54991

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Практическая работа

Педагогика и дидактика

При проведении предлагается инструкция содержащая цель работы тему урока по которой должен быть составлен конспект критерии оценки. Время предоставляемое на написание конспекта урока составляет 3 часа. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы нового учебного материала.

Русский

2014-04-02

216 KB

2 чел.

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций

Задача студента в ходе написания конспекта урока – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Общие требования к написанию конспекта:

  1.  Студенту заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
  2.  При проведении предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки.
  3.  Время, предоставляемое  на написание конспекта урока, составляет 1,5 – 3 часа.
  4.  Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
  5.  Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта  может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
  6.  Студенту должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока (таблица 1).

Схема конспекта урока 

Таблица 1

Этапы работы

Содержание этапа

Оценка методиста(по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент, включающий:

  •  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  •  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  •  описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  •  определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  •  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  •  описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  •  описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  •  определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  •  описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  •  описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  •  описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3.

Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  •  постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  •  определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  •  изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  •  описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  •  описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  •  описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  •  описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  •  постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  •  определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  •  описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  •  описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  •  описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

5.

Задание на дом, включающее:

  •  постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  •  определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  •  определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Обработка результатов

Оценка выполненной  работы производится по двум основным показателям:

  •  Уровень владения учебным материалом: насколько глубоко и полно раскрыта заданная тема урока.
  •  Уровень развития базовых педагогических компетенций. Оценка уровня квалификации проводится на основе следующих компетенций педагогической деятельности
  1.  Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
  2.  Компетентность в области мотивации учебной деятельности
  3.  Компетентность в области информационной основой педагогической деятельности
  4.  Компетентность в области принятия педагогических решений
  5.  Компетентность в области организации учебной деятельности

 


Схема конспекта урока

Студент (ФИО) _________________________________________________________________________

Предмет___________________________________________Класс___________________________________________

Тема урока_________________________________________________________________________________________

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)

Этапы работы

Содержание этапа

Оценка (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент, включающий:

  •  постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  •  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  •  описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  •  определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  •  определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока;
  •  описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  •  описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  •  определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  •  описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  •  описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  •  описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

3.

Объяснение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  •  постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  •  определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  •  изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);
  •  описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  •  описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  •  описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  •  описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  •  постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  •  определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  •  описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  •  описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  •  Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

5.

Задание на дом, включающее:

  •  постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  •  определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  •  определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА


__________________________________________

(Тема урока)

  1.  

ФИО (полностью)

  1.  

Место проведения урока

  1.  

Должность

  1.  

Предмет

Русский язык

  1.  

Класс

1

  1.  

Тема и номер урока в теме

Урок №1 Знакомство с буквой Ш, ш

  1.  

Базовый учебник

Букварь часть первая. 1 класс. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова

  1.  Цель  урока: формирование умений выделять звук [Ш] в речи, умение слышать и слушать этот звук,

9. Задачи:

- обучающие: знакомство с буквами Ш, ш; звуком ш, учить находить место звука в словах;  познакомить  с особенностями   этого звука ( нет  мягкой пары),упражняться в чтении слов с буквой ш; 

- развивающие: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса;

- воспитательные: воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия на уроке.

  1.  Тип урока: изучение нового материала
  2.  Формы работы учащихся: фронтальная, работа по группам, самостоятельная работа
  3.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
  4.  Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового намера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)

Деятельность учащегося

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.Орг. момент.

Самоопределение к деятельности  

 

Настойка на работу в стихотворной форме:

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся

У нас все получится

Подготовка класса к работе

Чтение стихов  детьми

1

2.Актулизация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Повторение звуков, изученных на уроке чтения.

Создание ситуации затруднения.

 

Выделяют  первый звук в словах (Дом –  [ д ], бык – [б], шар – [?].

Называют звук [ш] Определяют тему урока.

 

 

3

3. Постановка учебной задачи

1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации.

Звуковой анализ слов «груша», «катушка» на основе моделей: чтение их по слогам и   орфоэпически

Знакомит со звуком[ш], и обозначением его  буквами Ш.ш.

