54968

Великая Отечественная война. Сталинградская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Путина от 1 февраля 2013 года 215 мин Сталинград 3 мин. Капитуляция Паулюса под Сталинградом 3 мин. документы карточки аудио-материалы Левитан о победе под Сталинградом Понятийный минимум: Коренной перелом операция €œУран. 1 мин.

Русский

2014-03-20

70.5 KB

1 чел.

План-конспект урока по истории России

на тему:

«Великая Отечественная война. Сталинградская битва»

Цели урока:

1. Образовательная

активизация интереса и углубление знаний учащихся по теме “Великая Отечественная война” «Сталинградская битва»;

закрепление умений и навыков индивидуальной работы учащихся;

получение стабильных знаний и навыков по работе с инновационными средствами обучения и образования;

2. Воспитательная

воспитание уважительного отношения к героизму и самоотверженности нашего народа в годы войны;

воспитание культуры поведения на уроке;

3. Развивающая

развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками и картами;

развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;

развитие монологической речи учащихся;

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

План урока:

  1.  Организационный момент;
  2.  Актуализация знаний;
  3.  Определение целей и задач урока;
  4.  Изучение нового материала
  5.  Вступление
  6.  Оборонительные бои за Сталинград
  7.  Контрнаступление советских войск под Сталинградом
  8.  Значение Сталинградской битвы
  9.  Повторение изученного - рефлексия.

Оборудование:  интерактивная карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, схема “Сталинградская битва”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), видеоматериалы  «Фрагмент выступления В.В. Путина  от 1 февраля 2013 года» (2,15 мин), «Сталинград» (3 мин.), «Капитуляция Паулюса под Сталинградом» (3 мин.), документы, карточки, аудиоматериалы «Левитан о победе  под Сталинградом»

Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Уран”.

Основные  события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

Ход  урока.

  1.  Организационный момент. ( 1 мин.)

  1.  Актуализация знаний. ( 5 мин.)

Мы продолжаем серию  уроков  посвящённых Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаемся к такому важному событию, как Сталинградская битва. Но для начала, вспомним предшествующие события.

(проверка домашнего задания проходит в форме «битвы» между ученикам и учителем )

  1.  Определение целей и задач урока. ( 4 мин.)

Мы с вами вспомнили основные события начала Великой Отечественной войны, теперь у нас есть основа, чтобы двигаться дальше. Но прежде, нам нужно определить цели и задачи урока.

Я хочу у вас спросить, что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? Какова ваша цель? И Следует ли изучать историю Великой Отечественной войны? (ответы учеников, запись на доске основных тезисов учащихся)

(перед нами стоит задача узнать  события этой великой битвы, дать оценку героизму не только бойцов, отстоявших город на Волге, но и тех людей, которые в тяжелейшие годы изгнания фашистов с территории нашей Родины начали восстановление города, практически стёртого с лица земли, тех, кто изо дня в день, вплоть до сегодняшнего, сохраняет и передаёт память об этом Подвиге великого народа)

  1.  Изучение нового материала.

а) Вступление ( 3 мин)

Этот год отмечен знаменательным событием - 70-летие Сталинградской битвы, я предлагаю вашему вниманию фрагмент выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина,  встречи с героями Сталинградской битвы - 1 февраля 2013 года.(просмотр фрагмента видео).Если вы обратили внимание, это встреча президента с ветеранами, свидетелями этих событий. Я хочу задать вам немного личный вопрос, какие чувства вы испытали глядя на них? Каким вы видите их прошлое? Прошу вас, запомните те чувства, которые вы испытали глядя на героев-ветеранов, и сохраните, пожалуйста, их хотя бы до конца урока.

б) Оборонительные бои за Сталинград ( 10 мин)

Перенесемся в 1942 год. Идет война. (звуки войны)

- Мое имя Василий Иванович Чуйков, я родился 31 января 1900 года в селе Серебряные Пруды Веневского уезда Тульской губернии  в крестьянской семье, я командующий 62-й армией. Я расскажу вам об одном событии.

