54975

Полтавская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Карл XII вторгся в Польшу занял Варшаву и посадил на трон своего ставленника Станислава Лещинского. После того как Карл XII занял Саксонию Август II вынужден был заключить с ним мир. Что таким образом произошло с Северным союзом Петр I прекрасно осознавал что теперь все силы Карл XII обрушит на Россию. Карл XII подошел к русской границе.

Русский

2014-03-20

64.5 KB

3 чел.

План-конспект зачетного урока по истории

на тему: «Полтавская битва»

 Выполнил: студент 3 курса  исторического факультета

Курочкин А.А.

Проверил: учитель истории Кондратьева И.М.

 

Методист по предмету 

к.и.н., доцент Киреева Н.А.

Образовательная цель: сформировать у учащихся представление о дальнейшем ходе Северной войны и подробнее остановиться на рассмотрении Полтавской битвы. Создать образы битв близ деревни Лесной, осады Полтавы. Показать, что Полтавская битва действительно являлась кульминационным моментом в Северной войне и позволила России утвердиться на международной арене. Обратить внимание на события в Европе после Полтавы, затем перейти к рассмотрению войны России с Турцией. Познакомить с полководческим искусством Петра I и его планом Полтавской битвы. Поработать над формированием понятий: редуты, остзейцы.

Воспитательная цель: Пробудить у учащихся уважение и гордость русской армией, воспитать патриотические чувства, а также сочувствие и сопереживание русскому народу. Сформировать чувство восхищения личностью Петра и его делами.

С целью военно-патриотического и нравственного воспитания, используя образно-эмоциональное изложение помочь учащимся понять, что благодаря полководческому искусству Петра и его помощников, высокому духу и выучке русской армии, под Полтавой удалось разбить шведов и изменить ход Северной войны в пользу России. Воспитать чувство уважения к историческому прошлому.

Развивающая цель: развить историческое мышление, познавательные умения, воссоздающее воображение, речь, память. Сформировать способность анализировать историческое прошлое и делать выводы. Развитие картографических и хронологических умений, навыков работы со схемой. Научить выявлению причинно-следственных связей.

Тип урока: комбинированный

Оснащение: карта «Русское государство в XVIII веке», схема «Полтавская битва», портрет «Мазепа», учебник Д. Д. Данилов, Н. С. Павлова, В. А. Рогожкин «Российская история Нового времени. XVI-XVIII века». М.: Баласс, 2001, раздаточные карточки для опроса.

Деятельность учителя и учащихся

Приемы и средства обучения

Опрос домашнего задания

(13 мин.)

Фронтально

Индивидуально письменно с использованием раздаточных карточек для опроса

Индивидуально письменно у доски с использованием раздаточной карточки для опроса

Фронтально

Индивидуально

Индивидуально

Индивидуально

Фронтально

Фронтально

Индивидуально

Индивидуально

Фронтально

Индивидуально

Фронтально

Фронтально

Индивидуально у доски с использованием карты

Фронтально

Подведение итогов опроса

2. Изучение нового материала

(25 минут)

Вводное слово учителя

Запись темы урока на доске и в тетради.

Доведение целевой установки до сведения учащихся

Запись на доске.

Рассказ учителя

Показ на настенной карте и одновременная работа учащихся с картами-вкладышами (атласами)

Активизация познавательной деятельности

Объяснение учителя

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Демонстрация иллюстрации

Рассказ учителя, сопровождающийся показом по настенной карте, и работа учащихся с картами-вкладышами (атласами)

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Запись даты на доске и в тетради

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Рассказ учителя

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Запись даты на доске и в тетради

Запись термина на доске и в тетради

Запись даты на доске и в тетради

Объяснение учителя, работа со схемой

Активизация познавательной деятельности. Решение познавательной задачи.

Работа с учебником

Объяснение по схеме

Активизация познавательной деятельности.

Запись термина на доске и в тетради

Активизация познавательной деятельности с использованием  припоминания.

3. Закрепление (5 мин.)

Подведение итогов закрепления

4. Объяснение домашнего задания (2 мин.)

5. Выставление оценок за работу на уроке

1. Как называется тема, которую мы изучали на прошлом уроке?

2. К какой главе относится эта тема?

3. Несколько человек будут выполнять задания по карточкам.

Задания

  1.  Что такое рекрутский набор?
  2.  Что это за дата 1672-1725 гг.?
  3.  Какие страны входили в Северный союз?
  4.  Что такое регулярная армия?
  5.  Какая крепость и с какой целью была заложена в устье р. Невы?

4. Вызывается один человек к доске для выполнения задания по карточке.

1. Что произошло в ноябре 1700 г.?

2. Назовите участников Северной войны?

3. Что такое рекрутский набор?

4. Что за дата 16 мая 1703 г.?

5. С остальным классом мы вспомним, что произошло в 1700-1721 гг.?

