5510

Общие закономерности экономического развития. Основные типы экономических систем

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Общие закономерности экономического развития. Основные типы экономических систем. Цель изучения данной темы - уяснить, какие экономические категории и законы являются общими для всех времен и народов, с какими экономическими проблемами сталкива...

Русский

2012-12-12

66.5 KB

41 чел.

Общие закономерности экономического развития. Основные типы экономических систем.

Цель изучения данной темы – уяснить, какие экономические категории и законы являются общими для всех времен и народов, с какими экономическими проблемами сталкиваются все экономические системы, как фундаментальные проблемы экономики решаются в различных экономических системах.

Основные понятия: потребности, производство, проблема выбора, факторы производства, земля, труд, капитал, предпринимательские способности, экономическое благо, неэкономическое благо, частное благо, общественное благо, эффективность, экономический рост, кривая производственных возможностей, закон повышающейся доходности, закон сокращающейся доходности.; традиционная, командная, рыночная, смешанная  социально-экономическая система

  1.  Основные экономические понятия
  2.  Кривая производственных возможностей.
  3.  Закон убывающей доходности.
  4.  Основные типы социально-экономических систем

Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности. Фирмы, общества в целом. Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Потребности подразделяются на первичные , удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища , одежда и др.) и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (напр. потребности досуга : театр, кино, спорт и др.) Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, а вторичные – могут.  В соответствии с теорией американского ученого А.Маслоу существует пять основных типов потребностей, которые почти всегда идут в строгом порядке и каждая из которых удовлетворяется только после того, как удовлетворена предыдущая потребность.. Иерархия потребностей Маслоу может быть представлена в виде пирамиды, в основании которой  находятся физиологическое потребности. На втором уровне находится потребность в безопасности, на третьем – социальные потребности (дружбы, любви, принадлежности). На третьем уровне находятся потребности в уважении (как самоуважении, так и уважении со стороны других). На верхнем уровне пирамиды находятся потребности в самореализации и самовыражении.

В экономической теории различают потенциальные потребности (принципиальное желание использовать те или иные блага) и платежеспособные потребности, которые обеспечены реальными денежными доходами. С течением времени потребности имеют тенденцию к росту. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, необходимо осуществлять производство.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательство, информация. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей. Если благо существует в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух, морская вода в океане), оно называется свободным или неэкономическим. Блага, находящиеся в ограниченном количестве называются экономическими. К числу экономических относится большинство благ.

В зависимости от степени доступности выделяют частные блага, общественные блага и квазиобщественные блага.

Частное благо доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность одновременного его потребления другими субъектами. Например, пара обуви, находящаяся в чьей-либо собственности. В условиях частной собственности большинство благ являются частными. Общественные блага - это блага, которые могут одновременно потребляться многими людьми, при этом не только лицами, за них заплатившими. Доступ к потреблению общественных благ не может быть прегражден, они доступны всем. Типичные примеры: национальная безопасность, свет маяка, уличное освещение. Существуют также квазиобщественные блага – это блага, степень доступности которых определяется государством, они могут быть как частными, так и общественными (медицинские услуги, образование).

Общей проблемой всех экономических систем является редкость, или ограниченность ресурсов по отношению к растущим потребностям.

В результате ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. Например, если семья хочет выращивать на приусадебном участке картошку, ей придется отказаться от мысли устроить там газон, если человек решил потратить 50 тыс. долларов на получение образования, то он уже не сможет купить на них квартиру.

То, от чего мы отказываемся, называется альтернативными (вмененными) издержками или альтернативной стоимостью приобретения выбранной нами вещи. В предыдущем примере, если семья будет выращивать картошку, то альтернативной стоимостью будет газон, от которого придется отказаться.

Если имеется несколько альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов, то альтернативной стоимостью будет потеря лучшего из отвергнутых вариантов.

2. Кривая производственных возможностей

С проблемой выбора сталкивались все экономические системы во все времена, она носит всеобщий характер. Перед любым обществом, будь то первобытное племя или развитое постиндустриальное государство, стоят вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Всякий раз, решая «Что производить?» общество, наталкиваясь на ограниченные ресурсы, вынуждено делать альтернативный выбор и от чего-то отказываться.

Для иллюстрации этого выбора обычно используют цифровой пример американского экономиста П. Самуэльсона (см. таблицу 1).

Допустим, необходимо произвести два товара – пушки и масло. Эти товары, как правило, олицетворяют собой альтернативность гражданского и военного производства. Например, все ресурсы общества направлены на производство масла. Будем считать объем его в 5 млн. кг – это максимум, который можно произвести при данном уровне ресурсно-технологического обеспечения. Альтернатива масляному изобилию – пушечное производство, при том же ресурсно-технологическом ограничении, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет иметь и пушки. Причем объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимодополняемы при учете ограниченности ресурсов как единого целого. Значения альтернативных возможностей приведены в табл. 1.

Табл. 1

Альтернативные возможности производства масла и пушек

Возможности

Пушки, тыс. шт.

Масло, млн. Кг

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

9

3

E

5

4

F

0

5

На основе этой таблицы можно построить график, который получил название график производственных возможностей или кривая трансформации (рис. 1), где по горизонтали отмечено количество масла, а по вертикали количество пушек. Зафиксировав цифры на графике и соединив их, получаем кривую производственных возможностей, или трансформации.

                       15  А                                                                     Рис.1. График

Пушки, тыс. шт.                             B                                          производственных

                       12                                        C                               возможностей

                         9                                                     D   

                         6                          .K

                                                                                           E  

                         3                                                                 F   

                         0            1           2           3           4           5        Масло, млн. кг

Экономический смысл трансформации состоит в том, что экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. должна выбирать в данном случае между гражданским и военным производством путем перераспределения ресурсов. Полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена сокращать производство другого. На графике производственных возможностей это показано движением из точки А в точку B. Примером такого выбора может служить наша страна в годы Великой Отечественной войны. Армия нуждалась в громадном количестве военной техники, боеприпасов и др. Но все военные заводы и так работали на пределе мощностей. Пришлось отказаться от производства значительной части гражданских товаров, развернув вместо этого выпуск оружия. И хотя жизнь в тылу стала в результате этого тяжелей, лозунг «Все для фронта, все для победы!» был символом национального сплочения.

Одновременное увеличение выпуска всех товаров, а значит, и прорыв проблемы выбора («либо то, либо это, но не все сразу») возможно лишь при увеличении экономического потенциала страны. На рис. 2 это показано смещением кривой производственных возможностей вверх и вправо (A1F1).

    А1                                                                                                                  Рис.2.

     

      

    А

   А2

    

    

               F2     F         F1

                 

                        

Возможен и другой вариант: сокращение инвестиций, безработица, разрушение производственных фондов могут привести к сдвигу кривой производственных возможностей вниз и влево (A2F2).

При неполной загрузке производственных мощностей или безработице различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой, а, например, в точке K. Эта точка показывает, что при дополнительном использовании ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство.

 3.

Общим для всех экономических систем являются также закон убывающей доходности, который определяет взаимосвязи между затратами в производстве и выпуском продукции. Суть закона убывающей доходности состоит в том, что если дополнительные затраты одного фактора (труда), сочетаются с неизменным фактором другого фактора (земли), то после какого-то определенного момента новые дополнительные затраты дают все меньший объем дополнительной продукции. Обратимся к простому примеру. Допустим, у нас есть участок в 5 соток земли, на котором мы выращиваем картофель. В таблице 2 содержатся примерные цифры, характеризующие соотношение между дополнительными затратами и выпуском.

Табл. 2

Кол-во земли

Кол-во труда

Объем произведенного продукта

Дополнительная продукция как результат увеличения труда

5 соток

1

30

-

5 соток

2

33

3

5 соток

3

35

2

5 соток

4

35

0

5 соток

5

35

0

Мы видим, что если появление второго работника привело к увеличению урожая на 3 мешка, то третий смог обеспечить увеличение только на 2 мешка. Закон убывающей доходности вступил в силу, четвертый и пятый работники не приносят дополнительного дохода. Если бы этого закона не существовало, то 5 соток земли могли бы обеспечить продовольствием весь мир, но это невозможно.

Следует подчеркнуть, что закон убывающей доходности действителен только при изменении одного фактора (или нескольких факторов) производства и неизменности остальных. Другой результат наблюдается при одинаковом и единовременном увеличении всех факторов производства: налицо процесс увеличения выпуска продукции в такой же или даже большей степени, по сравнению с увеличением факторов производства. Последний случай называется ростом  доходности на основе увеличения масштаба производства или эффектом масштаба.

4.

Истории известны три основных типа экономических систем, имеющих различные механизмы функционирования экономики: традиционная, командная и рыночная.

Традиционная экономика имеет тысячелетнюю историю. Она существовала в странах Древнего Востока, Индии, Египте, Китае. Сейчас традиционная экономическая система сохраняется в экономически слаборазвитых странах. Экономическая жизнь общества регламентируется освященными веками традициями и обычаями, сохраняется кастовое и сословное деление. Обычаи диктуют что, как и для кого производить. Традиционная экономика характеризуется ограниченными потребностями, базируется на отсталой технике и технологии, распространении ручного труда. Сохраняются натурально-общинные формы хозяйства, широко распространено крестьянское и ремесленное хозяйство. Одним из главных факторов, сдерживающих превращение традиционной экономики в рыночное хозяйство, является традиционная система религиозных и культурных ценностей, порицающих стремление к обогащению.

Административно-командная система. Господствовала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Сохраняется на Кубе и в Северной Корее. Характерными чертами командной экономики являются: государственная собственность на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное планирование. Государственные плановые органы в централизованном порядке распределяют материальные, трудовые и финансовые ресурсы, всесторонне регламентируют деятельность каждого предприятия. Вопросы «что, как и для кого производить» решаются государством, предприятия лишены какой-либо самостоятельности. Командная экономика является очень жесткой и неэффективной. Затраты на производство продукции были очень высокими, постоянно возникали дефициты тех или других товаров, т.к. предвидеть изменение общественных потребностей в масштабе всей страны принципиально невозможно. Отличительной особенностью распределения продукции в условиях командной системы являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты, так называемой номенклатуры. Командная система показала свою невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического роста, поэтому она была демонтирована практически во всех странах.

Для рыночной экономики характерна частная собственность на факторы производства, ей присущ рыночный механизм регулирования экономической деятельности посредством конкуренции. В условиях рыночной экономики существуют множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара. Фундаментальные задачи экономики (что, как, для кого производить) решаются опосредованно, через цены и рынок. Изменение цен является компасом, который показывает производителю что надо производить, конкуренция побуждает его использовать наиболее эффективные технологии производства (как производить), а размеры покупательского спроса тех или иных групп населения указывает для кого производить. Рыночная система является самой гибкой из трех экономических систем, она способна приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Рыночный механизм успешно справляется с экономическими проблемами, но не в силах решить социальные. Поэтому в большинстве развитых стран имеет место так называемая «социальная» рыночная экономика, в которой рынок сочетается с государственным регулированием экономики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85054. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и эвакуация 31.19 KB
  Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и эвакуация Цель урока. Обобщить знания учащихся о системе оповещения населения страны о чрезвычайных ситуациях познакомить их с основными направлениями совершенствования системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Изучаемые вопросы Система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Локальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
85055. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения 30.84 KB
  Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения Цель урока. Познакомить учащихся с основным содержанием аварийноспасательных и других неотложных работ АС ДНР обратить внимание на предназначение аварийноспасательных и неотложных работ познакомить учащихся с основными видами обеспечения АС ДНР. Изучаемые вопросы Аварийноспасательные работы и их предназначение. Основные виды обеспечения аварийноспасательных и других неотложных работ.
85056. Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность 30.15 KB
  Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность Цель урока. Систематизировать знания учащихся о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности об основных составляющих здоровья и факторах на него влияющих. Сформировать убеждение что каждый человек сохраняя и укрепляя свое личное здоровье вносит вклад в укрепление общественного здоровья. Факторы оказывающие влияние на здоровье.
85057. Здоровый образ жизни и его составляющие 31.14 KB
  Здоровый образ жизни и его составляющие Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека в повседневной жизни. Изучаемые вопросы Духовная составляющая здорового образа жизни. Физическая составляющая здорового образа жизни.
85058. Репродуктивное здоровье населения и национальная 31.19 KB
  Систематизировать знания учащихся о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья человека и общества. Показать роль и значение семьи в укреплении репродуктивного здоровья и обеспечении национальной безопасности России. Роль семьи в обеспечении репродуктивного здоровья человека и общества. Уровень репродуктивного здоровья это своего рода итог всего комплекса состояния репродуктивного здоровья человека и российского общества.
85059. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе 30.45 KB
  Понятие о ВИЧинфекции и СПИДе Цель урока. Познакомить учащихся с общими понятиями о ВИЧинфекции и СПИДе обратить внимание на основные причины распространения ВИЧинфекции в нашей стране. Сформировать убеждение в том что соблюдение норм здорового образа жизни единственная профилактика ВИЧинфекции. Изучаемые вопросы Общие понятия о ВИЧинфекции и СПИДе.
85060. Инфекции, передаваемые половым путем 30.46 KB
  Познакомить учащихся с признаками основных инфекций передаваемых половым путем ИППП и причинами их распространения. Обсудить основные меры профилактики ИППП. Основные меры по профилактике ИППП. Самый высокий уровень заболеваемости ИППП отмечается в группе 20 21летних затем 15 19летних.
85061. Россия в мировом сообществе 32.75 KB
  Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства направленной на обеспечение стабильности и национальных интересов России. Изучаемые вопросы Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.
85062. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 34.01 KB
  Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...