Просит  произнести  звук[ш],

Посмотрите как эту  букву изобразил  веселый художник.

Учитель

демонстрирует  иллюстрацию(Звук [ш],  

Демонстрирует иллюстрацию на  интерактивной доске «Подбери гардероб»

Соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами. Считают  сколько всего  букв в этих словах.

Дети  произносят  звук.определяют(звонк.-глух, тв-мягк), определяют,что звук [ш],  не имеет  мягкой пары. (чтен.правила  в учебнике)

Дети рассматривают иллюстрацию, характеризуют  звук[ш],выбирают ответ 

Конструируют букву Ш  из  палочек.

Дети  выбирают одежду, где есть звук  [ш]   и нажимают  мышкой.

6

3

2

1

2

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации стр. 125.

Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.

Чтение слов, полученных в результате замены одной буквы жар – шар, кашка – каска.

Анализируя ситуацию, дети должны постараться выполнить чтение по слогам, а потом орфоэпически.  

4

5.Физкультминутка

Называет  слова (шар,шарик, стол,кошка,шишка,домик,Шапокляк)

Если  в слове  звук[ш],  приседают,если  нет,то  встают на носочки

1

6. Первичное закрепление

Устанавливает

осознанность восприятия.

Первичное обобщение стр. 126.

Игра «Найди слово».

Поставить учебную задачу перед каждой группой.

Организовать проверку.

Работа в группах

1 группа – найди слово в слове (шарф, шутка, машина).

2 группа – соедини слоги так, чтобы получились слова ( дру – жу, ды – шу, лу – жу, про – шу …).

3 группа – составить и прочитать слова, найти слово, в котором больше слогов, чем других (Са – ша …).

4 группа – прочитай новые слова, меняя одну букву.   

4

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний. Прочитай текст на стр. 127.

Найди и подчеркни предложение, в котором рассказывается, что любила делать Пушинка.

Работа с текстом стр.127-128 «Что вы знаете о йогах».

Помоги учителю прочитать текст и придумать вопросы для одноклассников.

Читая текст, дети подчеркивают предложение : «Пушинка катала по комнате бабушкины катушки». Как называлась книга, которую мышонок нашел в саду?

Какие картинки были в этой книге?

Какое решение принял Мыша?

Почему  он решил подкинуть книгу коту?

6

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

3.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Организация рефлексии.

Какое правило  мы с  вами  вывели?

Демонстрирует  иллюстрацию Опиши звук [ш], интерактивное задание

Звук [ш] не имеет мягкой пары.

 Дети выбирают правильный  ответ и нажимают мышкой на него.

1

1

                                                                                          Приложение к плану-конспекту урока

______ Знакомство с буквой Ш, ш ________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Звук [ш], иллюстрация 

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a38f90-a01-0180-01e5-627c236e3281/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BIM_136%5D.swf

2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Подбери гардероб, интерактивное задание

интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a390c-0a01-0180-00a8-8bc28ef679ff/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BIM_137%5D.swf

3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Опиши звук [ш], интерактивное задание

интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4a6b-0a01-0180-0063-6a7e9b82bdc7/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BQS_141%5D.html

Тема «Согласные звуки [д], [д`], буква д». Написание строчной буквы д.

Цель: знакомство с согласными звуками [д], [д`], буквой д. (2 ч.)

Задачи:

- формировать умение выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

- формировать умение начертания письменных букв, слов;

- формировать умение писать предложения;

- формировать умение анализировать текст.

Оборудование: карточки со словами; карточки для работы в парах, группах; карточки с цифрами; цветные магниты.

Символы:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Актуализация

знаний

Работа с текстом. Выделение звуков [д], [д`] из слов.

Читаю текст и выставляю таблички со словами на доску в определённой последовательности ( это опора для запоминания ).

Это…(дом). Из трубы идёт…(дым). У дома растёт…(дуб). На дубе…(дупло). У дупла…(дятел). У дома сидит…(дед). Рядом с дедом играют…(дети).

- Какие слова помогли нам создать эту картинку?

- Что общего в этих словах?

- Какой это звук?

- Почему?

Читаю слова : дом, дым, дуб, дупло.

- Какой звук в начале этих слов?

