5507

Основные правовые и законодательные документы по осуществлению агропромышленной интеграции

Реферат

Архивоведение и делопроизводство

Основные правовые и законодательные документы по осуществлению агропромышленной интеграции В агропромышленном комплексе России функционируют различные агропромышленные формирования (агрофирмы, холдинги, финансово-промышленные группы и др.), деятельн...

Русский

2012-12-12

50.61 KB

2 чел.

Основные правовые и законодательные документы по осуществлению агропромышленной интеграции

В агропромышленном комплексе России функционируют различные агропромышленные формирования (агрофирмы, холдинги, финансово-промышленные группы и др.), деятельность которых регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и соответствующим законодательством.

Агрофирмы функционируют в форме открытых и закрытых акционерных обществ и реже в форме обществ с ограниченной ответственностью. Поэтому их деятельность регламентируется федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ и «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г.).

Федеральный закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. В законе отмечается, что акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Оно является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 2).

Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих акционеров (ст. 3).

Акционерное общество может быть открытым и закрытым. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Число акционеров такого общества неограниченно. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей, признается закрытым. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти (ст. 7).

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Общество считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 8). Учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении (ст. 10).

Учредительным документом общества является устав. В законе перечислены сведения, которые он должен содержать (ст. 11).

Акционерное общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном законом (ст. 15—20), или ликвидировано (ст. 21—24).

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Общество вправе выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25 % уставного капитала общества (ст. 25).

Акционеры — владельцы обыкновенных акций могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества (ст. 31). Акционеры — владельцы привилегированных акций не имеют права голоса на общем собрании акционеров. Размер дивидендов по ним и ликвидационная их стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости (ст. 32).

В акционерном обществе создается резервный фонд в размере не менее 15 % его уставного капитала для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств (ст. 35).

Акционерное общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о выплате дивидендов. Они выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год (ст. 42).

Высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое проводится ежегодно. В законе определены компетенция общего собрания, порядок его проведения и принятия решения (ст. 47—63).

Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). Законом определены компетенция совета директоров, порядок его избрания и проведения заседания (ст. 64—68).

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). В некоторых акционерных обществах также может быть коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества (ст. 69—71).

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества (ст. 85, 87).

Акционерное общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном законом и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 88).

Деятельность некоторых агрофирм регулируется Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Он определяет их правовое положение, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации обществ.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав, в которых должны быть отражены размер уставного капитала и размер доли каждого из учредителей общества, условия и порядок распределения прибыли, сведения о составе и компетенции органов общества, права и обязанности участников и иные сведения, предусмотренные законом.

Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Все члены общества обязаны участвовать в образовании его уставного капитала путем уплаты своих взносов и не могут быть ни при каких условиях освобождены от выполнения этой своей обязанности. Однако они имеют возможность оплатить уставный капитал в рассрочку, внеся его половину на момент регистрации, а оставшуюся часть в течение первого года работы общества.

Общество с ограниченной ответственностью может создавать резервный фонд. Порядок создания резервного фонда и его размер в нормативном порядке не регламентированы и предусматриваются только в уставе общества. Фонд формируется за счет прибыли. Прибыль в обществе распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал.

В обществе с ограниченной ответственностью обязательно создается двухзвенная система управления его делами. Высшим органом общества является общее собрание его участников, правомочное решать основные вопросы деятельности общества. К исключительной компетенции общего собрания относятся вопросы об изменении устава общества, включая размер его уставного капитала, формирование и отзыв исполнительных органов общества и его ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибыли и убытков, а также принятие решений о реорганизации и ликвидации общества.

Все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции собрания общества, входят в компетенцию его исполнительного органа, который может быть коллегиальным или единоличным (директор, правление и т. п.). Исполнительный орган осуществляет оперативное руководство обществом. К компетенции этого органа относятся текущие вопросы: осуществление различных сделок, прием и увольнение работников и др. Численный состав исполнительного органа, срок его деятельности и компетенция отражаются в уставе.

Ревизионная комиссия (в небольших обществах — ревизор) создается только из числа участников общества. Ее полномочия определяются уставом. Для проверки годовой финансовой отчетности и контроля за финансовой деятельностью исполнительных органов общество вправе использовать внешний аудит. Аудиторская проверка может быть проведена по требованию любого участника общества.

Участник может в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников или самого общества. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале общества, или выдана часть имущества в натуре.

