551

Различай ж–з. Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Русский

2013-01-06

81.5 KB

6 чел.

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Тема: Различай ж–з. Антонимы.

Цели:

  •  Фонетико – фонематическая:

      - дифференциация звуков (ж),(з),(з) в слогах, в словах предложениях;

      - звуко-буквенный анализ

  •  Лексическая:

                  - уточнение, обогащение и активизация словаря детей путем подбора слов-антонимов.

  •  Грамматическая:

                  - Грамматически правильно оформлять свои вопросы и ответы детей.

  •  Развитие неречевых процессов:

                  - уточнение пространственных представлений;

                  - развитие слухового внимания, памяти;

                  - совершенствование коммуникативной стороны речи;

                  - развитие моторики;

                  - развитие словесно-логического мышления.

План занятия:

  1.  Организационный момент.
  2.  Основная часть

             1. Выделение на слух звуковых (ж),(з),(з)-и обозначение их буквами Ж, З.

             2. Сравнение букв Ж, З.

             3. Игра «Скажи наоборот».

             4. Словарная работа.

             5. Звуковой анализ и синтез слова - зеркало.

             6. Работа со словами – антонимами.

             7. Динамическая пауза.

             8. Работа над пословицей и ее лексическим значением.

 9. Прослушивание и обсуждение стихотворения Г. Сапгира «У прохожих на                      виду…».

  1.  Подведение итогов.

Оборудование:

зеркала;

звуковые линейки;

картинки – жираф, змея, ложа, лоза;

словарь русского языка С.И. Ожигова;

индивидуальные карточки с правилами, с пословицами.

             Ход занятия:

                            Содержание

          Примечание

  1.  

Организационный момент.

Приветствие

   Л. – Во время наших занятий мы узнали несколько правил чтения и письма. Вспомним эти правила:

      1.  Не путай буквы;

      2.  Не пропускай буквы;

      3.  Не прибавляй к словам лишние буквы;

   Л. – Если мы забываем эти правила, то:

                    - Слова теряют или изменяют свое значение;

                    - Предложения становятся непонятными и    бессмысленными.

Карточки

  1.  

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Звук – буква

   Л. – Поиграем! Определите первый звук в словах – отгадках:

- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф)

   Р.- Первый звук в слове жираф - (ж)

   Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук

- «Это буква широка и похожа на жука»

   Л.- А зовут ее -…

   Р. – Ж (жэ)

   Л. – Продолжаем игру!

- Лежит веревка,

 Шипит плутовка.

Брать ее опасно-

Укусит. Ясно?...(змея)

  Р.- Первый звук в этом слове (з)

  Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук.

- «На эту букву посмотри-

Она совсем как цифра три»

 Л.- А зовут ее-…

 Р. – З (зэ)

 Л.- Кто догадался, какая тема нашего заятия?

 Р.- Различай буквы ж-з. 

 Л.- Что общего между буквами Ж-З. Чем они похожи?

 Р. – Эти буквы обозначают (записывают) согласные звуки

- Эти буквы обозначают звонкие звуки

(ж),(з),(з) – произносятся с голосом.

 Л. – А чем не похожи эти буквы?

 Р.- Написанием

 

- Буква Ж обозначает (записывает) один звук (ж)

 - Буква З обозначает (записывает) два звука (з),(з’)

 Л.- А теперь сравним звуки

Артикуляция (работа с зеркалом)

 Р.- Чтобы сказать звук (ж)

       губы          язык

       зубы          связки

 Р.- Характеристика звука (ж) – согласный, всегда твердый, звонкий

 Р.- Чтобы сказать звук (з)…

 Р.- Характеристика звука (з)…

 Р.- Чтобы сказать звук (з’)…

 Р.- Характеристика звука (з’)…

 Л.- «А сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»

            -     за-за-за

        Р. -    (жа-жа-жа)

            -     жна-жна

            -     зна-жна

            -     зда-зда

            -     коза-кожа

            -     лезу-лежу

            -     зевал-жевал

            -     лоза-ложа

 Л.- А всем ли понятны слова лоза-ложа?

    - Садимся и выясним (обратимся к словарю)

Словарная работа

Звуковой анализ и синтез.

 Л.- Возьмите звуковую линейку

               -     Покажите сколько звуков в слове зеркало

               -      Назовите звуки по порядку;

               -      Сколько гласных звуков?

               -      На каком месте

               -      Сколько согласных?

               -      Дайте характеристику тертьему по счету                          

                       звуку;

               -      Где находится мягкий согласный?

Работа в тетрадях

а) Посадка – пятки на полу, спина прямая, тетрадь под

наклоном

б) Подготовим руки к письму:

                 -       Кулачки мы вместе сложим,

                 -       Нашим пальчикам поможем,

                 -       Разгибаем, загибаем,

                 -       Снова кулачки сжимаем.

в) Запишем дату и тему занятия

г) Чтение слов с доски

  Л.- Прочитаем слова и вставим пропущенные буквы, вспомним правило: «Слышу- пишу»

           гря-ный

           - ара

           - има

           дру-ба

           мо-но

           завя-ать

д) Подбор слов – антонимов

   Л.- Мы называли звуки наоборот, а можем назвать слова-наоборот?

   Л.- Как называются такие слова?

   Р.- Антонимы -это слова с противоположным значением.

е)  Л.- Прочитаем получившиеся пары

ж)  Л.- Запишите в тетрадь те пары слов, где встретятся буквы ж – з

з) Проверка:

   Л.- Сколько вы нашли пар? (проверка)

з)  Л.- Обозначьте буквы ж,з символами звуков

   Л.- Назовите слово, в котором слышим звук (з)

Динамическая пауза

  Л.- «А теперь две минутки для шутки»

                -    Делай наоборот

                -    Внимание!

                -    руки вверх

                -    голова вниз

                -    плечи поднять

Работа над предложением

Трус умирает сто ра-, а смелый –ивёт вечно.

       - Прочитайте, вставьте пропущенные буквы;

       - Читаем вслух с объяснением только слова с

          Пропуском букв, помним о правиле  «слышу-

          пишу»;

       -  Полностью прочитайте пословицу;

       - Объясните значение пословицы;

       - Запишите в тетрадь;

       -  Назовите антонимы, которые встретились в

          пословице (подчеркните их)

Логопед благодарит детей за правильные ответы.

Работа с текстом

   Л.- Прослушайте стихотворение и найдите антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко,

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку  все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы?

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

                         (Г. Сапгир)

Вопросы к тексту:

  1.  Как говорили о яблоке

Конь и Мышонок

Воробей и Улитка

Теленок и Цыпленок

Котенок и Червячок?

  1.  Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
  2.  Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
  3.  Приведите примеры слов, к которым нельзя подобрать антонимы

Итог занятия

   Л.- Подведем итог занятия.

       1. Над какими звуками мы работали?

 Главное различие – рисунок губ и работа языка

 2. Какими буквами обозначаются эти звуки?

Главное различие – написание, буква ж записывает один звук речи, а буква з – два звука.

  1.  Что такое слова – антонимы?

Молодцы! Занятие закончено! Спасибо!

 

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву Ж

Логопед открывает

букву Ж

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву З

Логопед открывает букву З

(ж),(з),(з’)

Открывается на доске запись

Зеркало

Алгоритм

Появляется на доске запись

Алгоритм

Игра в мяч

Картинки

Дети читают по словарю значения слов

Словарь С.И. Ожигова лоза - длинный, гибкий стебель некоторых кустарников.

(виноградная лоза, ивовая лоза).

ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.

Дети отвечают у доски, вставляют пропущенные буквы

Устно называем антонимы

Открывается доска

Логопед стирает с доски лишние пары слов

Нельзя

Карточки

Дети называют антонимы парами и подчеркивают их

Низко-высоко

Близко-далеко

Мало-велико

Кислое-сладкое  

(ж),(з),(з’)

ж  з


АРТИКУЛЯЦИЯ

ЗВУКА

ГУБЫ

ЗУБЫ

ЯЗЫК

                       СВЯЗКИ

СОМКНУТЫ           РАЗОМКНУТЫ


  •  Не путай буквы.

  •  Не пропускай буквы.

  •  Не прибавляй к словам лишние буквы.

  •  Слова теряют или изменяют своё значение.

  •  Предложения

  становятся непонятными

  и бессмысленными.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗВУКА

    ГЛАСНЫЙ        СОГЛАСНЫЙ

 УДАРНЫЙ             ТВЕРДЫЙ         МЯГКИЙ

  БЕЗУДАРНЫЙ        ЗВОНКИЙ   ГЛУХОЙ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73761. Основные черты социального партнерства в Российской Федерации 45.5 KB
  Для пореформенной России характерна также сегментированность социальнотрудовых отношений и неоднородность качества трудовой жизни по отраслям и секторам экономики чему способствовало нарастание отраслевых диспропорций в оплате труда. Сформированные в стране механизмы регулирования социальнотрудовых отношений как законодательные так и коллективнодоговорные недостаточно эффективны. В целом регулирование социальнотрудовых отношений развивается в рамках советской парадигмы экономического развития которую принято называть экстенсивной...
73762. Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на примере лечебно-реабилитационного научного центра детской гематологии, онкологии, иммунологии) 523 KB
  Несмотря на то, что в настоящее время на решение проблемы сопровождения детей в трудной жизненной ситуации направлены усилия многих специалистов, использующих широкий комплекс методов - медицинских, социально-педагогических и психологических, они часто оказываются недостаточно эффективными.
73763. Організація роботи бухгалтерської служби 106.5 KB
  Регламентація діяльності облікових працівників. Після вивчення теми 5 студент повинен вміти: розробити Положення про бухгалтерську службу та посадові інструкції для облікових працівників; спланувати роботу бухгалтера; охарактеризувати вимоги до обладнання робочого місця бухгалтера; скласти акт прийманняпередачі справ при зміні бухгалтера. Регламентація діяльності облікових працівників У ході виконання своїх обов’язків між бухгалтерами та іншими працівниками підприємства виникають взаємовідносини з різних питань що дозволяє виділити такі...
73764. Організація діловодства, документування операцій та документообігу 144.5 KB
  Однією з умов успішної діяльності підприємства є якість управління ним, яке залежить від рівня інформаційного забезпечення керівництва. процес прийняття управлінського рішення передбачає отримання даних, їх аналіз, узагальнення та підготовку в розрізах і форматі, необхідних для управлінського персоналу.
73766. Текст як форма реалізації мовнопрофесійної діяльності. Стилі сучасної української літературної мови у професійному спілкуванні 85.5 KB
  Функціональні стилі української мови та сфера їх застосування Стиль – 1 суспільно необхідний історично сформований різновид літературної мови її функціональна підсистема що обслуговує певну сферу суспільної діяльності мовців і відповідно до цього має свої особливості добору й використання мовних одиниць. Кожний стиль має свою сферу використання призначення ознаки і мовні засоби; 2 сукупність прийомів використання мовних засобів що є характерною для творчості окремого письменника діяча культури мовця індивідуальний стиль; 3...
73767. Східня Україна і козачина на порозі XVII ст. Соціальне значіннє козацтва 357.5 KB
  До сього треба додати ще як постулят також на перший погляд елєментарний і скромний але в практичнім переведенню дуже мало удобоносний се право воєнних контінґентів козацьких взаміну за їx службу державі й охорону полудневих границь на приставстваrdquo; кватири і виживленнє в коронних маєтностях. що йно тільки сам замок збудовано люстрація виказує 36 сїл або хуторівrdquo; що належать до староства Білоцерківського 9 таких же осад на міських ґрунтах десяток сїл в шляхетських державах крім того в Романівськім ключу 5 сїл цїлий...
73768. Полїтичні обставини перших десятилїть XVII в. і їx вплив на зріст і розвій козачини 476 KB
  Не кажуть про Ливонїю тільки про Швецію і дуже її боять ся щоб туди не завели їх на погибільrdquo; доносив кореспондент. Нема згоди між нимиrdquo; доносив згаданий кореспондент Замойскому в початках квітня ст. І чи сукно прийшло б на чотири тисячі чи на шість і так само якісь гроші то хочуть розібрати між собою ті що були в волоськім походї а иньшим дати не хочуть; кажуть так: ми се заслужили а иньші нехай собі заслугують. Так була й Кощина мова на радї: обіцяно гроші й сукно з початку на чотири тисячі а тепер на шість ...
73769. Козачина в службі національних українських змагань. Київський освітний рух і відновленнє православної єрархії 404.5 KB
  Тодї як польські полїтики і правителї тїшили ся приборканнєм української своєволї вчиненим комісією 1619 р. І те що не удавало ся осягнути заходам публицїстів і богословів полїтичних дїячів і релїґійних аґітаторів лїпших сил духовних і світських сучасної України й Білоруси було здобуто завдяки тому що справу взяло під охорону своєї шаблї низове рицарство буйних добичників так мало звязаних з яким небуть церковним житєм що сучасник Сарнїцкий збиравши відомости про козаків 1580х років...