551

Различай ж–з. Антонимы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Русский

2013-01-06

81.5 KB

6 чел.

Конспект логопедического занятия с группой учащихся 3 класса, имеющих диагноз: нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР (3 уровня).

Тема: Различай ж–з. Антонимы.

Цели:

  •  Фонетико – фонематическая:

      - дифференциация звуков (ж),(з),(з) в слогах, в словах предложениях;

      - звуко-буквенный анализ

  •  Лексическая:

                  - уточнение, обогащение и активизация словаря детей путем подбора слов-антонимов.

  •  Грамматическая:

                  - Грамматически правильно оформлять свои вопросы и ответы детей.

  •  Развитие неречевых процессов:

                  - уточнение пространственных представлений;

                  - развитие слухового внимания, памяти;

                  - совершенствование коммуникативной стороны речи;

                  - развитие моторики;

                  - развитие словесно-логического мышления.

План занятия:

  1.  Организационный момент.
  2.  Основная часть

             1. Выделение на слух звуковых (ж),(з),(з)-и обозначение их буквами Ж, З.

             2. Сравнение букв Ж, З.

             3. Игра «Скажи наоборот».

             4. Словарная работа.

             5. Звуковой анализ и синтез слова - зеркало.

             6. Работа со словами – антонимами.

             7. Динамическая пауза.

             8. Работа над пословицей и ее лексическим значением.

 9. Прослушивание и обсуждение стихотворения Г. Сапгира «У прохожих на                      виду…».

  1.  Подведение итогов.

Оборудование:

зеркала;

звуковые линейки;

картинки – жираф, змея, ложа, лоза;

словарь русского языка С.И. Ожигова;

индивидуальные карточки с правилами, с пословицами.

             Ход занятия:

                            Содержание

          Примечание

  1.  

Организационный момент.

Приветствие

   Л. – Во время наших занятий мы узнали несколько правил чтения и письма. Вспомним эти правила:

      1.  Не путай буквы;

      2.  Не пропускай буквы;

      3.  Не прибавляй к словам лишние буквы;

   Л. – Если мы забываем эти правила, то:

                    - Слова теряют или изменяют свое значение;

                    - Предложения становятся непонятными и    бессмысленными.

Карточки

  1.  

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Звук – буква

   Л. – Поиграем! Определите первый звук в словах – отгадках:

- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф)

   Р.- Первый звук в слове жираф - (ж)

   Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук

- «Это буква широка и похожа на жука»

   Л.- А зовут ее -…

   Р. – Ж (жэ)

   Л. – Продолжаем игру!

- Лежит веревка,

 Шипит плутовка.

Брать ее опасно-

Укусит. Ясно?...(змея)

  Р.- Первый звук в этом слове (з)

  Л.- Покажите в воздухе какой буквой обозначается этот звук.

- «На эту букву посмотри-

Она совсем как цифра три»

 Л.- А зовут ее-…

 Р. – З (зэ)

 Л.- Кто догадался, какая тема нашего заятия?

 Р.- Различай буквы ж-з. 

 Л.- Что общего между буквами Ж-З. Чем они похожи?

 Р. – Эти буквы обозначают (записывают) согласные звуки

- Эти буквы обозначают звонкие звуки

(ж),(з),(з) – произносятся с голосом.

 Л. – А чем не похожи эти буквы?

 Р.- Написанием

 

- Буква Ж обозначает (записывает) один звук (ж)

 - Буква З обозначает (записывает) два звука (з),(з’)

 Л.- А теперь сравним звуки

Артикуляция (работа с зеркалом)

 Р.- Чтобы сказать звук (ж)

       губы          язык

       зубы          связки

 Р.- Характеристика звука (ж) – согласный, всегда твердый, звонкий

 Р.- Чтобы сказать звук (з)…

 Р.- Характеристика звука (з)…

 Р.- Чтобы сказать звук (з’)…

 Р.- Характеристика звука (з’)…

 Л.- «А сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»

            -     за-за-за

        Р. -    (жа-жа-жа)

            -     жна-жна

            -     зна-жна

            -     зда-зда

            -     коза-кожа

            -     лезу-лежу

            -     зевал-жевал

            -     лоза-ложа

 Л.- А всем ли понятны слова лоза-ложа?