Общество с ограниченной ответственностью может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.

Холдинговые компании создаются для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики. Создание холдингов не допускается, если это приводит к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ, услуг). Холдинговая компания не должна владеть контрольными пакетами акций предприятий, совокупная доля которых на рынке однородных и взаимозаменяемых продуктов составляет более 35 %.

В нашей стране еще не принят закон о холдингах, поэтому их деятельность регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» и «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (Приложение № 1 к Указу Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16 ноября 1992 г.).

Холдинг представляет собой совокупность юридических лиц, связанных имущественными и договорными отношениями. В холдинге головная компания (основное общество) контролирует деятельность нескольких дочерних или зависимых предприятий. В законе «Об акционерных обществах» сказано, что общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, но основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнению указаний первого.

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 % голосующих акций.

Во Временном положении отмечается, что холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. Холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.

Требования Временного положения обязательны для всех холдинговых компаний, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности в момент создания холдинга, превышала 25 %.

В Положении отмечается, что поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией, а поглощаемое — ее дочерним предприятием.

Учреждение, деятельность и прекращение холдинговых компаний, поскольку это не противоречит данному Положению, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Финансово-промышленные группы функционируют на основе Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ. Он устанавливает правовые основы их создания, деятельности и ликвидации.

Финансово-промышленная группа — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст. 2).

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Участие более чем в одной группе не допускается. Среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций (ст. 3).

Финансово-промышленная группа создается на основе договора, который содержит:

  1.  наименование финансово-промышленной группы;
  2.  порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме;
  3.  порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы;
  4.  объем, порядок и условия объединения активов;
  5.  цель объединения участников;
  6.  срок действия договора (ст. 7).

Для государственной регистрации финансово-промышленной группы необходим организационный проект, который представляет собой пакет документов, содержащий необходимые сведения о целях и задачах инвестиционных и других проектов и программ, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности промышленно-финансовой группы (ст. 8).

Высший орган управления финансово-промышленной группой — совет управляющих, включающий представителей всех ее участников (ст. 8).

Ведение дел финансово-промышленной группы возложено на центральную компанию, которая является юридическим лицом, утвержденным всеми участниками договора. В законе определены обязанности центральной компании (ст. 11).

Под деятельностью финансово-промышленной группы понимают деятельность участников, осуществляемую ими в соответствии с договором о ее создании и организационным проектом при использовании обособленных активов (ст. 12). Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков и вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы (ст. 13). По обязательствам центральной компании участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность (ст. 14).

Финансово-промышленная группа ликвидируется в случаях: принятия всеми участниками решения о прекращении ее деятельности;

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о ее создании;

вступления в законную силу решения суда о нарушении законодательства Российской Федерации при создании финансово-промышленной группы;

истечения срока действия договора о ее создании; принятия Правительством Российской Федерации решения о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы (ст. 19).

Обязательства участников финансово-промышленной группы по исполнению договора о ее создании в случае ее ликвидации действуют, поскольку это не противоречит настоящему закону и Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Агропромышленные ассоциации (союзы) осуществляют свою деятельность и соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2003 г.).

В Гражданском кодексе РФ сказано, что коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами (ст. 21).

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор и устав (ст. 122). Гражданским кодексом РФ также определены права и обязанности членов ассоциаций(ст. 123).

Закон «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, в том числе и ассоциаций, союзов, как юридических лиц. В нем дано определение некоммерческой организации, рассмотрены формы некоммерческих организаций, особенность их создания, виды деятельности и источники формирования имущества некоммерческих организаций, основы управления ими, экономическая поддержка некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в хозяйственную, финансовую, организационно-управленческую и иные виды деятельности кооператива и агропромышленного формирования (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Дело в том, что функции государства и юридического лица (кооператива, агрофирмы, холдинга т.д.) несовместимы. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них; если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотребления властью.

Однако есть случаи, когда органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица пытаются влиять на хозяйственную и финансовую деятельность некоторых кооперативов и агропромышленных формирований. Незаконные вмешательства чаще всего сводятся к административным запретам (запрещение вывозить продукцию за пределы административного района; отказ в регистрации по мотивам «нецелесообразности» и т. д.).

