54993

Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока

Научная статья

Педагогика и дидактика

Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени

Русский

2014-04-02

68.5 KB

48 чел.

Подготовка учителя к уроку истории.

Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока.

  1.  Общее понятие о тематическом планировании. Виды тематических планов.
  2.  Рекомендации по составлению календарно-тематического плана.
  3.  План-конспект урока http://www.festival.1september.ru (примеры)
  4.  Определение целей урока.

  1. Тематическое планирование. Планирование работы учителем - необходимый элемент его деятельности. Тщательное планирование поможет учителю целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи.

Обычно учитель составляет планы трех видов: годовой, календарно-тематический, поурочный.

 Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени, так как могут быть различные сбои в плане из-за болезни учителя, объявленных карантинов, переноса праздничных дней и т.п. После того как составлен годовой план, учитель приступает к планированию учебного материала по каждой теме, т.е. составляет календарно-тематический план.

 Календарно-тематический план - это распределение по урокам учебного материала каждой темы. Как правило, календарно-тематический план составляется на полугодие или год и утверждается администрацией школы.

2. Рекомендации по составлению календарно-тематического плана. При составлении календарно-тематического плана следует иметь в виду, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, он опирается на предыдущие и готовит последующие уроки. Поэтому поставленные образовательные задания могут быть успешно решены при планировании системы уроков по теме, что обеспечивает взаимосвязь уроков и позволяет всесторонне изучить тему. В этой системе каждый отдельный урок имеет свою конкретную цель.

При составлении календарно-тематического плана в каждой теме или разделе необходимо выделить знания, подлежащие усвоению и определяющие содержание учебного материала, а также умения, которые должны быть сформированы у учащихся. При этом важно определить не только объем знаний и умений, но и необходимый уровень их усвоения на каждом этапе. Большую роль при составлении календарно-тематических планов играет определение последовательности подачи всех элементов знаний.

Календарно-тематический план позволяет своевременно организовать повторение материала, предусмотреть работу с программным обеспечением к каждому уроку, самостоятельную работу учащихся, продумать для них индивидуальные задания. Такой план дает возможность учителю заранее готовиться к различным видам работы на уроке.  Единой общепринятой формы календарно-тематического плана не существует.

Календарно-тематические планы облегчают подготовку учителя к уроку, по мере приобретения учителем опыта работы они расширяются и совершенствуются.

 

 3. Рекомендации по составлению плана-конспекта урока. План-конспект это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.  Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

ПЛАН УРОКА

  1.  Тема урока: (переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная, определенная); здесь же указывается номер урока, тип урока (урок вводный, изучения нового, комбинированный (смешанный), контрольный, урок проверки и учета знаний, повторительно-обобщающий).
  2.  Цели урока:

Образовательные цели: какие важнейшие знания формируются, что самое главное из содержания урока должен освоить ученик; отмечаются также повторение, углубление, закрепление знаний.

Воспитательные цели: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание интереса к историческим личностям, любовь к изучению предмета. Воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а также общения учителя с учениками. Воспитательные цели выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.

Развивающие цели: какое развитие ученика преследует учитель: наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое воображение. К развивающим целям относятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).

  1.  Задачи урока (объяснение исторических терминов и понятий, работа с историческими документами, работа со сравнительной таблицей, работа с исторической картой и др.).
  2.  Оборудование урока. Перечисляются оборудование и приборы для демонстраций: список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, интерактивная доска, ЭВМ (компьютер, ноутбук) и т.д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы, CD, DVD-диски и др.).
  3.  Ход урока: основная часть вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока.

 

  •  Проверка домашнего задания (10-15 минут).

Вопросы учителя

Предположительные ответы учащихся

  •  Изучение нового материала (25-30 минут).

Работа учителя

Деятельность учащихся

  •  Домашнее задание на следующий урок (номер параграфа, рекомендации, разъяснения).

4. Определение целей урока. Цель в общенаучном понимании означает мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель – это конечный результат, который планирует получить учитель за урок. Цели и задачи (развитие (формирование) умений и навыков), всегда те, которые можно проверить.

 Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения). Неправильное определение педагогических задач (целей) ведет к ошибкам на уроке.

Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок.

Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического планирования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).

При планировании к целям надо подходить комплексно, рассматривать цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях.

Планирование целей должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретических положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредметных связей.

В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию общеисторических целей вносит данный урок.

 

Цели урока:

Образовательные (познавательные):

  1.  Сообщение новых фактов.
  2.  Введение новых терминов, понятий.
  3.  Изучение новых явлений.
  4.  Организация усвоения нового материала.
  5.  Изучение закона или закономерностей.
  6.  Обучение новому способу действий.
  7.  Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
  8.  Совершенствование, расширение известного знания.
  9.  Отработка навыков, закрепление известного способа действий.
  10.  Изучение устройства механизма, таблицы.
  11.  Ознакомление и систематизация знаний.

