54985

Видоизменение побегов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Русский

2014-03-20

657 KB

38 чел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №5

Тема урока: Видоизменение побегов.

Школа: КУ «ЛУВК средняя общеобразовательная школа I-II ст. – лицей №24»

Учитель: Серикова Елена Викторовна

Предмет: биология

Раздел I: Царство растения.

Класс: 7а (25 учащихся), урок 45 минут 

Тип урока: комбинированный.

Технология обучения: проблемное обучение, ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах (коллективная)

Цель урока: выяснить строение видоизменённых побегов – корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Задачи урока:

  •  образовательная или обучающая: углубить знания о строении и функциях видоизменённых побегов, закрепление и развитие знаний учащихся о вегетативных и генеративных органах, их функции, побеге, как сложном вегетативном органе;
  •  развивающая: поддержание познавательного интереса, формирование мыслительных механизмов – дедукции, анализа, сравнения, обобщения, продолжить формирование навыка работы с живыми растениями, дополнительными источниками информации, развивать умение выполнять практические работы;
  •  воспитательная: продолжить формирование представлений о целесообразности и самооценки природы, воспитывать бережное отношение к природе.

ТСО, оборудование: комнатные растения, таблица “Видоизменения побегов”, гербарий, приготовленный учениками, учебник, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point, ММУ, ПК, экран.

Оформление доски: На доске записана тема урока, записаны проблемные вопросы, которые необходимо решить на уроке. 

Методы и приемы: словесный (рассказ с элементами беседы), практический, логический (проведение сравнений корневища, клубня, луковицы); установление общих признаков, организационный – выполнение лабораторной работы.

Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности видоизменения побегов, умеют логически мыслить «побег – стебель с расположенными листьями и почками, что луковица – видоизменённый побег»; понимают общее и различное между понятиями клубень и луковица, корень или корневище, их значение для растения и возможность практического использования.

СТРУКТУРА УРОКА И ХОД УРОКА №5

I. Вводная часть. Организационный этап: приветствие, сообщение темы и цели урока (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний (4 мин).

Биологический диктант (устно)

Под кожицей стебля находится слой клеток … (пробки) 

Ситовидные трубки входят в состав … (луба)

Стебель дерева состоит из коры, древесины и … (сердцевины)

Между корой и древесиной находится … (камбий)

Образовательная ткань в стебле деревьев называется … (камбием)

Кожица стебля и пробки – это … (покровные ткани)

III. Мотивация опорных знаний (2 мин).

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА: Работая на промышленном участке, ученики выкопали пырей и стали его рассматривать. «Какой длинный корень!» – сказал один ученик. «Это корневище,» – возразил ему другой. Кто из них ошибся и почему? 

Учитель: Поможет разрешить эту ситуацию новый материал данной темы.

IV. Изучение нового материала (20 мин).

Учитель: В результате приспособления растений к разным условиям среды их побеги видоизменялись. Какие же бывают видоизменения? На экране ММУ дана схема.

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ПОБЕГОВ

надземные

подземные

-усы (земляника)

- усики (виноград)

- колючки (кактус)

- головка (капуста)

- ловчий аппарат (росянка)

- корневище (пырей)

- клубень (картофель)

- луковица (лук)

Учитель: Ребята, знаете ли вы, как используются растением, образовавшиеся в листьях органические вещества? Выслушав предположения учеников, продемонстрировать проросшие лук и клубни картофеля. 

Учитель: Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луковиц? Что представляют собой клубни и луковицы?

Учитель: Клубень – утолщённый подземный побег. Какое он имеет строение?

Предполагаемый ответ:

- основание; 

- верхушка;

- глазки.

Учитель: Что собой представляют глазки?

Предполагаемый ответ: 

- почки;

- листья.

Учитель: Глазки – это боковые пазушные почки клубня, расположенные в пазухах недоразвитых чашевидных листьев. Так можно ли считать клубень картофеля видоизмененным побегом?

Предполагаемый логический ход мыслей учащихся:

- есть недоразвитые листья;

- листья растут на побеге; 

- значит, клубень – это и есть побег.