- Каким цветом обозначим?

Читаю слова: дед, дети.

- Какой звук в начале этих слов?

- Каким цветом обозначим?

- Ребята, какую шапочку подарим схеме-человечку этих звуков?Проверим.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

Составляем план работы на уроке.

Знакомство со звуками [д], [д`].

Знакомство с новой буквой.

Письмо букв, слогов, слов.

Чтение слогов, слов.

Работа с предложением.

Работа с текстом.

Работа с иллюстрацией.

- Что мы сейчас сделали?

(выставляю оранжевый кружок).

Каждый пункт плана обозначаем знаком.

Диалог учителя и учеников.

Обозначают синим кружком.

Обозначают зелёным кружком.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

3). Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные:

3). Формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные:

2). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания.

- Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?

Найдём эту букву в печатном алфавите.

- Расскажите, что мы узнали про звуки, которые обозначаем буквой д.

  1.  Работа со схемой-человечком.

     - Какие новые знания мы открыли?

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

2. Сравнение печатной и письменной буквы д (на доске).

- Чем похожи, чем отличаются?

- На что похожа буква д?

Вот стоит, дымок пуская,

Буква д, труба печная,

Этот домик - буква д.

- А как сделать, чтобы в доме было тепло и уютно?

3. Работа в прописи. (стр. 14)

      работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию.

- Как думаете, а в этом доме тепло и уютно? Почему?

- Назовите, глядя на рисунок. Как можно больше слов со звуками [д], [д`].

письмо буквы д.

1). - Из каких элементов состоит буква д?

- В каких буквах мы встречаем эти элементы?

- Что показывают точки?

- Что показывает стрелка?

2). Показ учителем (под счёт – раз и два).

3). Обведение буквы д в табло.

4). Письмо букв.

1 строка: обведите красной ручкой овал, зелёной ручкой – петлю.

Красной ручкой 3 – букву О.

Зелёной ручкой 3 – букву Д.

2 строка: элементы буквы д – красной, зелёной ручкой;

Наклонные линии – синей ручкой;

Буква д – красной, зелёной, красной…

Какой цвет дальше?

Обозначьте самую красивую букву.

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

Диалог ученика и учителя.

Дают устную характеристику звукам.

Работа в парах (выполненные работы вывешивают на доску).

Рассказ о букве и звуках по схеме-человечку (проверка).

Обводят букву д.

Гимнастика для пальцев: постукивание, поглаживание.

Оцениваем работу по алгоритму.

Познавательные:

4). Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

4). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

3). Формирование умения работать в паре.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем иллюстраций текстов.

Познавательные:

4). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

7). Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

2). Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

  1.  Применение нового знания.

1). Составление рассказа по опорным словам.

- Прочитайте слова, в которых звук [д] твёрдый.

- Прочитайте слова, в которых звук [д`] мягкий.

- Кто попробует вспомнить нашу картинку и составить рассказ с помощью опорных слов?

- Можно ли сказать, что это – текст? Почему?

- Где происходят события?

- Как можно назвать наш текст?

- Какой пункт плана выполнили (отметили).

2). Чтение слогов (домик со слогами):

ДА ТА АД АТ

ДО ТО ОД ОТ

ДУ ТУ УД УТ

ДЫ ТЫ ЫД ЫТ

ДИ ТИ ИД ИТ

Читаем громко с буквой д, тихо – с т.

3). Игра «Доскажи словечко» (выбираем слог, дополняем до слова).

4). Работа в прописи. Письмо слогов. (использую карточки с цифрами)

ДО (синий) – 3

ОД (зелёный) – столько же, сколько слогов ДО

ДА (красный), АД (зелёный), ДУ (синий) – 2

ДЫ (синий), ЫД (зелёный), ДИ (красный) – 1

УД (зелёный, красный), ИД (зелёный, красный)

- Какой пункт плана выполнили .

5). Звуко-буквенный анализ слова Родина.

Загадка:

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Поле с тонким колоском,

Тёплый вечер за окном.

Как всё это мы зовём?

(Р1А)

- Ребята, а зачем нам уметь делать звуко-буквенный анализ слова?

6). Работа со словами.

- Прочитайте слова.

