55

Харьковский украинский драматический театр имени Т.Г. Шевченко

Контрольная

Культурология и искусствоведение

Блестящий исполнитель комических ролей в пьесах русских и зарубежных классиков - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, Ж.Б. Мольера, — М. Щепкин стоял у истоков украинского национального театра. В историю харьковского театра Л.Ю. Млотковский вошел как организатор строительства первого каменного здания театра.

Русский

2012-11-14

381.5 KB

17 чел.

Харьковский украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко

       Контрольная работа

       ученицы 9-Г класса

       ОШ № 172 г. Харькова


Начало XIX века ознаменовалось небывалым подъемом общественной активности харьковчан. Важнейшим событием стало подготовленное предшествовавшей деятельностью Харьковского коллегиума открытие в 1805 году Харьковского университета, внесшего важный вклад в культурную жизнь не только города, но и Украины в целом. Харьковская публика перестала довольствоваться выступлениями заезжих гастролеров, игравших в случайных помещениях. Вновь возникла проблема создания постоянного театра. Прибежищем для него в первые десятилетия века послужило большое деревянное строение, сооруженное на северной стороне бывшей Николаевской площади (пл. Конституции) чиновником Шредером. В нем имелись глубокая сцена и зрительный зал с партером, амфитеатром; 17 лож верхнего яруса и 15 нижнего. Каждое отделение имело самостоятельный выход. Сценическое оборудование было примитивнее, чем в предыдущем театре. Сохранился рассказ великого артиста М.С. Щепкина, еще заставшего этот театр, о том, как во время представления мольеровского «Дон-Жуана» спущенная на канате с потолка «фурия» пыталась увлечь за собой рокового соблазнителя. При этом она безбожно кувыркалась в воздухе, и финал пьесы из трагического неожиданно стал комическим. И переводы пьес, и игра актеров оставляли желать лучшего, так как первое время в театре выступали случайные труппы, руководимые разными антрепренерами. Положение существенно изменилось к лучшему с приходом к руководству театром Г. Ф. Квитки-Основьяненко. Он активно участвовал в делах театра, а один год был его директором-распорядителем. Квитка-Основьяненко помогал в выборе пьес, формировании актерского состава и в решении других важнейших задач. С 1816 года он становится соредактором журнала «Украинский вестник», на страницах которого часто публиковались статьи по вопросам репертуара, музыкального сопровождения и актерского мастерства.

По инициативе Квитки в Харьков был приглашен Михаил Семенович Щепкин, тогда еще молодой крепостной актер графини Волькенштейн — помещицы Курской губернии. Блестящий исполнитель комических ролей в пьесах русских и зарубежных классиков -
Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, Ж.-Б. Мольера, — М. Щепкин стоял у истоков украинского национального театра. На харьковской сцене с его участием шли пьесы И. П. Котляревского и Г. Ф. Квитки-Основьяненко, с которым актера связывала многолетняя искренняя дружба. Образ проныры и пройдохи Шельменко-денщика, представленный Щепкиным, был исполнен внутреннего трагизма человека, идущего по краю пропасти, который, подобно Фигаро из пьесы Бомарше, впустую тратит волю, ум, изобретательность. Современников восхищала игра Щепкина в пьесах Котляревского, из числа которых актер выбрал «Наталку-Полтавку» для своего харьковского бенефиса, состоявшегося 21 января 1821 года. М. С. Щепкин проработал в Харькове с перерывами пять лет, с 1816 по 1821 год, и в дальнейшем, став прославленным артистом, неоднократно выступал в нашем городе. Его последние гастроли состоялись в Харькове в 1850 году.