Учитель: В видоизменённых побегах откладываются в запас органические вещества: в клубнях и корневище – в сердцевине.

- Где находится запас органических веществ у луковиц?

- Что представляют собой их запасающие органы? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим строение луковицы.

Учитель: Луковица – укороченный подземный побег, стеблевая часть которого представлена плоским утолщением-донцем.

Какое луковица имеет строение? (На экране ММУ изображение луковицы в разрезе).

Предполагаемый ответ:

- донце;

- снизу донца - придаточные корни;

- мясистые сочные листья;

- сухие чешуи.

Учитель: Так, исходя из составляющих строения луковицы, докажите, что луковица – побег.

Предполагаемый  ответ: 

- донце – стебель;

- под донцем расположены придаточные корни;

- над донцем – сочные листья.

ВЫВОД:  т.к. побег – стебель с расположенными листьями и почками, то луковица – видоизменённый побег.

Учитель: Теперь мы можем разрешить проблемную ситуацию, спор учеников, пырей имеет корень или корневище? Что же такое корневище?

Предполагаемый ответ:

Корневище – это видоизменённый подземный побег. Каково его строение?

Найдите ответ на вопрос в учебнике на с.56. 

Предполагаемый ответ: 

- имеет чашевидные листья;

- имеет боковые почки;

- имеет верхушечные почки;

- не имеет корневого чехлика.

Из предложенных ответов сделаем вывод?

ВЫВОД:  корневище – побег.

Учитель: Ребята, мы с вами вместе провели исследование и пришли к выводу, что корневище, клубень и луковица – это подземные видоизменённые побеги. Со строением и значением надземных видоизменённых побегов мы ознакомимся после изучения темы «Лист».

V. Закрепление изученного материала (13 мин). 

Учитель: Домашним заданием было провести практическое исследование по определению плодов и видоизменённых побегов. Перед выполнением лабораторной работы №6, и используя изученный теоретический материал, сформулируйте вывод.

Предполагаемый ответ:

- из предложенного исследовательского материала к плодам относятся яблоко, огурец;

- видоизменённые побеги – картофель, луковица. 

Учитель: Правильно. Прошу открыть тетради для лабораторных работ, используя все полученные знания и практические наблюдения, выполнить лабораторную работу №6.

Учитель: О каких видоизменениях говорится в загадках?

У лысой головки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы, 

А брови – безволосы.

 (Клубень картофеля)

Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно.    

(Луковица, дно – укороченный стебель)

В земле верёвочка, 

А в ней – кладовочка.  

(Корневище пырея)

Учитель: Правильно. Видоизменённые побеги служат резервуаром запаса питательных веществ, а также растения с их помощью могут вегетативно размножаться.


VI
. Итог урока. Выставление оценок (1 мин) 

- Чему мы сегодня научились на уроке?

- Что мы нового узнали?

VII. Домашнее задание (1 мин): изучить § 14, подготовить дополнительный материал по видоизменениям побегов.

Используемая литература:

1. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. Біологія. 7-11 класи. Київ. Ірпінь. 2005.

2. Биология. Учебн. для 7 кл. общеобразоват. учеб. завед. / В.Р.Ильченко, Л.Н. Рыбалко, Т.А. Пивень – Полтава: Довкілля – К, 2007. – 240с.: ил.

3. Усі уроки біології. 7 клас / Ю. Г. Гамуля, О. В. Гамуля. – Х.: Вид. група «Основа», 2007. – 176 с.