6. Почему война получила название Северная? И между кем она происходила?

7. Почему война началась именно в 1700 г., а не раньше и не позже?

8. Способствовала ли началу войны обстановка в Европе?

9. Как действовали союзники на начальном этапе войны?

10. Почему Россия сразу не вступила в войну?

11. Что произошло в ноябре 1700 г.?

12. Расскажите о битве под Нарвой.

13. Какие уроки извлек для себя Петр из Нарвской битвы?

14. Вы правильно отметили, что он решил создать регулярную армию. Что это такое?

15. Какие мероприятия были проведены по созданию регулярной армии?

16. Что произошло в 1701 г.?

17. Кто из полководцев особенно отличился?

18. Как разворачивались боевые действия русской армии в 1702-1704 гг.?

19. Что свидетельствовало о закреплении русских на берегах Балтики?

Итак, мы вспомнили, что вначале Северной войны участники Северного союза терпели поражение, но к 1701 г. Россия, благодаря преобразованиям, проведенным в армии, стала одерживать победы, что позволило ей закрепиться на берегах Балтики, построив Санкт-Петербург.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Северной войны и остановимся на ее кульминационном моменте – Полтавской битве.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Полтавская битва».

Вначале мы изучим как разворачивались события до Полтавы. Затем рассмотрим Полтавскую битву и выясним какое она оказала значение на дальнейший ход Северной войны и положение России на международной арене.  

План изучения нового материала:

  1.  Продолжение войны.
  2.  Полтавская баталия.
  3.  Прутский поход Петра I.

Если у русской армии дела шли успешно, то у короля Речи Посполитой Августа II они обстояли хуже.

Карл XII вторгся в Польшу, занял Варшаву и посадил на трон своего ставленника Станислава Лещинского.

После того как Карл XII занял Саксонию, Август II вынужден был заключить с ним мир.

Что таким образом произошло с Северным союзом?

Петр I прекрасно осознавал, что теперь все силы Карл XII обрушит на Россию. Для разработки плана предстоящей кампании в 1706 г. собирается военный совет. Решено было не давать шведам генерального сражения, а измотать их в оборонительных боях, создав тем самым условия для контрнаступления.

Как вы считаете: правильное ли решение принял совет?

Петр предпринял меры по охране северо-западной границы, а защиту Украины поручил гетману Мазепе.

Кто-нибудь слышал о нем? Если нет, тогда о гетмане вы узнаете чуть позже.

В 1706 г. Карл XII подошел к русской границе. Продвижение его армии шло медленно, т.к. сопротивление оказывали местные жители, уходившие в леса и организовывавшие партизанские отряды.

К началу июня 1708 г. шведы сосредоточились у Минска. Карл ждал подкрепление, обещанное ему гетманом Мазепой, который вступил с ним в тайные переговоры, обещав не только казаков, но провиант и зимние квартиры. Однако Мазепа задерживался, и нетерпеливый Карл, переправившись через р. Березину подошел к Могилеву. Теперь он уже ожидал из Прибалтики корпус генерала Левенгаупта с обозом (7 т. возов) продовольствия и припасов. Однако генерал также задерживался. Не дождавшись его, Карл XII направился из Могилева в Смоленск.

Как вы считаете: правильно ли поступил Карл XII?

Петр I тем временем решил отрезать отряд Левенгаупта и настиг его у деревни Лесной.

28 сентября 1708 г. произошла битва, которую Петр назвал «матерью Полтавской баталии». Шведы потеряли 8,5 т., артиллерию и обоз; русские – 1.110 убитыми и 3 т. ранеными.

Узнав о  потерях, шведский король вынужден был, не дойдя до Смоленска, свернуть на Украину. Но Мазепа привел ему лишь 5 т. чел. Местное же население оказало сопротивление. Карл понимал, что спасти его может лишь генеральное сражение.

Как вы считаете: почему он пришел к такому выводу?

В середине ноября 1708 г. шведы вышли к предместьям Полтавы и расположились на зимние квартиры. Русские расположились у г. Лебедин.

Карл долго вынашивал план генерального сражения и того как его навязать русским.

Подумайте каким образом Карл XII мог заставить русских начать генеральное сражение?

Нужно взять Полтаву, гарнизон которой невелик.

25 апреля 1709 г. – осада Полтавы. Длилась 2 месяца, но Петра с армией не было.

Карл считал, что русские будут бить, находясь напротив Полтавы. Но они поднялись вверх по р. Ворксле и переправившись через нее зашли в тыл к шведам.

План русских. Перед русским лагерем равнина, по обеим сторонам лес. У переправы через Воркслу заградительный отряд. Таким образом, шведы могут атаковать только в лоб. В тылу у шведов оставалась Полтава. На подходах к русскому лагерю построили линию из 6 редутов, в них пушки.