«26 сентября все данные разведки подтвердили, что главный удар в новом наступлении противник готовится нанести со стороны Городище — Разгуляевка.» Видите, фашисты прорвали оборону наших войск на юге и вышли к Волге. 6-я полевая армия вермахта под командованием генерала танковых войск Ф. Паулюса, выйдя к большой излучине Дона, вторглась в пределы Сталинградской области.(карта план нападения на Сталинград)

 + Как будем строить оборону, товарищи? Что предпримем для обороны? (учащиеся показываю примерный план обороны) (принял постановление о сооружении оборонительного рубежа сталинградского обвода силами строительных организаций и за счет мобилизации всего трудоспособного населения.

часов.

- разработал срочные меры по укреплению частей народного ополчения: укомплектовать стрелковую дивизию в составе 6900 бойцов, дополнительно сформировать 3 танковых батальона из рабочих и служащих заводов Судоверфь и СТЗ, 2 артдивизиона с количеством бойцов 1400 человек в составе 8-10 батарей и одной минометной роты, специальные подразделения снайперов, автоматчиков, связистов, медсестер)

+ Какая наша главная задача, товарищи? (остановить немецко-фашистские войска, не допустить их прорыва к Волге.)

(Гитлеровцы решили направить свои основные силы в сторону Кавказа, продвинуться к Волге, захватить Сталинград и Астрахань.)

17 июля, пятница,  - Передовые части 6-й полевой армии немецко-фашистских войск вышли к реке Чир и вступили в бои с частями нашей армии большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинградум – я думаю битва началась.

«Противник, продолжая наступать на юг в общем направлении Миллерово, Каменск, передовыми танковыми частями 17.7.42 овладел Морозовской…»

Вы видите, германское командование ввело в бой дополнительные силы, на отдельных участках войска вермахта имели численное преимущество в 4-5 раз, в орудиях и минометах в 9-10 раз, в танках и самолетах - абсолютное.

Июль  1942 года 6-я полевая армия вермахта, поддерживаемая мощными силами авиации, быстро продвигалась к Сталинграду. Темп движения этой армии примерно 30 км в сутки.

Я помню приказ товарища Сталина,  который  гласил: «Сталинград не должен быть сдан противнику».

Враг продвигается все дальше и дальше вглубь. Им удалось захватить важный плацдарм на левом берегу Дона и к исходу 22 августа 1942 года значительно его расширить. На следующий день 14-й немецкий танковый корпус перешел в наступление на поселок Рынок. Ударная группировка вермахта пересекла все междуречье и к 16 часам 23 августа достигла Волги в районе поселков Латошинка, Акатовка, Рынок севернее Сталинграда. Немецкие танки появились в районе тракторного завода и начали его обстреливать.

Что нам делать? В чем причины?

Перед вами Приказ №227, приказ тов. Сталина,  от 28 июля 1942 года, прочитайте пожалуйста.

+  В чем видит причины нашего отступления тов. Сталин?

+ О каких явлениях на фронте свидетельствует текст приказа?

+ Каково ваше отношение, как солдат,  к созданию заградительных отрядов, штрафных батальонов?

+ Вы видите вред или пользу Приказа №227?

Оборону Сталинграда выполняли две армии Наша  62-я и 64-я. Мы  приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника.

13 сентября 1942 года немецкие войска начали штурм города. Через две недели изматывающих боев они овладели центром города, но основную задачу - захват всего берега Волги в районе Сталинграда - не выполнили.

Бои не прекращались даже в ночное время. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

«Мы были уверены, что теперь уже он не сможет организовать свои силы как в октябре, получить новую технику, особенно танки, боеприпасы и горючее. А без этого, особенно без техники, он был нам не страшен.

Я уверен,  , что следующий удар, сильный и неотразимый, нанесем уже мы.. Для этого сражения, начавшегося во второй половине июля,  созданы все условия.