- Подчеркните слова, которые можно отнести к теме «Родина»:

дом, дуб, дорога, душа, дырка, ладони, родник.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Чем слово дом отличается от слова домик?

- Источник воды, бьющий из-под земли – что это?

7). Работа в прописи. Письмо слов (цветными ручками).

Родина, дом, род, родник, друг, подруга.

Списывание предложения с печатного текста.

Анализ предложения:

- постановка ударения в словах;

- подчёркивание опасных мест;

- выбор необходимой схемы предложения на доске;

- повторение правописания заглавной буквы в словах.

Коллективная работа.

В деревне.

Во дворе.

У деда.

Работа в парах (один читает слова с буквой д, другой – с т, потом - наоборот).

Один ряд – с д, второй ряд – с т.

Проверка: сверяют с образцом на доске.

Оцениваем по алгоритму.

Работа в группах.

Выполняют анализ по плану учителя.

Взаимопроверка.

Работа в парах.

Проверка фронтальная.

С комментированием.

Проверка (сверяют с образцом).

Оцениваем по алгоритму.

Познавательные:

1). Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные:

1). Формирование умения слушать и понимать других.

2). Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

3). Формирование умения работать в паре.

Личностные:

2). Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

2). Формируем умение представлять информацию в виде схемы.

Познавательные:

3). Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов.

Познавательные:

4). Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.

Регулятивные:

4). Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

2). Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные:

3). Формирование умения выявлять сущность, особенность объектов.

5). Формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

3). Формирование умения работать в парах.

Познавательные:

2). Формирование умения представлять информацию в виде схемы.

  1.  Итог.

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Кому было легко?

- Кому пока трудно?

- Кто или что помогло справиться?

- Кто доволен своей работой?

- Кто хотел бы что-то исправить?

- Что для этого нужно сделать?

- Как бы оценили свою работу на уроке?

Познавательные:

4). Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

4). Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с текстом

В. Хмельницкого «Дымок» *

1). Работа с текстом до чтения.

- Что изобразил наш художник?

- Прочитайте название текста В. Хмельницкого.

- Как думаете, это сказка или рассказ?

2). Чтение по предложениям с комментированием (учитель).

Над трубой появился белый дымок.

- Представьте, какой был дымок.

Осмотревшись, он быстро помчался вверх.

- Автор оживил его, заметили?

- Постой, не спеши! – стала учить труба. – Некогда мне, - запыхтел дымок. – Я хочу всё увидеть.

- Каким был дымок?

- А как в тексте об этом узнаём?

- Мир велик, - возразила труба. – Вряд ли тебе это удастся.

- Почему так думает труба? А что ответит дымок? Предположите.

- А я сразу на все четыре стороны полечу! – выпалил дымок. И… не успела труба его предупредить, как дымок растаял.

- Каким образом ответил дымок трубе? Что значит слово выпалил?

- Что случилось с дымком? Почему? Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял.

- Слишком он у меня горячий, - огорчённо вздохнула труба и посмотрела вверх: там, в голубом небе, плыли чьи-то послушные дети.

- А как об этом говорится в тексте? Размышляем дальше. Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

3). Выявление первичного восприятия.

- За какие важные мысли можно тексту сказать «спасибо».

- Сказку подарил нам В. Хмельницкий или рассказ?

4). Творческое задание.

- А о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака?

Познавательные:

6). Формирование умения ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные:

1). Формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

1). Формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

3). Формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие воспитания.

1). Воспитание нравственного чувства, этического сознания готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2). Гражданско-патриотическое воспитание.

3). Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4). Воспитание ЗОЖ.

5). Эстетическое воспитание.

В течение урока проводятся физкультурные минутки дежурными ребятами.

Конспект открытого урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе «Исполнение ФГОС на первой ступени общего образования»

Конспект урока литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1  классе
Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».


Цель урока:
познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа.

Задачи урока:
учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
продолжить формирование умения читать слова по слогам и орфоэпически;
формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание;
развивать память, внимание, фонематический слух, культуру звукопроизношения;
воспитывать культуру учебного труда, коллективизм.