4. Биология. 7 класс: Разработки уроков. – Х.: Изд-во «Ранок»,2011. – 304 с. – (Новый мастер-класс).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26359. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. Итоги революции 18.89 KB
  Сийес распустил слух об опасном якобинском заговоре и устроил так что те депутаты совета старейшин на которых он не рассчитывал или которых боялся не попали на заседание в котором предполагалось принять задуманные заговорщиками решения. Собравшиеся депутаты единогласно вотировали перенесение законодательного корпуса в СенКлу где оба совета должны были собраться на другой день не ранее полудня. Бонапарт окружённый генералами и офицерами немедленно отправился на заседание совета где произнес короткую речь с обещанием поддерживать...
26360. Бранденбургско-прусское государство во вт.пол. XVII- первой трети XVIII в. 29.76 KB
  XVII первой трети XVIII в. Социальноэкономическое и политическое развитие Германии в XVIII в. Борьба Пруссии и Австрии за гегемонию в Центральной Европе Господство крепостного права Мекленбург Бранденбург Померания Восточная Пруссия Силезия оставались в XVIII в. Сгон крестьян с земли принимает все более широкие размеры со второй половины XVIII в.
26361. Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии 27.52 KB
  Фридрих II и просвещённый абсолютизм в Пруссии. Фри́дрих II или Фридрих Великий известный также как по прозвищу Старый Фриц нем. Фридрих родился в Берлине 24 января 1712 года при крещении получил имя КарлФридрих. Его отец король Пруссии Фридрих Вильгельм I из династии Гогенцоллернов мать София Доротея Ганноверская дочь короля Англии Георга I.
26362. Просвещенный абсолютизм в Австрии. Реформы Марии-Терезии и Иосифа II 15.02 KB
  Реформы МарииТерезии и Иосифа II. Правление Иосифа II 178090 Сын Марии Терезии Иосиф II ставший соправителем своей матери после 1765 часто вступал с ней в споры по вопросам государственной политики. Демонстрируя просвещенность и добрую волю Иосиф II провозгласил равенство всех подданных перед судом и при сборе налогов. Хотя Иосиф II объявил себя защитником католичества он вел энергичную борьбу с властью папы Римского.
26363. Итальянские войны 1494-1559 г 25.59 KB
  Французские войска вторглись в Италию подчинили Флоренцию и практически не встречая сопротивления в 1495 году заняли Неаполь. 6 июля 1495 года французские войска встретились с армией Венецианской лиги в сражении при Форново и не сумев добиться победы ушли во Францию. В 1496 году испанские войска очистили территорию Италии от французских гарнизонов остававшихся в крепостях а французский гарнизон в Неаполе капитулировал. В 1501 году французские войска вторглись на территорию Неаполя а испанский экспедиционный корпус высадился в Калабрии.
26364. Тридцатилетняя война 1618-1648 г 29.02 KB
  Тридцатилетняя война 16181648 г. Тридцатилетняя война 1618 1648 первый в истории Европы военный конфликт затронувший в той или иной степени практически все европейские страны в том числе и Россию за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе. Последняя значимая религиозная война в Европе породившая вестфальскую систему международных отношений.
26365. Война за испанское наследство 34.66 KB
  Когда же Людовик XIV начал более агрессивно расширять свои территории некоторые европейские державы главным образом Англия и Голландская республика выступили на стороне Священной Римской империи чтобы воспрепятствовать усилению Франции. Другие государства присоединились к союзу против Франции и Испании чтобы попытаться заполучить новые территории или же защитить уже имеющиеся. В результате Филипп V остался королём Испании но лишился права наследовать французский престол что разорвало династический союз корон Франции и Испании. В...
26366. Война за австрийское наследство 17.67 KB
  Претензии сторон После смерти императора Карла VI 20 октября 1740 года его старшая дочь Мария Терезия вступила согласно постановлению Прагматической санкции во владение всеми землями австрийской монархии но её наследственные права стали оспариваться с разных сторон а одновременно с тем заявлены были и разные другие притязания. Прусский король Фридрих II Великий прежде всех воспользовался этим случаем чтобы заявить древние права своего дома на силезские герцогства Лигниц Волау Бриг и Егерндорф и в декабре 1740 года вступил в Силезию....
26367. Семилетняя война 1756-1763 г. и европейская дипломатия вт.пол. XVIII в 62.81 KB
  Первая 1740 1742 и вторая 1744 1748 Силезские войны являются составной частью Войны за австрийское наследство. Североамериканский театр войны называют франкоиндейской войной. Причины войны Первые выстрелы Семилетней войны раздались задолго до её официального объявления и не в Европе а за океаном. Фридрих считая войну с Австрией неизбежной и сознавая ограниченность своих ресурсов сделал ставку на английское золото а также на традиционное влияние Англии на Россию рассчитывая удержать Россию от участия в предстоящей войне и избежать...