54983

Макроэкономическое равновесие и цели макроэкономического развития. Рецессивный и инфляционный разрывы

Доклад

Макроэкономика

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы

Русский

2014-04-02

20.96 KB

7 чел.

Макроэкономическое равновесие и цели макроэкономического развития. Рецессивный и инфляционный разрывы.

Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и их использованием;

- факторами производства и результатами их использования;

- совокупным производством и совокупным потреблением;

- совокупным предложением и совокупным спросом;

- материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие – это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия:

  1. Ф. Кенэ – модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
  2. К. Маркс – схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
  3. В. Ленин – схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;
  4. Л. Вальрас – модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
  5. В. Леонтьев – модель «затраты – выпуск»;
  6. Дж. Кейнс – модель краткосрочного экономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное – достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

  1. Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;
  2. Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства
  3. Весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок идеальной конкуренции и отсутствии побочных эффектов, что в принципе не реально, так как в реальной экономике не существует таких явлений как совершенная конкуренция и чистый рынок. Кризисы и инфляция выводят экономику из состояния равновесия.

Реальное макроэкономическое равновесие – равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Различают частичное и полное равновесие:

  1.  Частичным называется равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства;
  2.  Полное (общее) равновесие есть одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы целиком, или макроэкономическое равновесие.

Полное экономическое равновесие – структурный оптимум хозяйственной системы, к которому общество стремится, но никогда его полностью не достигает в связи с постоянным изменением самого оптимума, идеала пропорциональности.

Цели национального экономического развития

Основная цель национального экономического развития – обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста. Для этого необходимо решить такие задачи, как увеличение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, снижение уровня безработицы и др.

Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разрабатывает систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющих экономическую политику. К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная системы. Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментов различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условиях рыночной экономики используется монетарный и фискальный виды экономической политики.

Монетарный подход связан с достижением поставленных макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.

Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налоговой и бюджетной систем. Для оценки эффективности проводимой в стране экономической политики используется показатель темпа прироста общественного продукта в целом и на душу населения в частности. Помимо этого, для оценки результатов реализации экономической политики используется ряд других агрегированных экономических показателей, объединенных в систему национальных счетов, о которых речь пойдет в следующем параграфе.

Рецессивный и инфляционный разрывы

Если фактический равновесный объём выпуска ниже потенциального, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т. е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полой занятости ресурсов, хотя равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD = AS) достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику и определяет рецессивный разрыв.

Рецессивный разрыв – это величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до уровня полной занятости. Рецессивный разрыв наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть расходов сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и снижением уровня занятости. А затем в силу эффекта мультипликатора приведёт к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечёт за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике. Чтобы преодолеть рецессивный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» точку равновесия. Если фактический равновесный уровень выпуска больше потенциального, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты. Возникает инфляционный разрыв.

Инфляционный разрыв – это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстаёт от инвестиционный потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутой полной занятости нет, постольку объёмы совокупного предложения возрасти не могут. Население всё большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растёт, а в силу эффекта мультипликатора нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного проса и «перемещение» точки равновесия.

Не следует смешивать рецессивный или инфляционный разрыв с разрывом ВВП. 

Разрыв ВВП – это разница между равновесным и потенциальным уровнями ВВП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15377. Роль Сбербанка в экономике страны 203.5 KB
  Введение В современном мире банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения но и выполняют огромное число разнообразных банковских операций необходимых для дальнейшего развития общества. Сберегательный банк это один из универсальных коммерчес
15378. СВОТ-анализ ООО Гермес 249 KB
  Характеристика фирмы Торговое предприятие ООО Гермес осуществляет торговохозяйственную деятельность. По своей организационноправовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Полное фирменное наименование: Общество с ограниченной отв...
15379. Себестоимость продукции животноводства и пути ее снижения 333 KB
  Производство продукции сельского хозяйства связано с использованием производственных ресурсов отрасли трудовых земельных водных материальных в процессе которого они частично или полностью потребляются а их стоимость перенос
15380. Социально-экономическое развитие Забайкальского края 2010-2020 гг 288 KB
  Забайкальский край – один из уникальных регионов Российской Федерации по своему ресурсному потенциалу, выгодной транспортной схеме, интегрированный в мировую систему коммуникаций, исключительно ценными рекреационными ресурсами, емкому и свободному, пока еще, от жесткой конкуренции рынку товаров и услуг.
15381. Стратегическое развитие малого предпринимательства в Тисульском муниципальном районе 593.5 KB
  Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Анализ нормативно правовой базы МСУ методологические основы планирования. Теория и методология малого бизнеса. Характеристика Тисульского...
15382. СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 276 KB
  КУРСОВАЯ РАБОТА СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Введение 1. Экономическое содержание понятий характеризующих страховой рынок 1.1 Понятие страховой рынок 1.2 Структура страхового рынка 2. Страховой рынок России на современном этапе 2.1 Развитие страх...
15383. Страховой рынок- становление и перспективы развития 265.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Современное экономическое развитие России обусловило необходимость возрождения страхового дела и развитие его на принципиально новой основе. Российский страховой рынок обладает мощным потенциалом развития. Об этом свидетельствует тот факт что общий ...
15384. Телевизионная реклама батончика NUTS 167 KB
  Введение У нас в стране реклама приобретает все большее значение. Ее целью является привлечение внимания покупателей к фирме ее возможностям и выпускаемым товарам подчеркивая их высокое качество новизну надежность удобство использования и приемлемую цену. Во в
15385. Толерантность и образование Теория 196.5 KB
  Помни что ты только человек Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.Сегодня так можно сформу...