Оборудование: модель предложения с моделями слов, звуковые фишки, задания на печатной основе с эталоном проверки, шарады;
презентация, таблица букв, буква Х, х

Основные этапы
урока. (Время) Содержание урока Формирование УУД
1.
Этап мотивации (1мин) Учитель:
- Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Вы за парты дружно сели
И на Дашу посмотрели.
Даша расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?
Личностные УУД
(самоопределение).
Создание ситуации успеха.
2. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
(5 мин) Дети:
Хмурый, хилый хнычет Хорь –
На Хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.

Дети:
- Звук [Х], [Х’].
Учитель:
- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?
Дети:
- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
Учитель:
- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:
Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)
Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
Учитель:
- Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?
Познавательное
УУД (логическое).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным)

Личностное УУД (жизненное самоопределение)

3.
Этап построения
проекта
коррекции
выявленных
затруднений.
(Работа над новым материалом в учебнике).
(8 – 10 мин) 1) Работа по схемам.
Учитель:
- Откройте учебник по закладке.
- Давайте охарактеризуем новые звуки по моделям на стр. 92.

- Дети:
- 1 ученик – первый звук (согл.,
глухой, твёрдый)
2 ученик – второй звук (согл.,
глухой, мягкий)
Учитель:
- Ребята вы согласны с товарищами?
- Поверите на слово или будем доказывать??
- Давайте докажем, правильно ли ребята сказали?
- Прочитайте 1 слово под первым рисунком.
- Где слышится новый звук? (В середине)
- Какой он? (Согл.,глух.,тв.)
- Прочитайте 2 слово.
- В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)
- Как называют человека, который занимается опытами?
- Прочитайте.
(Химик)
- Где слышится новый звук?
( В начале)
- Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком. Где слышится новый звук?
- В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)
- Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.
1 ряд – доказывает, что они согласные.
2 ряд – глухие звуки.
3 ряд – тв., мягк.
ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
2) Знакомство с буквой
Учитель:
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.
«Ха» - большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
Имена собственные и начало предложений пишутся с большой
буквы, а остальные слова – с маленькой.
3) Конструирование буквы.
- На что похожа буква Ха?(Катя М., картинка.)
Ха – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)
- Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? После какой знакомой буквой она стоит? (Ф)
- Вернёмся к задачам урока.
- Решили мы первую задачу?
- Вторую задачу?
ФИЗМИНУТКА.
- Потрудились, теперь отдохнём.
(Юля)
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку. Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней).

Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные УУД (мыслительные
операции): решаются путём привлечения интриги. Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие.

Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие.

4.
Первичное закрепление.
(3 мин) 1) Чтение слогов с новой буквой.
- Посмотрите на задачи урока.
Первую задачу мы выполнили.
- Вторую цель достигли.
- Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать.
- Почитаем слоги в учебнике.
Игра «Эхо».
- Я читаю, вы повторяете. Следите внимательно.
- Это не только слоги, но и слова.
В русском языке они называются - МЕЖДОМЕТИЯ.
- Поему слоги записаны в 3 столбика? (1 – гл. и согл., 2 – тв. согл. и гл., 3 – мяг. согл. и гл.)
- Какие гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного?
- Твёрдость?
Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД
5.
Включение нового знания в систему знаний.
(7 мин) 1) Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.
- Будем читать слоги и слова с новой буквой на стр. 93.
Сначала жужжащим чтением.
Потом по цепочке.
2) Придумайте предложение по картинке. Смоделируйте удачное предложение.
Один ученик доказывает правильность построения модели предложения.
Хитроватая мышь ускользнула от лисы.
3) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
Шёпотом девочки читают на розовом фоне для мальчиков.
- Что заметили в написании интересного?
ВЫВОД. Меняется одна гласная на другую или согласная на другую согласную.
- А мальчики на голубом фоне для девочек.
Что заметили?
ВЫВОД. К одному слову добавили впереди согласную.
- ЗНАЧЕНИЯ каких слов не понятны?
- хилый – больной
- хлев – место для загона скота



Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество.

Познавательные УУД (информационные).
Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие.

Познавательные УУД (логические):
анализ объектов целью
выделения в них существенных признаков.