Сельскохозяйственные кооперативы и агропромышленные формирования как юридические лица вполне самостоятельны и не подчинены государственным органам. Органы государственной власти не вправе давать указания сельскохозяйственным товаропроизводителям: что и где сеять, какие применять технологии, по какой цене, где и когда продавать продукцию и т. п. Однако это не значит, что кооперативы и агропромышленные формирования не подчиняются вообще никому. Прежде всего, они должны соблюдать российское законодательство. Определенные органы государственного управления наделены функциями контроля за деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей; они имеют право проводить проверки, запрещать те или иные виды деятельности, в частности ведущие к нарушению экологических требований.

Государство должно регулировать и поддерживать агропромышленное производство, используя экономические методы и законодательство.

В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» закреплены основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства, перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение (ст. 7).

В государствах, где имеется эффективная система сельскохозяйственных кооперативов, им оказывается государственная поддержка в виде возможности получения льготных кредитов для стартового развития, для электрификации, телефонизации т. д., в виде льготного налогообложения, таможенного протекционизма. В США, например, для этих целей принят целый ряд законов. Такой подход к кооперативам со стороны государства объясняется пониманием особой роли данной формы хозяйствования — удовлетворение интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие сельскохозяйственного производства, повышение материального благосостояния сельского населения. Однако в нашей стране кооперативное движение пока не находит должной поддержки со стороны государства.

Для успешного развития кооперации в нашей стране, на наш взгляд, необходимы следующие меры:

  1.  поддержка кооперативов, преследующих социальные цели, такие, как содействие занятости или развитие деятельности, направленной на благо неимущих категорий населения или отдельных регионов;
  2.  включение в число мер поддержки кооперативов налоговых льгот, кредитов, дотаций, закупок товаров на особых условиях;
  3.  содействие обучению и профессиональной подготовке работников по вопросам кооперативных принципов и методов хозяйствования на всех уровнях общего образования и профессиональной подготовки;
  4.  облегчение кооперативам доступа к кредитам и рынкам;
  5.  совершенствование системы учета статистических данных о кооперативах.

Государству необходимо принять конкретные законодательные акты о кооперативах, руководствуясь кооперативными ценностями и принципами, и, в зависимости от обстоятельств, их пересматривать.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.

В экономической литературе выделяют ряд принципов, на которых должна базироваться система государственного регулирования агропромышленного производства. Во-первых, система государственного регулирования должна исходить из того, что товаропроизводители работают на самофинансировании и конкретные меры их поддержки являются дополнительными, направленными на обеспечение нормальных экономических условий хозяйствования. Во-вторых, субсидии, дотации, льготы и другие регулирующие рычаги и инструменты должны ориентировать товаропроизводителей на более эффективное хозяйствование и применяться дифференцированно. В целом система государственного регулирования должна базироваться на целевом программном подходе.

Задачи государственного регулирования — стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровня дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

Все меры государственного регулирования и поддержки агропромышленного производства по целевому признаку можно сгруппировать следующим образом:

  1.  поддержка доходов производителей. Сюда входят: компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства;
  2.  ценовое вмешательство, предлагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия: поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот, установление налогов на экспорт и импорт продовольствия;
  3.  компенсация издержек. Сюда входят меры по компенсации расходов по приобретению средств производства: удобрений, средств защиты растений, кормов и т. д.;
  4.  содействие развитию рынка. Эта мера предусматривает финансирование, разработку и осуществление рыночных программ;
  5.  содействие развитию производственной инфраструктуры. Предполагает выделение государственных средств на создание базы хранения продукции и материально-технического снабжения, развитие транспорта, связи, станций защиты растений и т.д.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

развитие социальной сферы села;

иные направления, определенные законодательством Российской Федерации.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование осуществляется с помощью экономических методов, которые воздействуют на экономические интересы товаропроизводителей.

Важнейшие экономические рычаги государственного регулирования:

бюджет — ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий и др.;

цены — целевые, гарантированные (защитные), залоговые;

налоги — льготные, дифференцированные;

кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;

интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия — закупочные и товарные;

страхование — частичная уплата страховых взносов;

таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

аграрное законодательство.

Дотация — это ассигнование из государственного бюджета, выделяемое предприятию за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется санация убыточных предприятий.

Компенсация — возмещение государством понесенных хозяйствующим субъектом расходов. Методом компенсирования возмещается, к примеру, часть затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, затрат, связанных со строительством домов ЖСК.

Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия — это денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Государственное финансирование может производиться и опосредованно, через бюджеты субъектов РФ. Таким видом централизованной финансовой помощи является выделение субвенций.

Субвенция — это фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования расходов бюджетов субъектов РФ.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на следующие цели:

поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства.