Редут – это земляное укрепление 4-х угольной формы

27 июня 1709 г. в 2 часа ночи шведы начали атаковать, но под ударами пушек отступили, взяв только 2 недостроенных редута. Так закончился 1 этап боя.

Перед вторым этапом русские выстроились в 2 линии: 1 линия: в середине – пехота, по флангам – конница, между ними артиллерия; вторая линия – резервная.  Шведы в центре поставили пехоту, по флангам – конницу.

Кто на ваш взгляд построил свои войска правильно: русские или шведы?

За несколько минут до решающего сражения Петр и Карл обратились к своим армиям с речью. Откройте учебник на стр. 203 и прочтите ее. Чья речь в тот момент была наиболее правильной?

Сражение началось в 9 часов утра. Большую часть сил Карл бросил на левый фланг и ему удалось его потеснить. Но угрозу прорыва первой линии удалось предотвратить, т.к. подоспел батальон второй линии резерва во главе с Петром.  Русская конница начала наступление на фланги шведов. Шведы побежали. Битва закончилась в 11 часов полным разгромом шведов, которые оставили 9 т. убитыми, 3 т. было взято в плен. Русские потеряли 1345 чел. И 3290 было ранено. Карл и Мазепа бежали в Турцию.

Что на ваш взгляд помогло победить русской армии? Какое новое слово было сказано в военной науке?

Какую роль, на ваш взгляд, сыграла Полтавская баталия на дальнейший ход Северной войны? Изменилось ли положение России на международной арене?

После Полтавы боевые действия возобновились в Прибалтике. Били освобождены Эстляндия и Лифляндия, за что особенно были благодарны России остзейцы – немецкие купцы

Положение России осложнилось начавшейся войной с Турцией в 1711 г. Неудачный Прутский поход и опасность ведения войны на два фронта вынудили заключить с Турцией мир, по которому Россия отказалась от Азова.

Вспомните, когда Азов отошел к России?

В каком году Карл подошел к русской границе?

Кто такой Мазепа?

Какой корпус шведов шел на соединение с Карлом и что с ним произошло?

Когда произошла Полтавская битва?

Подведите итог и скажите: каково значение Полтавской битвы для дальнейшего хода Северной войны и России?

  1.  Прочесть § 32 и пересказать;
  2.  При подготовке обратить внимание и поработать со схемой на стр. 202 учебника;
  3.  Отметить на контурной карте начальный этап Северной войны до 1713 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52862. Формування ключових та предметних компетентностей молодших школярів у контексті викликів сьогодення 90 KB
  Велику роль у цьому відіграють навчальні ігри. Їх використання підвищує інтерес дітей до навчання, сприяє створенню сприятливого психологічного клімату на уроці та розвитку активності учнів, а також дозволяє сконцентрувати увагу на головному – опануванні мовленнєвими навичками
52864. Guidelines to training students for Independent Assessment 35.5 KB
  In terms of requirements to Independent Assessment in English we offer strategies on completing tests in reading and writing with comments on the order of their fulfilling which enables students to minimize time and increase efficiency.
52865. Креативне письмо на уроці іноземної мови 67.5 KB
  Мета даної статті – проаналізувати навчальний потенціал креативного письма в вивченні іноземної мови, дослідити переваги роботи з креативним письмом на уроці іноземної мови, визначити цінність написання креативного тексту для розвитку учня як особистості.
52867. Конкурсна програма «Who knows English better» 517.5 KB
  Мета: формувати мовну й мовленнєву компетенції в рамках вивчених тем, удосконалювати вміння учнів з аудіювання, читання та усного мовлення; розвивати вміння переносити знання та навички в нову ситуацію; формувати здатність працювати в парі, групі; виховувати любов до навчання.
52868. Свято англійської мови для 1-4 класів 172 KB
  Storyteller: Dear children! Hope you like fairy-tales very much! You know an old story about the wolf and 7 little kids, don’t you? Now the play begins! Once upon a time there lived Mother Goat and her 7 little kids. ( Mother Goat has a milk can in her hand. She wants to go to the market. Her kids are around her.)
52869. Розвиток комунікативних здібностей школярів на уроках англійської мови 188.5 KB
  Наприклад якщо учні познайомилися один з одним на початку нового шкільного року в них ніколи потім не виникає потреби знову це робити. Учні в класі як правило не мають потреби ставити запитання про те як пройти чи проїхати кудись у певному напрямку але вони мусять знати як це робити в реальних життєвих ситуаціях. Наприклад спочатку учні відпрацьовують команди напрямку.
52870. План-конспект уроку для 4 класу за темою „Christmas” 161 KB
  Тhis day people usually visit their friends. There is a lot of dancing and eating. People bring a piece of coal for good luck. People decorate trees with toys, send greeting cards and find presents in their stockings. People send cards to people they love. They don`t write their names.