5501

Общенаучные конкретно предметные методы ИССЭП

Реферат

Логика и философия

Общенаучные конкретно предметные методы ИССЭП. Общенаучные методы исследования. Метод социальное диалектики Анализ и синтез Индукция и дедукция Моделирование Закон восхождения от простого к сложному от низшего к высшему и...

Русский

2012-12-12

19.55 KB

68 чел.

Общенаучные конкретно предметные методы ИССЭП

План

1.Общенаучные методы исследования:

1.1.Метод социальное диалектики

1.2.Анализ и синтез

1.3.Индукция и дидукция

1.4.Моделирование

1.5.Закон восхождения от простого к сложному от низшего к высшему и от абстрактыного к конкретному

2.Системный анализ

3.Конкретно предметные методы исследования:

3.1.Методы сравнительного анализа

3.2.Структурно-функциональный анализ

3.3Социометрия

3.4.Метод Дельфи

1.1.Метод социальной диалектики

Метод соиальной диалектики представляет собой осмысление явлений общественной жизни в системе основных категориальных понятий  диалектики.Основные принципы диалектики

-Рассмотривает все социальные феномены в системе тех связей и взаимодействий эл-тов (внутренних и внешних), из которых эти явления состоят.

-Все явления и процессы в своем существовании проходят различные этапы рзвития.Таким образом исследуя социальные процессы необходимо учитывать влияние на них как внутренних так и веншних факторов на их функционирование а так же их исследования в их развитии  т е в переходе от низшего к высшему.

-Нахождение противоречия являющийся источником развитиясоциальных явлений

Выявить причины и закономерные связи развития социальных явлений (принцип социального детерминизма).

-Соц процессы фунционируют не с математической точностью а скорее как тенденции развития и носит во многом вероятностностный характер

Общенаучные методы являются непосредственным проявлением диалектики социального познания т е окружающей действительности

"Я мыслю следовательно существую"

Анализ и синтез. При исследовании процессов общественной жизни – экономи-ческих, политических и др. – ученые прибегают к таким методам познания, как анализ и синтез.

Прежде всего они подвергают эти процессы научному анализу, т.е. мысленному разделению их на элементы, чтобы изучить каждый из них. Но любой из данных элементов функционирует только во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами. Поэтому анализ элемента предполагает одновременно осмысление его взаимосвязей и взаимодействий, что составляет содержание синтеза. Таким образом, анализ и синтез – это две взаимосвязанные стороны мыслительной деятельности людей и, соответственно, два взаимосвязанных метода познания действительности: «совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя как момент также и анализ... Даже самый элементарный анализ невозможен без синтеза, без соединения

При анализе социально-экономического или политического процесса осмысливаются специфические особенности его элементов и их роль в его функционировании и развитии. В ходе же научного синтеза складывается целостное представление об этом процессе, его содержании, т. е. взаимодействии его сторон (эле-ментов), а также о его сущности и законах его развития.

Таким образом, в процессе аналитической и синтезирующей деятельности мышления совершается переход от первоначальных умозрительных (и поэтому поверхностных) суждений о данном экономическом или политическом процессе к более или менее глубоким и целостным представлениям о нем. Появление при этом новых знаний об исследуемом процессе указывает на творческий (эвристический) характер

Индуктивный и дедуктивный методы познания. Индуктивный метод – индукция (2) характеризует путь познания от фиксирования опытных (эмпирических) данных и их анализа к их систематизации, обобщениям и делаемым на этой основе общим выводам. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях и процессах к другим – более общим и чаще всего более глубоким. Основой функционирования индуктивного метода познания являются эмпирические (опытные) данные.

Достоверность индуктивных обобщений может быть проверена путем применения дедуктивного метода – дедукции (3) исследования. Суть его заключается в выведении из каких-то общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быть проверена опытным путем.

Моделирование. Моделирование – это воспроизведение в специально созданном объекте (модели) свойств изучаемого явления или процесса – природного, технологического, социального и т.д. В качестве модели (от лат. modulus – мера, образец, норма) может выступать любая материальная система (модель проектируемого самолета, электростанции и т.д.) или мысленная конструкция (график, чертеж, теоретическое построение, математическая формула), воспроизводящая свойства изучаемого явления или процесса, в том числе экономического, политического и т. д.\

Системный анализ.

