54985

Видоизменение побегов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Русский

2014-03-20

657 KB

38 чел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №5

Тема урока: Видоизменение побегов.

Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24»

Учитель: Серикова Елена Викторовна

Предмет: биология

Раздел I: Царство растения.

Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут 

Тип урока: комбинированный.

Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная)

Цель урока: выяснить строение видоизменённых побегов – корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи урока:

  •  образовательная или обучающая: углубить знания о строении и функциях видоизменённых побегов, закрепление и развитие знаний учащихся о вегетативных и генеративных органах, их функции, побеге, как сложном вегетативном органе;
  •  развивающая: поддержание познавательного интереса, формирование мыслительных механизмов – дедукции, анализа, сравнения, обобщения, продолжить формирование навыка работы с живыми растениями, дополнительными источниками информации, развивать умение выполнять практические работы;
  •  воспитательная: продолжить формирование представлений о целесообразности и самооценки природы, воспитывать бережное отношение к природе.

ТСО, оборудование: комнатные растения, таблица “Видоизменения побегов”, гербарий, приготовленный учениками, учебник, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран.

Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке. 

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности видоизменения побегов, умеют логически мыслить «побег – стебель с расположенными листьями и почками, что луковица – видоизменённый побег»; понимают общее и различное между понятиями клубень и луковица, корень или корневище, их значение для растения и возможность практического использования.

СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №5

I. Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний (4 мин).

Биологический диктант (устно)

Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки) 

Ситовидные трубки входят в состав … (луба)

Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины)

Между корой и древесиной находится … (камбий)

Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием)

Кожица стебля и пробки – это … (покровные ткани)

III. Мотивация опорных знаний (2 мин).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА: Работая на промышленном участке, ученики выкопали пырей и стали его рассматривать. «Какой длинный корень!» – сказал один ученик. «Это корневище,» – возразил ему другой. Кто из них ошибся и почему? 

Учитель: Поможет разрешить эту ситуацию новый материал данной темы.

IV. Изучение нового материала (20 мин).

Учитель: В результате приспособления растений к разным условиям среды их побеги видоизменялись. Какие же бывают видоизменения? На экране ММУ дана схема.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ

надземные

подземные

-усы (земляника)

- усики (виноград)

- колючки (кактус)

- головка (капуста)

- ловчий аппарат (росянка)

- корневище (пырей)

- клубень (картофель)

- луковица (лук)

Учитель: Ребята, знаете ли вы, как используются растением, образовавшиеся в листьях органические вещества? Выслушав предположения учеников, продемонстрировать проросшие лук и клубни картофеля. 

Учитель: Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луковиц? Что представляют собой клубни и луковицы?

Учитель: Клубень – утолщённый подземный побег. Какое он имеет строение?

Предполагаемый ответ:

- основание; 

- верхушка;

- глазки.

Учитель: Что собой представляют глазки?

Предполагаемый ответ: 

- почки;

- листья.

Учитель: Глазки – это боковые пазушные почки клубня, расположенные в пазухах недоразвитых чашевидных листьев. Так можно ли считать клубень картофеля видоизмененным побегом?

Предполагаемый логический ход мыслей учащихся:

- есть недоразвитые листья;

- листья растут на побеге; 

- значит, клубень – это и есть побег.

Учитель: В видоизменённых побегах откладываются в запас органические вещества: в клубнях и корневище – в сердцевине.

- Где находится запас органических веществ у луковиц?

- Что представляют собой их запасающие органы? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим строение луковицы.

Учитель: Луковица – укороченный подземный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением-донцем.

Какое луковица имеет строение? (На экране ММУ изображение луковицы в разрезе).

Предполагаемый ответ:

- донце;

- снизу донца - придаточные корни;

- мясистые сочные листья;

- сухие чешуи.

Учитель: Так, исходя из составляющих строения луковицы, докажите, что луковица – побег.

Предполагаемый  ответ: 

- донце – стебель;

- под донцем расположены придаточные корни;

- над донцем – сочные листья.

ВЫВОД:  т.к. побег – стебель с расположенными листьями и почками, то луковица – видоизменённый побег.

Учитель: Теперь мы можем разрешить проблемную ситуацию, спор учеников, пырей имеет корень или корневище? Что же такое корневище?

Предполагаемый ответ:

Корневище – это видоизменённый подземный побег. Каково его строение?

Найдите ответ на вопрос в учебнике на с.56. 