Конкретные направления и объемы финансирования устанавливает Правительство Российской Федерации.

Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство многих видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия убыточно, т. е. рыночная цена ниже себестоимости. Отсюда возникает необходимость государственного регулирования ценообразования. В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим Указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Кроме того, в сельском хозяйстве порядок регулирования цен определен Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства». При государственном регулировании ценообразования учитываются:

добросовестная конкуренция (взаимоотношения между предприятиями);

интересы отдельно взятых потребителей (взаимоотношения между предприятиями и потребителями);

интересы общества в целом (взаимоотношения между предприятиями и обществом).

Воздействие государства на ценовую политику может осуществляться как административными, так и экономическими методами.

К методам государственного административного регулирования цен относятся:

«замораживание» цен и другие способы их фиксации на определенном уровне с целью недопущения их чрезмерного роста;

контроль над ценами товаропроизводителей;

соглашение между государством и товаропроизводителями;

установление границ и диапазона изменения цен (предельно высоких, предельно низких, интервала колебания цен).

К методам экономического регулирования цен относятся:

мероприятия, направленные на обеспечение определённого уровня рентабельности продукции товаропроизводителей через различные формы субсидирования, кредитования, налоговой политики;

воздействие на издержки производства отдельных видов продукции через изменение цен на потребляемую в производстве продукцию (цен на машины, сырье, материалы);

воздействие на спрос и предложение отдельных видов продукции с целью формирования определенного соотношения между ними;

государственные закупки продукции по повышенным ценам.

Государственное регулирование осуществляется также на основе применения гарантированных цен, устанавливаемых органами государственной власти на уровне, обеспечивающем минимально допустимую рентабельность производства. Объемы реализации продукции по гарантированным ценам определяются на основе квот, устанавливаемых Правительством РФ.

Размеры квот не должны превышать в среднем 50 % объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты будут установлены на более высоком уровне, то во многом потеряются рыночные стимулы, будет свернута рыночная активность товаропроизводителей. В самом деле, изначальный смысл гарантированных цен в условиях рынка — оказать государственную поддержку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Гарантированные цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.

На основе целевой цены определяются не только гарантированные цены, но и так называемые залоговые ставки, которые являются фиксированными и устанавливаются государством.

Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие может получить бюджетные ресурсы и кредиты. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. Принятая в залог продукция оплачивается по залоговым ставкам в течение не более 10 дней с момента приема. По окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух возможных решений. Во-первых, он может выкупить заложенную продукцию, т. е. возвратить кредиты с процентами, устанавливаемыми, как правило, по льготной ставке. Во-вторых, известить залогодержателя о невозвращении полученного кредита. В этом случае в собственности залогодержателя остается заложенная продукция.

Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет сформировать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция переработки).

Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или товаропроизводители не в состоянии реализовать товары из-за снижения спроса на них, то государство должно осуществлять закупочные интервенции.

Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций по гарантированным ценам. В результате предложение на рынке сокращается и рыночная цена стабилизируется.

Товарные интервенции в форме распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов осуществляются, если уровень рыночных (договорных) цен повышается в условиях дефицита продукции сверх максимального уровня их колебаний на рынке.

В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции. Если цены внутренние и мировые находятся на примерно одном уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный потребитель при прочих равных условиях всегда выберет отечественную же продукцию. Если внутренние цены выше тех цен, по которым продается импортная продукция, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно установление так называемых пороговых (защитных) цен, используемых при установлении таможенных пошлин.

Ценовая политика — весьма тонкое дело и требует взвешенного научного подхода. Государственное регулирование цен на продукцию АПК должно обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, т.е. рентабельность (без учета инфляции) на уровне 30—40%. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции, т. е. по мере стабилизации экономики удельный вес продукции, реализуемой по регулируемым ценам, должен неуклонно сокращаться.

Налоги — важнейший инструмент регулирования рыночной экономики. Предприятия сельского хозяйства имеют ряд льгот при налогообложении. Они освобождены от уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации произведенной продукции (включая ее переработку в хозяйствах), от взносов в дорожные фонды.

Действующим законодательством предусмотрено освобождение от налога части прибыли, направляемой на капитальные вложения, на погашение ссуд на эту цель, на благотворительные цели, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и др. Однако действенность данных мер снижается в связи с тем, что общая сумма всех льгот по налогу на прибыль не может превышать 50 % этого налога, исчисленного без их учета. Поэтому для предприятий, особенно низкорентабельных, эти льготы не имеют заметного значения.

