что указывает на многонациональность населения? (работают с картой и отвечают на вопрос – разнообразие фоновой окраски).

     Мы уже отметили, что один народ отличается от другого культурой, обычаями, религией. А какие еще признаки отличия можно назвать? (ответы обучающихся)

    2 вопрос. Учитель:  каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Какие это семьи?       (обучающиеся анализируют таблицу №10 в учебнике на странице 36-37 и называют языковые семьи).

(слайд №6 – языковые семьи и их удельный вес)

- индоевропейская – 89% населения,

- алтайская  - 7%,

- уральская – 2%,

- кавказская – 2%.

( обучающиеся записывают в тетради языковые семьи и их удельный вес).

Учитель: каждая языковая семья делится на группы, а группы -  на народы (обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленные учителем вопросы)

- Какие группы выделяются в индоевропейской семье?

- Какие народы называют братьями-славянами и почему?

 И так, мы говорим о народах. А как вы объясните это слово? (обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, учитель уточняет и дает определение понятию народ.) Народ -  это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком. Наука, изучающая народы – этнография (обучающиеся записывают определения в тетрадь).

     Какие же народы наиболее многочисленны на территории России? ( обучающиеся работают с раздаточным материалом « Национальный состав населения, 2010 г.», отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради) ( слайд №7).

     Многочисленные народы: русские – 80%

                                                  татары – 3.7%

                                                  украинцы – 3%

                                                  чуваши – 1.2%

                                                  чеченцы

                                                   армяне

    Учитель: Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%. Но есть так называемые малые народы, численность которых порой составляет несколько десятков человек.

    Какие это народы? ( обучающиеся находят ответ на вопрос в статистических материалах и записывают в тетрадь).

    Малые народы: манси, чукчи, ненцы, вепсы и др. (слайд №:7)

    Учитель: но русские являются не только преобладающим народом, но и русский язык также является языком межнационального общения. Он является родным для 86,6% населения России, а 97,7% населения свободно им владеет.

    Из текста учебника на странице 35 определите места проживания народов этих четырех языковых семей (обучающиеся работают с текстом учебника) А теперь покажите эти места проживания народов на карте (обучающиеся работают с картой в атласе, один – у доски).

   Учитель: одни народы широко расселялись за пределами своей республики – татары, мордва, другие живут в пределах своей республики. Это так называемый титульный народ – это народ, по названию которого называется республика.(обучающиеся записывают определение в тетради). Но титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции» - растворения одних народов среди других. Например, в Башкирии – башкир всего 21%, в Бурятии – бурят – 19%, в Коми – коми составляют около 25%.

   ( обучающиеся работают с таблицей №10 в учебнике на странице 36-37 и отвечают на поставленные учителем вопросы).

  1.  Назовите народы, входящие в первую десятку по численности.
  2.  Народы алтайской группы исповедуют преимущественно ислам ( мусульмане). Назовите народы этой семьи, исповедующие другие религии.
  3.  Какой народ Северного Кавказа исповедует православие?
  4.  Какой народ, исповедующий буддизм, живет в европейской части России?

Назовите основные религии, которые исповедует население России.( обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и записывают в тетради)

   Население России исповедует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. (слайд №7)

   Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны? (ответы обучающихся обобщаются учителем и записываются в тетрадь)

- историческое формирование и заселение территории страны;

- внешние миграции.

Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном законе страны – Конституции, статься 46 ( слайд №8 с текстом статьи).

    Однако, везде ли на территории страны соблюдается этот закон? (ответы обучающихся)

    Одним из многонациональных регионов России является Северный Кавказ. Поэтому здесь очень сложные этнокультурные отношения. И этот регион является одним из самых конфликтных регионов страны. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям. Эти сложные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин является сложившееся национально-территориальное устройство региона.

   В последние годы один из северных народов – чукчи стал героем анекдотов. Сочинять их – жестоко и безнравственно. Ведь численность некоторых народов Севера сократилась до нескольких десятков человек. И не смеяться надо над ними, а помочь сохранить свой народ, свою культуру. И я хочу вам сказать: «Будьте толерантны!».

3 вопрос. Учитель:  мы проживаем на территории Республики Коми. Какой народ является титульным для этой республики? (ответы обучающихся – коми). К какой языковой семье и группе относятся коми?( обучающиеся анализируют таблицу №10 учебника и отвечают на поставленный вопрос). Доля населения коми в республике составляет около 25%                               ( обучающиеся записывают данные в тетради)  Какие народы еще проживают на территории республики? ( анализируют  статистический материал «Национальный состав населения Республики Коми, записывают данные в тетради) (слайд №9). Какие народы проживают на территории нашего города? На территории Интинского района проживает около 70-ти национальностей, в т.ч. русские -60%, украинцы- 13%, коми-9%.

    Посмотрите на таблицу  в учебнике и определите к каким языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами (обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос).

    Какие же причины определили национальный состав населения республики?                                     (обучающиеся отвечают, учитель  обобщает ответы и результаты записывают в тетрадь)

- сталинские репрессии;

- освоение и добыча полезных ископаемых;

- внутренние миграции.

    Как вы думаете, почему у нас в республике, нашем городе не возникают сложные национальные конфликты? (ответы обучающихся).

   Закрепление изученного материала. В качестве закрепления изученного материала предлагаю выполнить тестовую работу. ( обучающиеся выполняют работу на листах с печатной основой), осуществляю взаимопроверку, оценивают работу, используя ответы и критерии оценки на слайде №10).