    - Садимся и выясним (обратимся к словарю)

Словарная работа

Звуковой анализ и синтез.

 Л.- Возьмите звуковую линейку

               -     Покажите сколько звуков в слове зеркало

               -      Назовите звуки по порядку;

               -      Сколько гласных звуков?

               -      На каком месте

               -      Сколько согласных?

               -      Дайте характеристику тертьему по счету                          

                       звуку;

               -      Где находится мягкий согласный?

Работа в тетрадях

а) Посадка – пятки на полу, спина прямая, тетрадь под

наклоном

б) Подготовим руки к письму:

                 -       Кулачки мы вместе сложим,

                 -       Нашим пальчикам поможем,

                 -       Разгибаем, загибаем,

                 -       Снова кулачки сжимаем.

в) Запишем дату и тему занятия

г) Чтение слов с доски

  Л.- Прочитаем слова и вставим пропущенные буквы, вспомним правило: «Слышу- пишу»

           гря-ный

           - ара

           - има

           дру-ба

           мо-но

           завя-ать

д) Подбор слов – антонимов

   Л.- Мы называли звуки наоборот, а можем назвать слова-наоборот?

   Л.- Как называются такие слова?

   Р.- Антонимы -это слова с противоположным значением.

е)  Л.- Прочитаем получившиеся пары

ж)  Л.- Запишите в тетрадь те пары слов, где встретятся буквы ж – з

з) Проверка:

   Л.- Сколько вы нашли пар? (проверка)

з)  Л.- Обозначьте буквы ж,з символами звуков

   Л.- Назовите слово, в котором слышим звук (з)

Динамическая пауза

  Л.- «А теперь две минутки для шутки»

                -    Делай наоборот

                -    Внимание!

                -    руки вверх

                -    голова вниз

                -    плечи поднять

Работа над предложением

Трус умирает сто ра-, а смелый –ивёт вечно.

       - Прочитайте, вставьте пропущенные буквы;

       - Читаем вслух с объяснением только слова с

          Пропуском букв, помним о правиле  «слышу-

          пишу»;

       -  Полностью прочитайте пословицу;

       - Объясните значение пословицы;

       - Запишите в тетрадь;

       -  Назовите антонимы, которые встретились в

          пословице (подчеркните их)

Логопед благодарит детей за правильные ответы.

Работа с текстом

   Л.- Прослушайте стихотворение и найдите антонимы.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

Что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко,

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыпленок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котенку  все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что вы?

Шепчет червячок,-

Сладкий у него бочок.

                         (Г. Сапгир)

Вопросы к тексту:

  1.  Как говорили о яблоке

Конь и Мышонок

Воробей и Улитка

Теленок и Цыпленок

Котенок и Червячок?

  1.  Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему?
  2.  Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
  3.  Приведите примеры слов, к которым нельзя подобрать антонимы

Итог занятия

   Л.- Подведем итог занятия.

       1. Над какими звуками мы работали?

 Главное различие – рисунок губ и работа языка

 2. Какими буквами обозначаются эти звуки?

Главное различие – написание, буква ж записывает один звук речи, а буква з – два звука.

  1.  Что такое слова – антонимы?

Молодцы! Занятие закончено! Спасибо!

 

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву Ж

Логопед открывает

букву Ж

Картинка

Дети в воздухе рисуют

букву З

Логопед открывает букву З

(ж),(з),(з’)

Открывается на доске запись

Зеркало

Алгоритм

Появляется на доске запись

Алгоритм

Игра в мяч

Картинки

Дети читают по словарю значения слов

Словарь С.И. Ожигова лоза - длинный, гибкий стебель некоторых кустарников.

