54984

«Салют, Победа!»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

О минувшей войне необходимо знать все. Когда мне приходится туго ― Читаю в ночной тишине Письмо незабытого друга Который погиб на войне. У Юрия Бондарева есть роман о Великой Отечественной войне ― Горячий снег.

Русский

2014-03-20

151.5 KB

0 чел.

«Салют, Победа!»

Внеклассное воспитательное мероприятие в 11 классе (с русским языком обучения)

Цель: воспитание интереса к произведениям искусства о Великой Отечественной войне, чувства благодарной памяти, патриотизма

Оборудование: празднично оформленный читальный зал детской библиотеки, тематическая выставка книг, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация снимков военных фотокорреспондентов, музыкальные фрагменты

Ход мероприятия

Учитель. «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать, и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения». К. Симонов

Звучит песня «Священная война»

Ученик.

Меня умчала тряская теплушка,

А вы вдали остались на заре…

Но помню я печальную улыбку

И волосы ― что листья в серебре.

Я обещал, что возвращусь,

Что с фронта

Меня вернет к вам

Глаз печальных власть,

Но эти дни осенние, как воры,

Ту клятву собираются украсть.

И если сердце встретит пулю вражью,

И упаду вперед я, как бежал,

Уж вы меня простите,

да, простите,

Что не пришел и слова не сдержал.

Мирза Геловани. 1942

Ученик.

Когда мне приходится туго ―

Читаю в ночной тишине

Письмо незабытого друга,

Который погиб на войне.

Читаю сухие, как порох,

Обыденные слова,

Неровные строки, в которых

Доныне надежда жива.

И все торопливое, злое

Смолкает, стихает во мне,

К душе подступает былое,

Как в грустном возвышенном сне.

Весь мир этот, вечный и новый,

Я вижу, как будто с горы,

И вновь треугольник почтовый

В шкатулку кладу до поры.

Вадим  Шефнер

Учитель. «Треугольник почтовый», солдатское письмо друга несет в себе высокое содержание ― надежду погибшего. Это весть из героического прошлого, весть, заставляющая лирического героя всякий раз, когда он перечитывает письмо друга, соразмерять свою жизнь в настоящем с тем, что было надеждой павших в борьбе.

Ученица. У Юрия Бондарева есть роман о Великой Отечественной войне ― «Горячий снег». Знаменателен финал романа, когда командарм Бессонов вручает лейтенанту Кузнецову и его боевым друзьям орден Красного Знамени от имени верховной власти: «Все, что лично могу… Все, что могу… Спасибо!.. Спасибо за подбитые танки. Это было главное ― выбить у них танки. Это было главное…»

Ученица. Мы расстаемся с батарейцами в ту минуту, когда их ратный подвиг отмечен наградой. А Кузнецов вместо радости человека, оставшегося в живых, испытывает неотступное чувство вины: шуршит снежная крупа, белеет запорошенный снегом бугорок с санитарной сумкой…

Ученица. Финал романа соотносится со стихотворением А. Твардовского, одного из любимейших поэтов Ю. Бондарева.

Ученик.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они ― кто старше, кто моложе ―

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,―

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Ученица. Писательское слово окрашено думой о тех, живых и мертвых, которые шли «по горячему снегу фронтовых дорог» и которые завещали духовные высоты Великой Отечественной новым поколениям молодежи.

Учитель. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся имена погибших. Склоним голову перед величием их подвига. Вечная память всем павшим на всех полях сражений.

Минута молчания (звучит метроном)

Ученица. Всем известна «Книга про бойца» А. Твардовского ― «Василий Теркин». Ее герой ― ловкий и удачливый боец, человек веселый и бодрый, он сбивает самолет, переплывает ледяную реку. Твардовский не останавливается и перед тем, чтобы назвать его чудо‒человеком и даже богатырем. Но над бойцом имеют власть те же самые силы (и среди них ― смертная тоска, страх), что и над всеми смертными. Поэт доводит своего героя до многих малых и больших побед.

Ученик читает отрывок из главы «Бой в болоте» поэмы «Василий Теркин» (со слов «Перемокшая пехота/ В полный смак клянет болото…» до слов «…Наконец,/ Я скажу тебе короче/ И понятней: ты ― боец».)

Учитель. У меня в руках вырезка из газеты «Комсомольская правда» от 19 июня 1981 года с отрывками из сочинений, написанных выпускниками 81-го года. Эти ребята ― ровесники ваших родителей. Послушайте выдержки из работ.

«Каждый год 22-го июня приезжает в Брест старая женщина. Она приносит цветы к мраморной плите, на которой всего два слова: «Лейтенант Николай».  Она свято верит, что золотыми буквами высечено имя ее сына.»