6.
Задания на развитие речи и внимания.
(4 мин) Релаксация. Отдых под музыку.
Учитель:
1)- А сейчас прочитайте скороговорку, про кого,
посмотрите на рисунок. СЛАЙД КРАБА.
- Прочитайте медленно вслух, чётко проговаривая каждое слово.
- Прочитайте быстро.
- Запомните её.
- Теперь, кто быстрее всех и без ошибок произнесёт её?
(В это время 2 ученика восстанавливают пословицу.
«Буква заблудилась»)
Не делай из муки слона.
Голода не бойся – по пояс мойся.
- Проверим, как ученики справились с заданием.
2) – Посмотрите на рисунок, прочитайте загадку к этой отгадке. СЛАЙД АРБУЗА.
СЛАЙД КЛУБКА.
ВЫВОД.
- Ребята, скороговорки, пословицы, загадки – всё это устное народное творчество, мудрость народа. Называются фольклором. Личностные УУД:
эстетическая ориентация: пословицы, поговорки, загадки.

Познавательные УУД (подведение под понятие)

7.
Итог урока.
Рефлексия.
(2 мин) - Какие задачи ставили?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
8.
Творческая работа и самооценка.
(2 мин) - Перед вами задания.
- Прочитайте их и выполните в парах.
- Проверьте себя по эталону.
- Какие были трудности?
- Кто справился без ошибок?
- Ставьте себе «5»!
Регулятивные УУД
(контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности)
Этап реализации творческого проекта. - Некоторые ребята подготовили творческие проекты – презентации на бумажных носителях по изученным буквам.
Работа над проектами ведётся поэтапно. Учитель направляет, корректирует работу. Коммуникативные УУД, личностные УУД, познавательные УУД
Самооценка
работы - Давайте сделаем салют из нашего настроения.
- Красная фишка – отличное, бодрое.
- Жёлтая – спокойное.
- Зелёная – грустное.
- Покажите, какое настроение получилось.
- Что нужно сделать, чтобы настроение на уроке было отличное? (Трудиться на уроке, слушать внимательно учителя и одноклассников).
- Желаю вам плодотворной работы.
- Спасибо за урок!


Проектирование уроков деятельностной направленности
в образовательном процессе начальной школы.


В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Работая над методической темой кафедры «Формирование и развитие профессиональной компетенции учителей в период экспериментального внедрения ФГОС» учителя кафедры знакомились с инновационными процессами в образовании в целом и начального образования в частности. Перед педагогами были поставлены задачи:

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

- изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-объектной ситуации, в которой ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».

Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения.

Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов –
учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.

В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило – «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе – «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»; третье – «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания – единство анализа и синтеза.

Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей – общего, абстрактного, к нижним – конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ.

Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, и как продукт познавательной деятельнеости учащихся.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.


Системно-деятельностный подход


Основной результат – развитие личности ребенка

на основе универсальных учебных действий


Основная педагогическая задача 

создание и организация условий,

инициирующих детское действие



Чему учить?

обновление

содержания


Ради чего

учить?

ценности

образования


Как учить?

обновление

средств

обучения

Что важно знать и уметь учителю начальной школы?

  •  знать принципы деятельностного подхода;
  •  уметь реализовать его на практике;
  •  освоить новую систему оценивания – критериальную;
  •  освоить принципы организации диалога на уроке.
  •  Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
  •  придание результатам образования социально - и личностно - значимого характера;
  •  более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  •  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  •  существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  •  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.


 Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  •  от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  •  от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  •  от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  •  от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения



 Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей
системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип
непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип
целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип
минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип
психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип
вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип
творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



 

Типология уроков А.К. Дусавицкого.


Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1.  Урок постановки учебной задачи.
  2.  Урок решения учебной задачи.
  3.  Урок моделирования и преобразования модели.
  4.  Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5.  Урок контроля и оценки.


Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1.  
    уроки «открытия» нового знания;
  2.  
    уроки рефлексии;
  3.  
    уроки общеметодологической направленности;
  4.  
    уроки развивающего контроля.


1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1.  
    предъявление контролируемого варианта;
  2.  
    наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3.  
    сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4.  
    оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

  1.  
    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2.  
    Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3.  
    Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4.  
    Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5.  
    Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6.  
    На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7.  
    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8.  
    Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9.  
    Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  
    Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  
    Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  
    На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

 8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.