После 12 ноября Паулюс не прекратил активных наступательных действий, затишья на фронте не было, да и не могло быть. (наши с вами оборонительные инженерные сооружения помогли нам) Гитлеровское верховное командование не хотело верить, что наступление захлебнулось. И сражение. начавшееся несколько месяцев тому назад, как бы по инерции продолжалось на всех участках фронта. Находясь в непосредственной близости от противника, мы не можем  успокаиваться.

После 12 ноября бои продолжались на всех участках до 19 ноября. По Волге шла шуга, отрезая от нас левый берег.

Подвоз боеприпасов, продовольствия, вывоз раненых производились с перебоями, с промежутками в двое-трое суток.

Мы вынуждены искать, вернее, выжимать кое-какие средства из боевых порядков на правом берегу

Я сам наблюдаю ночью, как эти суда метр за метром, с разгона пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тумак на север по Волге, к берегу, где оборонялась 62-я армия.

В то же время мы  мелкими штурмовыми группами шаг за шагом отбиваем  у врага здания и блиндажи и на других, участках фронта армии, точнее, на всем фронте.

Я уже рассказывал о сержанте Якове Павлове. (Свыше 50 дней без сна и отдыха горстка храбрецов во главе с Павловым удерживала в центре города дом, который имел важное значение в обороне, занимаемой дивизией Родимцева. Гитлеровцы обрушили на этот дом лавину бомб, мин, снарядов, но не смогли сломить стойкость его героического гарнизона. «Дом Павлова» оставался неприступным. Его защищали простые советские люди, верные сыны многих народов нашей страны.)

Вечером 18 ноября у меня в блиндаже собрались товарищи Гуров, Крылов, Пожарский, Вайнруб, Васильев. Мы обсуждали наши возможности для дальнейших активных действий. силы наши были на исходе.

Побежали буквы, слагаясь в строчки, строчки отбивали слова приказа пункт за пунктом.

Сердце дрогнуло.

Приказ фронта! Из него проступали контуры всего замысла Советского Верховного Главнокомандования. Аппарат передавал, что войска Юго-Западного и Донского фронтов утром 19 ноября переходят в контрнаступление из района Клетская — Иловлинская в общем направлении на Калач; войска Сталинградского фронта днем позже —20 ноября — из района Райгород и озер Сарпа, Цаца, Барманцак в общем направлении на поселок Советский, далее на Калач. Задача: прорвать фронт противника, окружить и уничтожить его.

«Ни шагу назад!» — теперь означало: «Только вперед!» «За Волгой для нас земли нет!» — означало: «Идти только на запад!»

Шли глухие часы последней ночи, последней в целом этапе войны. С рассветом должно было все начаться.

с). Контрнаступление советских войск под Сталинградом ( 10 мин.)

Что будет дальше, а дальше будут два месяца кровопролитных боев, боев за Сталинград.

Одно из событий, это битва  на Мамаевом кургане написано не только  много воспоминаний и монографий, но стихотворений. Одно из них написал Боков Виктор Федорович. (чтение стихотворения) 

Обсуждение стихотворения.

+ Теперь прошу, выразить  всего одним словом, все то, что вы видели  на Мамамаевом кургане?.  

Героимз, это не только красивое слово, а прежде всего, жизни, жизни советских мирных жителей.

Более 300 гитлеровцев уничтожил снайпер Василий Зайцев в уличных боях. Он перехитрил даже немецкого майора-снайпера, который метким огнем уничтожал наших бойцов. Зайцев обучил своему искусству многих снайперов. Их называли “зайчатами”. Ему  за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 октября 1942 года в бою при защите завода «Красный Октябрь» красноармеец Михаил Паникаха совершил героический подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей жидкостью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился. За этот подвиг 9 декабря 1942 года Михаил Паникаха был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Михаила похоронили в глубокой воронке, близ завода «Красный Октябрь»

Наступление началось ранним утром 19 ноября 1942 года. Первой вступила в бой артиллерия, открыв ураганный огонь по врагу. Не успели смолкнуть орудия, как на позиции гитлеровцев двинулись танки и пехота.