«Год назад я была в Хатыни. В Белоруссии погиб каждый четвертый, много деревень сожжено дотла. Но мемориал поставлен еще и потому, что название «Хатынь» произошло от мирного слова «хата». В звоне колоколов Хатыни слышен и плач сожженных и убитых, и напоминание ― война несет ужас всем без исключения…»

«Однажды я стала свидетелем разговора, мальчик спросил у деда: «Есть братские могилы, а почему не бывает сестринских?» И я впервые задумалась над этим словом ― «братская» могила. Конечно, люди, полив своей кровью родную землю, породнились таким страшным образом, они стали, и правда, братьями по крови. Что же касается сестринских могил, то разве можно без волнения читать о сестрах милосердия, этих маленьких солдатах большой войны?»

Ученик.

Нас много у тебя, страна,

да, нас немало.

Мы ― это весь простор земной

в разливе света.

Я с вами.

Надо мной шумит моя победа.

Михаил Луконин

Песня «День Победы».

Презентация военных фотографий.

Аннотация

Художественная литература о Великой Отечественной войне будет для юношества источником знаний, уроком патриотизма, школой твердости и человечности, нравственной чистоты.

Ляшенко Ольга Борисівна

Донецька область, м. Амвросіївка, ОШ №2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46113. Принципы, задачи, содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией 26 KB
  Принципы задачи содержание логоритмического воспитания детей с речевой патологией. Принципы ЛР. Общедидактические принципы 1. принцип наглядности Обуславливает широкое взаимодействие показателей всех внешних и внутренних анализаторов.
46114. Коррекционно-образовательное значение литературы в обучении школьников с ТНР 18.5 KB
  Развитие речи в школе Vвида специальный вид деятельности учителя и учащихся направленных на овладение речью. Vв используется 3 основных подхода к литературному развитию учащихся школы общего назначения: психолингвистический лингводидактический методика преподавания литературы МПЛ 1 психолингвистический подход Достижение наибольшей эффективности работы по развитию речи на уровне литературы способствует применение психолингвистического подхода Психолингвистический термин Речевая деятельность система речевых действий...
46115. Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями 12.5 KB
  Предмет и задачи начального обучения математике детей с речевыми нарушениями. МПМ методика преподавания математике наука предметом которой является обучение математике на всех уровнях обучения начиная с дошкольного учреждения и заканчивая высшей школой. объект содержание методы средства Обучение математике решает развивающие образовательные воспитательные задачи: 1 образовательные : Ученики должны получить знания умения: представления о натуральном числе и числе 0.
46116. Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи, принципы и направления работы по развитию речи 13.5 KB
  Лингвистические и психологические основы методики развития речи детей. Задачи принципы и направления работы по развитию речи. деятельности по формированию речи у детей дошкольного возраста. Задачи работы по развитию речи направления работы : Воспитание ЗКР.
46117. Значение изобразительной деятельности в воспитании детей и коррекции у них речевых нарушений 14 KB
  Включение речи в познавательные процессы восприятие представление воображение без которых не может развиваться изобразительная деятельность оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. В свою очередь хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи.Развитие речи в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: вопервых происходит обогащение словаря вовторых осуществляется становление и развитие речи как средства общения втретьих совершенствуется...
46118. Психологические и лингвистические основы теорий речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность 13.5 KB
  Язык речь речевая деятельность. предмет речевая деятельность как целое и закономерности ее комплексного моделирования. Речевая деятельность акт. Речевая деятельность имеет предметное содержание определенную структурную организациювнешнюю и внутреннюю подчиняется общефункционнальным психическим механизмамвнимание память Язык = речь Щерба: троякий аспект языкового явления эксперимент в языкознании: сам процесс речевой деятельностипроцесс; языковая системакод; языковой материал.
46119. Современные принципы анализа высших психических функций. Речь в системе психических процессов. Модели порождения речевого высказывания 10.5 KB
  Стахостическая модель Миллер Хомский опирается на идею вероятности появления единицы на основе уже использованной. Модель Чарльза Осгуда Модель Хомского трансформирования. Модель Миллера Модель Т.
46120. Методика логопедического обследования ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 15.5 KB
  Обследование детей осуществляет логопед Логопедическое обследование ребёнка с ФФН проходит в несколько этапов: Подготовительный. Основной непосредственно обследование. Само обследование: артикуляционный аппарат и артикуляционная моторика; звукопроизношение; фонематическое восприятие обследование дифференциации звуков и сформированность навыков анализа и синтеза обследование слоговой структуры слова.
46121. Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи 24.5 KB
  Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи. Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевойспособности; сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении. Важно выяснить в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение...