54965

Алфавит

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Буквы значки как бойцы на парад в строгом порядке построены в ряд. Подумайте почему мы прописали именно эти две буквы Первая и последняя буквы алфавита С новой строки пишем соединения букв ал лф фа ав ви ит. С новой строки с маленькой буквы пишем слово алфавит. Беседа Алфавит или азбука это все буквы расположенные в определенном строгом порядке.

Русский

2014-03-20

64.5 KB

0 чел.

Тема: Алфавит.

Цель: - выучить последовательность букв в русском алфавите, их название;

           - научить детей пользоваться алфавитом;

- обогащать словарный запас;

           - развивать память, внимание, связную речь учащихся;

- воспитывать интерес к урокам русского языка, внимательность, аккуратность, любовь к родному слову.

Оборудование: таблицы, девиз, скороговорка, сказочные герои Минни и Дональд, рисунок воздушного шара, слова, алфавит.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

І. Организация класса.

  1. Приветствие.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги наша лень.

Не мешай учиться –

Будем мы трудиться!

 2. Проверка готовности к уроку.

- Дети, проверьте, чтобы на партах у вас все было готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

II. Введение в речевую среду.

  1.  Девиз урока.

- Дети, а девиз нашего урока звучит так:

«Тому, кто занят делом, просто некогда скучать».

- Прочитайте хором.

- Как вы его понимаете?

 2. Работа над скороговоркой.

- Дети, обратите внимание: на доске написана скороговорка.

Послушайте ее:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Дети, подумайте, о чем в ней говорится? (2уч.)

- Произнесите скороговорку быстро (ещё быстрее), артикулируя звуки.

- Произнесите скороговорку по рядам.

 3. Развитие речи.

- Как нужно разрабатывать свою речь?

- Для чего?

 4. Упражнение на силу голоса.

- Дети, прочитаем первую строчку скороговорки беззвучно, только шевеля губами, вторую – шёпотом, третью – громче, четвёртую – громко.

- Молодцы!

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

1.Знакомство со сказочными героями

- К нам на урок сегодня прилетели на огромном воздушном шаре любимые диснеевские герои – мышка Минни Маус и утёнок Дональд Дак. Они с большим интересом изучают русский язык, и поэтому пришли на урок именно в нашу школу, в ваш дружный и весёлый класс.

- Прилетели наши гости на волшебных воздушных шарах – в них спрятаны задания, которые мы будем выполнять по ходу урока.

2. Загадка.

- Дети, послушайте загадку и отгадайте тему нашего урока.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

и называется всё…  (алфавит)

3. Стихотворение про алфавит.

- А теперь послушайте стихотворение:

Что такое алфавит?

Всем ребятам он известен.

Буква в нем всегда стоит

На своем особом месте.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

1.Каллиграфическая минутка

- Задание в первом шарике – «Каллиграфическая минутка».

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Откройте тетради, пропустите одну рабочую строку и напишите сегодняшнее число «3 ноября» и «Классная работа».

- Назовите первую букву в слове «Алфавит». (А) 

- С новой строки пишем большую и маленькую букву «А а». Дописываем до конца строки.

- Какая последняя буква алфавита? (Я)

- С новой строки пишем большую и маленькую букву «Я я». Дописываем до конца строки.

- Подумайте, почему мы прописали именно эти две буквы? (Первая и последняя буквы алфавита)

- С новой строки пишем соединения букв «ал», «лф», «фа», «ав», «ви», «ит».

- С новой строки с маленькой буквы пишем слово «алфавит».

2. Словарная работа                       

- Что обозначают слова «алфавит», «азбука»?

- «Алфавит» - греческое слово, составленное из названий двух первых греческих букв (альфа и вита).

- Так же составлено и русское слово «азбука». Оно состоит из старых названий двух первых букв старославянского алфавита: аз и буки.

- Составьте предложения с этими словами.

- Составьте звуковые модели слов.

V. Изучение нового материала.

1. Беседа

- Алфавит, или азбука, - это все буквы, расположенные в определенном (строгом) порядке.

(таблицы рус. алфавита)

- В украинском алфавите 32 буквы, а в русском 33 буквы (вывешиваем алфавит). Каждая буква имеет свое место и свое назначение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.

  1.  Работа в тетради-пособии

а) работа над алфавитом

- А сейчас пришло время узнать, какое задание принесли нам герои во втором воздушном шарике. (Работа в тетради-пособии)

- Откройте тетради-пособия на стр. 29, урок 17. Что же нам скажет Катя Любознайкина? (одни ученик читает правило)

В русском алфавите 33 буквы. В алфавите у каждой буквы есть своё место.

- Давайте вместе прочитаем названия букв. (Читаем хором)

- Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

- Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки. (а, о, у, э, ы, и, я, ю, е, ё)

- Какие буквы не обозначают звуки? (ь, ъ)

- Какие буквы не могут стоять в начале слова? (ы, ь, ъ)

- Для чего нужен алфавит? (Прежде всего для работы со словарями и энциклопедиями)

б) расположите слова в алфавитном порядке (упр. 62, стр. 29)

- Посмотрите на упражнение 62 на стр. 29. Расположите слова в порядке алфавита. В ромбиках над словами нужно записать цифры от 1 до 8.

- Какая из первых букв этих слов стоит первая в алфавите? (б) В ромбике над словом ставим цифру 1.

Проверка:

5 1 2 7

Звуки  Буквы  Гласные Согласные

    3 8 6 4

Глухие Твёрдые Мягкие Звонкие

в) выполнение упражнения 63, стр. 30

- Прочитайте слова в колонках. Они записаны в словаре в таком порядке. Объясните, почему. (В словарях слова записаны в алфавитном порядке для удобства)

автобус  вечером  дикий

адрес   взять   длинный

аккуратно  видеть   дуб

- Расположите слова в алфавитном порядке, учитывая вторую букву, и запишите.

Упасть, убрать, узнать, увидеть, уметь.

Проверка:

Убрать, увидеть, узнать, уметь, упасть.

3. Игра «Я знаю»

- А сейчас гости предлагают нам поиграть. В третьем шаре спряталась игра «Я знаю».

- Я назову ученика и скажу ему любую букву алфавита. Ученик должен сказать «Я знаю» и назвать 5 следующих букв, которые стоят после названной. Далее этот ученик выберет одноклассника и назовёт ему какую-то другую букву. Таким же образом игра продолжается.

- Например. Минни назвала мне букву «Н».  Я говорю: «Я знаю О, П, Р, С, Т».

4. Физкультминутка

- Минни и Дональд немного устали, поэтому они предлагают немного размяться. В четвёртом шарике спряталась физкультминутка.

«А» - начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко –

Ноги ставит широко.

Буквой «Л» расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Влево-вправо, влево-вправо,

Получается на славу!

VІ. Закрепление и повторение изученного материала

  1.  Игра «Соседи»

- Сейчас мы снова поиграем. В пятом шарике гости спрятали игру «Соседи». Откройте тетради-пособия на стр. 30, найдите упр. 64.

- Помогите Кате Любознайкиной найти и записать «соседей» данных букв. Постарайтесь выполнить задание за 30 секунд.

Проверка:

Бб Вв Гг  Гг Дд Ее  Лл Мм Нн  Оо Пп Рр

Ээ Юю Яя  Сс Тт Уу  Йй Кк Лл  Фф Хх Цц

  1.  Игра «Стань в порядке алфавита»

- Следующее задание от Минни и Дональда – снова игра, которая ждёт нас в шестом шарике.

- Название игры «Стань в порядке алфавита». Я раздам карточки со словами. Кто получил карточку, выходит к доске. По команде «Стань в порядке алфавита», вы начинаете минутку совещаться, после чего становитесь по порядку.  Все остальные должны проверить правильность.

(Параллельно повторить скороговорку)

Слова для игры:

  1.  корова, ворона, медведь, сорока, заяц, лисица, аист, овца;

Проверка: аист, ворона, заяц, корова, лисица, медведь, овца, сорока.

  1.  Гришин, Антонов, Иванов, Грачёв, Ивашов, Андреев, Яшин;

Проверка: Андреев, Антонов, Грачёв, Гришин, Иванов, Ивашов, Яшин.

  1.  Огурец, арбуз, дыня, виноград, капуста, помидор, тыква, яблоко.

Проверка: арбуз, виноград, дыня, капуста, огурец, помидор, тыква, яблоко.

  1.  Игра «Расшифруйте слово»

- Вот и задание седьмого, последнего шарика – это игра «Расшифруйте слово».

- Отгадайте зашифрованное слово.

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Ф (У), вторая – после буквы П (Р), третья – между буквами Н и П (О), четвёртая – 12-тая буква алфавита (К). (Урок)

- Составьте предложение с этим словом. (Например. У нас сегодня был интересный и познавательный урок.)

- Разгадайте вот такой шифр:

14  16  13  16  6  24  29

М     о    л    о   д   ц   ы

- Вы сегодня хорошо потрудились, поэтому смело можете сказать про себя «Мы молодцы!».

VІІ. Итог урока

  1.  Итоговая беседа.

- Посмотрите, какое слово получилось из наших волшебных шаров? (Алфавит)

- С какой темой мы сегодня познакомились?

- Сколько в русском алфавите букв?

- Какие буквы обозначают гласные звуки? (а, о, у, э, ы, и, я, ю, е, ё)

- Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

2. Проверка памяти.

- А сейчас я проверю вашу память. Каким был девиз урока?

- Подходит ли он к нашему уроку?

- Вам не было скучно? Почему?

3. Самооценка

- Как вы сегодня работали?

- Как вы себя оцениваете?

- Поднимите руку, кто работал на «отлично». Почему?

- Поднимите руку, кто работал «хорошо». Почему?

4. Домашнее задание.

стр.30, упр. 65.

(Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в порядке алфавита).

5. Прощание.

- Наш урок окончен. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52355. Begrüssung, Bekanntschaft 58.5 KB
  Es ist sehr angenehm Sie zu treffen! Рад встретиться! Es ist sehr angenehm Sie kennen zu lernen! Рад познакомиться! Ich habe viel Gutes über Sie gehört! Я слышал о вас много хорошего! Endlich sieht man sich wieder! Сколько лет, сколько зим! ( Наконец-то мы снова увиделись!)
52356. Болота, їх типи, поширення 99.5 KB
  Обладнання: фізична карта України та фізична карта півкуль, комп’ютер, проектор, мультимедійна дошка, підручник, зразки торфу Тип уроку: вивчення нового матеріалу царство Гідросфера царівна Гідра Світовий океан Води суходолу океани річки моря...
52357. «Бонапартистський переворот» 1851 р. і встановлення Другої імперії 66.5 KB
  МЕТА: Визначити особливості розвитку Франції в період Другої імперії. атлас сигнальні картки картки для індивідуальної роботи схема Результати плебісциту у Франції в період Другої імперії картка з основними положеннями Конституції 1852 р. брошура Останній монарх Франції портрет Наполеона ІІІ. Охарактеризувати Червневе повстання у Франції 1848 р.
52358. Види вправ по відпрацюванню навичок способу читання, швидкості, правильності та виразності 619.5 KB
  Вправи на тренування чіткої вимови, розвиток уваги до слова та його частин сприяють поліпшенню правильності читання на розвиток. Завдання на розвиток периферичного зору, вдосконалення здатності передбачати наступні літери, слова формують вміння швидко читати тощо.
52359. This Magic World of Books 81.5 KB
  Цілі: практична: узагальнити та закріпити лексикограматичний матеріал Pssive Voice Present Perfect; тренувати учнів в аудіюванні та читанні; формувати навички діалогічного та монологічного мовлення у парній та груповій роботі; практикувати учнів в письмі; розвивальна: розвивати мовну здогадку та мовленнєву реакцію учнів вміння характеризувати літературних героїв; довготривалу та оперативну пам'ять; стимулювати логічне мислення уяву; розширювати загальний світогляд; виховна: виховувати...
52360. Книги в нашому житті 52 KB
  Today we are going to talk about the role of books in the people’s life, and about people who write books. We want to listen to your opinions about reading, about your favourite books, and their authors. I hope you will be energetic and active.
52361. Books in our life. Libraries in Ukraine 43 KB
  Objectives: to give some information about libraries in Ukraine; to develop communicative abilities of pupils; to practice pupils in speaking, reading, writing.
52362. Books in our life 771 KB
  Good afternoon, pupils and guests! Im glad to see you. Look at the screen and you can easily guess the topic of our lesson. “Reading makes a full man”, said Francis Bacon. Do you agree with him? Have you guessed the topic of the lesson? So, the topic is “Books in our life”.
52363. BOOKS ARE OUR FRIENDS. THE BIOGRAPHY OF M. TWAIN 42.5 KB
  You are right. They are books and the name of our lesson is “Books are our Friends”. The motto of the lesson is “The more we read, the more we know”. The main task of our lesson is to summarize the information you have learnt about books. Well practice the word that you have learnt in the previous lessons, listen to the text about Mark Twain and speak on it, enjoy the time of our communication and learning.)