55011

Сохраним память про подвиг

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства...

Русский

2014-03-21

5.26 MB

0 чел.

ТЕМА: Сохраним память про подвиг.

ЦЕЛЬ: рассмотреть основной ход событий Великой отечественной войны; охарактеризовать роль и вклад украинского народа в борьбе с фашистскими захватчиками, определить основные последствия Великой отечественной войны для нашего государства; воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

ХОД УРОКА:

Ученик 1

 “Двадцять второго

июня,

Ровно в четыре часа …

Нам объявили,

Что началася война…”

(Демонстрация слайда №1, документальная запись начала войны)

Ученик №2

18 декабря 1940г. – Гитлер подписал директиву № 21 – план «Барбаросса», в соответствии с которым война должна была начаться в ходу мая – ноября 1941г.

Состоянием на 21 июня на западных границах СССР Германия сосредоточила три группы армий :

« Север» ( командующий Лееб)  - Ленинград;

«Центр» (командующий Сторону)  - Минск и Москва;

«Юг» (командующий Рундштедт) – Украина;

«Норвегия» - Норвегия. Финляндия, Мурманск.

22 июня 1941 год, в 4 часа утра, когда вся наша страна спокойно отдыхала от дневных забот, фашистская Германия, без объявления войны, совершила варварское нападение на нашу Родину. Именно в эту волшебную ночь враждебные бомбы и снаряды упали на мирную землю. Украина стала ареной жестоких смертельных боев: 57 дивизий, 1500 самолетов, 1200 танков были направлены на нее.

(Демонстрация слайда)

Ученик №3

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года…

Рассказ учителя.

17 июля 1941 года на основании распоряжения Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Розенберга было сформировано Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий.

Территория Украины была разделена на:

        - Рейхскомиссариат Украина (центр — Ровно), в который вошла территория Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, а также часть белорусских областей — юг Брестской области, почти вся Гомельская и часть Пинской и Полесской областей (рейхскомиссар Эрих Кох).

- Дистрикт Галиция в составе Генерал-губернаторства.

-

-

Вся полнота власти в районах (волостях) принадлежала соответствующим военным комендантам. В волостях назначались старшины (бургомистры), в деревнях и селах — старосты. Все бывшие советские органы были распущены, общественные организации — запрещены.

Порядок в сельских районах обеспечивали полицейские, в крупных населённых пунктах — подразделения СС и охранные части.

Был введён строгий учёт местного населения, которое подлежало регистрации в полиции. Жителям запрещалось без разрешения властей покидать места постоянного проживания.

Местному населению запрещалось посещать школы, библиотеки, театры и другие общественные заведения. Часть продуктов жители должны были отдавать фашистам. Вместо фамилий и имён для местного населения фашисты ввели номерные знаки.

За нарушение установленных правил, фашисты вводили суровые наказания – телесные наказания, смертная казнь. Кроме того, для нарушителей оккупационного режима были созданы специальные концлагеря, где над населением проводились различные пытки.

Продолжительная война привела Германию к острому дефициту рабочих рук. Эту проблему немецкое правительство решило за счёт  местного населения оккупированных территорий в СССР.

Всего за время оккупации было замучено, убито и вывезено на принудительные работы в Германию около 150 тыс. чел с нашей области.  

(Демонстрация слайда)

Ученик №4

Из далёких времён проступает картина:

Дети, стоящие на площади,

Как рабы в Древнем Риме.

Сытая публика ходит, выбирает.

Кому работник на ферму?

Пусть за свиньями убирает.

С ними и поест из одного корыта…

А дети пойдут на завод.

Они большие – им семнадцатый год.

Будут работать.

Плата – побои, краюшка хлеба

Да миска помоев.

Мечты и радости – всё забыто …

  •  Прослушать фрагмент песни «Вставай страна огромная…»

Рассказ учителя.

904 дня и ночи висела тёмная ночь оккупации над нашим городом. А в это время на фронтах велись ожесточённые бои, не на жизнь, а на смерть. Ведь решалась судьба Родины, свободы нашего украинского народа. Далеко на Востоке шли ожесточённые Сталинградская и Курская битвы, которые коренным образом изменили ход войны. Красная армия перешла в наступление. Таким образом доказав силу  духа и мощь нашего народа в борьбе за свою свободу.

(Демонстрация слайда)

Ученик №5

Дрались мы, внук, не ради славы,

А чтобы ты, родной, мог жить.

Собрав достаточные силы,

Мы дали бой у стен Москвы…

Ученик №6

Вокруг в огне земля пылала.

