551

Различай ж–з. Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Русский

2013-01-06

81.5 KB

6 чел.

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Тема: Различай ж–з. Антонимы.

Цели:

  •  Фонетико – фонематическая:

      - дифференциация звуков (ж),(з),(з) в слогах, в словах предложениях;

      - звуко-буквенный анализ

  •  Лексическая:

                  - уточнение, обогащение и активизация словаря детей путем подбора слов-антонимов.

  •  Грамматическая:

                  - Грамматически правильно оформлять свои вопросы и ответы детей.

  •  Развитие неречевых процессов:

                  - уточнение пространственных представлений;

                  - развитие слухового внимания, памяти;

                  - совершенствование коммуникативной стороны речи;

                  - развитие моторики;

                  - развитие словесно-логического мышления.

План занятия:

  1.  Организационный момент.
  2.  Основная часть

             1. Выделение на слух звуковых (ж),(з),(з)-и обозначение их буквами Ж, З.

             2. Сравнение букв Ж, З.

             3. Игра «Скажи наоборот».

             4. Словарная работа.

             5. Звуковой анализ и синтез слова - зеркало.

             6. Работа со словами – антонимами.

             7. Динамическая пауза.

             8. Работа над пословицей и ее лексическим значением.

 9. Прослушивание и обсуждение стихотворения Г. Сапгира «У прохожих на                      виду…».

  1.  Подведение итогов.

Оборудование:

зеркала;

звуковые линейки;

картинки – жираф, змея, ложа, лоза;

словарь русского языка С.И. Ожигова;

индивидуальные карточки с правилами, с пословицами.

             Ход занятия:

                            Содержание

          Примечание

  1.  

Организационный момент.

Приветствие

   Л. – Во время наших занятий мы узнали несколько правил чтения и письма. Вспомним эти правила:

      1.  Не путай буквы;

      2.  Не пропускай буквы;

      3.  Не прибавляй к словам лишние буквы;

   Л. – Если мы забываем эти правила, то:

                    - Слова теряют или изменяют свое значение;

                    - Предложения становятся непонятными и    бессмысленными.

Карточки

  1.  

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Звук – буква

   Л. – Поиграем! Определите первый звук в словах – отгадках:

- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф)

   Р.- Первый звук в слове жираф - (ж)

   Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук

- «Это буква широка и похожа на жука»

   Л.- А зовут ее -…

   Р. – Ж (жэ)

   Л. – Продолжаем игру!

- Лежит веревка,

 Шипит плутовка.

Брать ее опасно-

Укусит. Ясно?...(змея)

  Р.- Первый звук в этом слове (з)

  Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук.

- «На эту букву посмотри-

Она совсем как цифра три»

 Л.- А зовут ее-…

 Р. – З (зэ)

 Л.- Кто догадался, какая тема нашего заятия?

 Р.- Различай буквы ж-з. 

 Л.- Что общего между буквами Ж-З. Чем они похожи?

 Р. – Эти буквы обозначают (записывают) согласные звуки

- Эти буквы обозначают звонкие звуки

(ж),(з),(з) – произносятся с голосом.

 Л. – А чем не похожи эти буквы?

 Р.- Написанием

 

- Буква Ж обозначает (записывает) один звук (ж)

 - Буква З обозначает (записывает) два звука (з),(з’)

 Л.- А теперь сравним звуки

Артикуляция (работа с зеркалом)

 Р.- Чтобы сказать звук (ж)

       губы          язык

       зубы          связки

 Р.- Характеристика звука (ж) – согласный, всегда твердый, звонкий

 Р.- Чтобы сказать звук (з)…

 Р.- Характеристика звука (з)…

 Р.- Чтобы сказать звук (з’)…

 Р.- Характеристика звука (з’)…

 Л.- «А сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»

            -     за-за-за

        Р. -    (жа-жа-жа)

            -     жна-жна

            -     зна-жна

            -     зда-зда

            -     коза-кожа

            -     лезу-лежу

            -     зевал-жевал

            -     лоза-ложа

 Л.- А всем ли понятны слова лоза-ложа?

    - Садимся и выясним (обратимся к словарю)

Словарная работа

Звуковой анализ и синтез.

 Л.- Возьмите звуковую линейку

               -     Покажите сколько звуков в слове зеркало

               -      Назовите звуки по порядку;

               -      Сколько гласных звуков?

               -      На каком месте

               -      Сколько согласных?

               -      Дайте характеристику тертьему по счету                          

                       звуку;

               -      Где находится мягкий согласный?

Работа в тетрадях

а) Посадка – пятки на полу, спина прямая, тетрадь под

наклоном

б) Подготовим руки к письму:

                 -       Кулачки мы вместе сложим,

                 -       Нашим пальчикам поможем,

                 -       Разгибаем, загибаем,

                 -       Снова кулачки сжимаем.

в) Запишем дату и тему занятия

г) Чтение слов с доски

  Л.- Прочитаем слова и вставим пропущенные буквы, вспомним правило: «Слышу- пишу»

           гря-ный

           - ара

           - има

           дру-ба

           мо-но

           завя-ать

д) Подбор слов – антонимов

   Л.- Мы называли звуки наоборот, а можем назвать слова-наоборот?

   Л.- Как называются такие слова?

   Р.- Антонимы -это слова с противоположным значением.

е)  Л.- Прочитаем получившиеся пары

ж)  Л.- Запишите в тетрадь те пары слов, где встретятся буквы ж – з

з) Проверка:

   Л.- Сколько вы нашли пар? (проверка)

з)  Л.- Обозначьте буквы ж,з символами звуков

   Л.- Назовите слово, в котором слышим звук (з)

Динамическая пауза

  Л.- «А теперь две минутки для шутки»

                -    Делай наоборот

                -    Внимание!

                -    руки вверх

                -    голова вниз

                -    плечи поднять

Работа над предложением

Трус умирает сто ра-, а смелый –ивёт вечно.

       - Прочитайте, вставьте пропущенные буквы;

       - Читаем вслух с объяснением только слова с

          Пропуском букв, помним о правиле  «слышу-

          пишу»;

       -  Полностью прочитайте пословицу;

       - Объясните значение пословицы;

       - Запишите в тетрадь;

       -  Назовите антонимы, которые встретились в

          пословице (подчеркните их)

Логопед благодарит детей за правильные ответы.

Работа с текстом

   Л.- Прослушайте стихотворение и найдите антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко,

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку  все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы?

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

                         (Г. Сапгир)

Вопросы к тексту:

  1.  Как говорили о яблоке

Конь и Мышонок

Воробей и Улитка

Теленок и Цыпленок

Котенок и Червячок?

  1.  Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
  2.  Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
  3.  Приведите примеры слов, к которым нельзя подобрать антонимы

Итог занятия

   Л.- Подведем итог занятия.

       1. Над какими звуками мы работали?

 Главное различие – рисунок губ и работа языка

 2. Какими буквами обозначаются эти звуки?

Главное различие – написание, буква ж записывает один звук речи, а буква з – два звука.

  1.  Что такое слова – антонимы?

Молодцы! Занятие закончено! Спасибо!

 

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву Ж

Логопед открывает

букву Ж

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву З

Логопед открывает букву З

(ж),(з),(з’)

Открывается на доске запись

Зеркало

Алгоритм

Появляется на доске запись

Алгоритм

Игра в мяч

Картинки

Дети читают по словарю значения слов

Словарь С.И. Ожигова лоза - длинный, гибкий стебель некоторых кустарников.

(виноградная лоза, ивовая лоза).

ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.

Дети отвечают у доски, вставляют пропущенные буквы

Устно называем антонимы

Открывается доска

Логопед стирает с доски лишние пары слов

Нельзя

Карточки

Дети называют антонимы парами и подчеркивают их

Низко-высоко

Близко-далеко

Мало-велико

Кислое-сладкое  

(ж),(з),(з’)

ж  з


АРТИКУЛЯЦИЯ

ЗВУКА

ГУБЫ

ЗУБЫ

ЯЗЫК

                       СВЯЗКИ

СОМКНУТЫ           РАЗОМКНУТЫ


  •  Не путай буквы.

  •  Не пропускай буквы.

  •  Не прибавляй к словам лишние буквы.

  •  Слова теряют или изменяют своё значение.

  •  Предложения

  становятся непонятными

  и бессмысленными.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗВУКА

    ГЛАСНЫЙ        СОГЛАСНЫЙ

 УДАРНЫЙ             ТВЕРДЫЙ         МЯГКИЙ

  БЕЗУДАРНЫЙ        ЗВОНКИЙ   ГЛУХОЙ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40793. Взаимная индуктивность. Идеальный трансформатор 76.91 KB
  Идеальный трансформатор Электрические цепи могут содержать элементы индуктивно связанные друг с другом. Такие элементы могут связывать цепи электрически гальванически разделенные друг от друга. В том случае когда изменение тока в одном из элементов цепи приводит к появлению ЭДС в другом элементе цепи говорят что эти два элемента индуктивно связаны а возникающую ЭДС называют ЭДС взаимной индукции. Степень индуктивной связи элементов характеризуется коэффициентом связи 1 где М взаимная индуктивность элементов цепи размерность ...
40794. Методы определения коэффициента облученности 1.08 MB
  Методы определения коэффициента облученности При расчете потоков результирующего излучения необходимо располагать данными о коэффициентах облученности. Используя свойства замыкаемости потоков излучения 1471 можно записать . Вычитая из 14122 почленно 1411914121 найдем соотношение для определения взаимных поверхностей излучения 14123 14124 14125 Анализируя 1412314125 сформулируем такое правило: В замкнутой системе состоящей из трех невогнутых тел средняя взаимная...
40795. Явление резонанса. Частотные характеристики 65.71 KB
  Частотные характеристики Резонансом называется такой режим работы цепи включающей в себя индуктивные и емкостные элементы при котором ее входное сопротивление входная проводимость вещественно. Следствием этого является совпадение по фазе тока на входе цепи с входным напряжением. Резонанс в цепи с последовательно соединенными элементамирезонанс напряжений Для цепи на рис. В цепи преобладает индуктивность т.
40796. Характеристическое сопротивление и коэффициент распространения симметричного четырехполюсника 96.65 KB
  Для записи уравнений четырехполюсника выделим в произвольной схеме ветвь с единственным источником энергии и любую другую ветвь с некоторым сопротивлением см. Учитывая что в соответствии с принципом взаимности видно что коэффициенты четырехполюсника связаны между собой соотношением Уравнения 3 и 4 представляют собой основные уравнения четырехполюсника;...
40797. Электрические фильтры 65.69 KB
  Качество фильтра считается тем выше чем ярче выражены его фильтрующие свойства т. Классификация фильтров Название фильтра Диапазон пропускаемых частот Низкочастотный фильтр фильтр нижних частот Высокочастотный фильтр фильтр верхних частот Полосовой фильтр полоснопропускающий фильтр Режекторный фильтр полоснозадерживающий фильтр и где В соответствии с материалом изложенным в предыдущей лекции если фильтр имеет нагрузку сопротивление которой при всех частотах равно характеристическому то напряжения и соответственно токи на...
40798. Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических токах 64.74 KB
  Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических токах. Причины возникновения несинусоидальных напряжений и токов могут быть обусловлены или несинусоидальностью источника питания или и наличием в цепи хотя бы одного нелинейного элемента. Кроме того в основе появления несинусоидальных токов могут лежать элементы с периодически изменяющимися параметрами. Характеристики несинусоидальных величин Для характеристики несинусоидальных периодических переменных служат следующие величины и коэффициенты приведены на примере...
40799. Переходные процессы в линейных электрических цепях с сосредоточенными параметрами 66.4 KB
  Для цепей с заданными постоянными или периодическими напряжениями токами источников принужденная составляющая определяется путем расчета стационарного режима работы схемы после коммутации любым из рассмотренных ранее методов расчета линейных электрических цепей. общее решение уравнения 2 имеет вид 4 Соотношение 4 показывает что при классическом методе расчета послекоммутационный процесс рассматривается как наложение друг на друга двух режимов принужденного наступающего как бы сразу после коммутации и свободного имеющего...
40800. Способы составления характеристического уравнения 81.02 KB
  Характеристическое уравнение составляется для цепи после коммутации. путем исключения из системы уравнений описывающих электромагнитное состояние цепи на основании первого и второго законов Кирхгофа всех неизвестных величин кроме одной относительно которой и записывается уравнение 2; путем использования выражения для входного сопротивления цепи на синусоидальном токе; на основе выражения главного определителя. Согласно первому способу в предыдущей лекции было получено дифференциальное уравнение относительно напряжения на...
40801. Переходные процессы в цепи с одним накопителем энергии и произвольным числом резисторов 81.22 KB
  Переходные процессы в цепи с одним накопителем энергии и произвольным числом резисторов. Общий подход к расчету переходных процессов в таких цепях основан на применении теоремы об активном двухполюснике: ветвь содержащую накопитель выделяют из цепи а оставшуюся часть схемы рассматривают как активный двухполюсник А эквивалентный генератор см. Совершенно очевидно что постоянная времени здесь для цепей с индуктивным элементом определяется как: и с емкостным как: где входное сопротивление цепи по отношению к зажимам 12 подключения...