Предполагаемый ответ: 

- имеет чашевидные листья;

- имеет боковые почки;

- имеет верхушечные почки;

- не имеет корневого чехлика.

Из предложенных ответов сделаем вывод?

ВЫВОД:  корневище – побег.

Учитель: Ребята, мы с вами вместе провели исследование и пришли к выводу, что корневище, клубень и луковица – это подземные видоизменённые побеги. Со строением и значением надземных видоизменённых побегов мы ознакомимся после изучения темы «Лист».

V. Закрепление изученного материала (13 мин). 

Учитель: Домашним заданием было провести практическое исследование по определению плодов и видоизменённых побегов. Перед выполнением лабораторной работы №6, и используя изученный теоретический материал, сформулируйте вывод.

Предполагаемый ответ:

- из предложенного исследовательского материала к плодам относятся яблоко, огурец;

- видоизменённые побеги – картофель, луковица. 

Учитель: Правильно. Прошу открыть тетради для лабораторных работ, используя все полученные знания и практические наблюдения, выполнить лабораторную работу №6.

Учитель: О каких видоизменениях говорится в загадках?

У лысой головки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы, 

А брови – безволосы.

 (Клубень картофеля)

Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно.    

(Луковица, дно – укороченный стебель)

В земле верёвочка, 

А в ней – кладовочка.  

(Корневище пырея)

Учитель: Правильно. Видоизменённые побеги служат резервуаром запаса питательных веществ, а также растения с их помощью могут вегетативно размножаться.


VI
. Итог урока. Выставление оценок (1 мин) 

- Чему мы сегодня научились на уроке?

- Что мы нового узнали?

VII. Домашнее задание (1 мин): изучить § 14, подготовить дополнительный материал по видоизменениям побегов.

Используемая литература:

1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005.

2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил.

3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с.

4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55075. Исследование прав авторов и их гражданско-правовой защиты 439 KB
  Исследовать понятие авторского права и его компоненты, понятие исключительного права в контексте авторских прав, изучить проблему определения субъектов авторских прав в современной России, проанализировать вопрос определения объектов авторских прав как основополагающей правовой дефиниции при осуществлении авторских прав, дать анализ проблематике защиты имущественных прав авторов
55076. Т.Г.Шевченко – думи мої… думи… 68 KB
  Тарас Шевченко великий легендарний поет казкового краю художник-мислитель палкий захисник соціальних та національних інтересів українського народу великий борець за волю свого народу свого краю обстоював права українського народу на його вільний суверенний розвиток.
55077. Пізнай себе і ти пізнаєш світ 104.5 KB
  У кожної дитини є таланти і здібності тому задача педагога допомогти їй знайти їх у собі а знайшовши розвивати викликати бажання займатися самовихованням спонукати до саморозвитку допомагати учням у самовизначенні формувати його духовне обличчя утверджувати повагу до гідності й розуму людини...
55078. Создание презентации средствами Power Point. Презентация “Моя учебная неделя” 94 KB
  Создание презентации средствами Power Point. Актуализация опорных знаний построение алгоритма создания презентации. Игра правда неправда обсуждение возможностей редактирования разных объектов в презентации.
55079. Створення в автоматичному режимі макросів та їх використання 494 KB
  Мета: навчитися керувати інтерфейсом текстового процесора WORD, налаштовувати панелі інструментів, записувати макроси. Розвивати вміння та навички роботи з джерелом інформації, логічне мислення. Виховувати інформаційну культуру
55080. Форматування і друкування текстових документів 1012 KB
  щоб відкрити діалогове вікно Абзац потім натисніть на корінці вкладки Відступи і інтервали В області Відступ натискайте стрілки біля текстових полів зліва і справа щоб збільшити чи зменшити відступ. Для виділення першого рядка абзацу за допомогою відступу чи для створення висячого рядка натисніть на стрільці текстового поля âперший рядокâ потім укажіть величину відступу в текстовому полі. Натисніть кнопку ОК. Натисніть кнопку ОК.
55082. Створення, відкриття, збереження файлів книг. Введення й редагування діапазонів 775 KB
  Для запуску програми виконайте такі дії: Натисніть на кнопку Пуск. Відшукайте в ньому програму Microsoft Excel і натисніть на ній. Щоб покинути Excel і повернутися до робочого столу Windows 95 виконайте будьяку з цих операцій: Відкрийте меню Файл і натисніть на Вихід. Натисніть на кнопку Закрити в правому кутку заголовка вікна Excel.
55083. Налоговая система и ее элементы 20.05 KB
  Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.