Кредитование как метод финансовой поддержки сельского хозяйства может быть эффективно только для устойчивых, платежеспособных хозяйств.

Уменьшение объемов централизованных кредитов с одновременным увеличением процентной ставки болезненно отражается на финансовом состоянии агропромышленного производства, так как сельское хозяйство является капиталоемким производством и из-за своей сезонности не может быстро погашать кредиторскую задолженность.

Переход к рыночной экономике требует выработки новых, адекватных подходов к кредитному обслуживанию агропромышленного комплекса. Активное развитие должны получить все формы кредита (банковский, товарный, коммерческий, государственный, кооперативный и т. д.). Вместе с другими экономическими рычагами кредит призван занять ключевое положение в стимулировании производства. Отрасли АПК вследствие своих особенностей не могут функционировать без привлечения заемных средств.

К основным проблемам кредитования в настоящее время можно отнести:

недостаточно отработанный финансовый механизм; недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок, недостаток их для ведения не только расширенного, но и простого воспроизводства;

убыточная деятельность предприятий, не позволяющая возвращать полученные заемные средства в срок;

некредитоспособность большинства товаропроизводителей.

Рыночным условиям хозяйствования лучше всего соответствует кредитование из специального фонда, означающее возврат к банковскому обеспечению заемными средствами с приемлемой процентной ставкой. Учитывая отсутствие стабильного финансирования в строго определенные периоды года, целесообразно развивать сезонное кредитование на основе залога сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время на капитальные вложения и затраты по повышению плодородия почв направляется небольшой объем государственных финансовых ресурсов. Для подъема агропромышленного производства необходимо расширить кредиты инвестиционного характера в целях реконструкции сельскохозяйственных объектов, внедрения новой технологии, модернизации основных фондов. Для этого следует шире использовать лизинг с участием государства.

Страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, включая посевы и поголовье скота, — важный аспект государственного регулирования. В настоящее время государственная поддержка ведется преимущественно путем оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, страхующим свое имущество. Предусмотрено, что при страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств платят страховщикам 50 % страховых взносов, а остальные 50 % выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Учитывая бедственное финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий, эта мера, безусловно, должна способствовать восстановлению сельскохозяйственного страхования. Однако опыт показывает, что ее, к сожалению, недостаточно. Кроме того, из бюджета не всегда выделяются необходимые суммы. Так, в 2002 г. урожай сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой застраховали 3,2 тыс. хозяйств. Общая сумма страховых взносов по договорам составила 959 млн руб., а из бюджета на уплату страховых взносов было выделено 284 млн руб., или 30% вместо 50%.

В государственной поддержке нуждаются не только сельскохозяйственные страхователи, но и страховщики. Дело в том, что, как уже отмечалось, сельскохозяйственное страхование, особенно страхование посевов, имеет свою специфику и связано с высокой степенью риска для страховщика. Это требует создания очень больших резервных и уставных фондов. С целью обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв, который формируется за счет отчислений в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

В США и странах Западной Европы созданы механизмы защиты внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия — таможенные пошлины и компенсационные платежи. Эти меры призваны выровнять разницу между высокими внутренними и низкими мировыми ценами и увеличить доходность сельского хозяйства. При этом размеры импортных тарифов довольно высокие. Так, в странах ЕС они составляют: на говядину 213 %, пшеницу — 168 %. В США на ввоз сахара установлен тариф 224 %, на молоко — 83 %. В России тарифы на ввоз мяса крупного рогатого скота — 15 %, мяса птицы — 25, молока — 15, пшеницы — 5, сахара — 25 %.

В государственном регулировании агропромышленного производства определенную роль играют федеральные целевые и региональные целевые программы, которые финансируются из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации. Например, разработаны федеральные программы «Плодородие», «Жилищное строительство», региональные программы «Развитие птицеводства», «Развитие свиноводства» и т. д.

Следовательно, государственное регулирование способствует формированию отлаженного экономического механизма функционирования кооперативов и агропромышленных формирований.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50988. Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси на маятнике обербека 329.5 KB
  Цель работы: Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами характеризующими вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. На горизонтальной оси крестовины имеется двухступенчатый диск радиуса r1 и r2 на который наматывается нить. Под влиянием падающего груза нить разматывается с диска и вызывает ускорение вращения крестовины вокруг неподвижной горизонтальной оси.