  Содержание проверочной работы:

  1.  Самый многочисленный народ России относится к языковой семье?

  а) алтайской     б) индоевропейской    в) уральской

2. В славянскую группу вместе с русскими входит народ:

   а) карелы    б) белорусы   в) якуты

3. Второй по численности народ России – это

   а) украинцы    б) башкиры     в) татары

4. Народ европейской части России- это

  а) буряты     б) тувинцы     в) коми

5. К какой группе относятся коми?

   а) славянской   б) монгольской    в) фино-угорской

Учитель: Поднимите, пожалуйста руки, у кого работа выполнена на «отлично» и «хорошо».

 Итог урока.

Учитель: сегодня мы  рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия- многонациональное государство?

- Что нового для себя вы узнали?

-Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности? ( слайд №11)

( обучающиеся отвечают на поставленные вопросы)

   Учитель задает домашнее задание  -  параграф 6, внимательно прочитать, составить кроссворд  «Население России», не менее 15 слов с вопросами.  ( обучающиеся записывают домашнее  задание в дневник).

   ( учитель  выставляет    отметки  и комментарует)

   Учитель: А теперь поднимите, пожалуйста, карточки, отражающие ваше настроение на конец урока. Вы удовлетворены своей работой на уроке?

    Спасибо за работу.

    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31695. Тактики виховання дітей у сім’ї 27.5 KB
  Вдаючись до такої тактики, батьки намагаються відгородити дитину від життєвих реалій, випробувань, намагаються все вирішувати за неї, задовольняти її потреби і примхи. За таких умов дитина позбавлена змоги формувати в собі необхідні для подальшого життя психологічні, вольові якості, об'єктивно оцінювати себе, свої можливості й інших людей, цілеспрямовано працювати над собою. Усе це деформує її внутрішній світ, систему цінностей, різко занижує або завищує її вимоги до оточення, спонукає до девіантних форм задоволення своїх потреб
31696. Юнацький вік 59 KB
  У зв’язку з тенденцією до різкого омолодження шлюбу актуальною стає підготовка до одруження молоді. Все це викликає у них незадоволення розчарування невпевненість у собі небажання разом з партнером налагоджувати сімейні взаємини зниження мотивації шлюбу. Наскільки такі знання наприклад роблять молодь готовою до шлюбу [2; 8; 23; 25; 36; 40; 57; 77; 84] Певний вклад у її вивчення унесли М. Одначе недостатньо вивченими залишилися питання змісту структури готовності до шлюбу шляхів поліпшення підготовки молоді до сімейного життя.
31697. Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей 58.5 KB
  Досліджується вплив сімї на формування особистості дітей. Психологія вивчає особистісні та соціально-психологічні чинники, що зміцнюють або дестабілізують шлюб. Багато уваги приділяється питанням статево-рольового виховання молоді, формуванню просімейної мотивації, психологічним аспектам сексуальних стосунків, взаємної адаптації шлюбної пари, їхній психологічній сумісності. Чільне місце відводиться дослідженню соціально-психологічних процесів, що відбуваються в сім'ї: сімейна комунікація ті інтеракція, міжособистісна перцепція, рольова диференціація у взаєминах подружжя.
31698. Становлення шлюбно-сімейних відносин 33 KB
  Для багатьох джерел національних правових систем характерним є уникнення законодавчого визначення поняття шлюбу. Договірна концепція шлюбу є найбільш поширеною. Розуміння шлюбу як союзу двох незалежних і рівноправних партнерів Східна Європа в т. Дещо іншим є поняття шлюбу як союзу чоловіка й жінки у мусульманських державах.
31699. Класний керівник. Його роль, місце і значення у формуванні особистості 41 KB
  Історія виникнення посади класного керівника Кожна історична епоха пред'являла свої вимоги до освіти й виховання молодого підростаючого покоління та тих людей які отримали тепер назву класний керівник . Достатньо чіткі функції класного керівника у радянській школі стали визначатися у 30х роках після постанов ЦК ВКП б Про початкову і середню школу 1931 та Про режим у початковій і середній школі 1932 коли була введена класноурочна система навчання систематична перевірка й оцінка знань учнів визначена роль учителя як організатора й...
31700. Управління учнівським колективом 24.5 KB
  Управління учнівським колективом здійснюється за допомогою трьох взаємоповязаних функцій педагога: 1 збору й аналізу інформації про учнівський колектив і школярів які до нього входять; 2 планування й організації адекватних стану колективу впливів метою яких є його удосконалення й оптимальний вплив на особистість; 3 контролю і корекції спрямованих на вищий рівень розвитку колективу і кожного учня.Важливою умовою управління учнівським колективом є розробка методики вивчення колективу форм і методів аналізу одержаної інформації. Весь час...
31701. СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНИЙ КЛІМАТ У ПЕДАГОГІЧНОМУ КОЛЕКТИВІ 42 KB
  Його характеризують: довіра доброзичливість чуйність висока взаємовимогливість і ділова критика; вільне висловлювання власної думки під час обговорення питань що стосуються колективу; відсутність тиску керівника на підлеглих і визнання за ними права приймати важливі для колективу рішення; поінформованість усіх про завдання колективу і стан їх виконання можливість займати активну позицію у процесі ділового спілкування в колективі; наявність умов для активної професійної і творчої діяльності самореалізації самоствердження саморозвитку...