54985

Видоизменение побегов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Русский

2014-03-20

657 KB

38 чел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №5

Тема урока: Видоизменение побегов.

Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24»

Учитель: Серикова Елена Викторовна

Предмет: биология

Раздел I: Царство растения.

Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут 

Тип урока: комбинированный.

Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная)

Цель урока: выяснить строение видоизменённых побегов – корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи урока:

  •  образовательная или обучающая: углубить знания о строении и функциях видоизменённых побегов, закрепление и развитие знаний учащихся о вегетативных и генеративных органах, их функции, побеге, как сложном вегетативном органе;
  •  развивающая: поддержание познавательного интереса, формирование мыслительных механизмов – дедукции, анализа, сравнения, обобщения, продолжить формирование навыка работы с живыми растениями, дополнительными источниками информации, развивать умение выполнять практические работы;
  •  воспитательная: продолжить формирование представлений о целесообразности и самооценки природы, воспитывать бережное отношение к природе.

ТСО, оборудование: комнатные растения, таблица “Видоизменения побегов”, гербарий, приготовленный учениками, учебник, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран.

Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке. 

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности видоизменения побегов, умеют логически мыслить «побег – стебель с расположенными листьями и почками, что луковица – видоизменённый побег»; понимают общее и различное между понятиями клубень и луковица, корень или корневище, их значение для растения и возможность практического использования.

СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №5

I. Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний (4 мин).

Биологический диктант (устно)

Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки) 

Ситовидные трубки входят в состав … (луба)

Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины)

Между корой и древесиной находится … (камбий)

Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием)

Кожица стебля и пробки – это … (покровные ткани)

III. Мотивация опорных знаний (2 мин).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА: Работая на промышленном участке, ученики выкопали пырей и стали его рассматривать. «Какой длинный корень!» – сказал один ученик. «Это корневище,» – возразил ему другой. Кто из них ошибся и почему? 

Учитель: Поможет разрешить эту ситуацию новый материал данной темы.

IV. Изучение нового материала (20 мин).

Учитель: В результате приспособления растений к разным условиям среды их побеги видоизменялись. Какие же бывают видоизменения? На экране ММУ дана схема.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ

надземные

подземные

-усы (земляника)

- усики (виноград)

- колючки (кактус)

- головка (капуста)

- ловчий аппарат (росянка)

- корневище (пырей)

- клубень (картофель)

- луковица (лук)

Учитель: Ребята, знаете ли вы, как используются растением, образовавшиеся в листьях органические вещества? Выслушав предположения учеников, продемонстрировать проросшие лук и клубни картофеля. 

Учитель: Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луковиц? Что представляют собой клубни и луковицы?

Учитель: Клубень – утолщённый подземный побег. Какое он имеет строение?

Предполагаемый ответ:

- основание; 

- верхушка;

- глазки.

Учитель: Что собой представляют глазки?

Предполагаемый ответ: 

- почки;

- листья.

Учитель: Глазки – это боковые пазушные почки клубня, расположенные в пазухах недоразвитых чашевидных листьев. Так можно ли считать клубень картофеля видоизмененным побегом?

Предполагаемый логический ход мыслей учащихся:

- есть недоразвитые листья;

- листья растут на побеге; 

- значит, клубень – это и есть побег.

Учитель: В видоизменённых побегах откладываются в запас органические вещества: в клубнях и корневище – в сердцевине.

- Где находится запас органических веществ у луковиц?

- Что представляют собой их запасающие органы? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим строение луковицы.

Учитель: Луковица – укороченный подземный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением-донцем.

Какое луковица имеет строение? (На экране ММУ изображение луковицы в разрезе).

Предполагаемый ответ:

- донце;

- снизу донца - придаточные корни;

- мясистые сочные листья;

- сухие чешуи.

Учитель: Так, исходя из составляющих строения луковицы, докажите, что луковица – побег.

Предполагаемый  ответ: 

- донце – стебель;

- под донцем расположены придаточные корни;

- над донцем – сочные листья.

ВЫВОД:  т.к. побег – стебель с расположенными листьями и почками, то луковица – видоизменённый побег.

Учитель: Теперь мы можем разрешить проблемную ситуацию, спор учеников, пырей имеет корень или корневище? Что же такое корневище?

Предполагаемый ответ:

Корневище – это видоизменённый подземный побег. Каково его строение?

Найдите ответ на вопрос в учебнике на с.56. 

Предполагаемый ответ: 

- имеет чашевидные листья;

- имеет боковые почки;

- имеет верхушечные почки;

- не имеет корневого чехлика.

Из предложенных ответов сделаем вывод?

ВЫВОД:  корневище – побег.

