54975

Полтавская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Карл XII вторгся в Польшу занял Варшаву и посадил на трон своего ставленника Станислава Лещинского. После того как Карл XII занял Саксонию Август II вынужден был заключить с ним мир. Что таким образом произошло с Северным союзом Петр I прекрасно осознавал что теперь все силы Карл XII обрушит на Россию. Карл XII подошел к русской границе.

Русский

2014-03-20

64.5 KB

3 чел.

План-конспект зачетного урока по истории

на тему: «Полтавская битва»

 Выполнил: студент 3 курса  исторического факультета

Курочкин А.А.

Проверил: учитель истории Кондратьева И.М.

 

Методист по предмету 

к.и.н., доцент Киреева Н.А.

Образовательная цель: сформировать у учащихся представление о дальнейшем ходе Северной войны и подробнее остановиться на рассмотрении Полтавской битвы. Создать образы битв близ деревни Лесной, осады Полтавы. Показать, что Полтавская битва действительно являлась кульминационным моментом в Северной войне и позволила России утвердиться на международной арене. Обратить внимание на события в Европе после Полтавы, затем перейти к рассмотрению войны России с Турцией. Познакомить с полководческим искусством Петра I и его планом Полтавской битвы. Поработать над формированием понятий: редуты, остзейцы.

Воспитательная цель: Пробудить у учащихся уважение и гордость русской армией, воспитать патриотические чувства, а также сочувствие и сопереживание русскому народу. Сформировать чувство восхищения личностью Петра и его делами.

С целью военно-патриотического и нравственного воспитания, используя образно-эмоциональное изложение помочь учащимся понять, что благодаря полководческому искусству Петра и его помощников, высокому духу и выучке русской армии, под Полтавой удалось разбить шведов и изменить ход Северной войны в пользу России. Воспитать чувство уважения к историческому прошлому.

Развивающая цель: развить историческое мышление, познавательные умения, воссоздающее воображение, речь, память. Сформировать способность анализировать историческое прошлое и делать выводы. Развитие картографических и хронологических умений, навыков работы со схемой. Научить выявлению причинно-следственных связей.

Тип урока: комбинированный

Оснащение: карта «Русское государство в XVIII веке», схема «Полтавская битва», портрет «Мазепа», учебник Д. Д. Данилов, Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин «Российская история Нового времени. XVI-XVIII века». М.: Баласс, 2001, раздаточные карточки для опроса.

Деятельность учителя и учащихся

Приемы и средства обучения

Опрос домашнего задания

(13 мин.)

Фронтально

Индивидуально письменно с использованием раздаточных карточек для опроса

Индивидуально письменно у доски с использованием раздаточной карточки для опроса

Фронтально

Индивидуально

Индивидуально

Индивидуально

Фронтально

Фронтально

Индивидуально

Индивидуально

Фронтально

Индивидуально

Фронтально

Фронтально

Индивидуально у доски с использованием карты

Фронтально

Подведение итогов опроса

2. Изучение нового материала

(25 минут)

Вводное слово учителя

Запись темы урока на доске и в тетради.

Доведение целевой установки до сведения учащихся

Запись на доске.

Рассказ учителя

Показ на настенной карте и одновременная работа учащихся с картами-вкладышами (атласами)

Активизация познавательной деятельности

Объяснение учителя

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Демонстрация иллюстрации

Рассказ учителя, сопровождающийся показом по настенной карте, и работа учащихся с картами-вкладышами (атласами)

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Запись даты на доске и в тетради

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Рассказ учителя

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Запись даты на доске и в тетради

Запись термина на доске и в тетради

Запись даты на доске и в тетради

Объяснение учителя, работа со схемой

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Работа с учебником

Объяснение по схеме

Активизация познавательной деятельности.

Запись термина на доске и в тетради

Активизация познавательной деятельности с использованием  припоминания.

3. Закрепление (5 мин.)

Подведение итогов закрепления

4. Объяснение домашнего задания (2 мин.)

5. Выставление оценок за работу на уроке

1. Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке?

2. К какой главе относится эта тема?

3. Несколько человек будут выполнять задания по карточкам.

Задания

  1.  Что такое рекрутский набор?
  2.  Что это за дата 1672-1725 гг.?
  3.  Какие страны входили в Северный союз?
  4.  Что такое регулярная армия?
  5.  Какая крепость и с какой целью была заложена в устье р. Невы?

4. Вызывается один человек к доске для выполнения задания по карточке.

1. Что произошло в ноябре 1700 г.?

2. Назовите участников Северной войны?

3. Что такое рекрутский набор?

4. Что за дата 16 мая 1703 г.?

5. С остальным классом мы вспомним, что произошло в 1700-1721 гг.?

6. Почему война получила название Северная? И между кем она происходила?

7. Почему война началась именно в 1700 г., а не раньше и не позже?

8. Способствовала ли началу войны обстановка в Европе?

9. Как действовали союзники на начальном этапе войны?

10. Почему Россия сразу не вступила в войну?

11. Что произошло в ноябре 1700 г.?

12. Расскажите о битве под Нарвой.

13. Какие уроки извлек для себя Петр из Нарвской битвы?

14. Вы правильно отметили, что он решил создать регулярную армию. Что это такое?

15. Какие мероприятия были проведены по созданию регулярной армии?

16. Что произошло в 1701 г.?

17. Кто из полководцев особенно отличился?

18. Как разворачивались боевые действия русской армии в 1702-1704 гг.?

19. Что свидетельствовало о закреплении русских на берегах Балтики?

Итак, мы вспомнили, что вначале Северной войны участники Северного союза терпели поражение, но к 1701 г. Россия, благодаря преобразованиям, проведенным в армии, стала одерживать победы, что позволило ей закрепиться на берегах Балтики, построив Санкт-Петербург.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Северной войны и остановимся на ее кульминационном моменте – Полтавской битве.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Полтавская битва».

Вначале мы изучим как разворачивались события до Полтавы. Затем рассмотрим Полтавскую битву и выясним какое она оказала значение на дальнейший ход Северной войны и положение России на международной арене.  

План изучения нового материала:

  1.  Продолжение войны.
  2.  Полтавская баталия.
  3.  Прутский поход Петра I.

Если у русской армии дела шли успешно, то у короля Речи Посполитой Августа II они обстояли хуже.

Карл XII вторгся в Польшу, занял Варшаву и посадил на трон своего ставленника Станислава Лещинского.

После того как Карл XII занял Саксонию, Август II вынужден был заключить с ним мир.

Что таким образом произошло с Северным союзом?

Петр I прекрасно осознавал, что теперь все силы Карл XII обрушит на Россию. Для разработки плана предстоящей кампании в 1706 г. собирается военный совет. Решено было не давать шведам генерального сражения, а измотать их в оборонительных боях, создав тем самым условия для контрнаступления.

Как вы считаете: правильное ли решение принял совет?

Петр предпринял меры по охране северо-западной границы, а защиту Украины поручил гетману Мазепе.

Кто-нибудь слышал о нем? Если нет, тогда о гетмане вы узнаете чуть позже.

В 1706 г. Карл XII подошел к русской границе. Продвижение его армии шло медленно, т.к. сопротивление оказывали местные жители, уходившие в леса и организовывавшие партизанские отряды.

К началу июня 1708 г. шведы сосредоточились у Минска. Карл ждал подкрепление, обещанное ему гетманом Мазепой, который вступил с ним в тайные переговоры, обещав не только казаков, но провиант и зимние квартиры. Однако Мазепа задерживался, и нетерпеливый Карл, переправившись через р. Березину подошел к Могилеву. Теперь он уже ожидал из Прибалтики корпус генерала Левенгаупта с обозом (7 т. возов) продовольствия и припасов. Однако генерал также задерживался. Не дождавшись его, Карл XII направился из Могилева в Смоленск.

Как вы считаете: правильно ли поступил Карл XII?

Петр I тем временем решил отрезать отряд Левенгаупта и настиг его у деревни Лесной.

28 сентября 1708 г. произошла битва, которую Петр назвал «матерью Полтавской баталии». Шведы потеряли 8,5 т., артиллерию и обоз; русские – 1.110 убитыми и 3 т. ранеными.

Узнав о  потерях, шведский король вынужден был, не дойдя до Смоленска, свернуть на Украину. Но Мазепа привел ему лишь 5 т. чел. Местное же население оказало сопротивление. Карл понимал, что спасти его может лишь генеральное сражение.

Как вы считаете: почему он пришел к такому выводу?

В середине ноября 1708 г. шведы вышли к предместьям Полтавы и расположились на зимние квартиры. Русские расположились у г. Лебедин.

Карл долго вынашивал план генерального сражения и того как его навязать русским.

Подумайте каким образом Карл XII мог заставить русских начать генеральное сражение?

Нужно взять Полтаву, гарнизон которой невелик.

25 апреля 1709 г. – осада Полтавы. Длилась 2 месяца, но Петра с армией не было.

Карл считал, что русские будут бить, находясь напротив Полтавы. Но они поднялись вверх по р. Ворксле и переправившись через нее зашли в тыл к шведам.

План русских. Перед русским лагерем равнина, по обеим сторонам лес. У переправы через Воркслу заградительный отряд. Таким образом, шведы могут атаковать только в лоб. В тылу у шведов оставалась Полтава. На подходах к русскому лагерю построили линию из 6 редутов, в них пушки.

Редут – это земляное укрепление 4-х угольной формы

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведы начали атаковать, но под ударами пушек отступили, взяв только 2 недостроенных редута. Так закончился 1 этап боя.

Перед вторым этапом русские выстроились в 2 линии: 1 линия: в середине – пехота, по флангам – конница, между ними артиллерия; вторая линия – резервная.  Шведы в центре поставили пехоту, по флангам – конницу.

Кто на ваш взгляд построил свои войска правильно: русские или шведы?

За несколько минут до решающего сражения Петр и Карл обратились к своим армиям с речью. Откройте учебник на стр. 203 и прочтите ее. Чья речь в тот момент была наиболее правильной?

Сражение началось в 9 часов утра. Большую часть сил Карл бросил на левый фланг и ему удалось его потеснить. Но угрозу прорыва первой линии удалось предотвратить, т.к. подоспел батальон второй линии резерва во главе с Петром.  Русская конница начала наступление на фланги шведов. Шведы побежали. Битва закончилась в 11 часов полным разгромом шведов, которые оставили 9 т. убитыми, 3 т. было взято в плен. Русские потеряли 1345 чел. И 3290 было ранено. Карл и Мазепа бежали в Турцию.

Что на ваш взгляд помогло победить русской армии? Какое новое слово было сказано в военной науке?

Какую роль, на ваш взгляд, сыграла Полтавская баталия на дальнейший ход Северной войны? Изменилось ли положение России на международной арене?

После Полтавы боевые действия возобновились в Прибалтике. Били освобождены Эстляндия и Лифляндия, за что особенно были благодарны России остзейцы – немецкие купцы

Положение России осложнилось начавшейся войной с Турцией в 1711 г. Неудачный Прутский поход и опасность ведения войны на два фронта вынудили заключить с Турцией мир, по которому Россия отказалась от Азова.

Вспомните, когда Азов отошел к России?

В каком году Карл подошел к русской границе?

Кто такой Мазепа?

Какой корпус шведов шел на соединение с Карлом и что с ним произошло?

Когда произошла Полтавская битва?

Подведите итог и скажите: каково значение Полтавской битвы для дальнейшего хода Северной войны и России?

  1.  Прочесть § 32 и пересказать;
  2.  При подготовке обратить внимание и поработать со схемой на стр. 202 учебника;
  3.  Отметить на контурной карте начальный этап Северной войны до 1713 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81637. У гостях у дієслів майбутнього часу. Дієслова майбутнього часу. Змінювання дієслів майбутнього часу за особами і числами 49.5 KB
  Мета: закріпити знання учнів про часові форми дієслів; навчитись утворювати просту і складену форми дієслів майбутнього часу; змінювати дієслова майбутнього часу за особами та числами; вчити працювати творчо; висловлювати свої думки; виховувати любов до рідної матусеньки.
81638. Іменник (узагальнюючий урок) 40 KB
  Мета: узагальнити знання учнів про граматичні ознаки іменника, розвивати вміння робити висновки та узагальнювати вміння аналізувати, розвивати творчі вміння аналізувати, розвивати творчі здібності, усне і писемне мовлення, виховувати старанність, любов до мови.
81639. Україна на планеті Земля 69.5 KB
  Мета: дати учням загальне уявлення про розташування України на карті; формувати пізнавальні комунікативні компетентності творче мислення; розвивати спостережливість уміння порівнювати класифікувати самостійно робити висновки; виховувати любов до своєї Батьківщини ощадливе ставлення до природи.
81640. Дівчатка й хлопчики 32.5 KB
  Хлопчики підходять до дівчаток і роблять їм комплімент потім навпаки. Діти називають риси характеру дівчаток і хлопчиків. Вчитель підводить їх до висновку що у дівчаток і хлопчиків є спільні риси характеру. Сьогодні поговоримо про дівчаток і хлопчиків жінок і чоловіків і про те чим...
81641. Стосунки зі старшими й молодшими. Образливі слова. Дружба 30.5 KB
  Мета. Довести до дітей значення стосунків і звичок для здоров’я людини. Виховувати шанобливе ставлення до людей різного віку. Обладнання. Зошит, підручник, ілюстрації до казок, кола з паперу червоного, зеленого й жовтого кольорів.
81642. Лики красоты 70.5 KB
  Красота и здоровья учащиеся владеют достаточно теоретическими знаниями о взаимосвязи гигиены спорта красоты и здоровья но в жизни часто не умеют отличить красивое от модного высокое прекрасное от попсы. Учитель Согласно данным опроса старшеклассниц 69 девушек формируют свой идеал красоты...
81643. О. Буцень «Чи є зима?» Розробка уроку українського читання у 2 класі 60 KB
  Українське читання Тема: О.Буценя Чи є зима удосконалювати навички правильного и виразного читання та навички літературного аналізу; формувати вміння працювати над текстом; орієнтуватися в структурі; розвивати самостійність критичність мислення пізнавальні інтереси. формувати соціальну компетентність: учити дітей працювати в парах у групах дискутувати вести діалог; виховувати спостережливість бережливе ставлення до природи культуру мовлення Обладнання: складова таблиця маски картки для читання малюнки черепахи сороки і ворони;...
81644. Відчиняє двері казка 103 KB
  Мета: перевірити і закріпити знання учнів з вивчених тем Українські народні казки та Казки українських письменників; удосконалювати діалогічне та зв’язне мовлення; виховувати гостинність бажання допомагати один одному. Які бувають казки Казки бувають народні і літературні.
81645. Буду я природі другом 86.5 KB
  Мета: поглиблювати навички роботи над різними жанрами творів; розвивати способи і види читання; виховувати бережливе ставлення до природи. II Мовна розминка Учитель Урок з читання почнемо без зупинки з артикуляційної розминки 1. Скоромовка Читання скоромовки дощиком Жовте жито жук жував і з Женею жартував.