Воспитательные:

  1.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
  2.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
  3.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.
  4.  Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
  5.  Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.
  6.  Воспитание культуры речи, пространственного,  конструктивного мышления.
  7.  Воспитание положительных мотивов обучения.
  8.  Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.
  9.  Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Развивающие включают факторы умений использовать приемы:

  1.  в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы;
  2.  анализировать, сравнивать, выделять главное;
  3.  высказывать свою точку зрения, рассуждать, строить доказательства, выдвигать гипотезы, делать выводы участвовать в аналитической беседе или дискуссии;
  4.  обобщать; систематизировать свои знания;
  5.  переносить знания в новую ситуацию (тему);
  6.  математически, схематически и графически оформлять результаты деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27238. Охарактеризуйте досконалу (чисту) конкуренцію. В чому полягає специфіка ціноутворення в умовах досконалої конкуренції 14.55 KB
  У другому випадку мінімізує збитки якщо виробляє продукцію. У третьому фірма мінімізує збитки якщо закриває підприємство. Фірма мінімізує свої збитки коли виробляє обсяг продукції за якого загальні витрати перевищують загальний виторг на мінімальну величину. Якщо загальний виторг не перевищує загальних змінних витрат за будьякого обсягу виробництва фірма мінімізує збитки призупинивши виробництво продукту.
27239. Поясніть формування загального (TR), середнього (AR) та граничного (MR) доходу і відобразіть їх графічно 118.37 KB
  Звичайний дохід фірми формується за рахунок грошових надходжень від основної діяльності.Капітальний дохід це дохід фірми від перепродажу виробничих фондів землі майна та фінансових активів.Дивідендний дохід це дохід від акцій інших фірм яким володіє фірма. Основним видом доходу фірми є звичайний дохід.
27240. Обґрунтуйте теоретично, алгебраїчно та графічно правило граничного випуску і правило закриття. Охарактеризуйте механізм їх дії на ринку досконалої конкуренції 39.34 KB
  конкурентної фірми для монополії існують також умова беззбитковості коли і умова закриття коли . Тому правило граничного випускуMR = MC яке ми визначили для конкурентної фірми є універсальною не обхідною умовою максимізації прибутку для всіх типів ринкових структур. Як і для конкурентної фірми для монополії існує закриття .Зясувавши таким чином як зростає доход конкурентної фірми по мірі продажу додаткової одиниці товару можна перейти до розгляду того якими є умови визначення конкурентною фірмою обсягу пропозиції її продукції що...
27241. Виведіть рівновагу конкурентної фірми в короткому періоді при загальному та граничному підходах. За яких умов конкурентна фірма максимізує прибуток 33.33 KB
  Максимізація прибуткуконкурентною фірмою Мета фірми максимізація прибутку. Максимізація прибутку це максимізація різниці між валовим доходом і валовими витратами: ТК ТС. Передбачається що фірма враховує зміни величини витрат у процесі випуску продукції і вибирає той його обсяг який дасть максимум прибутку що і буде відповідати максимальній різниці ТR ТС. Основні підходидо визначеннямаксимізаціі прибутку Сукупнийаналіз використовує зіставлення сукупних величин.
27242. Проаналізуйте наступні варіанти вибору конкурентною фірмою оптимального випуску та оптимальної ціни: а) максимізації прибутку; б) мінімізації збитків; в) випадок незбитковості 32.41 KB
  Якщо ціна не менше від середніх змінних витрат Р =АVС то фірма повинна виробляти оптимальний рівень випуску. графік Максимізації прибутку конкурентною фірмою Максимізація прибутку досягається коли відрізок між TR і ТС найбільший відрізок АВ TR TC обсяг випуску Q. Точки С і D точки критичного обсягу випуску продукції коли ТС = TR.
27243. Виведіть рівновагу на ринку досконалої конкуренції в довгому періоді. Яка умова цієї рівноваги? Як співвідносяться досконала конкуренція та ефективність 31.98 KB
  Вільний вхід і вихід з галузі; 5. Якщо умови діяльності несприятливі для фірми то вона може піти з ринку галузіДосконала конкуренція припускає рівний доступ всіх фірм до ресурсів у тому числі і до технологічної інформації. Тому в довгостроковому періоді кожна фірма може вибрати і реалізувати найефектніший варіант виробництва внаслідок чого криві загальних витрат всіх фірм однієї галузі буде ідентичний і можна говорити що в довгостроковому періоді галузь складається з однакових або типових фірм. Довгострокова крива галузі в цьому...
27244. Охарактеризуйте ознаки і причини існування монополії. Визначте ціну і обсяг виробництва в умовах чистої монополії 15.67 KB
  Визначте ціну і обсяг виробництва в умовах чистої монополії Економічна монополія є найпоширенішою. Коли монополіст вирішує підвищите ціну продукту йому нема чого турбуватися про конкурентів які знизивши ціну можуть захопити більшу частину ринку. Але це не означає що монополіст може призначати ціну яку він захоче. Призначаючи ціну нижче ціниконкуруючих фірм той або інший продавець може розраховувати на деякийзбільшення обсягу продажів.
27245. Як співвідноситься монополістична конкуренція з монополією та досконалою конкуренцією? Охарактеризуйте монополістичну конкуренцію і покажіть, як визначаються ціна та обсяг виробництва в умовах монополістичної конкуренції 18.2 KB
  монополі сти чно конкурентні фірми випускають подібні товари які мають багато замінників то попит на продукт кожної фірми є еластичний і подібно до монополії фірма займається пошуком оптимальної ціни і обсягу виробництва продукту які забезпечують їй максимальний прибуток Досконала конкуренція форма організації ринку яка передбачає конкуренцію великої кількості продавців і покупців і при цьому змагання між суб´єктами господарювання з метою отримання завдяки власним досягненням переваг над іншими суб´єктами господарювання відбувається...
27246. Визначте характер попиту на ресурси. Розкрийте механізм розподілу доходів у відповідності з теорією граничної продуктивності 24.8 KB
  Визначте характер попиту на ресурси. Попит на ресурси на відміну від попиту на споживчі блага пов'язаний з виробництвом яке здійснює конкретне підприємство фірма. Оскільки метою підприємства є максимізація прибутку то нею визначається й обсяг попиту на ресурси. Для розуміння процесу формування попиту на ресурси необхідно враховувати два моменти: 1 попит на ресурси залежить від попиту на економічні блага вироблені з цих ресурсів тобто попит на ресурси має похідний характер від попиту на продукти; 2 ціни на ресурси залежать від типу...