 Г. Ф. Квитка –       М. С. Щепкин

 Основьяненко

Своим успешным становлением харьковская труппа во многом обязана антрепренеру Калиновскому, работавшему в городе с 1813 года, и его компаньону, а затем преемнику (1816) И. Г. Штейну. Штейн, по специальности танцор и балетмейстер, ставивший дивертисменты и балеты («Пигмалион», «Цыгане», «Волшебная флейта»), пользовавшиеся большим успехом у публики, оказался и хорошим организатором. При нем в состав труппы входили 40 актеров и 20 артистов балета. В 1816 году Штейн построил на восточной стороне будущей Театральной площади новый деревянный театр (Пушкинская ул., 24). Здание с трехъярусным зрительным залом не отличалось удобствами: не отапливалось, освещалось сальными свечами. Но эти недостатки никто не замечал - всех покоряла игра актеров. В труппе Штейна, кроме Щепкина, выступали талантливые актеры К. Т. Соленик, И. Угаров, Ф. Бабанин, Т. Пряженковская и выдающаяся актриса Л. И. Острякова, в замужестве Млотковская. Супруг Остряковой, Людвиг Млотковский, бывший довольно посредственным драматическим актером и певцом, оказался, однако, весьма предприимчивым и энергичным антрепренером. Он вытеснил из Харькова И. Г. Штейна, который разорился и умер в безвестности
где-то на юге России.

В историю харьковского театра Л. Ю. Млотковский вошел как организатор строительства первого каменного здания театра, дошедшего (в перестроенном виде) до наших дней. Это Украинский драматический театр имени Т.Г. Шевченко на улице Сумской, 9.

      Л. Ю. Млотковский     Театр Л. Ю. Млотковского

В 1839 году харьковская Городская Дума согласилась отвести
Л. Ю. Млотковскому участок земли для строительства театра, оговорив при этом несколько условий: земля участка остается собственностью города и за нее должен вноситься ежегодный налог в сумме 200 рублей; за городом сохраняется преимущественное право выкупа здания театра в случае, если Млотковский или его наследники вознамерятся его продать; для надзора за дисциплиной и репертуаром театра устанавливается должность назначаемого губернатором директора, являющегося посредником между труппой и губернскими властями, но не наделенного правом вмешиваться в хозяйственную деятельность антрепренера.

Деньги на строительство Млотковскому ссудил богатый харьковский купец Кузин (40 тыс. руб.). Проект театра в стиле русского классицизма выполнил профессор Университета первый городской архитектор Харькова А. А. Тон. Новое здание было немного меньше предыдущего, деревянного. Четырехъярусный зал вмещал 800 зрителей. Зрители жаловались на неважную акустику, тесноту, низкие потолки, узкие лестницы и отсутствие фойе. Отделка помещений была весьма скромной. Актерам не нравились тесные, неудобные гримерные. Но театр освещался стеариновыми свечами и отапливался.

По окончании строительства Л. Млотковский обратился к служителям православной церкви с просьбой об освящении театра, но харьковский архиерей Смарагд отказался, считая театр заведением греховным. Млотковский не растерялся. Поляк по национальности и католик по вероисповеданию, он обратился к ксендзу, который и освятил здание, - в пику православной церкви. Первый сезон в новом здании открыли 15 августа 1841 года спектаклем «Федор Григорьевич Волков, или День рождения русского актера», по пьесе князя А. А. Шаховского. Афиши печатали в типографии губернского правления.

Л. Ю. Млотковский сумел добиться от городских властей на некоторое время монополии на показ спектаклей в Харькове. Театр, который он возглавлял, в 40-е годы XIX века считался одним из лучших провинциальных театров России. Но он не принес своему владельцу богатства. В 1844 году, обремененный долгами и семейными неурядицами, Млотковский сдал театр в аренду и уехал в Орел, где и умер в 1855 году, незадолго до того подарив театр своей дочери В. Л. Млотковской, в замужестве Дюковой. Помещения арендовали разные антрепренеры, и театр, переходя из рук в руки, постепенно пришел в упадок. Мебель обветшала, декорации поблекли и истрепались.

Подъем Харьковского драматического театра пришелся на 1867-1881 годы, когда антрепренером стал муж В. Л. Дюковой Н. Н. Дюков, исполнявший до этого должность директора-распорядителя театра. Труппа, блиставшая при Млотковском такими выдающимися актерами, как
Н. Х. Рыбаков, К. Т. Соленик, И. Дранше, М. Ладина, Л. Млотковская, пополнилась при Дюкове новыми талантливыми исполнителями. Играли широко известные на провинциальной сцене Ф. Козловская, Виноградов, Потехин и другие. Изменился и репертуар. Место французских водевилей заняли драмы и комедии лучших современных русских, украинских и зарубежных авторов.

Н. Н. Дюков      М. Л. Кропивницкий

Созданию в Харькове национального украинского театра в XIX веке всячески противодействовала политика русского самодержавия. В 1876 году, на гребне реакции, появился указ, запрещавший, в числе прочего, и постановку пьес на «малороссийском наречии». Даже любительские концерты и спектакли разрешали с большим трудом. И лишь в 1883 году стало возможным создание первой украинской театральной труппы под руководством Драматурга и режиссера М. П. Старицкого, в которую вошли М. Л. Кропивницкий, братья Тобилевичи - Н. К. Садовский,
П. К. Саксаганский и И. К. Карпенко-Карый, а также М. К. Заньковецкая,
А. П. Заторин и другие. Эта труппа разделилась в 1885 году на две новые, которые возглавляли М. Старицкий и М. Кропивницкий. Они часто играли в Харькове на сцене драматического театра, продолжая реалистические традиции украинской театральной культуры в таких пьесах, как
«Цыганка Аза», «За двома зайцями», «Наймичка».

На гастроли в Харьков из-за рубежа приезжали всемирно известные актеры - Сара Бернар (1892), Элеонора Дузе (1891), Э. Росси (1890), а также из Москвы и Петербурга -М. Н. Ермолова (1893), А. Е. Мартынов
(1855, 1860) М. Г. Савина (1888, 1892), П. А. Стрепетова (1892) и другие.

В работах харьковского театра отразились общие перемены, происходившие в театральной жизни второй половины XIX века. «Актерский» театр постепенно сменялся «режиссерским». Если раньше актер, не выходя из рамок своего амплуа, пользовался на сцене полной свободой поведения, выстраивал рисунок роли по своему разумению, а функции режиссера ограничивались подбором репертуара и распределением ролей, то теперь режиссер все более становился проводником основной мысли пьесы, создателем сценического ансамбля, главным творцом спектакля. Одним из таких режиссеров был работавший в Харькове в 50-е годы XIX века
Н. К. Милославский. При нем раздвигались тесные рамки театрального амплуа и вместе с тем происходило разделение единого в начале века театра на драму, оперу, оперетту, балет, которые развивались дальше по своим правилам и законам.

После смерти Н. Н. Дюкова театр снова несколько раз переходил из рук в руки, пока его не возглавила дочь Дюкова и внучка Л. Млотковского - А. Н. Дюкова. При ней была осуществлена капитальная реконструкция здания театра по проекту архитектора Б. Г. Михаловского при участии архитектора З. Ю. Харманского. Внешний и внутренний вид театра преобразился до неузнаваемости. Богатая лепная отделка в стиле ренессанса и яркое газовое освещение производили сильное впечатление на публику. Открытие обновленного театра состоялось 22 декабря 1893 года, на два месяца позже первоначально намеченного срока. Поставили «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Не обошлось однако без осложнений. Обнаружилось, что из-за спешки остались некоторые недоделки. В зале было холодно и сыро. На это незамедлительно обратил внимание побывавший на премьере корреспондент газеты «Южный край». Опасаясь, что это оттолкнет публику, дирекция приняла срочные меры по утеплению здания и опубликовала в той же газете сообщение, в котором гарантировала зрителям, что температура воздуха в театре обязательно будет не ниже
12 градусов по Реомюру (15 °С).

Драматический театр на Театральной площади

А. Н. Дюкова приложила много сил и старания, чтобы сохранить и умножить лучшие традиции театра ее отца. Однако финансовые трудности, возникшие из-за больших затрат на реконструкцию здания, вынудили ее обратиться к городскому управлению с просьбой выкупить театр в собственность города. После весьма длительной процедуры здание перешло к городу, и теперь уже город продолжал сдавать театр в аренду разным антрепренерам.

Начало XX века ознаменовалось расцветом разнообразных поисков и экспериментов в сфере театрального искусства. На сцену пришли произведения М. Горького и А. П. Чехова, А. А. Блока и Л. Н. Андреева, Г. Ибсена и К. Гамсуна. В различных направлениях работали
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд,
А. Я. Таиров, Н. Н. Евреинов. В Харьков приезжали на гастроли Художественный и Малый театры, труппа В. Э. Мейерхольда, Киевский театр К. А. Марджанова. Харьковские зрители восторгались игрой незабвенной В. Ф. Комиссаржевской и других великих артистов.

Новый подъем Харьковской русской драмы связан с деятельностью выдающегося актера, режиссера и антрепренера Н. Н. Синельникова. Он вырос в Харькове в семье небогатого учителя уездных училищ и с юности влюбился в театр. Став актером, несколько лет работал в разных провинциальных театрах России, а в 1910 году возглавил в качестве режиссера и антрепренера Харьковский театр. Синельников стремился привлекать в труппу молодые свежие силы, не задетые рутиной и штампами, и создавал для них благоприятную творческую атмосферу. На сцене театра с успехом выступали такие прославившиеся впоследствии актеры, как Е. М. Шатрова, Е. А. Полевицкая, А.Э. Блюменталь-Тамарин, Е. И. Тиме, И. Н. Певцов, Б. Путята, Н. Н. Ходотов,
В. Н. Петипа, М. М. Тарханов, В. Л. Юренева и другие. В театре шли лучшие пьесы современного и классического репертуара, поставленные в духе психологического реализма: «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Тот, кто получает пощечины» Л. Н. Андреева, «На дне»
М. Горького, «Гамлет» В. Шекспира, «Затонувший колокол» Г. Гауптмана, «Нора» Г. Ибсена, «Уриель Акоста» К. Гуцкова и другие. Каждый понедельник в театре давали спектакли по сниженным ценам, что делало его доступным для широких слоев населения и способствовало их приобщению к культуре и искусству, причем выбирались для этого лучшие пьесы репертуара. Не случайно в 1919 году театр получил официальный статус Первого Советского Драматического театра. В это время, наряду с русскими пьесами, в городском театре шли пьесы украинских авторов, а также проводились гастроли Киевского театра имени И. Франко, которым руководил Г. Юра.

В 1926 году театр Синельникова закрыли, а здание передали переведенному в Харьков из Киева украинскому драматическому театру «Березіль». Здание театра снова капитально перестроили по проекту архитектора В. П. Костенко и художника В. Г. Меллера. Лепную отделку помещений убрали, заменив ее гладкими поверхностями, офактуренными и окрашенными в мягкие теплые тона, освещаемыми рассеянным светом. Сцену усовершенствовали, над зрительным залом надстроили зал декораций, но фасад сохранили в прежнем виде.

Н. Н. Синельников          Лесь Курбас

«Березіль» был создан замечательным режиссером новатором Лесем Курбасом в 1922 году. В труппу театра входили великолепные актеры
А. М. Бучма, М. М. Крушельницкий, В. Н. Чистякова, Л. М. Гаккебуш,
Н. М. Ужвий, Д. И. Антонович, Л. Ф. Дубовик, И. И. Гирняк и другие. В Харькове вокруг театра сразу стал собираться цвет украинской культуры -- П. Г. Тычина, М. Семенко, Остап Вишня, М. Г. Кулиш,
Ю. И. Яновский, Ю. К. Смолич, I. Бажан, В. Г. Меллер и другие. Театральная эстетика Курбаса отрицала приемы украинского бытового театра, противопоставляла им метафоричность, остроту и философскую направленность постановок. Это была особая, карнавальная условность, сочетавшая элементы балагана, лубка, гротеска с высокой психологической достоверностью актерского исполнения. Спектакли Курбаса отличались яркостью, красочностью, изобретательностью художественного оформления, над которым трудились такие выдающиеся художники, как А. Г. Петрицкий и В. Г. Меллер. На сцене шли пьесы украинских и зарубежных авторов. Но подлинный расцвет театра связан с поставленными Курбасом произведениями М. Кулиша. Театр нашел в его лице «своего» автора. Спектакли «Мина Мазайло», «Маклена Граса», «Народный Малахий» навсегда вошли в сокровищницу украинского театрального искусства. Однако острые, спорные постановки Л. Курбаса вызывали резкое неприятие со стороны ортодоксально настроенных критиков, и, поскольку любые дискуссии по вопросам искусства сразу переводились в идеологическую плоскость, Курбаса обвинили в насаждении враждебных взглядов, в политических ошибках, отстранили в 1933 году от руководства театром и репрессировали. Он погиб в лагере, а «Берез
іль» фактически распался. Уцелевшая часть коллектива труппы во главе с
М. М. Крушельницким и И. А. Марьяненко старалась всеми силами сохранить творческое наследие Курбаса, продолжить его традиции. В 1935 году театр стал называться «Харьковским украинским драматическим театром имени Т. Г. Шевченко»; а в 1989 году на фасаде здания установили мемориальную доску в память о Лесе Курбасе работы скульптора
С. А. Якубовича. «Малой сцене» театра снова вернули славное имя «Берез
іль».

В послевоенные годы здание театра подверглось дальнейшим перестройкам, в ходе которых на смену ветхому, устаревшему был возведен новый корпус артистических помещений со стороны Рымарской улицы (архитекторы Б. Г. Клейн и Е. А. Святченко), надстроена и переоборудована сцена, обустроен новый гардероб, реконструирован зрительный зал, над которым убрали надстройку декорационного зала (архитекторы Б. Г. Клейн и Н. С. Фурманова). Фасад здания при этом в основном сохранен в том виде, который придал ему в конце XIX века архитектор Б. Г. Михаловский.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33682. Бесконфликтная ситуация допроса 11.48 KB
  В связи с объективным характером этой ситуации тактическая задача следователя при допросе может быть сведена к одному но весьма существенному положению: не сделать ситуацию допроса конфликтной не спровоцировать своими действиями поведением конфликт с допрашиваемым. Дело в том что успех допроса как и любого иного вида человеческого общения зависит не только от объективных но и от субъективных факторов. Необдуманная форма вызова лица на допрос оказавшаяся неприятной или нежелательной для допрашиваемого длительное ожидание под дверями...
33683. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОЧНОЙ СТАВКИ 12.34 KB
  Задачи очной ставки: 1 общие: а проверка имеющихся доказательств; б получение новых доказательств; в установление истины по спорным обстоятельствам; 2 конкретные: а преодоление добросовестного заблуждения допрашиваемого; б разоблачение лжи одного из допрашиваемых; в разоблачение ложного алиби; г разоблачение самооговора или оговора одного допрашиваемого другим; д разоблачение инсценировок преступления; е выяснение причин происхождения существенных противоречий; ж изучение личности допрашиваемого; з проверка и оценка следственных...
33684. Тактика подготовки и проведения предъявления для опознания живых лиц в натуре и по фотографии 14.53 KB
  тактика подготовки и проведения предъявления для опознания живых лиц в натуре и по фотографии Предъявление для опознания это самостоятельное следственное действие которое состоит в отождествлении ранее воспринимаемого объекта по его мысленному образу. Цель предъявления для опознания идентификация объекта который ранее воспринимал опознающий в связи с совершением преступления. Подготовка к предъявлению для опознания является обязательным условием успеха этого следственного действия. Она включает в себя: определение конкретной цели...
33686. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗАДАЧИ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 13.35 KB
  Цель следственного эксперимента – проверка и уточнение данных имеющих значение для уголовного дела. Задачи следственного эксперимента: 1 получение новых и проверка имеющихся доказательств; 2 оценка следственных версий о возможности или невозможности существования тех или иных фактов имеющих значение для дела; 3 получение от подозреваемого обвиняемого потерпевшего и свидетеля правдивых показаний; 4 восстановление в памяти участников преступления отдельных обстоятельств которые были ими забыты или по поводу которых они добросовестно...
33688. Проверка показаний на месте 12.14 KB
  Сущность данного действия заключается в воспроизведении лицом дающим показания на месте обстановки и обстоятельств исследуемого события указывании на предметы документы следы имеющие значение для расследуемого уголовного дела. Необходимость в проверке показаний на месте возникает тогда когда в показаниях допрошенного лица есть данные о месте события или о маршруте но следователь не смог установить точное местонахождение. Проверку показаний на месте можно проводить когда в показаниях допрашиваемого содержатся сведения о местонахождении...
33689. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЫСКА. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЫСКА 12.61 KB
  ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЫСКА Обыск – следственное действие состоящее в обследовании помещений участков местности отдельных граждан с целью отыскания и изъятия объектов имеющих значение для расследуемого уголовного дела. Виды обыска: 1 по объектам: а обыск в помещении находящемся в ведении или пользовании граждан предприятий организаций учреждений; б обыск местности; в обыск транспортных средств; г личный обыск; 2 по последовательности: а первоначальный; б повторный; 3 по времени обыска объектов: а одновременный; б...