От Бреста, Минска, Ленинграда

До волжских вод у Сталинграда…

Ученик №5

Нефть Каспия врага манила,

Вела нечистая-то сила,

Но там ему был дан заслон –

Был окружён он и сражён…

Ученик №6

Врага преследовать мы стали –

Сильнейший бой под Курском дали.

Расплавив там врага броню,

Рубили фрицев на корню.

Рассказ учителя.

Мы действительно можем гордиться и своими земляками, которые прославились своей активной борьбой с фашистскими захватчиками, как на фронтах Великой Отечественной войны, так и борьбой с врагом в тылу.  Они честно выполнили свой долг перед Родиной, бесстрашно защищая свою родную землю.

( Учащиеся рассказывают о тех, участниках боевых действий, о которых им удалось узнать.)

Ученик №7

Фокин Андрей Петрович (1902 – 1980рр), который 17-м юношей пошел в Красную Армию. В годы Великой Отечественной войны он командовал стрелковым полком, который  стал гвардейским, Краснее знаменательным. За плечами сотни тяжелых военных дорог, бой за Киев, Львов.

В январе 1945р. в Карпатах шел и полк Фокина. Утром 18 января 1945 года полк получил приказ – завладеть опорным пунктом врага – городом Перешел  (Чехословакия). Где с началу нужно было перейти горную реку (приблизительно 150 м в ширину), мост через которую был заминирован. Фокин принял решение посадить пехоту на танки, взять  в прицеп пушки и неожиданно напасти на врага. В решающий момент боя, он со своим полком  действовали смело и решительно. Действия полка были высоко оценены командованием. Приказом Верховного Главнокомандующего гвардейский стрилковий полк  Фокина получил звание «Прешовского», а сам Андрей Петрович – звание Героя Советского Союза.

Ученик №1

Всё дальше и дальше от нас становятся страшные годы 1941 - 1945. Но, для многих наших соотечественников они навсегда останутся в памяти. С одним из таких  людей мы познакомились – это ветеран Великой Отечественной войны, Пилипенко Павлом Сергеевичем, и он рассказал про свой боевой путь: « В 1943г. меня забрали в армию, в Днепродзержинский учебный полк, в котором нам предстояло провести 6 месяцев, а провели всего 3 и нас отправили на фронт. Попал я в 1-й Белорусский фронт ( главнокомандующий Жуков) 5-тую ударную армию ( командир армией Берзарин), 190 стрелковый полк, станковым пулемётчиком. Боевые действия начались с форсирования  Вислы. Освободив Варшаву, перед Одером нас разбила немецкая авиация. Одер перешли по льду, на котором метров 30 – 40 была вода, и заняли оборону.

Наш полк  прошёл  на 8 – 10 км в глубь Одера, и заняли оборону. Простояли около 5 – 6 суток, а потом нас атаковали немцы. Из нашего пока осталось в живых  только 17 человек.

Январь – апрель Красная Армия стояла в обороне, готовилась к атаке.  Долго не могли переправить технику через Одер, начинали наступление 5 раз. Положение осложнялось ещё и тем, что не у всех у нас были сапоги, большинство ходили в обмотках. Плащ –палатка была одна на двоих.

В середине февраля мы уже находились в 75 км. от  Берлина. Наступление на Берлин начали после того, как был разбит Западный фронт.  В 5 утра началась артподготовка, сначала дали залп катюши. Артподготовка продолжалась около часа, помню, стоял такой гул, что казалось гудела земля.

Немецкое сопротивление началось перед предместьем Берлина. В сопротивлении в основном участвовали женщины и молодежь.  Из самодельно сделанных оружий( назывались они – фаустпатроны), немцы обстреливали наших так, что танк не мог пройти. Поэтому в основном Берлин брала пехота. Переходя, из подъезда в  подъезд мы очищали, улицы Берлина от гитлеровцев.  2 мая Берлин капитулировал. И немцы сразу же начали обустраивать мирную жизнь, партизан у них не было».

Ученик №2

Борисенко Михаил Иванович родился в 1914 году и прошел очень трудный путь, участвовал в Польской, Финской, Германской войнах. Имел звание старшего сержанта, участвовал в разминировании железной дороги, полей, мостов – был сапером. Отличался характерностью, отвагой, за что и получил медали.

Ночью 1945 года сапер Борисенко вместе с другими солдатами – саперами принимали участие в разминировании дороги, ведущей к Берлину. Когда они нашли очередную мину, недалеко от них сама по себе взорвалась другая. Михаил Иванович в это время находился почти рядом с ней. Он был тяжело ранен, потерял сознание. Его доставили в госпиталь, оперировали, однако осколки от взорвавшейся мины, извлекли не все. Находясь в тяжелом состоянии он узнал о том, что Красная Армия одержала победу над Берлином. По окончании войны его наградили медалью «За взятие Берлина». Но всю жизнь он носил память о войне – осколки, находившиеся в его теле.

В 1983 году он умер.

Борисенко Михаил Иванович был награжден медалями: «50 лет Вооруженных сил ССР», «За победу над Германией»,  «25 лет победы в Великой Отечественной Войне», «30 лет победы в Великой Отечественной Войне», «За взятие Берлина», «60 лет Вооруженных сил ССР», орден «Богдана Хмельницкого», «За отвагу».

Ученик № 3

Крамар Анатолий Илларионович

(1923г.р)

В суровом 1941 году закончил 10 классов средней школы №1. потом он пошел в военкомат и попросил зачислить его в ряды действующей армии, но Анатолия отправили в Чугуевское (ныне Харьковское) авиационное училище. После окончания учебы (1943) его направили на 3-й Белорусский фронт. Попал Анатолий Крамар в 609 авиационный краснознаменный ордена Александра Невского Кутузовский Кенигсбергский полк, где летал на истребителе

Долгое время не могли взять военное укрепление в городе Кенигсберг. И вот Анатолий Илларионович попал в разведку 4 апреля 1945 года, но ничего не заметил. Тогда он проявил смекалку и выстрелил наугад по местности. И этим достиг желаемого результата; в ответ с земли открыли ответный огонь, и тем самым обнаружили себя. Это оказался бронепоезд. Он вызвал бомбардировщиков, которые разбомбили вражеский бронепоезд, тем самым освободили дорогу советским войскам. За это он получил орден «Красной Звезды» . Кенигсберг взяли 9 апреля 1945 года.

После войны Крамар Анатолий Илларионович служил под Ленинградом. Службу закончил в 50 лет. Сейчас работает начальником спасательной станции. Является почетным гражданином города, принимает активное участие в общественной жизни города.

Ученик №4

Родился 14 августа 1921р. В селе Красногригорьевка.  Перед войной работал пекарем на Марганец кому хлебозаводе. С началом Великой Отечественной войны пошел на фронт и воевал к славному 9 мая 1945р. Уже в июньские дни он в Керчи надел форму морской пехоты. Под Новороссийском принял боевое крещение, получил первую награду—медаль “За оборону Кавказа”. Свой первый орден славы третьей степени М. М. Каирский получил за форсирование Днепра, осенью 1943р. Небольшая группа солдат, среди которых был и Каирский, где-то между Каневом и Черкассами захватила плацдарм и несколько дней удерживала его.

Потом было участие в Корсунь-шевчекивской, Ясо-Кишеневской  операций. За смелость и отвагу Каирский получил медаль “За отвагу”. В городе Вроцлав он подбил шесть немецких танков и один бронетранспортер. За что ему вручили орден  Славы первой степени. На этом боевой труд Николая Каирского не окончилась и продолжалась до самого Дня Победы. Почетный гражданин нашего города, он принимал участие в параде  Победы в Москве (9 мая 1945р.) Умер Николай Николаевич Каирский 7 марта 1997р.

(Демонстрация слайда)

Рассказ учителя

В 1945 с 4 по 11 февраля состоялась Крымская (Ялтинская) конференция руководителей СССР, Великобритании и США. Участники договорились о необходимости разоружить и распустить все германские вооружённые силы, уничтожить германский генеральный штаб, ликвидировать военную промышленность, подвергнуть наказанию всех военных преступников, ликвидировать нацистскую партию и нацистские законы.

8 февраля - 10 марта Наступление на Германию.

16 апреля— Начало наступления советских войск на Берлин.

17 апреля— Капитуляция немецких войск в Руре.

25 апреля  - Встреча советских и американских войск на р. Эльбе

30 апреля  - советские разведчики М.А. Егоров и М.В. Контария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

(Демонстрация слайда)

Ученик № 5

Вот выстрелы совсем уж редко

И… долгожданный счастья миг

На нашей улице—разведка.

Я помню, как встречали их:

«Освободители вы наши!

Родные! Сколько ждали вас!»

А день! Ну, не бывает краше

И это—верьте—без прикрас.