Учитель: Ребята, мы с вами вместе провели исследование и пришли к выводу, что корневище, клубень и луковица – это подземные видоизменённые побеги. Со строением и значением надземных видоизменённых побегов мы ознакомимся после изучения темы «Лист».

V. Закрепление изученного материала (13 мин). 

Учитель: Домашним заданием было провести практическое исследование по определению плодов и видоизменённых побегов. Перед выполнением лабораторной работы №6, и используя изученный теоретический материал, сформулируйте вывод.

Предполагаемый ответ:

- из предложенного исследовательского материала к плодам относятся яблоко, огурец;

- видоизменённые побеги – картофель, луковица. 

Учитель: Правильно. Прошу открыть тетради для лабораторных работ, используя все полученные знания и практические наблюдения, выполнить лабораторную работу №6.

Учитель: О каких видоизменениях говорится в загадках?

У лысой головки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы, 

А брови – безволосы.

 (Клубень картофеля)

Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно.    

(Луковица, дно – укороченный стебель)

В земле верёвочка, 

А в ней – кладовочка.  

(Корневище пырея)

Учитель: Правильно. Видоизменённые побеги служат резервуаром запаса питательных веществ, а также растения с их помощью могут вегетативно размножаться.


VI
. Итог урока. Выставление оценок (1 мин) 

- Чему мы сегодня научились на уроке?

- Что мы нового узнали?

VII. Домашнее задание (1 мин): изучить § 14, подготовить дополнительный материал по видоизменениям побегов.

Используемая литература:

1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005.

2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил.

3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с.

4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25473. Сущность, функции и структура социальной работы 16.56 KB
  Сущность функции и структура социальной работы Социальная работа Холостова это разновидность человеческой деятельности цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности существования личности семьи социальных и др. специалисты стала затем особой профессией получившей название социальной работы. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком так и в широком смысле слова; 4.Социальномедицинская функция организация...
25474. Структура социальной работы. Направлении уровни формы и методы социальной работы 13.46 KB
  Направлении уровни формы и методы социальной работы субъект содержание из вытекающих функций средства управление объект цельОбъект и предмет основополагающие категории развития теории социальной работы. Так в словаресправочнике по социальной работе отмечено: Объектом исследования социальной работы является процесс связей взаимодействий способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты дополнительного образования молодежной...
25475. Современные записки 11.08 KB
  И как теперь видно именно литературный отдел Современных записок создал им известность если не сказать славу обеспечил жизнеспособность всему изданию когда в 1940 году после немецкого вторжения во Францию продолжать его выпуск стало невозможно в НьюЙорке с января 1942 года стал выходить Новый Журнал основанный романистом Марком Алдановым и поэтом Михаилом Цетлиным где был сохранён круг авторов Современных записок. Семьдесят номеров Современных записок журнал задумывался как ежемесячник но по многим причинам связанным...
25476. Принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы 11.37 KB
  принципы профессиональной социальной работы. Значение принципов для практик социальной работы Принцип универсальности исключение дискриминации при оказании социальной помощи по расовым национальным религиозным политическим и иным признакам Принцип охраны социальных прав оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части из них Принцип социального реагирования осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам действовать в соответствии с...
25477. Российское телеграфное агентство (РОСТА) — центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918—1925 годах. 11.67 KB
  Новое агентство было названо Российским Телеграфным агентством при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете сокращенно РОСТА. Техническую базу РОСТА составили структуры Петроградского телеграфного агентства и частных информационных агентств. СНК всем средствам массовой информации вменялось в обязанность перепечатывать полученные по каналам РОСТА декреты Советского правительства и последние новости.
25478. ГАЗЕТА ИЗВЕСТИЯ ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ, КРЕСТЬЯНСКИХ И КРАСНОАРМЕЙСКИХ ДЕПУТАТОВ (1917-1921) 10.78 KB
  Москвы и Московской области 16 апреля 1921 г. Переписка с Обкомом ВКПб ОГПУ прокурором Ленинградской области о работе газеты; о письмах крестьян с критикой коллективизации сельского хозяйства принудительного труда крестьян на лесозаготовках состоянии сельского хозяйства в деревнях Ленинградской области и другим вопросам. ЛЕНИНСКИЙ ПУТЬ ОРГАН ВОЗНЕСЕНСКОГО РАЙКОМА ВКПб И ВОЗНЕСЕНСКОГО ИСПОЛКОМА РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 19381941 Приказы по редакции и типографии газеты.
25479. Методы соц.работы 13.88 KB
  работы давала Хотемова на лекциях в ПЛ № 34 способы совокупность приемов и операций в соц. по направлениям и формам соц.работы: ● организационные; ● соц.