Суть системного анализа. Системный анализ предполагает рассмотрение любого изучаемого явления как определенной системы (5) составляющих его взаимодействующих элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления.

Логические основы системного анализа. Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, имеет логические основы: понимание сис-темы, т. е. того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделение отдельных их видов; научные знания об эволюции систем и др. При этом само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.

Наконец, важным логическим основанием и в то же время методологическим принципом системного анализа является учет многообразия систем, в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям. В современной науке выделяются следующие виды систем:

- материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процессов материального мира (природного и социального) и системы знаний о них;

- открытые и закрытые: первые открыты для взаимодействия с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;

- детерминистические (6) и стохастические (7) системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-следственных и закономерных связей; вторые «управляются законами случая», которые предопределяют появление отдельного события «лишь в зависимости от его принадлежности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;

- телеологические (8), или целенаправленные, и ненаправленные: первые – это «целесообразные действия живых систем» и «целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе».

Метод сравнительного анализа. Суть этого метода относительно проста: сопоставление отдельных социальных явлений и процессов с целью обнаружения их сходства и различий. На основе выявленного сходства делается предположительный или достаточно обоснованный вывод, например о их социальной однородности, более или менее аналогичном содержании, общей направленности их развития и т. д.

Механизм сравнительного анализа. Ранее уже упоминались некоторые составляющие механизма сравнительного анализа общественных явлений и процессов: общенаучные методы познания (аналогия, анализ, синтез и др.) и логический аппарат (прежде всего система категорий, используемых в логических операциях сравнительного анализа, присущие ему суждения и умозаключения).

Структурно-функциональный анализ. Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ – по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды Огюста Конта, Герберта Спенсера и Эмиля Дюрктейма.

Социометрия. Социометрия – это достаточно распространенная в США и других странах методология социологического исследования экономических, политических и других явлений и созданная на ее основе теоретическая концепция, разработанная американским психологом и социологом Джекоб (Якоб Леви) Морено. Суть и содержание социометрии изложена в ряде его работ, вышедших под общим названием «Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе».

Экспертные методы исследования. Метод Дельфи. Экспертные методы используются в исследовании социально-экономических и политических явлений и процессов в тех случаях, когда не хватает достоверной статистической информации об исследуемом явлении или имеются весьма неопределенные представления об условиях его функционирования, что бывает довольно часто, а также при дефиците времени для исследования данного явления или при проведении его в экстремальных ситуациях.

Экспертные методы исследования чаще всего имеют форму экспертных опросов – форму устной беседы (интервью) или письменного анкетного опроса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27190. Внутренняя и внешняя п. Фр. в период консульства и 1-й империи Наполеона. Наполеоновская эпоха в исторической науке 41.5 KB
  Вандаль: к власти во Фр. – человек чуждый революции начал задумываться о захвате власти достаточно рано. Было много разбойников в городах и на больших дорогах отсутствовал законопорядок в стране – все это убедило большинство в необходимости передачи власти в твердые руки. давно мечтал о власти решил воспользоваться ситуацией; Манфред: Наполеон уехал из Египта чтобы не проиграть.
27194. Франко-германская война 1870-1871 гг. и парижская Коммуна 1871 г. и их место в историческом процессе 37 KB
  19 сентября немецкие войска осадили Париж = голод зима безденежье = народные восстания = меры правительства: запрет на взыскание платы за аренду и по кредитам = бунты продолжались = 28 января 1871 г. По мере уплаты контрибуций германские войска покидали оккупированные территории. Вооруженные силы ПК значительно уступали по численности и подготовки Версальским войскам которых к тому же поддерживали германские оккупационные войска. 21 мая версальские войска ворвались в Париж.
27195. Общие черты и особенности эк. и П. развития стран Западной Европы и США в конце 19- начале 20 века 67.5 KB
  Развития стран Западной Европы и США в конце 19 начале 20 века. Европейские страны кроме Германии и США отставали от Англии в темпах роста. индустриальными были всего 3 страны Германия США Англия а аграрноиндустриальными были Россия Австрия Фр. развития уступая США.