Казалось, что сама природа

День этот сделала ясней,

Чтоб его не стёрли годы

В сердцах и памяти людей

Рассказ учителя.

8 мая в Карлсхорсте в 22ч. 43мин. состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об объявлении 9 мая днём всенародных торжеств – Праздником Победы.

24 июня в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы.

(Демонстрация слайда)

Ученик №6

  •  9 мая 1945 г. закончилась Великая Отечественная война, в которой СССР разгромил нацистскую Германию и ее сателлитов. Однако цена Победы была исключительно высока. За годы войны СССР понес огромные людские потери(Красной армии составили 8,7 млн. человек, а общие потери населения — 27 млн. человек). Число инвалидов войны превысило 2,5 млн. Кроме того, война сильно повлияла на демографические процессы в стране (косвенные потери населения) — сократилась рождаемость, возросла преждевременная смертность и т.д.
  •  Гигантскими были и экономические потери. СССР утратил 30% своего национального богатства или 2 трлн. 169 млрд. рублей Полностью или частично разрушены оказались 1710 городов и 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий (25 млн. человек осталось без крова). Из строя выведены 32 тыс. заводов и фабрик, более тысячи шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей, 16 тыс. паровозов и без малого полмиллиона вагонов. Уничтожены или вывезены в Германию 7 млн. лошадей и 17 млн. голов крупного рогатого скота. Заброшены порядка 37 млн. га посевных площадей. Восстановление разоренного народного хозяйства снова требовало титанических усилий от советского народа.

(Демонстрация слайда)

Ученик №7

Люди

Покуда сердца  стучатся,

Помните!

Какой

          Ценой

 Завоёвано  счастье,

   пожалуйста —  помните!

Мечту пронесите

Через года

И жизнью наполните!

   О тех, кто уже не придёт

Никогда,

Заклинаю—помните!

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно достойны!!!

(Р. Рождественский)

(Демонстрация слайда)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58526. ФИЗИКА – МЕДИЦИНЕ 83 KB
  А вот как измеряют давление крови у человека Измеряют давление с помощью манометра и фонендоскопа докладчик демонстрирует приборы и действия врача с помощью одного из учащихся класса. При этом врач скажет что у вас давление 120 на 80 и что это давление считается для человека нормальным.
58527. Развитие личности ребенка в раннем возрасте 68.5 KB
  Цель: Изучение основных закономерностей развития личности ребенка в раннем возрасте. Задачи: Обучающая: ознакомить студентов с о теоретическим материалом по теме рассмотреть взгляды детских психологов на проблему развития личности ребенка в раннем возрасте...
58528. Урок літератури, його самобутність 53 KB
  При підготовці до уроку літератури вчителем має бути продумано все: методи і прийоми навчання характер завдань і видів роботи доцільність використання посібників і художніх текстів дозування часу контакт з класом темп уроку його загальна...
58529. Я вас любил… 63 KB
  Углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта показать благородство искренность и неистребимость пушкинских чувств. В ходе работы над сборником у вас появится возможность глубже познакомиться с личностью и творчеством...
58530. Современный урок литературы 113 KB
  Специфика урока литературы. Кудряшев полвека назад писал: Хороший урок по литературе это такой урок на котором учащиеся не только полно и глубоко воспринимают переживают художественные образы но и учатся работать над текстом размышлять...
58531. Лирика М.Ю. Лермонтова 32.5 KB
  Цели: показать необходимость и важность анализа лирического стихотворения; научить самостоятельному анализу лирического стихотворения; познакомить с понятием лирический герой€; дать представление о внутреннем мире лирического героя М.Полухина...
58532. Формула коренів квадратного рівняння 42 KB
  Мета. Освітня: домогтися засвоєння формули коренів квадратного рівняння; сформувати вміння розв’язувати квадратні рівняння за допомогою цієї формули. Розвиваюча: розвивати розумову діяльність
58533. Задачі на рух по річці 60 KB
  Мета: вивести формули звязку власної швидкості обєкта швидкості течії річки швидкості обєкта за течією та проти течії; формувати в учнів уміння застосовувати виведені формули до розвязання задач; розвивати пам’ять логічне мислення...
58534. Повторення. Пропорції. (Застосування “Золотого перерізу”) 98.5 KB
  Мета: Повторення і узагальнення матеріалу з теми Пропорції. Познайомити учнів із застосуванням відношення золотого перерізу. Сьогодні на уроці ми будемо розвязувати вправи та задачі на відношення та пропорції а також познайомимося із застосуванням...