- Несколько дней продолжалось сражение. Сотни тысяч гитлеровских солдат и офицеров попали в кольцо окружения. Все их попытки прорваться к своим оказались напрасными.

.В начале февраля 1943 года остатки вражеских войск, окружённых в Сталинграде, сдались в плен во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Фридрихом фон Паулюсом.

Один немецкий генерал, попавший в плен, в сердцах сказал: «Это мы вас научили воевать», а наш ответил: «А мы вас отучим».

(просмотр видео «Капитуляция Паулюса под Сталинградом)

с. Значение Сталинградской битвы. ( 7 мин.)

Сталинградская битва закончилась победой советских войск.

(прослушивании аудиозаписи – «Левитан о победе  под Сталинградом»)

Итак, мы с вами теперь знаем о событиях, героях Сталинградской битвы, знаем чего она стоила  советскому народу, понимаем, что это мы не сможем забыть.

Исходя из нашей с вами работы, давайте сделаем выводы. Каково значение Сталинградской битвы?  (мнение учащихся о значении  Сталинградской битвы)

  1.  Повторение изученного.( 5 мин)

Давайте снова обратимся к нашим целям урока. (на доске)

Достигли ли мы их?

Как вы оцениваете это сражение?

Что вам больше всего запомнилось и почему?

(ответы учеников)

(Сегодня мы с вами познакомились ещё об одном событии Великой Отечественной войны – это, Сталинградская битва, одна из самых кровопролитных событий этой страшной войны, войны унесшей миллионы жизней граждан СССР. Это война, которую нельзя забывать, нельзя молчать о ней, ведь история, это учитель, учитель будущих поколений, которая учит на своих ошибках.)

PAGE   \* MERGEFORMAT 6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48753. Создание базы данных с помощью СУБД Microsoft Access 939 KB
  Цели и основные задачи выполнения курсовой работы Необходимо создать базу данных БД Учебная нагрузка для учета нагрузки преподавателя ВУЗа и автоматизации отчета о выполнении нагрузки. Под базой данных БД понимают совокупность хранящихся вместе данных...
48754. ОБҐРУНТУВАННЯ ГОСПОДАРСЬКИХ РІШЕНЬ І ОЦІНЮВАННЯ РИЗИКІВ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ 440.5 KB
  Економіка підприємства Запоріжжя 2011 Методичні вказівки до виконання курсових робіт з дисципліни Обґрунтування господарських рішень і оцінювання ризиків для студентів денної форми навчання спеціальності 6.030504 Економіка підприємства укл. Виконання курсової роботи розвиває у студентів логіку економічного мислення дозволяє проявити творчі здібності при оцінці рівня господарського ризику на досліджуваному підприємстві розвиває навики самостійної роботи з літературою первинними документами законодавчою базою внутрішніми...
48755. Тіазолідони: синтез та використання 558 KB
  На теперішній час вивчені фізичні та хімічні властивості 4тіазолінонів розроблено ряд методів їх синтезу зокрема на основі 2тіоціанатоацетатної кислоти. Змішаній ангідрид ацетатної та хлорацетатної кислот з тіосемікарбазидом реагує з утворенням 2гідразонотіазолін4ону для якого характерна подвійна кетоєнольна та аміноімінна таутомерія [4]: В реакції хлорацетатної кислоти її естерів чи амідів з незаміщенною або Nзаміщеною тіосечовиною спочатку утворюється сіль ізотіосечовини. В реакціях з різноманітними S Nбінуклеофілами як...
48759. Полный курс высшей математики 3.49 MB
  Матрицей размера mn где m число строк n число столбцов называется таблица чисел расположенных в определенном порядке. Если число столбцов матрицы равно числу строк m=n то матрица называется квадратной. Матрица вида: = E называется единичной матрицей. Если mn = nm то матрица называется симметрической.
48760. Создание базы данных с помощью СУБД Microsoft Access 1.68 MB
  Цель курсовой работы – дать представление о современных информационных технологиях обработки данных. Задачей работы является развитие практических навыков в разработке базы данных и работы с системой управления базами данных (СУБД) MS Access.