54993

Подготовка учителя к уроку истории. Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока

Научная статья

Педагогика и дидактика

Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени

Русский

2014-04-02

68.5 KB

47 чел.

Подготовка учителя к уроку истории.

Тематическое и поурочное планирование. Определение целей урока.

  1.  Общее понятие о тематическом планировании. Виды тематических планов.
  2.  Рекомендации по составлению календарно-тематического плана.
  3.  План-конспект урока http://www.festival.1september.ru (примеры)
  4.  Определение целей урока.

  1. Тематическое планирование. Планирование работы учителем - необходимый элемент его деятельности. Тщательное планирование поможет учителю целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи.

Обычно учитель составляет планы трех видов: годовой, календарно-тематический, поурочный.

 Годовой план – расположение учебного материала по четвертям. Чтобы составить годовой план, учитель должен изучить учебную программу, учесть число недель в каждой четверти и число учеников в каждом классе. При составлении годового плана учитель должен предусмотреть определенный резерв времени, так как могут быть различные сбои в плане из-за болезни учителя, объявленных карантинов, переноса праздничных дней и т.п. После того как составлен годовой план, учитель приступает к планированию учебного материала по каждой теме, т.е. составляет календарно-тематический план.

 Календарно-тематический план - это распределение по урокам учебного материала каждой темы. Как правило, календарно-тематический план составляется на полугодие или год и утверждается администрацией школы.

2. Рекомендации по составлению календарно-тематического плана. При составлении календарно-тематического плана следует иметь в виду, что каждый отдельный урок является звеном в общей системе занятий, он опирается на предыдущие и готовит последующие уроки. Поэтому поставленные образовательные задания могут быть успешно решены при планировании системы уроков по теме, что обеспечивает взаимосвязь уроков и позволяет всесторонне изучить тему. В этой системе каждый отдельный урок имеет свою конкретную цель.

При составлении календарно-тематического плана в каждой теме или разделе необходимо выделить знания, подлежащие усвоению и определяющие содержание учебного материала, а также умения, которые должны быть сформированы у учащихся. При этом важно определить не только объем знаний и умений, но и необходимый уровень их усвоения на каждом этапе. Большую роль при составлении календарно-тематических планов играет определение последовательности подачи всех элементов знаний.

Календарно-тематический план позволяет своевременно организовать повторение материала, предусмотреть работу с программным обеспечением к каждому уроку, самостоятельную работу учащихся, продумать для них индивидуальные задания. Такой план дает возможность учителю заранее готовиться к различным видам работы на уроке.  Единой общепринятой формы календарно-тематического плана не существует.

Календарно-тематические планы облегчают подготовку учителя к уроку, по мере приобретения учителем опыта работы они расширяются и совершенствуются.

 

 3. Рекомендации по составлению плана-конспекта урока. План-конспект это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.  Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

ПЛАН УРОКА

  1.  Тема урока: (переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная, определенная); здесь же указывается номер урока, тип урока (урок вводный, изучения нового, комбинированный (смешанный), контрольный, урок проверки и учета знаний, повторительно-обобщающий).
  2.  Цели урока:

Образовательные цели: какие важнейшие знания формируются, что самое главное из содержания урока должен освоить ученик; отмечаются также повторение, углубление, закрепление знаний.

Воспитательные цели: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание интереса к историческим личностям, любовь к изучению предмета. Воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а также общения учителя с учениками. Воспитательные цели выполняются в системе всего урока, незаметно, но ярко, впечатляюще действуют на сознание школьника.

Развивающие цели: какое развитие ученика преследует учитель: наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое воображение. К развивающим целям относятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).

  1.  Задачи урока (объяснение исторических терминов и понятий, работа с историческими документами, работа со сравнительной таблицей, работа с исторической картой и др.).
  2.  Оборудование урока. Перечисляются оборудование и приборы для демонстраций: список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, интерактивная доска, ЭВМ (компьютер, ноутбук) и т.д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы, CD, DVD-диски и др.).
  3.  Ход урока: основная часть вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока.

 

  •  Проверка домашнего задания (10-15 минут).

Вопросы учителя

Предположительные ответы учащихся

  •  Изучение нового материала (25-30 минут).

Работа учителя

Деятельность учащихся

  •  Домашнее задание на следующий урок (номер параграфа, рекомендации, разъяснения).

4. Определение целей урока. Цель в общенаучном понимании означает мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель – это конечный результат, который планирует получить учитель за урок. Цели и задачи (развитие (формирование) умений и навыков), всегда те, которые можно проверить.

 Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения). Неправильное определение педагогических задач (целей) ведет к ошибкам на уроке.

Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок.

Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического планирования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).

При планировании к целям надо подходить комплексно, рассматривать цели образования, воспитания и развития учащихся в органическом единстве и взаимных связях.

Планирование целей должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретических положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредметных связей.

В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию общеисторических целей вносит данный урок.

 

Цели урока:

Образовательные (познавательные):

  1.  Сообщение новых фактов.
  2.  Введение новых терминов, понятий.
  3.  Изучение новых явлений.
  4.  Организация усвоения нового материала.
  5.  Изучение закона или закономерностей.
  6.  Обучение новому способу действий.
  7.  Изучение дополнительных свойств уже известных понятий.
  8.  Совершенствование, расширение известного знания.
  9.  Отработка навыков, закрепление известного способа действий.
  10.  Изучение устройства механизма, таблицы.
  11.  Ознакомление и систематизация знаний.