 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41944. Определение напряжений в днищах, нагруженных внутреннем давлением 145.5 KB
  Теоретический расчет напряжений и деформаций в эллиптическом и плоском днищах, нагруженных внутренним давлением; Экспериментальное определение напряжений и деформаций в днищах, сравнение их с расчетными значениями; Сравнение днищ различной формы с точки зрения возникающих в них напряжений.
41945. Исследование распределения напряжений в эллиптическом и коническом днищах 385.56 KB
  Напряжения и деформации МПа МПа МПа Коническое днище МПа МПа 159 МПа Описание экспериментальной установки Основными элементами лабораторной установки рисунок 1 являются рабочая емкость 1 плунжерный насос 2 манометр 3 и бачок для масла. Обработка экспериментальных данных Деформации возникающие в стеке конического днища и эллиптического днища пропорциональны разности показаний где разность показаний от всех датчиков коэффициент тензочувствительности Используя закон Гука для плоского нагруженного состояния в котором находится...
41946. Анализ напряженного состояния аппарата, нагруженного внутренним давлением и изгибающим моментом 410.71 KB
  В соответствии с этой теорией меридиональные и кольцевые напряжения возникающие в стенке цилиндрической оболочки составляют: ; ; МПа МПагде r – радиус оболочки по срединной поверхности r = 01055м Из приведенных соотношений видно что напряжения вызванные внутренним давлением р постоянны не зависят от положения сечения на оболочке. При изгибе колонны в её стенках возникают нормальные в меридиональном направлении а также касательные напряжения которыми в виду их малости можно пренебречь. Меридиональные напряжения определяются по...
41947. РОЗРАХУНОК ПРИПУСКІВ НА МЕХАНІЧНУ ОБРОБКУ ОПТИЧНИХ ДЕТАЛЕЙ 19.86 MB
  Обладнання для виконання лабораторної роботи Оптичні деталі: лінза призма. Припуск zt на товщину по осі заготовок лінз та пластин встановлюють від верхньої межі допуску на розмір готової деталі. Величину zt яка лежить в межах від 18 до 80 мм призначають в залежності від діаметра Do круглих або найбільшої сторони некруглих пластин: Припуск zd на діаметр встановлюють від номінального розміру готової деталі від 15 до 120 мм. Призначають zd так як і припуск на товщину по осі в залежності від діаметра деталі.
41948. Створення діаграми дій 175.84 KB
  Вивчення призначення методів побудови елементів діаграми дій. Хід роботи Створити на діаграмі дії переходи точку прийняттярішення контролючийперехід Привести линіїдіаграми до ортогональноговигляду.
41949. Изучение характеристик и определение параметров тиристоров 450.47 KB
  –Вольтамперная характеристика: а динистора б тринистора В отличие от динистора имеющего фиксированное напряжение включения у триодного тиристора Uвкл можно уменьшать увеличивая ток IУ тем самым управлять моментом его включения. Рисунок 3 – Тринистор выключаемый Недостатком такого выключения является большое значение обратного тока управляющего электрода которое приближается к значению коммутируемого тока тиристора. Отношение амплитуды тиристора к амплитуде импульса выключающего тока управляющего электрода называется...
41950. Створення основної діаграми класів 185.98 KB
  Створити основну діаграму класів рис. Створити приклад основної діаграми пакета Курсы рис.13 та приклад діаграмикласів принадлежащих различным пакетам рис.
41951. Відображення атрибутів та операцій класів, наслідування и агрегування на діаграмах класів 192.04 KB
  Создать диаграмму классов пакета Курсы и включить классы ПредложениеКурса Курс КонтрольПредложенияКурса в диаграмму классов. Обеспечить отображение всех атрибутов и операций на диаграмме классов. Создать диаграмму иерархии наследования классов Профессор и Студент. Переместить атрибуты по иерархии наследования классов и получить дерево наследования.
41952. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАКЕТА MATLAB 83 KB
  Схема набора объекта управления. Исследование системы управления. Схема системы управления модели. выбранные коэффициенты усиления и времени интегрирования по каналу управления Ти=500 и К=0,04 приводят к устойчивой работы системы.