(виноградная лоза, ивовая лоза).

ложа – место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.

Дети отвечают у доски, вставляют пропущенные буквы

Устно называем антонимы

Открывается доска

Логопед стирает с доски лишние пары слов

Нельзя

Карточки

Дети называют антонимы парами и подчеркивают их

Низко-высоко

Близко-далеко

Мало-велико

Кислое-сладкое  

(ж),(з),(з’)

ж  з


АРТИКУЛЯЦИЯ

ЗВУКА

ГУБЫ

ЗУБЫ

ЯЗЫК

                       СВЯЗКИ

СОМКНУТЫ           РАЗОМКНУТЫ


  •  Не путай буквы.

  •  Не пропускай буквы.

  •  Не прибавляй к словам лишние буквы.

  •  Слова теряют или изменяют своё значение.

  •  Предложения

  становятся непонятными

  и бессмысленными.

 


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗВУКА

    ГЛАСНЫЙ        СОГЛАСНЫЙ

 УДАРНЫЙ             ТВЕРДЫЙ         МЯГКИЙ

  БЕЗУДАРНЫЙ        ЗВОНКИЙ   ГЛУХОЙ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85741. МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ НА АВТОПРЕДПРИЯТИИ ГОАО ТП «УГОЛЬ» 619 KB
  Основными направлениями деятельности транспортного предприятия являются: грузовые автомобильные перевозки; ремонт и обслуживание автомобилей; производство и восстановление автомобильных частей и агрегатов а также производство работ изготовление деталей оказание транспортных услуг осуществление деятельности...
85742. Применение системы Google Analytics в ООО «Приоритет» 7.74 MB
  Целью дипломной работы является анализ маркетинговой деятельности компании и внедрение инструментов аналитики для повышения эффективности маркетинговых мероприятий на примере коммерческой организации ООО «Приоритет», занимающейся комплексной разработкой и продвижением сайтов.
85743. Разработка системы защиты атмосферы от загрязняющих выбросов химических производств 165.25 KB
  Истощение природных ресурсов – второй тип воздействия химического (химико-металлургического) производства на окружающую среду. Так строительство химического комбината и эксплуатация им тех или иных конкретных сырьевых ресурсов сопровождается ухудшением качества природных ресурсов, их истощением и загрязнением среды.
85746. АНАЛИЗ И РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА ПРОДАЖ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭЛЕКТРА» 190.25 KB
  Задачи работы: охарактеризовать теоретические аспекты моделирования и прогнозирования продаж на предприятиях; рассмотреть методы прогноза; проанализировать деятельность рассматриваемого предприятия; провести анализ финансового состояния предприятия; определить направления совершенствования...
85747. Технический проект подсистемы материально-технического снабжения будущей АСУ производственной организации ООО «Тигр» 824.75 KB
  Формирование плана оказания услуг по возведению реконструкции фасадов на месяц. Формирование плана изготовления строительных материалов для внутренних нужд на месяц. Составление задания по строительным участкам на месяц. Составление плана выпуска строительных материалов для внутренних нужд организации на месяц и на сутки.
85748. Автоматизированное проектирование задач подсистемы управления персоналом на примере «Стройтехноконтакт» 3.29 MB
  Целью настоящего курсового проекта является разработка технического проекта АСУ предприятия ООО «Стройтехноконтакт», проектирование комплекса задач подсистемы управления кадрами. АСУ представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных...
85749. Привод транспортера подачі матеріалів чи заготовок в цех на дільниці металообробки 3.65 MB
  Згідно з кінематичною схемою привода визначаємо його загальне ККД: пасова передача червячна передача =09508=076. Визначаємо розрахункову потужність електродвигуна: За таблицею обираємо стандартний двигун синхр. Визначаємо оберти n потужності Р крутні моменти Т на валах та діаметри валів. Діаметр більшого шківа визначаємо за формулою: Стандартний діаметр по ГОСТ 1738373: 4.