Воспитательные:

  1.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся, трудолюбия, исполнительности, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, уравновешенности, уверенности, убежденности, обученности.
  2.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности, увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, наблюдательности, интуиции, сообразительности, одаренности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
  3.  Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность функционирования в ученическом, а затем и производственном коллективе: требовательности, принципиальности, критичности, самокритичности, благородства, великодушия, самообладания, гордости, смелости, осмотрительности, самоотверженности, чувства товарищества, оптимизма, дружелюбия.
  4.  Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
  5.  Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, явлениям, культуре, общественной жизни.
  6.  Воспитание культуры речи, пространственного,  конструктивного мышления.
  7.  Воспитание положительных мотивов обучения.
  8.  Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.
  9.  Формирование умений осуществлять взаимосотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Развивающие включают факторы умений использовать приемы:

  1.  в логической последовательности изучать и излагать материал, формулировать вопросы;
  2.  анализировать, сравнивать, выделять главное;
  3.  высказывать свою точку зрения, рассуждать, строить доказательства, выдвигать гипотезы, делать выводы участвовать в аналитической беседе или дискуссии;
  4.  обобщать; систематизировать свои знания;
  5.  переносить знания в новую ситуацию (тему);
  6.  математически, схематически и графически оформлять результаты деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23526. АРАБСКИЙ ЯЗЫК В ДИАЛОГАХ 590 KB
  Разговор 3 В гостинице اَلْحِوَارُ اَلثَالِثُ فِي اَلْفُنْدُقِ Добрый вечер يُورِي: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Добрый вечер سَعِيدْ: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Меня зовут Юрий Кабанов. شُكْراً جَزِيلاً Не за что прощение اَلْعَفْوُ Разговор 6 Телефонный разговор مُكَالَمَةٌ هَاتِفِيَّةٌ Алло أَلُو Да кто на линии на проводе نَعَمْ، مَنْ عَلَى اَلْخَطِّ؟ Я Юрий из Москвы. Добро пожаловать господин Юрий Где ты сейчас أَهْلاً وَسَهْلاً يَا سَيِّدْ يُورِي أَيْنَ أَنْتَ اَلآنَ؟ Я сейчас в городе Фес в гостинице. Основная часть Разговор 1...
23527. Словарь шумеро-аккадского языка 849 KB
  Составление первого подобного словаря на русском языке при отсутствии картотеки картотека составлявшаяся в течение многих лет погибла во время Отечественной войны и блокады Ленинграда оказалось делом исключительно трудоемким и создание его потребовало большого напряжения и большой затраты сил хотя словарь этот включает только не большое число текстов рассчитанных для чтения на первых двух курсах обучения в университете и естественно не может претендовать на полноту. Струве вполне отвечает научным требованиям составления...
23528. Грамматика датского языка 475 KB
  they немое после l n r и перед t s dreng [дрэŋ] мальчик gade [гэ:ðэ] улица holdt [хольт] остановка e [e] [æ] [a] закрытое как в слове меч в конце открытое э перед g открытое a leve [лeвэ] жить spise [сби:сэ] есть jeg [яй] я meget [майэт] очень f [ф] как русское far [фа:] отец g [г] [у] [ŋ] [и] [ ] в начале слова г в середине или конце слова у носовое ŋ как в англ. слове sing после гласной и иногда немое в середине слова give [gi:væ] or [gi] give brag [брa'у] удар synge [сюŋэ] петь sang [саŋ] песня jeg...
23529. ГРАММАТИКА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА 1.03 MB
  1 Имя существительное – Nombre sustantivo В испанском языке существительные бывают: собственные Rosa Роза Carmen Кармен 2 нарицательные la mesa стол el árbol дерево одушевленные el hombre мужчина el gato кот неодушевленные el bosque лес la silla стул конкретные la cara лицо el techo потолок абстрактные el tiempo время el aire воздух собирательные la biblioteca библиотека la muchedumbre толпа 1. Существительные которые оканчиваются в единственном числе на согласные z и x меняют их во множественном числе на c:...
23530. Повседневный немецкий язык 1.92 MB
  ru Einleitung Введение Первая часть Herr Klein Guten Tag Hören Sie bitte zu Ich bin Dieter Klein. Ich bin Lehrer. Ich bin Deutscher. Ich spreche Deutsch.
23531. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1.56 MB
  Немец же говорит: Как стары Вы Wie alt sind Sie Сколько часов Wieviel Uhr ist es Я имею голод. Entschuldigen Sie bitte daß ich so spät anrufe. Sie wollen hier einen Dokumentarfilm drehen 4: Sieben Tage in Moskau‘. Da brauchen wir für sie einen guten Ubersetzer.
23533. НЕМЕЦКО-РУССКИЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 181 KB
  Фразеологизмы компоненты которых в качестве лексем являются грамматическими омонимами также разрабатываются в отдельных гнездах причем при вокабуле дается на это указание: ALTE der die ALTE das Указание на часть речи дается также при вокабулах имеющих омографическое начертание в связи с выделением их прописным шрифтом: LEBEN v . Расположение фразеологизмов в словаре а При наличии в компонентном составе одного существительного искать фразеологизм нужно под ним: großer Bahnhof под Bahnhof jn mit anderen Augen ansehen под Augen...
23534. Турецкий язык за 12 уроков 706.5 KB
  Начальный курс турецкого языка, разработан на основе пособия “Mehmet Hengirmen, 30 Derste Türkçe” для школы иностранных языков. В турецком все читается, как пишется, за исключением одной нечитаемой буквы. Имеет 8 гласных. Непривычных букв всего несколько: